Балтийская морская торговля началась в конце Средневековья и продолжала развиваться до раннего Нового времени. За это время суда, перевозившие товары из Балтики и Северного моря, прошли вдоль Эресунн, или пролива, соединяя такие районы, как Финский залив. на Скагеррак. В течение 400 лет морские державы на востоке и западе изо всех сил пытались контролировать эти рынки и торговые пути между ними. Балтийскую систему можно объяснить, начиная с германской ганзейской эпохи и заканчивая Великими северными войнами.
Во второй половине 14 века Ганзейский союз доминировал над торговой организацией в Балтии. Ганза возникла в северной Германии и Вестфалии и имела много связей с купцами из этих областей. В расцвете сил Ганзейский союз насчитывал около 200 городов и простирался от Ревеля на востоке до Кампена на западе. Долгосрочный успех ганзейской торговой системы можно объяснить многочисленными реками и дорогами Северной Европы, которые связывали немецкие рынки и города с портами в Балтийском море.
Город Любек служил отправной точкой ганзейской торговой системы. Торговые семьи из этой области начали селиться вдоль вендишского и поморского побережья. Торговцы из Любека и прибрежных вендишских городов специализировались на торговле высококачественными западными товарами, такими как ткани, специи и вина, на минералы и продукты с севера и востока. К ним относятся:
Любек сохранил свои позиции центрального торгового порта в Ганзейском союзе благодаря своему расположению в Конторах. Четырьмя основными Конторами были Новгород, Лондон, Берген и Брюгге. Между этими портами богатые купеческие семьи поддерживали тесный контакт с иностранными державами и продвигали интересы Лиги. Отношения между Конторами и основными торговыми поселениями Ганзы позволили установить монополию на товары. Сюда входили воск и меха из Новгорода, треска из Бергена, а также высококачественная шерсть и ткань из Лондона и Брюгге.
К началу В пятнадцатом веке западный спрос на прусские и ливонские товары рос. На смену экспорту люнебургской соли пришла более дешевая соль из Франции. Постепенно восточно-балтийские купцы устали от ганзейской торговой системы и начали напрямую снабжать порты в Лондоне, Амстердаме и Антверпене. Когда Лига начала распадаться, Любек и прибрежные города вендишей оказались изолированными, и были установлены торговые пути между берегами Балтики, Северным морем и западной Атлантикой. Успех Любека продолжался и в начале 1600-х годов, во многом благодаря судостроению. Однако ганзейские города стали все больше и больше ограничиваться Балтийским морем, поскольку торговые пути открывались в западноатлантическую систему. Во второй половине семнадцатого века Любек был заменен гаванью Эльбы как главный морской центр Лиги на Балтике. Эта передача власти положила бы начало падению Ганзейского союза. В 1648 году Швеция оккупировала Поморское побережье и северные районы Германии, в результате чего в 1669 году в Любеке состоялась последняя ганзейская встреча, подтвердившая распад Союза.
В начале пятнадцатого века большое количество кораблей из Голландии плывало к Балтике за зерном и западной Франции за солью. Вместо того, чтобы полагаться на ганзейские рынки основных продуктов, голландцы начали покупать пшеницу и рожь на месте, чтобы резко снизить цены. С начала до конца шестнадцатого века, по оценкам, грузоподъемность торгового флота увеличилась примерно на 60 000 лотов. В то же время импорт зерна из Прибалтики увеличился на 50 000 латов. Без посредников, существовавших в ганзейскую эпоху, операционные издержки были на рекордно низком уровне, что позволило сократить расходы на голландское судостроение и внести новаторский подход в дизайн. Эти новые корабли были быстрее, меньше по размеру и были оборудованы для перевозки навалом. Голландские торговцы также разработали новую бизнес-модель в пятнадцатом веке. Для более крупных сделок продавцы подписывали краткосрочные контракты. Это было очень полезно в балтийской торговле, поскольку индивидуальный риск для торговцев был меньше.
В это время на севере также поднималась другая держава. Русский князь великий князь Иван III закрыл Контор в Новгороде в 1494 году. К 1558 году русские купцы достигли побережья Балтики и заняли Ливонию, Дорпат, и Нарва. В это время Россия и Швеция соревновались за контроль над маршрутами, соединяющими Балтийское побережье и русские земли. К концу шестнадцатого века Россия была изолирована от балтийской торговли после того, как Швеция взяла под свой контроль Ревель и Ригу.
В 1590-х гг. Голландская торговля начала распространяться дальше в Средиземное море и превзойти торговлю Любека и Гамбурга. Во многом это было связано с присутствием Голландии в атлантической торговой системе, в которую входили Испания, Португалия и Франция. Эта широко распространенная торговля привела к тому, что Амстердам стал центром торговой системы Европы в семнадцатом веке. В это время значительно увеличился экспорт в Прибалтику сахара, чая, кофе и табака.
Примерно в 1595 году в Нижних странах был создан корабль, известный как fluit. Этот корабль максимально увеличил грузоподъемность и резко снизил затраты на строительство. Он был построен с плоским днищем и длинным корпусом, что позволяло перевозить крупный груз на мелководье. Этот новый корабль может быть укомплектован небольшим количеством людей, а его строительство стоит около 50% от обычной цены.
По мере того, как голландская и английская торговля становилась все более заметной в Западной Балтике, многие правительства решили ввести определенную меркантилистскую политику, которая защищала бы интересы их торговли. и национальная экономика.
Кристиан IV был датским королем с 1596 по 1648 год. Во время своего правления он проводил политику, которая угрожала развитию голландской торговли в странах Балтии. Когда Дания выиграла (1611–1613 гг.), Король наложил запрет на все голландские перевозки, направляющиеся в Швецию, и увеличил пошлины за проезд. Чтобы бороться с этим, голландцы решили заключить союзы с Ганзейским союзом и Швецией, чтобы сохранить доступ к проливу. Затем Кристиан IV был вынужден сократить эту политику после того, как голландцам был гарантирован безопасный проход в Балтийский регион. В 1632 году испанцы и датчане подписали договор, который ограничил доступ Голландии к балтийской торговле. В то же время сборы за Саунд снова увеличились, создавая больше проблем для голландцев из-за товаров, которыми они торговали. Чтобы противостоять этим проблемам, голландцы отправили свой флот в пролив в 1645 году как угрозу Копенгагену. Кристиан IV был вынужден отменить новые пошлины на проливе и в Глюкштадте. В 1649 году было достигнуто соглашение о возвращении голландской торговой мощи Балтике.
Тридцатилетняя война сильно помешала попыткам Дании установить контроль над Балтикой. В это время Швеция начала успешную кампанию в Ютландии и вынудила датчан отказаться от многих территорий вдоль пролива и до Балтики. Конец семнадцатого века станет известен как Век величия Швеции и продлится до 1721 года. В это время Швеция контролировала Балтийское море от пролива до Риги. Во время балтийского владычества Швеции голландский флот вмешался, чтобы защитить свои коммерческие интересы. Это привело к мирному договору в 1660 году между Швецией и Данией, а также к переговорам между англичанами и голландцами. К 1640-м годам Швеция стала основным торговым партнером Голландии в Балтийском регионе. «Около 50 процентов импорта Швеции приходилось на рынок основных продуктов Амстердама, в то время как весь экспорт меди и 40 процентов всего экспорта железа направлялись в Нидерланды, как и 75 процентов производства гудрона в Финляндии». В 1667 году Швеция снова изменила свою меркантилистскую политику, введя пошлины на соль и вино, которые поставлялись с зарубежных рынков, что сильно подорвало торговлю из Амстердама. Затем голландцы направили свой флот в Балтийское море и вместе с датчанами нанесли поражение шведам в 1679 году. Это поражение привело к заключению договора, который привел к восстановлению торговли голландцев в Звуке.
Дания и Норвегия работали над поддержанием своей меркантилистской политики, которая уменьшила бы их зависимость от Амстердама и Голландской республики в целом. Договор был подписан в 1688 году после того, как датчане попытались ввести пошлины на голландскую торговлю, но после этого у голландцев было гораздо меньше власти в Дании. Голландцы и норвежцы начали торговлю напрямую с англичанами и французами и избегали Амстердама как основного торгового порта.
В начале семнадцатого века голландская торговля доминировала в восточной части Балтийского региона с такими товарами, как специи и высококачественные ткани. Однако этот голландский контроль начал ослабевать в последние десятилетия этого века. Этому есть несколько предлагаемых объяснений, одно из которых состоит в том, что балтийское зерно потеряло конкурентоспособность на западных рынках из-за снижения эффективности польских хозяйств. Другое объяснение - войны против казаков и шведов, произошедшие в 1640-1660 годах. Английский Закон о мореплавании также повлиял на голландскую торговлю в восточной Прибалтике. Швеция ввела новую политику, которая существенно повлияла на торговую систему Восточной Балтики. Шведская компания по производству смолы была создана в 1648 году, что сильно подорвало экспорт смолы из Финляндии. Это привело к незаконной транспортировке финских товаров в порты Ливонии, а голландские торговцы, оккупировавшие юг Швеции, вывозили древесину из Норвегии в другие порты Балтийского моря.
Политика, установленная Швецией в это время также стремились контролировать российскую торговлю в Балтийском регионе. Стремясь убрать голландцев с рынка, Швеция попыталась закупить излишки зерна и целые запасы кожи в России. Кардисский договор был заключен в 1661 году для обеспечения свободной торговли в России, но закончился вскоре после этого в 1667 году. Голландцы оказались единственным экономически развитым государством, которое могло успешно справиться с торговыми условиями России.
С 1700-1721 гг. Польша, Россия и Дания-Норвегия воевали против Швеции, резко изменив в то время торговую систему Балтии. В начале войны голландская торговля через пролив через пролив была значительно перевешена скандинавским судоходством. В 1710 году, когда началась враждебность между Данией и Швецией, торговля через пролив стала неактивной. В 1721 году эпоха величия Швеции подошла к концу, и торговля была восстановлена из Балтийского моря через пролив. После окончания войны государственный интервенционизм стал авангардом всей торговой политики держав Балтии. Эти протекционистские меры были предназначены для уменьшения иностранного влияния на промышленность и торговлю внутри государств. Вот некоторые примеры такой политики:
После того, как Швеция пала в Северных войнах, Россия получила свои порты от Новгорода до Риги, Ревеля и Нарвы. Эти города и порты обеспечивали России прямые пути к Балтике. В 1721 году был подписан Ништадский договор, что привело к развитию русской балтийской торговли и основанию Св. Петербург. К 1780 году Россия вышла за пределы Поморского побережья под шведским контролем. Подъем России как морской торговой державы вызвал изменение направления торговли с юга-севера на восток-запад. Стокгольм теперь был крупным портом в Балтийском регионе, чему способствовал спрос Дании на товары со шведского рынка. Конец восемнадцатого века ознаменовался возвышением России и Гамбурга на Балтике, а также усилением Англии над голландцами.