Персидские евреи

редактировать
Еврейская этническая группа Евреи, связанные с персидским и иранским государствами
Иранские евреи
Сионистская федерация в Иране.jpg
Общая численность населения
~ 300,000–350,000 (оценка)
Регионы со значительной численностью населения
Израиль 200,000–250,000
США 60,000–80,000
Иран 8,300 (2019)
Канада 1000
Австралия ~ 740
Языки
Исторически: персидские языки, иудео-персидские языки, иудео-арамейский. современный: иврит, персидский, азербайджанский, английский
религия
иудаизм
Родственные этнические группы
горские евреи, евреи-мизрахи, персы, ассирийцы, афганские евреи, Бухарские евреи, курдские евреи, иракские евреи.

персидские евреи или иранские евреи (персидские : یهودیان ایرانی, yahudiān-e-Irāni, иврит : יהודים פרסים) - евреи, исторически связанные с остроумием h Персидская империя, государство-преемник - Иран. Библейская Книга Есфири содержит ссылки на опыт евреев в Персии. Евреи постоянно проживали в Иране со времен Кира Великого из империи Ахеменидов. Кир вторгся в Вавилон и освободил евреев из вавилонского плена.

Сегодня подавляющее большинство персидских евреев живет в Израиле и США, особенно в Лос-Анджелесе. Анхелес, Беверли-Хиллз и на Северном берегу в Лонг-Айленде. Кроме того, в Балтиморе, штат Мэриленд есть небольшая персидская еврейская община. Согласно последней иранской переписи, оставшееся еврейское население Ирана составляло 9826 в 2016 году.

Содержание

  • 1 Терминология
  • 2 История
    • 2.1 При Ахеменидах
      • 2.1. 1 Кир Великий и евреи
      • 2.1.2 При Дарии
      • 2.1.3 При Ахашвероше
    • 2.2 Парфянский период
    • 2.3 Сасанидский период (226–634 гг. Н.э.)
    • 2.4 Ранний исламский период (634–634 гг.) 1255)
    • 2.5 Монгольское правление (1256–1318)
    • 2.6 Династии Сефевидов, Афшаридов и Каджаров (1502–1925)
    • 2.7 Династия Пехлеви (1925–1979)
    • 2.8 Исламская Республика (1979 – настоящее время)
  • 3 Текущий статус в Иране
    • 3.1 Условия
    • 3.2 Контакты с евреями за пределами Ирана
    • 3.3 Еврейские центры Ирана
    • 3.4 Юридические ограничения
    • 3.5 Еврейское образование в Иране
    • 3.6 Еврейские сайты Ирана
  • 4 Демография
    • 4.1 Иран
    • 4.2 Израиль
    • 4.3 Соединенные Штаты
      • 4.3.1 Беверли-Хиллз
      • 4.3.2 Нью-Йорк
  • 5 Связанные еврейские общины
    • 5.1 Горские евреи
    • 5.2 Бухарские евреи
    • 5.3 Лахлухские евреи
  • 6 Языки
  • 7 Список персидских евреев ws
    • 7.1 Библейские
    • 7.2 До-модернистская эпоха
    • 7.3 Политика и военное дело
    • 7.4 Наука и академические круги
    • 7.5 Бизнес и экономика
    • 7.6 Искусство и развлечения
    • 7.7 Религия
    • 7.8 Разное
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
    • 11.1 Медиа
    • 11.2 Разное

Терминология

Сегодня термин Иранские евреи в основном используется для обозначения евреев из страны Иран. В различных научных и исторических текстах этот термин используется для обозначения евреев, говорящих на различных иранских языках. Иранские иммигранты в Израиле (почти все из которых евреи) называются парсимами (на иврите : פרסים означает «персы»). В Иране евреев и евреев в целом называют четырьмя общими терминами: Kalīmī (персидский : کلیمی), который считается наиболее подходящим термином; Яхуди (یهودی), что менее формально, но правильно; Израиль (اسرائل) термин, которым евреи называют себя; и Йоуд (جهود), термин, имеющий негативную коннотацию и рассматриваемый многими евреями как оскорбительный.

История

Евреи жили в Персии примерно с 727 г. до н.э., прибыв в регион в качестве рабов. после захвата ассирийскими и вавилонскими царями. Согласно одной иудейской легенде, первым евреем, вошедшим в Персию, была Сара бита Ашер, внучка патриарха Иосифа. Библейские книги Исайи, Даниила, Ездры, Неемии, Паралипоменон и Есфирь содержат ссылки на жизнь и опыт евреев в Персии и отчеты об их отношениях с персидскими царями. В книге Ездры персидским царям приписывается разрешение и возможность евреям вернуться в Иерусалим и восстановить свой Храм; его реконструкция была произведена «согласно указу Кира, Дария и Артаксеркса царя Персии» (Ездра 6:14). Это великое событие в еврейской истории произошло в конце шестого века до нашей эры, когда в Персии уже существовала прочно сложившаяся и влиятельная еврейская община.

Евреи в Древней Персии в основном жили своими общинами. Персидские евреи жили в древних (и сохранившихся до середины 20 века) общинах не только Ирана, но и армян, грузин, иракцев, Бухарские и горские еврейские общины.

Некоторые общины были изолированы от других еврейских общин, поскольку их классификация как "персидских евреев" вопрос лингвистического или географического удобства, а не фактических исторических отношений друг с другом. Ученые полагают, что во время расцвета Персидской империи евреи могли составлять до 20% населения.

Согласно Британской энциклопедии : «Евреи прослеживают свое происхождение в Иране до вавилонское изгнание 6 века до н.э. и, как и армяне, сохранили свою этническую, языковую и религиозную идентичность ». Но в страновом исследовании Ирана, проведенном Библиотекой Конгресса , говорится, что «за столетия евреи Ирана стали физически, культурно и лингвистически неотличимы от нееврейского населения. Подавляющее большинство евреев говорят на персидском языке как их родным языком и крошечным меньшинством, курдским ".

При Ахеменидах

Кир Великий и евреи

Кир Великий разрешили еврейским паломникам вернуться в Земля Израиля и восстановить Иерусалим, картина Жана Фуке около 1470

Согласно библейскому повествованию Кир Великий был «помазанником Бога», освободив евреев от вавилонского владычества. После завоевания Вавилонии персами империи Ахеменидов Кир предоставил всем евреям гражданство. Хотя он позволил евреям вернуться в Израиль (около 537 г. до н. Э.), Многие предпочли остаться в Персии. Таким образом, события Книги Эстер полностью происходят в Иране. Другие персидские культурные влияния сохраняются и по сей день, например, еврейский праздник Пурим, который параллелен весеннему зороастрийскому фестивалю под названием Фравардиган. Однако в различных библейских источниках говорится, что более сорока тысяч евреев действительно вернулись (см. Иоаким ; Ездра ; Неемия и евреи ).

Историческая природа «Указ Кира» был оспорен. Профессор Лестер Л. Граббе утверждает, что не было указа, но существовала политика, позволяющая изгнанникам вернуться на свои родные земли и восстановить свои храмы. Он также утверждает, что археология предполагает, что возвращение было «струйка», происходящая, возможно, в течение десятилетий, в результате чего максимальная численность населения составляла около 30 000 человек. Филип Р. Дэвис назвал подлинность указа «сомнительной», сославшись на Граббе и добавив, что Дж. Бринд выступил против » Подлинность Ездры 1.1–4 подтверждается Дж. Бриндом в докладе, опубликованном в Institut Catholique de Paris 15 декабря 1993 г., который отрицает, что он по форме напоминает официальный документ, но отражает скорее библейские пророческие идиомы ». Мэри Джоан Винн Лейт. считает, что указ в Ездре может быть подлинным и вместе с Кир Цилиндр, что Кир, как и более ранние правители, посредством этих указов пытался заручиться поддержкой тех, кто мог быть стратегически важен, особенно тех, кто был близок к Египту, который Кир хотел завоевать. Она также написала, что «призывы к Мардуку в цилиндре и к Яхве в библейском указе демонстрируют стремление персов кооптировать местные религиозные и политические традиции в интересах имперского контроля».

По некоторым данным, Могила пророка Даниила находится в Сузах. Второй Храм был в конечном итоге (пере) построен в Иерусалиме с помощью персов, и израильтяне заняли важное положение в Шелковом пути торговле с Китай.

При Дарии

Кир приказал перестроить Второй Храм на том же месте, что и первый; однако он умер до того, как он был завершен. Дарий Великий пришел к власти в Персидской империи и приказал достроить храм. Согласно Библии, пророки Аггей и Захария настаивали на этой работе. Храм был готов к освящению весной 515 г. до н. Э., Более чем через двадцать лет после возвращения евреев в Иерусалим.

При Ахашвероше

Согласно Книге Эстер, в Танахе, Аман был Агагитом. знатный и визирь империи персидского царя Ахашверош, обычно именуемый Ксерксом Великим (сыном Дария Великого) в 6 веке до нашей эры. Аман и его жена Зереш организовали заговор с целью убить всех евреев древней Персии. Заговору помешала царица Эстер, еврейская царица Персии. В результате Артаксеркс приказал повесить Амана и его десять сыновей. События Книги Есфирь отмечаются как праздник Пурим.

парфянский период

Еврейские источники не содержат упоминания парфянского влияния; «Парфия» не упоминается в текстах. Армянский князь Санатросес из царского дома Аршакидов упоминается в «Малой летописи» как один из преемников (диадохов) Александра. Среди других азиатских князей римский рескрипт в пользу евреев также достиг Арсака (I Макк. XV, 22); однако не указано, какой именно Арсак. Вскоре после этого парфо-вавилонскую страну топтала армия еврейского князя; сирийский царь Антиох Сидет вместе с Гирканом I двинулся против парфян; и когда союзные армии нанесли поражение парфянам (129 г. до н. э.) в Великом Заб (Лик), царь приказал остановиться на два дня из-за еврейской субботы и Праздник недель. В 40 г. до н. Э. Иудейский марионеточный царь Гиркан II попал в руки парфян, которые, по их обычаю, отрезали ему уши, чтобы сделать его непригодным для правления. Похоже, евреи Вавилонии намеревались основать высшее духовенство для изгнанного Гиркана, которое они сделали бы совершенно независимым от Земли Израиля. Но произошло обратное: иудеи получили вавилонянина по имени Ананел в качестве своего первосвященника, что указывает на важность, которой пользуются евреи Вавилонии. Тем не менее в религиозных вопросах вавилоняне, как и вся диаспора, во многих отношениях зависели от Земли Израиля. Они совершили паломничество в Иерусалим на праздники.

Парфянская империя была основана на слабо настроенной системе вассальных царей. Отсутствие жестко централизованной власти над империей имело недостатки, например, позволяя возникновение еврейского грабительского государства в Нехардее (см. Анилай и Асинай ). Тем не менее, терпимость династии Аршакидов была такой же легендарной, как и терпимость первой персидской династии Ахеменидов. Одно сообщение предполагает преобразование небольшого числа парфян из адиабейцев в иудаизм. Эти и другие примеры демонстрируют не только терпимость парфянских царей, но также свидетельствуют о том, насколько парфяне считали себя наследниками предшествующей империи Кира Великого. Парфяне так защищали меньшинство, которым они правили, что старая иудейская поговорка гласит: «Когда вы видите парфянского скакуна, привязанного к надгробной плите в Земле Израиля, наступает час Мессия будет рядом ».

вавилонские евреи хотели вместе со своими иудейскими братьями сражаться против Веспасиана ; но только римляне начали войну под предводительством Траяна против Парфии, когда они проявили свою ненависть; Итак, восстание вавилонских евреев помешало Риму стать там господином. Филон говорит о многочисленных евреях, проживающих в этой стране, население которых, вероятно, увеличилось за счет иммигрантов после разрушения Иерусалима. В Иерусалиме с давних времен евреи искали помощи на востоке. С падением Иерусалима Вавилония стала своего рода оплотом иудаизма. Крах восстания Бар-Кохбы, вероятно, также увеличил количество еврейских беженцев в Вавилоне.

В борьбе между парфянами и римлянами евреи имели причины встать на сторону парфян, их защитников. Парфянские цари возвели князей изгнания в своего рода дворянство, называемое Реш Галута. До этого они использовали евреев как сборщиков доходов. Парфяне, возможно, признали их заслуги, особенно дом Давида. Создание Реш Галута обеспечило центральную власть над многочисленными еврейскими подданными, которые начали развивать свои собственные внутренние дела.

Сасанидский период (226–634 гг. Н. Э.)

Еврейская версия Низами «Хосров ва Ширин»

К началу третьего века персидский Влияние Империи снова стало на подъеме. Зимой 226 г. н. Э. Ардашир I сверг последнего парфянского царя (Артабан IV ), разрушил правление Арсакидов и основал династию Сасанидов. В то время как эллинистическое влияние ощущалось среди религиозно терпимых парфян, Сасаниды усилили персидскую сторону жизни, одобрили пехлевский язык и восстановили старый монотеистическая религия зороастризма, ставшая официальной государственной религией. Это привело к подавлению других религий. Священническая зороастрийская надпись времен царя Бахрама II (276–293 гг. Н. Э.) Содержит список религий (включая иудаизм, христианство, буддизм, индуизм и т. Д.), Которые, по утверждениям правления Сасанидов, «разбиты». "Ложные доктрины Аримана и идолов подверглись сильным ударам и утратили доверие. Евреи (Яхуд), буддисты (шаманы), индуисты (брахман), назареи (Насара), христиане (христиане), баптисты (макдаг) и манихеи ( Зандик) были разбиты в империи, их идолы уничтожены, а жилища идолов уничтожены и превращены в жилища и обители богов "."

Шапур I (или Швор Малка, который является Арамейская форма имени) была дружественной к евреям. Его дружба с Шмуэлем принесла много преимуществ еврейской общине. мать Шапура II Ифра-Хормиз был иудействующим верующим (то есть верующим в иудаизм), и это давало еврейской общине относительную свободу вероисповедания и множество преимуществ. Он также был другом вавилонского раввина в Талмуде названном Раба, дружба Рабы с Шапуром II позволила ему добиться ослабления репрессивных законов, принятых против евреев в д Персидская империя. Кроме того, Раба иногда называл своего лучшего ученика Абая термином Швур Малка, что означает «Шапур [царь]» из-за его яркого и быстрого ума.

Ранний исламский период (634–1255)

С исламским завоеванием Персии правительство присвоило евреям, наряду с христианами и зороастрийцами, статус дхимми, немусульманские подданные Исламской империи. Зимми было разрешено исповедовать свою религию, но они были обязаны платить джизья для покрытия расходов на финансовое благополучие, безопасность и другие льготы, на которые мусульмане имели право (джизья, подушный налог, и первоначально также харадж, земельный налог) вместо закята, который мусульманское население должно было платить. Как и другие дхимми, евреи были освобождены от призыва в армию. Рассматриваемые как «Люди Книги», они имели некоторый статус единобожников, хотя к ним относились по-разному в зависимости от правителя того времени. С одной стороны, евреям была предоставлена ​​значительная экономическая и религиозная свобода по сравнению с их единоверцами в европейских странах в течение этих столетий. Многие из них служили докторами, учеными и мастерами и добились влиятельных позиций в обществе. С другой стороны, как и другие немусульмане, они не работали по законам шариата, поскольку не обладали для этого очевидными знаниями и квалификацией.

Монгольское правление (1256–1318 гг.)

Статуя Рашид-ад-Дина Хамадани, персидского врача еврейского происхождения, писателя-эрудита и историка, написавшего огромную исламскую историю, Джами ат-Таварих, на персидском языке во время монгольского правления. Он также был великим визирем двора Ильханидов.

В 1255 году монголы во главе с Хулагу-ханом вторглись в некоторые части Персии, а в 1258 году они захватили Багдад, положив конец Аббасидскому халифату. В Персии и прилегающих районах монголы установили раздел Монгольской империи, известный как Ильханат, построив столицу в Тебризе. Монгольские правители Ильханства отменили неравенство зимми, и все религии были признаны равными. Вскоре после этого один из правителей Ильханства, Аргун Хан, предпочел евреев на административные должности и назначил еврея Саада ад-Даула своим визирем. Это назначение, однако, вызвало возмущение мусульманского духовенства, и после смерти Аргуна в 1291 году ад-Даула был убит, а персидские евреи в Тебризе пережили период жестоких преследований со стороны мусульманского населения, спровоцированного духовенством. Православный христианин историк Бар Гебрей писал, что насилие, совершенное против евреев в тот период, «ни язык не может выговорить, ни перо записать».

Газан Хан Обращение в ислам в 1295 году ознаменовало для персидских евреев в Тебризе явный поворот к худшему, поскольку они снова были низведены до статуса зимми (Завет Омара). Олджейту, преемник Газан-хана, разрушил множество синагог и постановил, что евреи должны носить отличительный знак на голове; Христиане терпели подобные гонения. Под давлением многие евреи приняли ислам. Самым известным из обращенных был Рашид-ад-Дин Хамадани, врач хамаданского происхождения, который также был историком и государственным деятелем; и который принял ислам, чтобы продвинуться по карьерной лестнице при дворе Олджейту в Тебризе. Однако в 1318 году он был казнен по обвинению в отравлении Олджейту, и его отрубленная голова носилась по улицам Тебриза, скандируя: «Это голова еврея, злоупотребившего именем Бога; да проклятие Бога будь на нем! " Примерно 100 лет спустя Мираншах разрушил могилу Рашид ад-Дина, а его останки были перезахоронены на еврейском кладбище.

В 1383 году Тимур Ленк начал военное завоевание Персии. Он захватил Герат, Хорасан и всю восточную Персию до 1385 года и убил почти всех жителей Нейшапура и других иранских городов. Когда в Персии вспыхнули восстания, он безжалостно подавил их, истребляя население целых городов. Когда Тимур разграбил Персию, ее художники и ремесленники были депортированы для украшения столицы Тимура Самарканд. Квалифицированные персидские евреи были импортированы для развития текстильной промышленности империи.

Династии Сефевидов, Афшаридов и Каджаров (1502–1925)

Синагога в Тегеране. Открытка из периода Каджара (1794–1925). Хамадан Евреи в 1918 году

Во время правления Сефевидов (1502–1794) они провозгласил шиитский ислам государственной религией. Это привело к ухудшению отношения к персидским евреям. Сефевидов Шиизм придает большое значение вопросам ритуальной чистоты - тахара. Немусульмане, включая евреев, считаются ритуально нечистыми - наджи. Любой физический контакт потребовал бы от шиитов проведения ритуального очищения перед совершением регулярных молитв. Таким образом, персидские правители и население в целом стремились ограничить физические контакты между мусульманами и евреями. Евреи были исключены из общественных бань, используемых мусульманами. Им запрещалось выходить на улицу во время дождя или снега, поскольку мусульманин мог смыть с них «нечистоту».

Первоначально правление шаха Аббаса I (1588–1629) было доброкачественный; Евреи процветали по всей Персии, и их поощряли селиться в Исфахане, который стал новой столицей. К концу его правления обращение с евреями стало более суровым. Шиитское духовенство (включая новообращенного еврея) убедило шаха потребовать, чтобы евреи носили отличительный значок на одежде и головных уборах. В 1656 году шах приказал изгнать из Исфахана всех евреев из-за общей веры в их «нечистоту». Их заставили принять ислам. Казна пострадала от потери джизьи, собранной с евреев. Ходили слухи, что обращенные продолжали тайно исповедовать иудаизм. По какой-то причине правительство в 1661 году разрешило евреям принять свою старую религию, но по-прежнему требовало, чтобы они носили отличительную нашивку на своей одежде.

Надир-шах (1736–1747) разрешил евреям селиться в Ши. Священный город Мешхед. Однако после его убийства многие евреи были убиты в Мешхеде, а оставшиеся в живых были насильственно обращены в христианство в результате события, известного как инцидент в Аллахдаде. они стали известны как «джадид аль-исламисты» (новообращенные) и, казалось, поверхностно приняли новую религию, но на самом деле жили своей жизнью как криптоевреи. Община навсегда покинула Иран в 1946 году и до сих пор живет как сплоченная община в Израиле.

Бабали бен Нуринель, хазам (раввин) из Исфахана, который по велению Надер Шаха Афшара (годы правления 1148–1148–1148). 60 / 1736–47), перевел Пятикнижие и Псалмы Давида с иврита на персидский. Три других раввина помогли ему в переводе, который был начат в Рабихе II 1153 г. / май 1740 г. и завершен в Джомаде I 1154 г. / июнь 1741 г. В то же время переводили восемь мусульманских молл и три европейских и пять армянских священников. Коран и Евангелия. Комиссией руководил Мирза Мохаммад Махди Хан Монши, придворный историограф и автор Tārīḵ-ejahāngošā-ye nāderī. Готовые переводы были представлены Надер-шаху в Казвине в июне 1741 года, который, однако, не был впечатлен. Были и предыдущие переводы еврейских священных книг на персидский, но перевод Бабани примечателен точностью персидских эквивалентов еврейских слов, что сделало его предметом изучения лингвистов. Введение Бабани к переводу Псалмов Давида является уникальным и проливает определенный свет на методы преподавания иранских еврейских школ в Иране восемнадцатого века. Неизвестно, что он написал что-либо еще.

Приход шиитской династии Каджаров в 1794 году вернул прежние гонения.

Еврейское собрание празднует вторую годовщину иранской конституционной революции в Тегеране.

Лорд Керзон описал региональные различия XIX века в положении персидских евреев: «В Исфахане, там, где их насчитывается 3700 человек и где они занимают относительно более высокий статус, чем где-либо в Персии, им не разрешается носить колах или персидский головной убор, иметь магазины на базаре, строить стены своих домов высотой с мусульман. соседа, или ездить по улице. В Тегеране и Кашане их также можно найти в большом количестве и они занимают приличное положение. В Ширазе они очень бедны. В Бушире они процветают и свободны от преследование ».

В 19 веке колониальные державы из Европы начали отмечать многочисленные насильственные обращения в другую веру и массовые убийства, обычно совершаемые шиитским духовенством. В течение этого периода имели место два крупных заговора, связанных с кровавым наветом, один в Ширазе, а другой в Тебризе. В 1830 году кровавый навет уничтожил еврейское население Тебриза; Борьба за влияние за влияние между еврейским и христианским меньшинствами привела к тому, что армяне похитили и убили ребенка-мусульманина из известной семьи, доставив тело главному секретарю, заявив, что евреи убили и пили кровь ребенка на Песах. Документ, записанный после инцидента, гласит, что евреи стояли перед двумя вариантами: обращение в ислам или смерть. Среди хаоса евреи обратились, но большинство из них отказались принять ислам. В документе описывается 16-летний мальчик по имени Яхия, который отказался принять ислам. Впоследствии он был убит. В том же году произошло насильственное обращение евреев в Шираз из-за аналогичного инцидента. В дополнение к инциденту с Аллахдадом, упомянутому выше в 1839 году. Европейские путешественники сообщили, что евреи Тебриза и Шираза продолжали тайно исповедовать иудаизм, несмотря на опасения гонения. Известные учителя ирано-еврейского происхождения, такие как мулла Дауд Чади, продолжали учить и проповедовать иудаизм, вдохновляя евреев по всей стране. Евреи из Барфоруша, Мазандаран были насильно обращены в веру в 1866 году. Когда послы Франции и Великобритании вмешались, чтобы позволить им исповедовать свою традиционную религию, толпа убила 18 евреев Барфоруша. Возможно, это происходило и раньше, но осталось незамеченным историками.

В середине 19 века Дж. Дж. Бенджамин писал о жизни персидских евреев, описывая условия и верования, восходящие к 16 веку:

Они обязаны жить в отдельной части города…; потому что они считаются нечистыми существами... Под предлогом того, что они нечисты, с ними обращаются с величайшей строгостью, и если они выйдут на улицу, населённую мусульманами, мальчики и толпа забросят их камнями и грязью... причина, им запрещено выходить на улицу, когда идет дождь; ибо говорят, что дождь смывает с них грязь, которая запятнала бы ноги мусульман... Если еврея признают таковым на улицах, он подвергается величайшим оскорблениям. Прохожие плюют ему в лицо, а иногда и бьют… безжалостно… Если еврей заходит в магазин за чем-либо, ему запрещается осматривать товар… Если его рука неосторожно коснется товара, он должен взять его любой ценой, которую продавец предпочитает просить их... Иногда персы вторгаются в жилища евреев и завладевают всем, что им нравится. Если владелец окажет наименьшее сопротивление в защите своей собственности, он подвергнется опасности искупить это своей жизнью... Если... еврей покажется на улице в течение трех дней Кател (Мухаррам)..., он обязательно будет убит.

В 1894 году представитель Alliance Israélite Universelle, еврейской гуманитарной и образовательной организации, писал из Тегерана : «… каждый раз, когда священник желая выйти из безвестности и завоевать репутацию благочестивого человека, он проповедует войну против евреев ».

В 1901 году бунт шейха Ибрагима вспыхнул против евреев Тегерана. Имам начал говорить о важности отказа от алкоголя ради исламской чистоты, вскоре у него появились последователи, и вскоре это проявилось в нападках на евреев за отказ отказаться от вина, которое они пили на субботу.

В В 1910 г. мусульмане ходили слухи, что евреи Шираза ритуально убили мусульманскую девушку. Мусульмане разграбили весь еврейский квартал. Первыми начали грабить солдаты, посланные местным губернатором защищать евреев от разъяренной толпы. Двенадцать евреев, которые пытались защитить свою собственность, были убиты, многие другие получили ранения. Представители Alliance Israélite Universelle зафиксировали многочисленные случаи преследований и унижения персидских евреев. В конце 19 - начале 20 века тысячи персидских евреев иммигрировали на территорию современного Израиля в пределах Османской империи, чтобы избежать таких преследований.

Династия Пехлеви (1925–1979)

Династия Пехлеви провела модернизационные реформы, которые значительно улучшили жизнь евреев. Влияние шиитского духовенства было ослаблено, и ограничения для евреев и других религиозных меньшинств были отменены. По словам Чарльза Рекнагеля и Азама Горгина из Радио Свободная Европа, во время правления Реза-шаха «политические и социальные условия евреев в корне изменились. Реза-шах запретил массовое обращение евреев и устранил понятие нечистоты немусульман. Он разрешил включение современного иврита в учебные программы еврейских школ и издание еврейских газет. Евреям также разрешили занимать государственные должности. Восхождение Реза Шаха принесло евреям временное облегчение. В 1920-х годах Еврейские школы снова были закрыты. В 1930-е годы "пронацистские симпатии Реза Шаха серьезно угрожали иранскому еврейству. Преследований евреев не было, но, как и в случае с другими меньшинствами, в СМИ публиковались антиеврейские статьи. В отличие от религиозно мотивированных предрассудков, антиеврейские настроения приобрели этнонациональный характер, прямо заимствованный из Германии ».

На момент создания государства Израиль в 1948 году примерно 140 000–150 000 евреев, проживающих в Иране, историческом центре персидского еврейства. Более 95% с тех пор эмигрировали за границу.

Насилие и разрушение арабской жизни, связанные с основанием Израиля и его Победа в арабо-израильской войне 1948 года вызвала усиление антиеврейских настроений в Иране. Это продолжалось до 1953 года, отчасти из-за ослабления центрального правительства и усиления духовенства в политической борьбе между шахом и премьер-министр Мохаммад Мосаддык. С 1948 по 1953 год около трети иранских евреев, большинство из которых были бедными, иммигрировали в Израиль. Дэвид Литтман приводит общее количество иммигрировавших иранских евреев в Израиль с 1948 по 1978 год на 70 000 человек.

После низложения f Мосаддык В 1953 году правление шаха Мохаммада Реза Пехлеви было самым процветающим периодом для евреев Ирана. В 1970-е годы только 1% иранских евреев относились к низшему классу; 80% составляли средний класс и 10% богатые. Хотя евреи составляли лишь небольшой процент населения Ирана, в 1979 году двое из 18 членов Иранской академии наук, 80 из 4000 университетских преподавателей и 600 из 10000 врачей в Иране были евреями.

До иранской революции или Исламской революции 1979 года в Иране было 100 000 евреев, в основном сконцентрированных в Тегеране (60 000), Ширазе (18 000), Керманшах (4000) и Исфахан (3000). Евреи также проживали в других городах Ирана, включая Урмия (800), Салмас (400), Миандоаб (60), Банех, Мешхед, Кашан, Санандадж, Саккез, Тазех Калех, Чичаклуй-э Баш Кале, Гаррус, Каслан, Хамадан, Туйсеркан, Нахаванд, Керманшах, Хаштруд, Зехаб, Бабол, Сиахкал, Дамаванд, Бушер, Казерун, Торбат-э Гейдари, Сарахс, Йезд, Арак и Хоррамабад.

Эмиграция иранских евреев в Израиль - явление не новое. Из иранских евреев, проживавших в Израиле в начале 1900-х годов, 41% иммигрировали в британскую подмандатную Палестину до создания там Израиля в 1948 году; только 15% были приняты в период с 1975 по 1991 год. Они иммигрировали в основном из-за религиозных преследований.

Исламской Республики (1979 – настоящее время)

Во время 1979 года Исламской революции, 80 000–100 000 евреев жили в Иране. С тех пор эмиграция евреев из Ирана резко увеличилась, поскольку только за несколько месяцев после революции уехало около 20 000 евреев. Большинство еврейского населения Ирана, около 60 000 евреев, эмигрировало после революции, из которых 35 000 уехали в США, 20 000 - в Израиль и 5 000 - в Европу (в основном в Соединенное Королевство, Францию, Германию, Италию и другие страны). Швейцария).

Согласно некоторым источникам, еврейское население Ирана в середине и конце 1980-х годов составляло от 50 000 до 60 000 человек. По оценке, основанной на переписи 1986 года, эта цифра за то же время значительно выше - около 55 000 человек. С середины 1990-х годов по настоящее время цифры были более единообразными, и с тех пор большинство правительственных источников оценивают примерно 25 000 евреев, оставшихся в Иране. Эти менее свежие официальные данные считаются раздутыми, и еврейская община может насчитывать не более 10 000 человек. По данным переписи 2012 года, эта цифра составила около 8756.

аятолла Хомейни встретился с еврейской общиной по возвращении из ссылки в Париже, когда главы общины были обеспокоены казнью одного из их самых выдающихся представителей, промышленника Хабиба Эльганиана, устроил встречу с ним в Куме. В какой-то момент он сказал:

В Священном Коране Моисей, приветствие ему и всем его родственникам, упоминается чаще, чем любой другой пророк. Пророк Моисей был простым пастырем, когда он противостоял мощи фараона и уничтожил его. Моисей, Спикер к Аллаху, представлял рабов фараона, угнетенных, самых бестолковых в свое время.

В конце дискуссии Хомейни заявил: «Мы признаем наших евреев отдельными от этих безбожных, кровососущих сионистов» и издал фетва о защите евреев.

Хабиб Элганиан был арестован и приговорен к смертной казни исламским революционным трибуналом вскоре после исламской революции по обвинениям в коррупции, связях с Израилем и Сионизм и «дружба с врагами божьими» и был расстрелян. Он был первым евреем и бизнесменом, казненным исламским правительством. Его казнь вызвала страх в еврейской общине и заставила многих покинуть Иран.

Во время ирано-иракской войны, которая длилась с 1980 по 1988 год, иранские евреи были мобилизованы в Вооруженные силы Исламской Республики Иран, и 13 человек погибли на войне.

В Исламской республике евреи стали более религиозными. Семьи, которые в 1970-е были светскими, начали придерживаться кошерное диетическое питание и более строго соблюдаемые правила, запрещающие вождение в Шаббат. Они перестали ходить в рестораны, кафе и кинотеатры, и синагога стала центром их общественной жизни.

Харун Яшьяи, кинопродюсер и бывший председатель Центральной еврейской общины в Иране, сказал, «Хомейни не путал нашу общину с Израилем и сионизмом - он видел в нас иранцев»

В июне 2007 г. Хотя были сообщения о том, что богатые евреи-эмигранты учредили фонд, чтобы стимулировать иранских евреев к иммиграции в Израиль, мало кто их поддержал. Общество иранских евреев назвало этот акт «незрелым политическим соблазном» и заявило, что их национальная идентичность не подлежит продаже.

Евреи в Исламской Республике Иран формально должны иметь равное отношение и свободу исповедовать свою религию.. Есть даже место в иранском парламенте, зарезервированное для представителя иранских евреев. Однако де-факто дискриминация является обычным явлением.

Текущий статус в Иране

Синагога Юсефа Абада в Тегеране

Еврейская община Ирана официально признана правительством как группа религиозного меньшинства, и, подобно зороастрийцам и христианам, им выделяется одно место в иранском парламенте. Сиамак Морех Седх - нынешний еврейский член парламента, заменивший Мориса Мотамеда на выборах 2008 года. В 2000 году бывший еврейский депутат Манучехр Элиаси подсчитал, что в то время в Иране все еще оставалось 60 000–85 000 евреев; большинство других источников называют цифру 25 000 человек. В 2016 году еврейское население составляло 9826. По состоянию на 2018 год в Иране по-прежнему проживает только 8500 евреев, и они составляют 0,01% иранского населения, это число подтверждено Серджио ДеллаПергола, ведущим еврейским демографом.

У иранских евреев есть своя собственная газета (называемая «Офог-э-Бина»), где еврейские ученые проводят исследования иудаизма в «Центральной библиотеке еврейской ассоциации» Тегерана . «Еврейская больница доктора Сапира» - иранская крупнейшая благотворительная больница среди всех религиозных меньшинств в стране; однако большинство его пациентов и сотрудников - мусульмане.

Главный раввин Юсеф Хамадани Коэн был нынешним духовным лидером еврейской общины Ирана с 1994 по 2007 год, когда его сменил Машаллах Голестани-Нежад. В августе 2000 года главный раввин Коэн впервые встретился с президентом Ирана Мохаммадом Хатами. В 2003 году главный раввин Коэн и Морис Мотамед встретились с президентом Хатами в синагоге Юсефа Абада. Это был первый раз, когда президент Ирана посетил синагогу после исламской революции. Харун Яшаяи - председатель Еврейского комитета Тегерана и лидер еврейской общины Ирана. 26 января 2007 года письмо Яшаяи президенту Махмуду Ахмадинежаду относительно его комментариев по поводу отрицания Холокоста привлекло внимание средств массовой информации во всем мире.

Евреи Ирана были наиболее известны благодаря определенным занятиям, например, изготовлению золотых украшений. и торговля антиквариатом, текстилем и коврами.

Условия

Евреи мобилизованы в иранские вооруженные силы, как и все иранские граждане. Многие иранские евреи воевали во время ирано-иракской войны (1980–1988) как призванные солдаты, и около 15 были убиты.

Большинство иранских евреев говорят, что они считают Иран своим домом и являются разрешено свободно исповедовать иудаизм, но есть подозрение и страх.

Контакты с евреями за пределами Ирана

Персидский еврей молится в синагоге в Ширазе, Иран, 1999.

Раввины из секты харедим Нетурей Карта, которая исторически выступала против существования Израиля, несколько раз посещали Иран. Организация защиты евреев выразила протест против одного такого визита членов фракции Нетурей Карта после того, как они посетили Международную конференцию по обзору глобального видения Холокоста в Тегеране.

Морис Мотамед, бывший еврейский депутат иранского парламента, заявляет, что в последние годы иранское правительство разрешило иранским евреям посещать членов их семей в Израиле, а также разрешило тем иранцам, которые живут в Израиле, вернуться в Иран.

Также разрешены ограниченные культурные контакты, например, фестиваль еврейского народного танца в России в марте 2006 г., в котором участвовала женская команда из Ирана.

Тринадцать евреев были казнены в Иране после исламской революции, большинство из них были казнены за предполагаемые связи с Израилем. Среди них один из самых выдающихся евреев Ирана 1970-х, Хабиб Эльганиан, который был главой иранской еврейской общины, был расстрелян исламским правительством вскоре после исламской революции. 1979 г. по обвинению, в частности, в контактах с Израилем. В мае 1998 года еврейский бизнесмен Рухолла Кадходах-Заде был повешен в тюрьме без предъявления обвинения или судебного разбирательства, по всей видимости, за помощь евреям в эмиграции.

Иранским евреям обычно разрешено выезжать в Израиль и эмигрировать за границу, хотя они должны подавать запросы на паспорт и визу в специальный отдел паспортного стола, сталкиваются с ограничениями в отношении массового выезда семей, а поездки в Израиль должны осуществляться через третью страну. Однако уровень эмиграции был низким. В период с октября 2005 г. по сентябрь 2006 г. Иран покинули 152 еврея, по сравнению с 297 евреями за тот же период в предыдущем году и 183 евреями годом ранее. Большинство из тех, кто уехал, якобы ссылались на экономические и семейные причины в качестве основных стимулов для отъезда. В июле 2007 года еврейская община Ирана отвергла финансовые стимулы для эмиграции, чтобы покинуть Иран. Предложения от 5 000 до 30 000 британских фунтов, профинансированные богатым евреем-эмигрантом при поддержке израильского правительства, были отклонены еврейскими лидерами Ирана. Чтобы рассмотреть стимулы в перспективе, предлагаемые суммы были в 3 раза или больше, чем средний годовой доход иранца. Однако в конце 2007 года по крайней мере сорок иранских евреев приняли финансовые стимулы, предложенные еврейскими благотворительными организациями за иммиграцию в Израиль.

Утверждается, что большинство иранских евреев предпочитают оставаться в Иране, потому что им разрешено жить комфортная еврейская жизнь там, но Сэм Керманян, который в течение пятнадцати лет занимал пост генерального секретаря Иранско-американской еврейской федерации, оспорил это утверждение, заявив, что большинство иранских евреев пожилые и говорят только на персидском, и в результате они менее склонны к эмиграции. По словам Ран Амрани, израильского директора иранского происхождения, директора радиостанции на персидском языке с тесными связями внутри Ирана, богатые иранские евреи не уедут, потому что международные санкции в отношении Ирана настолько снизили стоимость иранской валюты, что они увидят огромное падение. в их уровне жизни в Израиле, где те, кто владеет несколькими домами в Иране, не могут позволить себе хотя бы одну квартиру в Израиле, в то время как бедным иранским евреям будет трудно возобновить свою жизнь в Израиле в среднем возрасте. Амрани утверждал, что, хотя евреям разрешено исповедовать свою религию, они живут в страхе быть обвиненными в шпионаже в пользу Израиля и публично дистанцируются от Израиля и сионизма, чтобы обеспечить свою безопасность.

Еврейские центры Ирана

Большинство евреев живут в Тегеране, столице. Сегодня Тегеран имеет 11 действующих синагог, во многих из них еврейские школы. В нем есть два кошерных ресторана, дом престарелых и кладбище. Есть еврейская библиотека с 20 000 названий. Однако традиционно Шираз, Хамедан, Исфахан, Тебриз, Нахаванд, Бабол и некоторые другие города Ирана. были домом для большого количества евреев. В настоящее время в Иране 25 синагог. Исфахан имеет еврейское население около 1500 человек, состоящее в основном из бизнесменов. По состоянию на 2015 год насчитывалось 13 синагог, в том числе основная синагога на Палестинской площади. В Исфахане многие еврейские предприятия сосредоточены в районе, называемом «Еврейский проход».

Юридические ограничения

На иранских евреев действуют различные дискриминационные юридические ограничения в отношении их положения в обществе. Евреям запрещено занимать важные государственные должности и руководящие должности. Еврей не может служить в Совете стражей, в качестве президента или военачальника. Евреи не могут быть судьями, и кроме места, отведенного еврею в меджлисе, евреи не могут стать членами меджлиса через всеобщие выборы. Еврей не может наследовать собственность от мусульманина. По закону, если один из членов еврейской семьи принимает ислам, это лицо наследует все семейное имущество. Евреи также не имеют равных прав на кисас или возмездие в иранской судебной системе. Например, если еврей должен был убить мусульманина, семья жертвы имела бы право потребовать вынесения смертной казни, но если мусульманин убивает еврея, наказание будет оставлено на усмотрение судей с пожелания семьи жертвы не имеют юридического значения.

Еврейское образование в Иране

В 1996 году в Тегеране все еще оставалось три школы, в которых евреи составляли большинство, но евреи были директорами. заменены. Школьная программа является исламской, а Танах преподается на персидском, а не на иврите. Организация Озара Хатора проводит уроки иврита по пятницам. Правительство контролирует деятельность в еврейских школах, чтобы гарантировать, что основным языком обучения является персидский, а не иврит.

В принципе, но с некоторыми исключениями, существует небольшое ограничение или вмешательство в еврейскую религиозную практику; однако в последние годы образование еврейских детей стало более трудным. Сообщается, что правительство разрешает преподавание иврита, признавая, что это необходимо для еврейской религиозной практики. Однако он категорически не поощряет распространение текстов на иврите, что на практике затрудняет обучение языку. Более того, правительство потребовало, чтобы несколько еврейских школ оставались открытыми по субботам, в еврейскую субботу, в соответствии с расписанием других школ школьной системы. Поскольку определенные виды работы (например, письмо или использование электроприборов) в субботу нарушают еврейский закон, из-за этого требования к работе школ для соблюдающих евреев было трудно как посещать школу, так и придерживаться основополагающего принципа своей религии.

Еврейские памятники Ирана

Во многих городах Ирана есть еврейские памятники или памятники, так или иначе связанные с иудаизмом. Среди них выделяются Гробница Эстер и Мордехая в Хамадане, Гробница Даниила в Сузах, Гробница Аввакума в Туйсеркане и мавзолее Пейгамбари в Казвине.

Недалеко от Исфахана есть место паломничества (Пир Бакран ), посвященное Серах.

. гробницы нескольких выдающихся еврейских ученых в Иране, таких как Харав Ор Шрага в Йезде и Хахам Мулла Моше Галеви (Моше-ха-Лави) в Кашане, которые также посещают мусульманские паломники.

16 декабря 2014 года власти Тегерана открыли памятник убитым иранским еврейским солдатам, погибшим во время долгой и ожесточенной войны страны с Ираком между 1980 и 1988 годами. На баннерах были изображены павшие воины, провозглашенные «мучениками » на фарси и иврите. «Мы не арендаторы в этой стране. Мы иранцы, и мы были там на протяжении 30 веков», - сказал Чамак Моресадех, иранский еврейский парламентарий. «Есть разница между нами, евреями, и Израилем», - добавил владелец магазина в историческом городе Исфахан. «Мы считаем себя иранскими евреями, и это не имеет никакого отношения к Израилю. Это страна, которую мы любим».

Демография

Еврейская энциклопедия подсчитала, что в В 1900 г. в Иране проживало 35 000 персидских евреев (почти все из них жили на территории современного Ирана), хотя другие источники оценивают несколько более высокие цифры в то же время. Накануне обретения Израилем независимости в 1948 году в Иране проживало, по разным оценкам, от 100 000 до 150 000 евреев и относительно немного персидских евреев, проживавших за пределами страны. Сегодня около 300 000–350 000 евреев полного или частичного персидского происхождения проживают преимущественно в Израиле, со значительными общинами в Соединенных Штатах и ​​Иране.

Иранские евреи также эмигрировали, чтобы сформировать более мелкие общины в Западной Европе (в частности, в Париже и Лондоне), а также в Австралии, Канаде и Южной Америке. Ряд групп евреев Персии отделились с древних времен. Они были определены как отдельные общины, такие как горские евреи. Кроме того, в Иране есть большое количество людей, которые являются или являются прямыми потомками евреев, перешедших в ислам или веру бахаи.

Иран

Еврейское население Ирана сократилось со 100 000–150 000 в 1948 году до примерно 80 000 непосредственно перед иранской революцией, в основном из-за иммиграции в Израиль. В то время как иммиграция в Израиль замедлилась в 1970-х годах и еврейское население Ирана стабилизировалось, большинство оставшихся евреев Ирана покинули страну после свержения шаха. В 2000-х годах еврейское население Ирана оценивалось большинством источников в 25000 человек (источники датируются 2006, 2007 и 2008 годами соответственно), хотя оценки различались: некоторые достигли 40 000 человек в 1998 году, а некоторые - всего 17 000 человек. к 2010 г. Однако официальная перепись населения в августе 2012 г. показала, что в Иране все еще проживало только 8 756 евреев. По данным иранской переписи 2016 года, оставшееся еврейское население Ирана составляло 9826 человек. В 2018 году еврейское население Ирана составляло 8 500 человек. В 2019 году еврейское население Ирана оценивалось в 8 300 человек. Здесь проживает второе по величине еврейское население на Ближнем Востоке. Известные населенные пункты включают Тегеран, Исфахан (1200 человек) и Шираз. Исторически евреи сохраняли присутствие во многих других иранских городах. Евреи защищены конституцией Ирана и им разрешено одно место в меджлисе.

Израиля

. Самая большая группа персидских евреев находится в Израиле. По состоянию на 2007 год в Израиле проживает чуть более 47 000 евреев иранского происхождения и примерно 87 000 евреев израильского происхождения, отцы которых родились в Иране. Хотя эти цифры в сумме составляют около 135 000, с учетом израильтян с более далекими или исключительно материнскими иранскими корнями общее количество персидских евреев в Израиле оценивается в пределах 200 000–250 000.

A июнь 2009 г. В статье в блоге Los Angeles Times об иранско-израильских евреях, демонстрирующих солидарность с иранскими протестующими, говорится: «Израильская община иранских евреев насчитывает около 170 000 человек, включая первое поколение израильтян, и глубоко гордится своими корнями». Самая большая концентрация персидских евреев в Израиле находится в городе Холон. В Израиле персидские евреи классифицируются как Мизрахим. И бывший президент Моше Кацав, и бывший министр обороны, и бывший глава оппозиции в Кнессете Шауль Мофаз имеют персидское еврейское происхождение. Кацав родился в Йезде, а Мофаз родился в Тегеране.

По крайней мере, с 1980-х годов персидские евреи в Израиле традиционно имели тенденцию голосовать Ликуд.

Соединенные Штаты

В Соединенных Штатах проживает 60 000–80 000 иранских евреев, большинство из которых поселились в районе Большого Лос-Анджелеса, в Грейт-Нек, Нью-Йорк и Балтимор, Мэриленд. Жители мегаполиса Лос-Анджелес поселились в основном в богатых Вестсайдских городах Беверли-Хиллз и Санта-Моника и в районах Лос-Анджелеса Вестсайд Брентвуд, Вествуд и Западный Лос-Анджелес, а также Долина Сан-Фернандо общины Тарзана и Энсино.

Беверли-Хиллз

В частности, персидские евреи составляют значительную часть населения Беверли-Хиллз, Калифорния. Персидские евреи составляют значительную часть 26% всего населения Беверли-Хиллз, которое идентифицирует себя как ирано-американское. После Иранской революции 1979 года десятки тысяч персидских евреев мигрировали из Ирана, образовав одну из самых богатых волн иммигрантов, когда-либо прибывших в Соединенные Штаты. Сообществу приписывают возрождение Беверли-Хиллз и реконструкцию его архитектуры, а также застройку богато украшенных особняков по всему городу.

Согласно исследованию американского сообщества , проведенному Бюро переписи населения США в 2010 г., 26 % 34 000 жителей Беверли-Хиллз имеют иранское происхождение. 21 марта 2007 года Джимми Делшад, персидский еврей, иммигрировавший в Соединенные Штаты в 1958 году, стал мэром Беверли-Хиллз. Эти выборы сделали Делшада одним из самых высокопоставленных избранных ирано-американских официальных лиц в Соединенных Штатах. Он снова занял пост мэра Беверли-Хиллз 16 марта 2010 года.

Видные персидские еврейские общины в районе Лос-Анджелеса включают синагогу Нессы и культурный центр Эрец-Сиамак. Персидские евреи также составляют значительную часть членов Синайского храма в Вествуде, одной из крупнейших консервативных общин в Соединенных Штатах.

Нью-Йорк

Кингс-Пойнт, деревня, составляющая часть Грейт-Нек, имеет самый большой процент иранцев в Соединенных Штатах (примерно 40%). В отличие от иранской общины в Лос-Анджелесе, в которой проживает большое количество иранцев-неевреев, иранское население в районе Грейт-Нек почти полностью еврейское.

Несколько тысяч из 10 000 персидских евреев района Грейт-Нек ведут свое происхождение от иранского города Мешхед, который составляет самую большую общину Мешади в Соединенных Штатах. После почти 100 лет тайного исповедания иудаизма многие из Мешади криптоевреев вернулись к открытому иудаизму после подъема светской династии Пехлеви. Община Мешади в Грейт-Нек имеет собственные синагоги и общественные центры, и члены общины обычно заключают брак внутри общины.

(IAJF) Нью-Йорка служит иранской еврейской общине в течение последних шестнадцати лет. Цель организации - объединить иранских евреев в районе Большого Нью-Йорка и участвовать в благотворительной деятельности.

Родственные еврейские общины

Горские евреи

Горские евреи из Азербайджана и Северного Кавказа (прежде всего Дагестан ) являются прямыми потомками персидских евреев. Однако они сохранили иудео-персидский язык, который имеет много общего по словарю и структуре с современным персидским. Большинство азербайджанских евреев иммигрировали в Израиль после обретения Азербайджаном независимости.

Бухарские евреи

Бухарские евреи традиционно говорят на диалекте иудео-персидского языка и жили в основном в бывшем эмирате Бухара (ныне Узбекистан и Таджикистан). Большинство бухарских евреев иммигрировали в Израиль или США после распада Советского Союза.

евреев Лахлуха

По оценкам, в Казахстане проживает около четырех десятков персидских еврейских семей 437>, которые называют себя лахлух и говорят на арамейском. У них до сих пор есть удостоверения личности из Ирана, страны, которую их предки покинули почти 80 лет назад.

Языки

Большинство персидских евреев говорят на стандартном персидском в качестве основного языка, но на разных языках. Еврейские языки были связаны с сообществом с течением времени. Среди них:

Кроме того, персидские евреи в Израиле обычно говорят на иврите, а персидские евреи в других местах будут, как правило, говорить на местном языке (например, на английском в Соединенных Штатах) с небольшими примерами Персидский и иврит.

Многие евреи из северо-западной части Ирана говорят лишан дидан или на других диалектах еврейского неоарамейского языка. Евреи из Урмии, Тебриза, Санандаджа, Саккеза и некоторых других городов говорят на разных диалектах, которые могут быть понятны или непонятны друг с другом. Сегодня известно менее 5000 носителей языка, и в ближайшие несколько десятилетий этому языку грозит исчезновение.

Список персидских евреев

Рита Джаханфоруз, израильская поп-звезда персидского происхождения

Библейский

Современная эпоха

Политика и военное дело

Наука и академические круги

Бизнес и экономика

Искусство и развлечения

Религия

Разное

См. Также

Источники

Источники

  • В эту статью включен текст из публикации, находящейся сейчас в общественном достоянии : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Персия». Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls.
  • Леви, Хабиб (1999). Всеобъемлющая история евреев Ирана. Коста Меса, Калифорния: Mazda Publishers.
  • «Иран. 1997» (1997). Encyclopaedia Judaica (Версия 1.0 на компакт-диске). Эд. Сесил Рот. Кетер Издательство. ISBN 978-965-07-0665-4
  • Льюис, Бернард (1984). Евреи ислама. Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-00807-3.
  • Литтман, Дэвид (1979). «Евреи под мусульманским правлением: случай Персии». Вестник Винерской библиотеки. XXXII (Новая серия 49/50).
  • Фольц, Ричард (2013). Религии Ирана: от доисторических времен до наших дней. Лондон: публикации Oneworld. ISBN 978-1-78074-308-0.
  • Санасарян, Элиз (2000). Религиозные меньшинства в Иране. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-77073-6.
  • Шалом, Сабар. «Дети Эстер: портрет иранских евреев (рецензия)». Еврейский ежеквартальный обзор. 95 (2, весна 2005 г.)
  • Вассерштейн, Бернард (2003). «Эволюция еврейских этносов или еврейская этничность: конец пути?». Конференция по контекстуализации этнической принадлежности: дискуссии по дисциплинам, Центр международного исследования этнической принадлежности. Государственный университет Северной Каролины, Роли, Северная Каролина.
  • Уиллис, Чарльз Джеймс (2002). Персия как она есть: очерки современной персидской жизни и характера. Кембридж: Adamant Media Corporation. ISBN 978-1-4021-9297-5.
  • Кармель Меламед, персидские евреи, занимающиеся политикой на Родео Драйв JTA International Wire News Service, 20 февраля 2007 г.
  • : евреи Ирана. История, религия и культура сообщества в исламском мире. И. Таурис, Лондон / Нью-Йорк 2014, ISBN 978-1-78076-888-5

Внешние ссылки

СМИ

Разное

Последняя правка сделана 2021-06-01 09:51:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте