Либурна

редактировать

A liburnian (или liburna ) была разновидностью небольшой галеры, используемой для набегов и патрулей. Первоначально он использовался либурнами, пиратским племенем из Далмации, а позже использовался римским флотом.

История
Битва между либурнийскими и пикенийскими кораблями из таблички Новилара (VI / V века до н.э.)

На каменной табличке (Stele di Novilara), найденной недалеко от древнего Пизавра (Пезаро ), изображен либурнианец в сцене морского сражения. Изображение, датируемое V или VI веком до нашей эры, возможно, изображает воображаемую битву между флотами либурна и пичен. Либурниан был представлен как легкий тип корабля с вывернутыми наружу одним рядом весел, одной мачтой, одним парусом и носом. Под носом находилась трибуна, предназначенная для нанесения ударов по кораблям противника под водой.

По своей первоначальной форме либурниан был похож на раннегреческого пентеконтера. У него была скамья с 25 веслами с каждой стороны, в то время как в конце Римской республики он был оснащен двумя рядами весел (биремой ), оставаясь быстрее, легче и т. Д. проворнее, чем триеры. Либурнианский дизайн был принят римлянами и стал ключевой частью Древнего Рима военно-морского флота, скорее всего, при посредничестве македонского флота во второй половине 1 века до нашей эры. Либурниане сыграли ключевую роль в битве при Акциуме в Греции (31 г. до н. Э.), В ходе которой Август стал бесспорным правителем римского мира.

Либурнианцы отличались от боевых триер, квадрирем и пятерок не греблей, а, скорее, особенностями их конструкции. Он был 109 футов (33 м) в длину и 5 м (16 футов) в ширину с осадкой 1 м (3 фута 3 дюйма). Гребцы в два ряда тянули по 18 весел на борт. Корабль мог развивать скорость до 14 узлов под парусами и более 7 на веслах.

Такое судно, используемое в качестве торгового судна, могло взять на борт пассажира, как говорит Ликин в диалоге II века «Любовные дела» ( § 6), традиционно приписываемый Люциану из Самосаты : «Я приготовил скоростное судно, вид биремы, который использовали, прежде всего, либурны из Ионического залива».

Римские военные корабли биремы, вероятно либурнианцы, из Дунайского флота во время дакийских войн Траяна.

После того, как римляне приняли либурнианцев, они приступили к внесению некоторых изменений, чтобы улучшить использование кораблей во флоте. Преимущества, полученные от добавления таранов и защиты от ракет, более чем компенсировали небольшую потерю скорости. Помимо конструкции, корабли требовали упрощения регулярной римской военной части, чтобы функционировать более плавно. Каждое судно функционировало как отдельное целое, поэтому обычно используемая более сложная организация не требовалась. В составе военно-морского флота, вероятно, были либурнианы разных размеров, каждый из которых выполнял определенные задачи, такие как разведка и патрулирование римских вод против пиратства. Римляне использовали либурниан, в частности, в провинциях империи, где корабли составляли основную часть флотов, в то время как он был включен в небольшом количестве во флот Равенны и Мизенум, где служило большое количество иллирийцев, особенно далматинцев, либурнов и паннонийцев.

Постепенно либурнианцы стали общим названием для различных типов римских кораблей, присоединенных также к грузовым кораблям в поздней античности. Тацит и Светоний использовали его как синоним боевого корабля. В надписях он упоминается как последний в классе линкоров: hexeres, penteres, quadrieres, trieres, liburna.

Либурна дала название естественной бухте на западном побережье Тосканы. Название бухты в конечном итоге было преобразовано в Ливорна, а затем в Ливорно - название важного портового города, который возник в этом месте спустя много времени после того, как этот тип корабля исчез.

Ссылки
Источники
Последняя правка сделана 2021-05-27 08:28:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте