Рапа Нуи

редактировать
Рапа Нуи
Rapanookee vona.jpg Традиционный танец народа Рапа Нуи
Общая численность населения
9,399
население
Чили (особенно Остров Пасхи )
Языки
Рапа Нуи, Чилийский испанский
Религия
Римский католицизм
Родственные этнические группы
Опароан, Таитянин

Рапа Нуи - это коренные полинезийцы жители острова Пасхи в Тихий океан. Самая восточная полинезийская культура, потомки коренных жителей острова Пасхи составляют около 60% нынешнего населения острова Пасхи, и значительная часть их населения проживает на материке Чили. Они говорят как на традиционном языке рапа-нуи, так и на основном языке Чили, испанском. По переписи 2017 года на острове проживало 7750 жителей, почти все из которых жили в деревне Ханга-Роа на защищенном западном побережье т.

По состоянию на 2011 год основным источником дохода Рапа Нуи был туризм, который сосредоточен на гигантских скульптурах, называемых моаи.

Активисты Рапа Нуи боролись за свое право самоопределение и владение островом. Протесты в 2010 и 2011 годах коренного населения Рапа Нуи на острове Пасхи, протестовавших против создания морского парка и заповедника, привели к столкновениям с чилийской полицией.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Доевропейские контакты (300–1722 гг. Н.э.)
    • 1.2 Ранние европейские контакты (1722–1870 гг. Н.э.)
  • 2 Культура
    • 2.1 Язык
    • 2.2 Мифология
    • 2.3 Моаи
    • 2.4 Искусство
    • 2.5 Музыка
    • 2.6 Татуировки
  • 3 Взаимодействие с окружающей средой
    • 3.1 Сельское хозяйство
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

История

Доевропейские контакты (300–1722 гг. Н. Э.)

Считается, что рапа Нуи заселили остров Пасхи между 300 и 1200 гг. Ранее дата прибытия оценивалась примерно в 700–800 гг. Н. Э., Но более свежие данные радиоуглеродного датирования подтверждают дату прибытия только в 1200 г. н.э. В результате генетического анализа митохондриальной ДНК доисторических скелетов было установлено, что люди рапа-нуи имеют полинезийское происхождение. Генетический анализ, проведенный Эриком Торсби и другими генетиками в 2007 году, выявил генетические маркеры европейского и американского индейского происхождения, которые предполагают, что рапа Нуи внесли европейский и индейский вклад в их ДНК в течение или до начала 1800-х годов.

Рисунок человека с острова Пасхи, 1777 г. Рисунок женщины с острова Пасхи, 1777 год Рисунок мужчины и женщины с острова Пасхи., Уильям Ходжес, 1777

Ранние европейские контакты (1722–1870 гг. н.э.)

Якоб Роггевен был первым европейцем, зафиксировавшим контакты с рапа-нуи. Роггевен якобы отправился на поиски островов Хуана Фернандеса или острова Давида, но вместо этого прибыл на остров Пасхи 5 апреля 1722 года (Пасхальное воскресенье ). Он оставался на острове около недели. Фелипе Гонсалес де Ахедо посетил Рапа-Нуи в 1770 году и заявил права на остров Испании в документе, о котором островитяне написали в ронгоронго, теперь неразборчивый сценарий Рапа Нуи. Джеймс Кук и Жан-Франсуа де Галап, граф де Лаперуз, посетили остров на несколько дней в 1774 и 1786 годах соответственно.

Группа рапа-нуи в Ханга-Роа, ок. 1914 Хуан Тепано Рано`а Вери`Амо, чистокровный рапа-нуи и чилийский военный, во время службы в (23 июля 1915 г.).

Культура

Язык

В настоящее время на рапа-нуи говорят на испанском и традиционном языке рапа-нуи. Язык рапа-нуи, также известный как паскуан, классифицируется как восточно-полинезийский язык и в настоящее время пишется латиницей. Рапа-нуи - язык меньшинства, так как большинство рапа-нуи говорят на испанском как на родном. Испанский - самый распространенный язык на острове Пасхи, а также основной язык образования и управления. Считается, что в Рапа Нуи в настоящее время происходит сдвиг в сторону более испанской структуры предложений. Ронгоронго, система знаков, обнаруженная в 1800-х годах, как полагают, представляет собой старую версию языка рапа-нуи. Однако расшифровка ронгоронго - непрерывный процесс, и пока не ясно, является ли ронгоронго формой письма или какой-либо другой формой культурного выражения.

Мифология

Основные истории мифологии Рапа Нуи относятся к Хоту Мату'а, который считается первым поселенцем острова Пасхи, и ману Тангата. Ману Тангата - это мифология религии и культа Человека-Птицы, в котором был бог-создатель Макемаке и соревнование с яйцами, чтобы выбрать Человека-птицу, который будет оставаться священным в течение пяти месяцев.. Более поздняя мифология Рапа-Нуи включает в себя историю эпической битвы между Ханау Эпе и Ханау Момоко.

транснептунианская карликовая планета Макемаке названа в честь этого божества-создателя.

Моаи

Самым известным аспектом культуры Рапа Нуи являются моаи, 887 человеческих фигур, вырезанных из скалы между 1250 и 1500 годами нашей эры и перемещенных по острову Пасхи. Считалось, что моаи были живыми лицами предков, и все они были свергнуты к 1868 году. Моаи покоятся на больших каменных платформах, называемых аху, самыми известными из которых являются Аху Тонгарики, самый большой аху, и Аху Винапу. У некоторых моаи шляпы из красного вулканического камня, известного как Пукао. В настоящее время Рапа Нуи и чилийское правительство сосредоточены на сохранении и реставрации статуй, в том числе обозначении территории, на которой находятся многие статуи, Национального парка Рапа Нуи, как Объект Всемирного наследия.

Искусство

Рапа Нуи исторически изготавливали головные уборы из перьев, ткани из коры, резьбу по дереву и камню. Тупые круглые камни тесла использовались для завершения каменных изображений и резьбы по дереву. Отличительной чертой статуй Рапа Нуи является использование ракушек или кораллов, инкрустированных обсидианом, для изображения глаз.

Музыка

Традиционная музыка рапа-нуи состоит из хорового пения и пения в сопровождении инструментов, в том числе труб из раковин, перкуссионных танцоров, аккордеонов и кауаха, ударного инструмента, созданного из челюстной кости лошади.. Современная рапануйская музыка оказала влияние на Латинскую Америку, создав новые жанры, такие как стиль танго рапануй. Matato'a, одна из самых известных музыкальных групп на острове, пропагандирующая традиционные стили танца и музыки.

Татуировки

Тепано, фотография мадам Хор Эскиз татуировок Тепаноса, сделанный Яльмаром Штольпе. Фотография Тепано, сделанная Оскаром Экхольмом. Тепано, человек из Рапа Нуи с татуировками на лице. Левый снимок сделан в 1870-х годах Софией Хоар на Таити. В центре - гравюра по эскизам Яльмара Столпе на Таити в 1884 году, а справа - фотография Оскара Экхольма в 1884 году. На правом снимке очень трудно увидеть какие-либо следы татуировок, что-то Штольпе также пишет в своей статье 1899.

Как и на других полинезийских островах, татуировки и рисунки на теле имели в основе своей духовный оттенок. В некоторых случаях татуировки считались рецептором божественной силы или маны. Они были проявлениями культуры рапа-нуи. Священники, воины и вожди имели больше татуировок, чем остальное население, как символ своей иерархии. И мужчины, и женщины были татуированы, чтобы представлять их социальный класс. Татуировки, как и другие виды искусства в Рапа-Нуи, сочетают в себе антропоморфные и зооморфные образы. В настоящее время молодые люди возвращают татуировки рапа-нуи как важную часть своей культуры, а местные художники основывают свои творения на традиционных мотивах.

Татуировку выполняли с помощью костяных игл и гребней, называемых Ухи, сделанных из костей птиц или рыб. Чернила были сделаны из натуральных продуктов, в первую очередь из-за сжигания листьев Ti (Cordyline terminalis) и сахарного тростника.

Взаимодействие с окружающей средой

Существует распространенная гипотеза, что очевидное снижение Культура и общество рапа-нуи до открытия европейцами в 1722 году были вызваны чрезмерной эксплуатацией окружающей среды острова, в первую очередь из-за вырубки почти всех деревьев острова. Наиболее известным сторонником этого объяснения является Джаред Даймонд, который предлагает сценарий «экоцида» на острове Пасхи в своей книге 2005 года Коллапс.

Эта идея о крахе общества Рапа Нуи возникла из дисбаланс между общими ресурсами, имеющимися на острове, в основном населением, древесиной и источниками пищи, и энерго- и ресурсоемким подвигом по транспортировке и выращиванию моаи. Продовольственных ресурсов могло быть меньше, чем в других районах Полинезии из-за таких факторов, как более прохладный климат, отсутствие осадков по сравнению с другими островами в этом районе, сильные ветры и отсутствие биоразнообразия, что привело к обычному полинезийскому урожаи не так хороши, как в других районах Тихого океана. Источник хорошей древесины также в настоящее время заметно отсутствует на острове, это самое высокое из сохранившихся растений, в среднем около 7 футов.

Хотя на острове Пасхи в настоящее время насчитывается всего 48 различных видов растений, о чем свидетельствуют ботанические исследования острова, когда-то на острове было гораздо больше, что показало анализ пыльцы, проведенный на слоях отложений с болот или прудов. Из этих образцов было показано, что 22 человека, которых больше нет на острове, когда-то там жили. Среди этих растений была гигантская пальма, пальма Рапа-Нуи, которая показывала признаки того, что она была самым большим видом пальм в мире, затмевая по размеру Чилийскую винную пальму, если бы она не вымерла.. Есть также признаки того, что остров Пасхи когда-то обладал гораздо более разнообразной фауной. Остатки скелетов 25 различных видов гнездящихся птиц были обнаружены на острове, но с тех пор их количество сократилось до 16. Эта тенденция исчезновения и истребления является обычным явлением, когда люди заселяют новый район из-за тенденции к чрезмерной охоте и чрезмерной эксплуатации ресурсов.

Обезлесение привело бы к снижению урожайности из-за эрозии почвы, потери древесины как ресурса для постройки рыболовных судов, среди прочего, и вызвали необходимость прекращения строительства моаи, возведенных вокруг острова. Даймонд предполагает, что нехватка ресурсов могла привести к жестокой гражданской войне, что привело к сокращению населения. Он также выдвигает гипотезу о том, что до войны было около 7000 человек, и это число упало до 2000, которых встретили миссионеры, когда они появились в 19 веке и провели первую перепись населения на острове.

Другие связывают этот спад с перенаселенностью или появлением на острове европейцев, а также с болезнями, которые обычно сопровождают их, например, оспой.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство на острове Пасхи подает признаки до прихода Европы, необходимого из-за климата, который характеризовался избытком ветра и низким количеством осадков для данной области. Археологические находки показывают множество ям для компоста и ирригационных систем. Также были сложены большие валуны, служившие барьером от ветра. На полях применялась система земледелия, называемая литная мульча. В этом методе фермеры раскладывали камни на своих полях, заставляя растения расти на определенных участках. Этот метод, как известно, увеличивает влажность почвы при одновременном уменьшении эрозии почвы от ветра, эффективно борясь с климатическими условиями.

Культуры, выращиваемые на острове Пасхи, включают сладкий картофель, ямс, таро, бананы и сахарный тростник. Куры были единственным домашним животным, хотя «курятники», вырезанные из камня, которые до сих пор усеивают поля острова, скорее всего, были гробницами, из которых куры получали кальций и фосфор в виде костной муки.

См. также

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с народом Рапа Нуи.
Последняя правка сделана 2021-06-03 08:27:24
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте