Культура Израиля

редактировать
Храм Баба, построенный между 1949 и 1953 годами, является примером архитектуры в Израиле

корни культуры Израиля возникли задолго до независимости современного Израиля в 1948 году и восходят к древнему Израилю (c.1000 г. до н.э.). Он отражает еврейскую культуру, еврейскую историю в диаспоре, идеологию сионистского движения, развившегося в конце 19 века, а также а также история и традиции арабского израильского населения и этнических меньшинств, проживающих в Израиле, среди которых друзы, черкесы, Армяне и другие.

Израиль является колыбелью еврейской культуры, и его культура включает в себя основы многих еврейских культурных особенностей, в том числе философию, литературу, поэзию, искусство, мифология, фольклор, мистицизм и фестивали ; а также иудаизм, который также был фундаментальным для создания христианства и ислама.

Тель-Авив и Иерусалим, считаются основные культурные центры Израиля. The New York Times назвала Тель-Авив «столицей средиземноморской прохлады», Lonely Planet включила его в десятку лучших городов с ночной жизнью, а National Geographic назвал его одним из десяти лучших пляжных городов.

С более чем 200 музеев. В Израиле самое большое количество музеев на душу населения в мире, которое ежегодно посещают миллионы. Основные художественные музеи действуют в Тель-Авиве, Иерусалиме, Хайфе и Герцлии, а также во многих городах и кибуцах. Израильский филармонический оркестр играет на залах по всей стране и за рубежом, и почти в каждом городе есть свой оркестр, многие из музыкантов - выходцы из бывшего Советского Союза. Народные танцы популярны в Израиле, и израильские современные танцевальные труппы, в том числе Batsheva Dance Company, высоко оценены в танцевальном мире. Национальный театр Habima был основан в 1917 году. Израильские кинематографисты и актеры в последние годы получали награды на международных кинофестивалях. С 1980-х годов израильская литература была широко переведена, и несколько израильских писателей получили международное признание.

Содержание
  • 1 История
    • 1.1 Влияния и влияние
      • 1.1.1 Древняя близость Восточные цивилизации
      • 1.1.2 Христианство и западная цивилизация
      • 1.1.3 Исламская цивилизация
    • 1.2 Подход «плавильный котел»
  • 2 Язык
  • 3 Образование
  • 4 Философия
    • 4.1 Древний Израиль
    • 4.2 Римская Иудея
    • 4.3 Современный Израиль
  • 5 Литература и поэзия
    • 5.1 Древний Израиль
    • 5.2 Римская Иудея
    • 5.3 Старый Ишув
    • 5.4 Современный Израиль
  • 6 Наука и технологии
    • 6.1 Древний Израиль
    • 6.2 Современный Израиль
  • 7 Изобразительное искусство
  • 8 Исполнительское искусство
    • 8.1 Музыка
    • 8.2 Танец
    • 8.3 Театр
      • 8.3.1 Римская Иудея
      • 8.3.2 Современный Израиль
    • 8.4 Кино
  • 9 Музеи
  • 10 Кухня
    • 10.1 Древний Израиль
    • 10.2 Современный Израиль
  • 11 Мода
  • 12 Спорт
  • 13 Молодежные движения
  • 14 Отдых на природе и культура отдыха
  • 15 Свадебные обычаи
  • 16 См. Также
  • 17 Ссылки
  • 18 Внешние ссылки
История

С разнообразным населением иммигрантов с пяти континентов и более чем 100 стран, а также со значительными субкультурами, такими как Мизрахим, Арабы, русские евреи, эфиопские евреи, светские евреи и ультраортодокс, каждый со своими собственными культурными сетями, Израильская культура чрезвычайно разнообразна. Он следует культурным тенденциям и изменениям по всему миру, а также выражает собственный уникальный дух. В то же время Израиль - это ориентированное на семью общество с сильным чувством общности.

Влияния и воздействия

Древние цивилизации Ближнего Востока

Древний Израиль как цивилизация древнего Ближнего Востока, в некоторой степени находился под влиянием других региональных культур. Палео-еврейский алфавит был адаптирован из финикийского алфавита, а квадратный шрифт является производным от арамейского алфавита. Зороастризм из Древнего Ирана, как полагают, оказал влияние на еврейскую эсхатологию, а еврейская мифология содержит сходство с месопотамскими мифологиями, такими как Энума Элиш из Вавилона и повествование о сотворении Бытия или Эпос о Гильгамеше и повествование о потопе из Бытие.

Христианство и Западная цивилизация

Статуи Моисея работы Микеланджело (слева) и Давида Николаса Кордье являются образцами западного искусства, испытавшего влияние Еврейской Библией. Библия - один из краеугольных камней западной культуры.

Иудаизм, зародившийся в Древнем Израиле, представляет собой основу многих черт западной цивилизации благодаря его связи с христианством. Он повлиял на Запад множеством способов, от его этики до практики и монотеизма; все его преимущества в значительной степени повлияли на мир через христианство. Еврейская Библия, созданная евреями в Земле Израиля с 8-го до 2-го века до н.э., является краеугольным камнем Западная цивилизация. Около 63 г. до н. Э. Иудея стала частью Римской Империи; около 6 г. до н. э. Иисус родился в еврейской семье в городе Назарет, а спустя десятилетия был распят при Понтии Пилате. Позже его последователи поверили, что он воскрес, что вдохновило их на распространение новой христианской религии по всему миру. Христианство утвердилось в эллинистическом греко-римском мире, который в конечном итоге разросся до всей Европы благодаря римской экспансии. Эти народы позже стали самой основой сегодняшнего «западного мира».

Христианство, религия Запада и основная религия западного мира, выросло из иудаизма и началось как иудаизм Второго Храма секта в середине 1 века. Новый Завет, созданный евреями первого века, также является одним из основных текстов западной цивилизации.

Исламская цивилизация

Ислам находился под сильным влиянием иудаизма в его фундаментальном религиозном мировоззрении, структуре, юриспруденции и практике. Ислам заимствует свои идеи священного текста, Корана, в конечном счете, из иудаизма, и содержит ссылки на более чем пятидесяти человек и события, также найденные в Библии, включая творение повествование, Адам и Ева, Каин и Авель, повествование о потопе в Бытии, Авраам, Содом и Гоморра, Моисей и Исход, Царь Давид и еврейские пророки. Новый Завет, созданный евреями из римской Иудеи, также повлиял на ислам, и в Коране упоминаются такие фигуры, как Иисус Мария и Иоанн Креститель. Диетические и юридические кодексы ислама, основной дизайн мечети, исламского молитвенного дома и общинные молитвенные службы ислама, включая их религиозные рутины, взяты из иудаизма.

Подход «плавильный котел»

С волнами еврейской алии в 19 и 20 веках существующая культура была дополнена культурой и традициями иммигрантского населения. Сионизм связывает еврейский народ с Землей Израиля, родиной евреев между 1200 г. до н.э. и 70 г. н.э. (конец Второго Храма эпоха). Однако современный сионизм развивался как политически, так и религиозно. Хотя сионистские группы сначала конкурировали с другими еврейскими политическими движениями, сионизм стал эквивалентом политического иудаизма во время и после Холокоста.

Первый премьер-министр Израиля, Давид Бен-Гурион, возглавил тенденцию к объединению многих иммигрантов, которые в первые годы существования государства прибыли из Европы, Северной Африки и Азии, в один «плавильный котел », который не делал различий между пожилые жители страны и новые иммигранты. Первоначальной целью было объединить новых иммигрантов с израильскими ветеранами для создания общей еврейской культуры и создания новой нации в стране.

Для этой цели использовались два основных инструмента: Армия обороны Израиля и система образования. Силы обороны Израиля, преобразовавшись в национальную армию, составят основу для всех гражданских лиц страны, где бы они ни находились. Система образования, унифицированная в соответствии с израильским законодательством, позволяет разным учащимся из разных секторов учиться вместе в одних и тех же школах. Постепенно израильское общество стало более плюралистическим, и с годами «плавильный котел» уменьшился.

Некоторые критики «плавильного котла» считают, что он был необходимостью в первые годы существования государства для построения общего общества, но теперь заявляют, что в этом больше нет необходимости. Вместо этого они видят в израильском обществе необходимость дать людям возможность выражать различия и исключительность каждого потока и сектора. Другие, в основном евреи-мизрахи, которые больше Шомер Масорет и пережившие Холокост, критиковали ранний процесс «плавильного котла». По их словам, они были вынуждены отказаться или скрыть свой еврейский масорет и свою диаспору наследие и культуру, которые они принесли из своих диаспор стран, и принять новую светскую культуру "Сабра ".

Сегодня отмечается культурное разнообразие; многие говорят на нескольких языках, продолжают есть пищу своего культурного происхождения и придерживаются разных взглядов.

Язык
иврит ульпан в Димона, 1955

В то время как иврит является официальным языком Государства Израиль, в стране говорят на более чем 83 языках.

По мере прибытия новых иммигрантов обучение ивриту стало важным. Элиэзер Бен-Иегуда, основавший Комитет по ивриту, придумал тысячи новых слов и понятий, основанных на библейских, талмудических и других источниках, чтобы справиться с потребностями и требованиями жизни в 20 веке. Изучение иврита стало национальной целью под лозунгом «Иегуди, дабер иврит» («Еврей - говори на иврите»). Специальные школы для изучения иврита, ульпаны, были открыты по всей стране.

Ивризация фамилий была обычным явлением в догосударственный период и стала более распространенной в 1950-х годах. В первые годы существования государства была опубликована брошюра о том, как выбрать имя на иврите. Премьер-министр Давид Бен-Гурион призвал всех, кто официально представлял государство, взять фамилию на иврите.

Образование

В 2012 году был назван Израиль. вторая самая образованная страна в мире согласно отчету «Краткий обзор образования» Организации экономического сотрудничества и развития (OECD ), выпущенному в 2012 году. Согласно отчету, 78% денег инвестировано в образование поступает из государственных средств, и 45% населения имеют диплом университета или колледжа.

Философия

Древний Израиль

Экклезиаст известен своим инципитом суета сует; все суета и концепции Ванитаса Давида, диктующего Псалмы. Практика псалмов считается философской и теологической проблемой.

Древние израильские философские идеи и подходы можно найти в Библии. Псалмы содержат приглашения восхищаться мудростью Бога через его труды; из-за этого, как предполагают некоторые ученые, иудаизм питает философское течение. Экзегетическая работа Псалма 132 стоит между философией языка и лингвистической философией.

Экклезиаст, которую часто считают единственной подлинно философской работой в Еврейская Библия ; ее автор стремится понять место человека в мире и смысл жизни. Экклезиаст и Книга Иова были любимыми произведениями средневековых философов, которые воспринимали их как философские дискуссии, не зависящие от исторических откровений. Экклезиаст оказал глубокое влияние на западную литературу. Он содержит несколько фраз, нашедших отклик в британской и американской культуре, таких как «ешь, пей и веселись», «ничего нового под солнцем», «время рождаться, и время умирать» и «тщеславие тщеславия». ; все - тщеславие."

В других книгах, таких как Притчи или Сирах и Книга мудрости из еврейских апокрифов, есть ссылки и похвалы концепции мудрости, которая должна была иметь первостепенное значение для еврейской мысли.

Римская Иудея

Философские размышления не были центральной частью раввинского иудаизма, хотя некоторые рассматривали Мишну как философский труд. Рабби Акива также рассматривался как философская фигура: его утверждения включают: 1.) «Как благоволят человек, ибо он был создан по образу, «ибо в образе Элоким создал человека» (Быт. ix. 6) », 2.)« Все предусмотрено; но свобода [воли] дана каждому человеку », 3.)« Миром управляет милосердие... но божественное решение принимается преобладанием хорошего или плохого в своих действиях ». Как Филон, который увидел в иврите конструкцию инфинитива с конечной формой того же глагола и в определенных частицах (наречиях, предлогах и т. Д.), Некоторые глубокие ссылки на философские и этические доктрины, Акива понял в них указание на многие важные церемониальные законы, законодательные акты и этические учения.

Таннаитская традиция упоминает, что из четырех, вошедших в рай, Акива был единственным, кто вернулся невредимым. Это служит, по крайней мере, для того, чтобы показать, как в более поздние века сильны воспоминания о философских размышлениях Акивы. Антропология Акивы основана на том принципе, что человек был создан בצלם, то есть не по образу Бога, который был бы ים, но по образу, по изначальному типу; или, говоря философски, после Идеи - что Фил o в соответствии с иудейским богословием называет «первого небесного человека» (см. Адам Адмон ).

Современный Израиль

На философию современного Израиля повлияла как светская, так и религиозная еврейская мысль.

A Экслибрис выполнен для Мартина Бубера; Пластина украшена стенами Иерусалима в форме щита Давида, если смотреть сверху

Мартин Бубер, наиболее известный своей философией диалога, формой экзистенциализма сосредоточен на различии между отношением Я – Ты и отношением Я – Оно. В «Я и ты» Бубер представил свой тезис о человеческом существовании; Ич-Ду - это отношения, которые подчеркивают взаимное целостное существование двух существ. Это конкретная встреча, потому что эти существа встречаются друг с другом в своем подлинном существовании без каких-либо оговорок или объективации друг друга. Даже воображение и идеи не играют роли в этом отношении. В встрече Я-Ты бесконечность и универсальность становятся актуальными (а не просто концепциями). Отношения Ич-Эс («Я-Оно») почти противоположны Ич-Ду. В то время как в Ich ‑ Du два существа встречаются друг с другом, в отношениях Ich ‑ Es существа на самом деле не встречаются. Вместо этого «Я» противостоит и квалифицирует идею или концептуализацию существа в его присутствии и рассматривает это существо как объект. Все такие объекты считаются просто ментальными представлениями, созданными и поддерживаемыми индивидуальным разумом.

Йешаягу Лейбовиц был ортодоксальным евреем, который придерживался противоречивых взглядов на вопрос галахи, или еврейского закона. Он писал, что единственная цель религиозных заповедей - повиноваться Богу, а не получать какую-либо награду в этом мире или в мире грядущем. Он утверждал, что причины религиозных заповедей выходят за рамки человеческого понимания, а также не имеют отношения к делу, и любая попытка придать эмоциональное значение выполнению мицвот ошибочна и сродни идолопоклонству. Суть религиозного мировоззрения Лейбовица состоит в том, что вера человека - это его приверженность повиновению Богу, то есть заповедям Бога, и это не имеет ничего общего с образом Бога у человека. Это должно быть так, потому что Лейбовиц считал, что Бога нельзя описать, что понимание Бога - это не понимание человека, и поэтому все вопросы, задаваемые Богу, неуместны. Одним из результатов такого подхода является то, что вера, которая представляет собой личное обязательство повиноваться Богу, не может быть оспорена обычной философской проблемой зла или историческими событиями, которые, казалось бы, противоречат божественному присутствию. Если человек перестает верить после ужасного события, это показывает, что он повиновался Богу только потому, что думал, что понял план Бога, или потому, что ожидал увидеть награду. Но «для Лейбовица религиозная вера - это не объяснение жизни, природы или истории или обещание будущего в этом или ином мире, а требование».

Джозеф Раз - юридический, моральный и политический философ. Первая книга Раза «Концепция правовой системы» была основана на его докторской диссертации. Более поздняя книга «Мораль свободы» развивает концепцию перфекционистского либерализма. Раз приводил доводы в пользу особого понимания юридических приказов как исключающих оснований для действий и за «служебную концепцию» власти, согласно которой подчиненные авторитету «могут извлечь выгоду из его решений, только если они могут установить свое существование и содержание различными способами. которые не зависят от постановки тех же вопросов, которые должна решать власть ". Это, в свою очередь, поддерживает аргумент Раза в пользу юридического позитивизма, в частности «тезис об источниках», «идею о том, что адекватный тест на существование и содержание права должен основываться только на социальных фактах, а не на моральных аргументах». Современники признают Раза одним из самых важных ныне живущих философов права. На сегодняшний день он является автором и редактором одиннадцати книг, а именно: Концепция правовой системы, Практический разум и нормы, Авторитет закона, Нравственность свободы, Авторитет, Этика в общественном достоянии, Привлечение разума, Ценность, Уважение и привязанность, Практика ценностей, между властью и толкованием и от нормативности к ответственности. В теории морали Раз защищает плюрализм ценностей и идею о том, что различные ценности несоизмеримы.

Другие известные израильские философы включают Авишай Маргалит, Хьюго Бергманн, Иегошуа Бар-Гилель, Пинхас Лапид, Исраэль Эльдад и Жемчужина Иудеи.

Гилель Старший. (c.110 г. до н.э. - 10 г. н.э.)Акива бен Джозеф. (c.50–135)А. Д. Гордон. (1856-1922)Мартин Бубер. (1878-1965)Хьюго Бергманн. (1883-1975)Йешаягу Лейбовиц. (1903-1994)Иосиф Раз. (1939-)

Менора Кнессета P5200009 Hilel.JPG

Akiva.png

Gordon A.D2.jpg Martin Buber portrait.jpg HugoBergman22.jpg Йешая Лейбовиц. Фотография Грубнера. Wellcome V0026693.jpg Джозеф Раз - 20090224.jpg
Литература и поэзия

Древний Израиль

Иллюстрация к Песни песней. Наряду с Книгой Эстер, древняя поэма является примером древней израильской литературы без упоминания Бога и традиционно читается как аллегория отношений между Богом и Израилем. свиток Исайи. Один из самых ранних известных манускриптов библейской литературы

Самая ранняя известная надпись на иврите - это надпись Хирбет Кейяфа (11-10 века до н.э.), если она действительно может считаться еврейской на той ранней стадии. Безусловно, наиболее разнообразной, обширной и исторически значимой литературой, написанной на старом классическом иврите, является канон Библии на иврите. Библия не является единым монолитным литературным произведением, потому что каждый из этих трех разделов, в свою очередь, содержит книги, написанные в разное время разными авторами, написанные с VIII по II век до н.э. Это первоисточник древней израильской мифологии, литературы, философии и поэзии. Все книги Библии не являются строго религиозными по своей природе; например, Песнь Песней - это любовное стихотворение и, наряду с Книгой Есфири, прямо не упоминается Бог.

Кетувим Сектор еврейской Библии - это собрание философской и художественной литературы, которая, как считается, была написана под влиянием Руах ха-Кодеш (Святого Духа). Книга Иова, например, затрагивает проблему теодицеи - подтверждения справедливости Бога в свете страданий человечества - это богатый богословский труд, излагающий множество точек зрения. Его широко и часто экстравагантно хвалили за его литературные качества, причем Альфред, лорд Теннисон назвал его «величайшим стихотворением древности и современности».

Некоторое содержание отражает исторические события в древности. Израиль, такой как царства Израиль и Иуда, осада Иерусалима, вавилонское пленение и восстание Маккавеев.

Свитки Мертвого моря - это тысячи еврейских, в основном на иврите, рукописей, датируемых последними тремя веками до н.э. и первым веком н.э. Тексты содержат великие исторические, религиозные и лингвистическое значение, потому что они включают в себя вторые по возрасту известные сохранившиеся рукописи произведений, позже включенных в канон еврейской Библии, а также второканонические и внебиблейские рукописи, которые сохраняют свидетельства разнообразия религиозной и философской мысли в иудаизме конца Второго Храма. Археологи уже давно связывают свитки с древней еврейской сектой, называемой ессеями, хотя некоторые недавние интерпретации оспаривают эту связь и утверждают, что священники в Иерусалиме или Задокиты или другие неизвестные еврейские группы написали свитки.

Римская Иудея

Постбиблейские сочинения на иврите включают ранние раввинские труды Мидраша и Мишна. Мишна - первая крупная письменная редакция еврейских устных традиций, известная как «Устная Тора ». Это также первое крупное произведение раввинской литературы, написанное в религиозных центрах, таких как Явне, Лод и Бней-Брак, под Римская оккупация Иудеи. Он содержит устные предания фарисеев из периода Второго Храма, особенно периода Таннаим. Большая часть Мишны написана на еврейском мишне, а некоторые части - на еврейском арамейском.

Нагорной проповеди. Новый Завет был написан евреями-христианами во время Иудеи, управляемой римлянами

. Еврейско-христианское движение сформировалось в Иудее в начале первого века. Книги Нового Завета были полностью или почти все написаны еврейскими христианскими, то есть еврейскими учениками Иисуса, в течение и начала второго веков Луки, написавшего Евангелие от Луки и Книгу Деяний., часто рассматривается как исключение; Ученые расходятся во мнениях относительно того, был ли Лука язычником или эллинистическим евреем. Евангелия были написаны между 68-110 гг. Н.э., Деяния между 95-110 гг. послания между 51-110 гг. Н.э. и Откровение в c. 95 г. н.э.

Иосиф был ученым, историком и агиографом, который родился в 37 г. н.э. в Иерусалиме, Иудея. Он записал еврейскую историю, уделяя особое внимание I веку н.э. и Первой иудейско-римской войне, включая осаду Масады. Его наиболее важными работами были Еврейская война (c.75), Древности евреев (c.94) и Против Апиона. В «Еврейской войне» рассказывается о восстании евреев против римской оккупации (66–70). Древности евреев рассказывают историю мира с еврейской точки зрения для якобы римской аудитории. Эти работы дают ценное представление об иудаизме первого века и истории раннего христианства.

старого ишува

После изгнания из Испании и Португалии многие евреи поселились в Османской империи, включая Палестина, внесшая большой вклад в культуру еврейской общины, особенно в литературе, поэзии, философии и мистицизме. Город Цфат был широкой духовной и мистической деятельностью. Джозеф Каро, писатель и каббалист, поселился в Цфате в 1563 году. В сейфе он написал Шулхан Арух, широко используйте из различных кодексов в иудаизме. Шломо Галеви Алкабец, каббалист и поэт, поселился в 1535 году, где он написал еврейскую поэму Леха Доди. Исаак Лурия (1534-1572), родившийся в Иерусалиме, был выдающимся раввином и еврейским мистиком в общине Цфата. Он считается от современной каббалы, а его учения регистрируются как лурианская каббала. Работы его учеников воплотили его устные учения в письменной форме. Каждый его обычай был тщательно изучен, и многие были приняты, даже вопреки предыдущей практики.

Примерно в 1550 году Моисей бен Якоб Кордоверо основал академию Каббалы в Цфате. Среди его учеников было много светил Цфата, в том числе раввин Элиягу де Видас, автор Решит Хохма («Начало мудрости») и раввин Хаим Витал, который позже стал официальным записателем и распространителем учения раввина Исаака Лурии. Другими каббалистами в Земле Израиля в то время были Исайя Горовиц, Моше Хаим Луццатто, Авраам Азулай, Хаим ибн Аттар, Шалом Шараби, Хаим Йосеф Давид Азулай и Авраам Гершон из Китова.

Современный Израиль

Неделя еврейской книги 2005, Музей Израиля, Иерусалим

Первые произведения еврейской литературы в Израиле были написаны авторами-иммигрантами, укорененными в мире и традициями европейского еврейства. Йосеф Хаим Бреннер (1881–1921) и Шмуэль Йосеф Агнон (1888–1970), считают многими отцами современной еврейской литературы. Бреннер, разрываясь между надеждой и отчаянием, боролся с реальностью сионистского предприятия на Земле Израиля. Агнон, современник Бреннера, соединил свои знания еврейского наследия с европейской литературы 19-го и начала 20-го веков. Он создал художественную литературу, посвященную распаду традиционного образа жизни, утрате веры и утрате идентичности. В 1966 году Агнон стал одним из лауреатов Нобелевской премии по литературе.

Писатели по рождению, опубликовавшие свои работы в 1940-х и 1950-х годах, называемые «поколением войны за независимость», принесли сабрологическое мышление и культура их. С. Ижар, Моше Шамир, Ханох Бартов и Бенджамин Таммуз колебались между индивидуализмом и приверженностью обществу и государству. В начале 1960-х гг. А.Б. Иегошуа, Амос Оз и Яаков Шабтай отошли от идеологий, чтобы сосредоточиться в мире человека, экспериментируя с формами повествования и стиля письма, такими как психологический реализм, аллегория, и символика.

С 1980-х и начала 1990-х годов израильская литература была широко переведена, и несколько израильских писателей получили международное признание.

Иосиф. (37– ок. 100)Джозеф Каро. (1488–1575)Хаим Нахман Бялик. (1873–1934)Шауль Черниховский. (1875–1943)Шмуэль Йосеф Агнон. (1888–1970)Рэйчел Блустейн. (1890–1931)Лия Голдберг. (1911–1970)Амос Оз. (1939–2018)

Josephus.jpg

Rabbi-Caro.jpg

ЕВРЕЙСКИЙ ПОЭТ ХАИМ НАХМАН БИАЛИК. פורטרט של המשורר הלאומי, חיים נחמן ביאליק. D22-084.jpg Шауль Черниховский 1927.jpg Agnon.jpg RachelBluwstein.jpg Портрет национальной поэтессы Леи Голдберг. D507-061.jpg Амос oz675.jpg
Наука и технология

Древний Израиль

Ранние проявления науки в древнем Израиле можно найти в Еврейской Библии, где некоторые книги содержат описания физический мир. Библейская космология дает спорадические проблески, которые можно сшить вместе, чтобы сформировать библейское представление о физической вселенной. Проводились сравнения между Библией, такими отрывками, как из повествования о сотворении Бытия, и астрономией классической античности в целом. Ветхий Завет также содержит различные очищающие ритуалы. Один из предлагаемых ритуалов, например, касается правильной процедуры очищения прокаженного (Левит 14: 1–32 ). Это довольно сложный процесс, который следует выполнять после того, как прокаженный уже исцелился от проказы (Левит 14: 3 ), включая духовную чистоту (концепции тума и тахара ), обширное физическое очищение и личная гигиена, но включает также в себя принесение жертву птицы и ягнят с добавлением их крови, чтобы символизировать очищение страдающих. Как и в случае других церемоний очищения, описанных в Торе, кедровое дерево и иссоп трава также сжигаются во время ритуала.

Тора запрещает Intercropping (Лев. 19:19, Второзаконие 22: 9), практикует, который часто ассоциируется с устойчивым сельским хозяйством и органическим земледелием в современном мире сельскохозяйственные науки. Кодекс Моисеева содержит положения, касающиеся сохранения природных ресурсов, таких как деревья (Второзаконие 20: 19–20 ) и птицы (Второзаконие 22: 6–7 ).

Современный Израиль

Смоделированный вид черные дыры. Джейкоб Бекенштейн предсказал и совместно открыл энтропию черной дыры

Израиль - развитая и высокоразвитая страна, занимающая пятое место среди самых инновационных стран в Индексе инноваций Bloomberg. В Израиле 140 ученых и специалистов на 10 000 сотрудников, одним из самых высоких показателей в мире, и 8 337 исследователей, занятых полный рабочий день, на миллион жителей. Он также имеет один из самых высоких показателей количества поданных патентов на душу населения. Отрасль высоких технологий Израиля получила выгоду от высокообразованной и технологически квалифицированной рабочей силы страны в сочетании с сильным присутствием иностранных высокотехнологичных фирм и сложных исследовательских центров.

Запуск спутника Офек-7 через Шавит транспортное средство

В 1970-х и 1980-х годах Израиль начал использовать инфраструктуры, необходимых для исследований и разработок в освоении космоса и других науках. Израиль запустил свой первый спутник Ofeq-1 с местной ракеты-носителя Shavit 19 сентября 1988 года и внес важный вклад в ряд областей космических исследований, включая лазер связь, исследования развития эмбриона и остеопороза в космосе, мониторинг загрязнения и картографирование геология, почвы и растительность в полузасушливые среды. Израиль входит в число немногих стран, способных запускать спутники на орбиту, и местные разработанные и изготовленные спутники были произведены и запущены Israel Aerospace Industries (IAI), израильской крупнейшая военно-инженерная компания в сотрудничестве с Израильским космическим агентством. Геостационарный спутник AMOS-1 начал работу в 1996 году как первый в Израиле коммерческий спутник связи. Он был построен в первую очередь для прямого телевещания на дом, распределения ТВ и услуг VSAT. Дальнейшие серии спутников связи AMOS (AMOS 2 - 5i) эксплуатируются или разрабатываются компанией Spacecom Satellite Communications, которая предоставляет услуги спутниковой связи странам Европы, Ближнего Востока и других стран. Африка. Израиль также разрабатывает, производит и экспортирует большое количество сопутствующей аэрокосмической продукции, включая ракеты и спутники, системы отображения, авиационные компьютеры, измерительные системы, дроны и авиасимуляторы. Вторая по величине оборонная компания Израиля - Elbit Systems, которая производит электрооптические системы для воздушных, морских и наземных войск; дроны; системы контроля и мониторинга; системы связи и др.

Рост сельскохозяйственного производства основан на тесном сотрудничестве ученых, фермеров и отраслей, связанных с сельским хозяйством, и привел к развитию передовых сельскохозяйственных технологий, сберегающих воду методы орошения, анаэробное сбраживание, тепличные технологии, земледелие в пустыне и исследования засоленности. Израильские компании также поставляют ирригационные, водосберегающие и тепличные технологии и ноу-хау в другие страны. Современная технология капельного орошения была изобретена в Израиле Симхой Блассом и его сыном Йешаягу. Их первая экспериментальная система была создана в 1959 году, когда была основана компания под названием Netafim. Они разработали и запатентовали первый практичный эмиттер для капельного орошения. Этот метод был очень успешным и к концу 1960-х распространился в Австралии, Северной Америке и Южной Америке.

Intel Core i7-940. Intel разработала свой процессор dual-core Core Duo в своем Израильском центре разработок в Хайфе.

. Израильские компании преуспели в разработке компьютерного программного обеспечения и аппаратного обеспечения, особенно в технологиях компьютерной безопасности и полупроводниках. и коммуникации. Израильские фирмы включают Check Point, ведущую фирму по созданию межсетевых экранов; Amdocs, которая производит системы поддержки бизнеса и операций для телекоммуникационных компаний; Comverse, компания голосовой почты; и Mercury Interactive, который измеряет производительность программного обеспечения. Высокая концентрация высокотехнологичных производств на прибрежной равнине Израиля привела к прозвищу Кремниевый Вади (лит : «Кремниевая долина»). В Израиле было создано более 3850 стартапов, что делает его вторым после США в этом секторе и имеет наибольшее количество компаний, котирующихся на NASDAQ за пределами Северной Америки. Оптика, электрооптика и лазеры являются важными областями, и Израиль производит волоконную оптику, электрооптические системы контроля для печатных плат, тепловизионные изображения <755.>системы ночного видения и робототехнические производственные системы на основе электрооптики. Исследования в области робототехники, впервые начавшиеся в конце 1970-х годов, привели к производству роботов, предназначенных для выполнения широкого спектра задач автоматизированного производства, включая алмазную полировку, сварку, упаковку и здание. Также проводятся исследования по применению искусственного интеллекта к роботам.

Израильские ученые внесли множество изобретений и открытий в различных областях, включая Джорама Линденштрауса (Лемма Джонсона – Линденштрауса ); Абрахам Френкель (теория множеств Цермело – Френкеля ); Шимшон Амицур (теорема Амицура – ​​Левицки ); Сахарон Шелах (лемма Сауэра – Шелаха ); Илон Линденштраус (Эргодическая теория ); Натан Розен (Червоточина ); Ювал Нееман (предсказание кварков ); Якир Ааронов и Давид Бом (эффект Ааронова - Бома ); Джейкоб Бекенштейн (формулировка Черные дыры Энтропия ); Дэн Шехтман (открытие квазикристаллов ); Аврам Хершко и Аарон Цехановер (открытие роли белка убиквитина ); Арье Варшел и Майкл Левитт (разработка многомасштабных моделей сложных химических систем); Ариэль Рубинштейн (модель торга Рубинштейна ); Абрахам Френкель (теория множеств Цермело - Френкеля ); Мусса Б.Х. Юдим (Разагилин ); Роберт Ауманн (Теория игр ); Майкл О. Рабин (Недетерминированный конечный автомат ); Амир Пнуэли (Временная логика ); Джудея Перл (искусственный интеллект ); Шафи Голдвассер (криптосистема Блюма - Голдвассера ); Ашер Перес (Квантовая информация ); Ади Шамир (RSA, Дифференциальный криптоанализ, Обмен секретами Шамира ); Яаков Зив и Авраам Лемпель (Лемпель - Зив - Велч ); Среди известных изобретений: ReWalk, Given Imaging, обозначение движения Эшколя-Вахмана, Taliglucerase alfa, USB-накопитель, Intel 8088, Проекционная клавиатура, TDMoIP, Mobileye, Waze, Wix.com, Gett, Viber, Uzi, Iron Dome, Arrow Missile, Super - железная батарея, Эпилятор.

Авраам Френкель Майкл О. Рабин Роберт Ауманн Даниэль Канеман Дэн Шехтман Ада Йонат

Адольф Абрахам Халеви Френкель.jpg

MO Rabin.jpg Роберт Ауман 2010.jpg Daniel KAHNEMAN.jpg Нобелевская премия 2011-Пресс-конференция KVA-DSC 7721.jpg Ada E. Yonath.jpg
Изобразительное искусство
Плитка в 1920-е гг.

С начала 20-го века изобразительное искусство в Израиле показало творческую ориентацию в районе Запада и Востока, так и самой земли, ее развития, характера городов., и стилистические тенденции, исходящие из зарубежных арт-центров. В живописи, скульптуре, фотографии и других искусствах главный герой - это разнообразный ландшафт страны: террасы и гребни холмов особую динамику линий и форм; предгорья Негева, преобладающая серовато-зеленая растительность и ясный световой свет характерные цветовые эффекты; а море и песок влияние на поверхность. В целом местные пейзажи, проблемы и политика лежат в центре израильского искусства и обеспечивают его уникальность.

Самым ранним движением в израильском искусстве была школа Бецалеля Османской империи и ранняя Период мандата, когда художники изображали как библейские, так и сионистские сюжеты в стиле, находящемся под европейского движения модерн, символизма и традиционного персидского, еврейского и сирийского искусства.

Исполнительское искусство

Музыка

Израильский филармонический оркестр, 2006

Классическая музыка в Израиле процветает с 1930-х годов, когда учителей музыки и студентов, композиторов, инструменталисты и певцы, а также тысячи любителей музыки устремились в страну, движимые угрозой нацизма в Европе. Израиль также является домом для нескольких ансамблей классической музыки мирового уровня, таких как Израильская филармония и Новая израильская опера. Основание Палестинского филармонического оркестра (ныне Израильский филармонический оркестр) в 1936 году ознаменовало начало израильской классической музыкальной сцены. В начале 1980-х годов Новая израильская опера начала ставить спектакли, возрождая общественный энтузиазм по поводу оперных произведений. Русская иммиграция 1990-х годов наполнила арену классической музыки новыми талантами и любителями музыки.

Современная музыкальная сцена в Израиле охватывает широкий спектр музыкальных жанров и объединяет множество музыкальных факторов, начиная с эфиопского, ближневосточного соула, рока, джаза, хип-хопа, электронной, арабской, поп-музыки и мейнстрима.. Израильская музыка многогранна и сочетает в себе элементы западной и восточной музыки. Он имеет тенденцию быть очень эклектичным и содержит широкий спектр влиятельных диаспоры, а также более современные культурные заимствования: хасидские песни, азиатская поп-музыка, арабский фолк (особенно йеменцы). певцов) и израильский хип-хоп или хэви-метал. Также популярны различные формы электронной музыки, включая транс, Hard trance и Goa trance. Известных артистов из Израиля в этой области, но их - дуэт психоделического транса Infected Mushroom.

Dance

Batsheva Dance Company, соучредителем которого являются Марта Грэм и Баронесса Батшева Де Ротшильд в 1964 году

Традиционные народные танцы Израиля включают хору и танцы, включающие йеменскую ступень. Израильские народные танцы сегодня ставят хореографию развлекательных танцевальных коллективов.

Современный танец в Израиле получил международное признание. Израильские хореографы, среди которых Охад Нахарин и Барак Маршалл, считаются одними из самых разносторонних и оригинальных международных творцов, работающих сегодня. Известные израильские танцевальные компании включают танцевальную компанию Батшева, кибуцскую танцевальную компанию, Инбал Пинто и Авшалом Поллак танцевальную компанию и танцевальную компанию Камеа. Люди съезжаются со всего Израиля и многих других народов на ежегодный танцевальный фестиваль в Кармиэль который проводится в июле. Кармиэльский танцевальный фестиваль, впервые проведенный в 1988 году, является самым крупным праздником танца в Израиле, в рамках которого проходят три или четыре дня и ночи танцев, с участием 5000 или более танцоров и четверти миллиона зрителей в столице Галилеи. Праздник, начатый как мероприятие израильского народного танца, теперь включает выступления, семинары и открытые танцевальные сессии для различных танцевальных форм и национальностей. Хореограф Йонатан Кармон создал фестиваль танца Кармиэль, чтобы продолжить традицию Гурита Кадмана Далия фестиваль израильского танца, который завершился в 1960-х.

Известные компании и хореографы со всего мира приехали в Израиль, чтобы выступить и дать мастер-классы. В июле 2010 года Михаил Барышников приехал выступать в Израиле.

Театр

Римская Иудея

Остатки римского театра в Кесарии Маритимской

Во время римского правления в Иудее были построены несколько театров, расположенных в таких местах, как Кесария, Бет-Шеан и Иерусалим. Театр в Кесарии Приморской был построен Иродом Великим и в последней стадии вмещал около 4000 мест. Другой театр, в Бет-Шеан, был построен в конце II века н.э. и рассчитан на 7000 мест.

Современный Израиль

Театр Хабима в Тель-Авиве

Возникновение еврейского театра предшествовало состояние почти на 50 лет. Первая любительская еврейская театральная группа действовала в Палестине с 1904 по 1914 год. Первый профессиональный еврейский театр, Хабима, был основан в Москве в 1917 году и переехал в Палестину в 1931 году, где стал национальным театром страны. Театр «Охель» основан в 1925 году как рабочий театр, исследовавший социалистические и библейские темы. Первые пьесы на иврите основывались на новаторстве.

После 1948 года двумя главными мотивами были Холокост и арабо-израильский конфликт. Произведение Моше Шамира «Он ходил по полям» в 1949 году было первым произведением сабры, написавшим о сабрах на идиоматическом и современном иврите. В 1950-х годах драматурги изобразили разрыв между догосударственными мечтами и разочарованием. В других пьесах коренные израильтяне сражаются с пережившими Холокост. Начиная с 1960-х годов Ханох Левин написал 56 пьес и политических сатир. В 1970-е годы израильский театр стал более критичным, противопоставляя экстремальные образы израильской идентичности, такие как качок и духовный еврей. В 1980-х годах Иегошуа Соболь исследовал вопросы израильско-еврейской идентичности. Сегодня израильский театр чрезвычайно разнообразен по содержанию и стилю, и половина всех спектаклей - это местные постановки.

Другие крупные театральные труппы включают Cameri Theater, Beit Lessin Theater, Театр Гешер (выступающий на иврите и русском), Хайфский театр и Театр Беэр-Шева.

Основанный в 1980 году, Фестиваль альтернативного израильского театра Акко - четырехдневный фестиваль исполнительского искусства, ежегодно проводимый ранней осенью в городе Акко. Фестиваль стал символом сосуществования еврейских и арабских жителей города.

Кино

Синематека Тель-Авива

Кинопроизводство в Израиле претерпело серьезные изменения с момента его создания в 1950-х годах. Первые фильмы, созданные и снятые израильтянами, такие как «Холм 24 не отвечает » и «Их было десять», как и израильская литература того периода, имели тенденцию быть отлитыми по героическому образцу. Некоторые недавние фильмы остаются глубоко укоренившимися в израильском опыте, затрагивая такие темы, как жертвы Холокоста и их дети («Лето Авиа» Гилы Альмагор и его продолжение, «Под Домимное дерево ") и страдания новых иммигрантов (" Шхур ", режиссеры Ханна Азулай и Шмуэль Хасфари," Поздний брак "режиссера Довер Кошашвили ).

Другие имеют дело с проблемами современной израильской жизни, такими как израильско-арабский конфликт («Лимонное дерево» Эрана Риклиса, «Скандар Копти» и «Аджами» Ярона Шани ") и военная служба (Джозефа Седара " Бофор "," Ливан "Сэмюэля Маоза, Эйтана Фокса " Йоси и Джаггер "). Некоторые из них происходят в контексте универсалистского, отчужденного и гедонистического общества («Песня сирены» и «Пузырь» Эйтана Фокса, «Тель-авивские рассказы» Айлета Менахеми и Нирита Ярона).

Израильская киноиндустрия продолжает получать всемирное признание благодаря номинациям на международные награды. В течение трех лет подряд израильские фильмы (Бофорт (2008), Вальс с Баширом (2009) и Аджами (2010)) номинировались на премию Оскар. Киноархив Спилберга при Еврейском университете в Иерусалиме - крупнейшее в мире хранилище киноматериалов на еврейские темы, а также на еврейскую и израильскую жизнь.

Основные международные кинофестивали в Израиле: Иерусалимский кинофестиваль и Хайфский кинофестиваль.

Музеи
Храм Книги, Музей Израиля, Иерусалим

Более 200 музеев, Израиль имеет самое большое количество музеев на душу населения в мире, с миллионами посетителей ежегодно.

Иерусалимский Музей Израиля имеет специальный павильон, демонстрирующий свитки Мертвого моря и большая коллекция еврейского религиозного искусства, израильского искусства, скульптур и картин старых мастеров. Газеты выходят на десятках языков, и каждый город издает местный информационный бюллетень.

Кухня

Древний Израиль

Виноград имел важное значение для производства вина в древнем Израиле. Ячмень (справа) был зерном, которое чаще всего использовалось для изготовления муки для хлеба в Израиле железного века.

Информация о пище древних израильтян основана на письменных источниках, археологических записи и сравнительные свидетельства из обширного региона древнего Леванта. Письменными источниками являются, прежде всего, Еврейская Библия и другие тексты, такие как Свитки Мертвого моря, апокрифические сочинения, Новый Завет и раввинская литература.

Ежедневный рацион обычного древнего израильтянина состоял в основном из хлеба, вареных зерен и бобовых. Хлеб ели с каждым приемом пищи. Овощи играли меньшую, но значительную роль в рационе. Израильтяне пили козье и овечье молоко, когда оно было доступно весной и летом, и ели масло и сыр. Чаще всего ели инжир и виноград, реже ели финики, гранаты и другие фрукты и орехи. Самым популярным напитком было вино, а иногда производились и другие ферментированные напитки. Оливки использовались в основном для производства масла. Мясо, обычно козлятины и баранины, ели редко и предназначались для особых случаев, таких как праздники, праздничные трапезы или жертвенные пиршества. Дичь, птицы, яйца и рыбу также ели, в зависимости от наличия.

Большая часть еды была съедена свежей и сезонной. Фрукты и овощи нужно было есть по мере их созревания и до того, как они испортятся. Людям приходилось бороться с периодическими приступами голода и голода; производить достаточно пищи требуется жесткий и своевременна труд, и климатические условия приводят к непредсказуемому урожаю и нужно хранить как много пищи, как это возможно. Таким образом, из винограда делали изюм и вино; оливки превращали в масло; сушили инжир, фасоль и чечевицу; и зерна хранились для использования в течение всего года. Диета была по существу вегетарианской. Типичный ежедневный прием пищи иллюстрируется библейским описанием рациона, который Авигея принесла группе Давида : хлеб, вино, жареное зерно, изюм и инжирные лепешки (1 Царств 25 : 18 ).

Современный Израиль

Израильский завтрак

Неоднородный характер культуры в Израиле также проявляется в израильской кухне, разнообразном сочетании местных ингредиентов и блюд с диаспорными блюдами из разных стран. Израильская кухня фьюжн развивалась с заимствованием и постоянной адаптацией элементов различных еврейских стилей кухни, включая Мизрахи, сефардский, йеменский Еврейские и ашкенази, а также многие продукты, традиционно употребляемые на Ближнем Востоке. Израильская кухня также находится под влиянием географии, уделяя особое внимание продуктам, распространенным в Средиземноморском регионе, таким как оливки, нут, молочные продукты, рыба., а также свежие фрукты и овощи. Обычно основной прием пищи - обед, а не ужин. познакомьтесь с кухней, многие традиционные блюда подаются в праздничные дни. Шаббатный ужин, который едят в пятницу вечером, является важным блюдом в большинстве израильских домов. Хотя не все евреи в Израиле соблюдают кошерный, соблюдение кашрута влияет на меню в домах, общественных учреждениях и многих ресторанах.

В 2013 году израильская поваренная книга «Seafoodpedia» победила ». Лучший в мире »в своей категории на Парижской конференции« Иерусалим. Поваренная книга », опубликованная израильско-палестинской командой Йотам Оттоленги и Сами Тамими, получила награду« Best in мир »для средиземноморской кухни.

Мода

Израиль стал международным центром моды и дизайна. Тель-Авив называют «следующим горячим направлением» моды. Израильские дизайнеры, например, компания по производству купальных костюмов Gottex, покажите свою коллекцию ионы на ведущих модных показах, в том числе на показе мод в Нью-Йорке Bryant Park. В 2011 году в Тель-Авиве прошла первая с 1980-х годов Неделя моды, в которой итальянский дизайнер Роберто Кавалли стал почетным гостем

Sports
Галь Фридман, обладатель первой золотой олимпийской медали Израиля

Физическая подготовка получила импульс в XIX веке благодаря кампании физической культуры Макса Нордау. Маккабиады, соревнования в олимпийском стиле для еврейских спортсменов, были открыты в 1930-х годах и с тех пор проводятся в Израиле каждые четыре года.

В 1964 году Израиль принимал и выигрывал Кубок Азии AFC ; В 1970 году сборная Израиля по футболу смогла пройти квалификацию на Чемпионат мира по футболу, который до сих пор считается самым большим достижением в израильском футболе. Израиль был исключен из Азиатских игр 1978 года из-за давления арабов, и с 1994 года все израильские спортивные организации теперь соревнуются в Европе.

Футбол (футбол) и баскетбол - самые популярные виды спорта в Израиле. Израильская Премьер-лига - это Премьер-лига страны, а Лигат ха-Аль - высшая баскетбольная лига. Маккаби Хайфа, Маккаби Тель-Авив, Хапоэль Тель-Авив и Бейтар Иерусалим являются крупнейшими спортивными клубами. Маккаби Тель-Авив, Маккаби Хайфа и Хапоэль Тель-Авив соревновались в Лиге чемпионов, а Хапоэль Тель-Авив вышел в четвертьфинал Кубка УЕФА. Maccabi Tel Aviv B.C. выигрывал чемпионат Европы по баскетболу шесть раз. Чемпион Израиля по теннису Шахар Пеер занял 11-е место в рейтинге WTA - национальный рекорд. Беэр-Шева стала национальным шахматным центром; в результате советской иммиграции здесь проживает самое большое количество гроссмейстеров из всех городов мира. В 2005 году город принимал командный чемпионат мира по шахматам. Израильские шахматные команды завоевали серебряную медаль на шахматной олимпиаде 2008 и бронзовую медаль на шахматной олимпиаде 2010. Израильский гроссмейстер Борис Гельфанд выиграл чемпионат мира по шахматам 2009 года и сыграл за звание чемпиона мира на чемпионате мира по шахматам 2012 года.

На сегодняшний день Израиль выиграл семь олимпийских игр. медали с момента его первой победы в 1992, включая золотую медаль в виндсерфинге на летних Олимпийских играх 2004. Израиль выиграл более 100 золотых медалей на Паралимпийских играх и занимает около 15-го места в таблице медалей Паралимпийских игр за все время. Летние Паралимпийские игры 1968 года проводились в Израиле.

Молодежные движения
Цофим Церемония огня израильского скаутского движения в Тель-Авиве

Молодежные движения были важной чертой Израиля с самых первых дней его существования. В 1950-х годах эти движения были разделены на три группы: сионистские молодежные группы, продвигающие социальные идеалы и важность сельскохозяйственных и общинных поселений; рабочая молодежь, продвигающая образовательные цели и продвижение по службе; и группы отдыха с упором на спорт и развлечения.

Культура активного отдыха и отдыха
Пешие прогулки около озера Кинерет

Кемпинг и походы - неотъемлемая часть израильской культуры. Национальные парки и заповедники по всему Израилю регистрируют около 6,5 миллионов посещений в год. Школы и молодежные группы ежегодно отправляются в походы по всей стране, воспитывая детей, склонных к пешим прогулкам и другим видам активного отдыха. Следовательно, многим молодым израильтянам требуется от нескольких месяцев до года, чтобы путешествовать по миру, в первую очередь для того, чтобы отправиться в поход и испытать природу в отдаленных горных районах, таких как Непал, Индия, Китай, Чили и Перу.

Вдоль 190 километров (120 миль) израильского средиземноморского побережья две трети доступны для купания. В Израиле 100 пляжей для серфинга, охраняемых профессиональными спасателями. Маткот - популярная игра в падл-мяч, похожая на пляжный теннис, которую часто называют национальным видом спорта в стране.

Свадебные обычаи
Йеменская еврейка невеста на вечеринке с хной, 1958

Все браки между евреями в Израиле регистрируются Главным раввинатом, и церемония следует традиционной еврейской практике. Гражданские церемонии не проводятся в Израиле, хотя все большее число светских пар обходят их, путешествуя по соседним местам, таким как Кипр. В то время как некоторые евреи в Израиле переняли западный стиль одежды, традиционная одежда и украшения иногда используются для предсвадебных ритуалов, включая Ночь хны, которая является очень обычной практикой среди евреев-мизрахи.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-16 11:14:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте