Noli me tangere («не трогай меня») - это латинский вариант фразы, произнесенной, согласно Иоанна 20:17, Иисусом. до Марии Магдалины, когда она узнала его после его воскресения. Библейская сцена породила длинную серию изображений в христианском искусстве от поздней античности до наших дней. Первоначальная фраза греческого койне, Μή μου ἅπτου (mḗ mou háptou), лучше представлена в переводе как «перестань держаться за меня» или «перестань цепляться за меня», то есть продолжающееся действие, а не совершенное в один момент.
Согласно Морис Зундель (1897–1975), прося Марию Магдалину не прикасаться к нему, Иисус указывает, что после того, как воскресение завершится, связь между людьми и его личностью больше не должна быть физической, а должна быть узами сердца к сердцу. «Он должен установить этот разрыв, она должна понять, что единственный возможный путь - это вера, что руки не могут дотянуться до человека и что только изнутри, только изнутри мы можем приблизиться к Нему». Подобным же образом позже, когда Фома протянул руку, чтобы прикоснуться к ран Иисусу, он провозгласил: «Блаженны те, которые не видели, и еще уверовали» [Иоанна 20:29 ], потому что «Он знает, что это бесполезно».
Эти слова - популярный образ в Григорианское песнопение. Предполагаемый момент, в который они были произнесены, был популярной темой для картин в циклах Жизни Христа и как отдельные сюжеты, для которых фраза является обычным названием.
В Восточной Православной Церкви урок Евангелия на Noli me tangere является одним из Двенадцати Евангелий от утрени, прочитанных во время Всенощного бдения в воскресенье утром.
В медицине эти слова иногда использовались для описания болезни, известной средневековым врачам как «скрытый рак» или рак absconditus, чем больше обрабатывались опухоли, связанные с этим раком, тем хуже они становились.
Фраза или перефразирование на просторечии часто преподается студентам-хирургам в отношении органов тела, которые, как известно, являются очень хрупкими или склонны к развитию осложнений, если их потревожить; Вплоть до первой половины 20 века эта фраза чаще всего использовалась для обращения к сердцу. В настоящее время органом, который считается наиболее заслуживающим этого выражения, обычно является поджелудочная железа ; изречение «ешь, когда можешь, спи, когда можешь, не связывайся с поджелудочной железой» обычно встречается в хирургических анекдотах.
Это выражение нашло свое отражение в культура и литература. Вслед за Петраркой, в лирическом стихотворении «Кто перечислит на охоту» поэт 16-го века сэр Томас Вятт упоминает лань, которая символизирует неуловимого любовника, на которого охотится (метафорически) говорящий. с надписью на воротнике: «Там написано, вокруг ее светлая шея: / Noli me tangere, для Цезаря я есмь». Идея, вероятно, восходит к рассказу Плиния Старшего об оленях «Цезаря», живших 300 лет и имевших воротники с надписью, возможно, относящихся к одному из Солина (эт. 3 век н.э.) о Александре Македонском, связанном с оленями, которые затем прожили 100 лет, хотя надписи на воротниках не упоминаются.
Эта фраза также использовалась в качестве названия для Книга Хосе Ризала , критикующая испанскую колонизацию Филиппин. Фраза вызывает рак век, для которого офтальмологи использовали фразу; он символизирует слепоту людей к правящему правительству, которую Ризал считал социальной опухолью, к которой люди слишком боялись прикоснуться.
Исторически эта фраза использовалась американцами революционной эпохи в отношении флага Гадсдена - с его производным "не т прочтите обо мне "- и другие изображения, относящиеся к войне за независимость США. В вооруженных силах Соединенных Штатов эта фраза является девизом старейшего пехотного полка армии США, 3-й пехотный полк США (Старая гвардия), расположенный в Форт-Майер, Вирджиния ; символ змеи можно найти на гербе 369-го полка. Пехотный полк, известный как Harlem Hellfighters. «Не наступай на меня» также является девизом 103-й (бомбардировочной) эскадрильи, Королевских ВВС.
Также девиз армии США 4-й пехотный полк, расположенный в Хоэнфельсе, Германия.
Сохранился кусок лба, покрытый кожей, ранее прикрепленный к предполагаемому черепу Мэри. в соборе Сен-Максимен-ла-Сент-Бом на юге Франции. Реликвия якобы находится над храмом Марии, которого коснулся Иисус во время встречи в саду после воскресения.
Библейская сцена, когда Мария Магдалина узнала Иисуса Христа после его воскресения, стала предметом давней, широко распространенной и непрерывной иконографической традиции в христианском искусстве с поздней античности до наших дней. Пабло Пикассо, например, использовал c. Картина 1525 г. Noli me tangere Антонио да Корреджо, хранящаяся в Museo del Prado, как иконографический источник для его картины 1903 г. La Vie (Музей искусств Кливленда ) из так называемого Голубого периода.
Фреска Noli me tangere Fra Angelico
Noli me tangere Мартин Шонгауэр
Ноли Ме Тангере, фра Бартоломео ок. 1506
Noli me tangere, Тициан ок. 1511–1515
Noli me Tangere Ганс Гольбейн Младший, 1524.
Явление Иисуса Марии Магдалине после воскресения, Александр Иванов, 1835
Прикоснись ко мне Не (Noli me tangere) Джеймс Тиссо
Мария Магдальская в окне пустой гробницы в Св. Лютеранская церковь Матфея. Приписывается Стекольной компании Quaker City в Филадельфии, 1912 г.
Согласно христианской традиции, Noli me tangere происходило в том, что сейчас является часовней Иоанна Крестителя, примыкающей к церкви Гроба Господня, Иерусалим
Hortus Conclusus триптих, Королевский музей изящных искусств Антверпена
Найдите Noli me tangere в Wiktionary, бесплатном словаре. |
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с Noli me tangere. |