Битва при Дрепане

редактировать
Морское сражение Первой Пунической войны, 249 г. до н.э.

Битва при Дрепане
Часть Первой Пуническая война
Дата249 г. до н. Э.
МестоположениеOff Дрепана (современный Трапани ), Сицилия Координаты : 38 ° 00′36 ″ N 12 ° 30′18 ″ E / 38,01000 ° N 12,50500 ° E / 38,01000; 12.50500
РезультатПобеда Карфагена
Воюющие стороны
Стандарт Карфагена Карфаген Вексиллоид Римской Империи. Svg Римская республика
Командиры и лидеры
Адербал Публий Клавдий Пульчер
Сила
100 –130 судовНе менее 123 судов
Потери и потери
Не зарегистрировано
  • Захвачено 93 корабля
  • Неизвестное количество потопленных кораблей
  • 20 000 человек убит или взят в плен
Дрепана находится на Сицилии Дрепана Дрепана Место сражения, у западного побережья Сицилии

Морское Битва при Дрепане (или Дрепанум ) произошла в 249 г. до н.э. во время Первой Пунической войны около Дрепаны (современный Трапани ) на западе Сицилии, между карфагенским флотом под Адхербал и римский флот под командованием Публия Клавдия Пульхера.

Пульхера блокировали карфагенский оплот Лилибей (современный Марсала), когда он решил атаковать их флот, который находился в гавани соседнего города Дрепана. Римский флот направился ночью для внезапной атаки, но рассыпался в темноте. Адхербал смог вывести свой флот в море до того, как он застрял в гавани; получив морское пространство для маневра, он контратаковал. Римляне были прижаты к берегу и после дня боев были сильно разбиты более маневренными карфагенскими кораблями с их более подготовленными командами. Это была величайшая морская победа Карфагена в войне; они перешли в морское наступление после того, как Дрепана почти вытеснила римлян с моря. Прошло семь лет, прежде чем Рим снова попытался выставить значительный флот, а Карфаген оставил большую часть своих кораблей в резерве, чтобы сэкономить деньги и высвободить рабочую силу.

Содержание
  • 1 Источники
  • 2 История вопроса
    • 2.1 Операции на Сицилии
    • 2.2 Корабли
  • 3 Прелюдия
  • 4 Битва
  • 5 Последствия
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания, цитаты и источники
    • 7.1 Примечания
    • 7.2 Цитаты
    • 7.3 Источники
  • 8 Дополнительная литература
Источники

Основной источник почти для каждого аспекта First Пуническая война - историк Полибий (c.200 - ок. 118 г. до н.э.), грек, посланный в Рим в 167 г. до н.э. заложник. Его работы включают ныне утерянное руководство по военной тактике, но сегодня он известен благодаря Истории, написанным где-то после 146 г. до н.э. или примерно через столетие после битвы при Дрепане. Работа Полибия считается в целом объективной и в значительной степени нейтральной с точки зрения карфагенской и римской точек зрения.

Карфагенские письменные записи были уничтожены вместе с их столицей, Карфагеном, в 146 г. До н.э., и поэтому рассказ Полибия о Первой Пунической войне основан на нескольких, ныне утерянных, греческих и латинских источниках. Полибий был историком-аналитиком и по возможности лично брал интервью у участников событий, о которых писал. Только первая книга из 40, составляющих «Истории», посвящена Первой Пунической войне. Точность рассказа Полибия вызывала много споров в течение последних 150 лет, но современный консенсус состоит в том, чтобы принять его в основном за чистую монету, а детали битвы в современных источниках почти полностью основаны на интерпретациях рассказа Полибия. Современный историк Эндрю Карри считает, что «Полибий оказался [] достаточно надежным»; в то время как Декстер Хойос описывает его как «удивительно хорошо информированного, трудолюбивого и проницательного историка». Существуют и другие, более поздние истории войны, но в отрывочной или сводной форме, и они обычно охватывают военные операции на суше более подробно, чем на море. Современные историки обычно также принимают во внимание более поздние истории Диодора Сицилийского и Дио Кассия, хотя классицист Адриан Голдсуорси утверждает, что «рассказ Полибия обычно должен быть предпочтительнее, если оно отличается от любого из наших отчетов ".

Другие источники включают надписи, археологические свидетельства и эмпирические свидетельства реконструкций, таких как трирема Олимпиада. С 2010 года несколько артефактов были обнаружены на близлежащем месте битвы у Эгатов, последней битвы войны, которая произошла восемь лет спустя. Их анализ и поиск других предметов продолжаются.

Предыстория

Операции на Сицилии

Карта западного Средиземноморья, на которой показана территория, контролируемая Карфагеном и Римом в начале Первой Пунической войны. Территория, контролируемая Римом и Карфагеном в начале Первой Пунической войны

В 264 г. до н.э. государства Карфаген и Рим вступили в войну, начав Первую Пуническую войну. Карфаген был устоявшейся морской державой в западном Средиземноморье; Рим недавно объединил материковую Италию к югу от реки Арно под своим контролем. Расширение Рима на юг Италии, вероятно, сделало неизбежным его столкновение с Карфагеном из-за Сицилии под каким-то предлогом. Непосредственной причиной войны был вопрос о контроле над сицилийским городом Мессана (современный Мессина ).

К 241 г. до н.э. война длилась 15 лет, со многими переменами судьбы. Она переросла в борьбу, в которой Римляне пытались решительно победить карфагенян и, как минимум, контролировать всю Сицилию.Карфагеняне придерживались своей традиционной политики ожидания, пока их противники истощат себя, в надежде затем вернуть себе часть или все свои владений и заключения взаимоприемлемого мирного договора. В 260 г. до н.э. римляне построили большой флот и в течение следующих десяти лет нанесли поражение карфагенянам в серии морских сражений. Римляне также постепенно получили контроль над большей частью Сицилии, включая крупные города Акрагас (современный Агридженто; Agrigentum на латыни; захвачен в 262 г. до н.э.) и Панорм (современный Палермо ; захвачен в 254 г. до н.э.).

Корабли

Диаграмма, показывающая положение гребцов трех разных весел в триреме Изображение положение гребцов-го Три разных весла в греческой триреме

. Во время этой войны стандартным военным кораблем была quinquereme, что означает «пятивесельная». Квинкверема представляла собой камбуз, c.длиной 45 метров (150 футов), c. шириной 5 метров (16 футов) на уровне воды, с его палубой, стоящей c. 3 метра (10 футов) над уровнем моря и водоизмещение около 100 длинных тонн (110 коротких тонн ; 100 тонн). Эксперт по галерам Джон Коутс предполагает, что они могут поддерживать скорость 7 узлов (8 миль / ч; 13 км / ч) в течение длительного времени. Современная копия галеры Olympias развивает скорость 8,5 узлов (10 миль / ч; 16 км / ч) и курсирует со скоростью 4 узла (4,6 миль / ч; 7,4 км / ч) часами подряд.

Суда были построены как катафракты, или «защищенные», корабли, то есть полностью одетые, чтобы лучше нести морскую пехоту и катапульты. У них был отдельный «ящик для весла», прикрепленный к основному корпусу, в котором находились гребцы. Эти особенности позволили усилить корпус, увеличить грузоподъемность и улучшить условия для гребцов. Общепринятая теория расположения гребцов в квинкеремах состоит в том, что должны быть группы - или ряды - из трех весел, расположенных одно над другим, с двумя гребцами на каждом из двух самых верхних и одним на нижнем, в сумме пять гребцов на гирю. Это будет повторяться сбоку камбуза, всего по 28 файлов с каждой стороны; Всего 168 весел.

В 260 г. до н.э. римляне намеревались построить флот и использовали потерпевшую кораблекрушение карфагенскую квинквериму в качестве чертежа для своей собственной. Как начинающие корабелы, римляне строили копии, которые были тяжелее карфагенских судов, что делало их медленнее и менее маневренными. Квинкверема была рабочей лошадкой римского и карфагенского флотов на протяжении Пунических войн, хотя гексаремы (шесть гребцов на банку), квадриремы (четыре гребца на банку) изредка упоминаются и триеры (по три гребца на банку). Этот тип был настолько распространен, что Полибий использовал его как сокращение от «военного корабля» в целом. На квинквереме находилась команда из 300 человек, из которых 280 были гребцами и 20 палубной командой и офицерами; обычно он также имел бы 40 морских пехотинцев, и если бы битва считалась неизбежной, ее можно было бы увеличить до 120.

Диаграмма, показывающая расположение и использование корвуса на римской галере. corvus, римский корабль, идущий на абордаж устройство

Получение гребцов в ряд, как единое целое, а также выполнять более сложные боевые маневры, необходимые долог и труден обучение. По крайней мере, половина гребцов должна иметь некоторый опыт, чтобы управлять кораблем эффективно. В результате римляне изначально были в невыгодном положении по сравнению с более опытными карфагенянами. Чтобы противостоять карфагенскому превосходству, римляне ввели corvus, мост шириной 1,2 метра (4 фута) и длиной 11 метров (36 футов) с тяжелым шипом на нижней стороне, который был разработан, чтобы пробивать и закреплять в палубу вражеского корабля. Это позволяло римским легионерам действовать в качестве морских пехотинцев на абордаж вражеских кораблей и захватывать их, вместо того, чтобы использовать ранее традиционную тактику тарана. Все боевые корабли были оснащены тараном , тройным комплектом бронзовых лопастей шириной 60 сантиметров (2 фута) и весом до 270 кг (600 фунтов), расположенных у ватерлинии. Они были изготовлены индивидуально методом выплавляемого воска для неподвижной фиксации на носу камбуза и закреплены бронзовыми шипами.

За столетие до Пунических войн, посадка на абордаж становилась все более распространенной, а трамбование уменьшалось, поскольку принятые в этот период более крупные и тяжелые суда не обладали скоростью и маневренностью, необходимыми для тарана, а их более прочная конструкция уменьшала эффект тарана даже в случае успешного атака. Римская адаптация корвуса была продолжением этой тенденции и компенсировала их первоначальный недостаток в навыках маневрирования кораблей. Дополнительный вес в носовой части скомпрометировал маневренность корабля, и в суровых морских условиях корвус стал бесполезным. В 255 г. до н.э. римский флот был опустошен штормом при возвращении из Африки: 384 корабля было потоплено из 464 и 100000 человек потеряно. Возможно, присутствие корвуса сделало римские корабли необычно непригодными для плавания, и нет никаких свидетельств того, что они использовались после этой катастрофы.

Prelude

Во многом из-за того, что римляне использовали corvus, карфагеняне потерпели поражение в крупных морских сражениях в Милах (260 г. до н.э.), Сульках (257 г. до н.э.), Экноме (256 г. до н.э.) и Мыс Хермеум (255 г. до н.э.). Согласно Полибию, в 252 и 251 годах до н.э. римская армия избегала сражений, потому что боялась боевых слонов, которых карфагеняне отправили на Сицилию. В 250 г. до н.э. карфагеняне попытались отбить Панорм, но потерпели поражение, потеряв большую часть своих слонов. Современные отчеты не сообщают о других потерях обеих сторон, и современные историки считают более поздние утверждения о 20 000–30 000 карфагенских жертв маловероятными.

Ободренные своей победой при Панорме, римляне двинулись против Лилибея - который была главной карфагенской базой на Сицилии. Большая армия под командованием консулов Публия Клавдия Пульхера и Луция Юния Пулла осадила город. Они восстановили свой флот, и 200 кораблей блокировали гавань. В начале блокады 50 карфагенских квинкверем собрались у островов Эгат, которые лежат в 15–40 км (9–25 миль) к западу от Сицилии. Когда поднялся сильный западный ветер, они вошли в Лилибей, прежде чем римляне успели отреагировать. Они выгружали подкрепление - 10 000 или 4 000 согласно разным древним источникам - и большое количество припасов. Они уклонились от римлян, уйдя ночью, эвакуируя карфагенскую конницу.

Карта Сицилии, показывающая небольшую территорию, контролируемую Карфагеном Плацдарм Карфагена в западной Сицилии, в золоте; Территория, контролируемая римлянами, выделена розовым цветом; Сиракузы в зеленом

Римляне перекрыли наземный подход к Лилибею земляными и деревянными лагерями и стенами. Они неоднократно пытались заблокировать вход в гавань тяжелой деревянной стрелой , но из-за преобладающих морских условий безуспешно. Карфагенский гарнизон обеспечивался блокадниками. Это были легкие и маневренные квинкверемы с хорошо обученными экипажами и лоцманами, знавшими мелководья и течения сложных вод. Главным среди блокадников была галера, которой руководил Ганнибал Родосский, который насмехался над римлянами превосходством своего корабля и команды. В конце концов, римляне захватили Ганнибала и его хорошо построенную галеру.

В 250 г. до н.э. римскому флоту было выделено еще 10 000 гребцов. Пульчер, старший консул при поддержке военного совета, считал, что это дает ему достаточное преимущество, чтобы рискнуть атаковать карфагенский флот в Дрепане, в 25 километрах (16 миль) к северу от Лилибей на западном побережье Сицилии. Римский флот отправился в безлунную ночь, чтобы избежать обнаружения и обеспечить неожиданность. У римлян была традиция предсказывать вероятную судьбу военных действий, наблюдая за действиями священных кур. Рано утром им предлагали еду: если они ели жадно, знамения были хорошими; если они отказались, акция была злополучной. Когда по дороге в Дрепану была проведена торжественная церемония, куры отказались от еды. Разгневанный, Пульчер выбросил их за борт, воскликнув, что если они не голодны, то, возможно, они хотят пить. Полибий об этом не упоминает, что заставило некоторых современных историков усомниться в его достоверности. Т. П. Уайзман даже подумал, что весь этот эпизод был выдумкой враждебного летописца, чтобы навредить репутации Клавдия.

Битва
Движения обоих флотов во время битвы

К рассвету римляне были близки к Дрепане, но испытывали проблемы. В темноте оказалось трудно удержать станцию ​​. Это усугублялось недавним привлечением 10 000 новых гребцов, которые не были обучены и не имели опыта работы с существующими экипажами. В результате утро обнаружило, что римские корабли выстроились в длинную неорганизованную линию. Корабль Пульчера находился в задней части, возможно, чтобы он не хотел сбиваться с пути. Карфагенский полководец Адхербал был застигнут врасплох, когда его дозорные доложили о приближении римлян. Однако его корабли были готовы к выходу в море, и он немедленно приказал им взять на борт гарнизон в качестве морских пехотинцев и следовать за ним в море. Римский флот насчитывал более 120 кораблей; некоторые источники дают целых 200. У карфагенян было от 100 до 130 судов. Все военные корабли с обеих сторон несли полную морскую пехоту.

Наиболее продвинутые из римских кораблей достигли устья гавани и были в состоянии попытаться заблокировать ее. Однако Пульчер, видя, что неожиданность была потеряна, приказал им отступить и сосредоточиться в боевом порядке. Для передачи этого приказа потребовалось некоторое время, и в результате некоторые корабли откликнулись на него и свернули на пути других, все еще продвигаясь вперед и загрязняя их. Римское мореходство было настолько плохим, что несколько кораблей столкнулись или свалили весла с дружественных судов. Тем временем Адхербал провел свой флот мимо сбитого с толку римского авангарда и продолжил путь на запад, пройдя между городом и двумя небольшими островами, чтобы выйти в открытое море. Здесь у них было место для маневра, и они двинулись на юг, образуя боевую линию, параллельную римлянам. Карфагенянам удалось захватить пять кораблей к югу от флагмана Пульхера, эшелонировать к берегу и таким образом отрезать весь римский флот от линии отступления к Лилибею.

Римляне тем временем, выстроились в линию, обращенную к западу, с берегом позади них, что не позволяло их обойти с фланга. Карфагеняне атаковали, и слабость нравов Пульхера стала очевидной. Карфагенские корабли были более легкими и маневренными, а их экипажи были более опытными и привыкшими к совместной работе. Римлянам не хватало корва даже для боя. С другой стороны, карфагеняне, вероятно, были в меньшинстве. У карфагенян было дополнительное преимущество: если отдельный корабль становился хуже рукопашной, он мог повернуть весла вспять и отступить; если римское судно последует за ним, то оба его фланга останутся уязвимыми. Римляне, у которых берег был близко позади, не имели такого преимущества, и они пытались держаться плотным строем для взаимной защиты. Битва была упорной и измельчают на протяжении дня. Качество легионеров, служивших в качестве римских морских пехотинцев, и их плотный строй затрудняли абордаж. Но карфагеняне ловко перехитрили римлян, отбивая открытые корабли для тарана и неуклонно получая все больше и больше преимуществ. В конце концов римская дисциплина сломалась; несколько кораблей были намеренно сели на мель, чтобы их экипажи могли бежать, и Пульхер успешно прорвался через 30 римских кораблей, единственных, кто выжил в битве.

Результатом стало полное поражение римлян с 93 кораблями. захвачены, неизвестное количество потоплено, 20 000 человек убиты или взяты в плен. Это была величайшая морская победа Карфагена в войне.

Последствия
Бронзовый таран из римской галеры, который, вероятно, был захвачен карфагенянами в Дрепане, а затем использован ими против римлян. Надпись в переводе гласит: «Гай Папирий, сын Тиберия, (и) Марк Публициус, сын Луция, квесторы, одобрили (этого тарана)».

Вскоре после битвы Адербал был усилен 70 кораблями. Адхербал довел командование Карфало до 100 и отправил его в набег на Лилибей, где он сжег несколько римских кораблей. Немного позже он потревожил римский конвой снабжения из 800 транспортов в сопровождении 120 военных кораблей с таким успехом, что его застал шторм, который потопил все суда, кроме двух. Карфагеняне в дальнейшем воспользовались своей победой, безуспешно совершив набеги на побережье римской Италии в 248 г. до н. Э. Отсутствие римского флота привело к тому, что Карфаген постепенно списал свой флот, уменьшив финансовую нагрузку на строительство, обслуживание и ремонт кораблей, а также обеспечение и снабжение своих экипажей. Они вывели большую часть своих военных кораблей из Сицилии, и война там вошла в тупик. Прошло семь лет после Дрепаны, прежде чем Рим попытался построить еще один значительный флот.

Пульчера отозвали и обвинили в измене. Он был осужден за меньшее обвинение - кощунство по поводу инцидента с курицей - чудом избежал смертного приговора и был сослан. Сестра Пульчера, Клаудия, прославилась после того, как на улице, заблокированной более бедными гражданами, она вслух пожелала, чтобы ее брат проиграл еще одну битву, чтобы уменьшить толпу.

Война в конце концов закончилась в 241 г. до н.э. Битва при Эгатах с победой римлян и заключенным миром. С тех пор Рим был ведущей военной державой в западном Средиземноморье и все в большей степени в Средиземноморском регионе в целом. Во время войны римляне построили более 1000 галер; и этот опыт строительства, комплектования, обучения, снабжения и обслуживания такого количества кораблей заложил основу морского господства Рима на протяжении 600 лет.

См. также
Примечания, цитаты и источники

Примечания

Цитаты

Источники

Дополнительная литература

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:26:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте