Тур Хейердал

редактировать
Норвежский антрополог и искатель приключений (1914–2002 гг.)

Тор Хейердал
ThorHeyerdahl.jpg Хейердал около 1980 г.
Родился(1914-10-06) 6 октября 1914. Ларвик, Норвегия
Умер18 апреля 2002 (2002-04-18) ( 87 лет). Колла Мишери, Италия
ГражданствоНорвежец
Alma materУниверситет Осло
Супруг (а)Лив Кушерон-Торп ​​(m.1936 г.; див. 1947) ​. Ивонн Дедекам-Симонсен ​​(m.1949; раздел 1969) ​. Жаклин Бир ​​(m.1991; его смерть2002) ​
Дети5
НаградыМедаль Мунго Парк (1950)
Научная карьера
ПоляЭтнография. Приключения
Докторант Кристин Бонневи. Ялмар Брох

Тор Хейердал (норвежское произношение: ; 6 октября 1914 г - 18 апреля 2002 г.) был норвежским авантюристом и этнографом с опытом работы в зоологии, ботанике и географии.

Хейердал своей работой в 1947 году, когда он проплыл 8000 км (5000 миль) через Тихий океан на плоту сборки из Южной Америки до островов Туамоту. Экспедиция была продана, чтобы совершать длительные морские путешествия, устанавливаетя контакты между обществом. Это было связано с диффузионистской моделью культурного развития.

Хейердал совершил другие путешествия, чтобы использовать возможность контакта между широко разделенными древними народами, в частности, экспедиция Ра II 1970 года, когда он отплыл с западного побережья Африки на Барбадос в папирусе камышовая лодка. Он был назначен государственным ученым в 1984 году.

Он умер 18 апреля 2002 года в Колла Микери, Лигурия, Италия, посещая близких родственников. Правительство Норвегии устроило ему государственные похороны в соборе Осло 26 апреля 2002 года.

В мае 2011 года архивы Тура Хейердала были добавлены к памятке ЮНЕСКО «Память мира». «Зарегистрируйтесь. На тот момент этот список включал 238 коллекций со всего мира. Архивы Хейердала охватывают период с 1937 по 2002 год и включают его коллекцию фотографий, дневники, частные письма, планы экспедиции, статьи, вырезки из газет, оригинальные книги и рукописи статей. Архивы Хейердала находятся в ведении Музея Кон-Тики и Национальной библиотеки Норвегии в Осло.

Содержание
  • 1 Молодежь и личная жизнь
  • 2 Фату Хива
  • 3 Экспедиция Кон-Тики
  • 4 Теория полинезийского происхождения
    • 4.1 Люди тики
    • 4.2 Противоречие
  • 5 Экспедиция на остров Пасхи
  • 6 лодок Ра и Ра II
  • 7 Тигр
  • 8 «Поиски Одина» в Азербайджане и России
    • 8.1 Предпосылки
    • 8.2 Снорри Стурлусон
    • 8.3 Пересмотр гипотезы
  • 9 Другие проекты
  • 10 Смерть
  • 11 Наследие
  • 12 Награды и почетные звания
    • 12.1 Правительственные и государственные награды
    • 12.2 Академические награды
    • 12.3 Почетные степени
  • 13 Книги
  • 14 См. Также
  • 15 Ссылки
  • 16 Дополнительная литература
  • 17 Внешние ссылки
Молодежь и личная жизнь

Хейердал родился в Ларвике, Норвегия, сын главного пивовара Тура Хейердала (1869–1957) и его жены Элисон Линг (1873–1965). В детстве Хейердал проявлял сильный интерес к зоологии, вдохновленный своей матерью, которая сильно интересовалась теорией Чарльза Дарвина об эволюции . В своем доме детства он создал небольшой музей, главной достопримечательностью которого была обыкновенная гадюка (Vipera berus ).

Изучал зоологию и географию на факультете биологических наук Университета Осло. В то же время он в частном порядке изучал полинезийскую культуру и историю, обращаясь к крупнейшей в мире частной коллекции книг и статей о Полинезии, принадлежавшей Бьярне Кроепелиену, богатому торговцу вином. в Осло. (Позднее эта коллекция была приобретена библиотекой Университета Осло у наследников Кроепелиена и передана в исследовательский отдел музей Кон-Тики.)

После семи семестров и обращений с экспертами в Берлин, проект разработан и спонсирован профессорами зоологии Хейердала Кристин Бонневи и Яльмаром Брохом. Он должен был пройти через населенные пункты и изучить местный населенный пункт.

За день до того, как они вместе отправились на Маркизские острова в 1936 году, Хейердал женился на Лив Кушерон-Торп (1916–1969), с которым познакомился в Университете Осло и на которой изучал там экономику. Ему было 22 года, а ей 20 лет. В итоге у пары родилось двое сыновей: Тор-младший и Бьёрн. Брак закончился разводом незадолго до начала экспедиции Кон-Тики 1947 года, которую Лив помогла организовать.

После оккупации Норвегии нацистской Германией он служил в Свободной Норвежские вооруженные силы с 1944 года в северной провинции Финнмарк.

. В 1949 году Хейердал женился на Ивонн Дедекам-Симонсен (1924–2006). У них было три дочери: Аннет, Мэриан и Элен Элизабет. Они развелись в 1969 году. Хейердал винил в их разлуке свое пребывание вдали от дома и в их представлениях о воспитании детей. В своей автобиографии он пришел к выводу, что он должен взять на себя всю вину за их разлуку.

В 1991 году Хейердал женился на Жаклин Бир (1932 г.р.) в качестве своей третьей жены. Они на жили Тенерифе, Канарских островах и очень активно участвовали в археологических проектах, особенно в Тукуме, Перу, и Азове до тех пор, пока его смерть в 2002 году. Он все еще хотел предпринять археологические раскопки в Самоа перед своей смертью.

Фату Хива

В 1936 году, на следующий день после его свадьбы к Лив Кушерон Торп, молодая пара отправилась на остров Фату Хива в южной части Тихого океана. Формально у них была академическая миссия - исследовать распространение животных между островами, но на самом деле они намеревались «сбежать в Южные моря» и никогда не возвращаться домой.

Добавлено за счет финансирования экспедиции их родителей, тем не менее, они прибыли на остров без «провизии, оружия или радио». Жители Таити, где они останавливались в пути, убедили их взять мачете и котелок.

Они прибыли в Фату-Хива в 1937 году, в долину Омоа, и решили пересечь гористую местность и поселиться на одной из небольших, почти заброшенных долин на восточной стороне острова. Там они построили свой соломенный дом на сваях в долине Уя.

. Жить в таких примитивных условиях было непросто, но им удалось жить за счет земли и работать над своим академическими цели, собирая и изучая зоологические и ботанические образцы. Они появились необычные артефакты, прислушались к устным историческим традициям туземцев и обратили внимание на преобладающие ветры и океанские течения.

Именно в этой обстановке, в окружении некогда славной маркизской цивилизации, Хейердал впервые развил свои теории относительно возможностей доколумбовых трансокеанских контактов между доевропейскими полинезийцами и народа и культуры Южной Америки.

Несмотря на кажущуюся бытовую, идиллическую ситуацию, подверженность тропическим болезням и другим трудностям заставила вернуться к цивилизации год спустя. Они работали вместе, чтобы написать отчет о своем приключении.

События, связанные с его пребыванием на Маркизских островах, большую часть времени на Фату Хива, были сначала рассказаны в его книге «På Jakt etter Paradiset» («Охота за раем ») (1938), которая была опубликована в Норвегии, но после начала Вторая мировая война никогда не была переведена и осталась в степени забытой. Много лет спустя, достиг известности благодаря другим приключениям и книгам по другим предметам, Хейерд опубликовал новый отчет об этом путешествии под названием Фату Хива (Лондон: Allen Unwin, 1974).. История его пребывания на Фату Хива и его побочного путешествия в книге «Зеленой была Земля на седьмой день» (Random House, 1996).

Экспедиция Кон-Тики
Кон-Тики в Музее Кон-Тики в Осло, Норвегия

В 1947 году Хейердал и пятеро других авантюристов отплыли из Перу на острова Туамоту, Французская Полинезия на плоту, который они построили из древесины бальзы и других местных материалов, получивших название Кон-Тики. Экспедиция Кон-Тики была вдохновлена ​​старыми отчетами и рисунками, сделанными испанскими конкистадорами плотов инков, а также местными легендами и археологическими свидетельствами, предполагающими контакты между Южной Америкой и Полинезия. «Кон-Тики» врезался в риф в Рароя в Туамотусе 7 августа 1947 года после 101-дневного путешествия длиной 4300 морских миль (5000 миль или 8000 км). Тихий океан. Хейердал в детстве как минимум дважды чуть не утонул, и ему было нелегко в воду; позже он сказал, что в каждом плавании на плоту были моменты, когда он опасался за свою жизнь.

Кон-Тики, что примитивный плотный плавать по Тихому океану с относительной легкостью и безопасностью, особенно в запад (с пассатом). Плот оказался очень маневренным, и рыба скапливалась между девятью бальзовыми бревнами в таком количестве, что древние мореплаватели могли полагаться на рыбу для гидратации в отсутствие других источников пресной воды. Другие плоты повторили плавание, вдохновленное Кон-Тики.

Книга Хейердала переведена на 70 языков. Документальный фильм об экспедиции под названием Кон-Тики получил премию Оскар в 1951 году. В 2012 году была выпущена инсценированная версия, также названная Кон-Тики, и был номинирован на Оскар за лучший иностранный язык на 85-й церемонии вручения премии Оскар и на премию «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке на 70-м «Золотом глобусе» Награды. Это был первый раз, когда норвежский фильм был номинирован как на «Оскар», так и на «Золотой глобус».

Антропологи продолжают считать, что Полинезия заселялась с запада на восток, на основании лингвистические, физические и генетические свидетельства, миграция началась с азиатского материка. Используется в первую очередь в том факте, что южноамериканский сладкий картофель вспомогательный продуктом питания на большей части территории Полинезии. Были проанализированы исследования 2011 года, в которых был сделан вывод о, что доказательства подтверждают некоторые аспекты гипотезы Хейердала, взятые в 1971 и 2008 годах у жителей островов Пасхи. Этот результат был поставлен под сомнение из-за возможности заражения южноамериканцами после контакта европейцев с островами. Однако более поздние исследования ДНК (после смерти Хейердала) противоречат гипотезе пост-европейского контактного заражения, обнаружив, что последовательная ДНК Южной Америки намного старше этого. Хейердал попытался противопоставить лингвистическому аргументу аналогию, согласно которой он предпочел бы верить в то, что афроамериканцы пришли из Африки, судя по цвету их кожи, а не из Англии, судя по их речи.

Теория происхождения полинезийцев

Хейердал утверждал, что в легенде инков существовал бог солнца по имени Кон-Тичи Виракоча, который был верховным главой мифических светлокожих людей в Перу. Первоначальное имя Виракоча было Кон-Тики или Илла-Тики, что означает Сун-Тики или Огненный Тики.

Кон-Тики был верховным жрецом и королем солнца этих легендарных «белых людей», превратили огромные развалины на берегу озера Титикака. Легенда продолжается о таинственных бородатых белых мужчинах, на которых напал вождь по имени Кари, который прибыл из долины Кокимбо. У них была битва на острове в озере Титикака, и справедливые расы были убиты. Однако Кон-Тики и его ближайшим товарищам удалось бежать и они позже прибыли на побережье Тихого океана. Легенда заканчивается тем, что Кон-Тики и его товарищи исчезают на запад, в море.

Когда испанцы пришли в Перу, утверждал Хейердал, инки сказали им, что колоссальные памятники, которые стояли пустынно на этом ландшафте, были воздвигнуты расой белых богов, которые жили там до того, как сами инки стали правителями. Инки описывали эти «белые богов» как мудрые и мирные наставников, которые использовались с севера в «утро времени» и учили примитивной энергии предков инков, а также манерам и обычаям. Они отличались от других американцев тем, что имели «белую кожу и длинные бороды» и были выше инков. Инки говорили, что «белые боги» ушли так же внезапно, как и пришли, и бежали на запад через Тихий океан. После того, как они уехали, власть в стране захватили сами инки.

Хейердал сказал, что когда европейцы впервые пришли на острова Тихого океана, они были удивлены, узнав, что у некоторых туземцев относительно светлая кожа и бороды. Были целые семьи с бледной кожей и волосами разного цвета от красноватого до светлого. Напротив, у многих полинезийцев была золотисто-коричневая кожа, черные как воронья волосы и довольно плоские носы. Хейердал утверждал, что когда Якоб Роггевен открыл остров Пасхи в 1722 году, он якобы заметил, что многие из местных жителей были белокожими. Хейердал утверждал, что эти люди могли сосчитать своих предков, которые были «белокожими», еще во времена Тики и Хоту Матуа, когда они впервые пересекли море «из горной страны на востоке, которая была опалено солнцем». Этнографические доказательства этих доказательств изложены в книге Хейердала Аку-Аку: Тайна Пасхи.

Люди тики

Хейердал предположил, что неолитические люди Тики колонизировали тогда необит Полинезийские острова на севере острова острова Гавайи, на юге до Новой Зеландии, на востоке до острова Пасхи и на западе до Самоа и Тонга около 500 г. н.э. Предположительно, они плыли из Перу на полинезийские острова на паэ-паэ - больших плотах, построенных из бальсовых бревен, с парусами и небольшими домиками на каждом. Они построили огромные каменные статуи, вырезанные по изображениям людей, на Питкэрне, Маркизских островах и острове Пасхи, которые напоминают статуи в Перу. Они также построили огромные пирамиды на Таити и Самоа со ступенями, как в Перу.

Но по всей Полинезии Хейердал обнаружил признаки того, что миролюбивая раса Тики не могла долго удерживать острова в одиночку. Он нашел доказательства морские военные каноэ величэ с корабли викингов и соединенные вместе дваесли северо-западных американских индейцев каменного века в Полинезию около 1100 нашей эры, и они смешались с тики люди. Устная история жителей острова Пасхи, по крайней мере в том виде, в которой она была задокументирована Хейердалом, полностью соответствует этой теории, как и исследованные им археологические записи (Heyerdahl 1958).

В частности, Хейердал получил радиоуглеродную дату 400 нашей эры для угольного костра, расположенного в яме, которая, по мнению жителей острова Пасхи, использовалась в качестве «печи» для «Длинные уши», источники Хейердала на рапа-нуи, цитируя устные традиции, идентифицировали как белую расу, правившую островом в прошлом (Heyerdahl 1958).

Хейердал далее утвержден в книге, что нынешние жители Полинезии мигрировали из азиатских источников. Он предполагает, что полинезийцы путешествовали с ветром по течению северной части Тихого океана. Затем эти мигранты прибыли в Британскую Колумбию. Хейердал называл современные племена Британской Колумбии, такие как тлинкиты и хайда, потомками этих переселенцев. Хейердал утверждал, что между этими племенами Британской Колумбии, полинезийцами и источниками Старого Света существует культурное и физическое сходство.

Споры

Теория Хейердала о полинезийском происхождении не получила признания среди антропологов. Физические и культурные свидетельства давно предполагали, что Полинезия была заселена с запада на восток, миграция началась с азиатского материка, а не из Южной Америки. В конце 1990-х генетическое тестирование показало, что митохондриальная ДНК полинезийцев больше похожа на людей из Юго-Восточной Азии, чем на людей из Южной Америки, что свидетельствует о том, что их предки, скорее всего, из прибыли Азии.

Антрополог Роберт Карл Саггс включил главу под названием «Миф о Кон-Тики» в свою книгу о Полинезии 1960 года, заключив, что «Теория Кон-Тики столь же правдоподобна, как и рассказы о <341.>Атлантида, Mu и «Дети Солнца». В качестве примера научного метода он довольно чувствует ».

Антрополог и National Geographic Местный исследователь Уэйд Дэвис также подвергся критике теорию Хейердала в своей книге 2009 года «Путешественники», в которой исследуется история Полинезии. Дэвис говорит, что Хейердал «проигнорировал огромное количество лингвистических, этнографических и этноботанических свидетельств, дополненных сегодня генетическими и археологическими данными, указывающими на его явную неправоту».

Исследование, проведенное норвежским исследователем Эриком Торсби в 2009 году, показало, что в идеях Хейердала была определенная заслуга: хотя Полинезия была колонизирована из Азии, некоторые контакты с Южной Америки также существовали. Некоторые критики, однако предполагают, что исследование Торсби неубедительно, поскольку на его данные были повлиять недавние контакты с населением.

Однако более поздние исследования показывают, что южноамериканский компонент геномов людей с островов Пасхи предшествует контактам с европейцами. : команда, в которую входила Анна-Сапфо Маласпинас (из Музея естественной истории Дании), проанализировала геномы 27 представителей Рапануи и обнаружила, что их ДНК в среднем на 76% общеала полинезийцам, 8% - кореннымцам и 16% - европейцам. Анализ показал, что: «хотя европейское происхождение можно использовать контактом с белыми европейцами после того, как остров был« открыт »в 1722 году голландскими моряками, южноамериканский компонент был намного старше, датируясь примерно между 1280 и 1495 годами, вскоре после острова. была впервые колонизирована полинезийцами примерно в 1200 году ». Вместе с древними черепами, найденными в Бразилии - исключительно полинезийской ДНК - это действительно предполагает некоторые поездки в Европу в Южную Америку и из Полинезии.

Исследование, основанное на более аналитическом анализе генома, опубликовано в журнале Nature в июле 2020 года. наводит на мысль о происшествии события, произошедшем примерно в 1200 году нашей эры, между полинезийцами и коренными жителями современной Колумбии.

Экспедиция на остров Пасхи

В 1955–1956 годах Хейердал организовал норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. В научный состав экспедиции входили Арне Скьёльсволд, Карлайл Смит, Эдвин Фердон, Гонсало Фигероа и Уильям Маллой. Хейердал и сопровождавшие его профессиональные археологи провели несколько месяцев на острове Пасхи, исследуя несколько археологических памятников. Основные моменты проекта включают операции по вырезанию, транспортировке и возведению знамени аи, а также раскопки на таких известных местах, как Оронго и Поике. Экспедиция опубликовала два больших тома научных отчетов («Отчеты норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и восточную часть Тихого океана»), а позже Хейердал добавил третий («Искусство острова Пасхи»). Популярная книга Хейердала по этому вопросу Аку-Аку была еще одним международным бестселлером.

В книге «Остров Пасхи: разгадка тайны» (Random House, 1989) Хейердал более подробную теорию история острова. Основываясь на этих источниках местных жителей и археологических исследований, он утверждал, что растения были колонизирован Hanau eepe («Длинные уши») из Южной Америки и полинезий Hanau momoko («Короткие уши») ") прибыл только в середине 16 века; они были импортированы самостоятельно или возможно, были импортированы как рабочие." По словам Хейердала, что-то произошло между открытием острова адмиралом Роггевеном в 1722 году и визитом Джеймса Кука в 1774 году; Роггевенался с белыми, индийскими и полинезийскими, живущими в относительной гармонии и процветании, произошло столкновение с меньшим населением, состоящим в основном из полинезийцев и живущим в лишениях.

Хейердал отмечает устную традицию восстания людей «ушей» против «Длинные уши» вырыли оборонительный ров на восточной оконечности острова и засыпали его растопкой. й ров и отступили за ним, но «Короткие уши» нашли способ обойти его, подошли сзади и толкнули все «Длинные уши», кроме двух, в воду. Огонь. Этот ров был найден норвежской экспедицией и частично вырублен в скале. Были обнаружены слои огня, но не было фрагментов тел.

Что касается происхождения людей с островов Пасхи, показывают связь с южной Америкой, критики предполагают, что это было результатом недавних событий человека. Если история о том, что почти все Длинные Уши были убиты в гражданской войне, правдива, как гласит история островитян, можно было бы ожидать, что южноамериканская родословная, построившая статуи, была бы почти полностью уничтожена, оставив на большей части вторжение Полинезийская родословная.

Лодки и Ра II
Ра II в музее Кон-Тики

В 1969 и 1970 годах Ра Хейердал построил две лодки из папируса и попытался пересечь Атлантический океан из Марокко в Африке. Основываясь на чертежах и моделях древнего Египта, первая лодка, названная Ра (в честь египетского бога Солнца ), была построена строителями строителями лодок из озера Чад с использованием папирус тростниковый, добытый из озера Тана в Эфиопии и запущенный в Атлантический океан с побережья Марокко. В команду Ра входили Тур Хейердал (Норвегия), Норман Бейкер (США), Карло Маури (Италия), Юрий Сенкевич (СССР), Сантьяго. Хеновес (Мексика), Жорж Суриаль (Египет) и Абдулла Джибрин (Чад). Только Хейердал и Бейкер имели опыт мореплавания и навигации.

Через несколько недель Ра принял воду. Экипаж обнаружил, что ключевой элемент египетского метода постройки лодок был упущен - привязь, которая действовала как пружина, удерживая корму высоко в воде, используя при этом гибкость. Вода и штормы в итоге заставили его прогнуться и развалиться на части после плавания более 6 400 км (4 000 миль). Экипаж был вынужден покинуть Ра, примерно в 160 км от Карибских островов, и был спасен яхтой.

В следующем 1970 году аналогичное судно Ra II было построено из папируса Деметрио, Хуаном и Хосе Лимачи из озера Титикака в Боливии. и таким же образом отплыли через Атлантику из Марокко, на этот раз с большим успехом. Экипаж был в основном такой же; хотя Джибрин был заменен Кей Охара из Японии и Мадани Айт Оуханни из Марокко. Лодка потерялась и была предметом поисково-спасательной миссии Организации. Поиск включал международную помощь, в том числе людей из далеких стран, например, Лу-Чи Ху из Новой Зеландии. Лодка достигла Барбадоса, тем самым действующим, что моряки могли справиться с трансатланими рейсами, плывя по Канарскому течению. Ra II сейчас находится в Музее Кон-Тики в Осло, Норвегия.

О путешествиях были сняты книга «Экспедиции Ра» и документальный фильм Ра (1972). Помимо основных возможностей экспедиции, Хейердал сознательно выбрал команду, представляющую большое разнообразие расы, национальности, религии и политических взглядов, чтобы использовать, что по крайней мере, на своем маленьком плавучем острове люди могли бы сотрудничать и жить мирно. Кроме того, экспедиция взяла образцы загрязнения моря и представила свой отчет ООН.

Тигр
Модель Тигра в пирамидах Гуимара, Тенерифе.

Хейердал построил еще одну лодку из тростника, Тигр, которая должна была действовать, что торговля и миграция могли связать Месопотамию с цивилизацией долины Инда На территории нынешнего Пакистана и Западной Индии. «Тигрис» был построен в Ираке и прошел с международным экипажем через Персидский залив в Пакистан и попал в Красное море.

Примерно через пять месяцев в море, оставаясь мореходным, «Тигр» был намеренно сожжен в Джибути 3 апреля 1978 г. в знак протеста против войн, бушующих со всех сторон в Красном море. Море и Африканский Рог. В своем Открытом письме Генеральному секретарю ООН Курт Вальдхайм Хейердал объяснил свои причины:

Сегодня мы сжигаем наш гордый корабль... в знак протеста против бесчеловечных элементов в мире 1978 года... мы вынуждены остановиться у входа в Красное море. Окруженные военными самолетами и кораблями самых цивилизованных стран мира, дружественные правительственные службы безопасности отказали в разрешении приземлиться где угодно, кроме крошечной и все еще нейтральной Республики Джибути. Повсюду вокруг нас братья и соседи участвуют в организациях, используя средства, предоставленные им теми же, кто ведет человечество на нашем совместном пути в третьем тысячелетии.

Мы обращаемся к невинным массам во всех промышленно развитых странах. Мы должны осознать безумную реальность нашего времени... Мы все безответственны, если только мы не потребляем от ответственных лиц, принимающих решения, чтобы современное вооружение больше не было доступно людям, чьи бывшие боевые топоры и мечи наши предки осуждали.

Наша планета больше, чем тростниковые связки, которые перенесли нас через моря, и все же достаточно мала, чтобы подвергаться тому же риску, если только те из нас, кто еще живы, не откроют наши глаза и умы на отчаянную Необходимость в разумном сотрудничестве, чтобы спасти себя и нашу общую цивилизацию от того, что мы собираемся превратить в тонущий корабль.

В последующие годы Хейердал часто открыто высказывался по вопросам международного мира и окружающей среды.

Экипаж «Тигра» состоял из 11 человек: Тур Хейердал (Норвегия), Норман Бейкер (США), Карло Маури (Италия), Юрий Сенкевич (СССР), Херман Карраско (Мексика), Ханс Петтер Бон (Норвегия), Рашад Назар Салим (Ирак), Норрис Брок (США), Тору Сузуки (Япония), Детлеф Сойцек (Германия) и Асбьёрн Дамхус (Дания)).

«Поиски Одина» в Азербайджане и России

Предыстория

Хейердал раза посещений Азербайджан в 1981, 1994, 1999 и 2000 годах. Хейердал долгое время был очарован наскальными рисунками, датируемыми примерно 8-7 тысячелетиями до н. Э. В Гобустане (примерно в 30 милях / 48 км к западу от Баку ). Он был обвинен, что их художественный стиль очень похож на резьбу, найденную в его родной Норвегии. Конструкции кораблей, в частности, рассматривались как похожие и нарисованные простые серповидной линией, представляющие основание лодки, с вертикальными линиями на палубе, представляющими команду или, возможно, поднятыми веслами.

Основываясь на этой и других опубликованных документах, Хейердал предположил, что Азербайджан был местом древней развитой цивилизации. Он считал, что туземцы мигрировали на север по водным путям в современную Скандинавию, используя изобретательно сконструированные сосуды из шкур, которые можно было сложить, как ткань. Когда путешественники путешествовали по течению, они удобно складывали свои кожаные лодки и перевозили их на вьючных животных.

Снорри Стурлусон

Во время визита Хейердала в Баку в 1999 году он читал лекции в Академии наук об истории древних нордических королей. Он представил запись, сделанную Снорри Стурлусоном, историком-мифографом 13-го в Саге об Инглинге, в которой говорится, что «Один (скандинавский бог, который был один из королей) пришел на север со своим народом из страны, называемой Асер. "(см. также Дом Инглингов и Мифологические короли Швеции ). Хейердал принял историю Снорри как буквальную правду и считал, что вождь привел свой народ в миграцию с востока, запада и севера через Саксонию в Фюн в Данию, и в конечном итоге обосновался в Швеции. Хейердал утверждал, что географическое положение мифического Асера или Асира соответствует региону современного Азербайджана - «к востоку от гор Кавказа и Черного моря». «Мы больше не говорим о мифологии, - сказал Хейердал, - а о реалиях географии и истории. Азербайджанцы должны гордиться своей древней культурой. Он такой же богатый и древний, как Китай и Месопотамия ».

Тур Хейердал в 2000 году

В сентябре 2000 года Хейердал вернулся в четвертый раз и посетил археологические раскопки в районе церкви Киша.

Пересмотр гипотезы

Один из последних проектов его жизни, Jakten på Odin, «Поиски Одина», был внезапным пересмотром его гипотезы Одина, в поддержку которой он начал раскопки 2001–2002 годов в Азове, Россия, у Азовского моря на северо -востоке Черного моря. Он искал остатки цивилизации, соответствующие описанию Одина в Снорри Стурлуссоне, значительно дальше к северу от его первоначальной цели - Азербайджана на Каспийском море всего двумя годами ранее. Этот проект вызвал резкую критику и обвинения в псевдонауке со стороны историков, археологов и лингвистов в Норвегии, которые обвинили Хейердала в избирательных системах и в основном без научных методологии в его работе.

Его основные утверждения были основаны на сходстве имен в скандинавской мифологии и географических названий в регионе Черного моря, например Азов и Асир, Уди и Один, Тир и Турция. Филологи и историки отвергают эти параллели как простое совпадение, а также как анахронизмы, например, город Азов не носил этого названия до более чем 1000 лет после того, как Хейердал утверждает, что здесь жили асы. Споры вокруг проекта Search for Odin были во многом типичными для отношений между Хейердалом и академическим сообществом. Его теории редко получали научное признание, в то время как сам Хейердал отвергал всю научную критику и сосредоточился на публикации своих теорий в популярных книгах, предназначенных для широкой публики.

По состоянию на 2017 год гипотеза Хейердала об Одине еще не была подтверждена кем-либо историк, археолог или лингвист.

Другие проекты

Хейердал также исследовал курганы, найденные на Мальдивских островах в Индийском океане. Там он нашел ориентированные на солнце фундаменты и дворы, а также статуи с удлиненными мочками ушей. Хейердал считал, что эти находки согласуются с его теорией о морской цивилизации, которая зародилась на территории нынешней Шри-Ланки, колонизировала Мальдивы и повлияла или основала культуры древней Южной Америки и Пасхи. Остров. Его открытия подробно описаны в его книге «Мальдивская тайна».

В 1991 году он изучил пирамиды Гуимара на Тенерифе и заявил, что это не случайные груды камней, а пирамиды. Основываясь на открытии, сделанном астрофизиками Апарисио, Бельмонте и Эстебаном из Instituto de Astrofísica de Canarias, что «пирамиды» были ориентированы астрономически и были убеждены в их древнем происхождении, он утверждал, что древние люди, которые построили их, скорее всего, были поклонниками солнца. Хейердал выдвинул теорию, согласно которой Канары были базами древнего судоходства между Америкой и США.

Хейердал также был активным деятелем зеленой политики. Он был награжден множеством медалей и наград. Он также получил 11 почетных докторских степеней университетов Америки и Европы.

. В последующие годы Хейердал участвовал во многих других экспедициях и археологических проектах. Он оставался наиболее известным своим кораблестроением и акцентом на культурном диффузионизме.

Смерть
Могила Тура Хейердала в Колла Мишери

Хейердал умер 18 апреля 2002 года в Колле. Микери, Лигурия, Италия, куда он уехал, чтобы провести пасхальные каникулы с некоторыми из своих ближайших членов семьи. Он умер в возрасте 87 лет от опухоли мозга. Получив диагноз, он приготовился к смерти, отказавшись есть или принимать лекарства.

Норвежское правительство удостоило его государственных похорон в Ословский собор 26 апреля 2002 г. Он похоронен в саду семейного дома в Колла-Микери. Он был атеистом.

Наследие

Несмотря на то, что в течение многих лет большая часть его работ не принималась научным сообществом, Хейердал, тем не менее, увеличил общественный интерес к древней истории и антропология. Он также показал, что дальние морские путешествия возможны с древними проектами. Таким образом, он был крупным практиком экспериментальной археологии. В музее Кон-Тики на полуострове Бюгдёй в Осло, Норвегия, хранятся суда и карты экспедиции Кон-Тики, а также библиотека с примерно 8000 книги.

Институт Тура Хейердала был основан в 2000 году. Хейердал сам согласился с основанием института, и его целью является продвижение и дальнейшее развитие идей и принципов Хейердала. Институт находится Эд в городе Ларвик, Норвегия, где родился Хейердал. В Ларвике, на родине Хейердала, в 2007 году муниципалитет начал проект по привлечению большего числа посетителей. С тех пор они приобрели и отремонтировали дом, в котором жил Хейердал, в конце лета устроили ежегодную регату на плотах в его честь и начали строительство центра Хейердала.

Внук Хейердала, Олав Хейердал, повторил Конь своего деда. Путешествие на Тики в 2006 году в составе экипажа из шести человек. Путешествие, организованное Торгейр Хиграфф и названный, был задуман как дань уважение Хейердалу, попытка лучше понять навигацию через швертборды («гуара»), а также средство наблюдения за окружающей средой Тихого океана.

Книга Торгейра Хиграффа об экспедиции Тангароа была опубликована в 2007 году. В книге есть множество фотографий из плавания Кон-Тики 60 лет назад и иллюстрировано фотографиями члена экипажа Тангароа Андерса Берга (Осло: Базар Форлаг, 2007). "Tangaroa Expedition" также выпущен в виде документального DVD на английском, норвежском, шведском и испанском языках.

Поль Теру в своей книге «Счастливые острова Океании» критикует Хейердала за попытку связать культуру полинезийских островов с перуанской культурой. Однако недавнее научное исследование, сравнивающее ДНК некоторых островов с урожаем Перу, предполагает, что в идеях Хейердала есть определенная ценность и что, хотя Полинезия была колонизирована из Азии, некоторые контакты с Южной Америкой также существовали; несколько статей за последние несколько лет подтвердили генетические данные некоторую форму контактов островом Пасхи. Совсем недавно некоторые исследователи опубликовали исследование, подтверждающее более широкое влияние на генетические и культурные элементы Полинезии благодаря контактам с Южной Америкой.

Награды и почетные звания
Бюст Тора Хейердала. Гуимар, Тенерифе.

Астероид 2473 Хейердал назван в его честь, как и HNoMS Thor Heyerdahl, норвежский фрегат класса Нансен, а также MS Thor Heyerdahl (теперь переименованный в MS Вана Таллинн ) и Тур Хейердал, немецкое трехмачтовое парусное учебное судно , используемое принадлежавшее участнику экспедиции «Тигр». Средняя школа Тур Хейердал в Ларвике, город, где он родился, также названа в его честь. Компания Google почтила Хейердала в его 100-летие, сделав Google Doodle.

многочисленными наградами и наградами Хейердала, включая следующие:

Правильные и государственные награды

Академические награды

Почетные степени

Книги
  • På Jakt efter Paradiset (Охота за раем), 1938; Фату-Хива: Назад к природе (название изменено на английском в 1974 году).
  • (Кон-Тики ekspedisjonen, также известный как Кон-Тики: Через Тихий океан на плоту), 1948.
  • Американские индейцы в Тихом океане: Теория экспедиции Кон-Тики (Чикаго: Рэнд МакНелли, 1952), 821 страница.
  • Аку-Аку: Тайна острова Пасхи, 1957.
  • Морские пути в Полинезию: американские индейцы и ранние азиаты в Тихом океане (Чикаго: Рэнд МакНалли, 1968), 232 страницы.
  • The Ra Expeditions ISBN 0-14-003462-5.
  • Ранний человек и океан: начало мореплавания и морских цивилизаций, 1979
  • Экспедиция на Тигр : в поисках истоков
  • Мальдивские тайны, 1986
  • Зеленая была земля в седьмой день: воспоминания и путешествия на всю жизнь
  • Пирамиды Тукуме: поиски забытого города Перу
  • Жилет Скебнемот для убежища [Судьба встречается к западу от норвежского океана], 1992 индейцы рассказывают свою историю, белые и бородатые боги, инфраструктура создавалась не инками, а их более продвинутыми предшественниками.
  • По следам Адама: воспоминания (официальное издание - Abacus, 2001, перевод Ингрид Кристоферсен) ISBN 0-349-11273-8
  • Инген Гренсер (Без границ, только на норвежском языке), 1999
  • Jakten på Odin (Теории об Одине, только на норвежском языке), 2001
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Хейердал, Тор. Аку-Аку: Тайна острова Пасхи. Рэнд МакНелли. 1958.
  • Хейердал, Тор. Кон-Тики. Рэнд МакНалли и компания. 1950.
  • Heyerdahl, Thor. Фату Хива. Пингвин. 1976.
  • Хейердал, Тор. Ранний человек и океан: поиски истоков мореплавания и морских цивилизаций, февраль 1979 г.
  • Хейердал, Тор. По следам Адама: мемуары, перевод Ингрид Кристоферсен, 2001 (английский)
Внешние ссылки
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Тором Хейердалом.
Последняя правка сделана 2021-06-11 10:35:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте