Джон Андретти | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Андретти на Carb Day 2015 на Indianapolis Motor Speedway | |||||||
12 марта 1963 г.. Вифлеем, Пенсильвания | |||||||
Умер | 30 января 2020 г. (2020-01-30) (56 лет). Мурсвилл, Северная Каролина | ||||||
Причина смерти | Рак толстой кишки | ||||||
Достижения | Первый гонщик, участвовавший в Индианаполис-Шарлотта двойной | ||||||
NASCAR Кубок серии карьера | |||||||
393 гонки за 17 лет | |||||||
Лучший результат | 11-е (1998 ) | ||||||
Первая гонка | 1993 Тайсон / Холли Фармс 400 (North Wilkesboro ) | ||||||
Последняя гонка | 2010 Daytona 500 (Daytona ) | ||||||
Первая победа | 1997 Pepsi 400 (Daytona ) | ||||||
Последняя победа | 1999 Goody's Body Pain 500 (Martinsville ) | ||||||
| |||||||
NASCAR Xfinity Series карьера | |||||||
37 гонок за 3 года | |||||||
Бес t финиш | 12-е (2006 ) | ||||||
Первая гонка | 1998 Goody's 300 (Daytona ) | ||||||
Последняя гонка | 2007 Orbitz 300 (Daytona ) | ||||||
| |||||||
NASCAR Gander RV Outdoors Truck Series карьера | |||||||
6 гонок за 2 года | |||||||
Лучший результат | 46-е (2005 ) | ||||||
Первая гонка | 2005 O'Reilly Auto Parts 250 (Канзас ) | ||||||
Последняя гонка | 2008 Mountain Dew 250, подпитываемая Винн-Дикси (Талладега ) | ||||||
| |||||||
IndyCar Серия карьера | |||||||
10 гонок за 5 лет | |||||||
2011 позиция | 42-е | ||||||
Лучший финиш | 30-е (2008 ) | ||||||
Первая гонка | 2007 Индианаполис 500 (Инди ) | ||||||
Последняя гонка | 2011 Индианаполис 500 (Инди ) | ||||||
| |||||||
Champ Car карьера | |||||||
73 гонки за 8 лет | |||||||
Активные годы | 1987–1994 | ||||||
Лучший результат | 8-е ( 1991, 1992 ) | ||||||
Первая гонка | 1987 Road America 200 (Элкхарт Лейк ) | ||||||
Последняя гонка | 1994 Индианаполис 500 (Инди ) | ||||||
Первая выиграть | 1991 Gold Coast Indy Car Grand Prix (Surfers Paradise ) | ||||||
| |||||||
Статистика по состоянию на 26 мая, 2012. | |||||||
Джон Эндрю Андретти (12 марта 1963 - 30 января 2020) был американским автогонщиком. В течение своей карьеры он выигрывал индивидуальные гонки в CART, IMSA GTP, Rolex Sports Car Series и NASCAR. Он был сыном Альдо Андретти, старшим братом гонщика Адама Андретти, племянником Марио Андретти и двоюродным братом чемпиона IndyCar. Майкл и Джефф Андретти.
Джон Андретти родился 12 марта 1963 года. в Вифлееме, Пенсильвания "Корки" и Альдо Андретти. Как член знаменитой гоночной семьи Андретти, ему была суждена гоночная карьера. Начав с картинга в молодом возрасте, он вовремя перешёл к младшим серийным автомобилям и карликам USAC.
Андретти окончил Моравский колледж со степенью в области управления бизнесом, а позже подумал, что мог бы инвестиционный банкир или биржевой брокер, если он еще не участвовал в гонках. Он начал участвовать в гонках на настоящих спортивных автомобилях в 1984 году. Андретти присоединился к команде BMW Северной Америки в течение полного сезона IMSA GTP в 1986 году. В том же году он выиграл в Уоткинс-Глен в паре с Дэви Джонсом.
Андретти присоединился к PPG Indy Car World Series (CART) в 1987 году, получив награду «Новичок года». В своем дебюте на гоночной трассе Indianapolis Motor Speedway в 1988 году он достиг седьмого места, прежде чем из-за механических проблем он финишировал 21-м. В 1991 году он выиграл единственную гонку в своей карьере CART, Гран-при Голд-Коста в Surfer's Paradise, Австралия. Он финишировал лучшим в карьере пятым в сезоне 1991 Indianapolis 500. Indy 500 1994 года был его последним участием в этой гонке до 2007 года.
В 1986 году Андретти управлял BMW M12 March вместе со штурманом Дэви Джонс, в сезоне 1986 IMSA GT Championship. В то время как BMW имели ограниченный успех в соревнованиях IMSA, Андретти и Джонс выиграли Kodak Copier 500 на Watkins Glen International 21 сентября 1986 года.
В 1989 году Андретти управлял Miller High Life / BF Goodrich Porsche 962 одержал победу в гонке Rolex 24 Hours в Daytona (в то время называвшейся Sunbank 24 в Daytona) вместе со штурманами Бобом Воллеком и Дереком Беллом. Позже в сезоне IMSA Андретти и Воллек выиграли Гран-при Pontiac в Палм-Бич, управляя тем же Porsche 962. Андретти занял пятое место по очкам (112) в сезоне IMSA 1989 года, первое место среди водителей Porsche.
2001 Андретти объединился с Кайлом Петти, чтобы выиграть класс GT в 6-часовой гонке на спортивных автомобилях в Уоткинс-Глен.
Андретти вернулся в 24 часа Дайтоны в серии Rolex Sports Car Series в 2008. Пилоты команды Vision Racing No. 03 Porsche Crawford Prototype включали Эд Карпентер, А. Дж. Фойт IV и Витор Мейра. Команда финишировала 25-й в гонке, их первый прототип Porsche Crawford Prototype в гонке «24 часа Дайтоны».
В 1993 году Андретти управлял Taco Bell Express Top Топливо Dragster для владельца Джека Кларка. Он дошел до полуфинала на своем первом национальном соревновании в Атланте во время FRAM Southern Nationals, показав лучшую в своей карьере скорость 299 миль в час (481 км / ч). В этой гонке он победил чемпиона T / F 1992 года Джо Амато в 1-м раунде и пилота Mopar Express Lube Томми Джонсона-младшего во 2-м раунде, но проиграл Майку Данну на автомобиле Даррелла Гвинна La Victoria Salsa Car в полуфинале. Эту гонку выиграл Эдди Хилл.
Андретти дебютировал в Кубке Уинстона в 1993. Он вел № 72 Tex Racing Chevy на North Wilkesboro Speedway, где он стартовал 31-м и финишировал 24-м. После трех гонок в 1993 году он начал сезон 1994 за рулем Chevy № 14 Financial World, спонсируемого Билли Хаганом. 29 мая он стал первым гонщиком в истории, который в один день участвовал в гонках Indianapolis 500 и Coca-Cola 600. Он финишировал десятым в Инди и тридцать шестым в Coca-Cola 600 после механических поломок. В середине сезона он переключился на № 43 STP, спонсируемый Pontiac для Petty Enterprises. Его лучшим результатом было одиннадцатое место на Richmond International Raceway. Он закончил сезон тридцать вторым по очкам и пятым в битве Новичок года.
Андретти на малом предприятии № 43 Pontiac в Поконо июнь 1998В 1995 он начал водить автомобиль за Майклом Кранефуссом на автомобиле № 37 Kmart / Little Caesars, спонсируемый Ford Thunderbird. Он выиграл свой первый поул в карьере на Southern 500 и пять раз финишировал в первой десятке. Он закончил сезон восемнадцатым по очкам. В течение сезона 1996 он переключился на Ford № 98 RCA, принадлежащий Кейлу Ярборо (в то время как Джереми Мэйфилд, предыдущий водитель автомобиля № 98 перешел в команду Кранефусса). Он занял пятое место на Hanes 500 и дважды попал в первую десятку. В 1997 он одержал свою первую победу в карьере на Pepsi 400 и занял двадцать третье место по очкам. Он вернулся в машину № 43 Петти в 1998. Хотя в том сезоне он не выигрывал ни одной гонки, он десять раз попал в десятку лучших и занял одиннадцатое место по очкам - лучший результат в карьере. Он выиграл свою вторую гонку в карьере в 1999 на Martinsville Speedway, где он наверстал упущенный круг и вышел вперед за четыре круга до финиша. Он также выиграл поул на Phoenix International Raceway.
В середине сезона 2000 Cheerios стал главным спонсором Андретти. Это было предвестником перехода Petty Enterprises на Dodge в качестве производителя, и, когда команда выполняла двойную задачу, пытаясь сохранить Pontiacs, на которых они в настоящее время участвовали, и подготовить Dodges, дела в организации начали разваливаться. Он упал до 23-го места после того, как дважды финишировал в первой десятке. В течение следующих двух сезонов Андретти трижды финишировал в первой десятке, включая заметную секунду в Бристоле, где он финишировал вторым, уступив Эллиоту Сэдлеру (это был последний результат 1-2 для Petty Enterprises и Wood Brothers Racing., Прежде чем он был освобожден в середине сезона 2003. Он участвовал в нескольких гонках для Haas CNC Racing и Richard Childress Racing. перед завершением сезона на Chevy №1 , спонсируемом Пеннзойлом для Dale Earnhardt, Inc. Его лучшим результатом в том году было восьмое место в Калифорнии.
Андретти. начал сезон 2004, управляя неполным рабочим днем номер 1 для DEI, но ушел в середине сезона. Он закончил год, управляя спонсируемым номером 14 Ford Taurus за ppc Racing и занял двадцать второе место на Charlotte Motor Speedway. Андретти начал 2005, все еще выступая с ppc, но команда была вынуждена распустить из-за отсутствия финансирования. Он проехал четыре гонки в он Craftsman Truck Series для Billy Ballew Motorsports и занял восьмое место в Memphis Motorsports Park. Он также предпринял несколько попыток заездов на кубок для Morgan-McClure Motorsports '№4 Lucas Oil - спонсируемого Chevrolet, заняв двадцать восьмое место на Michigan International Speedway. один круг вниз.
В 2006 Андретти вернулся в ppc, чтобы управлять своим автомобилем № 10 Busch Series. Перед началом сезона его единственный старт в Буше состоялся в 1998 году в Дайтоне, где он финишировал тринадцатым на Chevy № 96, выдвинутом Curb Agajanian Performance Group. Несмотря на то, что Андретти провел более трехсот розыгрышей Кубка с двумя победами, он подал заявку и был принят в качестве претендента на звание Новичка года. Он занял второе место после Дэнни О'Куинна в этой награде.
Автомобиль Sprint Cup 2008 в ДайтонеВ 2007 Андретти управлял автомобилем № 10 / Camping World /RVs.com для Braun Racing в Дейтоне благодаря их сотрудничеству с ppc Racing. Когда финансирование команды стало под вопросом, Андретти покинул Braun Racing. В 2007 году команда использовала различных гонщиков, пытаясь сохранить команду из двух автомобилей. Андретти провел четыре гонки для Petty Enterprises на автомобиле № 45, где он заменил Кайла Петти, который работал телеведущим для освещения гонок Turner Network Television. Он также некоторое время водил автомобиль на неполный рабочий день для Front Row Motorsports. Он закончил сезон под номером 49 Paralyzed Veterans of America - спонсируемым Dodge для BAM Racing.
Андретти выступал за Front Row Motorsports в 2008 году, управляя автомобилем No. 34 Chevrolet Impala SS в серии Sprint Cup Series. Он пробился в 2008 Daytona 500 во второй гонке Gatorade Duel. Он участвовал в первых десяти гонках сезона из серии 34, прежде чем уйти, чтобы сосредоточиться на своей команде IndyCar.
Андретти вернулся в число 34 в 2009 году в результате партнерства между Front Row и Earnhardt Ganassi Racing. № 34 имел спонсорство и Тако Белл. В 2010 году у него не было постоянных гонок, но он проехал № 34 Front Row Motorsports, заняв 38-е место после аварии на 117-м круге в Daytona 500, его последней гонке в NASCAR.
В 2007 году Андретти вернулся в Индианаполис 500 впервые с 1994 года, когда он сделал дубль (участвовал в Indy 500 и Coca-Cola 600 в тот же день). Он провел третью запись из Panther Racing, спонсором которой был Camping World. 19 мая он квалифицировался на 91-е место в Индианаполисе 500 со средней скоростью за четыре квалификационных круга 221,756 миль / ч (356,882 км / ч). Он стартовал 24-м на восьмом ряду, но потерпел крушение на 95-м круге и финишировал 30-м.
В 2008 году Андретти заменил Джея Ховарда в Roth Racing No. 24 Даллара-Хонда. Андретти квалифицировался на свой 9-й Indy 500 17 мая со средней скоростью 221,550 миль в час (356,550 км / ч) за четыре круга. Это поместило его 21-е место в сетке; он финишировал на лидирующем круге на 16-м месте. Андретти продолжил гонку на автомобиле № 24 в гонках Milwaukee Mile и Texas Motor Speedway, а 6 июня ему предложили сделку, по которой он будет оставаться в машине до конца гонки. сезон. Он не согласился.
Работа Андретти с Roth Racing принесла команде заметные результаты. Он квалифицировался 7-м на гонке Texas Motor Speedway. Хотя у него был отличный старт, он финишировал 16-м. Он начал гонку на Iowa Speedway с грубого старта с 23-й позиции, но неуклонно пробирался через поле, чтобы захватить 11-е место, лучшее для машины Roth Racing. Его последний старт в команде был на следующей неделе на Richmond International Raceway, где он потерпел крушение. Roth Racing заключила контракт с одной машиной на оставшуюся часть сезона, а затем прекратила свою деятельность. Андретти занял 30-е место в зачете очков IndyCar в 2008 году.
В апреле 2009 года Андретти и Ричард Петти объявили о создании совместного предприятия с Dreyer Reinbold Racing, в результате чего Андретти вернется в Индианаполис, чтобы управлять автомобилем № 43 в 93-й гонке в Индианаполисе.. Как и в своих предыдущих двух поездках в Индианаполис, Андретти не участвовал в двойных гонках Инди / Шарлотт, а также пропустил Southern 500 и Coca-Cola 600 для подготовки к гонке. Андретти квалифицировался для участия в гонке на удачном дне 28-м и финишировал 19-м, последней машиной на лидирующем круге. Андретти вернулся, чтобы управлять № 34 в Front Row Motorsports сразу после Indianapolis 500, и вернулся за Dover 400 в июне.
31 марта 2010 года Андретти объявил, что объединит усилия с Ричардом Петти и Window World для проведения двух мероприятий. Номер 43 вернулся в качестве записи, которая была поддержана Andretti Autosport, принадлежащей двоюродному брату Джона Майклу. Первой гонкой команды стала RoadRunner Turbo Indy 300 на Kansas Speedway 1 мая. Андретти квалифицировался 15-м, но финишировал 9-м, отстав на один круг. 30 мая команда также участвовала в гонке 94-й Индианаполис 500. После того, как Андретти не смог пройти квалификацию в день поула, Андретти сделал гонку в день ударов квалификационным 28-м местом второй год подряд. Андретти вылетел из гонки на 65-м круге и занял 30-е место.
Андретти участвовал в столетии Индианаполиса 500, сотрудничая с Window World, Petty и Andretti Autosport. Он финишировал 22-м.
Андретти был активен в сообществе Центральной Индианы. Каждый год в течение недели 400 он работал с 93,1 WIBC, и Дейвом «Королем» Уилсоном и General Mills, чтобы проводить, принося пользу Детская больница Джеймса Уиткомба Райли.
С 2007 года Андретти был соведущим программы «Сиденье водителя» на 90 канале NASCAR Sirius Satellite Radio.
Сын Андретти, Джаретт, был пилотом USAC спринтерской машины, а позже - водителем GT4 America Series.
В апреле 2017 года Андретти сообщил, что у него четвертая стадия рак толстой кишки. Его борьба с раком, первоначально ошибочно диагностированная как рак стадии III-A, получила широкую огласку, и он запустил хэштег Twitter под названием # CheckIt4Andretti, чтобы продвигать колоноскопию. После нескольких месяцев химиотерапии в конце 2017 года Андретти был признан здоровым. Однако в мае 2018 года у него случился рецидив рака, который дал еще больше метастазов. Он прошел еще один курс химиотерапии до конца года, который закончился в январе 2019 года. Рак снова рецидивировал в конце марта 2019 года.
Андретти умер 30 января 2020 года от рака толстой кишки.
(ключ ) (Гонки, выделенные жирным шрифтом указывают поул-позицию)
Год | Команда | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | Ранг | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2007 | Panther Racing | Даллара. IR-05 | Honda | HMS | STP | MOT | KAN | INDY. 30 | MIL | TXS | IOW | RIR | WGL | NSH | MDO | MCH | KTY | SNM | DET | CHI | 35-й | 10 | ||
2008 | Roth Racing | HMS | STP | MOT | LBH | KAN | INDY. 16 | MIL. 19 | TXS. 16 | IOW. 11 | RIR. 21 | WGL | NSH | MDO | EDM | KTY | SNM | DET | CHI | SRF | 30-й | 71 | ||
2009 | Dreyer Reinbold Racing | STP | LBH | KAN | INDY. 19 | MIL | TXS | IOW | RIR | WGL | TOR | EDM | KTY | MDO | SNM | CHI | MOT | HMS | 37-й | 12 | ||||
2010 | Andretti Autosport | SAO | STP | ALA | LBH | KAN. 9 | INDY. 30 | TXS | IOW | WGL | TOR | EDM | MDO | SNM | CHI | KTY | MOT | HMS | 32-й | 35 | ||||
2011 | STP | ALA | LBH | SAO | INDY. 22 | TXS | TXS | MIL | IOW | TOR | EDM | MDO | NWH | SNM | BAL | MOT | KTY | LVS. C | 42nd | 16 |
Год | Шасси | Двигатель | Старт | Финиш | Команда |
---|---|---|---|---|---|
1988 | Lola T88 / 00 | Ford Cosworth DFX | 27 | 21 | Curb Racing |
1989 | Lola T88 / 00 | Buick | 12 | 25 | Granatelli Racing |
1990 | March 90P | Porsche Motorsports | 10 | 21 | Porsche |
1991 | Lola T91 / 00 | Chevrolet 265A | 7 | 5 | Hall / VDS Racing |
1992 | Lola T92 / 00 | Chevrolet 265A | 14 | 8 | Hall / VDS Racing |
1993 | Lola T92 / 00 | Ford XB | 24 | 10 | AJ Foyt Enterprises |
1994 | Lola T94 / 00 | Ford XB | 10 | 10 | A.J. Foyt Enterprises |
2007 | Dallara | Honda | 24 | 30 | Panther Racing |
2008 | Dallara | Honda | 21 | 16 | Roth Racing |
2009 | Даллара | Honda | 28 | 19 | Ричард Петти / DRR |
2010 | Даллара | Хонда | 28 | 30 | Ричард Петти / Андретти Автоспорт |
2011 | Даллара | Хонда | 17 | 22 | Ричард Петти / Andretti Autosport |
(ключ ) (Жирный - поул-позиция, присвоенная квалификационным временем. Курсив - поул-позиция заработанные очками или за время практики. * - Большинство кругов лидировало.)
Год | Команда | Производитель | Старт | Финиш |
---|---|---|---|---|
1994 | Hagan Racing | Chevrolet | 15 | 42 |
1995 | Kranefuss-Haas Racing | Ford | 38 | 27 |
1996 | 6 | 38 | ||
1997 | Cale Yarborough Motorsports | Ford | 32 | 25 |
1998 | Petty Enterprises | Pontiac | 17 | 18 |
1999 | 36 | 43 | ||
2000 | 30 | 22 | ||
2001 | Dodge | 26 | 39 | |
2002 | 16 | 37 | ||
2003 | 12 | 34 | ||
2004 | Dale Earnhardt, Inc. | Chevrolet | 29 | 13 |
2005 | Ppc Racing | Ford | 42 | 31 |
2008 | Front Row Motorsports | Chevrolet | 22 | 40 |
2009 | 37 | 19 | ||
2010 | Ford | 33 | 38 |
NASCAR Busch Series результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Год | Команда | No. | Марка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | NBGNC | Баллы | |
1998 | 96 | Chevy | DAY. 13 | CAR | LVS | NSV | DAR | BRI | TEX | HCY | TAL | NHA | NZH | CLT | DOV | RCH | PPR | GLN | MLW | MYB | CAL | SBO | IRP | MCH | BRI | DAR | RCH | DOV | CLT | GTY | CAR | ATL | HOM | 93rd | 124 | ||||||
2005 | Ppc Racing | 10 | Ford | DAY | CAL | MXC | LVS | ATL | NSH | BRI | TEX | PHO | TAL | DAR | RCH | CLT | DOV | NSH | KEN | MLW | DAY | CHI | NHA | PPR | GTY | IRP | GLN | MCH | BRI | CAL | RCH | DOV | KAN | CLT | MEM | TEX | PHO | HOM. DNQ | NA | - | |
2006 | DAY. 34 | CAL. 19 | MXC. 23 | LVS. 42 | ATL. 20 | BRI. 9 | TEX. 19 | NSH. 28 | PHO. 34 | TAL. 16 | RCH. 19 | DAR. 15 | CLT. 17 | DOV. 19 | NSH. 18 | KEN. 15 | MLW. 12 | DAY. 10 | CHI. 25 | NHA. 18 | MAR. 7 | GTY. 26 | IRP. 27 | GLN. 5 | MCH. 30 | BRI. 14 | CAL. 29 | RCH. 16 | DOV. 19 | KAN. 23 | CLT. 25 | MEM. 35 | TEX. 15 | PHO. 25 | HOM. 16 | 12th | 3562 | ||||
2007 | Toyota | DAY. 39 | CAL | MXC | LVS | ATL | BRI | NSH | TEX | PHO | TAL | RCH | DAR | CLT | DOV | NSH | KEN | MLW | NHA | DAY | CHI | GTY | IRP | CGV | GLN | MCH | BRI | CAL | RCH | DOV | KAN | CLT | MEM | TEX | PHO | HOM | 147th | 46 |
NASCAR Camping World Truck Series results | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Year | Team | No. | Make | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | NCWTC | Pts | ||||||||||||||
2005 | Billy Ballew Motorsports | 15 | Chevy | DAY | CAL | ATL | MAR | GTY | MFD | CLT | DOV | TEX | MCH | MLW | KAN. 9 | KEN | MEM. 8 | IRP. 36 | NSH. 11 | BRI | RCH | NHA | LVS | MAR | ATL | TEX | PHO | HOM | 46th | 465 | ||||||||||||||
2008 | Billy Ballew Motorsports | 15 | Toyota | DAY | CAL | ATL | MAR | KAN | CLT | MFD | DOV | TEX | MCH | MLW | MEM | KEN | IRP | NSH | BRI | GTW | NHA | LVS. 4 | TAL. 14 | MAR | ATL | TEX | PHO | HOM | 53rd | 291 |
Wikimedia Commons has media related to John Andretti. |