Полинезийская навигация

редактировать
Способы навигации в Тихом океане

Хокулеа, гавайское каноэ с двойным корпусом в море Гонолулу, 2009. Гавайские мореплаватели плывут на каноэ с несколькими корпусами, ок. 1781

Традиционное полинезийское мореплавание использовалось на протяжении тысяч лет для длительных путешествий через тысячи километров открытого Тихого океана. Мореплаватели путешествовали по небольшим населенным островам, используя методы навигации и знания, передаваемые устной традицией от мастера к ученику, часто в форме песен. Обычно на каждом острове существовала гильдия мореплавателей, имевших очень высокий статус; во время голода или трудностей они могли торговать на помощь или эвакуировать людей на соседние острова. По состоянию на 2014 год эти традиционные методы навигации все еще преподаются в полинезийском выбросе из Таумако в Соломоновых островах.

. Полинезийская навигация использовала некоторые навигационные инструменты., которые предшествуют механически обработанным металлическим инструментам, используемым европейскими мореплавателями, и отличаются от них (например, секстант, впервые произведенный в 1730 году; морская астролябия, датируемая концом 15 века; и морской хронометр, изобретен в 1761 г.). Однако они также во многом полагались на пристальное наблюдение за морскими знаками и большой объем знаний из устных традиций.

И методы навигации, и методы постройки каноэ с выносными опорами были хранятся как секреты гильдии, но при современном возрождении этих навыков они записываются и публикуются.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Каноэ и навигация
  • 3 Навигационные устройства
  • 4 Навигационные методы
    • 4.1 Наблюдение за птицами
    • 4.2 Навигация по звездам
    • 4.3 Swell
  • 5 Маршруты
    • 5.1 Субантарктика и Антарктика
    • 5.2 Доколумбовые контакты с Америкой
  • 6 Возрождение
  • 7 Постколониальная история исследований
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки
История
Полинезийский треугольник

Примерно между 3000 и 1000 гг. До н.э. носители австронезийских языков распространились по островам Юго-Восточной Азии - скорее всего, начиная с из Тайваня, как племена, коренные жители которых, как считалось, ранее прибыли из материкового Южного Китая около 8000 лет назад - на окраины западной Микронезии и далее в Меланезия. В археологических записях есть четко определенные следы этого расширения, которые позволяют проследить пройденный путь и датировать его с определенной степенью достоверности. В середине 2-го тысячелетия до нашей эры особая культура внезапно появилась на северо-западе Меланезии, в архипелаге Бисмарка, цепи островов, образующих большую арку от Новой Британии до Адмиралтейские острова. Эта культура, известная как лапита, выделяется в археологических записях Меланезии с ее большими постоянными деревнями на пляжных террасах вдоль побережья. Особенно характерным для лапитской культуры является изготовление глиняной посуды, включая множество сосудов различной формы, некоторые из которых отличаются тонкими узорами и мотивами, вдавленными в глину. Всего за три или четыре века между 1300 и 900 годами до нашей эры культура лапита распространилась на 6000 км к востоку от архипелага Бисмарка, пока не достигла Тонга и Самоа. Глиняная посуда из лапита сохранилась в таких местах, как Самоа, Тонга и Фиджи в течение многих лет после ее появления в Западной и Центральной Полинезии. В конечном итоге гончарное дело на большей части Полинезии вымерло из-за нехватки глины на островах. В этом регионе развивалась самобытная полинезийская культура. Считается, что полинезийцы распространились на восток от Самоанских островов до Маркизских островов, островов Общества, Гавайских островов и острова Пасхи; и на юг до Новой Зеландии. Схема заселения также простиралась на север Самоа до атоллов Тувалу, с Тувалу, обеспечивающим ступеньку к основанию полинезийских сообществ Outlier в Меланезии и Микронезия.

Каноэ и мореплавание

Полинезийцы встречали почти каждый остров в огромном Полинезийском треугольнике, используя каноэ с выносными опорами или каноэ с двойным корпусом. Каноэ с двойным корпусом представляли собой два больших корпуса одинаковой длины, прикрепленных бок о бок. Пространство между стоящими параллельно каноэ позволяло хранить еду, охотничьи материалы и сети при отправлении в дальние плавания. Полинезийцы использовали естественные средства навигации, такие как звезды, океанические течения и схемы ветра.

Навигационные устройства
Микронезийское навигационное устройство, показывающее направление ветра, волн и островов, c. 1904

Одним из традиционных устройств для обучения навигации в Тихом океане является своего рода стик-карта, используемая на суше на Маршалловых островах, чтобы служить в качестве пространственного представления островов и условий вокруг них. Их не брали на борт и, как известно, не использовали полинезийцы, которые использовали нефизические устройства, такие как песни и рассказы, для запоминания свойств звезд, островов и навигационных маршрутов.

Навигационные техники

Навигация в значительной степени зависит от постоянного наблюдения и запоминания. Штурман должен постоянно быть в курсе своего окружения. Навигаторы должны запомнить, откуда они отплыли, чтобы знать, где они находятся. Солнце было главным ориентиром для мореплавателей, потому что они могли точно следить за его точками, когда оно восходит и заходит. Когда солнце садилось, они использовали точки восхода и захода звезд. Когда звезд не было из-за облачной ночи или в дневное время, штурман использовал ветер и волну в качестве ориентира. Благодаря постоянным наблюдениям штурманы могли определять изменения скорости своих каноэ, их курса и времени дня и ночи. Таким образом, полинезийские мореплаватели использовали широкий спектр приемов, включая использование звезд, движение океанских течений и волновых структур, модели воздушных и морских помех, создаваемых островами и атоллами, полет птиц, ветры

Наблюдение за птицами

Некоторые морские птицы, такие как белая крачка и клювая крачка, вылетают утром в море, чтобы поохотиться, а затем возвращаются на сушу в ночь. Мореплаватели, ищущие сушу, плывут напротив птичьего пути утром и вместе с ними ночью, особенно полагаясь на большие группы птиц и учитывая изменения во время сезона гнездования.

Гарольд Гатти предположил, что полинезийское плавание на дальние расстояния следовали сезонными путями миграций птиц. В «Книге на плотах», руководстве по выживанию, которое он написал для армии США во время Второй мировой войны, Гатти обрисовал в общих чертах различные полинезийские методы навигации для моряков или авиаторов, потерпевших кораблекрушение, для поиска земли. В их устных традициях есть упоминания о полете птиц, а некоторые говорят, что на берегу были отметки дальности, указывающие на далекие острова в соответствии с Западно-тихоокеанским пролетным путем. Путешествие с Таити, Туамоту или островов Кука в Новую Зеландию могло последовать за миграцией длиннохвостой кукушки (Eudynamys taitensis) точно так же, как путешествие с Таити на Гавайи совпадало бы с маршрутом движения Тихоокеанский золотой зуек (Pluvialis fulva) и щетинобедрый кроншнеп (Numenius tahitiensis).

Также считается, что полинезийцы, как и многие мореплаватели, держали птиц, наблюдающих за берегом. По одной из версий, путешественники взяли с собой фрегат (Fregata). Перья этой птицы становятся мокрыми и становятся бесполезными, если она приземляется на воду, поэтому путешественники выпускают ее, когда думают, что они близки к суше, и следуют за ней, если она не возвращается в каноэ.

Навигация по звездам.

Звездный компас Мау Пяйлуг преподавал на Каролинских островах, с севером наверху. Воссоздание с ракушками на песке, с текстовыми метками сатавальский (Trukic ) из Полинезийского общества путешествий. См. Аннотации на Commons.

Положение звезд помогло направлять полинезийские путешествия. Звезды, в отличие от планет, круглый год занимают фиксированные небесные позиции, меняя только время своего восхода в зависимости от времени года. Каждая звезда имеет определенное склонение и может давать пеленг для навигации, когда она поднимается или садится. Полинезийские путешественники задавали курс по звезде у горизонта, переключаясь на новый, как только первая поднималась слишком высоко. Для каждого маршрута запоминается определенная последовательность звездочек. Полинезийцы также измерили высоту звезд, чтобы определить их широту. Также были известны широты отдельных островов и использовалась техника «плавания по широте».

Некоторые системы звездного компаса указывают до 150 звезд с известными пеленгами, хотя в большинстве систем их всего несколько десятков (рисунок справа). Развитие сидерических компасов было изучено и выдвинута гипотеза о том, что они возникли на основе древнего пелоруса прибора.

Для мореплавателей у экватора астрономическая навигация упрощается, учитывая, что вся небесная сфера обнажена. Любая звезда, проходящая через зенит (над головой), движется вдоль небесного экватора, основы экваториальной системы координат.

Swell

Полинезийцы для навигации также использовались волны и волны волн. Многие обитаемые районы Тихого океана представляют собой группы островов (или атоллов) в цепочки длиной в сотни километров. Цепи островов предсказуемо влияют на волны и течения. Навигаторы, жившие в пределах группы островов, узнают, какое влияние оказывают различные острова на форму, направление и движение волн, и смогут соответствующим образом скорректировать свой путь. Даже когда они прибыли в окрестности незнакомой цепи островов, они, возможно, смогли обнаружить признаки, похожие на те, что были у их дома.

Подойдя довольно близко к острову назначения, они могли бы определить его местоположение по наблюдениям наземных птиц, определенных облачных образований, а также по отражениям мелководья на нижней стороне. облаков. Считается, что полинезийские мореплаватели могли измерять время плавания между островами в «каноэ-днях».

Энергия, передаваемая от ветра к морю, порождает ветровые волны. Волны, которые создаются, когда энергия движется вниз от области источника (например, рябь), известны как зыбь. Когда у источника сильные ветры, волнение больше. Чем дольше дует ветер, тем дольше длится волна. Поскольку волны океана могут оставаться неизменными в течение нескольких дней, мореплаватели полагались на них, чтобы нести каноэ по прямой от одного дома (или точки) на звездном компасе до противоположного одноименного дома. Штурманы не всегда могли видеть звезды; из-за этого они полагались на волны океана. Зыбь - гораздо более надежный метод навигации, чем волны, которые определяются местными ветрами. Волны движутся в прямом направлении, что позволяет навигатору определить, в правильном ли направлении идет каноэ.

Маршруты
Карта Полинезии Tupaia в пределах 3200 км от Райатеа. 1769, хранится в Британском музее.

В своем первом путешествии по исследованию Тихого океана капитан Джеймс Кук воспользовался услугами полинезийского мореплавателя Тупайя, который нарисовал карту острова в радиусе 2 000 миль (3 200 км) (к северу и западу) от его родного острова Райатеа. Тупайя знал 130 островов и назвал 74 на своей карте. Тупая совершил короткое плавание из Раиатеи на 13 островов. Он не посещал Западную Полинезию, так как со времен его деда количество путешествий райатеев к островам Восточной Полинезии уменьшилось. Его дед и отец передали Тупайе сведения о местонахождении основных островов Западной Полинезии и навигационную информацию, необходимую для путешествия на Фиджи, Самоа и Тонга. Тупайя был нанят Джозефом Бэнксом, корабельным натуралистом, который написал, что Кук проигнорировал карту Тупайи и преуменьшил свои навыки мореплавателя.

Субантарктика и Антарктида

Антарктида и прилегающие острова, показывая Оклендские острова. чуть выше (к югу от) Новой Зеландии, в центре внизу изображения

Существуют академические дебаты о самой дальней южной степени полинезийской экспансии.

Имеются вещественные доказательства посещения полинезийцами некоторых из субантарктических островов к югу от Новой Зеландии, находящихся за пределами собственно Полинезии. Остатки полинезийского поселения XIII века были обнаружены на острове Эндерби в Оклендских островах. Описания черепка ранней полинезийской керамики, захороненного на островах Антиподов, являются необоснованными, а Музей Новой Зеландии Те Папа Тонгарева, где он предположительно хранился, заявил, что «Музей не смог найти такой осколок в своей коллекции, а первоначальная ссылка на объект в документации коллекции музея не указывает на полинезийские влияния ».

Устная история описывает Уи-те-Рангиора, около 650 года, возглавляя флот Вака Тиваи на юг, пока они не достигли «места сильного холода, где каменные сооружения поднимались из твердого моря». Краткое описание может совпадать с шельфовым ледником Росс или, возможно, с материковой частью Антарктики, но может быть описанием айсбергов, окруженных морским льдом найден в Южном океане. В отчете также описан снег.

Контакты доколумбовой эпохи с Америкой

В середине 20 века Тур Хейердал предложил новую теорию полинезийского происхождения (не получившую всеобщего признания), утверждая, что полинезийцы мигрировали из Южной Америки на бальзовых лодках.

Наличие на Островах Кука сладкого картофеля, растение, произрастающее в Америке (называемое кумара на маори ), датированное с помощью радиоуглерода до 1000 г. н.э., было названо доказательством того, что коренные американцы могли путешествовать в Океанию. В настоящее время считается, что сладкий картофель был завезен в Центральную Полинезию около 700 г. н.э. и распространился оттуда по Полинезии, возможно, полинезийцами, которые путешествовали в Южную Америку и обратно. Альтернативное объяснение предполагает биологическое распространение ; растения и / или семена могли перемещаться по Тихому океану без какого-либо контакта с людьми.

В исследовании 2007 года, опубликованном в Proceedings of the National Academy of Sciences, изучались куриные кости в около полуострова Арауко. Результаты свидетельствуют о контакте между Океанией и Америкой. одомашнивание цыплят произошло в южной Азии, тогда как порода араукана из Чили, как полагают, была завезена в Америку испанцами около 1500 года. Кости, найденные в Чили, были датированы радиоуглеродом. между 1304 и 1424 годами, до документально подтвержденного прибытия испанцев. Взятые последовательности ДНК точно соответствовали последовательностям цыплят того же периода в Американском Самоа и Тонга, расположенных на расстоянии более 5000 миль (8000 километров) от Чили. Генетические последовательности также были аналогичны последовательностям, обнаруженным на Гавайях и острове Пасхи, ближайшем полинезийском острове, всего в 2500 милях (4000 км). Последовательности не соответствовали ни одной породе европейских кур. Хотя этот первоначальный отчет предполагал полинезийское доколумбовое происхождение, более поздний отчет, посвященный тем же образцам, пришел к выводу:

Опубликованный, очевидно доколумбовый, чилийский образец и шесть доевропейских полинезийских образцов также объединяются с теми же европейскими / индийскими образцами. субконтинентальные / юго-восточноазиатские последовательности, не подтверждающие полинезийскую интродукцию цыплят в Южную Америку. Напротив, последовательности из двух археологических раскопок на острове Пасхи группируются с необычной гаплогруппой из Индонезии, Японии и Китая и могут представлять генетический признак раннего полинезийского расселения. Моделирование потенциального вклада морского углерода в чилийский археологический образец ставит под сомнение утверждения о доколумбовых цыплятах, и окончательное доказательство потребует дальнейшего анализа древних последовательностей ДНК, а также данных о радиоуглероде и стабильных изотопах, полученных при археологических раскопках в Чили и Полинезии <. 284>Однако в более позднем исследовании первоначальные авторы расширили и уточнили свои выводы, заключив:

Этот комплексный подход демонстрирует, что изучение последовательностей ДНК современных цыплят не способствует нашему пониманию происхождения самых первых цыплят Чили. Интерпретации, основанные на плохо изученных и задокументированных современных популяциях кур, оторванные от археологических и исторических свидетельств, не выдерживают критики. Напротив, это расширенное описание подтвердит доколумбовский возраст останков Эль-Ареналь и подтвердит нашу первоначальную гипотезу о том, что их появление в Южной Америке, скорее всего, связано с контактами Полинезии с Америкой в ​​доисторические времена.

С конца 1980-х гг., даты и анатомические особенности человеческих останков, найденных в Мексике и Южной Америке, побудили некоторых археологов предположить, что эти регионы были впервые заселены людьми, которые пересекли Тихий океан за несколько тысячелетий до ледникового периода миграции; согласно этой теории, они были либо уничтожены, либо поглощены сибирскими иммигрантами. Однако текущие археологические свидетельства миграции людей в отдаленную Океанию (т. Е. Тихий океан к востоку от Соломоновых островов ) датируются не ранее, чем примерно 3500 лет назад. ; Транстихоокеанский контакт с Америкой, совпадающий или предшествующий миграциям Берингии, по крайней мере, 11 500 л.н., весьма проблематичен, за исключением передвижения по межкостным маршрутам.

В 2005 году лингвист и археолог предложили контакты между полинезийцами и чумашами и Габриелино из Южной Калифорнии, между 500 и 700 годами. Их первичное свидетельство заключалось в усовершенствованном дизайне каноэ из сшитых досок, который используется на всех Полинезийских островах, но неизвестен в Северной Америке - за исключением этих двух племен. Более того, чумашское слово, означающее «каноэ из сшитых досок», возможно, произошло от кумулааау, гавайского слова, означающего «полезное дерево».

В 2008 году экспедиция, стартовавшая на Филиппинах, проплыла под парусом два современных катамарана Wharram, созданных на основе полинезийского катамарана, найденного в Оклендском музее. Лодки были построены на Филиппинах опытным судостроителем по проекту Wharram с использованием современных полосовых досок с клеем из эпоксидной смолы, нанесенных на фанерные рамы. На катамаранах были современные паруса из дакрона, териленовые перья и шкоты с современными роликовыми блоками. Уоррам говорит, что использовал полинезийскую навигацию, чтобы плыть вдоль побережья Северной Новой Гвинеи, а затем проплыл 150 миль до острова, для которого у него были современные карты, доказывая, что можно проплыть на современном катамаране по пути миграции Lapita Pacific. В отличие от многих других современных полинезийских «реплик» катамаранов, катамараны Wharram никогда не буксировались или не сопровождались современным судном с современной системой навигации GPS, и они не были оснащены двигателем.

Контакт полинезийцев с доиспанской культурой мапуче в центрально-южном Чили был предложен из-за явно схожих культурных черт, включая такие слова, как токи (каменные топоры и тесла), ручные дубинки, похожие на маори вахайка, каноэ из сшитых досок, которое использовалось на острове Чилоэ, земляная печь куранто (полинезийский уму), распространенная на юге Чили, методы рыбной ловли, такие как ограды из каменных стен, игра, похожая на хоккей, и другие возможности параллели. Некоторые сильные западные ветры и Эль-Ниньо дуют прямо из центрально-восточной Полинезии в регион Мапуче, между Консепсьон и Чилоэ. Возможно прямое сообщение из Новой Зеландии на судне Roaring Forties. В 1834 году несколько беглецов из Тасмании прибыли на остров Чилоэ после плавания в течение 43 дней.

Возрождение

Первые поселенцы, приплывшие на Гавайские острова предположительно прибыли в 400 г. н.э. и были полинезийцами с Маркизских островов. Капитан Джеймс Кук был первым европейцем, прибывшим на остров Кауаи в 1778 году. Он вернулся через год и был убит в стычке с туземцами в заливе Кеалакекуа.. В 1973 году Бен Финни основал Полинезийское общество путешествий, чтобы проверить спорный вопрос о том, как полинезийцы нашли свои острова. Команда утверждала, что может скопировать древние гавайские каноэ с двойным корпусом, способные пересекать океан, используя строго традиционные методы плавания. В 1980 году гавайец по имени Наиноа Томпсон изобрел новый метод безинструментальной навигации (названный «современной гавайской системой навигации»), что позволило ему завершить путешествие с Гавайев до Таити и обратно. В 1987 году маори по имени Матахи Вакатака (Грег Брайтвелл) и его наставник Фрэнсис Коуэн отплыли с Таити в Новую Зеландию без инструментов.

В Новой Зеландии ведущим мореплавателем-маори и кораблестроителем является Гектор Басби, на которого также повлияло путешествие Найноа Томпсон и Хокулеа туда в 1985 году.

В 2010 году O Tahiti Nui Freedom, парусное каноэ с аутригером, проследил путь миграции с Таити в Китай через Кука, Тонга, Фиджи, Вануату, Соломоновы острова, PNG, Палау, Филиппины за 123 дня.

Постколониальная история исследований
Навигатор Mau Piailug (1932–2010) на острове Сатавал, Микронезия

Знания о традиционных полинезийских методах навигации были широко утрачены после контакта с европейцами и их колонизации. Это вызвало споры о причинах присутствия полинезийцев в таких изолированных и рассеянных частях Тихого океана. По словам исследователя капитана Джеймса Кука, уже знакомого с рассказами Шарля де Бросса о больших группах жителей островов Тихого океана, которые сбились с курса во время шторма и оказались за сотни миль от нас. не зная, где они находятся, во время одного из своих путешествий встретил потерпевшую кораблекрушение группу таитян, которые потерялись в море во время шторма и унесены за 1000 миль на остров Атиу. Кук писал, что этот инцидент «лучше, чем тысячи предположений теоретиков-теоретиков, объяснит, как отдельные части земли и, в частности, как Южные моря могли быть заселены».

К концу 19-го - началу 20-го века более щедрый взгляд на полинезийское мореплавание стал популярным, создавая романтизированный взгляд на их мореплавание, каноэ и навигационный опыт. Писатели конца 19-го и начала 20-го века, такие как Авраам Форнандер и Перси Смит, рассказывали о героических полинезийцах, мигрирующих большими скоординированными флотами из Азии вглубь и в современную Полинезию <185.>

Другая точка зрения была представлена ​​Эндрю Шарпом, который оспорил гипотезу «героического видения», утверждая вместо этого, что полинезийские морские знания были сильно ограничены в области разведки, и что в результате поселение Полинезии стало результатом удачи, случайных наблюдений за островами и дрейфа, а не организованных путешествий колонизации. После этого устные знания, передаваемые из поколения в поколение, позволили в конечном итоге научиться путешествовать между известными местами. Переоценка Шарпа вызвала огромное количество споров и привела к тупику между романтическими и скептическими взглядами.

Вака с двойной оболочкой на Раротонге, 2010.

К середине-концу 1960-х гг. настало время для нового практического подхода. Антрополог Дэвид Льюис проплыл на своем катамаране с Таити в Новую Зеландию с помощью звездной навигации без инструментов. Антрополог и историк Бен Финни построил Налехиа, 40-футовую (12-метровую) копию гавайского двойного каноэ. Финни испытал каноэ в серии экспериментов по плаванию и гребле в гавайских водах. В то же время этнографические исследования на Каролинских островах в Микронезии выявили тот факт, что традиционные методы навигации по звездам все еще широко используются там в повседневной жизни. Строительство и испытания каноэ proa (wa ), вдохновленных традиционными конструкциями, использование знаний опытных микронезийцев, а также путешествия с использованием звездной навигации позволили сделать практические выводы о мореходных качествах и возможностях управления традиционных полинезийских каноэ. и позволили лучше понять методы навигации, которые, вероятно, использовались полинезийцами, и то, как они, как люди, были адаптированы к мореплаванию. В недавних воссозданиях полинезийских путешествий использовались методы, основанные в основном на микронезийских методах и учениях микронезийского мореплавателя Мау Пиайлуг.

В соответствии с полинезийской устной традицией география полинезийских навигационных путей напоминает геометрическую качества осьминога с головой, сосредоточенной на Раиате (Французская Полинезия), и щупальцами, разбросанными по Тихому океану. В устной традиции осьминог известен под разными именами, такими как (Великий осьминог процветания), (Начало-Небо-и-Земля) и Te Wheke-a-Muturangi (Осьминог Мутуранги ).

См. Также
Примечания
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-02 10:34:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте