Тума и тахара

редактировать
Эта статья представляет собой сборник законов Шума и Сахара, записанных в Торе и раввинистической литературе. О сахаре с точки зрения кошерного потребления животными см. Кошерное. Чтобы узнать о ритуале сахары для умершего, см. Тяжелую утрату в иудаизме.

В еврейском законе umah ( иврит : טומאה, произносится  [tˤumʔa] ) и aharah ( иврит : טהרה, произносится  [tˤaharɔ] ) являются ритуально «нечистым» и «чистым», соответственно. Еврейское существительное ṭum'ah, означающее «нечистота», описывает состояние ритуальной нечистоты. Человек или объект, который сокращает Шума, называется Хаме ( טמא ивритское прилагательное, «ритуально нечистый») и, следовательно, не подходит для определенных святых действий и использования ( кедушах,קְדֻשָּׁה на иврите) до прохождения предварительно определенных действий очистки, которые обычно включают в себя истечение заданного периода времени.

Противоположное еврейское существительное сахара ( טָהֳרָה) описывает состояние ритуальной чистоты, которое позволяет использовать сахор ( טָהוֹר ; ритуально чистый человек или объект) в качестве кедуша. Самый распространенный метод достижения сахары - это погружение человека или объекта в микве (ритуальное омовение). Это понятие связано с ритуальным омовением в иудаизме, и как ритуально нечистые, так и ритуально чистые состояния имеют параллели в ритуальном очищении в других мировых религиях.

Законы Хума и Сахара в целом соблюдались израильтянами, особенно в период Первого и Второго Храмов, и в ограниченной степени являются частью применяемой галахи в наше время.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Этимология
  • 2 В Библии
    • 2.1 Использование
    • 2.2 Ритуальная нечистота
      • 2.2.1 Действия, создающие нечистоты
      • 2.2.2 Последствия нечистого статуса
      • 2.2.3 Снова стать чистым
    • 2.3 Моральная нечистота
      • 2.3.1 У Ездры – Неемии
  • 3 В раввинской литературе
    • 3.1 Обязательный или необязательный
    • 3.2 Иерархия примесей
    • 3.3 Загрязнение свитков
    • 3.4 В наше время
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Этимология

Иврит существительное ṭum'ah ( טֻמְאָה) происходит от глагола Tame ( טָמֵא), в Qal формы глагола « чтобы стать нечистым»; в нифале «осквернять себя»; а в переходном Piel - осквернять что-то или произносить что-то нечистое. У основы глагола есть соответствующее прилагательное amé (טָמֵא), «нечистый».

Точно так же еврейское существительное Ахара ( טָהֳרָה) также образовано от глагола, в данном случае aher ( טָהֵר) «быть ритуально чистым». и в переходном piel «очищать». Глаголу и существительному соответствует прилагательное ahor ( טָהוֹר), «ритуально чистый». Слово родственно с арабским словом « طهارة » Тахар (ч) (произносится почти одинаково, с удлинением второго «а»), который имеет то же значение в исламе.

Некоторые источники, такие как Самсон Рафаэль Хирш в Бытие 7: 2, утверждают, что значение слова «погребено», то есть человек или предмет, находящийся в прирученном состоянии, заблокирован, а не в состоянии получения священной передачи. Шахор, напротив, определяется как «чистый» в том смысле, что человек или объект находятся в чистом состоянии и могут / потенциально могут служить проводником для Божественного и Божественного проявления. Хотя Шума и Сахара иногда переводят как нечистый и чистый, это скорее духовное состояние, чем физическое. Однажды инициированная (физические знаки, инициирующие цараат, зав и ниддах, см. Ниже), она, как правило, неизмерима и не поддается количественному определению известными механическими методами обнаружения, нет никакой меры нечистоты, антисанитарности или пахучей принадлежности к состоянию Шума, ни какой-либо другой механически измеримый уровень чистоты, ясности или физической чистоты для состояния сахара.

В Библии

использование

Форма существительного umah используется около 40 раз в масоретском тексте еврейской Библии и обычно переводится как «нечистота» в англоязычных Библиях, таких как KJV и JPS Tanakh. Большинство употреблений находится в книге Левит. Хотя использование национальной нечистоты встречается у Ездры и Иезекииля, и Захария пророчествует об устранении «пророков и духа нечистоты ( רו הַטֻּמְאָה) из земли». Прилагательное tamei ( טָמֵא) «нечистый» встречается гораздо чаще.

Глагольная форма сахара ( טָהֳרָה), глагол aher ( טָהֵר) «будь чистым», впервые используется в еврейской Библии в Бытии 35: 2, где Иаков говорит своей семье «убрать чужих богов и быть чистый".

В целом, термин тумах используется в еврейской Библии двумя разными способами:

  • Ритуальная нечистота - противоположность тахара («чистота»), также известная как «нечистота тела».
  • Нравственная нечистота - противоположность кедушах («святость»), также известная как «нечистота души»; в эту категорию также входят отвратительные или отвратительные действия.

В общем, тумах в смысле «ритуальной нечистоты» предваряется буквой ламед или вообще не имеет префикса, тогда как тумах в смысле «моральной нечистоты» начинается с буквы бет.

Ритуальная нечистота

Действия, создающие нечистоту

Тора, особенно книга Левит, перечисляет различные действия, которые создают «нечистый» статус ( тамей):

  • Человек, прикоснувшийся к трупу, становится нечистым.
  • Человек, прикоснувшийся к чему-то, что было нечистым из-за трупа, становится нечистым.
  • Человек, прикоснувшийся к падалью или унесший ее с собой, становится нечистым.
  • Человек, который касается трупа одного из восьми шерацимов или сдвигает его.
  • Сосуд или глиняная печь, на которую падает один из восьми мертвых пресмыкающихся, становится нечистым.
  • Женщина после родов становится нечистой на 7 дней для сына или на 14 дней для дочери.
  • Человек, которому поставили диагноз цараат, нечист.
  • Дом, которому поставили диагноз цараат, нечист, как и его содержимое.
  • Мужчина или женщина с неестественным выделением гениталий ( зав / завах ) или женщина во время менструации ( ниддах ) нечисты. Человек, который прикасается к ним, или кто прикасается к их стулу или сосудам, к которым они прикасаются, нечист.
  • Мужчина, у которого были семенные выделения или одежда, затронутая спермой, нечист.
  • Человек, который ест мясо животных, которые умерли сами по себе или были убиты животными, становится нечистым.
  • Священник, исполняющий определенные роли в жертвоприношении рыжей телицы, становится нечистым.
  • Если в доме находится труп, люди и предметы в доме становятся нечистыми.

Некоторые из этих действий запрещены (например, есть некошерное мясо), другие разрешены (например, секс между супружеской парой), а другие неизбежны (например, если человек внезапно умирает, когда другие люди находятся в доме). Таким образом, не существует автоматического морального клейма «нечистоты».

Последствия нечистого статуса

Определенные виды деятельности запрещены в результате приобретения этого «нечистого» статуса. Например:

  • Перед дарованием Десяти Заповедей людей предупредили, чтобы они не приближались к своим женам (предположительно, из-за нечистоты спермы).
  • Нечистому из-за цараата, генитального выброса или прикосновения к трупу приходилось жить за пределами лагеря в пустыне.
  • Священники могли есть жертвенное мясо только в чистом виде.
  • Нечистый из-за трупа не мог посетить святилище, не сделав его духовно нечистым, что является преступлением, караемым карет.

Подобно тому, как внесение нечистоты в израильское святилище является серьезным преступлением, «нечистота» также рассматривается как средство аннулирования места поклонения других религий; хотя правила для этой примеси не ясны.

Снова становясь чистым

Различные формы нечистоты требуют различных ритуалов, чтобы вернуть себе статус «чистого» ( тахор). Например:

  • Загрязнения, вызванные выделением семени, можно очистить, погрузившись в ритуальную ванну после наступления следующей ночи.
  • Нечистота из-за цараат требует семи дней ожидания, сбривания волос, стирки одежды, погружения тела в воду и принесения Храмовой жертвы для достижения очищения.
  • Прикосновение нечистоты к трупу требует особого жертвоприношения красной телицы и ритуала очищения.

Моральная нечистота

Термин тумах также используется для обозначения определенных грехов, для которых не существует особого ритуала для снятия нечистого статуса. Например:

  • Сексуальные грехи, такие как инцест, прелюбодеяние, изнасилование, скотоложество.
  • Консультации с Ов или Йидони
  • Доставка ребенка в Молох
  • Убийство / непредумышленное убийство
  • Оставить труп повешенного преступника на эшафоте на ночь
  • Идолопоклонство
  • Согласно Мальбиму, законы кашрута попадают в эту категорию.

В ряде случаев конкретный грех не упоминается; общее греховное поведение привело к нечистоте.

У Ездры – Неемии

Кристин Хейс утверждает, что моральная нечистота является причиной изгнания и отчуждения неевреев, происходящих в книге Ездры-Неемии. Однако С.М. Олян утверждает, что попытка Ездры и Неемии восстановить Израиль до его первоначального состояния выражалась в изгнании и отчуждении чужих народов, вызванных как ритуальными, так и моральными нечистотами. Иудейский народ верил, что Израиль и священническая родословная Израиля сами по себе были чистыми, будучи избранным народом своего Бога. Более того, когда мужи Израиля вступали в отношения с язычниками, действия нарушали их чистоту. Олян утверждает, что были разные действия, которые иудеи классифицировали как ритуальную нечистоту и моральную нечистоту. Моральную нечистоту можно просто удалить, как при физическом удалении или разделении между группами; таким образом, изгнания язычников из иудейской среды было достаточно, чтобы заново очистить окружающую среду. Однако ритуальная нечистота гораздо серьезнее. Олян утверждает, что ритуальная нечистота глубоко укоренилась в заветах, поэтому необходимо проводить религиозный ритуал, чтобы избавить группу людей от нечистоты.

В раввинской литературе

Мишна посвящает одну из своих шести подразделов, названный Ṭohorot ( «Чистота»), законы ритуальной нечистоты.

Ни вавилонский, ни Иерусалимский Талмуд не содержат систематических комментариев к трактатам Тохорот (кроме Нидды), поскольку эти законы не имели практического значения после разрушения Храма. Однако законы много раз обсуждались в других трактатах, а также в более поздней раввинской литературе.

Маймонид поясняет, что, помимо всего Израиля, священники должны быть хорошо осведомлены и свободно владеть общими и конкретными аспектами закона Хума и Сахара. Учитывая его роль храмового служения и круглогодичного потребления терума, каждый священник должен был находиться в состоянии захора.

Обязательный или необязательный

Распространенное мнение среди ришонимов и некаббалистических авторитетов состоит в том, что человеку разрешено стать тамей (за исключением тех случаев, когда он должен посетить Храм или прикоснуться к святым объектам), и, таким образом, нет обязательства пытаться оставаться тахором. В качестве примера, не только разрешается, но мицва, чтобы иметь тенденцию к мертвому человеку, даже если это вызывает примесь.

Хижина ниддах (Мергем Гого) в еврейской деревне Амбобер на севере Эфиопии, 1976 год.

Однако некоторые раввины выступают за соблюдение некоторых законов чистоты даже в отсутствие храма в Иерусалиме и даже в диаспоре.

Одна категория, которая обычно сохранялась в талмудические и до-талмудические времена, - это umath ochlin v'mashkin (потребление пищи и напитков, которые не стали amei). Такие мудрецы, как Раббан Гамалиил и Хийя Великий, всегда поощряли употребление только чистой пищи. Таргум Йонатан считал, что это подразумевается в Исходе 22:30. Того, кто придерживался этой строгости, называли поруш, что означает «отделенный» (от umah). Это также было одним из критериев того, чтобы быть хавером («другом» или «товарищем», с которым раввины могли есть без риска нарушения законов о чистоте), и, по мнению некоторых, главным критерием.

Кроме того, некоторые раввины выступали воздерживаясь от midras одного Нида. Раввин Менахем Шнеерсон в наше время не рекомендовал воздерживаться от любых предметов, загрязненных менструирующей женщиной, за исключением уникальных людей.

Иерархия нечистоты

Раввины описывают иерархию уровней нечистоты. В общем, каждый уровень может возникнуть в результате прикосновения к уровню, находящемуся над ним. Уровни бывают:

  • Ави авот хатумах (дед нечистоты) - человеческий труп
  • Ав ХаТума (отец нечистоты) - Маймонид перечисляет 11 объектов, которые имеют этот статус:
    • Тамех встретил - живого человека, прикоснувшегося к трупу
    • Тумат шерец - мертвое тело роящегося животного ( шерец), перечисленное в Левит 11: 29–30.
    • Тумат невелах - тело наземного животного, умершего без ритуального убийства; тело некошерного наземного животного, погибшего любым образом; кошерная птица, умершая без ритуального убоя, получает этот статус в отношении ее потребления, но не прикосновения
    • Шичват зера - человеческое семя, вышедшее из тела
    • Мэй хатат - вода, в которую был замешан прах рыжей телицы.
    • Люди, которые участвовали в процедуре обряда рыжих телок и в некоторых процедурах жертвоприношений Йом Киппур
    • Ниддах - женщина в период менструации; мужчина, имевший секс с такой женщиной; кровь, слюна и моча женщины; предметы, на которых она сидела, полулежала или ехала
    • Йоледет - женщина в период после родов; те же связанные категории, что и с ниддах
    • Завах - женщина с аномальными выделениями из половых органов; те же связанные категории, что и с ниддах
    • Зав - мужчина с аномальными выделениями из половых органов; его слюна, моча, сперма и выделения; предметы, на которых он сидел или ездил [или откидывался ??] на
    • Мецора - человек, заразившийся цараатом, и в период очищения после выздоровления; одежда или дом, зараженный цараатом
    • Кроме того, раввины объявили несколько раввинских категорий ав хатума.
  • Ришон летумах (первый уровень нечистоты) или влад хатумах (ребенок нечистоты) - человек, сосуды, еда или питье, которые коснулись ав хатума
  • Шени летумах (второй уровень нечистоты):
    • Еда или напитки, которых коснулся ришон летумах
    • Руки человека всегда считаются шени летумах, пока он или она не совершит нетилат йадаим.
  • Шлиши летумах (третий уровень нечистоты) - освященные товары, которые коснулись шени летумах
  • Ревии летумах (четвертый уровень нечистоты) - освященные товары, которые коснулись шлиши летумах
  • Хамиши летумах (пятый уровень нечистоты) - Согласно Маймониду, этого статуса не существует, и ревии летумах не может загрязнять другие объекты. Однако некоторые источники предполагают, что такой статус может существовать. Кроме того, водоемы для красных телок могут иметь подобное состояние.

Примесь свитков

Раввины объявили свитки Торы нечистыми по раввинскому закону. Этот, казалось бы, странный закон имел практическую цель: он отговаривал евреев хранить свою продукцию терума рядом со свитками Торы, которые привлекали мышей и заставляли грызть свитки Торы.

В современности

Основная статья: Ниддах

После разрушения Второго Храма статус ритуальной нечистоты перестал иметь практические последствия, за исключением ниддах и зав / завах. Эти правила до сих пор практикуются в ортодоксальном иудаизме.

В консервативного иудаизма, в то время как понятие Нида, а также запрет на сексуальные отношения в течение Niddah периода ( в том числе при рождении ребенка) все еще согласованы, недавние решения Побочный Комитета по иудейскому закону и стандарты поддержали несколько представлений о концепции zavah, а также как тумах статус нидды. Либеральная точка зрения заключалась в том, что концепции umah и aharah не актуальны вне контекста Святого Храма (в отличие от синагоги ; следовательно, ниддах не может передавать umah сегодня), сочли, что концепция zavah больше не применима, и разрешили супругам касаться друг друга так же, как братья и сестры в период нидды (при сохранении запрета на сексуальное поведение). Традиционная точка зрения сохраняла применимость понятий тумах, сахара и завах и сохраняла запрет на любые контакты.

Смотрите также

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-19 06:25:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте