Военные корабли эллинистической эпохи

редактировать
Знаменитая 2 век до н.э. Ника Самофракийская, стоящая на носу военного корабля с веслами. вероятно, тригемиолия.

Начиная с 4-го века до нашей эры, новые типы весельных боевых кораблей появились в составе триремы и трансформировали морскую войну. Корабли становились все более крупными и тяжелыми, в том числе некоторые из самых больших деревянных кораблей, построенных до сих пор. Эти разработки были инициированы эллинистическим Ближним Востоком, но также в значительной степени разделялись военно-морскими силами Западного Средиземноморья, в частности Карфагеном и Римская Республика. В то время как богатые королевства-преемники на Востоке строили огромные военные корабли («полиремы»), Карфаген и Рим в период интенсивного военно-морского антагонизма во время Пунических войн полагались в основном на суда среднего размера.. В то же время более мелкие военно-морские державы использовали множество малых и быстрых судов, которые также использовались вездесущими пиратами. После установления полной римской гегемонии в Средиземноморье после битвы при Акциуме зарождающаяся Римская империя не столкнулась с серьезными морскими угрозами. В I веке нашей эры более крупные военные корабли оставались только как флагманы и постепенно вытеснялись легкими либурнианцами, пока к поздней античности сведения об их конструкции были утеряны.

Содержание
  • 1 Терминология
  • 2 Эволюция дизайна
    • 2.1 Весельная система
    • 2.2 Конструкция
  • 3 Тяжелые военные корабли
    • 3.1 Квадрирема
    • 3.2 Квинквирема
    • 3.3 Гексарема
    • 3.4 Септирем
    • 3.5 Октера
    • 3.6 Эннерес
    • 3.7 Децерес
    • 3.8 Большие полимеры
  • 4 Легкие военные корабли
    • 4.1 Лембос
    • 4.2 Гемиолия
    • 4.3 Трихемиолия
    • 4.4 Либурнианцы
  • 5 Вооружение и тактика
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
Терминология

Большинство военных кораблей той эпохи отличалось своими именами, которые представляли собой составные части числа и суффикса. Таким образом, английский термин quinquereme происходит от латинского quinque-rēmis и имеет греческий эквивалент πεντ-ήρης. Оба являются составными с приставкой, означающей «пять»: латинское quinque, древнегреческое πέντε. Римский суффикс происходит от rēmus, «весло»: «пятивесло». Поскольку на судне не может быть только пяти весел, это слово должно быть фигурой речи, означающей что-то другое. Есть несколько возможностей. -Ηρης встречается только в форме суффикса, происходящего от ἐρέσσειν, «грести». Поскольку «гребец» - это eretēs, а «весло» - eretmon, -ērēs не означает ни то, ни другое, но, исходя из глагола, должно означать «гребля». Это значение не яснее латинского. Независимо от того, что изначально означало «пятивесло» или «пятиряд», было утеряно при знании конструкции, и с V века это вызывает горячие споры. Историю попыток интерпретации и текущий научный консенсус см. В ниже.

Эволюция дизайна

В великих войнах V века до нашей эры, таких как Персидские войны и Пелопоннесской войны, трирема была самым тяжелым типом боевых кораблей, используемых военно-морскими силами Средиземноморья. Трирема (греч. Triērēs, «трехвесельная») приводилась в движение тремя рядами весел, по одному гребцу на каждой. Однако в начале IV века до нашей эры стали появляться варианты конструкции трирем: приписывается изобретение квинкверемы (греч. Pentērēs, «пятивесла») и гексаремы (греч. Hexērēs, «шестивесла»). историк Диодор Сицилийский тирану Дионисию I Сиракузскому, а квадрирема (греч. tetrērēs, «четырехвесельная») была приписана Аристотелем карфагеняне.

Система весла

Изображение положения гребцов на трех разных уровнях (сверху: транитай, зигитай и таламитай) в греческой триреме. Интерпретация весла 19 века система с пятью уровнями весел.

О конструкции и внешнем виде этих кораблей известно гораздо меньше, чем о триреме. Литературные свидетельства фрагментарны и весьма избирательны, а графические свидетельства неясны. Тот факт, что трирема имела три уровня весел (trikrotos naus), привел средневековых историков, спустя долгое время после того, как особенности их конструкции были утеряны, предположить, что конструкция «четырех», «пятерки» и других более поздних кораблей будет поступать логически, то есть у квадрирем будет четыре ряда весел, у квинквирем - пять и т. д. Однако возможное появление более крупных полирем («шестерки», а затем «семерки», «восьмерки», «девятки», «десятки», и даже огромное «сорок ») сделали эту теорию неправдоподобной. Следовательно, в течение Возрождения и до 19 века считалось, что гребная система триремы и ее потомков была похожа на систему alla sensile современных галер, состоящую из нескольких весел на каждом уровне., на каждом гребле по одному гребцу. Ученые 20-го века опровергли эту теорию и установили, что древние военные корабли гребли на разных уровнях, причем три обеспечивали максимальный практический предел. Таким образом, более высокие числа «четверок», «пятерок» и т. Д. Интерпретировались как отражающие количество рядов гребцов на каждом борту судна, а не увеличение количества рядов весел.

наиболее распространенной теорией расположения гребцов на новых типах судов является теория "двойного крена", т. е. квадрирема произошла от биремы (военный корабль с двумя рядами весел) путем размещения двух гребцов на каждом весле - квинкверема из триремы, помещая двух гребцов на два самых верхних уровня (thranitai и zygitai, согласно греческой терминологии), и более поздняя гексарема, размещая двух гребцов на каждом уровне. Другие интерпретации квинкверемы включают военный корабль биремы с тремя и двумя гребцами на верхнем и нижнем гребнях или даже монорему (военный корабль с одним уровнем весел) с пятью гребцами. Теория "двойного берега" подтверждается тем фактом, что квинкверемы 4-го века размещались в тех же сараях для кораблей, что и триеры, и поэтому должны были иметь одинаковую ширину (c. 16 футов (4,9 м)).)), что согласуется с идеей эволюционного перехода от одного типа к другому.

Причины эволюции полирем не очень ясны. Наиболее часто приводимый аргумент - недостаток квалифицированной рабочей силы: трирема была, по сути, кораблем, построенным для тарана, и успешная тактика тарана зависела главным образом от постоянного содержания хорошо обученной гребной команды, что мало кто заявляет. Помимо Афины с их радикальной демократией имели для этого средства или социальную структуру. Использование нескольких гребцов уменьшило количество таких высококвалифицированных мужчин, необходимых в каждой команде: только гребец на кончике весла должен был быть достаточно обучен, и тогда он мог вести за собой других, которые просто обеспечивали дополнительную движущую силу. Эта система также использовалась на галерах эпохи Возрождения, но сосуды с свидетельствами того, что древние экипажи продолжали тщательно обучаться их командирами. Увеличение числа гребцов также требовало более широкого корпуса, что, с одной стороны, уменьшало скорость кораблей, но с другой стороны давало ряд преимуществ: более крупные суда можно было усилить, чтобы лучше противостоять тарану, а более широкий корпус увеличивал их грузоподъемность, что позволяло еще морпехов и, в конечном итоге, катапульты. Палубы этих кораблей были также выше над ватерлинией, а их увеличенная ширина давала им дополнительную устойчивость, что делало их превосходными ракетными платформами. Это был важный факт в эпоху, когда морские сражения все чаще решались не тараном, а менее технически сложными абордажными действиями. Лайонел Кассон даже высказал предположение, что квинкверемы, использовавшиеся римлянами в Пунических войнах 3-го века, были моноремами (т. Е. С одним уровнем и пятью гребцами на каждом весле), т.е. в состоянии нести большой контингент из 120 морских пехотинцев, засвидетельствованных для Битвы при Экномусе.

. Альтернативные объяснения перехода на более крупные корабли предоставлены Мюрреем: Первоначально более крупные корабли считались желательными, потому что они могли выдержать лук Таран на носу, что позволяло повысить тактическую гибкость по сравнению с более старыми, меньшими кораблями, которые ограничивались тараном широким бортом. Когда более крупные корабли стали обычным явлением, они доказали свою полезность в осадных операциях против прибрежных городов, таких как осада Тира Александром Великим, а также в многочисленных осадных операциях, проведенных его преемники, такие как осада Родоса Деметриусом Полиоркетом.

Констракшн

Рельеф Ленорманта из Афинского Акрополя, изображающие гребцов «афракта» "Афинская трирема, ок. 410 г. до н. Э. Обнаруженный в 1852 году, он является одним из основных графических свидетельств макета триремы.

. В Средиземноморье существовали две основные традиции дизайна: греческая и пуническая (финикийский / карфагенский) тот, который позже был скопирован римлянами. Как показано на примере триремы, греки обычно проецировали верхний уровень весел через аутригер (парексейрезия), в то время как более поздняя пуническая традиция возвышала корабль, и все три яруса весел выступали прямо сбоку.

Основываясь на иконографических свидетельствах на монетах, Моррисон и Коутс определили, что пунические триеры в V и начале IV веков до нашей эры были во многом похожи на своих греческих собратьев, скорее всего, включая аутригер. Однако с середины 4-го века, примерно в то время, когда в Финикии появилась квинквирема, есть свидетельства существования кораблей без выносных опор. Это потребовало бы другого расположения весла, при котором средний уровень был бы помещен более внутрь, а также другой конструкции корпуса с прикрепленными к нему бортовыми палубами. Начиная с середины III века до нашей эры, карфагенские «пятерки» отображают отдельный «ящик для весла», в котором находились гребцы и который был прикреплен к основному корпусу. Это развитие более ранней модели повлекло за собой дальнейшие модификации, означающие, что гребцы будут располагаться над палубой и, по сути, на одном уровне. Это позволило бы укрепить корпус и увеличить грузоподъемность в расходных материалах, а также улучшить условия вентиляции гребцов, что является особенно важным фактором в поддержании их выносливости, и, таким образом, улучшить поддерживаемую скорость корабля. Однако неясно, применялся ли этот дизайн к более тяжелым военным кораблям, и хотя римляне скопировали пуническую модель для своих квинкверем, существует множество иконографических свидетельств того, что военные корабли с аутригерами использовались до конца имперского периода.

в Афинах. 415–413 гг. до н.э. стало очевидно, что верхний ярус гребцов, thranitai, афинских триер (без палубы и брони) был уязвим для атак стрелами и катапультами. С учетом того, что в более поздние годы деятельность по высадке на борт с близкого расстояния стала популярной, суда строились как корабли-катафракты с закрытым корпусом для защиты гребцов и полной палубой, способной нести морских пехотинцев и катапульты.

Квадрирема

Плиний Старший сообщает, что Аристотель приписал изобретение квадриремы (латинское : quadriremis; греческое : τετρήρης, tetrērēs) карфагенянам. Хотя точная дата неизвестна, скорее всего, этот тип был разработан во второй половине 4 века до нашей эры. Их первое засвидетельствованное появление произошло во время осады Тира Александром Македонским в 332 г. до н.э., а несколько лет спустя они появляются в сохранившихся военно-морских списках Афин. В период после смерти Александра (323 г. до н.э.) квадрирема оказалась очень популярной: афиняне планировали построить 200 таких кораблей, а из 240 кораблей флота Антигона I Монофтальма (г. 306–301 гг. До н.э.) были «четверками». Впоследствии квадрирема стала главным военным кораблем родосского флота, единственной профессиональной военно-морской силы в Восточном Средиземноморье. В битве при Наулохе в 36 г. до н.э. «четверки» были наиболее распространенным типом кораблей, использовавшимся флотом Секста Помпея, и несколько кораблей этого типа зарегистрированы в двух преторианских флот Имперского римского флота.

Из ссылок как из Второй Пунической войны, так и из Битвы при Миле известно, что у квадрирем было два уровня гребцов, и поэтому был ниже, чем квинкверема, но имел примерно такую ​​же ширину (c. 5,6 м). Его водоизмещение должно быть около 60 тонн, а грузоподъемность c. 75 морских пехотинцев. Его особенно ценили за высокую скорость и маневренность, а относительно небольшая осадка делала его идеальным для прибрежных операций. «Четверка» была классифицирована римлянами как «большой корабль» (maioris formae), но как легкий корабль, служащий рядом с триерой, во флотах крупных эллинистических царств, таких как Египет.

Квинквирема

Изола Тиберина нос в Риме. согласно Коутсу, это изображает греческую «пятерку» или «шесть», в то время как по Мюррею это «пятерка».

Возможно, самый известный из военных кораблей эллинистической эпохи, поскольку он широко использовался у карфагенян и римлян квинквирема (лат. : quinqueremis; греч. : πεντήρης, pentērēs) была изобретена тираном Сиракуз, Дионисием I (годы правления 405–367 до н.э.) в 399 г. до н.э., как часть крупной военно-морской программы вооружения, направленной против карфагенян. В течение большей части 4-го века «пятерки» были самым тяжелым типом боевых кораблей и часто использовались в качестве флагманов флотов, состоящих из триер и квадрирем. Сидон имел их к 351 году, а Афины - к 324 году.

В восточном Средиземноморье они были вытеснены как самые тяжелые корабли массивными полиремами, которые начали появляться в последние два десятилетия 4-го века, но на Западе они оставались опорой карфагенского флота. Когда Римская республика, до сих пор не имевшая значительного флота, была втянутой в Первую Пуническую войну с Карфагеном, Римский Сенат намеревался построить флот из 100 квинкверов и 20 триер. Согласно Полибию, римляне захватили потерпевшую кораблекрушение карфагенскую квинквирему и использовали ее в качестве чертежа для своих кораблей, но утверждается, что римские копии были тяжелее карфагенских судов, которые были построены лучше. Квинкверема была рабочей лошадкой римского и карфагенского флотов во время их конфликтов, хотя также упоминаются «четверки» и «тройки». Действительно, этот тип был настолько распространен, что Полибий использовал его как сокращение от «военного корабля» в целом.

Согласно Полибию, в битве при мысе Экномус римские квинкверемы несли в общей сложности Экипаж - 420 человек, из них 300 гребцов, остальные - морпехи. Если оставить в стороне палубную команду из ок. 20 человек и принять схему гребцов 2–2–1, у квинквиремы будет по 90 весел с каждого борта и 30 гребцов. Полностью палубная квинквирема могла также нести отряд морской пехоты численностью от 70 до 120 человек, что дает общее количество экипажей около 400. «Пятерка» будет иметь длину c. 45 м, водоизмещение около 100 тонн, около 5 м. широкий на уровне воды, а его палуба должна находиться c. на высоте 3 м над уровнем моря. Полибий сказал, что квинкверема превосходит старую трирему, которая в значительном количестве оставалась на вооружении многих более мелких флотов. Сообщения Ливия и Диодора Сицилийского также показывают, что «пятерка», будучи тяжелее, работала лучше, чем триеры в плохую погоду.

Hexareme

Гексарема или сексирема (лат. : hexēris; греч. : ἑξήρης, hexērēs) утверждается древними историками Плинием Старшим и Элианом как изобретенные в Сиракузы. «Шестерки», безусловно, присутствовали во флоте Дионисия II Сиракуз (годы правления 367–357 и 346–344 до н. Э.), Но они вполне могли быть изобретены в последние годы его отца, Дионисия I. «Шестерки» были более редкими, чем суда меньшего размера, и фигурируют в источниках в основном как флагманы: в битве при Экноме у двух римских консулов ​​ была гексарема, Птолемей XII (г. 80–58 и 55–51 до н.э.) один был его личным флагманом, как и Секст Помпей. В битве при Акциуме гексаремы присутствовали в обоих флотах, но с заметной разницей: в то время как во флоте Октавиана они были самым тяжелым типом судов, во флоте Марк Антоний, они были вторыми по величине после квинкверем. Единственная гексарема, «Операция», позже была записана как самый тяжелый корабль преторианского флота Мизенума.

. Точное расположение весел гексаремы неясно. Если бы это произошло естественным образом из более ранних конструкций, это была бы трирема с двумя гребцами на весло; менее вероятной альтернативой является то, что у него было два уровня с тремя гребцами на каждом. Сообщения о «шестерках», использовавшихся во время римских гражданских войн в 1 веке до н.э., указывают на то, что они были такой же высоты, как и квинкверемы, и фиксируют наличие башен на палубе «шестерки», служившей флагманом Марка Юния. Брут.

Септирем

Плиний Старший приписывает создание септиремы (латинское : septiremis; греческое : ἑπτήρης, heptērēs) Александру Великому. Курций подтверждает это и сообщает, что царь приказал вырубить 700 септиремов на горе Ливан для использования в его предполагаемых кругосветных плаваниях Аравийского полуострова и Африка. В Саламине Деметрий Полиоркет имел семь таких кораблей, построенных в Финикии, а позже Птолемей II (годы правления 283–246 до н.э.) построил 36 септирем. Пирр Эпирский (годы правления 306–302 и 297–272 до н.э.) также, по-видимому, имел по крайней мере одну «семерку», которая была захвачена карфагенянами и в конечном итоге утеряна в Милах.

Предположительно, септирема была получена путем добавления стоящего гребца к нижнему уровню гексаремы.

Octeres

Граффити из греческой колонии Нимфаион в Крыму, изображающие тяжелая полирима III в. до н.э., с носовыми и кормовыми замками.

Об октерах известно очень мало (греч. : ὀκτήρης, oktērēs). По крайней мере, двое из них были во флоте Филиппа V Македонского (годы правления 221–179 до н.э.) в битве при Хиосе в 201 г. до н.э., где они были протаранены носы. В последний раз они появлялись в Акции, где Плутарх говорит, что у Марка Антония было много «восьмерок». Основываясь на комментариях Орозия о том, что более крупные корабли во флоте Антония были такими же высокими, как quinqueremes (их палуба находилась на c. 3 м над водой), предполагается, что " восьмерки », а также« девятки »и« десятки »были расположены на двух уровнях.

Исключительно большая« восьмерка », Леонтофор, записана Мемноном Гераклеи был построен Лисимахом (годы правления 306–281 до н.э.), одним из диадохов. Он был богато украшен, требовал 1600 гребцов (8 гирь по 100 на каждую сторону) и мог поддерживать 1200 морских пехотинцев. Что примечательно для корабля такого размера, его характеристики в море были очень хорошими.

Эннерес

Эннерес (греч. : ἐννήρης) впервые упоминается в 315 г. до н.э. когда три их типа были включены во флот Антигона Монофтальма. Присутствие «девяток» во флоте Антония у Акциума описано Флору и Кассием Дио, хотя Плутарх явно упоминает только «восьмерки» и «десятки». Система гребли, возможно, была модификацией квадриремы с двумя командами по пять и четыре гребца.

Deceres

Как и септирема, deceres (греч. : δεκήρης, dekērēs) Плиний приписывает Александру Великому, и они присутствуют вместе с «девятками» во флоте Антигона Монофтальма в 315 г. до н.э. В самом деле, наиболее вероятно, что «десятка» была получена от добавления еще одного гребца к «девятке». «Десятка» упоминается как флагман Филиппа V на Хиосе в 201 г. до н.э., и последний раз они появлялись в Акциуме, где они составляли самые тяжелые корабли Антония.

Более крупные полиремы

Это граффито, возможно, представляет собой очень большую полирему корабль, так как он показывает 50 весел на одном борту. Впервые он был скопирован капитаном Карлини в 1930-х годах и сейчас хранится в Археологическом музее Делоса, где этот снимок был сделан в 2015 году.

Тенденция строить все большие корабли, которая появилась в последнее время. десятилетия 4 века не остановились на «десятке». Деметриус Полиоркет построил «одиннадцать», «тринадцать», «четырнадцать», «пятнадцать» и «шестнадцать», а его сын, Антигон II Гонат имел «восемнадцать», в то время как Птолемей Военно-морской флот II выставил на вооружение 14 «одиннадцати», 2 «двенадцати», 4 «тринадцати» и даже один «двадцать» и два «тридцатых». В конце концов, Птолемей IV построил «сорок» (тессараконтерес ) длиной 130 метров, потребовавший 4000 гребцов и 400 других членов экипажа, и мог поддерживать на своей палубе отряд из 2850 морских пехотинцев. Однако «десятки» кажутся самыми крупными, которые использовались в бою.

Более крупные полиремы, возможно, были двухкорпусными катамаранами. Было высказано предположение, что, за исключением «сорока», эти корабли должны были располагаться на двух уровнях.

Легкие военные корабли

В этот период использовалось несколько типов быстроходных судов, преемники триаконторов VI и V веков до н. э. (τριακόντοροι, triakontoroi, «тридцать весел») и пентеконторы (πεντηκόντοροι, pentēkontoroi, «пятьдесят весел»). В основном они использовались в пиратстве и разведке, но они также нашли свое место на линии фронта.

Римская бирема, изображенная на рельефе из Храма Fortuna Primigenia в Пренесте (Palastrina ), который был построен ок. 120 г. до н.э.; экспонируется в Музее Пия-Клементина (Museo Pio-Clementino ) в Музеях Ватикана.

Лембос

Термин лембос (от греч. : λέμβος, "skiff", в латинском lembus) используется в основном для лодок или легких судов, а более конкретно для легких военных кораблей, чаще всего связанных с судами, используемыми иллирийскими племенами, главным образом из-за пиратства, в районе Далмации. Этот тип судов был также принят Филиппом V Македонским, а вскоре после этого Селевкидами, Римом, и даже спартанским царем Набисом в его попытке восстановить спартанский флот.

В современных письмах название ассоциировалось с классом, а не с конкретным типом судов, поскольку в источниках очевидны значительные различия: количество весел колебалось от 16 до 50, они мог быть одно- или двухбарочным, а некоторые типы не имели тарана, предположительно, использовались в качестве курьеров и скоростных грузовых судов.

Гемиолия

Гемиолия или гемиолос (греч. : ἡμιολία [ναῦς] или ἡμίολος [λέμβος]) был легким и быстрым военным кораблем, появившимся в начале 4 века до нашей эры. Он был особенно популярен пиратами в восточной части Средиземного моря, но также использовался Александром Македонским до рек Инд и Гидасп, а также римлянами в качестве войскового транспорта. Действительно, очень вероятно, что этот тип был изобретен пиратами, вероятно, в Карии. Его название происходит от того факта, что он был укомплектован по полтора ряда гребцов с каждой стороны, с дополнительным наполовину шестом. размещались на миделе, где корпус был достаточно широк, чтобы их вместить. Таким образом, эти корабли получили движущую силу без значительного увеличения веса корабля. Мало что известно об их характеристиках, но Арриан на основании Птолемея I (годы правления 323–283 до н.э.) включает их в число триаконторов. Это, возможно, указывает на то, что у них было по 15 весел с каждой стороны, с полным набором из десяти с половиной рядов из пяти, причем последние, возможно, использовали двойные средние весла, а не гребли отдельным набором весел. Учитывая их более легкий корпус, большую длину и в целом более тонкий профиль, гемиолия имела бы преимущество в скорости даже перед другими легкими военными кораблями, такими как либурниан.

Тригемиолия

Рельеф родосской галеры, скорее всего, тригемиолии., высеченный в скале под акрополем Линдоса.

Тригемиолия (греч : τριημιολία [ναῦς]) впервые появляется в отчетах о осаде Родоса Деметриусом Полиоркетом в 304 г. до н.э., когда эскадрон трихемиолиев был послан как налетчики на торговлю. Этот тип был одним из главных кораблей родосского флота, и весьма вероятно, что он также был изобретен там, в противовес быстрым пиратским гемиолиям. Привязанность родосцев к этому типу судов была настолько велика, что в течение столетия после того, как их флот был упразднен Гаем Кассием Лонгином в 46 г. до н.э., они сохранили некоторые из них в качестве церемониальных сосудов.

Тип относился к триреме и имел по два с половиной ряда гребцов на каждом борту. Судя по рельефу Линдоса и знаменитой Нике Самофракийской, оба из которых, как считается, представляют трихемиолий, два верхних файла должны были быть помещены в весельную коробку, а полу-напильник расположен под ними в классическом варианте. thalamitai положение триремы. Рельеф Линдоса также включает в себя список экипажей из двух трихемиолиев, что позволяет нам сделать вывод, что в каждом из них входило 144 человека, 120 из которых были гребцами (отсюда полный список из 24 человек). Реконструкция, основанная на вышеупомянутых скульптурах, показывает, что корабль был относительно низким, с закрытой надстройкой, водоизмещением c. 40 тонн и способным развивать скорость, сравнимую со скоростью полной триремы. Тригемиолия была очень удачной конструкцией и была принята на вооружение флотом Египта Птолемея и Афин, в частности. Несмотря на то, что они были классифицированы как более легкие военные корабли, они иногда использовались в роли первой линии, например, в битве при Хиосе.

либурнианцы

римские военные корабли в Биреме, вероятно либурнианцы, Дунайского флота во время Войны Траяна с даками.

либурна (лат. : liburna, греч. : λιβυρνίς, libyrnis) был вариантом лембосов, изобретенных племенем Либурниане. Изначально использовавшееся для пиратов и разведки, это легкое и быстрое судно было принято на вооружение римлянами во время Иллирийских войн, и в конечном итоге стало опорой флотов Римской империи после Акция, вытеснив более тяжелые суда. Особенно провинциальный римский флот состоял почти исключительно из либурна. Ливи, Лукан и Аппиан - все описывают либурна как бирему; это были полностью палубные (катафрактные) корабли с острым носом, обеспечивающим более обтекаемую форму, предназначенную для большей скорости. С точки зрения скорости либурна, вероятно, был значительно медленнее триремы, но на уровне «пятерки».

Вооружение и тактика

Произошли изменения в технологии конфликта чтобы позволить создать этих гигантов морей, поскольку развитие катапульты нейтрализовало силу тарана, и скорость и маневренность уже не были так важны, как раньше. Установить катапульты на галеры было несложно; Александр Македонский использовал их с большим успехом, когда осадил Тир с моря в 332 г. до н. Э. Катапульты не были нацелены на то, чтобы потопить вражеские галеры, а скорее на то, чтобы ранить или убить гребцов (поскольку значительное количество гребцов, неуместных с обеих сторон, испортили бы характеристики всего корабля и помешали бы его тарану быть эффективным). Теперь боевые действия на море вернулись к абордажам и боевым действиям, которые были до появления тарана, и большие галеры могли нести больше солдат.

Некоторые из более поздних галер были чудовищными по размеру, с веслами длиной 17 метров каждое, которые тянули восемь рядов гребцов. При таком большом количестве гребцов, если один из них был убит выстрелом из катапульты, остальные могли продолжить и не прерывать гребок. Самый внутренний гребец на такой камбузе должен был шагать вперед и назад на несколько шагов с каждым гребком.

Ссылки
Источники
Последняя правка сделана 2021-05-23 07:49:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте