В христианской традиции Четыре евангелиста - это Матфей, Марк, Лука и Иоанн, авторы приписывают создание четыре Евангелия в Новом Завете, которые носят следующие названия: Евангелие от Матфея ; Евангелие от Марка ; Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна.
Евангелия от Матфея, Марка и Луки известны как синоптические Евангелия, потому что они включают в себя многие из тех же историй, часто в та же последовательность. Хотя периоды, к которым обычно датируются Евангелия, предполагают иное, традиционно считается, что авторами были двое из Двенадцати Апостолов из Иисуса, Иоанн и Матфей, а также два «апостольских» мужчин, "Марк и Лука, которых Православная Традиция записывает как членов 70 Апостолов (Луки 10 ):
Их называют евангелистами, это слово означает «люди, возвещающие благую весть», потому что их книги стремятся сообщить «благую весть» («Евангелие») Иисус.
В иконографии евангелисты часто появляются в портретах евангелистов, взятых из классической традиции, и также часто представлены символами которые происходят от четырех «живых существ », которые тянут трон-колесницу Бога, Меркабу, в видении в Книге Иезекииля (Глава 1 ), отраженная в Книге Откровений (4: 6–9ff ), хотя ни один из источников не связывает существ с евангелистами. Изображения обычно, но не всегда, появляются с крыльями, как у ангелов. Когда символы четырех евангелистов появляются вместе, это называется тетраморф, и это обычное явление в романском искусстве Европы, в церковных фресках или фресках., например.
Значения символов росли веками, с ранней формулировкой Иеронимом, и были полностью выражены Рабаном Маурусом, который выделил три слоя значений для зверей, как олицетворение, во-первых, евангелистов, во-вторых, природы Христа и, в-третьих, добродетелей, требуемых от христианина для спасения: эти животные, возможно, первоначально рассматривались как представители высших форм различных видов животных, то есть человека, царь творения как образ творца; лев как царь хищных зверей (мясоед); бык как король домашних животных (травоядный) и орел как король птиц.
Символы четырех евангелистов здесь изображены в Келлской книге. Четыре крылатых существа символизируют по часовой стрелке сверху слева Матфея, Марка, Иоанна и Луки.Каждый из символов изображен с крыльями, следуя библейским источникам сначала в Иезекииль 1 –2, а затем в Откровение. Символы показаны вместе с евангелистами или вместо них в раннесредневековых Евангелиях и являются обычным сопровождением Христа в величии, когда они изображаются в тот же период, отражая видение в Откровении. Они были представлены как один из наиболее распространенных мотивов, найденных на церковных порталах и апсидах, а также во многих других местах.
Окружая Христа, фигура человек обычно появляется вверху слева - над правой рукой Христа, а лев над левой рукой Христа. Под человеком - бык, а под львом - орел. Это и отражает средневековую идею о порядке «благородства» природы зверей (человек, лев, вол, орел) и текст Иезекииля 1:10. С тринадцатого века их использование стало сокращаться, так как вошла в обиход новая концепция Христа в величии, показывающая раны страстей. Иногда в портретах евангелистов они кажутся диктовками писавшему евангелисту.
Матфей часто упоминается как «первое евангельское повествование» не только из-за его места в каноне, но и ввиду святоотеческого свидетельства на этот счет. Однако большинство библеистов считают, что Евангелие от Марка было написано первым (см. Markan priority ), а Евангелие от Иоанна было написано последним.
Стало обычным говорить о «Евангелии от Матфея»… «Евангелии от Иоанна», не в последнюю очередь потому, что оно короче и гораздо более плавно скатывается с языка; но стоит отметить, что в древних титулах используется не родительный падеж владения, а предлог «согласно», означающий, что каждый евангелист излагает одно «Евангелие Божие» в соответствии со своими собственными способностями, но не в смысле создавая свою собственную историю.
Рубенс, 1614
Авраам Блумарт, ок. 1612-1615, Художественный музей Принстонского университета
Символ, обращенный к портрету евангелиста в начале Евангелия от Иоанна; Эгмондские Евангелия, Королевская библиотека Нидерландов
Codex Amiatinus, самое раннее сохранившееся полное Вульгата Библия, восьмой век
Каролингское изображение из Ахен Евангелие, 820
На Wikimedia Commons есть материалы по теме Четыре евангелиста. |