Потомки местного еврейского населения Северной Африки и Ближнего Востока
Евреи-мизрахи. יהודים מזרחיםВсего население |
---|
4,6 миллиона (2018) |
Регионы со значительной численностью населения |
---|
Ближний Восток | |
---|
Израиль | 3232800 (2018) |
---|
Иран | 8756 (2012) |
---|
Египет | < 20 (2017) |
---|
Йемен | 50 (2016) |
---|
Ирак | 8 в Багдаде (2008). 400–730 семей в Иракском Курдистане (2015) |
---|
Ливан | <100 (2012) |
---|
Бахрейн | 37 (2010) |
---|
Центральная Азия | |
---|
Казахстан | 15000 |
---|
Узбекистан | 12000 |
---|
Кыргызстан | 1000 |
---|
Таджикистан | 100 |
---|
Европа и Евразия | |
---|
Россия | Более 30,000 |
---|
Азербайджан | 11,000-30,000 |
---|
Грузия | 8,000 |
---|
Великобритания | 7,000 |
---|
Бельгия | 800 |
---|
Испания | 701 |
---|
Армения | 100 |
---|
Турция | 100 |
---|
Восточная Азия | |
---|
Гонконг | 420 |
---|
Япония | 109 |
---|
Китай (материк) | 90 |
---|
Юго-Восточная Азия | |
---|
Филиппины | 150 |
---|
Америка | |
---|
США | 300000+ |
---|
Бразилия | 7000 |
---|
Канада | 3522 |
---|
Аргентина | 2000 |
---|
Океания | |
---|
Австралия | 1000 |
---|
Языки |
---|
- Современные: мизрахи иврит, современный иврит, иудео-арабские языки
- Исторические: местные языки, в основном сирийский, ассирийский неоарамейский, Арабский, персидский, грузинский, бухорский, иудео-татский, иудео-арамейские языки, и иудео-малаялам
|
Религия |
---|
иудаизм (светский, Масортим, православный, ультраортодоксальный ) |
Родственные этнические группы |
---|
евреи-ашкенази, евреи-сефарды, евреи Магриби, евреи-караимы и другие еврейские этнические группы. Другие ближневосточные группы самаритяне, левантийцы, арамейско-ассирийцы, арабы. |
* указывает на то, что страна является член EU |
евреев-мизрахи (иврит : יהודי המִזְרָח) или мизрахим (מִזְרָחִים), также именуемый мизрахи (מִזְרָחִי), Эдот ха-Мизрах (עֲדוֹת-הַמִּזְרָח; «[Еврейские] общины [Ближнего] Востока»; мизрахи на иврите: ʿEdot (h) Ha (m) Mizraḥ), или восточные евреи, являются потомками местных еврейских общин, существовавших на Ближнем Востоке и Северной Африке с библейских времен до современной эпохи. Первоначально термин Mizrahi был еврейским переводом восточноевропейских евреев 'немецкое имя Ostjuden, как видно из Mizrahi Movement, Bank Mizrahi и в ХаПоэль ХаМизрахи. В 1950-е годы евреев, которые происходили из перечисленных выше общин, называли просто евреями (Йахуд по-арабски) и, чтобы отличить их от еврейских субэтнических групп, израильскими чиновниками, которые сами в основном были Восточноевропейские евреи передали им это имя (даже как фамилия «Мизрахи», присвоенная иммиграционными служащими, заменившая ранее использовавшиеся фамилии), хотя большинство этих иммигрантов прибыли из земель, расположенных дальше на запад, чем Центральная Европа. Впоследствии фамилия Мизрахи чаще всего менялась израильтянами, и многие ученые утверждают, что перенос имени «Мизрахим» был формой ориентализма по отношению к восточным евреям, подобно тому, как Вестджуден называл Остюден как «второй класс» и исключил их из возможных позиций власти.
«Мизрахим» включает потомков вавилонских евреев из современного Ирака и Иракского Курдистана, сирийские евреи, йеменские евреи, грузинские евреи, горские евреи из Дагестана и Азербайджан, персидские евреи из Ирана, бухарские евреи из Узбекистана и Таджикистан.
Термин Мизрахим означает также иногда применяется к потомкам магрибских евреев и сефардских евреев, которые жили в Северной Африке (Египет, Ливия, Тунис, Алжир и Марокко ), сефардские общины Турции и смешанные левантийские общины Ливана, Старого Ишува и Сирии. Эти различные еврейские общины были впервые сгруппированы в единую этническую идентичность официально в Еврейском агентстве в 1944 г. Плане на миллион. По состоянию на 2005 год 61% израильских евреев имели полное или частичное происхождение от мизрахи.
До создания государства Израиль евреи-мизрахи не считали себя отдельной еврейской подгруппой. Вместо этого евреи-мизрахи обычно характеризовали себя как сефарды, поскольку они следовали обычаям и традициям сефардского иудаизма (но с некоторыми различиями между минхагами «обычаями» отдельные сообщества). Это привело к смешению терминов, особенно в Израиле и в религиозном употреблении, с «сефардами», используемыми в широком смысле, включая евреев-мизрахи, евреев Северной Африки, а также собственно сефардов. С точки зрения официального израильского раввината, любые раввины происхождения мизрахи в Израиле находятся под юрисдикцией главного раввина Израиля.
сефардских сефардов. С 1948 по 1980 год более 850 000 мизрахи и Евреи-сефарды были изгнаны, бежали или эвакуированы из арабских и мусульманских стран.
Содержание
- 1 Терминология
- 2 Обозначения религиозных обрядов
- 3 Язык
- 3,1 Арабский
- 3,2 Арамейский
- 3.3 Персидский и другие языки
- 4 Миграция
- 4.1 Расселение после 1948 года
- 4.2 Поглощение израильским обществом
- 4.2.1 Неравенство и интеграция
- 5 Известный Мизрахим
- 5.1 Деловые люди
- 5.2 Артисты
- 5.3 Ученые и лауреаты Нобелевской премии
- 5.4 Изобретатели
- 5.5 Политики и военные
- 5.6 Религиозные деятели
- 5.7 Спортсмены
- 5.8 Изобразительное искусство
- 5.9 Писатели и ученые
- 6 Ссылки
- 7 Внешние ссылки
- 7.1 Организации
- 7.2 Статьи
- 7.3 Сообщества
Терминология
«Мизрахи» - это литература lly переводится как «восточный», «восточный», מזרח Mizraḥ, иврит для «востока». В прошлом слово «Mizrahim», соответствующее арабскому слову Mashriqiyyun (арабское «مشريقيون» или жители Востока), относилось к выходцам из Ирака и других азиатских стран, в отличие от жителей Северной Африки (Магрибийюн ). В средневековье и в начале современности соответствующее еврейское слово маарав использовалось для обозначения Северной Африки. Однако в Талмудические и геонические времена это слово «маарав» относилось к земле Израиля, в отличие от Вавилонии. По этой причине многие возражают против использования слова «мизрахи» для обозначения марокканских и других североафриканских евреев.
Термин Мизрахим или Эдот Хамизрах, восточные общины, возник в Израиле в условиях встречи волн еврейских иммигрантов из Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и Средней Азии, последователей ашкенази, сефардов и Темани (йеменские) обряды. В современном израильском использовании это относится ко всем евреям из стран Центральной и Западной Азии, многие из которых являются арабоязычными странами с мусульманским большинством. Этот термин стал широко использоваться активистами Мизрахи в начале 1990-х годов. С тех пор в Израиле это стало общепринятым полуофициальным обозначением в СМИ.
Сами Майкл идет вразрез с терминами «Мизрахим» и «Эдот а-Мизрах», утверждая, что это вымышленный Мапай идентичность, чтобы сохранить «соперника» «ашкеназам» и помочь им подтолкнуть «мизрахим» ниже по социально-экономической лестнице и позади себя, чтобы они никогда не были в соответствии с израильскими элитами европейского еврейского происхождения. Он также идет против мапайской манеры маркировать всех восточных евреев как «один народ» и стирать их уникальную и индивидуальную историю как отдельные общины; он задается вопросом, почему настоящие жители Востока его времени, которые были восточноевропейскими еврейскими крестьянами из деревень, не были обозначены в Израиле как «мизрахи», хотя и соответствовали этому больше, чем восточные евреи, которых так называли. Майкл также против включения восточных еврейских общин, которые не происходят от евреев-сефарадов, в качестве своих иракских евреев, в качестве «сефарадим» израильскими политиками, называя это «исторически неточным. ". Он также упоминает, что его работа как автора всегда упоминается как «этническая», в то время как работы европейских евреев, даже если они исторические по тематике, не из-за этого самого расизма.
Большинство активистов «Мизрахи» на самом деле происходили из североафриканских еврейских общин, традиционно называемых «жителями Запада» (Магриби), а не «жителями Востока» (Машреки). Евреи, совершившие алию из Северной Африки в 19 веке и ранее, основали свою собственную политическую и религиозную организацию в 1860, которая действовала в Иерусалиме и называлась "" ( Иврит: «ועד העדה המערבית בירושלים »). Многие евреи, происходящие из арабских и мусульманских стран, сегодня отвергают «мизрахи» (или любое другое) зонтичное описание и предпочитают идентифицировать себя по конкретной стране происхождения или по стране своих непосредственных предков, т.е. g., «марокканский еврей», или предпочитаете использовать старый термин «сефарды» в его более широком значении.
15 октября 2020 года интервью с Лиором Ашкенази, известным израильским актером, чей родители совершили алию из Турции, вышел, где он сослался на свое мнение о термине «Мизрахи»: «Всю свою жизнь я и остальные из нас идентифицировались и идентифицировались как сефардские евреи; до Мири Регев комментарий к Фокстрот в 2017 году меня никогда не называли «Мизрахи», и я не знал, что я один из них. Мы выросли как сефарды, и кто-то однажды решил сменить ярлыки и называть нас, вероятно, «Мизрахим» как политический трюк. До середины 1980-х это не было проблемой; сегодня это рассматривается как часть политической дискуссии, которую я считаю странной ».
Обозначения религиозных обрядов
Сегодня многие идентифицируют евреев, не принадлежащих к ашкеназскому обряду, как сефардов - в современном еврейском языке сфарадим -, смешивая родовое происхождение и религиозный обряд. Это более широкое определение «сефардов» как включающего всех или большинства евреев-мизрахи также распространено в еврейских религиозных кругах. В течение прошлого века обряд сефардов вобрал в себя уникальный обряд йеменских евреев, а в последнее время Бета-Исраэль религиозные лидеры в Израиле также присоединились к общинам обрядов сефардов, особенно после отказа от их Еврейство в некоторых кругах ашкенази.
Причина такой классификации всех мизрахимов в рамках сефардского обряда состоит в том, что большинство общин мизрахи используют те же религиозные ритуалы, что и собственно сефарды, по историческим причинам. Распространение сефардского обряда среди мизрахимов частично является результатом присоединения самих сефардов к некоторым общинам мизрахи в соответствии с Указом Альгамбры 1492 , который изгнал евреев из Сефарада (Испания и Португалия ). За последние несколько столетий ранее отличительные обряды общин мизрахи подверглись влиянию, наложились на обряды сефардов или были полностью заменены ими, считавшимися более престижными. Еще до этой ассимиляции первоначальный обряд многих еврейских восточных общин был уже ближе к сефардскому обряду, чем к ашкеназскому. По этой причине «сефарды» стали означать не только «испанские евреи», но и «евреи испанского обряда», так же как «ашкенази » используется для «евреев немецкого обряда», независимо от того, или их семьи не происходят из Германии.
Многие из сефардских евреев, изгнанных из Испании, в больших или меньших количествах переселились в арабский мир, например в Сирию и Марокко. В Сирии большинство в конечном итоге породнились и ассимилировались с более крупными устоявшимися общинами Муста'рабим и Мизрахим. В некоторых странах Северной Африки, таких как Марокко, евреи-сефарды приезжали в больших количествах и вносили настолько большой вклад в еврейские поселения, что существовавшие ранее евреи были ассимилированы недавно прибывшими евреями-сефардами. В любом случае, эта ассимиляция в сочетании с использованием сефардского обряда привела к популярному обозначению и объединению большинства неашкеназских еврейских общин Ближнего Востока и Северной Африки как «сефардского обряда», независимо от того, произошли ли они от испанского происхождения. Евреи, что правильно подразумевают термины «евреи-сефарды» и «сфарадим», когда они используются в этническом, а не в религиозном смысле.
В некоторых арабских странах, таких как Египет и Сирия, евреи-сефарды, прибывшие через Османскую империю, отличались бы от уже существующих Мустарабимов, в то время как в других, таких как Марокко и Алжир, две общины в основном смешались, причем последние придерживались обычаев сефардов и, таким образом, образовывали единое сообщество.
Язык
Арабский
В арабском мире (например, Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Египет, Йемен, Иордания, Ливан, Ирак, и Сирия), мизрахим чаще всего говорят на арабском, хотя арабский в настоящее время в основном используется в качестве второго языка, особенно старшим поколением. Большинство многих известных философских, религиозных и литературных работ евреев в Испании, Северной Африке и Азии были написаны на арабском языке с использованием модифицированного еврейского алфавита.
арамейского
курдских евреев в
Равандузе., северный
Ирак, 1905.
Арамейский - это подсемейство семитских языков. Определенные разновидности арамейского языка идентифицированы как «еврейские языки », поскольку они являются языками основных еврейских текстов, таких как Талмуд и Зоар, а также многих ритуальных чтений, таких как как Кадиш. Традиционно арамейский язык был языком талмудических дебатов в ешиве, поскольку многие раввинские тексты написаны на смеси иврита и арамейского. Нынешний еврейский алфавит, известный как «ассирийские буквы» или «квадратные буквы», фактически был заимствован из арамейского.
В Курдистане язык мизрахим является вариантом арамейского. Как говорят курдские евреи, иудео-арамейские языки являются неоарамейскими языками, происходящими от еврейского вавилонского арамейского. Они связаны с христианскими арамейскими диалектами, на которых говорят ассирийцы.
персидские и другие языки
Среди других языков, связанных с мизрахимом, есть иудео-иранские языки, такие как Иудео-персидский, бухорский диалект, иудео-татский и курдский языки ; грузинский ; маратхи ; и иудео-малаялам. Большинство персидских евреев говорят на стандартном персидском, как и многие другие евреи из Ирана, Афганистана и Бухары (Узбекистана ), иудео-тат., разновидность персидского языка, говорят горские евреи Азербайджана и русского Дагестана и других кавказских территорий в России.
Миграция
Некоторые Мизрахим мигрировали в Индию, другие части Средней Азии и Китай. В некоторых еврейских общинах Мизрахи (особенно в Йемене и Иране) практиковалась полигиния.
Расселение после 1948 года
После создания Государства Израиль и После арабо-израильской войны 1948 года большинство мизрахимов было либо изгнано их арабскими правителями, либо решило уехать и эмигрировать в Израиль. Согласно Статистическому обзору Израиля за 2009 год, 50,2% израильских евреев имеют мизрахи или сефардское происхождение.
Антиеврейские действия арабских правительств в 1950-х и 1960-х годах в контексте основания Государства Израиль привел к отъезду большого количества евреев-мизрахи с Ближнего Востока. Исход 25000 евреев-мизрахи из Египта после Суэцкого кризиса 1956 г. привел к тому, что подавляющее большинство евреев-мизрахимов покинуло арабские страны. Они стали беженцами. Большинство уехало в Израиль. Многие марокканские и алжирские евреи уехали во Францию. Тысячи ливанских, сирийских и египетских евреев эмигрировали в США и Бразилию.
Сегодня около 40 000 мизрахимов все еще проживают в общинах, разбросанных по неарабскому мусульманскому миру, в основном в Иране, но также Узбекистане, Азербайджан и Турция. В арабском мире осталось немного магрибимов. Около 3000 остаются в Марокко и 1100 в Тунисе. В других странах с остатками древних еврейских общин с официальным признанием, таких как Ливан, проживает 100 или меньше евреев. Утечка эмиграции продолжается, главным образом в Израиль и Соединенные Штаты.
Поглощение израильским обществом
Прибежище в Израиле не обошлось без трагедий: «Через одно или два поколения «Тысячелетия укоренившейся восточной цивилизации, объединенной даже в своем разнообразии», были уничтожены, пишет ученый Мизрахи Элла Шохат. Травма разрыва из стран их происхождения еще больше усугубилась трудностью перехода по прибытии в Израиль; Иммигранты и беженцы из Мизрахи были размещены в рудиментарных и наспех возведенных палаточных городках (Маабарот ), часто в поселках развития на периферии Израиля. Поселение в мошавим (деревня кооперативного земледелия) было лишь частично успешным, потому что Мизрахим исторически занимал нишу как ремесленники и торговцы, и большинство из них традиционно не занимались сельским хозяйством. Поскольку большинство людей оставили свою собственность в своих странах по дороге в Израиль, многие из них пострадали от серьезного снижения своего социально-экономического статуса, усугубляемого их культурными и политическими различиями с доминирующей общиной ашкенази. Кроме того, из-за экономических трудностей в то время применялась политика жесткой экономии.
Прибыли иммигранты из Мизрахи, говорящие на многих языках:
- многие, особенно из Северной Африки и плодородного полумесяца, говорили на арабских диалектах;
- из Ирана говорили на персидском ;
- Горе Евреи из Азербайджана говорили на иудео-таттском языке;
- багдадские евреи из Индии говорили по-английски;
- бухарские евреи из Узбекистана и Таджикистан говорил на бухорском диалекте;
- Бене Исраэль из Махараштры, Индия прибыл, говорящий на маратхи.
Мизрахим из в другом месте принесли с собой грузинский, иудео-грузинский и различные другие языки. Исторически иврит был языком молитвы для большинства евреев, не живших в Израиле, включая мизрахимов. Таким образом, с их прибытием в Израиль мизрахим сохранили культуру, обычаи и язык, отличные от своих ашкеназских собратьев. Коллективная оценка для Мизрахима (около 2018 г.) составляет 4 миллиона.
Неравенство и интеграция
Культурные различия между евреями Мизрахи и ашкенази повлияли на степень и скорость ассимиляции в израильское общество, а иногда и на разрыв между восточноевропейскими и ближневосточными евреями был довольно резким. Сегрегация, особенно в жилищной сфере, с годами ограничивала возможности интеграции. Смешанные браки между ашкеназами и мизрахимами становятся все более распространенными в Израиле, и к концу 1990-х годов 28% всех израильских детей имели многоэтнических родителей (по сравнению с 14% в 1950-х годах). Утверждалось, что смешанные браки не уменьшают этнических различий в социально-экономическом статусе, однако это не относится к детям от межэтнических браков.
Хотя социальная интеграция постоянно улучшается, неравенство сохраняется. Согласно исследованию, проведенному Израильским центральным статистическим бюро (ICBS), евреи-мизрахи с меньшей вероятностью будут заниматься академическими исследованиями, чем евреи-ашкенази. Ашкенази израильского происхождения в два раза чаще поступают в университет, чем израильтянин Мизрахим. Кроме того, процент мизрахимов, стремящихся получить университетское образование, остается низким по сравнению с группами иммигрантов во втором поколении ашкеназского происхождения, такими как русские. Согласно опросу, проведенному Центром Адва, средний доход ашкенази был на 36 процентов выше, чем у Мизрахима в 2004 году.
Известный Мизрахим
Деловые люди
- Дэвид Альянс, Барон Альянс GBE, британский бизнесмен иранского происхождения и либерал-демократ политик
- Джейкоб Арабо, бухарско-американский ювелир и основатель компании Jacob Company
- Алена Баркат, владелица футбольная команда Хапоэль Беэр-Шева ; невестка бывшего мэра Иерусалима мэра Нира Барката
- Дж. Дариус Бикофф, основатель и генеральный директор Energy Brands
- Джозеф Кайр, соучредитель звукозаписывающей компании Salsoul Records, дистрибьютор и продюсер видеокассет GoodTimes Entertainment и издатель видеоигр GT Interactive Software
- Стэнли Чера, американский девелопер
- Джек Деллал, инвестор в недвижимость, нефть и банковское дело в Великобритании
- Генри Эльганаян, девелопер
- Хабиб Эльганиан, бизнесмен, казненный Исламской Республикой Иран
- Шломо Элияху, израильский бизнесмен
- семья Гермезиан, миллиардер-застройщик торговых центров
- Камран Хаким, застройщик Нью-Йорка
- Эфрем Харкхам, американский основатель и генеральный директор LeHotels.com израильского происхождения
- Ури Харкхам, генеральный директор иракского происхождения Harkham Industries ( компания по производству женской одежды) и председатель Harkham Properties (компания по коммерческой недвижимости)
- Дэвид Хиндави, американский предприниматель иракского происхождения, миллиардер и компания. - основатель Tanium
- Орион Хиндави, американский предприниматель в области программного обеспечения, миллиардер и соучредитель Tanium ; сын Дэвида Хиндави
- Зарах Илиев, миллиардер, родившийся в Азербайджане, российский деловой партнер Года Нисанова
- Нил Кадиша, бизнесмен, инвестор, филантроп, миллиардер
- Майкл Кадури, бизнесмен из Гонконга иракского еврейского происхождения
- Нассер Дэвид Халили, миллиардер-застройщик и коллекционер искусства
- Альберт Лабоз, застройщик Нью-Йорка
- Исаак Лариан, Генеральный директор MGA Entertainment
- Лев Авнерович Леваев, израильский бизнесмен бухарского -еврейского происхождения
- Мойше Мана, израильско-американский бизнесмен, застройщик и миллиардер; основал Moishe's Moving Systems и Mana Contemporary
- Джастин Матин, соучредитель Tinder
- Isaac Mizrahi, Brooklyn fashion дизайнер сирийского еврейского происхождения
- Сэм Мизрахи, канадский застройщик элитной недвижимости
- Дэвид Мераж и Пол Мераж, соучредители Hot Pockets
- Джозеф Мойан, девелопер в Нью-Йорке
- Шломо Мусаев, ювелирный дизайнер, иудейский (бухарский еврейский) коллекционер и эксперт
- Давид Нахмад, сирийский миллиардер и арт-дилер
- Эзри Намвар, американский бизнесмен иранского происхождения, филантроп и осужденный преступник
- Дэвид Назарян, ирано-американский бизнесмен, инвестор и филантроп, сын Юнеса Назаряна
- Юнеса Назаряна, инвестора иранского происхождения, который был одним из первых инвесторов в Qualcomm ; отец Давида Назаряна
- Год Нисанов, российский бизнесмен и миллиардер азербайджанского происхождения, бывший вице-президент Всемирного еврейского конгресса
- Эбрахим Дауд Ноноо, бахрейнский бизнесмен и бывший член Национального собрания Бахрейна
- Фред Охебшалом, американский девелопер, филантроп, генеральный директор и основатель
- Джозеф Парнес, бизнесмен и советник по инвестициям
- Шон Рад, соучредитель Tinder
- Маер Рошан, основатель Radar Magazine и Radar Online
- Дэвид и Саймон Рубен, британские индейцы. прирожденные бизнесмены из семьи евреев Багдада
- Джозеф Ситт, основатель Thor Equities
- Чарльз Саатчи, иракский рекламный менеджер и коллекционер
- Морис Саатчи, Барон Саатчи, руководитель отдела рекламы и бывший председатель Британской Консервативной партии
- сэр Маркус Сэмюэл, основатель Транспортно-торговой компании «Шелл» («Шелл»)
- Эдмон Сафра, швейцарско-ливано-бразильский банкир
- Семья Сассун, с 18 века и далее ставшая одной из самых богатых семей в мире
- Бен Шаул, Нью-Йорк Городской девелопер
- Эли Тахари, модельер
- Роберт и Винсент Ченгиз, девелоперы
- Рус Юсупов, бывший генеральный директор, а ныне генеральный директор из HQ Trivia
Артисты
- Паула Абдул, американская певица и хореограф (отец был сирийского еврейского происхождения)
- Сильвен Сильвен Американский рок-гитарист, участник New York Dolls. Эмигрировал из Египта в детстве.
- Этти Анкри, израильский поп-певец
- Зохар Аргов, популярный израильский певец, которого называют «королем» музыки «мизрахи» (йеменцы)
- Гали Атари, израильская певица и актриса, выиграла Евровидение (из йеменской семьи)
- Эхуд Банаи, израильский певец и композитор
- Эвятар Банаи, израильский певец и композитор
- Ювал Банаи, израильский певец и композитор
- Йоси Банаи, израильский певец и актер (из персидской еврейской семьи, поселившейся в Иерусалиме)
- Меир Банаи, израильский певец
- Шломо Бар, израильский певец и композитор
- Беа Бенадерет, американский актер (отец был турецкого еврейского происхождения)
- Соня Бенезра, французско-канадское радио и телеведущая
- Патрик Брюль, французский поп-певец
- Йизхар Коэн, израильский певец, победил на конкурсе песни Евровидение (йеменская семья)
- Эммануэль Чрики, канадская актриса
- Яир Далал, Израильский музыкант иракско-еврейского происхождения.
- Шошана Дамари, израильский певец (родился в Йемене)
- Дана Интернэшнл, (Коэн) Израильский поп-певец выиграл конкурс песни Евровидение (йеменская семья)
- Джош Гад Американский актер (отец - афганский еврей-иммигрант)
- Йехорам Гаон, израильский певец и актер.
- Эял Голан, израильский певец (марокканское и йеменское еврейское происхождение)
- Сион Голан, израильская певица (йеменское еврейское происхождение)
- Сарит Хадад, израильская певица (израильтянин, родившаяся в семье горских евреев )
- Офра Хаза, израильская поп-певица и восточная певица (Йеменская еврейская семья)
- Моше Ивгий, израильский актёр театра и кино
- Малика Калантарова, таджикская- бухарская танцовщица (Народный артист СССР )
- Крис Каттан, американский актер (сын отца еврейско-иракского происхождения)
- Фатима Куинова, советский- бухарский певец (Заслуженный артист СССР)
- Салех и Дауд Аль- Кувейт, Кувейт родившиеся иракские музыканты
- Мелани Лоран, ф. ренч, актриса и режиссер
- Иехезкель Лазаров, израильский актер
- Хаим Моше, израильский «Мизрахи» и эстрадный певец (йеменский еврей)
- Шоиста Муллоджонова, бухарян легендарный народный певец Шашмаком (Народный артист Таджикистана )
- Фархат Иезекиэль Надира, Болливуд актриса 1940-х и 1950-х годов (багдадский еврей из <574 г.>Индия )
- Ачиноам Нини («Ноа»), уроженец Израиля, йеменская поп-певица
- Рита, уроженка Ирана, израильская поп-певица
- Салима Паша, иракская певица
- Берри Сахароф, израильский певец и композитор
- Джерри Сайнфельд, американский комик и актер (его мать сирийского еврейского происхождения)
- Боаз Шараби, израильский певец (родившийся йеменец, тунисец, Марокканское происхождение)
- Харел Скаат, певица и участник конкурса «Кохав Нолад» («Израильский идол») (йеменское еврейское происхождение)
- Бахар Сумех, персидская еврейско-американская актриса
- Subliminal, Израильский рэпер персидско-тунисского еврейского происхождения
- Pe Эр Таси, израильский певец
- Шими Тавори, израильский певец
- Эллиот Ямин, американский певец (отец-еврей из Ирака)
- Идан Янив, израильский певец бухарских евреев происхождение (израильский художник 2007 года)
- Яффа Яркони, израильский певец (из кавказской еврейской семьи)
- Ариэль Зильбер, израильский певец и композитор (сын йеменской матери еврейского происхождения)
- Боаз Мауда, израильский певец (еврей, йеменец, еврейское происхождение)
- Коби Марими, израильский певец и актер, представлял Израиль на Евровидении (из иракской еврейской семьи)
Ученые и лауреаты Нобелевской премии
- Клод Коэн-Таннуджи, французский физик, лауреат Нобелевской премии по физике
- Баруж Бенасерраф, американский иммунолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии или Медицина
- Серж Гарош, французский физик, лауреат Нобелевской премии по физике
- Авшалом Элицур, израильский физик, известный проблемой испытания бомбы Элицура – Вайдмана в квантовой механике
Изобретатели
Политики и военные
- Екутиэль Адам, израильский генерал (из кавказской еврейской семьи)
- Биньямин Бен-Элиэзер, израильский генерал, нынешний министр инфраструктуры Израиля, бывший министр министра обороны и председатель Израильской рабочей партии, обычно называемый арабским именем «Фуад», иракского еврейского происхождения
- Ицхак Рахамим Навон, израильский политик, дипломат и писатель; был пятым президентом Израиля (1978–1983).
- Исраэль Йешаягу Шараби, министр почты и спикер Кнессета в 1970-х и 1980-х
- Худа Эзра, Посол Бахрейна в США с 2008 по 2013 гг.
- Лес Гара, член законодательного собрания штата Аляска от демократов , бывший заместитель генерального прокурора иракского еврейского происхождения
- Далия Ицик, спикер Кнессета
- Дж. FR Джейкоб, герой войны индийской армии, генерал в отставке, также иногда называемый «Освободителем Дакки»
- Авигдор Кахалани, бывший министр внутренней безопасности Израиля и титулованный командир танка йеменских евреев происхождение
- Моше Кацав, бывший президент Израиля (2000–2007) и министр транспорта иранского еврейского происхождения
- Шауль Мофаз, бывший министр обороны Израиля и начальник Генеральный штаб Сил обороны Израиля (ЦАХАЛ), иранский еврей
- Дэвид Альянс, Альянс баронов ДжБЕ, британский бизнесмен иранского происхождения и либерально-демократический политик
- Ицхак Мордехай, в отставке ЦАХАЛ генерал, бывший министр обороны Израиля и министр транспорта иракского еврейского происхождения
- Габи Ашкенази, бывший начальник штаба ЦАХАЛа сирийского еврейского происхождения
- Доррит Муссаифф, первая леди Исландии, Бухарский еврей
- Аби Натан, израильский борец за мир
- Шломо Хиллель, бывший израильский министр и Кнессет speaker
- Moshe Levi, former Israeli general, chief of the IDF General Staff
- Dan Halutz, Israeli air pilot and general, former chief of the IDF General Staff
- Moshe Shahal, former Israeli minister and lawyer
- Moshe Nissim, former Israeli finance and justice minister
- Eli Cohen, former Israeli spy in Syria
- Ran Cohen, Meretz politician, former Member of Knesset, of Iraqi Jewish descent
- Yoram Cohen, former director of Shin Bet
- Shalom Simhon, Israeli Labor politician, former Minister of Agriculture
- Tamir Pardo, previous director of the Mossad
Religious figures
- Rabbi Shimon Agassi, Iraqi Hakham and kabbalist
- Rabbi Shlomo Amar, the current Sephardic Chief Rabbi of Jerusalem, of Moroccan Jewish descent
- Rabbi Eliyahu Bakshi-Doron, former Sephardi Chief Rabbi of Israel, of Persian Jewish descent
- Rabbi Mordechai Eliyahu, former Sephardi Chief Rabbi of Israel
- Rabbi Abraham Hillel, Chief Rabbi of Baghdad
- Rabbi Yitzhak Kaduri, renowned Mizrahi Haredi rabbi and kabbalist from Baghdad, lived to be 108
- Rabbi Shlomo Moussaieff, co-founder of Bukharian Jewish Quarter in Jerusalem
- Rabbi Amnon Yitzhak, Orthodox rabbi, of Yemenite origin
- Rabbi Ovadia Yosef, former Sephardi Chief Rabbi of Israel and spiritual leader of Shas, of Iraqi Jewish descent
Sportspeople
- Doron Jamchi, Israeli basketball player
- Oded Kattash, Israeli basketball player
- Pini Gershon, Israeli basketball coach, one of the most successful in the Euroleague 's history, Moroccan Jewish mother
- Robert Mizrachi, poker player, Iraqi Jew
- Michael Mizrachi, poker player, Iraqi Jew
- Victor Perez, boxer, Tunisian Jew
- Yossi Benayoun, Israeli soccer player for Chels ea, Liverpool and Arsenal, of Moroccan Jewish descent
- Shahar Tzuberi, Israeli Olympic medalist in Windsurfing, Yemenite Jew
- Omri Casspi, The first Israeli-born player to the NBA, of Moroccan Jewish descent
- Linoy Ashram, Israeli rhythmic gymnast, the first Israeli athlete to win an individual all-around Rhythmic Gymnastics World Championships medal
Visual arts
- Adi Ness, photographer of Iranian Jewish descent
- Israel Tsvaygenbaum, Russian-American painter of mixed Polish and Mountain Jewish descent
- Anish Kapoor, British-Indian sculptor, born in Mumbai to a Hindu father and Baghdadi Jewish mother
- , Yemenite-born Israeli folk artist, outsider artist, died 2002
Writers and academics
- Shimon Adaf, Israeli Hebrew poet and writer
- Mati Shemoelof, Israeli Hebrew poet and writer
- Eli Amir, Israeli Hebrew writer
- Jacques Attali, French thinker and author
- Orly Castel Bloom, Israeli Hebrew writer, from an Egyptian Jewish family
- Andre Chouraqui, French-Israeli thinker and writer
- Jacques Derrida, French philosopher
- Shiri Eisner, Israeli writer and activist
- Nissim Ezekiel, Indian poet and art critic
- Ariel Helwani, Canadian mixed martial arts journalist
- Eva Illouz, French-Israeli sociologist
- Smadar Lavie, Israeli anthropologist
- Jeffrey Moussaieff Masson, psychotherapist
- Sami Michael, Iraqi-born Israeli Hebrew writer
- Gina B. Nahai, Iranian-American writer, columnist, professor
- Samir Naqqash, Iraqi-born Israeli writer in Arab language
- Nouriel Roubini, economist, professor at New York University
- Yehouda Shenhav, Israeli sociologist, born in an Iraqi Jewish family (Shahrabani)
- Haim Sabato, Israeli rabbi and Hebrew writer
- Rachel Shabi, British-Israeli journalist a nd author of We Look Like the Enemy: Israel's Jews from Arab Lands about Mizrahi Jews in Israel
- Avi Shlaim, Iraqi-born Oxford University scholar and author special занимается израильско-палестинским конфликтом и сионизмом
- Элла Хабиба Шохат, культуролог и писатель, из багдадской еврейской семьи
- Сассон Сомех, израильский араболог
- Саба Сумех, американский профессор и автор иранского происхождения
Ссылки
Библиография
- Гилберт, Мартин (2010). В доме Измаила: История евреев в мусульманских странах. Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0300167153.
- Закен, Мордехай (2007). Еврейские подданные и их племенные вожди в Курдистане: исследование выживания. Бостон и Лейден: Brill.
- Smadar, Lavie (2014). под флагом Израиля: Мизрахи-матери-одиночки и бюрократические пытки. Оксфорд и Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 978-1-78238-222-5.
Внешние ссылки
| Викискладе есть средства массовой информации, связанные с евреями Мизрахи. |
Организации
Статьи
- Элла Шохат, Израильское кино: Восток / Запад и политика репрезентации, (Остин: University of Texas Press, 1989; New Edition, Lon don: IB Tauris, 2010).
- Элла Шохат, Le sionisme du point de vue de ses victimes juives: les juifs orientaux en Israel (впервые опубликовано в 1988 году, с новым введением, La fabrique editions, Париж, 2006).
- Элла Шохат, Taboo Memories, Diasporic Voices (Дарем: Duke University Press, 2006).
- Элла Шохат, «Разрыв и возвращение: сионистский дискурс и изучение арабских евреев», Социальный текст, Vol. 21, № 2 (лето 2003 г.), стр. 49–74
- Элла Шохат, «Изобретение Мизрахим», Журнал палестинских исследований, том. 29, No. 1 (осень 1999 г.), стр. 5–20
- Элла Шохат, «Повествование о нации и дискурс модернизации: дело Мизрахим», Critique, (весна, 1997 г.), стр. 3–18
- Элла Шохат, «Переосмысление евреев и мусульман: размышления о пятисотлетии», Ближневосточный доклад, № 178 (сентябрь – октябрь 1992 г.), стр. 25–29.
- Элла Шохат, «Подготовка к пятисотлетию» : Ближний Восток и Америка », Третий текст (Лондон) (специальный выпуск« По следам утопии »), 21 (зима 1992 г., 93), стр. 95, 105.
- Элла Шохат,« Дислоцированные идентичности: отражения арабский еврей », Исследование движения: журнал производительности № 5 (осень-зима 1992 г.), стр. 8
- Элла Шохат, «Сефарды в Израиле: сионизм с точки зрения его еврейских жертв», Социальный текст, № 19/20 (осень 1988 г.), стр. 1–35
- Странствия Мизрахи - Нэнси Хоукер о Самире Наккаше, одном из ведущих израильских романистов-мизрахи на арабском языке
- Забытые беженцы Ближнего Востока Хроника беженцев-мизрахи, написанная Семха Алвайя
- Забытые беженцы
- Моше Леви История иракского еврея в израильском флоте и его выживания на военном корабле «Эйлат»
- Моя жизнь в Ираке Йехескель Коджаман описывает свою жизнь как еврея-мизрахи в Ираке в 1950-х и 1960-х годах
- Аудиоинтервью с Аммиэлем Алкалаем, обсуждающим литературу Мизрахи
- Отрывок из книги Нормана Стилмана «Евреи арабских земель в новое время»
- Этан Блум, Воспроизведение модели «Востока» в израильском социальном пространстве; 50-е годы и быстрая иммиграция. Tel-Aviv Univ. Магистр отдела исследований культуры, 2003 г. (иврит, резюме на английском языке)
- Орна Сассон-Леви, Ави Шошана, «Выдающийся» как (не) этнический: израильская версия актерского мастерства. Белый. Социологический опрос, Vol. 83, № 3, август 2013 г., стр. 448–472.
- Саул Сайлас Фатхи Полный круг: Побег из Багдада и возвращение Саула Сайласа Фатхи, бегство известной иракской еврейской семьи от преследований.
- Дорога из Дамаска, Tablet Magazine
Сообщества
- Бухарские евреи Бухарская еврейская община (английская и русская)
- PersianRabbi.com Персидская еврейская община
- курдское еврейство ( Иврит)
- Центр наследия вавилонского еврейства Распространение 3000-летнего наследия вавилонского еврейства (английский и иврит)
- Иракские евреи Иракско-американская еврейская община в Нью-Йорке. Сохранение истории, наследия, культуры и традиций вавилонского еврейства.
- Шаар Биньямин Дамаскское еврейство (на иврите и испанском языке)
- Евреи Ливана
- Историческое общество евреев из Египта
- Харисса. com Тунисский еврейский сайт (французский)
- Еврейский Джерба Джербский еврейский сайт (французский)
- Zlabia.com Алжирский еврейский сайт (французский)
- Dafina.net Марокканский еврейский сайт (французский)
- Община Наш Дидан Персидский Азербайджан, арамейскоязычная община (иврит, немного английский и арамейский)