Еврейский вавилонский арамейский был формой среднего арамейского, использовавшейся писателями в Нижней Месопотамии между четвертым и одиннадцатым веками. Его чаще всего отождествляли с языком Вавилонский Талмуд (завершенный в VII веке) и постталмудическая (геоническая ) литература, которые являются важнейшими культурными продуктами вавилонских евреев. эпиграфическими источниками диалекта являются сотни надписей на чашах для заклинаний.
Содержание
- 1 Классификация и тип
- 2 Грамматика
- 2.1 Местоимения
- 2.1.1 Независимые именительные местоимения
- 2.1.2 копулятивные местоимения
- 2.1.3 Местоименные суффиксы родительного падежа
- 2.1.4 Демонстративное местоимение
- 2.1.5 Местоименные суффиксы винительного падежа
- 2.2 Шесть основных глагольных образов
- 2.2.1 Глагольный образец (биньян): pe ' al (פְּעַל) Основной глагол - Активный
- 2.2.2 Глагольный образец (биньян): Itpe'el (אִתְפְּעֵל) Основной глагол - Пассивный
- 2.2.3 Глагольный образец (биньян): pa'el (פַּעֵל) Частый - Активный
- 2.2.4 Вербальный образец (биньян): Итпа'ал (אִתְפַּעַל) Частый - Пассивный
- 2.2.5 Вербальный образец (биньян): аф'эль (אַפְעֵל) Причинный - Активный
- 2.2.6 Глагольный образец (биньян): итафал (אִתַפְעַל) Причинный - пассивный залог
- 2.3 Существительное: единственное / множественное число
- 2.4 Список глаголов
- 3 Идиома
- 4 Современное исследование
- 5 См. Также
- 6 Ссылки
- 7 Библиография
Классификация и тип
Язык был тесно связан с другими восточно-арамейскими диалектами, такими как мандайский. Его первоначальное произношение сомнительно, и его необходимо реконструировать с помощью этих родственных диалектов и традиций чтения йеменских евреев и, где возможно, таковых иракских, Сирийские и египетские евреи. Ценность йеменской традиции чтения оспаривается некоторыми учеными. (Озвученные арамейские тексты, с которыми евреи знакомы, из Библии и молитвенника, имеют ограниченную полезность для этой цели, так как они написаны на другом диалекте.)
Талмудический арамейский имеет все признаки того, что он является специализированным языком изучения и правовой аргументации, как, например, юридический французский, а не местным родным языком, и продолжал использоваться для этих целей долгое время после Арабский стал языком повседневной жизни. Он разработал ряд технических логических терминов, таких как tiyuvta (окончательное опровержение) и tiqu (неразрешимый спорный вопрос), которые до сих пор используются в еврейских юридических писаниях, в том числе на других языках, и оказали влияние на современный иврит.
Как иудейский (галилейский арамейский ) и еврейский диалекты, он был написан на еврейском алфавите.
Грамматика
Местоимения
Независимые именительные местоимения
Независимые личные местоимения | Значение | Примеры |
---|
אנא | Первое лицо, единственное число, общее | |
את | Второе лицо, единственное число, общий | |
הוא / איהו | Третье лицо, единственное число, мужской род | |
היא / איהי | Третье лицо, единственное число, женский род | |
אנן | Первое лицо множественного числа, общее | אנן קשישי ואינו דרדקי. Мы стары, а они молоды (bekarot 8b) |
אתון | Второе лицо, множественное число, мужской род | אתון דשאליתו לי דיאילו. Я позаимствовал вас (Баба Месия 97а). אתון ד מיקרביתו לרב. Вы, привязанные к Раву (Шаббат 37б) |
אינהו | Третье лицо, множественное число, мужской род | אנן קשישי ואינו דרדקי. Мы стары, а они молодые (bekarot 8b) |
אינהי | Третье лицо, множественное число, женский род | |
копулятивные местоимения
копулятивные местоимения | Значение | Примеры |
---|
נא | Первое лицо, единственное, общее | עדיפנא. Я более достойный (Киддушин 29b) |
ת | Второе лицо, единственное, общее | עציבת. You (общее единственное число) грустные (Pesahim 3b) |
ניהו | Третье лицо, единственное число, мужской род | מי ידענא היכא ניהו. Знаю ли я, где он (Санхедрин 39а). הי ניהו., где он (Нид. 41b) |
ניהי | Третье лицо, единственное число, женский род | |
נן | Первое лицо, множественное число, общий | זוטרינן. мы молоды (Баба Кама 92b) |
תו (ן) | Второе лицо, множественное число, мужской род | חכימתו. Ты (мужской род множественного числа) мудрый (Гитин 56b) |
נינהו | Третье лицо, множественное число, мужской род | הני הילכתה נינהו. Это законы традиции (они) Моэд Катан 3b. גזלני נינהו. Они грабители (Баба Батра 100a). סהדי שקרי נינהו. Лживые свидетели, они (Баба Батра 92b) |
נינהי | Третье лицо, множественное число, женский род | קדושה והבדלה חדה מילתא נינהי. Кедуша и Хавдала - это одно, они (Песах 102b). כולהי חדא ברכתא נינהי. все одно долгое благословение, они (Песах 103b) |
Местоименные суффиксы родительного падежа
Родительный падеж местоименный суффикс | Родительный падеж местоимения (иврит) | Значение | Примеры |
---|
ַ אי | ִ י | Первое лицо, единственное число притяжательный падеж. My | נַפְשַאי. мое лицо. (джевамот 64b). דוּכְתַּאי. мое положение. (ketuvot 77b) |
ִי ךְ | ְ ךָ | Второе лицо, единственное число, притяжательное. Ваш | פְּסוּקִיךְ. ваш стих. (chagiga 15) |
ָ ךְ | ֵ ךְ | Второе лицо, единственное число, притяжательное. Ваш | רַבָּךְ. ваш учитель. (pesachim 24). שוּפְרָךְ. ваша красота. (Bava Metzia 84a). אמר ליה {רבי יוחנן } חילך לאורייתא {כמה יפה כוחך לסבול עול תורה} אמר ליה {ריש לקיש} שופרך לנשי {יופיך ראוי לנשים} |
ֵי <108617>וֹ36 Его | |
ָ הּ | ָ הּ | Третье лицо, единственное число, притяжательный женский род. Ее | אסירא לייחודי בגברא דלא דידָהּ. Ей запрещено находиться вместе в комнате наедине с мужчиной, который не является ее мужем (Эрубин 100b) |
ִי ן | ֵ נוּ | Первое лицо, притяжательное множественное число. Наша | אַרְעִין. наша земля (shanhedrin 94) |
ַ יְכוּ | ְ כֶם | Второе лицо, множественное число, притяжательный мужской род. Ваш | גַבְרַיְיכוּ. Ваши мужчины (Шаббат 140б) |
ַ יְיכִי . | ְ כֶן | Второе лицо, множественное число, притяжательный женский род. ваш | קַרְחַיְיכִי. ваш облысение. (песахим 110). פַּרְחַיְיכִי. ваши крохи. (песахим 110) |
ַ יְהוּ | ָ ם | Третье лицо, множественное число, притяжательный род мужского рода. Их | מָנַיְיהוּ. их одежда (Шаббат 133b). מִינַיְיהוּ (ן). от мужчин |
ַ יְהִי | ָ ן | Третье лицо, множественное число, притяжательный род женского рода. Их | עָלַיְיהִי (ן). о женщинах |
Суффикс + אִית | Значение | Примеры |
---|
אִיתֵיהּ | Он есть / существует | |
אִיתָהּ | Она есть / существует | |
אִיתְנָן | Мы есть / существуем | |
אִיתַנְכוּ | Вы (мн. М.) Есть / существуете | |
אִיתַנְכִי | Вы (мн. Ж.) Есть / существуют | |
אִיתַנְהוּ | Они (м.) Есть / существуют | |
אִיתַנְהִי | Они (ж.) Есть / существуют | |
Демонстративное местоимение
Демонстративное местоимение (близкое / проксимальное) | Значение | Примеры |
---|
הַאי (י) | Третье лицо, единственное число, указательный мужской род. Это (иврит: זֶה) | מהַאי גִּיסָא ומהַאי גִּיסָא אַדַּעְתָּא דְדיקלא. с одной стороны..., с другой стороны с точным намерением для. האיי דיאנא. этот судья. האיי קלא. этот голос |
הָא | Третье лицо, единственное, женское демонстративное. Это (иврит: זֹאת) | הא מילתא это слово / вещь |
הָ (א) נֵי | Третье лицо, множественное число, указательный мужской род. Эти (иврит: אֵלֶּה, אֵלּוּ) | הָנֵי מילי эти слова / вещи |
הָנֵי | Третье лицо, множественное число, указательный женский род. Эти (иврит: אֵלֶּה, אֵלּוּ) | הָנֵי אִין הָנַך לאָ. (Chagiga 11b) (Эти да, не те ) |
Демонстративное местоимение (медиальное) | Значение | Примеры |
---|
הַאי (י) + ךְ ← הַאִיךְ | Третье лицо, единственное число, указательный мужской род. Это | איתיה דהאייך. Его жена того (мужчина) |
הָא + ךְ ← הָךְ | Третье лицо, единственное число, указательный женский род. Эта | הך ארעא. та земля. הך לשנא. этот язык |
הָ (א) נֵי + ךְ ← הָנַךְ | Третье лицо, множественное число, указательный мужской род. Те | מן הָנַךְ טעמי. По этим причинам. הָנַךְ אֲזַלוּ לְעָלְמָא והָנֵי אַחֲרִינֵי נינהו. Те другие ушли, а это другие здесь |
הָנֵי + ךְ ← הָנַךְ | Третье лицо, множественное число, указательный женский род. Те | הָנֵי אִין הָנַך לאָ. (Chagiga 11b) (Эти да, те не ) |
Демонстративное местоимение (удаленное / дальнее) | Значение | Примеры |
---|
הָהוּ (א) | Третье лицо, единственное число, демонстративное мужское начало. Тот (иврит: הוּא) | הָהוּא גַבְרָא. (Берахот 6б). (любой человек, любой, тот человек ) |
הָהִי (א) | Третье лицо, единственное число, указательный женский род. То (иврит: הִיא) | הָהִיא אִתְּתָא דַאֲתָא לְקָמֵיהּ. (недарим 50b). (Та женщина, которая была до него ) |
הָנְהוּ | Третье лицо, множественное число, указательный мужской род. Те (иврит: הֵם) |
הָנְהִי | Третье лицо, множественное число, указательный женский род. Те (иврит: הֵן) |
Винительный падеж местоимения суффикса
Винительный падеж местоимения суффикс | Значение | Примеры |
---|
ַ ן. ַ ני | Первое лицо, единственное число, общее | גַנְבַן (Недарим 62) он украл меня. נַטְרַנִי он контролировал меня
נֵיעָרְבִינְהוּ וְנִכְתְּבִינְהוּ |
ך | Второе лицо, единственное, мужское начало | |
יך | Второе лицо, единственное, женский род | |
יה | Третье лицо, женское, единственное число | |
ה | Третье лицо, мужское, единственное число | |
ה | Трид d лицо, мужской род, единственное число | |
ינן | Первое лицо, множественное число, общий | |
ינכו | второе лицо, множественное число, мужской род | |
נכי | второе лицо, множественное число, женский род | |
ינון / ינ (ה) ו | Третье лицо, множественное число, мужской род | נֵיעָרְבִינְהוּ וְנִכְתְּבִינְהוּ (песахим 13), он должен соединить их (слова) вместе и напишите их |
ינון / י (נ) הי | Третье лицо, множественное число, женский род | וּרְמִי אִינְהִי ← וּרְמִינְהִי (berachot 9) вы должны напротив них (два предложения) |
Шесть основные глагольные модели
В еврейском вавилонском арамейском языке есть шесть основных глагольных основ или глагольных моделей (биньяним). Форма pe‘al (פְּעַל) «делать», форма Aph'el (אַפְעֵל) «позволять делать» и форма Pa'el (פַּעֵל) «нравится делать» - все в активном голосе. Но форма Itpe'el (אִתְפְּעֵל), форма Itaph'al (אִתַפְעַל) и форма Itpa'al (אִתְפַּעַל) по существу рефлексивны и обычно действуют в пассивном смысле.
арамейский биньян | Иврит биньян | Пример арамейского | Иврит параллельный | перевод на английский |
פְּעַל Пе'ал | קַל Кал / Pa'al | כְּתַב | כָּתַב | он написал |
אִתְפְּעֵל Itpe'el | נִפְעַל Niphal | אִתְכְּתֵיב | נִכְּתַב | было написано |
אַפְעֵל Aph'el | הִפְעִיל Hiph'il | אַפְקֵד | הִפְקִיד | он сдал на хранение |
אִתַפְעַל Itaph'al | הֻפְעַל Huph'al | אִתַפְקַד | הֻפְקַד | сдал на хранение |
פַּעֵל Паэль | פִּעֵל Пиэль | קַדֵיש | קִדֵש | он освятил |
אִתְפַּעַל Итпа ' al | הִתְפַּעֵל Hitpa'el | וְיִתְקַדַּשׁ | הִתְקַדֵּשׁ | освящено |
Глагольный образец (биньян): pe'al (פְּעַל) Основной глагол - Активный
- па время tense
арамейский глагол WROTE | еврейский глагол параллель WROTE | романизация арамейского | латинизация иврита | английский перевод |
אֲנָא כְּתַבִית | אֲנִי כָּתַבְתִּי | ana q'tavit | ani qatavti | Я написал |
אַתְּ כְּתַבְתְּ | אַתָּה כָּתַבְתָּ | att 'q'tavt | atta qatavta | ты (м.) Написал |
אַתְּ כְּתַבְתְּ | אַתְּ כָּתַבְתְּ | att' q ' tavt | att 'qatavt | вы (ф.) написали |
הוּא כְּתַב | הוּא כָּתַב | hu q'tav | ху катав | он написал |
הִיא כְּתַבָה | הִיא כָּתְבָה | привет q'tava | привет кат'ва | она написала |
אֲנָן כְּתַבִינָן | אָנוּ כָּתַבְנוּ | anan q'tavinan | anu qatavnu | мы написали |
אַתּוּ כְּתַבִיתּוּ | אַתֶּם כְּתַבְתֶּם | attu q'tavitu | попытка qotvim | вы (m.pl.) написали |
אינון כְּתַבוּ | הם כָּתְּבוּ | иннун q'tavu | hem qatvu | они (м.) Wro te |
арамейский глагол CAME | еврейский глагол параллельный CAME | романизация арамейского | латинизация иврита | английский перевод |
אֲנָא תֵיתִי. אֲנָא אֲתַאי | אֲנִי בָּאתִי | ана атети / ана атай | ани бати | Я пришел |
אַתְּ אֲתֵית | אַתָּה בָּאתָ | at atet | ata bata | вы (м.) Пришли |
אַתְּ? | אַתְּ בָּאת | at? | в летучей мыши | вы (ф.) Пришли |
הוּא אֲתָא | הוּא בָּא | у ата | ху ба | он пришел |
הִיא אֲתָת. הִיא אֲתַאי. הִיא אתיא. | הִיא בָּאָה | i atat / atai / atjia | hi ba'a | она пришла |
אֲנָן אֲתַאן. אֲנָן אֲתַן. אֲנָן אֲתֵינַן. | אָנוּ בָּאנוּ | анан атан / атенан | ану бану | мы пришли |
אַתּוּ אֲתֵיתוּ | אַתֶּם בָּאתֶם | atu atetu | atem batem | вы (m.pl.) пришли |
אינון אֲתוּ | הם בָּאוּ | иннун ату | em ba'u | они (м.) Пришли |
אינין א ֲתַיָין. אינין אֲתַאָן. יאינין אתן. | הן בָּאוּ | innin attajan | en ba'u | они (ф.) Пришли |
- причастие
Арамейский глагол имеет два причастия : активное причастие с суффиксом и пассивное причастие с суффиксом :
- активное причастие с суффиксом
арамейское активное причастие WRITE с суффиксом | активное причастие иврита WRITE | Латинизация арамейского языка | Латинизация иврита | английский перевод |
כָּתֵיב + אֲנָא ← כָּתֵיבְנָא | אֲנִי כּוֹתֵב | qatevna ← qatev + ana | ani qotev | Я пишу |
כָּתֵיב + אַתְּ ← תְבַתְּ | אַתָּה כּוֹתֵב | qatvat ← qatev + ata | ata qotev | вы пишете |
כָּתְבִי + אֲנָן ← כָּתְבִינָן | אָנוּ כּוֹתְבִים | катвинан ← катви + анан | ану котвим | мы пишем |
כָּתְבִי + אַתּוּ ← כָּתְבִיתּוּ | אַתֶּם כּוֹתְבִים | катвиту + катвиту ← катви | atem qotvim | вы (мн.) Пишите |
арамейский активное причастие COME с суффиксом | ивритское активное причастие COME | романизация арамейского языка | латинизация иврита | перевод на английский |
אָתֵי / אָתְיָא + אֲנָא ← אָתֵינָא | אֲנִי בָּא | atena ← ate + ana | ani ba | Я пришел |
אָתֵי / אָתְיָא + אַתְּ ← אָתֵיתְּ | אַתָּה בָּא | atet ← ate + at | ata ba | Ты пришел |
אָתוּ / אָתֵיָין + אֲנָן ← אָתִינָן | אָנוּ בָּאִים | atinan ← atu + anan | anu ba'iim | идет |
- пассивное причастие с суффиксом
арамейское пассивное причастие с суффиксом BUSY | пассивное причастие иврита BUSY | романизация арамейского | латинизация иврита | перевод на английский |
עֲסִיק + אֲנָא ← עֲסִיקְנָא | אֲנִי עָסוּק | assiqna ← assiq + ana | ani assuq | Я занят |
עֲסִיק + אַתְּ ← עֲסִיקַתְּ | אַתָּה עָסוּק | assiqat ← assiq + ata | ata assuq | вы заняты |
עֲסִיקִי + אֲנ ַן ← עֲסִיקִינַן | אָנוּ עֲסוּקִים | assiqinan ← assiqi + anan | anu assuqim | мы заняты |
עֲסִיקִי + אַתּוּ ← יקִ86ּוּ | אַתֶּם עֲסוּקִים | assiqitu ← assiqi + atu | atem assuqim | вы (множ.) Заняты |
- инфинитив / герундий
арамейский инфинитив / герундий TO COME | инфинитив иврита / герундий | романизация арамейского | латинизация иврита | английский перевод |
(לְ) מֵיתֵי / לְמֵיתָא | (לָ)בוֹא | Lemeta / meteji | la'vo | TO COME |
- Будущее время
арамейский глагол WILL WRITE | Глагол на иврите параллельно БУДЕТ НАПИСАТЬ | Романизация арамейского | Романизация иврита | Перевод на английский |
אֲנָא אֶיכְתּוֹב | אֲנִי אֶכְתּוֹב | ана аехтов | ани аехтов | Напишу |
אַתְּ תִּיכְתּוֹב | אַתָּה תִּכְתּוֹב | на тихтов | ата тихтов | Вы (m.sing.) Напишите |
אַתְּ תִּיכְתְּבִין | אַתְּ תִּיכְתְּבִי | at tihtevin | at tihtevi | Вы (ф.синг.) Напишете |
הוּא לִיכְתּוֹב | הוּא יִכְתּוֹב | у лихтов | у джихтов | Напишет |
הִיא תִּיכְתּוֹב | הִיא תִּכְתּוֹב | и тихтов | и тихтов | Она напишет |
אֲנָן יכְתּוֹב | אָנוּ נִכְתּוֹב | анан лихтов | ану нихтов | Мы напишем |
אַתּוּ תִּיכְתְּבוּן | אַתֶּם תִּיכְתְּבוּ | atu tihtevu | atem tihtevun | вы (m.pl.) напишете |
אינון לִיכְתְּבוּן | הם יכְתְּבוּ> | innun laphqedu | em japhqidu | они (m.pl.) напишут |
Глагольный образец (биньян): Itpe'el (אִתְפְּעֵל) Основной глагол - пассивный
- прошедшее время
арамейский глагол БЫЛ / БЫЛ НАПИСАН | ивритский глагол параллельно БЫЛ / БЫЛ НАПИСАН | Романизация арамейского | Романизация иврита | Английский перевод |
אֲנָא אִי (תְ) כְּתֵיבִית | אֲנִי נִכְתַבְתִּי | ana itq'tevit | ani nihtavti | I w как написано |
אַתְּ אִי (תְ) כְּתַבְתְּ | אַתָּה נִכְתַבְתָּה | at itq'tavt | ata nihtavta | вы (ms) были написаны |
אַתְּ אִי (תְ) כְּתַבְתְּ | אַתְּ נִכְתַבְתְּ | at itq'tavt | at nihtavt | вам (fs) было написано |
הוּא אִי (תְ) כְּתֵיב | הוּא נִכְתַבְ | u itq'tev | u nihtav | это (м.) Было написано |
הִיא (י ( תְ) כַּתְבָה | הִיא נִכְתְּבָה | i itqatva | i nihteva | это (ф.) Было написано |
אֲנָן אִי (תְ) כַּתְבִינָן | אָנוּ נִכְתַבְנוּ | анан иткатвинан | ану нихтавну | мы были написаны |
אַתּוּ אִי (תְ) כַּתְבִיתּוּ | אַתֶּםֶּם נִכְ 86> | atu itqatvitu | atem nihtavtem | вы (m.pl.) были написаны |
אינון אִי (תְ) כַּתְבוּ | הם נִכְתְּבוּ | иннун иткатву | em nihtevu | они (m.pl.) были написаны |
- будущее время
арамейский глагол БУДЕТ НАПИСАНО | ивритский глагол параллельно БУДЕТ НАПИСАНО | Романизация арамейского | романизация иврита | перевод на английский |
אֲנָא אֶ (תְ) כְּתֵיב | אֲנִי אֶכָּתֵיב | ana aeqqtev | ani aeqqatev | Я буду записан |
אַתְּ תִ (תְ) כְּתֵיב | אַתָּה תִכָּתֵיב | at tiqqtev | ata tiqqatev | вы (мс) будет написано |
אַתְּ תִ (תְ) כְּתֵיבִין | אַתְּ תִכָּתֵיבִי | в тиккатевин | в тиккатеви | вы (фс) будет написано |
הוּא לִ (תְ) כְּתֵיב | הוּא יִכָּתֵיב | u liqqtev | u iqqatev | it (m.) будет написано |
הִיא תִ (תְ) כְּתֵיב | הִיא תִכָּתֵיב | i tiqqtev | i tiqqatev | будет написано (f.) |
אֲנָן לִ (תְ) כְּתֵיב | אָנוּ נִכָּתֵיב | anan liqqtev | anu niqqatev | будет написано |
אַתּוּ תִ (ת) כַּתְב | אַתֶּם תִכָּתְבוּ | atu tiqqat'vu | atem tiqqat'vu | вам (m.pl.) будет написано |
אינון לִ (תְ) קַכְּתֵיבוּן | הם יִכָּתבוּ | иннун liqqtevun | em iqqatvu | они (s.pl.) будут написаны |
אינין לִ (תְ) כַּתְבָן | הן תִכָּתֵבְנָה | innin liqqt ' van | en tiqqatevna | они (m.pl.) будут записаны |
|}
Глагольный образец (биньян): pa'el (פַּעֵל) Частый - Активный
Глагольный образец (биньян) паэль - это частые глаголы, показывающие повторяющееся или интенсивное действие.
Глагольный образец pa'el - Активное Частое.
- прошедшее время
Арамейский глагол ОСВЕЩЕННЫЙ | еврейский глагол параллельный ОСВЕЩЕННЫЙ | Латинизация арамейского языка | Латинизация иврита | перевод на английский |
אֲנָא קַדֵּישִית | אֲנִי קִדַּשְתִּי | ana qadeshit | ani qiddashti | Я освятил |
אַתְּ קַדֵּישְתְּ | אַתָּה קִדַּשְתָּ | в кадешт | ата qiddashta | Ты (мс) освятил |
אַתְּ קַדֵּישְתְּ | אַתְּ קִדַּשְתְּ | в qadesht | в qiddasht | Ты (фс) освятил |
הוּא קַדֵּיש | הוּא קִדֵּש | у каддеш | у каддеш | он освятил |
הִיא קַדִּישָה | הִיא קִדְּשָה | и каддиша | и гиддша | она освятила |
אֲנָן קַדֵּישְנָן | אָנוּ קִדַּשְנוּ | анан каддешнан | ану гиддашну | мы освятили |
אַתּוּ קַדֵּישְתּוּ | אַתֶּם קִדַּשְתֶּם | ату каддешту | атем qiddashtem | Ты (m.pl.) освятил |
אינון קַדִּישוּ | הם קִדְּשוּ | innun qaddishu | em qiddshu | они (m.pl.) освятили |
- будущее время
арамейский глагол БУДЕТ ОСВЯТИТЬ | еврейский глагол параллельный БУДЕТ ОСАНТИФИЦИРОВАТЬ | романизацию арамейского | романизацию иврита | Английский перевод |
אֲנָא אֲקַדֵּיש | אֲנִי אֲקַדֵּש | ana aqadesh | ani aqadesh | Я освящу |
אַתְּ תְקַדֵּיש | אַתָּה תְקַדֵּש | at teqadesh | ata teqadesh | Вы (мс) освятите |
אַתְּ תְקַדְּשִי | אַתְּ תְקַדְּשִי | в текадеши | в текадеши | Ты (фс) освяти |
הוּא יְקַדֵּיש | הוּא יְקַדֵּש | у джекадеш | у джекадеша | он освятит |
הִיא תְקַדֵּיש | הִיא תְקַדֵּש | и текадеш | и текадеш | она освятит |
אֲנָן לְקַדֵּיש | אָנוּ נְקַדֵּש | anan leqadesh | anu neqadesh | мы освятим |
אַתּוּ תְקַדְּשוּ | אַתֶּם תְקַדְּשוּ | ату текадшу | атем текадшу | Вы (m.pl.) освятите |
אינון לְקַדְּשוּ | הם יְקַדְּשוּ | innun leqadshu | em jeqadeshu | они (m.pl.) освятят |
אינין לְקַדְּשָן | הן תְקַדֵּשְנָה | innin leqadshan | en teqadeshna | они (f.pl.) освятят |
Словесный образец (биньян): Itpa'al ( אִתְפַּעַל) Частотный падеж - Пассивный
Глагольный образец itpa'al - Пассивный Частотный падеж.
арамейский глагол БЫЛ / БЫЛ ОСАНКТИФИЦИРОВАН | Глагол на иврите параллельно БЫЛ / ОСВЕЩЕН | Романизация арамейского языка | Романизация иврита | Перевод на английский |
אֲנָא יִ (תְ) קַדַּשִׁית | אֲנִי נִתְקַדַּשְׁתִּי | ана джиккадашит | ани ниткадашти | Я был освящен |
אַתְּ יִ (תְ) קַדַּשְׁתְּ | אַתָּה נִתְקַדַּשָׁה | в джиккадаште | ata nitqqadasha | вы (мс) были святыми ified |
אַתְּ יִ (תְ) קַדַּשְׁתְּ | אַתְּ נִתְקַדַּשְׁתְּ | at jiqqadasht | at nitqadasht | вы (fs) были освящены |
הוּא יִ (תְ) קַדַּשׁ | הוּא נִתְקַדַּשׁ | у джиккадаш | у ниткадаш | он (м.) Был освящен |
הִיא יִ (תְ) קַדַּשָׁה | הִיא נִתְקַדַּשָׁה | i jiqqadasha | и nitqadasha | он (ф.) Был освящен |
אֲנָן יִ (תְ) קַדַּשִׁינָן | אָנוּ נִתְקַדַּשׁנוּ | ану джиккадашинан | ану ниткадашну | мы были освящены |
אַתּוּ יִ (תְ) קַדַּשִׁיתּוּ | אַתֶּםֶּם נִ86> | ату джиккадашиту | инну ниткадаштем | они (ф.) Были освящены |
אִינון יִ (תְ) קַדַּשׁוּ | הם נִתְקַדַּשׁוּ | иннун jiqqadashitu | em nitqadashu | они (м.) были освящены |
арамейский глагол БУДЕТ ОСВЕЩЕНА | ивритский глагол параллельный БУДЕТ ОСВЯЩЕН | Романизация Арамейский | Романизация иврита | Английский перевод |
אֲ נָא אֶ (תְ) קַדֵּשׁ | אֲנִי אֶתְקַדַּשׁ | ana aeqqadash | ani aetqadesh | Я буду освящен |
אַתְּ תִ (תְ) קַדַּשׁ | אַתָּה תִתְקַדֵּשׁ | at tiqqadash | ata titqadesh | вы (ms) будете освящены |
אַתְּ תִ (תְ) קַדְּשִׁין | אַתְּ תִתְקַדְּשִׁי | at tiqqadshin | at titqadshi | вы (fs) будете освящены |
הוּא לִ (תְ) קַדַּשׁ | הוּא יִתְקַדֵּשׁ | у ликкадаш | у иткадеш | он (м.) Будет освящен |
הִיא תִ (תְ) קַדַּשׁ | הִיא תִתְקַדֵּשׁ | i tiqqadash | i titqadesh | он (f.) Будет освящен |
אֲנָן לִ (תְ) קַדַּשׁ | אָנוּ נִתְקַדֵּשׁ | anan liqqadash | anu nitqadesh | мы будем освящены |
אַתּוּ תִ (תְ) קַדְּשׁוּ | אַתֶּם תִתְקַדְּשׁוּ | atu tiqqadshu | atem titqadshu | вы (m.pl.) будете освящены |
אינון לִ (תְ) קַדְּשוּן | הם יִתְקַדְּשׁוּ | innun liqqadshun | em иткадшу | они (m.pl.) будут освящены |
אינין לִ (תְ) קַדְּשָׁן | הן תִתְקַדֵּשְׁנָה | innin liqqadshan | en titqadeshna | они (ф.пл.) будут освящены |
Словесный образец (биньян): аф'эль (אַפְעֵל) Причинный - Активный
Словесный образец aphel - Активный Причинный падеж.
- прошедшее время
арамейский глагол DEPOSITED | параллель с еврейским глаголом DEPOSITED | романизация арамейского языка | романизация иврита | английский перевод |
אֲנָא אַפְקֵידִית | אֲנִי הִפְקַדְתִּי | ana aphqedit | ani iphqadeti | Я сдал на хранение |
אַתְּ אַפְקֵידְתְּ | אַתָּה הִפְקַדְתָּ | at aphqedt | ata iphqadetta | you (ms) deposited |
אַתְּ אַפְקֵידְתְּ | אַתְּ הִפְקַדְתְּ | at aphqedt | at iphqadett | you (fs) deposited |
הוּא אַפְקֵיד | הוּא הִפְקִיד | u aphqed | u iphqid | he deposited |
הִיא אַפְקִידָה | הִיא הִפְקִידָה | i aphqida | i iphqida | she deposited |
אֲנָן אַפְקְדִינָן | אָנוּ הִפְקַדְנוּ | anan aphqedinan | anu iphqadnu | we deposited |
אַתּוּ אַפְקְדִיתּוּ | אַתֶּם הִפְקַדְתֶּם | atu aphqeditu | atem iphqadtem | you (m.pl.) deposited |
אינון אַפְקִידוּ | הם הִפְקִידוּ | innun aphqidu | em iphqidu | they (m.pl.) deposited |
Aramaic verb BROUGHT | Hebrew verb parallel BROUGHT | Romanization of Aramaic | Romanization of Hebrew | English translation |
אֲנָא אַיְיתֵית | אֲנִי הֵבֵאתִי | ana ajtet | ani heveti | I brought |
אַתְּ אַיְיתֵיית | אַתָּה הֵבֵאתָ | at ajtet | ata heveta | you (m.s.) brought |
הוּא אַיְיתִי | הוּא הֵבִיא | u ajti | u hevi | he brought |
הִיא אַיְיתָא. הִיא אַתָיְא. הִיא אַתָאי. | הִיא הֵבִיאָה | i ajta | i hevija | she brought |
אֲ נָן אַיְיתֵינָא | אָנוּ הֵבֵאנוּ | anan ajtena | anu hevenu | we brought |
אינון אַיְיתוּ | הם הֵבִיאוּ | innun ajtu | em hevi'u | they (m.pl.) brought |
- Participle
Aramaic active participle BRING with suffix | Hebrew active participle BRING | Romanization of Aramaic | Romanization of Hebrew | English translation |
מַיְיתֵי / מַתְיָא + אֲנָא ← מַיְיתֵינָא | אֲנִי מֵבִיא | maitena ←maite+ana | ani mevi | I bring |
מַיְיתֵי / מַתְיָא + אַתְּ ← מַיְיתֵיתְּ | אַתָּה מֵבִיא | maitet← maite+at | ata mevi | you bring |
מַיְיתוּ / מַיְתָן + אֲנָן ← מַיְיתִינָן | אָנוּ מֵבִיאִים | maitinan←atu+maitu | anu mev'iim | we bring |
- Future tense
Aramaic verb WILL DEPOSITE | Hebrew verb parallel WILL DEPOSITE | Romanization of Aramaic | Romanization of Hebrew | English translation |
אֲנָא אַפְקֵד | אֲנִי אַפְקִיד | ana aphqed | ani aphqid | I will deposite |
אַתְּ תַפְקֵד | אַתָּה תַפְקִיד | at taphqed | ata taphqid | you (m.) will deposite |
אַתְּ תַפְקְדִי | אַתְּ תַפְקִידִי | at taphqedi | at taphqidi | you (f.) will deposite |
הוּא לַפְקֵד | הוּא יַפְקִיד | u laphqed | u japhqid | he will deposite |
הִיא תַפְקֵד | הִיא תַפְקִיד | i taphqed | i taphqid | she will deposite |
אֲנָן לַפְקֵד | אָנוּ נַפְקִיד | anan laphqed | anu naphqid | we will deposite |
אַתּוּ תַפְקְדוּ | אַתֶּם תַפְקִידוּ | atu taphqedu | atem taphqidu | you (m.pl.) will deposite |
אינון לַפְקְדוּ | הם יַפְקִידוּ | innun laphqedu | em japhqidu | they (m.) will deposite |
Aramaic verb WILL BRING | Hebrew verb parallel WILL BRING | Romanization of Aramaic | Romanizat ion of Hebrew | English translation |
אֲנָא אַיְיתֵי | אֲנִי אָבִיא | ana ajite | ani avi | I will bring |
אַתְּ תַיְיתֵי | אַתָּה תָּבִיא | at tajite | ata tavi | you (m.) will bring |
אַתְּ ? | אַתְּ תָּבִיאי | at ? | at taviji | you (f.) will bring |
הוּא לַיְיתֵי | הוּא יָבִיא | u lajite | u javi | he will bring |
הִיא תַיְיתֵי | הִיא תָּבִיא | i tajite | i tavi | she will bring |
אֲנָן לַיְיתֵי | אָנוּ נָבִיא | anan lajite | anu navi | we will bring |
אַתּוּ תַיְתוּ | אַתֶּם תָּבִיאוּ | atu tajitu | atem taviju | you (m.pl.) will bring |
אינון לַיְתוּ | הם יָבִיאוּ | innun lajitu | em javiju | they (m.) will bring |
Verbal pattern (binyan): itaphal (אִתַפְעַל) Causative - Passive voice
The verbal pattern itaphal is Passive Causative.
Aramaic verb was refuted/were refuted | Hebrew verb parallel was refuted/were refuted | Romanization of Aramaic | Romanization of Hebrew | English translation |
הוּא אִיתּוֹתַב | הוּא הוּשַׁב | u ittotav | u ushav | it (m.s.) was refuted |
אינון אִיתּוֹתְבוּ | הם הוּשְׁבוּ | innun ittotvu | em ushvu | they (m.pl.) were refuted |
Noun: singular/plural
noun: singularJewish Babylonian Aramaic example | Hebrew parallel | English translation. of the Jewish Babylonian Aramaic example |
---|
מַלְכָּא(malk-a) | המֶלֶךְ(ha-melekh) | the king |
עָלְמָא(alm-a) | העוֹלָם(ha-olam) | the world |
מְדִינְתָא(medin-ta) | המְדִינָה (ha-medina) | the state |
מְנָא הָא מִילְּתָאדְּאָמְרִי אֱנָשֵׁי (mil-ta) | מִנַּיִין מִלָּהזֹאת שֶׁאוֹמְרִים אֲנָשִׁים (ha-mila) | the word/thing |
noun: pluralJewish Babylonian Aramaic example | Hebrew parallel | English translation. of the Jewish Babylonian Aramaic example |
---|
מַלְכֵי(malkheji)/ מַלְכַיָּא (malkh-ajia) | המְלָכִים(ha-melakhim) | the kings |
עָלְמֵי(almeji)/ עָלְמַיָּא (alm-ajia) | העוֹלָמים(ha-olamim) | the worlds |
מְנָא הָנֵי מִילֵּי(mil-eji) | מִנַּיִין המִילִּיםהאֵלֶּה (ha-milim) | the words/things |
List of verbs
Aramaic verb | Hebrew verb parallel | English translation |
בע' | רָצָה | ask, request, want and require |
חז' | רָאָה | see |
עבד | עָשָׂה | do/make |
פלג | חלק | divide |
צרך | צריך | necessity |
את' | בָּא | come |
תנ' | שנה | teach, learn, state, recite and repeat |
תוב | שוב | return |
נפק | יָצָא | go out |
נחת | יָרַד | go down |
סלק | עָלָה | go up |
ילף | למד | learn, teach |
יתב | יָשַׁב | to sit |
זבן | קָנָה/מָכַר | to buy/sell |
הדר | חָזַר | to return |
סלק | הוֹרִיד, הֵסִיר | to remove |
גלי | גִּלָּה | to reveal |
אסי | רִפֵּא | to heal, cure |
הוי | הָיָה | he was |
קום / קָאֵם | הִתְקַיֵּם/עומד | to stand |
עלל | בָּא אֶל | to enter |
Idiom
IdiomJewish Babylonian Aramaic example | Hebrew parallel | English translation. of the Jewish Babylonian Aramaic example |
---|
קָאֵים. (qa'em) | - | "rising, standing, referring to" |
קָאֵים - קָא. (qa) | - | - |
מַאי קָאמַשְׁמַע לַן. (mai qa mashma lan) | מָה מַשְׁמִיעַ לָנּוּ. (ma mashma lanu) | "What new point is he teaching us " |
מַאי קָאָמַר. (mai qa'amar) | מָה הוּא אוֹמֵר. (ma hu omer) | "What does he mean " |
תָּנוּ רַבָּנָן. (tanu rabanan) | שָׁנוּ חֲכָמִים. (shanu khakhamim) | "the rabbis taught" |
מְנָא הָנֵי מִילֵּי. (mena hane mileji) | מִנַּיִין המִילִּים האֵלֶּה. (minajin ha-milim ha-ele) | "What is the source" |
Modern study
The language has received considerable scholarly attention, as shown in the Bibliography below. However, the majority of those who are familiar with it, namely Orthodox Jewish students of Talmud, are given no systematic instruction in the language, and are expected to "sink or swim" in the course of Talmudic studies, with the help of some informal pointers showing similarities and differences with Hebrew.
See also
References
- ^Hammarström, Harald; Форкель, Роберт; Haspelmath, Мартин, ред. (2017). "Jewish Babylonian Aramaic (ca. 200–1200 CE)". Glottolog 3.0. Jena, Germany: Max Planck Institute for the Science of Human History.
- ^Sokoloff 2003
- ^Morag 1988
- ^Morgenstern 2011
- ^Elitzur Bar-Asher Siegal, Introduction to the Grammar of Jewish Babylonian Aramaic (2013)
- ^Elitzur A. Bar-Asher Siegal, Introduction to the Grammar of Jewish Babylonian Aramaic, Ugarit, Münster 2013, p. 78
- ^Elitzur A. Bar-Asher Siegal, Introduction to the Grammar of Jewish Babylonian Aramaic, Ugarit, Münster 2013, p. 79
- ^Elitzur A. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, стр. 79
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 99
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 99
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 99
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 100
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 101
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 99
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 99
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 82
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 100
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 100
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 100
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 100
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 90
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 90.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 65, 66.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 66.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 66.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 90.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 66.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 66.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 90.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 66.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 66.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 91.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 90.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 66.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 66.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 90.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 67.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 67.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 90.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 67.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 67.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 67.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 90.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 67.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 92.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 90.
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 67.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 92.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 90, 104
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 95.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 90, 104
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 95.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 90, 104
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 90, 104
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 90, 104
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 90, 104
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 95.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 90, 104
- ^Сэмюэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 95.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 80
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 80
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 80
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 80
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 80
- ^Сэмюэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 73.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 80
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 80
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 73.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 80
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 80
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 80
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 80
- ^Сэмюэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 72.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 80
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 191
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 192
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 91.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 192
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 192
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер 2013, с. 194
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 84, 92.
- ^Элицур А. Бар-Ашер Сигал, Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Угарит, Мюнстер, 2013, с. 194
- ^Самуэль Давид Луццатто / Маркус Саломон Крюгер: Grammatik der biblisch-chaldäischen Sprache und des Idioms des Thalmud Babli: ein Grundriss, Schletter, Breslau 1873, p. 92.
- ^Ицхак Франк : Грамматика для гемары и таргум онкелос: введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр. 18: Обзор арамейских биньяним.
- ^Ицхак Франк : Грамматика для Гемара и таргум онкелос: Введение в арамейский язык:, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр. 23: Талмуд Бавли арамейский.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и Таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 22: Прошедшее время: биньян.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и Таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 123: Прошедшее время: пришло.
- ^Франк (2011), стр. 32.
- ^Франк (2011), стр. 33.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, п. 124: активное причастие с суффиксом
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и targum onkelos: Введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим 2011 ISBN 978-1-59826-466- 1, стр. 36: будущее время: биньян.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для гемары и таргум онкелос: введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 25: Прошедшее время: биньян.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и Таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 39: будущее время: биньян.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и Таргум онкелос: Введение в арамейский, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 23: Прошедшее время: биньян.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для гемары и таргум онкелос: введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 37: будущее время: биньян.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для гемары и таргум онкелос: введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 26: Прошедшее время: биньян.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для гемары и таргум онкелос: введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 40: будущее время: баньян.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для гемары и таргум онкелос: введение в арамейский язык, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 24: Прошедшее время: биньян.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для гемары и таргум онкелос: введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр..123 f.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для гемары и таргум онкелос: введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 124: активное причастие с суффиксом
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466- 1, стр. 38: Будущее время: биньян.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и Таргум онкелос: Введение в арамейский, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 125: будущее время: принесет.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 94: Прошедшее время: было опровергнуто / были опровергнуты.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для гемары и таргум онкелос: введение в арамейский язык, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 231-232.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 231.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1,п. 231.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для гемары и таргум онкелос: введение в арамейский язык, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1,п. 231.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1,п. 231.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1,п. 231.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1,п. 231.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1,п. 231.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1,п. 232.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1,п. 232.
- ^Ицхак Франк: Практический словарь Талмуда, Иерусалим 2001, с. 178: Откуда люди говорят?
- ^Ицхак Франк: Грамматика для гемары и таргум онкелос: введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 231.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и Таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1,п. 231-232.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и Таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 233:... во множественном числе существительных мужского рода... конструктивные формы, такие как מַלְכֵי, часто используются не только в конструктивном состоянии, но даже в абсолютном и эмфатическом состояниях. Таким образом, в вавилонском арамейском языке форма מַלְכֵי может означать либо царей, либо царей, либо царей.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и Таргум онкелос: Введение в арамейский, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1, стр.. 231.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэля, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1,п. 231.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для гемары и таргум онкелос: введение в арамейский язык, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1,п. 233.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1,п. 231.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1,п. 231.
- ^Ицхак Франк: Грамматика для Гемары и таргум онкелос: Введение в арамейский язык, Институт Ариэль, Иерусалим, 2011 ISBN 978-1-59826-466-1,п. 231.
- ^Ицхак Франк: Практический словарь Талмуда, Иерусалим 2001, с. 178: Откуда мы получаем эти вещи?
- ^Франк (2011), стр. 49, 105f.
- ^Фрэнк (2011), стр. 49, 108f.
- ^Франк (2011), стр. 49, 59f.
- ^Франк (2011), стр. 49, 50f.
- ^Франк (2011), стр. 49, 56f.
- ^Франк (2011), стр. 49, 123f.
- ^Франк (2011), стр. 49, 116f.
- ^Франк (2011), стр. 49, 93.
- ^Франк (2011), стр. 49, 68f.
- ^Франк (2011), стр. 49, 70f.
- ^Франк (2011), стр. 49, 74.
- ^Франк (2011), стр. 49, 82f.
- ^Франк (2011), стр. 49, 88f.
- ^Франк (2011), стр. 49, (№ 2 - Указатель).
- ^Франк (2011), стр. 49, 64.
- ^Франк (2011), стр. 49, 74f.
- ^Франк (2011), стр. 49, 111.
- ^Франк (2011), стр. 49, 114f.
- ^Франк (2011), стр. 49, 126f.
- ^Франк (2011), стр. 49, 132f.
- ^Франк (2011), стр. 49, (№ 26 - Указатель).
- ^Ицхак Франк: Практический словарь Талмуда, Иерусалим 2001, стр. 230.
- ^Ицхак Франк: Практический словарь Талмуда, Иерусалим, 2001, стр. 230: «Это причастие часто используется со словом, имеющим предлогичный префикс - אֵי, что означает основание или ссылку».
- ^Ицхак Франк: Практический словарь Талмуда, Иерусалим 2001, стр. 229.
- ^Ицхак Франк: Практический словарь Талмуда, Иерусалим 2001, стр. 229: «Сокращение причастия ים (от корня קום) часто ставится перед другим причастием... оно имеет выразительный эффект, который трудно перевести на английский язык».
- ^Ицхак Франк: Практический словарь Талмуда, Иерусалим 2001, стр. 153.
- ^Ицхак Франк: Практический словарь Талмуда, Иерусалим 2001, с. 153: «Чему нового он учит нас? Этот вопрос указывает на трудность: поскольку галаха аморы уже была известна нам из мишны, бараиты или из собственного утверждения аморы в другом случае, - почему амора представила ее снова? ? "
- ^Ицхак Франк: Практический словарь Талмуда, Иерусалим 2001, стр. 152.
- ^Ицхак Франк: Практический словарь Талмуда, Иерусалим 2001, с. 152: «Что он имеет в виду? Этот вопрос направлен на прояснение значения мишны, бараитхи, амораического высказывания или пашука».
- ^Ицхак Франк: Практический словарь Талмуда, Иерусалим 2001, стр. 260.
- ^Ицхак Франк: Практический словарь Талмуда, Иерусалим, 2001, с. 260: «Хахамим учил. Это выражение обычно вводит бараитху, начинающуюся с анонимного утверждения».
- ^Ицхак Франк: Практический словарь Талмуда, Иерусалим 2001, стр. 178.
- ^Ицхак Франк: Практический словарь Талмуда, Иерусалим 2001, с. с.178: «Откуда мы получаем эти вещи? Каков источник? Этот вопрос ищет источник для утверждения в мишне, бараите или аморе».
- ^Джей Бушинский, «Страсть арамейско-курдских евреев принесла арамейский язык в Израиль»
Библиография
- Бар-Ашер Сигал, Элитцур А., Введение в грамматику еврейского вавилонского арамейского языка, Мюнстер: Угарит-Верлаг, 2013 ISBN 978-3-86835-084-5
- Дж. Н. Эпштейн, Дикдук Арамит Бавлит («Грамматика вавилонского арамейского»), 1960 (иврит)
- Франк, Ицхак, Грамматика для Гемары: Введение в вавилонский арамейский язык: Иерусалим, Институт Ариэля, 2000 ISBN 0-87306-612-X
- Джастроу, Маркус, Словарь Таргумим, Талмуд Бабли и Йерушалми, а также Мидрашская литература (много раз переиздавалась) ISBN 1-56563-860-3
- Кара, Йехиэль, вавилонский арамейский в йеменских рукописях Талмуда: орфография, фонология и морфология глагола: Иерусалим 1983
- Кляйн, Хайман, Введение в арамейский язык Вавилонского Талмуда: Лондон, 1943
- Кучер, Эдуард Йехезкель, иврит и арамейские исследования, изд. З. Бен-Хайим, А. Дотан и Г. Сарфатти: Иерусалим, The Magnes Press / Еврейский университет, 1977
- Левиас, Каспар, Грамматика арамейского языка, содержащаяся в Вавилонском Талмуде: 1900 ( доступны репринты)
- Маркус, Дэвид, Руководство по вавилонскому еврейскому арамейскому: University Press of America, Мягкая обложка ISBN 0-8191-1363-8
- Марголис, Макс Леопольд, Руководство по арамейскому языку Вавилонского Талмуда; грамматическая хрестоматия и глоссарии: Мюнхен, 1910 г. (доступны перепечатки)
- Меламед, Эзра Цион, Словарь вавилонского Талмуда, Фельдхейм 2005 ISBN 1-58330-776-1
- Мораг, Шеломо (1988). Вавилонский арамейский язык: йеменская традиция - исторические аспекты и фонология передачи: вербальная система. Иерусалим: Институт Бен Цви. ISBN 0-8018-7233-2.(на иврите)
- Моргенштерн, Мэтью (2011). Исследования еврейского вавилонского арамейского языка на основе ранневосточных рукописей. Гарвардские семитические исследования. ISBN 978-1-57506-938-8.
- Соколов, Майкл (2003). Словарь еврейского вавилонского арамейского талмудического и геонического периодов. Бар Илан и издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 0-8018-7233-2.