Балтийская морская торговля (ок. 1400–1800)

редактировать
История морской торговли в Балтийском море

Балтийская морская торговля началась в конце Средневековья и продолжала развиваться до раннего Нового времени. За это время суда, перевозившие товары из Балтики и Северного моря, прошли вдоль Эресунн, или пролива, соединяя такие районы, как Финский залив. на Скагеррак. В течение 400 лет морские державы на востоке и западе изо всех сил пытались контролировать эти рынки и торговые пути между ними. Балтийскую систему можно объяснить, начиная с германской ганзейской эпохи и заканчивая Великими северными войнами.

Содержание
  • 1 Эпоха Германской Ганзы
    • 1.1 Любек
    • 1.2 Падение Ганзейского союза
  • 2 Новые державы в Прибалтике
    • 2.1 Голландия
    • 2.2 Московская империя
  • 3 Голландцы в Прибалтике
    • 3.1 Fluitschip
  • 4 Изменение меркантилистской политики
    • 4.1 Дания
    • 4.2 Швеция
    • 4.3 Датско-норвежские
  • 5 Восточная Балтика
    • 5.1 Российская торговля
  • 6 Великие северные войны
  • 7 Возвышение России
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Библиография
Эпоха германской Ганзы

Во второй половине 14 века Ганзейский союз доминировал над торговой организацией в Балтии. Ганза возникла в северной Германии и Вестфалии и имела много связей с купцами из этих областей. В расцвете сил Ганзейский союз насчитывал около 200 городов и простирался от Ревеля на востоке до Кампена на западе. Долгосрочный успех ганзейской торговой системы можно объяснить многочисленными реками и дорогами Северной Европы, которые связывали немецкие рынки и города с портами в Балтийском море.

Любек

Город Любек служил отправной точкой ганзейской торговой системы. Торговые семьи из этой области начали селиться вдоль вендишского и поморского побережья. Торговцы из Любека и прибрежных вендишских городов специализировались на торговле высококачественными западными товарами, такими как ткани, специи и вина, на минералы и продукты с севера и востока. К ним относятся:

Любек сохранил свои позиции центрального торгового порта в Ганзейском союзе благодаря своему расположению в Конторах. Четырьмя основными Конторами были Новгород, Лондон, Берген и Брюгге. Между этими портами богатые купеческие семьи поддерживали тесный контакт с иностранными державами и продвигали интересы Лиги. Отношения между Конторами и основными торговыми поселениями Ганзы позволили установить монополию на товары. Сюда входили воск и меха из Новгорода, треска из Бергена, а также высококачественная шерсть и ткань из Лондона и Брюгге.

Падение Ганзейского союза

К началу В пятнадцатом веке западный спрос на прусские и ливонские товары рос. На смену экспорту люнебургской соли пришла более дешевая соль из Франции. Постепенно восточно-балтийские купцы устали от ганзейской торговой системы и начали напрямую снабжать порты в Лондоне, Амстердаме и Антверпене. Когда Лига начала распадаться, Любек и прибрежные города вендишей оказались изолированными, и были установлены торговые пути между берегами Балтики, Северным морем и западной Атлантикой. Успех Любека продолжался и в начале 1600-х годов, во многом благодаря судостроению. Однако ганзейские города стали все больше и больше ограничиваться Балтийским морем, поскольку торговые пути открывались в западноатлантическую систему. Во второй половине семнадцатого века Любек был заменен гаванью Эльбы как главный морской центр Лиги на Балтике. Эта передача власти положила бы начало падению Ганзейского союза. В 1648 году Швеция оккупировала Поморское побережье и северные районы Германии, в результате чего в 1669 году в Любеке состоялась последняя ганзейская встреча, подтвердившая распад Союза.

Новые державы на Балтике

Голландия

В начале пятнадцатого века большое количество кораблей из Голландии плывало к Балтике за зерном и западной Франции за солью. Вместо того, чтобы полагаться на ганзейские рынки основных продуктов, голландцы начали покупать пшеницу и рожь на месте, чтобы резко снизить цены. С начала до конца шестнадцатого века, по оценкам, грузоподъемность торгового флота увеличилась примерно на 60 000 лотов. В то же время импорт зерна из Прибалтики увеличился на 50 000 латов. Без посредников, существовавших в ганзейскую эпоху, операционные издержки были на рекордно низком уровне, что позволило сократить расходы на голландское судостроение и внести новаторский подход в дизайн. Эти новые корабли были быстрее, меньше по размеру и были оборудованы для перевозки навалом. Голландские торговцы также разработали новую бизнес-модель в пятнадцатом веке. Для более крупных сделок продавцы подписывали краткосрочные контракты. Это было очень полезно в балтийской торговле, поскольку индивидуальный риск для торговцев был меньше.

Московская империя

В это время на севере также поднималась другая держава. Русский князь великий князь Иван III закрыл Контор в Новгороде в 1494 году. К 1558 году русские купцы достигли побережья Балтики и заняли Ливонию, Дорпат, и Нарва. В это время Россия и Швеция соревновались за контроль над маршрутами, соединяющими Балтийское побережье и русские земли. К концу шестнадцатого века Россия была изолирована от балтийской торговли после того, как Швеция взяла под свой контроль Ревель и Ригу.

Голландцы на Балтике

В 1590-х гг. Голландская торговля начала распространяться дальше в Средиземное море и превзойти торговлю Любека и Гамбурга. Во многом это было связано с присутствием Голландии в атлантической торговой системе, в которую входили Испания, Португалия и Франция. Эта широко распространенная торговля привела к тому, что Амстердам стал центром торговой системы Европы в семнадцатом веке. В это время значительно увеличился экспорт в Прибалтику сахара, чая, кофе и табака.

Fluitschip

Примерно в 1595 году в Нижних странах был создан корабль, известный как fluit. Этот корабль максимально увеличил грузоподъемность и резко снизил затраты на строительство. Он был построен с плоским днищем и длинным корпусом, что позволяло перевозить крупный груз на мелководье. Этот новый корабль может быть укомплектован небольшим количеством людей, а его строительство стоит около 50% от обычной цены.

Изменение меркантилистской политики

По мере того, как голландская и английская торговля становилась все более заметной в Западной Балтике, многие правительства решили ввести определенную меркантилистскую политику, которая защищала бы интересы их торговли. и национальная экономика.

Дания

Кристиан IV был датским королем с 1596 по 1648 год. Во время своего правления он проводил политику, которая угрожала развитию голландской торговли в странах Балтии. Когда Дания выиграла (1611–1613 гг.), Король наложил запрет на все голландские перевозки, направляющиеся в Швецию, и увеличил пошлины за проезд. Чтобы бороться с этим, голландцы решили заключить союзы с Ганзейским союзом и Швецией, чтобы сохранить доступ к проливу. Затем Кристиан IV был вынужден сократить эту политику после того, как голландцам был гарантирован безопасный проход в Балтийский регион. В 1632 году испанцы и датчане подписали договор, который ограничил доступ Голландии к балтийской торговле. В то же время сборы за Саунд снова увеличились, создавая больше проблем для голландцев из-за товаров, которыми они торговали. Чтобы противостоять этим проблемам, голландцы отправили свой флот в пролив в 1645 году как угрозу Копенгагену. Кристиан IV был вынужден отменить новые пошлины на проливе и в Глюкштадте. В 1649 году было достигнуто соглашение о возвращении голландской торговой мощи Балтике.

Швеция

Тридцатилетняя война сильно помешала попыткам Дании установить контроль над Балтикой. В это время Швеция начала успешную кампанию в Ютландии и вынудила датчан отказаться от многих территорий вдоль пролива и до Балтики. Конец семнадцатого века станет известен как Век величия Швеции и продлится до 1721 года. В это время Швеция контролировала Балтийское море от пролива до Риги. Во время балтийского владычества Швеции голландский флот вмешался, чтобы защитить свои коммерческие интересы. Это привело к мирному договору в 1660 году между Швецией и Данией, а также к переговорам между англичанами и голландцами. К 1640-м годам Швеция стала основным торговым партнером Голландии в Балтийском регионе. «Около 50 процентов импорта Швеции приходилось на рынок основных продуктов Амстердама, в то время как весь экспорт меди и 40 процентов всего экспорта железа направлялись в Нидерланды, как и 75 процентов производства гудрона в Финляндии». В 1667 году Швеция снова изменила свою меркантилистскую политику, введя пошлины на соль и вино, которые поставлялись с зарубежных рынков, что сильно подорвало торговлю из Амстердама. Затем голландцы направили свой флот в Балтийское море и вместе с датчанами нанесли поражение шведам в 1679 году. Это поражение привело к заключению договора, который привел к восстановлению торговли голландцев в Звуке.

датско-норвежские

Дания и Норвегия работали над поддержанием своей меркантилистской политики, которая уменьшила бы их зависимость от Амстердама и Голландской республики в целом. Договор был подписан в 1688 году после того, как датчане попытались ввести пошлины на голландскую торговлю, но после этого у голландцев было гораздо меньше власти в Дании. Голландцы и норвежцы начали торговлю напрямую с англичанами и французами и избегали Амстердама как основного торгового порта.

Восточная Балтика

В начале семнадцатого века голландская торговля доминировала в восточной части Балтийского региона с такими товарами, как специи и высококачественные ткани. Однако этот голландский контроль начал ослабевать в последние десятилетия этого века. Этому есть несколько предлагаемых объяснений, одно из которых состоит в том, что балтийское зерно потеряло конкурентоспособность на западных рынках из-за снижения эффективности польских хозяйств. Другое объяснение - войны против казаков и шведов, произошедшие в 1640-1660 годах. Английский Закон о мореплавании также повлиял на голландскую торговлю в восточной Прибалтике. Швеция ввела новую политику, которая существенно повлияла на торговую систему Восточной Балтики. Шведская компания по производству смолы была создана в 1648 году, что сильно подорвало экспорт смолы из Финляндии. Это привело к незаконной транспортировке финских товаров в порты Ливонии, а голландские торговцы, оккупировавшие юг Швеции, вывозили древесину из Норвегии в другие порты Балтийского моря.

Российская торговля

Политика, установленная Швецией в это время также стремились контролировать российскую торговлю в Балтийском регионе. Стремясь убрать голландцев с рынка, Швеция попыталась закупить излишки зерна и целые запасы кожи в России. Кардисский договор был заключен в 1661 году для обеспечения свободной торговли в России, но закончился вскоре после этого в 1667 году. Голландцы оказались единственным экономически развитым государством, которое могло успешно справиться с торговыми условиями России.

Великие северные войны

С 1700-1721 гг. Польша, Россия и Дания-Норвегия воевали против Швеции, резко изменив в то время торговую систему Балтии. В начале войны голландская торговля через пролив через пролив была значительно перевешена скандинавским судоходством. В 1710 году, когда началась враждебность между Данией и Швецией, торговля через пролив стала неактивной. В 1721 году эпоха величия Швеции подошла к концу, и торговля была восстановлена ​​из Балтийского моря через пролив. После окончания войны государственный интервенционизм стал авангардом всей торговой политики держав Балтии. Эти протекционистские меры были предназначены для уменьшения иностранного влияния на промышленность и торговлю внутри государств. Вот некоторые примеры такой политики:

  • прусский запрет на экспорт сырой шерсти
  • запрет Дании на импорт иностранной шерсти, шелка, сахара и т. Д.
  • шведский Produktplakat (1724 г.)) - уменьшились иностранные перевозки в Швецию
Возвышение России

После того, как Швеция пала в Северных войнах, Россия получила свои порты от Новгорода до Риги, Ревеля и Нарвы. Эти города и порты обеспечивали России прямые пути к Балтике. В 1721 году был подписан Ништадский договор, что привело к развитию русской балтийской торговли и основанию Св. Петербург. К 1780 году Россия вышла за пределы Поморского побережья под шведским контролем. Подъем России как морской торговой державы вызвал изменение направления торговли с юга-севера на восток-запад. Стокгольм теперь был крупным портом в Балтийском регионе, чему способствовал спрос Дании на товары со шведского рынка. Конец восемнадцатого века ознаменовался возвышением России и Гамбурга на Балтике, а также усилением Англии над голландцами.

См. Также
  • icon Портал океанов
  • icon Транспортный портал
Ссылки
Библиография
  • Бранд, Ханно. «Торговля на Балтийском море». Балтийские связи. Исследовательский центр Hanse, 1 января 2006 г. Web. 12 апреля 2015 г. <https://web.archive.org/web/20071213194949/http://www.balticconnections.net/index.cfm?article=Baltic+Sea+Trade >.
  • Доллингер, Филипп. Кассон, Марк. Немецкая Ганза: появление международного бизнеса, 1200-1800. Лондон, Великобритания; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Рутледж, 2000.
  • Израиль, И. Джонатан. Голландская республика: взлет, величие и падение. 1477–1806. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Oxford University Press, 1995.
  • Магнуссон, Ларс. Экономическая история Швеции. Лондон, Великобритания: Routledge, 2000.
Последняя правка сделана 2021-05-11 08:46:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте