Битва при мысе Экномус

редактировать
Морское сражение Первой Пунической войны; одно из крупнейших морских сражений в истории

Битва при мысе Экномус
Часть Первой Пунической войны
Рельефная карта Сицилии с отмеченным местом битвы. . Морское сражение при Экномусе (256 г. до н.э.). автор Габриэль де Сен-Обен, около 1763 г.
Дата256 г. до н.э.
МестоположениеЮжный берег Сицилия Координаты : 37 ° 03′00 ″ с.ш. 13 ° 54'00 ″ E / 37,0500 ° N, 13,9000 ° E / 37,0500; 13.9000
РезультатПобеда римлян
Воюющие стороны
Римская республика Карфаген
Командиры и лидеры
Марк Атилий Регулус. Луций Манлий Вулсо Лонг Гамилькар. Ханно
Численность
330 кораблей. 140 000 экипажей и морской пехоты350 кораблей. 150 000 членов экипажа и морской пехоты
Жертвы и потери
24 корабля потоплены. 10 000 человек убито30 кораблей потоплено. 64 корабля захвачено. 30,000–40,000 человек убито или захвачено
мыс Экномус расположен на Сицилии Мыс Экномус Мыс Экномус Место битвы у южного побережья Сицилии

Битва при мысе Экномус или Экномос (древнегреческий : Ἔκνομος) была военно-морской битвой, сражавшейся у южной Сицилии, в 256 г. до н.э., между флотами Карфагена и Римской республики, во время Первой Пунической войны (264–241 до н.э.). Карфагенским флотом командовали Ханно и Гамилькар ; римский флот совместно консулами года, Марком Атилием Регулу и Луцием Манлием Вулсо Лонгом. Это привело к чистой победе римлян.

Римский флот из 330 военных кораблей плюс неизвестное количество транспортов отплыл из Остии, порта Рима, и погрузил на борт около 26000 отобранных легионеров незадолго до боевой. Они планировали перейти в Африку и вторгнуться на родину карфагенян, на территории нынешнего Туниса. Карфагеняне знали о намерениях римлян и собрали все доступные военные корабли, 350, у южного побережья Сицилии, чтобы перехватить их. В общей сложности около 680 боевых кораблей, на борту которых находилось до 290 000 членов экипажа и морской пехоты, возможно, было крупнейшим морским сражением в истории по количеству участвовавших в нем боевиков.

Когда флоты встретились, карфагеняне взяли на себя инициативу, и битва распалась на три отдельных конфликта, где карфагеняне надеялись, что их превосходные навыки управления кораблем победят. После долгого и запутанного дня сражений карфагеняне потерпели решительное поражение, потеряв 30 кораблей и 64 захваченных в плен, а римляне потеряли 24 корабля.

Содержание
  • 1 Источники
  • 2 Предыстория
    • 2.1 Операции на Сицилии
    • 2.2 Корабли
    • 2.3 Морские операции
  • 3 Прелюдия
  • 4 Битва
  • 5 Последствия
  • 6 Примечания, цитаты и источники
    • 6.1 Примечания
    • 6.2 Цитаты
    • 6.3 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Источники

Основной источник почти для каждого аспекта First Пуническая война - историк Полибий (c.200 - ок. 118 г. до н.э.), грек, посланный в Рим в 167 г. до н.э. в качестве заложника. Его работы включают в себя теперь утерянное руководство по военной тактике, но он наиболее известен благодаря Истории, написанным где-то после 167 г. до н.э. или примерно через столетие после битвы при Экноме. Работа Полибия считается в целом объективной и в значительной степени нейтральной - между карфагенскими и римскими точками зрения.

Большинство карфагенских письменных документов были уничтожены вместе с их столицей, Карфагеном, в 146 г. до н.э., и поэтому рассказ Полибия о Первой Пунической войне основан на нескольких, теперь утерянных, греческих и латинских источниках. Полибий был историком-аналитиком и по возможности лично брал интервью у участников событий, о которых писал. Только первая книга из 40, составляющих «Истории», посвящена этой войне, но современный историк Г. К. Типпс считает, что «Истории» содержат «обширный и тщательно детальный отчет о битве при Экноме». Точность рассказа Полибия вызывала много споров в течение последних 150 лет, но современный консенсус состоит в том, чтобы принять его в основном за чистую монету, а детали битвы в современных источниках почти полностью основаны на интерпретациях рассказа Полибия. Существуют и другие, более поздние истории войны, но в отрывочной или сводной форме, и они обычно охватывают военные операции на суше более подробно, чем на море. Современные историки обычно также принимают во внимание более поздние истории Диодора Сицилийского и Дио Кассия, хотя классицист Адриан Голдсуорси утверждает, что «обычно предпочтение отдается описанию Полибия. когда он отличается от любого из наших счетов ". Другие источники включают надписи, археологические свидетельства и эмпирические свидетельства реконструкций, таких как трирема Олимпиада.

Предыстория

Операции на Сицилии

Карта западного Средиземноморья, показывающая территорию, контролируемую Карфагеном и Римом в начале Первой мировой войны. Пуническая война. Территория, контролируемая Римом и Карфагеном в начало Первой Пунической войны

В 264 г. до н.э. государства Карфаген и Рим вступили в войну, начав Первую Пуническую войну. Карфаген был устоявшейся морской державой в Западном Средиземноморье; Рим недавно объединил материковую Италию к югу от По под своим контролем. Непосредственной причиной войны стал контроль над сицилийским городом Мессана (современный Мессина ). В более широком смысле обе стороны хотели контролировать Сиракузы, самый могущественный город-государство на Сицилии. К 256 г. до н.э. война переросла в борьбу, в которой римляне пытались окончательно победить карфагенян и, как минимум, контролировать всю Сицилию.

Карфагеняне придерживались своей традиционной политики выжидания. чтобы их противники изнашивались в ожидании восстановления части или всех своих владений и заключения взаимоприемлемого мирного договора. Римляне были по сути наземной державой и получили контроль над большей частью Сицилии. Война там зашла в тупик, поскольку карфагеняне сосредоточили свои усилия на защите своих хорошо укрепленных городов; в основном они находились на побережье, поэтому их можно было снабдить и подкрепить без того, чтобы римляне могли использовать свою превосходящую армию для вмешательства. Фокус войны переместился на море, где у римлян было мало опыта; в тех немногих случаях, когда они раньше ощущали необходимость военно-морского присутствия, они полагались на небольшие эскадрильи, предоставленные их союзниками.

Корабли

В этот период стандартный военный корабль Карфагенского флота был quinquereme, что означает «пятивесельный». Квинквирема представляла собой камбуз, c.длиной 45 метров (150 футов), c. шириной 5 метров (16 футов) на уровне воды, с его палубой, стоящей c. 3 метра (10 футов) над уровнем моря и водоизмещение около 100 тонн (110 коротких тонн ; 98 длинных тонн ). Эксперт по галерам Джон Коутс предположил, что они могут поддерживать скорость 7 узлов (8 миль / ч; 13 км / ч) в течение длительного времени. Квинкверема превосходила в качестве боевого корабля предыдущую опору средиземноморского флота, трирему, и, будучи более тяжелой, работала лучше, чем триеры в плохую погоду. Современная копия галеры Olympias развивает скорость 8,5 узлов (10 миль / ч; 16 км / ч) и курсирует со скоростью 4 узла (4,6 миль / ч; 7,4 км / ч) в течение многих часов подряд.

Диаграмма, показывающая положение гребцов на трех уровнях триремы Изображение положения гребцов в три уровня (сверху: thranitai, zygitai и thalamitai) в греческой триреме

Общепринятая теория расположения гребцов в quinqueremes состоит в том, что там должны быть наборы - или ряды - из трех весел, одно выше другой, с двумя гребцами на каждом из двух верхних и по одному на нижнем, всего по пять гребцов на гирлянду. Это будет повторяться сбоку камбуза, всего по 28 файлов с каждой стороны; Всего 168 весел. По крайней мере, один человек на каждом весле должен был иметь некоторый опыт для эффективного управления судном. Суда строились как катафракты, или «защищенные» корабли, с закрытым корпусом для защиты гребцов и полной палубой, способной нести морских пехотинцев и катапульты. Карфагенские квинкверемы использовали отдельный «ящик с веслами», который содержал гребцов и был прикреплен к основному корпусу. Эта разработка означала, что гребцы будут располагаться выше или на уровне палубы, что позволило укрепить корпус и увеличить грузоподъемность; а также улучшение условий вентиляции гребцов, что является важным фактором в поддержании их выносливости и, таким образом, улучшении поддерживаемой скорости корабля.

В 260 г. до н.э. римляне намеревались построить флот из 100 квинкверов и 20 триер. Они использовали потерпевшую кораблекрушение карфагенскую квинквирему в качестве чертежа для своей собственной. Как начинающие кораблестроители, римляне строили копии, которые были тяжелее карфагенских судов, более медленными и менее маневренными. Квинкверема была рабочей лошадкой римского и карфагенского флотов на протяжении Пунических войн, хотя гексаремы (шесть гребцов на банку), квадриремы (четыре гребца на банку) иногда упоминаются и триеры. Этот тип был настолько распространен, что Полибий использовал его как сокращение от «военного корабля» в целом. Квинквирема несла команду из 300 человек: 280 гребцов и 20 палубных экипажей и офицеров; он также обычно имел бы 40 морских пехотинцев; если бы битва считалась неизбежной, ее число увеличивалось бы до 120.

Морские операции

Схема, показывающая расположение и использование корва на римской галере. corvus, римский корабль для посадки на корабль устройство

Получение гребцы в строку как единое целое, не говоря уже, чтобы выполнить более сложные боевые маневры, необходимые долга и трудно обучение. В результате римляне изначально были в невыгодном положении по сравнению с более опытными карфагенянами. Чтобы противостоять карфагенскому превосходству, римляне ввели мост corvus, мост шириной 1,2 м (4 фута) и длиной 11 м (36 футов) с тяжелым шипом на нижней стороне, который был разработан, чтобы пробивать и закреплять в палубу вражеского корабля. Это позволяло римским легионерам, действующим в качестве морских пехотинцев, садиться на вражеские корабли и захватывать их, вместо того, чтобы использовать ранее традиционную тактику таран. Все боевые корабли были оснащены таранами - тройным комплектом бронзовых лопастей шириной 60 сантиметров (2 фута) и весом до 270 кг (600 фунтов), размещенных у ватерлинии. Они были изготовлены индивидуально методом выплавляемого воска для неподвижной установки на носу камбуза. В век, предшествовавший Пуническим войнам, абордаж становился все более распространенным явлением, а тарана сокращалась, поскольку более крупные и тяжелые суда, принятые в этот период, не обладали скоростью и маневренностью, необходимыми для тарана, в то время как их более прочная конструкция уменьшала эффект тарана даже в случае удачной атаки. Римская адаптация корвуса была продолжением этой тенденции и компенсировала их первоначальный недостаток в навыках маневрирования кораблей. Однако дополнительный вес на носу скомпрометировал маневренность корабля, и в суровых морских условиях корвус стал бесполезным.

Во многом из-за того, что римляне использовали корвус, карфагеняне потерпели поражение в крупных морских сражениях при Мылы в 260 г. до н.э. и Сульки в 257 г. до н.э. Эти победы и их разочарование продолжающимся тупиком на Сицилии побудили римлян сосредоточиться на морской стратегии и разработать план вторжения в сердце Карфагена в Северной Африке и угрозы их столице, Карфагену (близкому к нынешнему). 14>Тунис ) в надежде на выигрыш в войне. Обе стороны были полны решимости установить военно-морское превосходство и вложили большие суммы денег и людских ресурсов в поддержание и увеличение размеров своих военно-морских сил.

Прелюдия

Карфагенский флот собрался в Карфагене в поздней весной 256 г. до н. э., перед отплытием в Лилибей (современная Марсала), их главную базу на Сицилии, для пополнения запасов и отправки солдат для использования в качестве морских пехотинцев. Затем он поплыл на восток вдоль побережья Сицилии к Гераклее Миноа, самому восточному из сицилийских городов, которые все еще удерживали карфагеняне, и к нему присоединились те корабли, которые уже действовали с Сицилии, по крайней мере 62, а возможно и больше. Они довели карфагенский флот до 350 кораблей, почти все quinqueremes, под командованием Ханно, потерпевшего поражение при Агригенте шестью годами ранее, и Гамилькаром, победитель битвы при Термах (не путать с Гамилькаром Барка ).

Римляне собрались примерно в то же время, вероятно, в Остии, порте Рима. Римский флот состоял из 330 военных кораблей, подавляющее большинство которых составляли quinqueremes. Их сопровождало неизвестное количество транспортов, в основном с лошадьми войск вторжения. Два консула на год, Марк Атилий Регулус и Луций Манлий Вулсо Лонг получили командование флотом; каждый плыл в гексареме, единственные более крупные корабли, отмеченные как участвующие в битве. Римский флот плыл на юг вдоль побережья Италии, перешли на Сицилию в Мессане и поплыли на юг, а затем на запад к рейду в Финтиас (современная Ликата), где они встретились с римлянами армия на Сицилии. Римский флот погрузил 80 отобранных легионеров на каждый военный корабль, намереваясь либо высадить их в Африке для достижения своей стратегической цели, либо дополнить морскую пехоту галер, если карфагенский флот бросит им вызов.

Всего на борту римского флота было 140 000 человек: гребцы, другая команда, морские пехотинцы и солдаты. Число карфагенян известно менее точно, но Полибий оценил их в 150 000, и большинство современных историков в целом это поддерживают. Если эти цифры приблизительно верны, то битва при Экноме, возможно, является крупнейшим морским сражением всех времен по количеству задействованных боевиков.

Вместо того, чтобы плыть прямо из Финтия в Северную Африку. римляне отплыли на запад, намереваясь пересечь Сицилийский пролив в его самом узком месте. Это позволит свести к минимуму время, которое флот проводит в открытом море; корабли того времени, особенно менее мореходные галеры, по возможности держались в поле зрения суши. Карфагеняне знали о намерениях римлян и правильно предвидели свой путь. Они перехватили римский флот к востоку от Гераклеи Миноа после того, как он покинул Ликату. Обычно утверждается, что флот встретился сразу после того, как римляне покинули Ликату. Однако это не подтверждается ни Полибием, ни каким-либо другим первоисточником; это современная конвенция. Средневековый историк Иоаннес Зонарас цитирует Дио Кассия, чтобы он обнаружил место битвы непосредственно к востоку от Гераклеи Миноа.

Битва
серия карт, показывающих различные этапы битвы Серия карт, показывающих различные этапы битвы

Римский флот двинулся вдоль побережья Сицилии компактным строем. Они были развернуты четырьмя эскадрильями разной численности. Первые две эскадрильи (I и II) шли впереди, каждая выстроилась в эшелон, вместе образуя клин. Эскадрилья справа находилась под командованием Вулсо, а эскадрилья слева под командованием Регулуса. Гексаремы консулов ​​плыли рядом друг с другом в «острие» клина. Сразу за ними шла третья эскадрилья (III), буксируя транспорты. Четвертый (IV) был в строю, защищая тыл. Карфагеняне отплыли на восток, ожидая встречи с римским флотом, и, возможно, были предупреждены о его приближении небольшими разведывательными кораблями. Они были организованы в три эскадрильи неравной численности, выстроенные в одну линию в ряд с выдвинутым левым, направленным к суше, крылом (1). Карфагенским центром (2) командовал Гамилькар, а правым (3) - Ганно. Флоты заметили друг друга, и оба двинулись вперед.

Когда две ведущие римские эскадрильи, их первая и вторая, двинулись к середине карфагенской линии, Гамилькар устроил притворное отступление своим центром. Карфагенский второй эскадрон, вероятно, гребя задним ходом, и консулы преследовали. Третья римская эскадра, буксировавшая транспорты, отстала, и между двумя ведущими и двумя тыловыми римскими эскадрильями образовался разрыв. Оба карфагенских фланга наступали на две крайние эскадрильи, минуя римский центр и пытаясь атаковать с флангов, чтобы избежать абордажного механизма корвуса. Карфагенская сухопутная эскадра первой атаковала римские военные корабли, буксирующие транспорты, третью римскую эскадру, которая была обнаружена в результате наступления их центра. Римляне сбросили буксиры, чтобы иметь возможность маневрировать. Силы Ганнона в сторону моря, третья карфагенская эскадра, состояла из самых быстрых и маневренных карфагенских кораблей и атаковала римскую эскадру в тылу их флота, их четвертую; которому мешали теперь дрейфующие транспорты. Отделив римский центр от двух последних эскадр, Гамилькар и его корабли из второй карфагенской эскадры развернулись, чтобы сразиться с преследующими римлянами. Таким образом, битва распалась на три отдельных боя.

Как современные, так и древние историки предполагали, что отступление Гамилькара было предназначено специально для того, чтобы вызвать эту ситуацию: разбить компактное римское построение и позволить карфагенянам использовать свои большие тактические возможности. умение перехитрить угрозу корви и таранить римские корабли по бокам или тылам. Во времена Экнома ни скорость, ни маневренность римских кораблей, ни навыки их экипажей не соответствовали стандартам карфагенян. Римляне стали более опытными за четыре года с тех пор, как они впервые построили свой флот, в то время как недавнее значительное увеличение размера карфагенского флота означало, что у многих из их экипажей было мало опыта. Следовательно, превосходство их кораблей в маневренности и мореходности их экипажей было меньше, чем они думали. Кроме того, прочно построенные римские корабли были менее восприимчивы к удачной атаке с помощью тарана, чем предполагали карфагеняне. Три боя превратились в бесформенные драки, в которых превосходное управление кораблем мало что значило. С другой стороны, когда римляне смогли использовать свои корви и борт, у них было преимущество в виде опытных и хорошо бронированных легионеров, которых они отправили в Африку.

Командиры римской третьей эскадры, которые буксировали транспорты, почувствовали себя проигравшими и отступили к берегу. Несмотря на то, что они начали битву эшелонированными вперед от своего основного флота, их противники, корабли первой карфагенской эскадры, не смогли отрезать их от побережья. Оказавшись там, римская третья эскадра заняла оборонительную позицию: они остановились на мелководье, отвернувшись от суши, так что карфагеняне могли только с трудом атаковать свои фланги, и должны были противостоять корви римлян, если они атакуют с фронта.. Несмотря на это, в этой битве римляне столкнулись с наибольшим давлением. Последняя римская эскадра также была побеждена третьей эскадрой карфагенян. Он положил на крепкое сопротивление, но его положение стало отчаянным

Сражение было решено в борьбе между центрами двух флотов. - римские первый и второй эскадрильи борьбы с карфагенской второй эскадрон. Несколько римских кораблей были протаранены и потоплены, как и несколько карфагенских кораблей. Еще больше карфагенских кораблей было взято на абордаж и захвачено. После долгого боя экипажи уцелевших кораблей карфагенского центра упали духом и бежали. Римский центр прекратил преследование в ответ на сигналы консулов ​​и поплыл назад, чтобы помочь двум их тыловым эскадронам и спасти дрейфующие транспорты. Первый отряд Вулсо атаковал первый карфагенский отряд. Вторая эскадрилья Регулуса начала атаку на третью эскадрилью Ханно. Он подошел к карфагенянам с их отстраненной стороны, угрожая заманить их в ловушку против четвертой римской эскадры, с которой они уже сражались. Ганнон ушел с теми кораблями третьей карфагенской эскадры, которые смогли выбраться. Затем Регулус и его вторая римская эскадра двинулись, чтобы усилить атаку Вулсо, с первой римской эскадрой последней карфагенской эскадрильи, которая все еще сражалась, первая, которая была теперь окружена. Это было тогда, когда карфагеняне понесли самые тяжелые потери; 50 их кораблей, застрявшие у берега и сильно превосходящие по численности, сдались. После долгого и беспорядочного дня битвы карфагеняне потерпели решительное поражение, потеряв 30 кораблей и 64 захваченных в плен, а римляне потеряли 24 корабля. Карфагеняне потеряли от 30 000 до 40 000 человек, большинство из которых были взяты в плен; Римские потери составили приблизительно 10 000 убитых.

Последствия
бронзовый карфагенский морской таран, около 240 г. до н.э. Карфагенский морской таран, ок. 240 г. до н. Э.; обратите внимание на выбоины на дне, вероятно, от носа до контакта с другим судном

После битвы римляне высадились на Сицилии для ремонта, отдыха экипажей и реорганизации своих сил. носы захваченных карфагенских кораблей были отправлены в Рим, чтобы украсить трибуну на Форуме, согласно традиции, начатой ​​после битвы при Миле. Карфагенский флот отступил к своим водам, где снова приготовился к бою. Его командиры не смогли предсказать точку высадки римлян и находились на западной стороне мыса Бон, когда римляне под командованием Регула успешно высадились на востоке у Асписа (современный Келибия ) и осадили его. Манлий вернулся в Рим и праздновал триумф. Гамилькар и 5 500 карфагенских войск были выведены из Сицилии для усиления карфагенской армии в Африке.

Вторжение Регула сначала прошло хорошо, и в 255 г. до н.э. карфагеняне потребовали мира. Условия, предложенные Регулусом, были настолько суровы, что карфагеняне продолжали сражаться, разгромив его армию. Римляне послали флот, чтобы эвакуировать своих выживших, и карфагеняне попытались воспротивиться этому. В результате битвы у мыса Хермеум у берегов Африки карфагеняне потерпели тяжелое поражение, потеряв 114 захваченных кораблей. Римский флот, в свою очередь, был опустошен штормом при возвращении в Италию, потеряв 384 корабля и 100 000 человек. Возможно, что наличие corvus сделало римские корабли гораздо менее мореходными; нет никаких записей об их использовании после этой катастрофы.

Война в конечном итоге закончилась в 241 г. до н.э. победой римлян в битве на островах Эгаты, что привело к согласованному миру. С тех пор Рим был ведущей военной державой в западном Средиземноморье и все в большей степени в Средиземноморском регионе в целом. Огромные усилия по постройке 1000 галер во время войны заложили основу морского господства Рима на протяжении 600 лет.

Примечания, цитаты и источники

Примечания

Цитаты

Источники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-12 06:20:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте