Саломея (; Греческий : Σαλώμη; Иврит : שלומית, Шломит, относится к שָׁלוֹם : шалом, «мир»; 10s – 60s AD ), дочь Ирода II и Иродиада, внучка Ирод Великий известен из записей Нового Завета, где она фигурирует как неназванная дочь Иродиады, и из рассказа Флавия Иосифа, где дочь Иродиады зовут Саломея. В Новом Завете она упоминается как падчерица Ирода Антипы, требующая и получившая голову Иоанна Крестителя. По словам Иосифа Флавия, она была сначала замужем за своим дядей Филиппом Тетрархом, после смерти которого (34 г. н.э.) она вышла замуж за своего кузена Аристобула Халкидского, став королевой Халкида и Малая Армения.
Евангелие история ее танца на праздновании дня рождения ее отчима, который обезглавил Иоанна Крестителя по ее просьбе, вдохновила искусство, литературу и музыку длительный период времени. Среди картин - картины Тициана и Гюстава Моро. одноименная пьеса Оскара Уайльда и ее последующая постановка Рихардом Штраусом относятся к числу литературных и музыкальных воплощений, которые пытались изобразить ее. Она также появлялась в кино, например, в фильме «Саломея» 1953 года с Ритой Хейворт в главной роли.
Саломею обычно отождествляют с дочерью Иродиада, которая, согласно Новому Завету (Марка 6: 21–29 и Матфей 14: 3–11 ), танцевала для Ирод. В своей Иудейских древностях Иосиф упоминает браки и детей дочери Иродиады по имени Саломея.
Согласно Марка 6: 21–29 дочь Иродиады танцевала перед Иродом на праздновании его дня рождения, и при этом дала матери возможность получить голову Иоанна Крестителя. Хотя в рассказах Нового Завета не упоминается имя девочки, эту дочь Иродиады часто отождествляют с Саломией. Согласно Евангелию от Марка, Иродиада злилась на Иоанна за то, что он заявил, что брак Ирода с ней был незаконным; она призвала свою дочь потребовать казни Иоанна.
Отчет Марка (6: 21–28) гласит:
Настал удобный день, когда Ирод накрыл ужин в свой день рождения для своих высокопоставленных чиновников и военачальники и самые выдающиеся люди Галилеи. Дочь Иродиады вошла и танцевала, угодив Ироду и тем, кто обедал с ним. Царь сказал девушке: «Проси у меня все, что хочешь, и я дам тебе». Да, он поклялся ей: «Что бы ты ни попросил у меня, я дам тебе это до половины моего царства». Она вышла и сказала матери: «Что мне просить?» Она сказала: «Голова Иоанна Крестителя». Она немедленно бросилась к царю и обратилась с просьбой, сказав: «Я хочу, чтобы ты немедленно дал мне на блюде голову Иоанна Крестителя». Хотя это глубоко опечалило меня. его, король не хотел игнорировать ее просьбу из-за его клятв и его гостей.Поэтому царь немедленно послал телохранителя и приказал ему принести голову Иоанна.Так что он пошел и обезглавил его в темнице, а затем нанес ему голову. блюдо. Он подал его девушке, а девушка отдала его своей матери. Когда его ученики услышали об этом, они пришли, взяли его тело и положили в гробницу.
параллельный отрывок в Евангелии от Матфея (14: 6–11):
Но в день рождения Ирода дочь Иродиады танцевала перед ними и угодила Ироду. После чего он с клятвой пообещал дать ей о чем бы она ни попросила у него. Но она, получив наставление от своей матери, сказала: «Дай мне сюда, на блюде, голову Иоанна Крестителя». И царь опечалился: из-за его клятвы и для сидящих с ним за столом он приказал дать ее. И он послал, и обезглавил Иоанна в темнице. И его голову принесли на блюде: и ее отдали девушке, и она отнесла ее своей матери.
В некоторых древнегреческих версиях Марка написано «дочь Ирода Иродиада» (а не «дочь упомянутой Иродиады».). Для ученых, использующих эти древние тексты, и мать, и дочь имели одно и то же имя. Однако латинская Библия Вульгата переводит этот отрывок так, как он выше, и поэтому западные отцы церкви, как правило, называли Саломею «дочерью Иродиады» или просто «девушкой». Тем не менее, поскольку ее имя в Библии не указано иначе, идея о том, что и мать, и дочь были названы Иродиадой, получила известность в Европе в начале Нового времени.
Дочь Иродиады, возможно, не ученица Саломеи, который является свидетелем Распятия Иисуса в Марка 15:40. Однако апокрифическая Книга Воскресения Христова, псевдонимно приписываемая апостолу Варфоломею, называет «Саломею искусительницу» среди женщин, которые пошли к пустой гробнице; Возможно, это отражает раннюю традицию, согласно которой Саломея, дочь Иродиады, находилась у гробницы.
Саломея упоминается как падчерица Ирода Антипы в «Еврейских древностях» Иосифа Флавия (книга XVIII, глава 5)., 4):
Иродиада, [...] была замужем за Иродом, сыном Ирода Великого, который родился в Мариамне., дочь Симона первосвященника, имевшая дочь Саломею; после рождения которого Иродиада взяла на себя ее, чтобы нарушить законы нашей страны, и развелась со своим мужем, пока он был жив, и была замужем за Иродом, братом ее мужа по отцовской линии, ему было тетрарх из Галилеи ; но ее дочь Саломея была замужем за Филиппом, сыном Ирода, и тетрархом Трахонита ; и так как он умер бездетным, Аристобул, сын Ирода, брат Агриппы, женился на ней; у них было три сына: Ирод, Агриппа и Аристобул;
Согласно Уильяму Смиту Словарь греческих и римских древностей :
Несколько монет с найдены портреты Аристобула и Саломеи.
История ее танца перед Иродом с головой Иоанна Крестителя на серебряном блюде побудила средневековых христианских художников изобразить ее как олицетворение похотливая женщина, соблазнительница, уводящая мужчин от спасения.
христианские традиции изображают ее как символ опасной женской соблазнительности, особенно в отношении танца, упомянутого в Новом Завете, который, как считается, имел эротический элемент в нем, и в некоторых более поздних трансформациях он был далее обозначен как Танец семи покрывал. Другие элементы христианской традиции концентрируются на ее беззаботной и холодной глупости, которая, согласно Евангелию, привела к смерти Иоанна Крестителя . Доктор философии Брайант Г. Вуд приводит цитату Дэвида Флюссера, ведущего специалиста по раннему христианству, о том, что ее «биографический профиль предполагает нормальную, нравственную личность». Тем не менее, аналогичный мотив был замечен Оскаром Уайльдом в его Саломее, в которой она играет роковую женщину. Это параллельное представление христианской иконографии, сделанное еще более запоминающимся благодаря опере Рихарда Штрауса, основанной на произведениях Уайльда, так же согласуется с описанием Иосифа Флавия, как и традиционное христианское изображение; однако, по словам романизированного еврейского историка, Саломея прожила достаточно долго, чтобы выйти замуж дважды и вырастить нескольких детей. Немногие литературные источники уточняют биографические данные, данные Иосифом.
Несмотря на рассказ Иосифа, ее не называли Саломеей до девятнадцатого века, когда Гюстав Флобер (вслед за Иосифом) назвал ее « Саломея «в его рассказе» Иродиада ".
Эта библейская история долгое время была фаворитом художников. Среди художников, которые сделали известные изображения Саломеи, Масолино да Паникале, Филиппо Липпи, Беноццо Гоццоли, последователи Леонардо да Винчи Андреа Соларио и Бернардино Луини, Лукас Кранах Старший, Тициан, Караваджо, Гвидо Рени, Фабрициус, Анри Реньо, Жорж Рочегросс, Гюстав Моро, Ловис Коринт и Федерико Бельтран-Массес.
версия Тициана (иллюстрация около 1515) подчеркивает контраст между невинными девичье лицо и зверски отрубленная голова. Эта картина Тициана, служащая рядом с ней, также считается Юдифью с головой Олоферна. В отличие от Саломеи, которая остается безымянной в христианской Библии, Джудит - иудео-христианский мифический патриот, история которого, возможно, менее психологична, и, поскольку она была вдовой, не может быть особенно девичьей или невинной в представлениях.
В версии Моро. (иллюстрация) фигура Саломеи является символом роковой женщины, модного образа fin-de-siecle декаданса. В своем романе 1884 года À rebours француз Жорис-Карл Гюисманс описывает изображение Саломеи на картине Моро:
Она больше не была просто танцующей девушкой, вымогающей крик похоть и вожделение старика из-за похотливых искажений ее тела; кто ломает волю, овладевает разумом Короля зрелищем ее дрожащих грудей, вздымающегося живота и трясущихся бедер; теперь она была раскрыта в некотором смысле как символическое воплощение древнего порока мира, богиня бессмертной Истерии, проклятие красоты, превосходящее все остальные красоты каталептическим спазмом, который шевелит ее плоть и закаливает ее мускулы, - чудовищное чудовище. Апокалипсис, безразличный, безответственный, бесчувственный, отравляющий.
Саломея Франц фон Штук, 1906Саломея появляется как персонаж в Алессандро Страделла оратория [scores ] (Святой Иоанн Креститель), сочиненная в 1676 году, которая включает в себя «Queste lagrime e sospiri», арию, исполненную персонажем Саломеи.
В 1877 были опубликованы «Три сказки» Гюстава Флобера , в том числе «Иродиада». В этой истории полная ответственность за смерть Иоанна возлагается на мать Саломеи Иродиаду и священников, опасающихся его религиозной власти. Сама Саломея изображена в виде молодой девушки, которая забывает имя человека, голову которого она просит, когда она просит ее. Опера Жюля Массне 1881 года Иродиада была основана на рассказе Флобера.
Фэнтези 1934 года новелла Ведьма должна родиться от Роберт Э. Ховард, один из цикла Конан-варвар, изображает злую доисторическую ведьму по имени Саломея, и явно подразумевается, что она была более ранним воплощением Персонаж Нового Завета с тем же именем.
Саломея показана в мистерии как олицетворение удовольствия Карла Юнга в Красной книге. Благодаря анализу сновидений и активному воображению, она рассматривается как «дочь Илии»: неисторические, но скорее метафизические и символические отношения между Удовольствием / Саломией и Илией / Предвидением, где нельзя действовать, не действуя должным образом, без другой
Взаимодействуя с Саломеей, Юнг узнает, как он пренебрегал эмоциональной стороной своей личности и трудностями принятия той части себя, которую подавлял.
История Саломе стала предметом символической пьесы Оскара Уайльда, которая была впервые запрещена в Лондоне в 1892 году, когда шли репетиции, и впоследствии премьера которой состоялась в Париже в 1896 году под французским названием Саломе. В пьесе Уайльда Саломея извращенно увлекается Иоанном Крестителем и заставляет его казнить, когда Джон отвергает ее привязанность. В финале Саломея берет отрубленную голову Джона и целует ее.
Поскольку в то время британский закон запрещал изображение библейских персонажей на сцене, Уайльд написал пьесу первоначально на французском языке, а затем выпустил английский перевод ( под названием Саломея). К этому Грэнвилл Банток сочинил музыку, премьера которой состоялась 19 апреля 1918 года в Court Theatre, Лондон.
Пьеса Уайльда (в немецком переводе Хедвиг Лахманн ) была сокращена до одноактной оперы Рихардом Штраусом. Опера Саломея, премьера которой состоялась в Дрездене в 1905 году, известна Танцем семи покрывал. Как и в пьесе Уайльда, действие поворачивается к самой Саломее, превращая ее мать в битового игрока, хотя опера в меньшей степени сосредоточена на мотивах Ирода, чем пьеса.
Вскоре после успеха оперы Штрауса., Антуан Мариотт создал еще одну оперу, основанную на оригинальном французском сценарии Уайльда. Премьера состоялась 30 октября 1908 года в Большом театре Лиона. Эта опера была возрождена только в 2005 году на фестивале Монпелье.
В 1907 Флоран Шмитт получил заказ от Жака Руше. сочинить балет La tragédie de Salomé для Лои Фуллер для выступления в Театре искусств. Другой балет «Саломея» был написан японским композитором Акирой Ифукубе в 1948 году. В 1978 году состоялась премьера балета датского хореографа Флемминга Флиндта на музыку Питера Максвелла Дэвиса. Хореограф был заказан San Francisco Ballet для его версии балета Саломеи в 2017 году.
В «Саломее» (1896) греческого поэта Константин Кавафи, Саломея спровоцировала смерть Иоанна Крестителя в рамках тщетной попытки заинтересовать «молодого софиста, равнодушного к чарам любви». Когда Саломея преподносит ему голову Крестителя, софист отвергает ее, в шутку замечая: «Дорогая Саломея, мне бы лучше было получить твою собственную голову». Относясь к шутке серьезно, безнадежно увлеченная Саломея позволяет себе обезглавить, и ее голова должным образом отнесена к софисту, который, однако, с отвращением отвергает это и возвращается к изучению диалогов Платона.
. Поэзия Саломеи также была написана, среди прочих, Ай (1986), Ник Кейв (1988) и Кэрол Энн Даффи (1999).
Описательная фортепианная пьеса Мела Бониса под названием Salomé (1909) является частью ее серии Femmes de Légende.
Альбом 1989 года под названием Salome Dances for Peace струнного квартета Kronos Quartet.
Песни о Саломее были написаны, в частности, Арчибальдом Джойсом (1907, 1912), Томми Дунканом (1952), Карел Крыл (1965), доктора. P (1974), Джон Кейл (1978), Ким Уайлд (1984), U2 (1990), Эндрю Ллойд Уэббер (1993), Лиз Фейр (1993), Курт Эллинг (1995), Сьюзен МакКаун (1995), Марк Сент-Джон Эллис в роли Элайджи (1995), Old 97's (1997), The Changelings (1997), Loudovikos ton Anogeion (1997), The Residents ( 1998), Энрике Банбери (1998), Чаянн (1999), Патти Смит (2000), Убить Миранду (2001), Гэри Джулс '"Таблетки" (2001), The Booda Velvets (2001), Штормовая ведьма (2004), Флипрон (2006), Ксандрия (2007), Пит Доэрти (2009), Saltatio Mortis (2009), 9GOATS BLACK OUT (2009), Джастин Вивиан Бонд (2011), Регина Спектор и Кая (2012), Бегемот (2014), Wovenhand (2014), Браки (2015) и Джарвис Кокер (2017).
Саломея Уайльда часто превращалась в фильм, особенно в немой фильм 1923 года «Саломея » с Аллой Назимовой в главной роли. и фильм Кена Рассела 1988 года, Последний танец Саломеи, в котором также присутствуют Уайльд и лорд Альфред Дуглас в качестве персонажей. Стивен Беркофф снял свою сценическую версию пьесы в 1992 году.
В фильме 1950 года Бульвар Сансет изображена главная героиня Норма Десмонд как написание сценария для немого фильма о легенде о Саломее, попытка создать сценарий и исполнение одной из сцен из ее сценария после того, как сошла с ума.
Другие фильмы Саломеи включают:
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Саломея. |