В Новом Завете, главы 14–17 Евангелия от Иоанна известны как Прощальная речь данный Иисусом одиннадцати из его учеников сразу после завершения Тайной вечери в Иерусалиме, накануне его распятие.
Этот дискурс обычно рассматривается как имеющий отдельные компоненты. Во-первых, Иисус говорит ученикам, что он уйдет к Отцу, что он пошлет Святого Духа, чтобы вести учеников. Иисус дарует мир ученикам и повелевает им любить друг друга. Выражение единства любви между Иисусом и его Отцом в Духе, применительно к его ученикам в любви Христа, является ключевой темой в дискурсе, что проявляется в нескольких повторениях Новая заповедь : «любите друг друга, как я любил вас».
Следующая часть беседы содержит аллегорию Истинной лозы который позиционирует Иисуса как виноградную лозу (источник жизни для мира), а учеников - как ветви, опираясь на образец ученичества в Евангелиях. Виноградная лоза снова подчеркивает любовь учеников, но затем Иисус предупреждает учеников о грядущих гонениях: «Если мир ненавидит вас, помните, что они ненавидели меня до вас». «Я сказал вам это, чтобы вы могли иметь мир во мне. В этом мире у вас будут проблемы. Но мужайтесь! Я победил мир». Иоанна 16:33
В заключительной части беседы (Иоанна 17: 1-26 ) Иисус молится за своих последователей и грядущую Церковь. Это самая длинная молитва Иисуса в любом из Евангелий, известная как Прощальная молитва или Первосвященническая молитва. Ключевые темы молитвы - прославление Отца и прошения о единстве учеников через любовь. Иисус молится Отцу, чтобы его последователи «могли быть все одно, как мы одно» и чтобы «любовь, с которой ты меня любишь, была в них, и я в них».
Хотя главы с 13 по 17 книги Иоанна можно рассматривать как более крупную монолитную единицу, большую часть главы 13 можно рассматривать как подготовку к прощанию, а прощальную молитву в главе 17 в качестве заключения.
Беседу предшествует 13: 31–38 (сразу после того, как Иуда уходит с последней вечери), в которой Иисус дает оставшимся одиннадцати ученикам Новую заповедь "любить друг друга" и предсказывает Отказ Петра знать его во время его предстоящего распятия. Беседа начинается после буквального очищения (омовения ног) и образного очищения сообщества учеников через уход Иуды.
Беседа может быть разделена на четыре компонента:
Однако эта четырехчастная структура не подлежит всеобщему согласию среди ученых, и иногда предполагается, что третья часть начинается в начале 16 главы Иоанна. Некоторые ученые используют трехчастную структуру, в которой главы 15 и 16 образуют одно целое.
Выражение «это то, что я сказал вам» встречается несколько раз на протяжении всего выступления и подчеркивает, что слова прощания, сказанные Иисуса нельзя забывать. Утверждение «пока я еще с вами» также подчеркивает важность данных последних инструкций.
Этот дискурс богат христологическим содержанием, например он повторяет Предсуществование Христа в Иоанна 17: 5, когда Иисус ссылается на славу, которую он имел с Отцом «до того, как был мир».
Вот три компонента:
В начале этой части Иисус говорит ученикам, что он пойдет к Отцу, заставляя их нервничать по поводу его ухода. Тем не менее, он заверяет их, что он «пойдет приготовить место» для них в доме своего Отца и что они знают, что путь лежит через него. Утверждение в Иоанна 14: 6:
для обозначения Иисуса как единственного пути к спасению. Затем Иисус утверждает свое единство с Отцом в Иоанна 14: 7-9:
Заявление в Иоанна 14:11 «Я в Отце, и Отец во мне» далее утверждает особые отношения Иисуса и Отца.
Утверждение в Иоанна 14:26: « Святой Дух, которого Отец пошлет во имя Мое, находится в рамках «отношений посылки» в Евангелии от Иоанна. В Иоанна 9: 4 (а также 14:24 ) Иисус называет отца «пославшим Меня», а в Иоанна 20:21 говорится «как Отец послал меня, так и Я посылаю вас», куда он посылает учеников. В Иоанна 15:26 Иисус также посылает Духа: «Кого Я пошлю к вам от Отца, [даже] Дух истины... засвидетельствует обо Мне» В Евангелии от Иоанна, Отец никогда не посылается, он «отправитель» и Иисуса, и Святого Духа. Иисус также посылает Святого Духа. Дух никогда не является отправителем, но посылается как Отцом, так и Иисусом.
Дарование мира Иисусом в 14:27 прямо противопоставляет его политическому «мирскому миру», заявляя :
Кестенбергер утверждает, что это могло противопоставить «Небесный мир» Иисуса попыткам в то время мирного мира, такого как Pax Romana, учрежденный императором Августом. Слово мир (по-гречески eirene) употребляется редко в Евангелии от Иоанна и, за исключением одного другого случая в Прощальной беседе (16:33 ), оно используется только воскресшим Иисусом в Иоанна 20: 19–26.
Эта часть представляет собой размышление об Иисусе как об источнике жизни для общества и основывается на образце ученичества в Евангелиях.
В начале Иисус говорит: «Я есмь истинная виноградная лоза», что приводит к использованию термина Виноградная лоза для обозначения этого учения.. Затем ученики (и, следовательно, сообщество) называются ветвями, зависящими от виноградной лозы:
Отрывки из Иоанна 15: 9–10 затем проводят параллели между отношениями между Иисусом и учениками с отношениями Отца и Иисуса:
Позже в беседе этот образец повторяется в Иоанна 17: 18, в котором Иисус «посылает учеников в мир», как Отец послал его в мир.
Этот образец ученичества еще раз подчеркивает учения Доброго Пастыря в Иоанна 10: 1–21, в котором человек «кладет свою жизнь» в послушании.
Затем тема наставления подчеркивает, что пребывание в Иисусе приводит к плодовитости и ведет к увяданию. И Иисус теперь называет своих учеников друзьями:
Этот компонент беседы снова заканчивается в 15:17 повторением важности любви: «Сие я приказываю вам, да любите друг друга».
В Иоанна 15: 18– 16:33 Иисус готовит своих учеников к конфликту и ненависти со стороны мира, напоминая им, что он тоже столкнулся с невзгодами:
Предупреждая учеников о грядущих гонениях, он говорит:
Это снова проводит параллели между Иисусом и его учеников, как было показано ранее в беседе. В Первом послании Иоанна (3:13 ) братья снова напоминают об этом: «Не удивляйтесь, братия, если мир ненавидит вас». Снова проводя параллели, Иисус заявляет в Иоанна 15:23 :
Но Иисус утешает учеников, уверяя их, что он пошлет «Дух истины», чтобы нести его свидетельство:
И Иисус добавляет, что, если он не уйдет, Святой Дух не придет, и указывает, что продолжение его работы в мире будет осуществляться Святым Духом.
Иисус также заверяет учеников в любви Отца к они снова проводят параллели:
После этих заявлений Иисус начинает серию молитв за учеников.
Иоанна 17: 1–26 широко известен как Прощальная молитва или первосвященническая молитва, поскольку это ходатайство за грядущую Церковь. Это, безусловно, самая длинная молитва Иисуса из всех Евангелий. В то время как ранние части беседы адресованы ученикам, последняя часть обращается к Отцу, когда Иисус обращает свои взоры к небу и молится.
Молитва происходит в уникальное время в служении. Иисуса, в конце его последних наставлений своим последователям и в начале его страстей. По окончании молитвы события Страстей Иисуса и конца его земной жизни разворачиваются довольно быстро. В молитве Иисус в последний раз рассказывает о своем земном служении Отцу и, молясь ему, вновь заявляет о своей полной зависимости от Отца.
Молитва начинается с прошения Иисуса о его прославлении. Отец, учитывая это завершение его работы, и продолжает ходатайствовать за успех дел своих учеников и сообщества его последователей.
Ключевой темой молитвы является прославление Отца. В первой части Иисус говорит с Отцом об их отношениях, таким образом косвенно повторяя это ученикам.
Затем, отражая природу их отношений, Иисус просит Отца прославить его, как он прославил Отца, как он имел в своем земном служении - имея в виду тему вечной жизни, в Иоанна 17: 3 :
Прощальная молитва состоит из следующих пяти прошениях:
Последние две прошения предназначены для единства, что характеризуется следующим:
с последним ходатайством о вечном единстве Иисуса с его последователями.
Иисуса (справа) обвиняют фарисеи, на следующий день Тайная вечеря, ДуччоСсылки на «имя Твое» в Иоанна 17: 6 и Иоанна 17:26 подчеркивают важность имени Бога в христианстве, что в христианских учениях (например, Кириллом Александрийским ) рассматривается как представление всей системы «божественной истины», открытой верующим », которые верят в его имя "как в Иоанна 1:12.
На семинаре Иисуса утверждается, что стихи Иоанна 14: 30–31 представляют собой заключение, и что следующие три главы были вставлены в текст позже. Этот аргумент считает прощальную речь недостоверной и утверждает, что она была построена после смерти Иисуса. Точно так же Стивен Харрис подверг сомнению подлинность дискурса, потому что он появляется только в Евангелии от Иоанна, а не в синоптических евангелиях. Однако такие ученые, как Герман Риддербос, рассматривают Иоанна 14: 30–31 как «предварительное окончание» только этой части дискурса, а не окончание всего дискурса.
Фернандо Сеговия утверждал, что дискурс первоначально состоял только из главы 14, а другие главы были добавлены позже, но Гэри М. Бердж возражает против этого аргумента, учитывая общее богословское и литературное единство работы и то, что в дискурсе много вместе с Евангелием в целом, например темы смерти и воскресения Иисуса и его заботы о себе.
В 2004 году Скотт Келлум опубликовал подробный анализ литературного единства всего прощального дискурса и заявил, что он показывает, что он был написан одним автором и что его структура и место в Евангелии от Иоанна согласуется с остальной частью этого Евангелия.