A бирема (, ) - древний военный корабль с веслами (галера ) с двумя палубами весел. Биремы были длинными судами, построенными для военных целей и могли развивать относительно высокую скорость. Они были изобретены задолго до VI века до нашей эры и использовались финикийцами, ассирийцами и греками.
Греческая бирема около 500 г. до н.э., изображение с греческой вазы из Британского музея, которое было найдено в Вульчи на Этрурии. ассирийском военном корабле, бирема с остроконечным луком, 700 г. до н. э.Название бирема происходит от слова «би-», означающего два, и «-ремени», что означает весло.
Обычно он был около 80 футов (24 м) в длину с максимальной шириной луча около 10 футов (3 м). Он был модифицирован из пентеконтера, корабля, у которого был только один набор весел с каждого борта, а бирема имела по два набора весел с каждого борта. Бирема была вдвое больше длины и высоты триаконтера и, таким образом, использовала 120 гребцов. Биремами назывались галеры, галеры, дромоны и небольшие прогулочные суда.
Следующая разработка, трирема, сохраняющая длину биремы, добавляла ярус к высоте, таким образом, гребцы были увеличены до 180. У нее также был большой квадратный парус.
Эти корабли часто использовались римлянами, как во время второго из вторжений Цезаря в Британию. Бирема в конечном итоге превратилась в трирему. Комендант части (которому выделили палатку на открытой палубе) руководил группой морских пехотинцев. Бирема также была зафиксирована в древней истории на ассирийских рельефах 8-го и начала 7-го веков, где они использовались для проведения десантной атаки на побережье Элама и лагуны Персидского залива во время правления Сеннахирима.
Средневековые галеры также описываются как «биремы» или «триремы» в зависимости от числа их рядов весел. Терминология может привести к путанице, поскольку эти термины также используются для гребных военных кораблей греко-римского периода, построенных на совершенно других принципах конструкции.
В 1275 году Карл Анжуйский, король Сицилии, издал приказ о строительстве нескольких галер, обеспечивающих самые ранние данные о размерах биремных галер. Из-за увеличенного веса и ширины, что увеличивало трение о воде, галера триремы не была значительно быстрее биремы. Но переход на трирему привел к более значительным изменениям, чем увеличение тактической скорости на коротких дистанциях. Ранние биремные галеры сопровождали торговые суда, но редко использовались для перевозки товаров. Несколько генуэзских фрахтовых контрактов середины 13 века фиксируют чартеры биремных галер.