Лурианская каббала

редактировать

Лурианская каббала - это школа каббалы, названная в честь разработавшего ее еврейского раввина Исаака Лурия (1534–1572; также известная как «АРИ'зал», «Ха'АРИ» или «Хаари-хакадош»). Лурианская каббала дала семенной новый счет каббалистической мысль, что его последователи синтезировали с, и читать в, ранее Каббал в Зохар, которые распространяемые в средневековых кругах.

Лурианская каббала описывает новые доктрины происхождения Творения и концепции Олам ХаТоху (на иврите: עולם הת "ו «Мир Тоху-Хаоса») и Олам ХаТикун (на иврите: עולם התיקון «Мир Тикун-Исправления»), которые представляют два архетипических духовных состояния бытия и сознания. Эти концепции происходят из интерпретации Исаака Лурии и мифических рассуждений о ссылках в Зохаре. Основным популяризатором идей Лурии был раввин Хайим бен Йозеф Витал из Калабрии, который утверждал, что является официальным интерпретатором лурианской системы, хотя некоторые оспаривали это утверждение. Вместе, скомпилированные учения, написанные школой Лурия после его смерти, метафорически называются «Китвей хаАРИ» (сочинения ARI), хотя они различались по некоторым основным интерпретациям в ранних поколениях.

Предыдущие интерпретации Зохара достигли высшей точки в схеме Моисея бен Якоба Кордоверо в Цфате, основанной на рациональном влиянии, непосредственно перед прибытием Лурии. Системы Кордоверо и Лурия дали каббале теологическую систематизацию, которая могла соперничать с более ранней выдающейся средневековой еврейской философией. Под влиянием мистического возрождения в Цфате 16-го века лурианство стало почти универсальным основным еврейским богословием в эпоху раннего Нового времени как в научных кругах, так и в народном воображении. Лурианская схема, которую ее последователи воспринимают как гармоничную с кордоверской и последовательно более продвинутую, чем кордоверская, по большей части вытеснила ее, став основой последующего развития еврейского мистицизма. После Ари Зоар интерпретировался в лурианских терминах, а позже эзотерические каббалисты расширили мистическую теорию в лурианской системе. Более поздние хасидские и митнагдические движения расходились по поводу значений лурианской каббалы и ее социальной роли в популярном мистицизме. Саббатианство мистической традиция также вывести свой источник из лурианского мессианства, но имела различное понимание каббалистической взаимозависимости мистицизма с Галаха еврейского соблюдением.

Содержание

  • 1 Природа лурианской мысли
    • 1.1 Предпосылки
      • 1.1.1 Ранняя каббала
      • 1.1.2 Раннее современное сообщество Цфата
    • 1.2 Лурианская каббала
      • 1.2.1 Каббалистические взгляды
      • 1.2.2 Академические представления
  • 2 Концепции
    • 2.1 Изначальный Цимцум - Сокращение Божественности
    • 2.2 Шевира - Разрушение сосудов сфирот
    • 2.3 Тикун - Исправление
      • 2.3.1 Парцуфим - Божественные Личности
      • 2.3.2 Бирур - Разъяснение человеком
      • 2.3.3 Гилгул - Реинкарнация и душа
  • 3 Влияние
    • 3.1 Саббатейские мистические ереси
    • 3.2 Влияние на ритуальную практику и молитвенную медитацию
    • 3.3 Современная еврейская духовность и особые взгляды
    • 3.4 Современный традиционный лурианство
    • 3.5 Буквальное и не буквальное толкование Цимцум
    • 3.6 Хасидские и митнагдические виды на Цимцум
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Природа лурианской мысли

Задний план

Характерной чертой теоретической и медитативной системы Лурии является его преобразование предыдущей статической иерархии раскрывающихся Божественных уровней в динамическую космическую духовную драму изгнания и искупления. Благодаря этому, по сути, возникли две исторические версии теоретико-теософской традиции Каббалы:

  1. Средневековая каббала и Зоар в ее первоначальном понимании (иногда называемая «классической / зохарической» каббалой), систематизированная Моше Кордоверо непосредственно перед Лурией в период раннего Нового времени.
  2. Лурианская каббала, основа современного еврейского мистицизма, хотя Луриа и последующие каббалисты считают лурианство не более чем объяснением истинного значения Зохара.

Ранее Каббала

Мистические доктрины Каббалы появились в эзотерических кругах на юге Франции 12 века ( Прованс - Лангедок ), распространились на Северную Испанию 13 века ( Каталония и другие регионы). Мистическое развитие достигло кульминации с распространением Зоара из 1305 года, основного текста Каббалы. Средневековая каббала включала в себя мотивы, описываемые как « неоплатонические » (линейно нисходящие области между Бесконечным и конечным), « гностические » (в смысле различных сил, проявляющихся от единственного Божества, а не от множественных богов) и « мистические » (в отличие от рациональные, такие как первые доктрины реинкарнации иудаизма). Последующий комментарий к Зохару попытался предоставить концептуальную основу, в которой его весьма символические образы, слабо связанные идеи и, казалось бы, противоречивые учения могут быть объединены, поняты и систематизированы. Меир бен Иезекииль ибн Габбай (родившийся в 1480 году) был предшественником этого, но энциклопедические работы Моше Кордоверо (1522–1570) оказали влияние на систематизацию схемы средневековой каббалы, хотя и не объяснили некоторые важные классические верования, такие как реинкарнация. Схема Средневековья-Кордовера подробно описывает линейный, иерархический процесс, в котором конечное Творение последовательно развивается (« Хишталшелут ») из Бесконечного Существа Бога. Сфирот (Divine атрибутов) в Каббале, действует как отдельные, автономные силы в функциональном разворачивании каждого уровня Творения от потенциала к фактическому. Благополучие Высшего Божественного Царства, где сефирот проявляются в высшей степени, взаимно связано с благополучием Нижнего Царства Человечества. Действия Человека в конце цепи влияют на гармонию между сфирот в высших духовных мирах. Заповеди (иудейские обряды) и добродетельные дела приносят единство наверху, позволяя единство между Богом и Шехиной (божественным присутствием) внизу, открывая Поток Божественной жизненности во всем Творении. Грех и эгоистичные поступки вносят разрушение и разделение во всем Творении. Зло, вызванное человеческими деяниями, - это неверно направленное переполнение Ниже неконтролируемой Гевуры (Серьезности) на Высшем.

Раннее современное сообщество Цфата

Синагога Джозефа Каро в Цфате. Попытка Якоба Бераба в Цфате в 1538 году восстановить традиционную Семиху (раввинскую организацию) переизбрала мессианскую направленность общины. Каро, автор нормативного Шулхан Арух (Кодекс Закона) был назначен

Возрождение каббалы XVI века в галилейской общине Цфата, в которую входили Джозеф Каро, Моше Альшич, Кордоверо, Лурия и другие, было обусловлено их особым духовным и историческим мировоззрением. После изгнания из Испании в 1492 году они почувствовали личную безотлагательность и ответственность от имени еврейского народа за ускорение мессианского искупления. Это включало упор на близкое родство и аскетические практики, а также развитие ритуалов с общинно-мессианской направленностью. Новые разработки Кордоверо и Лурии в систематизации предыдущей каббалы искали мистического распространения за пределами узких научных кругов, которыми Каббала ранее была ограничена. Они считали, что широкое опубликование этих учений и основанных на них медитативных практик ускорит искупление всего еврейского народа.

Лурианская каббала

Старое кладбище в Цфате, где похоронены выдающиеся мистические и юридические деятели XVI века, в том числе Йосеф Каро, Шломо Алкабец, Моше Альшич, Моше Кордоверо и Ари. После изгнания из Испании круг Цфата нес на себе национальную мессианскую ответственность, отраженную в лурианской схеме.

В то время как мессианская цель оставалась лишь второстепенной в линейной схеме Кордоверо, более всеобъемлющая теоретическая схема и медитативные практики Лурии объясняли мессианизм как свою центральную динамику, включая все разнообразие предыдущих каббалистических концепций как результаты его процессов. Лурия концептуализирует Духовные миры через их внутреннее измерение Божественного изгнания и искупления. Лурианский миф выдвинул на передний план более глубокие каббалистические представления: теодицея (изначальное происхождение зла) и изгнание Шехины (Божественного присутствия), эсхатологическое искупление, космическая роль каждого человека и исторические дела Израиля, символизм сексуальности в божественном Божественные проявления и бессознательная динамика в душе. Лурия дал эзотерическую теософскую формулировку наиболее фундаментальным и теологически смелым вопросам существования.

Каббалистические взгляды

Религиозные каббалисты считают, что более глубокая полнота лурианской теории связана с ее описанием и исследованием аспектов Божественности, уходящих корнями в Эйн Соф, которые выходят за рамки явного, рационально воспринимаемого мистицизма, описанного Кордоверо. Система средневековой каббалы становится частью ее более широкой динамики. Там, где Кордоверо описал сфирот (Божественные атрибуты) и Четыре духовных царства, которым предшествовал Адам Кадмон, последовательно разворачивающиеся из Эйн Соф, Лурия исследовал сверхрациональное происхождение этих Пяти Миров в Бесконечном. Это открыло новые доктрины Изначального Цимцум (сжатие) и Шевиры (разрушение) и реконфигурацию сефирот. В Каббале то, что предшествовало более глубокому происхождению, также отражено во внутренних измерениях последующего Творения, так что Лурия смог объяснить мессианизм, Божественные аспекты и реинкарнацию, каббалистические верования, которые до этого оставались несистематизированными.

Кордоверо и средневековые попытки каббалистической систематизации, под влиянием средневековой еврейской философии, подходят к каббалистической теории через рационально задуманную парадигму « Хишталшелут » (последовательная «эволюция» духовных уровней между Бесконечным и Конечным - сосуды / внешние рамки каждого духовного Мира.). Лурия систематизирует Каббалу как динамический процесс « Hitlabshut » («Заключение» высших душ в низшие сосуды - внутренние / душевные измерения каждого духовного Мира). Он видит внутренние измерения на любом уровне Творения, происхождение которого выходит за пределы уровня, на котором они заключены. Духовная парадигма Творения трансформируется в динамический процесс взаимодействия в Божественности. Божественные проявления заключены друг в друга и подвержены изгнанию и искуплению:

Концепция хитлабшут («оболочка») подразумевает радикальное смещение акцента при рассмотрении природы Творения. Согласно этой точке зрения, основная динамика Творения не эволюционная, а скорее интерактивная. Высшие слои реальности постоянно заключают себя в нижние слои, как душа внутри тела, тем самым наполняя каждый элемент Творения внутренней силой, которая выходит за пределы его собственного положения во вселенской иерархии. Hitlabshut - это во многом «биологическая» динамика, учитывающая жизненную силу, которая находится внутри Творения; Хишталшелут, с другой стороны, является «физическим», он связан с конденсированной энергией «материи» (духовных сосудов), а не с жизненной силой души.

Благодаря этой более глубокой, более внутренней парадигме, новые доктрины, представленные Луриа, объясняют каббалистические учения и отрывки из Зоара, которые до сих пор оставались поверхностно понятыми и внешне описанными. Казалось бы, несвязанные концепции объединяются как часть всеобъемлющей, более глубокой картины. Каббалистические систематизаторы до Лурии, кульминацией которых стал Кордоверо, находились под влиянием философского Руководства Маймонида в их стремлении интеллектуально расшифровать Зоар и объединить эзотерическую мудрость с еврейской философией. В каббале это воплощает ментальный уровень души нешама ( понимание ). Учение Лурии призывает душу выйти за пределы умственных ограничений. Несмотря на то, что оно представлено в интеллектуальном плане, оно остается явной сверхрациональной доктриной, дающей ощущение того, что оно находится за пределами интеллектуального понимания. Это соответствует душевному уровню хая ( прозрение мудрости ), описываемому как осознание «касание / не касание».

Академические взгляды

В академическом исследовании каббалы Гершом Шолем рассматривал лурианство как исторически сложившуюся реакцию на травму испанского изгнания, полностью выраженную мифологизацию иудаизма и уникально парадоксально мессианский мистицизм, поскольку мистицизм феноменологически обычно предполагает уход от общества. В более поздних академических кругах Моше Идель бросил вызов историческому влиянию Шолема на лурианство, вместо этого рассматривая его как развивающееся развитие внутри внутренних факторов еврейского мистицизма как такового. В своей монографии «Врач души, целитель космоса: Исаак Луриа и его каббалистические товарищества», издательство Stanford University Press, 2003 г., Лоуренс Файн исследует мир Исаака Лурии с точки зрения жизненного опыта Лурии и его учеников.

Концепции

Изначальный Цимцум - Сокращение Божественности

Основная статья: Цимцум Схема пяти миров, образующихся внутри Кхалал Вакуума (Внешний Круг) посредством освещения Кав Луча (Вертикальная линия). Понятия непространственны. Сефирот показаны на схеме Иггулим («Круги»).

Исаак Лурия выдвинул доктрину Цимцум (альтернативное значение: «Сжатие / Сокрытие / Конденсация / Концентрация»), изначального Самоуничтожения Божественности, чтобы «освободить место» для последующего Творения.

Предыдущая Каббала учила, что до создания духовных или физических сфер, Эйн Соф («Без конца») Божественная простота наполняла всю реальность. В мистической форме Божественного самораскрытия Ор Эйн Соф («Свет Эйн Соф / Бесконечный свет») сиял в Эйн Соф перед любым творением. В абсолютном Единстве Эйн Соф «ничего» (без ограничения / конца) не может существовать, поскольку все будет аннулировано. Что касается Эйн Соф, ничего нельзя постулировать, поскольку она выходит за рамки всех представлений / определений. Средневековая каббала считала, что в начале Творения из Эйн Соф возникли из сокрытия 10 Божественных атрибутов Сефирот, олицетворяющих существование. Сначала жизненная сила озарила Адама Кадмона («Изначальный Человек»), царство Божественной Воли ), названного метафорически по отношению к Человеку, который укоренен в изначальном Божественном плане. От Адама Кадмона последовательно возникли нисходящие Четыре духовных Сферы : Ацилут («Эманация» - уровень Божественной Мудрости ), Берия («Творение» - Божественный интеллект ), Йецира («Формирование» - Божественные эмоции ), Ассия («Действие» - Божественная реализация ). В средневековой каббале проблема конечного творения, возникающего из Бесконечного, была частично решена с помощью бесчисленных последовательных сокрытий / сжатий / завес Божественного изобилия вниз по мирам, последовательно уменьшая его до соответствующей интенсивности. На каждом этапе поглощенный поток создавал царства, передавая остатки на более низкие уровни.

Для Лурии эта причинно-следственная цепочка не решала проблемы, поскольку бесконечное качество Ор Эйн Соф, даже если оно подвергалось бесчисленным завесам / сжатиям, все равно препятствовало бы независимому существованию. Он совершил первоначальный, радикальный, изначальный скачок Цимцум перед Творением, самоустранение Божественности. В центре Эйн Соф отступление сформировало метафорический (непространственный) Халал / Маком Понуи («Вакуум / пустое пространство»), в котором должно происходить Творение. Вакуум не был полностью пустым, поскольку оставалось небольшое Решима («Впечатление») предшествующей Реальности, подобное воде, которая цепляется за опустошенный сосуд.

Затем в вакуум проник новый свет, кав («Луч / Линия»), «тонкое» уменьшенное продолжение изначального Бесконечного Света, которое стало источником всего последующего Творения. Будучи еще бесконечным, эта новая жизненная сила радикально отличалась от первоначального Бесконечного Света, поскольку теперь потенциально была адаптирована к ограниченной перспективе Творения. Как совершенство Эйн Соф охватывает как бесконечность, так и конечность, так и Бесконечный Свет обладал скрытыми-скрытыми конечными качествами. Цимтум позволил бесконечным качествам уйти в Эйн Соф и проявить потенциально конечные качества. Когда Кав сиял в центре вакуума, он охватывал десять «концентрических» Иггулим (концептуальная схема «Кругов»), образующих сфирот, позволяя Свету проявляться в их разнообразии.

Шевира - Разрушение сосудов сфирот

Основная статья: Тоху и Тикун

Первая божественная конфигурация в вакууме включает Адама Кадмона, первого первозданного духовного царства, описанного в более ранней Каббале. Это проявление особой божественной воли для последующего творения в относительных рамках творения. Его антропоморфное название метафорически указывает на парадокс творения ( Адам - человек) и проявления ( Кадмон - изначальное божество). Человек задуман как будущее воплощение в последующем творении, но еще не возникшем, божественных проявлений. Кав формирует сфирот Адама Кадмона, пока еще скрытый, в два этапа: сначала как Иггулим (Круги), затем охватывается как Йошер (Вертикальный), две схемы расположения сфирот. В систематическом объяснении Лурия терминов классической каббалы:

  • Иггулим - это сфирот, действующие как десять независимых «концентрических» принципов;
  • Йошер - это парцуф (конфигурация), в котором сфирот действуют в гармонии друг с другом по трехколонной схеме.

«Вертикальный» так называется по аналогии с душой и телом человека. В человеке десять сефиротических сил души действуют в гармонии, отражаясь в разных частях тела, каждая из которых выполняет определенную функцию. Лурия объяснил, что это ёшер конфигурация сфирот, на который ссылается на Бытие 1:27, «Бог создал человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Однако в Адаме Кадмоне обе конфигурации сфирот остаются только потенциальными. Адам Кадмон - это чистый божественный свет, без сосудов, ограниченный его будущей потенциальной волей к созданию сосудов и ограничивающим действием решимы.

Из бестелесной образной конфигурации Адама Кадмона исходят пять светов: образно из «глаз», «ушей», «носа», «рта» и «лба». Они взаимодействуют друг с другом, чтобы создать три определенных духовных стадии мира после Адама Кадмона: Акудим («Связанный» - стабильный хаос), Некудим («Точки» - нестабильный хаос) и Берудим («Связанный» - начало исправления). Каждое царство представляет собой последовательный этап первого появления сфиротических сосудов, предшествующий миру Ацилут (Эманация), первого из четырех всеобъемлющих духовных миров творения, описанных в предыдущей Каббале. Когда сефирот появлялись внутри сосудов, они действовали как десять независимых сил Иггулим без взаимосвязи. Хесед (Доброта) противопоставлялась Гевуре (Строгости), а также последующим эмоциям. Это состояние, мир Тоху (Хаоса) вызвало космическую катастрофу в Божественном царстве. Для Тоху характерен великий божественный свет (свет) в слабых, незрелых, негармонизированных сосудах. Когда божественный свет излился в первых интеллектуальных сфирот, их сосуды были достаточно близко к их источнику, чтобы вместить изобилие жизненной силы. Однако по мере того, как перетекание продолжалось, последующие эмоциональные сфирот разбились ( Шевират а-Кейлим - «Разрушение сосудов») от Бина (Понимание) до Йесод (Основание) под воздействием силы света. Последняя сфира Малхут (Царство) остается частично нетронутой как изгнанная Шехина (женская божественная имманентность) в творении. Это эзотерическое повествование в Книге Бытия и Паралипоменон о восьми царях Едома, которые правили до того, как какой-либо царь правил в Израиле. Осколки разбитых сосудов упали из царства Тоху в последующий созданный орден Тикун (Исправление), расколовшись на бесчисленные фрагменты, каждый из которых был оживлен изгнанными Ницуцот (Искры) их первоначального света. Более тонкие божественные искры ассимилировались в более высоких духовных сферах как их творческая жизненная сила. Более грубые анимированные фрагменты упали в наш материальный мир, а более низкие фрагменты питали Келипот (Раковины) в своем царстве нечистоты.

Тикун - Исправление

Парцуфим - Божественные Личности

Основная статья: парцуфим Сфироты в схеме ёшера ( «стойка»), из которого парцуфит разработку

Последующие всеобъемлющие Четыре духовных Мира Творения, описанные в предыдущей Каббале, воплощают лурианское царство Тикун («Исправление»). Тикун характеризуется более низким, менее возвышенным светом, чем Тоху, но в сильных, зрелых, гармоничных сосудах. Исправление сначала начинается в Берудим, где сфирот гармонизируют свои 10 сил, каждая из которых включает остальные в качестве скрытых принципов. Однако высшее исправление завершается в Ацилут (Мире «Эманации») после Шевиры, через трансформацию сфирот в Парцуфим (Божественные «Лица / Конфигурации»). В Зогарической Каббале парцуфим проявляются как особые божественные аспекты, изложенные в эзотерическом идроте, но систематизируются только в лурианстве. Шесть первичных парцуфим, которые делятся на 12 вторичных форм:

Парзуфим - это сфирот, действующие в схеме Йошера, как и в человеке. Вместо того, чтобы скрыто включать другие принципы независимо, парцуфим трансформируют каждую сефиру в полностью антропоморфные трехколоночные конфигурации из 10 сфирот, каждая из которых взаимодействует и заключена в других. Через парзуфим исцеляются слабость и недостаток гармонии, которые спровоцировали шевиру. Ацилут, высшая сфера Божественного проявления и исключительное сознание Божественного Единства, вечно исправляется парцуфим; его коренные искры от Тоху полностью искуплены. Однако три нижних Мира Бериа («Творение»), Йецира («Формирование») и Асия («Действие») воплощают в себе последовательные уровни самосознания, независимо от Божественности. Активное исправление тикун низшего Творения может быть достигнуто только снизу, с учетом его ограничений и перспективы, а не навязано Сверху. Мессианское искупление и преобразование Творения совершается Человеком в низшей сфере, где преобладает нечистота.

Это разбирательство было абсолютно необходимо. Если бы Бог вначале создал парцуфим вместо сфирот, в мире не было бы зла и, следовательно, не было бы награды и наказания; ибо источник зла - в разбитых сфирот или сосудах ( Швират кейлим ), тогда как свет Эйн Соф производит только добро. Эти пять фигур находятся в каждом из четырех миров ; а именно, в мире эманации ( Ацилут ), создание ( beri'ah ), образование ( Йецир ), а также в том, что действия ( Асий ), который представляет собой материальный мир.

Бирур - Разъяснение человеком

Душа Адама включала в себя все будущие человеческие души, а 613 заповедей относятся к 613 духовным «частям» конфигурации души.

Задача исправления искр святости, изгнанных в осознающие себя низшие духовные миры, была дана библейскому Адаму в Эдемском саду. В счете лурианской, Адам и Хава ( Ева ) до греха Древа Познания не находятся в физическом мире Асия ( «Action»), на современном уровне Малькут (низшая сфира «царственности»). Напротив, Сад был нефизическим царством Йецира («Формация») и высшей сфирой Тиферет («Красота»).

Гилгул - Реинкарнация и душа

Основная статья: Гилгул

Психологическая система Лурии, на которой основана его религиозная и медитационная каббала, тесно связана с его метафизическими доктринами. Он говорит, что из пяти парцуфим произошли пять душ: Нефеш («Дух»), Руах («Ветер»), Нешама («Душа»), Хая («Жизнь») и Йехида («Единственное число»); первый из них самый низкий, а последний - самый высокий. (Источник: Etz Chayim ). Душа человека - связующее звено между бесконечным и конечным, и как таковая имеет многогранный характер. Все души, предназначенные для человеческого рода, были созданы вместе с различными органами Адама. Как есть высшие и низшие органы, так есть высшие и низшие души в зависимости от органов, с которыми они соответственно связаны. Таким образом, существуют души мозга, души глаза, души руки и т. Д. Каждая человеческая душа - это искра ( нитзоц) от Адама. Первый грех первого человека вызвал замешательство среди различных классов душ: высшие смешались с низшими; добро со злом; так что даже самая чистая душа получила примесь зла или, как Лурия называет это, элемента «раковин» ( Келипот). В результате заблуждения первые не полностью лишены изначального блага, а вторые не совсем свободны от греха. Это состояние замешательства, которое дает постоянный импульс ко злу, прекратится с приходом Мессии, который установит моральную систему мира на новой основе.

До прихода Мессии человеческая душа из-за своих недостатков не может вернуться к своему источнику и должна блуждать не только по телам людей и животных, но иногда даже по неодушевленным предметам, таким как лес, реки и т. Д. камни. К этой доктрине гилгулим (перевоплощения душ) Лурия добавил теорию оплодотворения ( иббур ) душ; то есть, если очищенная душа пренебрегала некоторыми религиозными обязанностями на земле, она должна вернуться к земной жизни и, привязавшись к душе живого человека, соединиться с ней, чтобы исправить такое пренебрежение.

Кроме того, умершая душа человека, освобожденного от греха, снова появляется на земле, чтобы поддержать слабую душу, которая чувствует себя неспособной справиться со своей задачей. Однако этот союз, который может распространяться на две души одновременно, может иметь место только между душами однородного характера; то есть между искрами одного и того же адамитового органа. Рассеяние Израиля имеет своей целью спасение человеческих душ; поскольку очищенные души израильтян исполнят пророчество о том, чтобы стать «светом для народов», побуждая души людей других рас творить добро. Согласно Лурии, существуют признаки, по которым можно узнать природу души человека: к какой степени и классу она принадлежит; отношения, существующие между ним и высшим миром; странствия, которые он уже совершил; средства, с помощью которых он может способствовать установлению новой моральной системы мира; и с какой душой он должен соединиться, чтобы очиститься.

Оказывать влияние

Саббатейские мистические ереси

Некоторые обвиняют лурианскую каббалу в том, что она является причиной распространения саббатийских мессий Шаббая Цви (1626–1676) и Якоба Франка (1726–1791), а также их каббалистических ересей. Мистическое возрождение XVI века в Цфате, возглавляемое Моше Кордоверо, Джозефом Каро и Исааком Луриа, сделало изучение каббалы популярной целью еврейских студентов, в некоторой степени конкурируя за внимание с изучением Талмуда, но одновременно захватывая общественное воображение. В этой атмосфере возникло шаббетизм вместе с угнетением изгнания и подлинными традиционными мистическими кругами.

В то время как схема Исаака Лурии подчеркивала демократическую роль каждого человека в искуплении упавших искр святости, выделяя Мессию только окончательное прибытие в этом процессе, пророк Шаббая Натан из Газы истолковал свою мессианскую роль как решающую в возвращении тех искр, потерянных в нечистоте. Теперь, после того, как он отступил от ислама, стала необходимой вера в его мессианскую роль, равно как и вера в его антиномические действия. Якоб Франк утверждал, что является реинкарнацией Шаббтая Цви, посланным для искр через самые анархистские действия его последователей, утверждая, что нарушение Торы в его зародившуюся мессианскую эпоху было теперь его выполнением, противоположным мессианской необходимости галахической преданности Лурия и каббалисты. Вместо этого для элитных каббалистов Цфата XVI века после изгнания из Испании они почувствовали личную национальную ответственность, выраженную в их мистическом возрождении, аскетической строгости, преданном братстве и строгой приверженности нормативным еврейским обычаям.

Влияние на ритуальную практику и молитвенную медитацию

Каббалистическая карта Божественных имен в синагоге Ари. Традиционный лурианский метод молитвы включал эзотерические медитации каванот на определенные перестановки Божественных букв, связанных с каждой молитвой.

Лурианская каббала оставалась ведущей школой мистицизма в иудаизме и оказала большое влияние на хасидизм и сефардских каббалистов. Фактически, только меньшинство сегодняшних еврейских мистиков принадлежит к другим направлениям мысли в зохарском мистицизме. Некоторые еврейские каббалисты говорят, что последователи Шаббтая Цви сильно избегали учения лурианской каббалы, потому что его система опровергала их представления. С другой стороны, шаббеты действительно использовали лурианские концепции искр, пойманных в ловушку нечистоты, и чистых душ, смешанных с нечистыми, чтобы оправдать некоторые из своих антиномианских действий.

Лурия ввел свою мистическую систему в обряд религиозных обрядов. Каждая заповедь имела особое мистическое значение. Шаббат со всеми церемониями смотрели как воплощение Божества в бренной жизни, и каждая церемония выполняется в тот же день считается иметь влияние на вышестоящий мир. Каждое слово и слог предписанных молитв содержат скрытые имена Бога, над которыми следует искренне размышлять во время чтения. Новые мистические церемонии были предписаны и систематизированы под именем Шулхан Арух ХаАРИ («Свод законов Ари»). Кроме того, одно из немногих сочинений самого Лурии включает три субботних застольных гимна с мистическими намёками. Из гимна третьей трапезы:

Вы, князья дворца, жаждущие созерцать великолепие Зейра Анпина. Присутствуйте на этой трапезе, на которой Король оставляет свой отпечаток Ликования, радуйтесь этому собранию вместе с ангелами и всеми небесными существами. Радуйтесь сейчас, в это самое благоприятное время, когда нет печали... Я приглашаю Ветхого Днями в это благоприятное время, и нечистота будет полностью удалена...

В соответствии с обычаем проводить всенощное изучение Торы в праздник Шавуот, Исаак Лурия организовал специальную службу для ночного бдения Шавуот, Тиккун Лейл Шавуот («Исправление перед Ночью Шавуот»). Его обычно читают в синагоге вместе с кадишем, если тиккун изучают в группе из десяти человек. После этого хасиды перед рассветом погружаются в микву.

Современная еврейская духовность и особые взгляды

Идеи раввина Лурии пользуются сегодня широким признанием среди евреев. Ортодоксы, а также реформаторы, реконструкционисты и члены других еврейских групп часто признают моральное обязательство «восстановить мир» ( тиккун олам ). Эта идея основана на учении Лурии о том, что осколки божественности остаются содержащимися в несовершенном материальном творении и что ритуальные и этические действия праведников помогают высвободить эту энергию. Однако мистическое богословие Ари не везде оказывает одинаковое влияние. Сообщества, в которых мысли Лурии имеют меньшее влияние, включают многие немецкие и современные ортодоксальные общины, группы, придерживающиеся испанских и португальских традиций, значительную часть йеменских евреев Балади (см. Дор Дайм ) и другие группы, которые следуют одной из форм иудаизма Торы, основанной больше на классических традициях. такие власти, как Маймонид и геоним.

Своим рационалистическим проектом движение Хаскала 19 века и критическое исследование иудаизма отвергли Каббалу. В 20 веке Гершом Шолем начал академическое исследование еврейского мистицизма, используя историческую методологию, но выступая против того, что он считал его исключительно рационалистической догмой. Скорее, он определил еврейский мистицизм как жизненно важное скрытое течение еврейской мысли, периодически обновляющее иудаизм с новым мистическим или мессианским импульсом. Академическое уважение к каббале 20-го века, а также более широкий интерес к духовности поддерживают возобновление каббалистического интереса со стороны неортодоксальных еврейских конфессий в 20-м веке. Это часто выражается в форме хасидской инкорпорации каббалы, воплощенной в неохасидизме и еврейском обновлении.

Современный традиционный лурианство

Микве Исаака Лурии на склоне холма под Цфатом в Галилее, питаемый холодным источником

Изучение Китвей ха-Ари (сочинения учеников Исаака Лурии) продолжается в основном сегодня в традиционных каббалистических кругах и в некоторых частях хасидского движения. Мекубалим мизрахим (восточные сефардские каббалисты), следуя традиции Хаима Витала и мистическому наследию Рашаша (1720–1777 гг., Который каббалисты считают реинкарнацией Ари), считают себя прямыми наследниками и преемниками Ари. Учение Лурии и медитативная схема.

Обе стороны хасидско-митнагдистского раскола XVIII века отстаивали теологическое мировоззрение лурианской каббалы. Ошибочно рассматривать раввинскую оппозицию хасидскому иудаизму, по крайней мере, в ее формировании, как следствие приверженности рационалистическому средневековому еврейскому философскому методу. Лидер раввинской митнагдической оппозиции мистическому возрождению хасидов, Виленский Гаон (1720–1797), был тесно связан с каббалой, следуя лурианской теории, и сам написал каббалистически ориентированный текст, критикуя средневековый еврейский рационализм. Его ученик, Хаим Воложин, главный теоретик митнагдического иудаизма, отличался от хасидизма практическим толкованием лурианского цимцума. Во всяком случае, митнагдический иудаизм следует за трансцендентным ударением в цимцум, в то время как хасидизм подчеркивает имманентность Бога. Это теоретическое различие привело хасидизм к популярному мистическому фокусу за пределами элитарных ограничений, в то время как он поддерживал фокус Митнагдика на талмудическом, немистическом иудаизме для всех, кроме элиты, с новым теоретическим акцентом на изучении талмудической Торы в литовском движении ешивы.

Самым масштабным еврейским развитием, основанным на лурианском учении, был хасидизм, хотя он адаптировал Каббалу к собственному мышлению. Джозеф Дан описывает хасидско-митнагдический раскол как битву между двумя концепциями лурианской каббалы. Каббала митнагдийской элиты была по существу лояльна лурианскому учению и практике, в то время как хасидизм представил новые популяризированные идеи, такие как центральная роль Божественной имманентности и девейкута во всей еврейской деятельности, а также социальная мистическая роль цадикских хасидских лидеров.

Буквальное и не буквальное толкование Цимцум

Основная статья: Цимцум

В течение десятилетий после Лурии и в начале 18 века среди каббалистов сложились разные мнения о значении цимцум, Божественного самоотстранения: следует понимать его буквально или символически? Иммануил Хай Риччи (Йошер Левав, 1736-7) понимал цимцум буквально, в то время как Джозеф Эргас (Шомер Эмуним, 1736) и Авраам Эррера считали, что цимцум следует понимать метафорически.

Хасидские и митнагдические виды на Цимцум

Проблема цимцума лежала в основе новой публичной популяризации мистицизма, воплощенной в хасидизме 18 века. Его центральная доктрина о почти панентеистической Божественной Имманентности, формирующей ежедневный пыл, подчеркивала наиболее нелуквальное ударение цимцум. Систематическое изложение этого хасидского подхода Шнеуром Залманом из Лиади во втором разделе « Тани» очерчивает монистический иллюзионизм творения с точки зрения высшего божественного единства. По мнению Шнеура Залмана, цимцум влияет только на кажущееся сокрытие света Эйн Соф. Бесконечности, и свет Бесконечность, на самом деле остаются вездесущи, этот мир аннулированы в его источник. Только с точки зрения Нижнего, Мирского Божественного Единства, цимцум создает иллюзию очевидного ухода. По правде говоря, «Я, Вечное, я не изменился» ( Малахия 3: 6), поскольку толкование цимцум с любой буквальной тенденцией было бы приписыванием ложной телесности Богу.

Норман Ламм описывает альтернативные хасидские - Mitnagdic интерпретации этого. Для Хаима Воложина, главного теоретика оппозиции раввинов митнагдим хасидизму, иллюзионизм творения, проистекающий из метафорического цимцума, верен, но не ведет к панентеизму, поскольку теология митнагдизма подчеркивала божественную трансцендентность, а хасидизм подчеркивал имманентность. Таким образом, первоначальное общее впечатление лурианской каббалы - это трансцендентность, подразумеваемая понятием цимцум. Скорее, для хасидской мысли, особенно в ее систематизации Хабад, высшая Божественная сущность Атзма выражается только в конечности, подчеркивая хасидскую имманентность. Норман Ламм считает обоих мыслителей тонкими и утонченными. Митнагдим не соглашались с панентеизмом, когда в начале противостояния лидера митнагдича Виленский Гаон считал его еретическим. Хаим Волжин, ведущий ученик Виленского Гаона, был в то же время более умеренным, стремясь положить конец конфликту, и наиболее богословски принципиальным в своем противостоянии хасидской интерпретации. Он выступал против панентеизма как богословия и практики, поскольку его мистическое одухотворение иудаизма вытеснило традиционное талмудическое учение, поскольку могло вдохновить антиномиологическое размытие строгих правил соблюдения Галахи иудаизма в поисках мистицизма для простых людей.

Как резюмирует Норман Ламм для Шнеура Залмана и хасидизма, Бог относится к миру как к реальности через Свою Имманентность. Божественная имманентность - человеческая перспектива, плюралистична, позволяя мистическую популяризацию в материальном мире, сохраняя при этом Галаху. Божественная трансцендентность - Божественная перспектива, монистическая, сводящая Творение на нет иллюзий. Для Хаима Воложина и митнагдизма Бог относится к миру таким, какой он есть, через Свою трансцендентность. Божественная имманентность - то, как Бог смотрит на физическое Творение, является монистическим, сводя его на нет иллюзию. Божественная трансцендентность - способ восприятия и отношения человека к Божественности плюралистичен, что позволяет Творению существовать на его собственных условиях. Таким образом, как мыслители, так и духовные пути подтверждают нелуквальное толкование цимцум, но хасидская духовность фокусируется на близости Бога, в то время как духовность митнагдиков сосредотачивается на отдаленности Бога. Затем они строят свою религиозную практику вокруг этого богословского различия, хасидизм делает девейкутский пыл своей центральной практикой, митнагдизм еще больше подчеркивает интеллектуальное изучение Талмудической Торы как высшую религиозную деятельность.

Смотрите также

Ссылки

внешняя ссылка

Последняя правка сделана 2024-01-10 08:34:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте