Римский флот (Латинский : Classis, lit. «флот») состоял из военно-морских сил древнеримского государства. Флот сыграл важную роль в римском завоевании, но никогда не пользовался авторитетом римских легионов. На протяжении всей своей истории римляне оставались преимущественно наземным народом и частично полагались на своих более склонных к мореплаванию подданных, таких как греков и египтян, при строительстве своих кораблей. Из-за этого флот никогда не был полностью охвачен римским государством и считался несколько «антиримским».
В древности флот и торговый флот не обладали логистической автономией, которой обладают современные корабли и флот. и в отличие от современных военно-морских сил, римский флот даже на пике своего развития никогда не существовал как автономная служба, а действовал как дополнение к римской армии.
. В ходе Первой Пунической войны Римский флот был значительно расширен и сыграл жизненно важную роль в римской победе и возможном восхождении Римской республики к гегемонии в США. В течение первой половины II века до н. Э. Рим продолжил разрушать Карфаген и подчинить эллинистические царства восточного Средиземноморья, достигнув полного господства над внутренним морем, которое они назвали Маре. Нострум. Римский флот снова сыграл заметную роль в I веке до н.э. в войнах с пиратами и в гражданских войнах, которые привели к падению Республики, чьи кампании охватывали Средиземное море. В 31 г. до н.э. великая морская битва при Акциуме положила конец гражданским войнам, завершившихся окончательной победой Августа и основанием Римской империи.
В имперский период Средиземное море стало в значительной степени мирным «римским озером». В отсутствие морского противника флот был ограничен в основном патрулированием, борьбой с пиратством и транспортом. Безусловно, самой важной задачей флота было обеспечение беспрепятственной доставки римского импорта зерна в столицу через Средиземное море. Военно-морской флот также укомплектовал и содержал суда на основных пограничных реках, таких как Рейн и Дунай для снабжения армии.
На окраинах Империи, во время новых завоеваний или, все чаще, для защиты от варварских вторжений, римские флоты по-прежнему вели открытую войну. Упадок Империи в 3 веке нанес тяжелый урон флоту, который превратился в тень своего прежнего «я» как по размеру, так и по боевым возможностям. По мере того как последовательные волны Völkerwanderung разбивались о сухопутные границы разрушенной Империи, флот мог играть лишь второстепенную роль. В начале V века римские границы были нарушены, и на берегах западного Средиземноморья появились варварские царства. Одно из них, Королевство вандалов, создало собственный флот и совершило набег на берега Средиземного моря, даже разграбив Рим, в то время как уменьшившийся римский флот был неспособен оказать какое-либо сопротивление. Западная Римская империя распалась в конце V века. Флот уцелевшей Восточной Римской империи известен как Византийский флот.
Точное происхождение римского флота неясно. Традиционно земледельческое и основанное на земле общество, римляне редко выходили в море, в отличие от своих этрусских соседей. Есть свидетельства римских военных кораблей в начале 4 века до н. Э., Например, упоминание о военном корабле, который доставил посольство в Дельфы в 394 г. до н.э., но, в любом случае, римский флот, если он существовал, был незначительным.. Традиционная дата рождения римского флота - ок. 311 г. до н.э., когда после завоевания Кампании двум новым чиновникам, duumviri navales classis ornandae reficiendaeque causa, было поручено содержание флота. В результате Республика приобрела свой первый флот, состоящий из 20 кораблей, скорее всего трирем, причем каждый дуумвир командовал эскадрой из 10 кораблей. Однако Республика продолжала полагаться в основном на свои легионы для экспансии в Италии; флот, скорее всего, был ориентирован на борьбу с пиратством и ему не хватало опыта военно-морских войн, и в 282 г. до н. э. он был легко побежден тарентинцами.
. Эта ситуация продолжалась до Первой Пунической войны : главной задачи Римский флот патрулировал итальянское побережье и реки, защищая морскую торговлю от пиратства. Всякий раз, когда приходилось выполнять более масштабные задачи, такие как военно-морская блокада осажденного города, римляне обращались к союзным греческим городам на юге Италии, socii navales, для обеспечения кораблей и экипажей. Возможно, что наблюдение за этими морскими союзниками было одной из обязанностей четырех новых, которые были созданы в 267 году до нашей эры.
Первая римская экспедиция за пределы материковой Италии была против острова Сицилия в 265 г. до н.э. Это привело к началу войны с Карфагеном, которая продлилась до 241 г. до н.э. В то время Пунический город был бесспорным хозяином западного Средиземноморья, обладая длительным морским и военно-морским опытом и большим флотом. Хотя Рим полагался на свои легионы для завоевания Италии, операции на Сицилии должны были поддерживаться флотом, а кораблей, имеющихся у союзников Рима, было недостаточно. Таким образом, в 261 г. до н.э. римский сенат намеревался построить флот из 100 квинквер и 20 триер. Согласно Полибию, римляне захватили потерпевшую кораблекрушение карфагенскую квинквериму и использовали ее как чертеж для своих кораблей. Новым флотом командовали ежегодно избираемые римские магистраты, но военно-морскую экспертизу обеспечивали низшие офицеры, которых по-прежнему предоставляли общества, в основном греки. Эта практика продолжалась вплоть до империи, о чем также свидетельствует прямое принятие многочисленных греческих военно-морских терминов.
Римская квинкверема с тремя берегами («трирема») с посадочным мостом Корвус. Использование Corvus свело на нет превосходство карфагенских военно-морских сил и позволило римлянам установить свое военно-морское превосходство в западном Средиземноморье.Несмотря на массовое наращивание численности, римские экипажи оставались хуже карфагенян по военно-морскому опыту и не могли надеяться. чтобы соответствовать им в морской тактике, которая требовала большой маневренности и опыта. Поэтому они применили новое оружие, которое изменило морскую войну в свою пользу. Они оснастили свои корабли корвусом, возможно, ранее разработанным сиракузянами против афинян. Это была длинная доска с шипом для зацепления за вражеские корабли. Используя его в качестве абордажного мостика, морские пехотинцы смогли подняться на вражеский корабль, превратив морской бой в версию наземного боя, где римские легионеры имели преимущество. Однако считается, что вес Corvus сделал корабли нестабильными и мог опрокинуть корабль в бурном море.
Хотя первое морское сражение войны, Битва на островах Липари В 260 г. до н. э. было поражение Рима, задействованные силы были относительно небольшими. Благодаря использованию Corvus молодой римский флот под командованием Гая Дуилия выиграл свое первое крупное сражение позже в том же году в битве при Миле. В ходе войны Рим продолжал побеждать на море: за победами в Сульках (258 г. до н.э.) и Тиндарисе (257 г. до н.э.) последовали массовые Битва при мысе Экномус, где римский флот под командованием консулов Марка Атилиуса Регула и Луция Манлия нанес серьезное поражение карфагенянам. Эта череда успехов позволила Риму продвинуть войну дальше через море в Африку и сам Карфаген. Продолжающийся успех римлян также означал, что их флот приобрел значительный опыт, хотя он также понес ряд катастрофических потерь из-за штормов, в то время как карфагенский флот, наоборот, пострадал от истощения.
Битва при Дрепане в 249 г. до н.э. привел к единственной крупной морской победе Карфагенян, вынудившей римлян оснастить новый флот на пожертвования частных лиц. В последней битве войны, на островах Эгат в 241 г. до н.э., римляне под Гаем Лутацием Катул продемонстрировали превосходное морское мастерство по отношению к карфагенянам, в частности, используя свои тараны, а не заброшенные ныне Корвус для достижения победы.
После победы Рима баланс военно-морской силы в Западном Средиземноморье сместился от Карфагена к Риму. Это обеспечило согласие карфагенян на завоевание Сардинии и Корсики, а также позволило Риму решительно бороться с угрозой, исходящей от иллирийских пиратов на Адриатике. Иллирийские войны ознаменовали первое вмешательство Рима в дела Балканского полуострова. Первоначально, в 229 г. до н.э., флот из 200 военных кораблей был отправлен против царицы Теуты и быстро изгнал иллирийские гарнизоны из греческих прибрежных городов современной Албании. Десять лет спустя римляне отправили в этот район еще одну экспедицию против Деметрия Фаросского, который восстановил иллирийский флот и занялся пиратством в Эгейском море. Деметрия поддерживал Филипп V Македонский, который беспокоился о расширении римской власти в Иллирии. Римляне снова быстро одержали победу и расширили свой иллирийский протекторат, но начало Второй Пунической войны (218–201 гг. До н.э.) вынудило их направить свои ресурсы на запад на следующие десятилетия.
Из-за того, что Рим владел морями, Ганнибал, великий полководец Карфагена, был вынужден отказаться от морского вторжения, вместо этого решив перенести войну из-за суши на итальянский полуостров. В отличие от первой войны, флот не играл в этой войне роли ни с одной стороны. Единственные морские столкновения произошли в первые годы войны, в Лилибее (218 г. до н.э.) и на реке Эбро (217 г. до н.э.), оба они привели к победам римлян. Несмотря на общий численный паритет, до конца войны карфагеняне серьезно не бросили вызов господству римлян. Таким образом, римский флот был занят в основном набегами на берега Африки и охраной Италии, задача, которая включала перехват карфагенских конвоев с припасами и подкреплениями для армии Ганнибала, а также наблюдение за потенциальным вмешательством союзника Карфагена Филиппа V Единственным крупным действием, в котором участвовал римский флот, была осада Сиракуз в 214–212 гг. До н.э. с 130 кораблями под командованием Марка Клавдия Марцелла. Осада запомнилась гениальными изобретениями Архимеда, такими как зеркала, которые сжигали корабли, или так называемый «Коготь Архимеда », который держал осаждающую армию в страхе в течение двух лет.. Флот из 160 судов был собран для поддержки армии Сципиона Африканского в Африке в 202 г. до н.э. и, если его экспедиция потерпит неудачу, эвакуировать его людей. В этом случае Сципион одержал решающую победу при Заме, и последующий мир лишил Карфаген его флота.
Рим был теперь бесспорным хозяином Западного Средиземноморья и обратил свой взор с побежденного Карфагена на Эллинистический мир. Небольшие римские силы уже участвовали в Первой македонской войне, когда в 214 г. до н.э. флот под командованием Марка Валерия Лаевина успешно помешал Филиппу V вторгнуться в Иллирию с его недавно построенным флотом.. Остальную часть войны вели в основном союзники Рима, Этолийская лига, а затем Пергамское царство, но объединенный римско-пергамский флот ок. 60 кораблей патрулировали Эгейское море до конца войны в 205 г. до н.э. В этом конфликте Рим, все еще втянутый в Пуническую войну, был заинтересован не в расширении своих владений, а скорее в том, чтобы помешать росту власти Филиппа в Греции. Война закончилась практически безвыходным тупиком и возобновилась в 201 г. до н.э., когда Филипп V вторгся в Малую Азию. морское сражение у Хиоса закончилось дорогостоящей победой пергамского - родосского альянса, но македонский флот потерял много военных кораблей, в том числе и свой флагман. Вскоре после этого Пергам и Родос обратились к Риму за помощью, и республика была втянута в Вторую македонскую войну. Ввиду огромного римского военно-морского превосходства, война велась на суше, а македонский флот, уже ослабленный на Хиосе, не осмеливался выйти из своей якорной стоянки в Деметрии. После сокрушительной победы римлян при киноскефалах условия, наложенные на Македонию, были суровыми и включали полное расформирование ее флота.
Почти сразу после поражения Македонии, Рим был втянут в войну с Империей Селевкидов. Эта война также была решена главным образом на суше, хотя объединенный римско-родосский флот также одержал победы над Селевкидами при Мионесе и Эвримедоне. Эти победы, которые неизменно заканчивались заключением мирных договоров, запрещавших содержание чего-либо, кроме символических военно-морских сил, означали исчезновение эллинистических королевских флотов, в результате чего Рим и его союзники остались незамеченными на море. В сочетании с окончательным разрушением Карфагена и концом независимости Македонии, ко второй половине II века до н.э. римский контроль над всем тем, что впоследствии было названо mare nostrum («наше море») было основано. Впоследствии римский флот был резко сокращен, в зависимости от его Socii navales.
Однако в отсутствие сильного военно-морского присутствия пиратство процветало во всем Средиземноморье, особенно в Киликии., но также на Крите и других местах, дополнительно подкрепленных деньгами и военными кораблями, предоставленными королем Митридатом VI Понтийским, который надеялся заручиться их помощью в своих войнах против Рима. В Первой Митридатовой войне (89–85 до н.э.) Сулла должен был реквизировать корабли везде, где он мог их найти, чтобы противостоять флоту Митридата. Однако, несмотря на импровизированный характер римского флота, в 86 г. до н.э. Лукулл победил понтийский флот при Тенедосе.
. Сразу после окончания войны постоянные силы численностью ок. 100 судов было создано в Эгейском море за счет взносов союзных морских государств Рима. Хотя этой силы было достаточно, чтобы защититься от Митридата, этой силы было совершенно недостаточно против пиратов, сила которых быстро росла. В течение следующего десятилетия пираты нанесли поражение нескольким римским полководцам и беспрепятственно совершили набег даже на берега Италии, достигнув гавани Рима, Остии. Согласно рассказу Плутарха, «пиратов насчитывалось более тысячи кораблей, а городов, захваченных ими, было четыреста». Их деятельность представляла растущую угрозу для римской экономики и вызов римской власти: несколько видных римлян, в том числе два претора со своей свитой и молодой Юлий Цезарь, были схвачены и удерживались за выкуп. Возможно, самое главное, пираты нарушили жизненно важный путь Рима, а именно массивные поставки зерна и другой продукции из Африки и Египта, которые были необходимы для поддержания населения города.
Получившееся зерно. дефицит был серьезной политической проблемой, и недовольство населения грозило взрывом. В 74 г. до н. Э., С началом Третьей Митридатической войны, Марк Антоний (отец Марка Антония ) был назначен претором с необычайной империей против пиратской угрозы, но явно не справился со своей задачей: он потерпел поражение у Крита в 72 г. до н.э. и вскоре умер. Наконец, в 67 г. до н.э. Lex Gabinia был принят на плебейском соборе, наделив Помпея беспрецедентными полномочиями и разрешив ему выступить против них. В рамках масштабной и согласованной кампании Помпей очистил моря от пиратов всего за три месяца. Впоследствии флот снова был сокращен до полицейских функций против периодического пиратства.
В 56 г. до н.э. римский флот впервые вступил в бой за пределами Средиземного моря. Это произошло во время Юлия Цезаря Галльских войн, когда морское племя венетов восстало против Рима. Против венетов римляне были в невыгодном положении, так как они не знали побережья и не имели опыта ведения боевых действий в открытом море с его приливами и течениями. Кроме того, корабли Венеции превосходили легкие римские галеры. Они были построены из дуба и не имели весел, поэтому были более устойчивы к тарану. Кроме того, их большая высота давала им преимущество как при обмене ракетами, так и при посадке на борт. В том случае, когда два флота столкнулись друг с другом в бухте Киберон, флот Цезаря под командованием Д. Брута прибег к использованию крюков на длинных шестах, которые разрезали фалы поддерживая паруса Veneti. Неподвижные венетские корабли были легкой добычей для взошедших на них легионеров, а спасающиеся венецианские корабли были захвачены, когда они успокоились из-за внезапного отсутствия ветра. Установив таким образом свой контроль над Ла-Маншем, в следующие годы Цезарь использовал этот недавно построенный флот для проведения двух вторжений в Британию.
Серебряный денарий, нанесенный Секстом. Помпей в 44–43 гг. До н.э. с бюстом Помпея Великого и римским военным кораблем.Последними крупными кампаниями римского флота в Средиземном море до конца III века нашей эры были гражданские войны Вот и закончилась республика. На Востоке республиканская фракция быстро установила свой контроль, и Родос, последняя независимая морская держава в Эгейском море, был покорен Гаем Кассием Лонгином в 43 г. до н.э. после того, как его флот был разбит у Кос.. На Западе против триумвиров противостоял Секст Помпей, которому Сенат в 43 г. до н. Э. Дал командование итальянским флотом. Он взял под свой контроль Сицилию и сделал ее своей базой, заблокировав Италию и остановив политически важные поставки зерна из Африки в Рим. Потерпев поражение от Секста в 42 г. до н.э., Октавиан начал массовое морское вооружение с помощью своего ближайшего соратника Марка Агриппы : корабли были построены в Равенне и Остии, новой искусственной гавани Портус Юлий построено в Кумае, и солдаты и гребцы наняты, в том числе более 20 000 освобожденных рабов. Наконец, Октавиан и Агриппа победили Секста в битве при Наулохе в 36 г. до н. Э., Положив конец всякому сопротивлению Помпейцев.
Битва при Акциуме, Лаурис а Кастро, написана в 1672 году.Сила Октавиана еще больше возросла после его победы над объединенным флотом Марка Антония и Клеопатра, царица Египта, в битве при Акциуме в 31 г. до н.э., когда Антоний собрал 500 кораблей против 400 кораблей Октавиана. Это последнее морское сражение Римской республики окончательно утвердило Октавиана как единоличного правителя Рима и Средиземноморья. После своей победы он формализовал структуру флота, основав несколько ключевых гаваней в Средиземном море (см. Ниже). Теперь полностью профессиональный флот имел свои основные обязанности, заключающиеся в защите от пиратства, сопровождении войск и патрулировании речных границ Европы. Однако он продолжал вести активную войну на периферии Империи.
При Августе и после завоевания Египта требования со стороны римской экономики росли продлить торговые пути до Индии. Аравийский контроль над всеми морскими путями в Индию был препятствием. Поэтому одной из первых военно-морских операций принцепса Августа была подготовка к кампании на Аравийском полуострове. Элий Галл, префект Египта, приказал построить 130 транспортов и впоследствии перевез 10 000 солдат в Аравию. Но следующий марш через пустыню к Йемену потерпел неудачу, и от планов контроля Аравийского полуострова пришлось отказаться.
На другом конце Империи, в Германии, флот играл важную роль в снабжении и транспортировке легионов. В 15 г. до н.э. независимый флот был установлен на Боденском озере. Позже генералы Друз и Тиберий широко использовали флот, когда они пытались расширить римскую границу до Эльбы. В 12 г. до н. Э. Друз приказал построить флот из 1000 кораблей и направил их по Рейну в Северное море. Фризии и Чауки не имели ничего, что могло бы противопоставить превосходящие численность, тактику и технологии римлян. Когда они вошли в устья рек Везер и Эмс, местные племена были вынуждены сдаться.
В 5 г. до н.э. римские знания о Северном и Балтийском море были значительно расширены во время кампании Тиберия, достигнув Эльбы : Плиний описывает, как римляне Военно-морские формирования прошли мимо Гельголанда и отправились к северо-восточному побережью Дании, и сам Август хвастается в своем Res Gestae : «Мой флот плыл от устья Рейна на восток, как до земель кимвров, куда до того времени ни один римлянин не проникал ни по суше, ни по морю... ». От многочисленных морских операций к северу от Германии пришлось отказаться после битвы у Тевтобургского леса в 9 году нашей эры.
В 15 и 16 годы Германик провел несколько операций флота вдоль рек Рейн и Эмс, но без постоянных результатов из-за мрачного сопротивления германцев. и ужасный шторм. К 28 году римляне потеряли контроль над устьем Рейна в результате череды фризских восстаний. С 43 по 85 г. римский флот играл важную роль в римском завоевании Британии. Classis Germanica оказал выдающиеся услуги в многочисленных десантных операциях. В 46 г. военно-морская экспедиция глубоко проникла в регион Черного моря и даже прошла по Танаису. В 47 г. восстание Хауки, которое занялось пиратской деятельностью на побережье Галлии, было подавлено Гней Домиций Корбулон. К 57 г. экспедиционный корпус достиг Херсонеса (см. Харакс, Крым ).
Похоже, что при Нероне флот получил стратегически важные позиции для торговли с Индией; но в Красном море не было известного флота. Возможно, части александрийского флота служили эскортом для индийской торговли. Во время еврейского восстания, с 66 по 70 годы, римляне были вынуждены сражаться с еврейскими кораблями, действовавшими из гавани в районе современного Тель-Авива, на Израиле <118.>Русское побережье Средиземного моря. Тем временем произошло несколько боевых действий флотилий в Галилейском море.
В 68 году, когда его правление становилось все более ненадежным, Нерон поднял legio I Adiutrix из матросов преторианского флота. После свержения Нерона, в 69 г., «году четырех императоров », преторианский флот поддержал императора Отона против узурпатора Вителлия и после его окончательной победы, Веспасиан сформировал другой легион, legio II Adiutrix, из своих рядов. Только в Понте Аникет, командующий Classis Pontica, поддержал Вителлия. Он сжег флот и искал убежища у иберийских племен, занимающихся пиратством. После того, как был построен новый флот, это восстание было подавлено.
Батавское восстание Гая Юлия Цивилиса (69–70), повстанцы вероломно овладели эскадрой рейнского флота, и в конфликте часто использовалась римская рейнская флотилия. На последнем этапе войны британский флот и легион XIV были доставлены из Великобритании для атаки на батавское побережье, но Cananefates, союзники батавов, смогли уничтожить или захватить большую часть флота. Тем временем новый римский полководец Квинт Петиллий Цериалис продвинулся на север и построил новый флот. Цивилис попытался лишь короткое столкновение со своим собственным флотом, но не смог помешать превосходящим римским силам высадиться и разорить остров батавов, что вскоре привело к переговорам о мире.
В период с 82 по 85 годы римляне под руководством Гнея Юлия Агриколы начали кампанию против каледонцев в современной Шотландии. В этом контексте римский флот значительно активизировал деятельность на восточном шотландском побережье. Одновременно было совершено несколько экспедиций и разведывательных походов. Во время этого римляне захватили Оркнейские острова (Оркады) на короткий период времени и получили информацию о Шетландских островах. Есть некоторые предположения о высадке римлян в Ирландии, основанные на сообщениях Тацита о том, что Агрикола размышляет о завоевании острова, но не было найдено убедительных доказательств в поддержку этой теории.
При пяти хороших императорах флот действовал в основном на реках; поэтому он сыграл важную роль во время завоевания Траяном Дакией, и временно был основан независимый флот для рек Евфрат и Тигр. Также во время войн против маркоманской конфедерации под руководством Марка Аврелия несколько сражений произошло на Дунае и Тисе.
под эгидой Династия Севера, единственные известные военные операции флота проводились при Септимии Севере, используя военно-морскую помощь в своих кампаниях вдоль Евфрата и Тигра., а также в Шотландия. Таким образом, римские корабли достигли, в частности, Персидского залива и вершины Британских островов.
На заре III века Римская империя была на пике своего развития.. В Средиземноморье мир царил более двух столетий, поскольку пиратство было уничтожено, и никаких внешних морских угроз не возникло. В результате воцарилась самоуспокоенность: военно-морская тактика и технологии были забыты, а римская военно-морская система пришла в упадок. Однако через 230 лет и в течение пятидесяти лет ситуация резко изменилась. Так называемый «кризис третьего века » положил начало периоду внутренних потрясений, и в тот же период произошла новая серия морских нападений, которые имперский флот не смог остановить. На Западе пикты и ирландские корабли совершили набег на Британию, в то время как саксы совершили набег на Северное море, вынудив римлян покинуть Фризию. На Востоке готы и другие племена современной Украины в больших количествах совершали набеги через Черное море. Эти вторжения начались во время правления Требониана Галла, когда впервые германские племена построили свой собственный мощный флот в Черном море. В результате двух внезапных атак (256) на римские военно-морские базы на Кавказе и около Дуная многочисленные корабли попали в руки немцев, после чего набеги расширились до Эгейское море ; Византия, Афины, Спарта и другие города были разграблены, а ответственные провинциальные флоты были сильно ослаблены. Только после того, как нападавшие совершили тактическую ошибку, их натиск удалось остановить.
В 267–270 гг. Произошла еще одна, гораздо более жестокая серия атак. Флот, состоящий из герулов и других племен, совершил набег на побережье Фракии и Понта. Побежденные Византией генералом Венерианом, варвары бежали в Эгейское море и опустошили многие острова и прибрежные города, включая Афины и Коринф. Когда они отступили на север по суше, они потерпели поражение от императора Галлиена в Нестосе. Однако это было всего лишь прелюдией к еще большему вторжению, которое началось в 268/269 году: несколько племен объединились (Historia Augusta упоминает скифов, Greuthungi, Tervingi, гепиды, Пецини, кельты и герулы ) и предположительно 2000 кораблей и 325000 человек численностью совершили набег на фракийский берег, напали на Византию и продолжили набеги на Эгейское море до Крит, тогда как основные силы подошли к Салоникам. Император Клавдий II, однако, смог победить их в битве при Найссе, положив конец готской угрозе на время.
Набеги варваров также участились вдоль границы Рейна. и в Северном море. Евтропий упоминает, что в течение 280-х годов море вдоль побережья провинций Бельгика и Арморика было «наводнено франками и саксами». Чтобы противостоять им, Максимиан назначил Караузия командующим британским флотом. Однако Караузий восстал в конце 286 г. и отделился от Империи вместе с Британией и частями северного галльского побережья. Одним ударом римляне потеряли контроль над каналом и Северным морем, и император Максимин был вынужден создать совершенно новый Северный флот, но из-за отсутствия подготовки он был почти сразу же уничтожен штормом. Только в 293 г. при Цезаре Констанции Хлоре Рим вернул себе галльское побережье. Для переправы через Ла-Манш был построен новый флот, и в 296 г. концентрической атакой на Лондиниум мятежная провинция была отбита.
В конце 3-го века римский флот резко упал. Хотя император Диоклетиан, как считается, укрепил флот и увеличил его численность с 46000 до 64000 человек, старые постоянные флоты почти исчезли, и в гражданских войнах, положивших конец тетрархии Противоборствующие стороны должны были мобилизовать ресурсы и реквизировать корабли портовых городов Восточного Средиземноморья. Эти конфликты, таким образом, вызвали возобновление военно-морской деятельности, кульминацией которой стала битва при Геллеспонте в 324 г. между силами Константина I под командованием Цезаря Криспа и флотом из Лициния, который был единственным крупным морским противостоянием 4 века. Вегетиус, писавший в конце 4-го века, свидетельствует об исчезновении старых преторианских флотов в Италии, но комментирует продолжающуюся деятельность Дунайского флота. В V веке только восточная половина Империи могла выставить эффективный флот, так как он мог использовать морские ресурсы Греции и Леванта. Хотя в Notitia Dignitatum до сих пор упоминаются несколько военно-морских подразделений для Западной Империи, они, очевидно, были слишком истощены, чтобы выполнять гораздо больше, чем патрулирование. Во всяком случае, рост военно-морской мощи Королевства вандалов под руководством Гейзериха в Северной Африке и его набеги в Западном Средиземноморье практически не оспаривались. Хотя есть некоторые свидетельства военно-морской деятельности Западной Римской империи в первой половине V века, это в основном ограничивается перевозками войск и небольшими десантными операциями. Историк Приск и Сидоний Аполлинарий в своих трудах утверждают, что к середине V века в Западной империи практически не было военного флота. Ситуация стала еще хуже после катастрофического провала флотов, мобилизованных против вандалов в 460 и 468 годах при императорах Майориан и Анфемий.
. Для Запада не будет восстановления, поскольку последний западный император Ромул Август был свергнут в 476 году. Однако на Востоке сохранились классические военно-морские традиции, и в 6 веке постоянный флот был реформирован. Восточно-римский (византийский) флот оставался грозной силой в Средиземном море до 11 века.
Основную часть экипажа галеры составляли гребцы, remiges (петь. Remex) или eretai (Sing. Eretēs) по-гречески. Вопреки распространенному мнению, римский флот и древний флот в целом на протяжении всего своего существования полагались на свободных гребцов, а не на галерных рабов. Рабов нанимали только во время острой потребности в рабочей силе или чрезвычайной ситуации, и даже тогда их сначала освобождали. В имперские времена не- граждане вольные провинциалы (peregrini ), в основном из стран с морским происхождением, таких как греки, финикийцы, сирийцы и египтяне, составляли основную часть экипажей флотов..
Во время В начале принципата экипаж корабля, независимо от его размера, был организован как центурия. Члены экипажа могли записываться как морские пехотинцы (Призванные), гребцы / моряки, мастера и выполнять различные другие должности, хотя весь персонал, служивший в имперском флоте, классифицировался как milites («солдаты»), независимо от их функций; прилагательные classiarius или classicus добавлялись только тогда, когда требовалась дифференциация с армией. Наряду с несколькими другими случаями преобладания армейской терминологии это свидетельствует о более низком социальном статусе военно-морского персонала, который считается ниже вспомогательных войск и легионеров. Император Клавдий первым предоставил юридические привилегии морякам флота, позволив им получить римское гражданство после периода службы. Первоначально этот период был установлен как минимум в 26 лет (на один год больше, чем у легионов), а позже был увеличен до 28. После почетного увольнения (честная миссио ) моряки также получили значительные денежные выплаты.
Как и в армии, центурию корабля возглавлял центурион с оптио в качестве его заместителя, а бенефициарий руководил небольшим административным штатом. В составе экипажа также было несколько глав (младшие офицеры) и иммунные (специалисты, освобожденные от определенных обязанностей). Некоторые из этих должностей, в основном административные, были идентичны должностям вспомогательных сил армии, а некоторые (в основном греческого происхождения) были характерны для флота. Надпись с острова Cos, датируемая Первой Митридатической войной, дает нам список корабельных офицеров: губернатор (kybernētēs in Греч.) Был рулевым или лоцманом, (keleustēs по-гречески) руководил гребцами, a (prōreus по-гречески) был наблюдателем, находившимся на носу, a был, очевидно, младшим офицером, а an (лат. Medicus), корабельный врач.
Каждым кораблем командовал триерарх, чье точное родство с корабельным центурионом неясно. Эскадрильи, вероятнее всего, из десяти кораблей в каждой, были переданы под командование науарха, который часто, похоже, выходил из рядов. Пост nauarchus archigubernes или nauarchus princeps появился позже в имперский период и функционировал либо в качестве командира нескольких эскадрилий, либо в качестве административного офицера при гражданском адмирале, что эквивалентно легионеру primus pilus. Все это были профессиональные офицеры, обычно перегрини, имевшие статус вспомогательного центуриона (и поэтому после примерно 70 г. н.э. их все чаще называли [classiarii]). До правления Антонина Пия их карьера ограничивалась флотом. Только в III веке эти офицеры были приравнены к легионерам-центурионам по статусу и зарплате, и отныне могли быть переведены на аналогичную должность в легионах.
Торговыми судами командовали. Если в частной собственности, назывался собственник. Современный термин «капитан » для обозначения капитана торгового судна происходит от слова magister navis.
Во времена Республики командование флотом было отдано служащему магистрату или промагистрату, обычно консульскому или преторианец звание. Например, в Пунических войнах один консул обычно командовал флотом, а другой - армией. В последующих войнах в Восточном Средиземноморье преторы возьмут на себя командование флотом. Однако, поскольку эти люди были политическими назначенцами, фактическое управление флотами и отдельными эскадронами было поручено их более опытным легатам и подчиненным. Поэтому именно во время Пунических войн впервые появилась отдельная должность praefectus classis («префект флота»).
Первоначально подчинявшийся главному магистрату, после реорганизации флота Августом, префект classis стал прокурорская должность, отвечающая за каждый из постоянных флотов. Первоначально эти должности были заполнены либо из класса конного, либо, особенно в рамках Клавдия, из вольноотпущенников Императора, что обеспечило имперский контроль над флотом. Со времен императоров Флавиев статус префектуры был повышен, и назначались только наездники с военным опытом, прошедшие всадники ополчения. Тем не менее, префекты оставались в основном политическими назначенцами, и, несмотря на их военный опыт, обычно они руководили вспомогательными армейскими подразделениями, их знания военно-морских вопросов были минимальными, что вынудило их полагаться на своих профессиональных подчиненных. Разница в значении флотов, которыми они командовали, также отражалась в звании и соответствующем вознаграждении командиров. Были ранжированы префекты двух преторианских флотов, то есть они зарабатывали 200 000 сестерциев ежегодно, префекты Classis Germanica, Classis Britannica и позже Classis Pontica (т. Е. Зарабатывали 100 000 сестерциев)), в то время как другие префекты флота были (т.е. получили 60 000 сестерциев).
Общий римский термин для галерного военного корабля с веслами был «длинный корабль "(Латинское: navis longa, греческое: naus makra), в отличие от парусного navis oneraria (от onus, oneris: бремя), торгового судна или малого судна (navigia minora), такого как scapha.
Флот состоял из самых разных классов боевых кораблей, от тяжелых полигонов до легких рейдеров и разведывательных судов. Однако в отличие от богатых эллинистических царств-преемников на Востоке, римляне не полагались на тяжелые военные корабли, с quinqueremes (греч. Pentērēs) и в меньшей степени quadriremes (греч. Tetrērēs) и триремы (греч. Triērēs), составлявшие основу римского флота от Пунических войн до конца Гражданских войн. Самым тяжелым судном, упомянутым в римском флоте в этот период, была гексарема, некоторые из которых использовались в качестве флагманов. Легкие суда, такие как либурниан и гемиолия, оба быстрых типа, изобретенные пиратами, также использовались в качестве разведчиков и легких транспортных судов.
Во время финального противостояния Октавиана и Марка Антония флот Октавиана состоял из квинкверем, вместе с некоторыми «шестерками» и множеством триер и либурнийцев, в то время как Антоний, обладавший ресурсами Птолемеевского Египта чтобы опереться, выставил флот, также в основном состоящий из квинкерем, но с большим количеством более тяжелых боевых кораблей, от «шестерок» до «десятков» (греч. dekērēs). Более поздняя историческая традиция сделала большой упор на преобладание более легких и быстрых судов во флоте Октавиана, причем Вегетиус даже прямо приписал победу Октавиана либурнам.
Реконструкция позднеримского navis lusoria в МайнцеЭту выдающуюся роль в историческом повествовании легких кораблей, возможно, лучше всего объяснить в свете последующих событий. После Акция оперативный ландшафт изменился: до конца принципата не существовало противника, который мог бы бросить вызов римской военно-морской гегемонии, и никакое массированное морское противостояние было маловероятным. Перед римским флотом стояли задачи по охране водных путей Средиземного моря и пограничных рек, пресечение пиратства и сопровождение грузов зерна в Рим и экспедиций имперской армии. Более легкие корабли гораздо лучше подходили для этих задач, и после реорганизации флота вслед за Акциумом самым большим кораблем, оставшимся на вооружении, был гексарем, флагман Classis Misenensis. Основная часть флота состояла из более легких трирем и либурна (лат. Liburna, греч. Libyrnis), причем последние, по-видимому, обеспечивали большую часть провинциального флота. Со временем термин «либурниан» стал означать «военный корабль» в общем смысле.
Кроме того, были и меньшие весельные суда, такие как navis actaria с 30 веслами ( 15 на каждом берегу), корабль, который в основном использовался для перевозки в прибрежных и речных операциях, для чего идеально подходили его мелкая осадка и плоский киль. В поздней античности на смену ему в этой роли пришел navis lusoria («игривый корабль»), который широко использовался для патрулирования и рейдов флотилий легионеров в Рейне и Дунае. границы.
Римские корабли обычно назывались в честь богов (Марс, Иуппитер, Минерва, Исида ), мифологических героев ( Геркулес ), морские географические объекты, такие как Рен или Океан, такие понятия, как Гармония, Мир, Верность, Победа (Конкордия, Пакс, Фидес, Виктория) или после важных событий (Дакик в Дакийских войнах Траяна или Саламина в битве при Саламине ). Они отличались номинальной фигурой (insigne или parasemum) и, по крайней мере, во время Гражданских войн, схемами окраски турелей, которые менялись в зависимости от флота.
В античности основным оружием корабля был таран (ростра, отсюда и название военного корабля navis rostrata), который использовался, чтобы потопить или обездвижить вражеский корабль, пробив его корпус. Однако его использование требовало квалифицированной и опытной команды, а также быстрого и маневренного корабля, такого как трирема или квинквирема. В эллинистический период более крупные военно-морские силы полагались на более крупные суда. Это имело ряд преимуществ: более тяжелая и прочная конструкция уменьшала эффект тарана, а большее пространство и устойчивость судов позволяли перевозить не только больше морских пехотинцев, но и размещать на палубе баллисты и катапульты.
Хотя таран продолжал быть стандартной особенностью всех боевых кораблей и тараном стандартного режима атаки, эти разработки изменили роль военного корабля: из старой «пилотируемой ракеты», предназначенной для топления вражеских кораблей, они стали мобильными артиллерийскими платформами, которые участвовали в обмене ракетами и абордажных действиях. В частности, римляне, изначально не имевшие опыта в морских боях, полагались на абордаж с помощью Corvus. Хотя он принес им некоторые решающие победы, он был прекращен, поскольку имел тенденцию выводить из равновесия quinqueremes в открытом море; два римских флота были потеряны во время штормов в Первой Пунической войне.
Во время Гражданских войн произошел ряд технических новшеств, приписываемых Агриппе: гарпакс, стреляющий из катапульты крюк для захвата, который использовался для захвата вражеского корабля, наматывания его и абордажа гораздо более эффективным способом, чем со старым корвусом, и использование складных боевых башен размещены по одному носу и корме, которые использовались для обеспечения пограничников поддерживающим огнем.
После окончания гражданских войн Август сократил и реорганизовал римские вооруженные силы, включая флот. Большая часть флота Марка Антония была сожжена, а остальная часть была переведена на новую базу на Форуме Юлий (современный Фрежюс ), которая оставалась действующей до правления Клавдия. Однако большая часть флота вскоре была разделена на два преторианских флота в Мисенум и Равенна, дополненных растущим числом второстепенных в провинциях, которые часто создавались по объявлению специальная основа для конкретных кампаний. Эта организационная структура сохранялась практически неизменной до 4 века.
Два основных флота были размещены в Италии и действовали как центральный военно-морской резерв, напрямую доступный Императору (отсюда и название «преторианец»). В отсутствие какой-либо морской угрозы их обязанности в основном включали патрулирование и транспортировку. Они не ограничивались водами вокруг Италии, но повсюду в Средиземном море. Есть эпиграфические свидетельства присутствия матросов двух преторианских флотов в Пирее и Сирии. Этими двумя флотами были:
Различные провинциальные флоты были меньше преторианских флотилий и состояли в основном из более легких судов. Тем не менее, именно эти флоты участвовали в боевых действиях в ходе полных походов или набегов на периферию Империи.
Кроме того, есть значительные археологические свидетельства военно-морской деятельности некоторых легионов, которые, по всей вероятности, управляли своими собственными эскадрильями: legio XXII Primigenia в реки Верхний Рейн и Майн, legio X Fretensis в реке Иордан и Галилейском море, и несколько эскадрилий легионеров на границе Дуная.
Нашим основным источником для структуры позднеримских вооруженных сил является Notitia Dignitatum, что соответствует ситуации 390-х годов для Восточной империи и 420-х годов для Западной империи. В Notitia примечательно то, что было создано большое количество небольших эскадрилий, большинство из которых речные и выполняли локальные оперативные функции.
Classis Pannonica и Classis Moesica были разделены на несколько меньших эскадрилий, вместе называемый Classis Histrica, авторитет пограничных командиров (duces ). с основаниями в Мурса в Паннония II, Флоренция в Паннония Валерия, Аррунтум в Паннония I, Виминациум в Moesia I и Aegetae в Dacia ripensis. Более мелкие флотилии также зарегистрированы на притоках Дуная: Classis Arlapensis et Maginensis (базируется на Arelape и Comagena ) и Classis Lauriacensis (базируется на Lauriacum ) в Паннонии I, Classis Stradensis et Germensis, базирующийся в Марго в Мезии I, и Classis Ratianensis, в Dacia ripensis. Военно-морские части дополнялись портовыми гарнизонами и частями морской пехоты, привлеченными из армии. На границе с Дунаем это были:
На Западе, и в частности в Галлии, было создано несколько речных флотов. Они попали под командование Запада, и это были:
. Примечательно, что, за исключением преторианских флотов (чье сохранение в списке не обязательно означает активный статус), старые флоты Принципата не хватает. Classis Britannica исчезает под этим названием после середины 3-го века; его остатки позже были включены в систему Saxon Shore.
Ко времени Notitia Dignitatum Classis Germanica прекратил свое существование (последний раз упоминается под заголовком Юлиан в 359 году), скорее всего, из-за краха Рейна. граница после переправы через Рейн варварами зимой 405–406 гг., а мавританский и африканский флот были расформированы или захвачены вандалами.
Что касается Востока, то из юридических источников мы знаем, что Classis Alexandrina и Classis Seleucena продолжали действовать, и что примерно в 300г. 400 a Classis Carpathia был выделен из состава сирийского флота и базировался на Эгейском острове Карпатос. Известно, что в самом Константинополе находился флот, но никаких дополнительных сведений о нем нет.
Основными римскими портами были: