Обложка первого издания | |
Автор | Маргарет Этвуд |
---|---|
Художник обложки | Тад Аронович, дизайн; Гейл Гельтнер, коллаж (первое издание, в твердом переплете) |
Страна | Канада |
Язык | английский |
Жанр | Роман- антиутопия Спекулятивная фантастика Трагедия |
Издатель | Макклелланд и Стюарт Хоутон Миффлин Харкорт ( электронная книга ) |
Дата публикации | 1985 (твердый переплет) |
Тип СМИ | Печать ( твердая и мягкая обложка ) |
Страницы | 311 |
ISBN | 0-7710-0813-9 |
С последующим | Заветы |
Рассказ Служанки является мрачном романа по канадскому автору Маргарет Этвуд, опубликованный в 1985 году установлен в ближайшем будущем Новой Англии, в сильно патриархальном, тоталитарном theonomic государства, известное как Республика Галаада, что сверг правительство Соединенных Штатов. Главный персонаж и рассказчик - женщина по имени Оффред, одна из группы, известной как «служанки», которым насильно поручено производить детей для «командиров» - правящего класса мужчин в Галааде.
Роман исследует темы порабощенных женщин в патриархальном обществе, потери женской свободы воли и индивидуальности, а также различные средства, с помощью которых они сопротивляются и пытаются обрести индивидуальность и независимость. Роман названия эхо - сигналы составных части Джеффри Чосер «S: The Canterbury Tales, которая представляет собой ряд соединенных историй (например,„Повесть торговца“и„Рассказ Парсонса“). Это также намек на традицию сказок где главный герой рассказывает свою историю.
«Рассказ служанки» получил в 1985 году премию генерал-губернатора и первую премию Артура Кларка в 1987 году; он также был номинирован на премию Небула 1986 года, Букеровскую премию 1986 года и премию Прометея 1987 года. Книга была адаптирована к фильму 1990 года, опере 2000 года, телесериалу 2017 года и другим средствам массовой информации.
Версия электронной книги была опубликована Houghton Mifflin Harcourt.
Роман-продолжение, The Testaments, был опубликован в 2019 году.
После инсценированного нападения, в результате которого были убиты президент Соединенных Штатов и большая часть Конгресса, радикальная политическая группа под названием «Сыны Иакова» использует теономическую идеологию, чтобы начать революцию. Действие Конституции Соединенных Штатов приостановлено, газеты подвергаются цензуре, а то, что раньше было Соединенными Штатами Америки, превращается в военную диктатуру, известную как Республика Галаад. Новый режим быстро укрепляет свою власть, обгоняя все другие религиозные группы, включая традиционные христианские конфессии. Кроме того, режим реорганизует общество, используя своеобразную интерпретацию некоторых идей Ветхого Завета и новую милитаризованную иерархическую модель социального и религиозного фанатизма среди вновь созданных социальных классов. Прежде всего, самым большим изменением является серьезное ограничение прав людей, особенно женщин, которым не разрешается читать, писать, владеть собственностью или обращаться с деньгами. Наиболее важно то, что женщины лишены контроля над собственными репродуктивными функциями.
История рассказана от первого лица женщиной по имени Оффред. В эту эпоху загрязнения окружающей среды и радиации она - одна из немногих оставшихся фертильных женщин. Поэтому ей насильно поручают производить детей для «командиров», правящего класса мужчин, и она известна как «служанка» на основе библейской истории о Рахили и ее служанке Билле. Помимо служанок, другие женщины также принадлежат к социальному классу и следуют строгому дресс-коду, от высшего к низшему: жены командиров - синего цвета; служанки в красном с белыми пеленами на лицах; Тети (которые обучают и воспитывают служанок) в коричневом цвете; Марты (повара и горничные) в зеленом; Econowives (жены мужчин более низкого ранга, которые занимаются всем в домашней сфере) в синих, красных и зеленых полосах; молодые незамужние девушки в белом; и вдовы в черном.
Оффред подробно рассказывает о своей жизни, начиная с ее третьего задания в качестве служанки командира. Ее рассказы о сегодняшнем опыте перемежаются воспоминаниями о ее жизни до и во время начала революции, включая ее неудачную попытку бежать в Канаду с мужем и ребенком, ее идеологическую обработку в качестве служанки тети и побег ее подруги Мойры из центра идеологической обработки. В ее новом доме к ней плохо обращается жена Командира, бывшая христианская медийная личность по имени Серена Джой, которая поддерживала домашнюю и подчиненную роль женщин задолго до основания Галаад. К удивлению Оффреда, Командир просит ее увидеться за пределами «Церемонии», репродуктивного ритуала, обязательного для служанок и предназначенного для зачатия в присутствии его жены. Эти двое начинают незаконные отношения, в которых они играют в Scrabble, и Оффреду разрешается просить его об одолжении, будь то информация или материальные предметы. Наконец, он дает ей нижнее белье и отводит в секретный государственный бордель под названием Jezebel's. Оффред неожиданно встречает там Мойру с нарушенной волей, и она узнает, что тех, кто нарушает закон, отправляют в колонии для очистки токсичных отходов или разрешают работать у Иезавели в качестве наказания.
В дни между визитами к Командиру Оффред также узнает от своего партнера по магазинам, женщины по имени Офглен, о сопротивлении Mayday, подпольной сети, работающей над свержением Республики Галаад. Не зная о преступных действиях Оффреда с ее мужем, Серена начинает подозревать, что Командир бесплоден, и принимает меры к тому, чтобы Оффред начал тайные сексуальные отношения с Ником, личным слугой Командира. После их первоначального сексуального контакта Оффред и Ник также начинают встречаться по собственной инициативе, при этом Оффред обнаруживает, что ей нравятся эти интимные моменты, несмотря на воспоминания о ее муже, и делится с ним потенциально опасной информацией о своем прошлом. Кроме того, Оффред говорит Нику, что думает, что беременна.
Однако Офглен исчезает (сообщается как о самоубийстве), и Серена находит доказательства отношений между Оффредом и Командиром, что заставляет Оффред задуматься о самоубийстве. Вскоре после этого в дом приходят мужчины в форме тайной полиции, Глаза Бога, неофициально известные как «Глаза», чтобы забрать ее. Когда ее ведут к ожидающему фургону, Ник говорит ей доверять ему и идти с мужчинами. Неясно, являются ли мужчины на самом деле Глазами или членами сопротивления Mayday. Оффред до сих пор не уверена, является ли Ник членом Mayday или Око, выдающим себя за них, и не знает, приведет ли уход к ее побегу или поимке. В конце концов, она садится в фургон, не зная о своем будущем.
Роман завершается мета-вымышленным эпилогом, описанным как частичная стенограмма конференции международной исторической ассоциации, проходившей в 2195 году. Основной докладчик объясняет, что рассказ Оффреда о событиях романа был записан на кассеты, позже найденные и расшифрованные историками. изучение того, что тогда называется «периодом Галаад».
В соответствии с ее утверждениями о том, что «Рассказ служанки» - это произведение спекулятивной, а не научной фантастики, роман Этвуд предлагает сатирический взгляд на различные социальные, политические и религиозные тенденции в Соединенных Штатах в 1980-х годах. Ее мотивация для написания романа заключалась в ее убеждении, что в 1980-х годах религиозные права обсуждали, что они будут делать с / с женщинами, если они придут к власти, включая « Моральное большинство», « Фокус на семье», Христианскую коалицию и администрацию Рональда Рейгана.. Кроме того, Этвуд задается вопросом, что произойдет, если эти тенденции, и особенно «небрежное отношение к женщинам», будут доведены до своего логического конца. Этвуд продолжает утверждать, что все сценарии, предлагаемые в «Рассказе служанки», действительно произошли в реальной жизни - в интервью, которое она дала относительно Орикса и Крейка, Этвуд утверждает, что «Как и в « Рассказе служанки », я не вставляла ничего из того, что мы еще не сделано, мы еще не делаем, мы серьезно пытаемся сделать, в сочетании с тенденциями, которые уже развиваются... Так что все эти вещи реальны, и, следовательно, количество чистого изобретения близко к ноль " Этвуд также была известна тем, что таскала с собой газетные вырезки в различные интервью, чтобы подтвердить реальность своей художественной литературы. Этвуд объяснила, что «Рассказ служанки» - это ответ тем, кто говорит, что репрессивные, тоталитарные и религиозные правительства, господствовавшие в других странах на протяжении многих лет, «здесь не могут быть», но в этой работе она попыталась показать как может обернуться такое поглощение.
Этвуд был также вдохновлен исламской революцией в Иране в 1978-79 годах, когда установилась теократия, которая резко ограничила права женщин и ввела строгий дресс-код для иранских женщин, очень похожий на правила Галаада. В «Рассказе служанки» упоминается Исламская Республика Иран в форме книги по истории « Иран и Галаад: две монотеократии конца двадцатого века», упомянутой в сносках, описывающих съезд историков в 2195 году. Картина Этвуда об обществе, управляемом мужчин, которые исповедуют высокие моральные принципы, но на самом деле эгоистичны и эгоистичны, были вдохновлены наблюдением за действиями канадских политиков, особенно в ее родном городе Торонто, которые часто очень ханжески заявляют, что действуют, руководствуясь высшими принципами морали, в то время как на самом деле все обстоит наоборот. Во время Второй мировой войны канадские женщины взяли на себя работу вместо мужчин, служивших в армии, которую они должны были уступить мужчинам после окончания войны; после 1945 года не все женщины хотели вернуться к своим традиционным ролям домохозяек и матерей, что привело к негативной реакции мужчин. Этвуд родилась в 1939 году и, росла в 1950-х годах, она воочию увидела жалобы на женщин, которые продолжали работать после 1945 года, и на женщин, которые, к несчастью, бросили свою работу, которые она включила в свой роман. То, как рассказчица заставляют стать несчастной домохозяйкой после того, как она теряет работу, вместе со всеми другими женщинами Галаада, было вдохновлено воспоминаниями Этвуд о 1950-х годах.
Вдохновение Этвуд для создания Республики Галаад пришло из ее исследования ранних американских пуритан в Гарварде, которое она посетила в рамках стипендии Вудро Вильсона. Этвуд утверждает, что современный взгляд на пуритан - что они приехали в Америку, чтобы спастись от религиозных преследований в Англии и создать религиозно терпимое общество - вводит в заблуждение, и что вместо этого эти пуританские лидеры хотели установить монолитную теономию, в которой религиозное инакомыслие не допускалось. терпеть. У Этвуд также была личная связь с пуританами, и она посвящает роман своему предку Мэри Вебстер, которую обвиняли в колдовстве в пуританской Новой Англии, но которая пережила повешение. Из-за тоталитарной природы галаадского общества Этвуд, создавая сеттинг, опирался на «утопический идеализм», присутствовавший в режимах 20-го века, таких как Камбоджа и Румыния, а также на более раннем пуританстве Новой Англии. Этвуд утверждал, что переворот, такой как тот, который изображен в «Рассказе служанки», приведет к неправильному использованию религии для достижения своих целей.
Этвуд, что касается руководителей Школы Галаад, далее сказал:
Я не считаю этих людей христианами, потому что в их поведении и идеологиях нет того, что я, в моем слабом канадском понимании, счел бы стержнем христианства... и это было бы не только любовью к ближнему. но любите своих врагов. Это также будет: «Я был болен, а ты не навещал меня» и тому подобное… И это также будет включать заботу об окружающей среде, потому что ты не можешь любить своего ближнего или даже своего врага, если только ты не любишь кислород, пищу ближнего., и вода. Вы не можете любить своего соседа или своего врага, если предполагаете, что политика приведет к смерти этих людей. … Конечно, вера может быть силой добра, и часто так и было. Итак, вера - это сила добра, особенно когда люди чувствуют себя осажденными и нуждаются в надежде. Таким образом, у вас могут быть плохие итерации, а также могут быть итерации, в которых у людей слишком много власти, а затем они начинают злоупотреблять ею. Но это человеческое поведение, поэтому нельзя приписывать это религии. Вы можете найти то же самое в любой ситуации с властью, например, в политике или идеологиях, претендующих на атеизм. Надо ли упоминать бывший Советский Союз? Так что дело не в том, что религия заставляет людей вести себя плохо. Это вопрос о том, чтобы люди получали власть, а затем желали ее еще больше.
В том же духе Этвуд также заявил, что «в реальном мире сегодня некоторые религиозные группы возглавляют движения по защите уязвимых групп, включая женщин». Этвуд также устанавливает связь между способами, которыми лидеры Галаад поддерживают свою власть, и другими примерами реальных тоталитарных правительств. В своих интервью Этвуд предлагает Афганистан как пример религиозной теократии, вытесняющей женщин из общественной жизни в их дома, как в Галааде. «Санкционированное государством убийство диссидентов» было вдохновлено Филиппинами при президенте Фердинанде Маркосе, а одержимость последнего генерального секретаря Коммунистической партии Румынии Николае Чаушеску увеличением рождаемости ( Указ 770 ) привела к строгому надзору за беременными. женщины и запрет на аборты и контроль рождаемости. Однако Этвуд ясно объясняет, что многие из этих прискорбных действий имели место не только в других культурах и странах, «но в западном обществе и в самой« христианской »традиции».
Республика Галаад борется с бесплодием, делая услуги горничной Оффред жизненно важными для рождения детей и, таким образом, воспроизводства общества. Сами служанки «неприкасаемы», но их способность обозначать статус приравнивается к способности рабов или слуг на протяжении всей истории. Этвуд связывает свои опасения по поводу бесплодия с реальными проблемами, с которыми сталкивается наш мир, такими как радиация, химическое загрязнение и венерические заболевания (ВИЧ / СПИД специально упоминается в разделе «Исторические заметки» в конце романа, который был относительно новое заболевание на момент написания Этвуда, долгосрочное воздействие которого еще не было известно). Твердая позиция Этвуд по вопросам окружающей среды и их негативным последствиям для нашего общества отражена в других работах, таких как ее трилогия Мэдда Аддама, и отсылает к ее взрослению с биологами и ее собственному научному любопытству.
Оффред - главный герой и рассказчик, который проводит читателей по жизни в Галааде. Когда был основан Галаад, ее окрестили «распутной женщиной», потому что она вышла замуж за разведенного мужчину. Все разводы были аннулированы новым правительством, то есть ее муж теперь считался женатым на своей первой жене, что делало Оффред прелюбодейкой. Пытаясь сбежать из Галаада, она была разлучена со своим мужем и дочерью. Она принадлежит к первому поколению женщин Галаадских времен, которые помнят до-галаадские времена. Оказавшись плодородной, она считается важным товаром и была помещена в качестве «служанки» в дом «Командующего» и его жены Серены Джой, чтобы вынашивать для них ребенка (Серена Джой считается бесплодной). Читатели могут увидеть сопротивление Оффред Республики Галаад изнутри через ее мысли.
Оффред - это имя раба, которое описывает ее функцию: она «от Фреда» (то есть она принадлежит Фреду - предположительно имя Командира - и считается наложницей ). В романе Оффред говорит, что она не наложница, а инструмент; «двуногая матка». Имена служанок ничего не говорят о том, кто эти женщины на самом деле; их единственная личность - собственность Командира. «Offred» - это тоже игра слов «предложено», например, «принесено в жертву», и «красного», потому что красное платье предназначено для служанок в Галааде.
В оригинальном романе Этвуда настоящее имя Оффреда никогда не разглашается; однако в экранизации Фолькера Шлендорфа в 1990 году Оффред было дано настоящее имя Кейт, а в телесериале - настоящее имя Джун.
Женщины, обучающиеся на служанок, по ночам шепчут имена через свои кровати. Имена: «Альма. Джанин. Долорес. Мойра. Июнь», и все они позже учтены, кроме июня. Вдобавок одна из теток говорит обучающимся служанкам прекратить «луны и июнь». Из этой и других ссылок некоторые читатели сделали вывод, что ее имя при рождении могло быть «Джун». Майнер предполагает, что «Джун» - это псевдоним. Поскольку Mayday - это название сопротивления Галаад, июнь может быть изобретением главного героя. Конференция в Нунавуте, о которой идет речь в эпилоге, состоится в июне. Когда сериал Hulu решил прямо заявить, что настоящее имя Оффред - Джун, Этвуд написала, что это не было ее первоначальным намерением подразумевать, что настоящее имя Оффред - Джун, «но оно подходит, поэтому читатели могут приветствовать его, если они того пожелают». Раскрытие настоящего имени Оффред служит только для очеловечивания ее в присутствии других Служанок.
Командующий говорит, что он был ученым и до создания Gilead занимался чем-то похожим на исследования рынка. Позже предполагается, но не подтверждено, что он мог быть одним из архитекторов Республики и ее законов. Предположительно, его имя «Фред», хотя это тоже может быть псевдонимом. Он участвует в запрещенных интеллектуальных занятиях с Оффред, таких как игра в Скрэббл, и знакомит ее с секретным клубом, который служит борделем для высокопоставленных офицеров. Оффред узнает, что командир поддерживал аналогичные отношения со своей предыдущей служанкой, которая позже покончила с собой, когда об этом узнала его жена.
В эпилоге профессор Пиейшото предполагает, что одна из двух фигур, способствующих созданию Галаада, могла быть Командующим, основываясь на имени «Фред». Он считает, что командиром был человек по имени Фредерик Р. Уотерфорд, убитый во время чистки вскоре после того, как увезли Оффреда, по обвинению в укрывательстве вражеского агента.
Серена Джой - бывшая телеевангелистка и жена командира фундаменталистской теономии. Государство отняло у нее власть и общественное признание, и пытается скрыть ее прошлое телевизионного деятеля. Оффред идентифицирует Серену Джой, вспоминая, как видел ее по телевизору, когда она была маленькой девочкой рано утром в субботу, ожидая выхода мультфильмов в эфир. Считается бесплодной (хотя высказывается предположение, что Командующий бесплоден, законы Гилеада приписывают бесплодие только женщинам), она вынуждена признать, что у него есть служанка. Она возмущена тем, что ей приходится принимать участие в ежемесячном ритуале плодородия «Церемония». Она заключает сделку с Оффредом, чтобы устроить ей секс с Ником, чтобы забеременеть. По словам профессора Пиейшото в эпилоге, «Серена Джой» или «Пэм» - псевдонимы; Подразумевается, что настоящее имя персонажа - Тельма.
Офглен - сосед Оффреда и его коллега-служанка. Она сотрудничает с Оффредом, чтобы делать ежедневные покупки. Служанки никогда не бывают в одиночестве, и ожидается, что они будут контролировать поведение друг друга. Офглен является членом движения «Первомайское сопротивление». В отличие от Оффреда она смелая. Она нокаутирует шпиона Mayday, который должен быть замучен и убит, чтобы избавить его от боли насильственной смерти. Оффред говорят, что когда Офглен исчезает, это потому, что она покончила жизнь самоубийством до того, как правительство могло взять ее под стражу из-за ее членства в сопротивлении, возможно, чтобы избежать разглашения какой-либо информации.
Новая служанка, также называемая Офглен, занимает место Офглена и назначается торговым партнером Оффреда. Она угрожает Оффреду против любой мысли о сопротивлении. Кроме того, она нарушает протокол, рассказывая ей, что случилось с первым Офгленом.
Ник - шофер командира, который живет над гаражом. По договоренности Серены Джой он и Оффред начинают сексуальные отношения, чтобы увеличить ее шанс забеременеть. Если она не сможет родить Командиру ребенка, ее объявят бесплодной и отправят на экологические пустоши Колоний. Оффред начинает испытывать к нему чувства. Ник - неоднозначный персонаж, и Оффред не знает, является ли он сторонником партии или частью сопротивления, хотя он идентифицирует себя как последний. Эпилог предполагает, что он действительно был частью сопротивления и помог Оффреду сбежать из дома командира.
Мойра была близкой подругой Оффреда со времен колледжа. В романе их отношения представляют собой женскую дружбу, которую Республика Галаад пытается заблокировать. Лесбиянка, она сопротивлялась гомофобии общества Галаад. Мойра становится служанкой вскоре после Оффреда. Она сбегает, украв у тети пропуск и одежду, но позже Оффред обнаруживает, что она работает проституткой в публичном борделе. Она была поймана и предпочла бордель, чем отправку в колонии. Мойра демонстрирует неповиновение Галааду, отвергая все ценности, навязываемые гражданам.
Люк был мужем Оффреда до образования Галаад, он развелся со своей первой женой, чтобы жениться на ней. При Галааде все разводы аннулировались задним числом, в результате чего Оффред считалась прелюбодейкой, а их дочь - незаконнорожденной. Оффред была вынуждена стать служанкой, а ее дочь была отдана в семью лоялистов. С момента их попытки сбежать в Канаду Оффред ничего не слышал о Люке. Она колеблется между тем, чтобы поверить в его смерть или в тюрьму.
Пиейшото является «соавтором [с профессором Нотли Уэйдом] пленок Оффреда». В своем выступлении на научной конференции, он говорит о «„Проблемы проверки подлинности в ссылке на Служанки Повести “ ». Таким образом, Пиейшото - это человек, который пересказывает историю Оффреда, что делает повествование еще более ненадежным, чем оно было изначально.
Тетя Лидия появляется в воспоминаниях, где ее инструкции часто не дают покоя Оффреду. Тетя Лидия работает в «Красном центре», где женщины получают инструкции для жизни служанки. На протяжении всего повествования лаконичные высказывания тети Лидии о кодексе поведения служанок проливают свет на философию подчинения женщин, практикуемую в Галааде.
Слуга, работающая в доме Командира, потому что она бесплодна. Она надеется, что Оффред забеременеет, поскольку она хочет помочь вырастить ребенка.
Действие романа разворачивается в неопределенном антиутопическом будущем, предположительно примерно в 2005 году, когда фундаменталистская теономия правит территорией того, что раньше было Соединенными Штатами, а теперь является Республикой Галаад. Уровень фертильности в Галааде снизился из-за токсичности окружающей среды, и фертильные женщины являются ценным товаром, принадлежащим могущественной элите. Люди разделены по категориям и одеты в соответствии с их социальными функциями. Сложные дресс-коды играют ключевую роль в установлении социального контроля в новом обществе и служат для различения людей по полу, роду занятий и кастам.
Действие происходит в районе Гарвард-сквер в Кембридже, штат Массачусетс ; Этвуд учился в колледже Рэдклифф, расположенном в этом районе. В качестве исследователя Этвуд проводил много времени в библиотеке Уайденера в Гарварде, которая в романе служит местом расположения штаб-квартиры Секретной службы Галаад.
Брюс Миллер, исполнительный продюсер телесериала «Рассказ служанки», заявил в отношении книги Этвуда, а также его сериала, что Галаад - это «общество, основанное на извращенном неправильном толковании законов и кодексов Ветхого Завета». Автор объясняет, что Галаад пытается воплотить «утопический идеализм», присутствующий в режимах 20-го века, а также более ранний пуританство Новой Англии. И Этвуд, и Миллер заявили, что люди, руководящие Галаадом, «не являются истинными христианами». Группа, возглавляющая Gilead, по словам Этвуда, «не очень интересуется религией; их интересует власть». Фактически, в своих молитвах к Богу Оффред размышляет о Галааде и молится: «Я ни на мгновение не верю, что то, что происходит там, - это то, что Ты имел в виду... Полагаю, я должен сказать, что прощаю того, кто это сделал, и что бы они ни делали сейчас. Я попробую, но это непросто ". Маргарет Этвуд, пишущая об этом, говорит, что «у самой Оффред есть личная версия молитвы« Отче наш », и она отказывается верить, что этот режим был установлен справедливым и милосердным Богом».
Христианские церкви, которые не поддерживают действия Сынов Иакова, систематически разрушаются, и люди, живущие в Галааде, никогда не посещают церковь. Христианские конфессии, в том числе квакеры, баптисты и католики, конкретно названы врагами Сынов Иакова. Монахини, отказавшиеся от обращения в веру, считаются «не женщинами» и изгоняются в колонии из-за их нежелания выходить замуж и отказа (или неспособности) иметь детей. Священников, не желающих обращаться, казнят и подвешивают на стене. Этвуд настраивает квакеров-христиан против режима, заставляя их помогать угнетенным, что, по ее мнению, они сделали бы в реальности: «Квакеры ушли в подполье и бегут в Канаду, как я подозреваю, что они и сделали бы».
Евреи названы исключением и классифицированы как Сыны Иакова. Оффред отмечает, что евреям, отказывающимся принять христианство, разрешено эмигрировать из Галаада в Израиль, и большинство из них предпочитают уехать. Однако в эпилоге профессор Пиейшото показывает, что многие из эмигрировавших евреев в конечном итоге были сброшены в море на судах, якобы им порученных доставить их в Израиль, из-за приватизации «программы репатриации» и усилий капиталистов по максимизации прибыли.. Оффред упоминает, что многие евреи, которые решили остаться, были пойманы тайно практикующими иудаизм и казнены.
Разделение труда между женщинами порождает некоторое негодование. Марты, жены и экономисты считают служанок неразборчивыми в связях и их учат пренебрегать ими. Оффред скорбит о том, что женщины из разных групп утратили способность сочувствовать друг другу.
«Церемония» - это внебрачный половой акт, разрешенный для воспроизводства. Ритуал требует, чтобы служанка лежала на спине между ног жены во время полового акта, как если бы они были одним человеком. Жена должна пригласить Служанку поделиться своей властью таким образом; многие Жены считают это унизительным и оскорбительным. Оффред описывает церемонию:
Моя красная юбка зашита до талии, но не выше. Под ним гребаный командир. Он трахает нижнюю часть моего тела. Я не говорю «заниматься любовью», потому что он не этим занимается. Совокупление тоже было бы неточным, потому что оно подразумевает участие двух человек и только одного. Это не распространяется и на изнасилование: здесь не происходит ничего, на что я не подписывалась.
«Рассказ служанки» получил признание критиков, что помогло укрепить статус Этвуда как выдающегося писателя 20-го века. Книга считалась не только хорошо написанной и убедительной, но и работа Этвуда примечательна тем, что вызвала интенсивные дебаты как в академических кругах, так и за их пределами. Этвуд утверждает, что Республика Галаад - это всего лишь экстраполяция тенденций, уже замеченных в Соединенных Штатах на момент ее написания, точка зрения, поддерживаемая другими учеными, изучающими «Рассказ служанки». Действительно, многие поместили «Рассказ служанки» в ту же категорию антиутопической литературы, что и « Девятнадцать восемьдесят четыре» и « О дивный новый мир», с добавленной особенностью противостояния патриархату - категоризацией, которую Этвуд приняла и повторила во многих статьях и интервью.
Даже сегодня многие рецензенты считают, что роман Этвуда остается таким же зловещим и сильным, как никогда, в основном из-за того, что он основан на исторических фактах. Тем не менее, когда ее книга была впервые опубликована в 1985 году, не все рецензенты были убеждены в «поучительной истории», которую представила Этвуд. Например, в обзоре New York Times Мэри Маккарти утверждается, что «Рассказ служанки» лишен «удивленного признания», необходимого для того, чтобы читатели увидели «наше настоящее« я »в искаженном зеркале, во что мы можем превратиться, если нынешние тенденции сохранятся».
Телесериал 2017 года вызвал дискуссию о том, можно ли провести параллели между сериалом (и книгой) и Америкой во время президентства Дональда Трампа.
«Рассказ служанки» - феминистский роман-антиутопия, сочетающий в себе характеристики антиутопической фантастики : «жанр, который проецирует воображаемое общество, которое отличается от собственного автора, во-первых, значительно хуже в важных отношениях, а во-вторых, хуже, потому что пытается овеществить. некоторый утопический идеал, «с феминистским утопическим идеалом, который:» рассматривает мужчин или мужские системы как главную причину социальных и политических проблем (например, войны) и представляет женщин не только как минимум равных с мужчинами, но и как единственных арбитров их репродуктивных функций ". Энциклопедия научной фантастики отмечает, что образы-антиутопии почти всегда представляют собой образы будущего общества, «со страхом указывая на то, как якобы идет мир, чтобы обеспечить неотложную пропаганду изменения направления». Заявленное намерение Этвуда действительно состояло в том, чтобы драматизировать возможные последствия текущих тенденций.
В 1985 году рецензенты провозгласили книгу «феминистским 1984 », сославшись на сходство между тоталитарными режимами, в которых живут оба главных героя, и «характерно современное ощущение кошмара, осуществившегося, первоначальное парализованное бессилие жертвы, неспособной действовать». Научные исследования расширили место «Рассказа служанки» в антиутопических и феминистских традициях.
Классификация утопической и антиутопической фантастики как поджанра собирательного термина « спекулятивная фантастика» наряду с научной фантастикой, фэнтези и ужасами появилась относительно недавно. Романы-антиутопии уже давно обсуждаются как разновидность научной фантастики, однако с публикацией «Рассказа служанки» Этвуд намеренно выделил термины «научная фантастика» и «спекулятивная фантастика». В интервью и эссе она обсуждала, почему, наблюдая:
Мне нравится проводить различие между научной фантастикой и теоретической фантастикой. Для меня ярлык научной фантастики принадлежит книгам, в которых есть вещи, которые мы еще не можем сделать, например, пройти через червоточину в космосе в другую вселенную; а спекулятивная фантастика означает работу, в которой используются уже имеющиеся в наличии средства, такие как идентификация ДНК и кредитные карты, и действие которой происходит на планете Земля. Но условия гибкие.
Этвуд признает, что другие могут использовать эти термины как синонимы, но она отмечает, что ее интерес к этому типу работ состоит в том, чтобы исследовать темы способами, недоступными для « реалистической беллетристики».
Однако некоторые поклонники научной фантастики сочли комментарии Этвуда мелочными и высокомерными. (Термин «спекулятивная фантастика» действительно использовался определенными авторами «Новой волны» в 1960-х и начале 1970-х годов, чтобы выразить свое недовольство традиционной научной фантастикой или научной фантастикой истеблишмента. ) Победивший в Гюго критик-фантаст Дэвид Лэнгфорд заметил в колонке: « Рассказ служанки». выиграла самую первую Премию Артура Кларка в 1987 году. С тех пор она пытается смириться с этим ».
Романы Этвуд, и особенно ее работу спекулятивной фантастики, Рассказ Служанки и Орикс и Коростель, часто предлагаются в качестве примеров для окончательного, открытого вопроса о североамериканском Advanced Placement английской литературе и композиции экзамена каждого года. Таким образом, ее книги часто назначают в классах средней школы учащимся, проходящим этот курс Advanced Placement, несмотря на зрелые темы, которые представлены в работе. Сама Этвуд выразила удивление по поводу того, что ее книги предназначены для старшеклассников, в основном из-за ее собственного подвергнутого цензуре образования в 1950-х годах, но она заверила читателей, что это повышенное внимание старшеклассников не повлияло на выбранный ею материал. писать с тех пор.
Многие люди выразили недовольство присутствием «Рассказа служанки » в классе. Некоторые из этих проблем исходили от родителей, обеспокоенных откровенной сексуальностью и другими темами для взрослых, представленными в книге. Другие утверждали, что «Рассказ служанки» изображает отрицательный взгляд на религию, точку зрения, поддерживаемую несколькими академиками, которые предполагают, что работа Этвуд высмеивает современных религиозных фундаменталистов в Соединенных Штатах, предлагая феминистскую критику тенденций, которые представляет это движение вправо.
Американская библиотечная ассоциация (ALA) перечисляет Рассказ Служанки как номер 37 на «100 самых часто Оспариваемый Книги 1990-2000». В 2019 году `` Рассказ служанки '' по-прежнему занимает седьмое место среди самых сложных книг из-за ненормативной лексики, пошлости и сексуального подтекста. Этвуд участвовала в обсуждении «Рассказа служанки» как предмета серии обсуждений ALA под названием «Одна книга, одна конференция».
Некоторые проблемы включают:
В высших учебных заведениях профессора сочли «Рассказ служанки» полезной, в основном из-за ее исторической и религиозной основы и увлекательной подачи Этвуда. Учебные пункты романа включают: более конкретное знакомство студентов с политикой и социальными науками; демонстрация важности чтения для нашей свободы, как интеллектуальной, так и политической; и убедительное признание «самых коварных и жестоких проявлений власти в истории Запада». Глава, озаглавленная «Исторические заметки» в конце романа, также представляет собой предупреждение ученым, которые рискуют неправильно истолковать и неправильно понять исторические тексты, указывая на высмеиваемого профессора Пиейшото как на пример мужчины-ученого, который взял верх и пересилил книги Оффреда. повествование в собственной интерпретации.
Большая часть дискуссий о «Рассказе служанки» сосредоточена на ее отнесении к феминистской литературе. Этвуд не считает Республику Галаад чисто феминистской антиутопией, поскольку не все мужчины имеют больше прав, чем женщины. Вместо этого это общество представляет собой типичную диктатуру: «в форме пирамиды с сильными сторонами обоих полов на вершине, мужчины обычно превосходят женщин на одном уровне; затем уровни власти и статуса снижаются с мужчинами и женщинами в каждом, вплоть до самого низа, где неженатые мужчины должны служить в своих рядах, прежде чем они будут награждены Econowife ". Экономические женщины - это женщины, состоящие в браке с мужчинами, не принадлежащими к элите и от которых ожидается, что они будут нести деторождение, выполнять домашние обязанности и поддерживать традиционные дружеские отношения. На вопрос о том, была ли ее книга феминистской, Этвуд заявила, что присутствие женщин и то, что с ними происходит, важны для структуры и темы книги. Этот проход феминизма, по умолчанию, сделал бы множество книг феминистскими. Однако она была непреклонна в своей позиции, что ее книга не олицетворяет феминизм, который преследует женщин или лишает их свободы нравственного выбора. Кроме того, Этвуд утверждала, что, хотя некоторые из наблюдений, которые повлияли на содержание «Рассказа служанки», могут быть феминистскими, ее роман не предназначен для того, чтобы сказать «что-то одно одному человеку» или служить политическим посланием - вместо этого «Рассказ служанки» является «исследование власти и того, как она действует и как она деформирует или формирует людей, живущих в рамках такого режима».
Некоторые ученые предложили такую феминистскую интерпретацию, однако, связав использование Этвуд религиозного фундаментализма на страницах «Рассказа служанки» с осуждением их присутствия в современном американском обществе. Этвуд описывает свою книгу не как критику религии, а как критику использования религии как «прикрытия тирании». Третьи утверждали, что «Рассказ служанки» критикует типичные представления о феминизме, поскольку роман Этвуд, кажется, ниспровергает традиционные идеалы движения «женщины помогают женщинам» и обращается к возможности « матриархальной сети... и новой формы женоненавистничества».: женская ненависть к женщинам ". Ученые проанализировали и установили связи с патриархальным угнетением в «Рассказе служанки» и притеснением женщин сегодня. Аиша Мэтьюз рассматривает влияние институциональных структур, угнетающих женщину и женственность, и связывает их с темами, присутствующими в «Рассказе служанки». Сначала она утверждает, что структуры и социальные рамки, такие как патриархат и общественная роль традиционных христианских ценностей, по своей сути пагубны для освобождения женщин. Затем она связывает отношения между Оффредом, Сереной Джой и их командиром, объясняя, что из-за этого «извращения традиционного брака библейская история Рахили, Иакова и Биллы воспринимается слишком буквально». Их отношения и другие подобные отношения в «Рассказе служанки» отражают влияние патриархальных стандартов женственности.
В мире «Рассказа служанки» полы строго разделены. Общество Галаад ценит репродуктивные товары белых женщин выше товаров других национальностей. Женщины классифицируются «иерархически в соответствии с классовым статусом и репродуктивной способностью», а также «имеют метонимическую цветовую кодировку в соответствии с их функциями и их трудом» (Kauffman 232). Командующий выражает свое личное мнение о том, что женщины считаются ниже мужчин, поскольку мужчины находятся в положении, в котором они имеют власть контролировать общество.
Женщины разделены по одежде, как и мужчины. За редким исключением мужчины носят военную или военизированную форму. Все классы мужчин и женщин определяются цветами, которые они носят, с учетом цветовой символики и психологии. Этот дресс-код распространяется на всех лиц с более низким статусом. Все «не-люди» отправляются в «Колонии». Бесплодные незамужние женщины не считаются личностями. Отправленные туда мужчины и женщины носят серые платья.
Женщины, особенно служанки, лишены своей индивидуальной идентичности, поскольку у них нет официальных имен, и в большинстве случаев они принимают имя назначенного им командира.
Бесплодные женщины, незамужние, некоторые вдовы, феминистки, лесбиянки, монахини и политически диссидентские женщины: все женщины, неспособные к социальной интеграции в рамках строгого гендерного разделения республики. Галаад изгоняет Неженщин в «Колонии», в районы как сельскохозяйственного производства, так и смертельного загрязнения. К ним присоединяются служанки, которые не выносят ребенка после трех двухлетних назначений.
Иезавели - это женщины, которых заставляют заниматься проституцией и развлекательными заведениями. Они доступны только командирам и их гостям. Оффред изображает Иезавель привлекательной и образованной; они могут не подходить в качестве служанок из-за темперамента. Они были стерилизованы, а другим женщинам операция запрещена. Они работают в неофициальных, но санкционированных государством публичных домах, о которых не знает большинство женщин. Иезавели, название которых также происходит от Иезавели в Библии, одеваются в остатки сексуализированных костюмов «прежних времен», таких как костюмы чирлидеров, школьная форма и костюмы зайчиков Playboy. Иезавели могут краситься, употреблять алкоголь и общаться с мужчинами, но их строго контролируют тети. Когда они проходят свой сексуальный рост или их внешность тускнеет, от них отказываются без какой-либо точности относительно того, убиты ли они или отправлены в колонии в романе.
Афроамериканцев, основной небелой этнической группы в этом обществе, называют детьми Хама. В передаче государственного телевидения упоминается, что они были «в массовом порядке» перемещены в «Национальные хоумленды» на Среднем Западе, что наводит на мысль о хоумлендах эпохи апартеида ( бантустановах ), созданных Южной Африкой. Ана Коттл охарактеризовала «Рассказ служанки» как « белый феминизм », отметив, что Этвуд покончил с чернокожими в нескольких строках, переместив «Детей Хэма», в значительной степени заимствуя афроамериканский опыт и применяя его к белым женщинам. Подразумевается, что коренные американцы, живущие на территориях под властью Галаада, истреблены. Евреям предоставляется выбор между обращением в государственную религию или «репатриацией» в Израиль. Однако новообращенные, у которых впоследствии были обнаружены какие-либо символические изображения или артефакты иудаизма, были казнены, а схема репатриации была приватизирована.
В ноябре 2018 года Этвуд анонсировал продолжение под названием «Заветы», которое было опубликовано в сентябре 2019 года. Действие романа происходит через пятнадцать лет после финальной сцены Оффреда с завещаниями трех женщин-рассказчиков из Галаада.