Землянка-каноэ

редактировать
Землянки на берегу озера Малави

A каноэ-землянка или просто землянка лодка сделана из выдолбленного дерева. Другие названия лодок этого типа: бревенчатая лодка и моноксилон . Моноксилон (μονόξυλον) (мн. Моноксила) по-гречески - моно- (одиночный) + ξύλον ксилон (дерево) - и в основном используется в классических греческих текстах. В немецком они называются Einbaum («одно дерево» на английском языке). Некоторые, но не все, пироги также построены таким же образом.

Землянки - это самая старая лодка типа, найденная археологами, возрастом около 8000 лет до неолита каменного века. Вероятно, это связано с тем, что они сделаны из массивных кусков дерева, которые, как правило, сохраняются лучше, чем, например, кора каноэ. Наряду с корой каноэ и хидом каяком, долбленые лодки также использовались коренными народами Америки.

Содержание

  • 1 Строительство
  • 2 Африка
  • 3 Азия
  • 4 Европа
  • 5 Америка
  • 6 Океания
    • 6,1 Тихоокеанские острова
    • 6,2 Новая Зеландия
    • 6,3 Австралазия
  • 7 PT-109 Джона Ф. Кеннеди
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Строительство

Строительство морской землянки. Борта, вероятно, были нагреты и выгнулись наружу.

Строительство землянки начинается с выбора бревна подходящих размеров. Требовалось удалить достаточно древесины, чтобы сделать судно относительно легким по весу и плавучестью, но при этом достаточно прочным, чтобы выдержать экипаж и груз. Часто предпочтение отдавалось конкретным видам древесины из-за их прочности, долговечности и плотности. Затем форма лодки изменяется так, чтобы минимизировать сопротивление, с острыми концами на носу и корме.

Сначала удаляется кора снаружи. До появления металлических орудий землянки выкапывались управляемыми огнями. Затем обгоревшую древесину удалили с помощью тесла . Другой метод с использованием инструментов - вырезать параллельные выемки по внутреннему промежутку дерева, затем разделить и удалить древесину между выемками. После вырубки внутренняя часть обрабатывалась и зачищалась ножом или теслом.

Более примитивные конструкции сохраняют первоначальные размеры дерева с круглым дном. Однако можно осторожно пропарить стороны полого бревна до тех пор, пока они не станут податливыми, а затем согнуть их, чтобы создать более плоскую форму «лодочки» с более широкой балкой в ​​центре.

Для путешествий в суровых водах океана землянки могут быть оснащены выносными опорами. Одно или два бревна меньшего размера крепятся параллельно основному корпусу на длинных шестах. В случае двух выносных опор , по одной устанавливается с обеих сторон корпуса.

Африка

Каноэ Dufuna из Нигерии - это землянка возрастом 8000 лет, самая старая лодка, обнаруженная в Африке, и третья по величине в мире. Хорошо орошаемые тропические леса и лесные массивы в Африке к югу от Сахары обеспечивают как водные пути, так и деревья для землянок, которые являются обычным явлением из бассейна реки Лимпопо на юге через Восток и Центральную Африку и через Западную Африку. Африканский тик - древесина, излюбленная для их строительства, хотя она состоит из нескольких различных пород и в некоторых районах ее не хватает. Землянки перебираются через глубокие озера и реки или протыкаются по каналам в болотах (см. макоро ) или на мелководье и используются для транспорта, рыбалки и охоты, включая, в прошлом, очень опасные охота на бегемота. Землянки называются пирогами в франкоязычных районах Африки.

Азия

Остатки 8000-летней землянки, раскопанной в Китае

8000-летнее каноэ было найдено археологами в Куахуцяо, Чжэцзян Провинция, в восточном Китае. Это самое раннее каноэ, найденное в Азии.

Мокен, этническая группа, которая живет на архипелаге Мергуи в Мьянме и на севере Таиланда в качестве морских кочевников, до сих пор строит и использует каноэ-лодочки. Согласно рассказам мокенов о происхождении их народа, мифическая королева наказала запретную любовь своего предка к своей невестке, изгнав его и его потомков к жизни в море в блиндажных каноэ с углублениями на носу и на корме («рот который ест, и зад, который испражняется "), символизирующий бесконечный цикл проглатывания, пищеварения и эвакуации.

Многовековая недостроенная землянка, большая банка (пять тонн, размером 8 на 2 на 1,5 метра) был случайно обнаружен в ноябре 2010 года мэром Рикардо Ревита в Барангае Казаниколасан, Росалес, Пангасинан, Филиппины, на реке Лагасит, недалеко от реки Агно. Сейчас он выставлен перед городской ратушей.

Европа

Каноэ Пессе - старейшая известная землянка в мире Славянская землянка X века Украинская землянка (dowbanka) конца XIX века Строительство землянки в Эстонии

В древней Европе многие землянки делали из древесины липы по нескольким причинам. Во-первых, липы были в изобилии в палеолите после таяния вейхзелевского оледенения и были легко доступны. Во-вторых, липа стала одним из самых высоких деревьев в лесах того времени, что облегчало строительство более длинных лодок. Древесина липы также хорошо поддается резьбе, она не трескается и не трескается. Кроме того, они легче, чем большинство других типов деревьев в европейских старовозрастных лесах, и по этой причине лодки из липовой древесины имеют большую грузоподъемность и их легче перевозить.

Каноэ Пессе, найденное в Нидерландах, представляет собой блиндаж, который считается самой старой лодкой в ​​мире, датируется углеродом между 8040 и 7510 годами до нашей эры. Другие землянки, обнаруженные в Нидерландах, включают две землянки в провинции Северная Голландия : в 2003 году, около Уитгест, датированные 617-600 годами до нашей эры; и в 2007 году, около Ден Увер, датируемого 3300-3000 годами до нашей эры.

Землянки также были найдены в Германии. В немецком это ремесло известно как эйнбаум (одно дерево). В старом ганзейском городе Штральзунд в 2002 году были раскопаны три бревенчатые лодки. Возраст двух лодок - около 7000 лет, и они являются самыми старыми лодками, найденными в Балтийском регионе. Третья лодка (6000 лет) имела длину 12 метров и стала самой длинной землянкой в ​​регионе. Находки частично испортились из-за плохих условий хранения.

В 1991 году в Меннедорфе -Штрандбаде в Швейцарии у Цюрихского озера были найдены остатки бревенчатой ​​лодки из липового дерева длиной почти 6 метров.. Лодке с тех пор было 6500 лет.

В 1902 году дубовая лодка длиной более 15 м и шириной 1 м была найдена в Лургане, графство Голуэй, Ирландия и доставлена ​​в Национальный музей Ирландия. Радиоуглеродная дата на лодке Лурган составила 3940 ± 25 лет назад. В лодке есть отверстия, что свидетельствует о том, что она имела выносную опору или была присоединена к другой лодке.

В 2012 году в Parc Glyndwr, Monmouth, Monmouthshire, Wales, UK, при раскопках, проведенных Археологическим обществом Монмута, были обнаружены три канавы, свидетельствующие о существовании неолитического тримарана землянки подобного типа. длиной до бревенчатой ​​лодки Лургана, углерод датирован 3700 +/- 35 лет назад.

De Administrando Imperio подробно описывает, как славяне построили моноксилы, которые они продали Руси в Киев. Эти корабли затем использовались против Византийской Империи во время Русско-Византийских войн IX и X веков. Они использовали землянки, чтобы атаковать Константинополь и уйти в свои земли с поразительной скоростью и мобильностью. Следовательно, название Δρομίται («люди в бегах») относилось к Руси в некоторых византийских источниках. Monoxyla часто сопровождались большими галерами, которые служили центрами управления и контроля. Каждая славянская землянка вмещала от 40 до 70 воинов.

казаки из Запорожского войска также славились своим искусным использованием землянок, которые выходили из Днепра для набегов на берега Черное море в 16-17 вв. Используя небольшие мелкосидящие и высокоманевренные галеры, известные как «чайки», они быстро пересекли Черное море. По собственным записям казаков, эти суда с экипажем от 50 до 70 человек могли достичь берега Анатолии из устья Днепра за сорок часов.

Более 40 доисторических лодок-бревен было найдено в Чешской Республике. Последней находкой в ​​Могелнице (район Шумперк) была бревенчатая лодка длиной 10 м. Он вырезан из цельного дубового бревна и имеет ширину 1,05 м. Бревенчатая лодка датируется примерно 1000 г. до н.э. и хранится в «Могельницком музее» (Музее национальной истории). Географически стоянки и останки чешских бревенчатых лодок сгруппированы вдоль рек Эльба и Морава.

Польша известна так называемыми бревенчатыми лодками типа Левина, найдены в Левин Бжески, Кёле и Росзовицкий Лас соответственно и связаны с пшеворской культурой в первые века нашей эры. Логботы Lewin отличаются квадратным или трапециевидным поперечным сечением, прямоугольными концами корпуса и малой высотой борта по отношению к длине судна. Кроме того, почти все лодки типа Lewin имеют одно отверстие в носовой части и два на корме. Низкая высота - результат того, что основное бревно было разрезано пополам, чтобы получить два одинаковых бревна из одного ствола. Преимущество заключается в том, что в результате образуются идентичные сдвоенные корпуса, которые затем соединяются в двухкорпусный плот. Парные корпуса соединялись поперечными стойками, которые не проходили через отверстия в концах платформы, а крепились к верхним стенкам или в специальных пазах на концах корпуса. Эти суда обычно имели длину 7–12 м, и самые большие из них могли перевозить до 1,5 тонн груза из-за особой конструкции.

Многие доисторические долбленые лодки были найдены в Скандинавии.. Эти лодки использовались для транспортировки по более спокойным водоемам, для рыбалки и, возможно, иногда для китобойного промысла и охоты на тюленей. Землянки не требуют металлических деталей и были обычным явлением среди людей каменного века в Северной Европе, пока не стало мало больших деревьев, пригодных для создания такого типа плавсредств. Длина была ограничена размером деревьев в старовозрастных лесах - до 12 метров (39 футов) в длину. В Дании в 2001 г. и за несколько лет до этого несколько байдарок из липового дерева было обнаружено в ходе масштабных археологических раскопок в Эгадален, к северу от Орхус. Они были датированы углеродом 5210–4910 гг. До н. Э. И являются самыми старыми из известных лодок в Северной Европе. В Скандинавии более поздние модели увеличили надводный борт (и мореходные качества) за счет крепления дополнительных борта к борту землянки. Со временем блиндаж превратился в сплошной киль, а набивные доски по бокам превратились в Лапстрак корпус.

В Соединенном Королевстве, две бревенчатые лодки были обнаружены в Ньюпорте, Шропшир и сейчас выставлены в Университете Харпера Адамса Ньюпорт. Железный век, жители Великобритании, как известно, использовали лодочные лодки для рыбалки и основной торговли. В 1964 году в Poole Harbour, Dorset была обнаружена лодка. Логбот Пул, датированный 300 годом до нашей эры, был достаточно большим, чтобы вместить 18 человек, и был построен из гигантского дуба. В настоящее время он находится в Музее Пула. Еще более старая бревенчатая лодка (бревенчатая лодка Hanson ) была обнаружена в 1998 году в Шардлоу к югу от Дерби. Он был датирован бронзовым веком около 1500 г. до н.э. и сейчас выставлен в музее и художественной галерее Дерби. На том же месте была еще одна доисторическая лодка, но она была похоронена in situ.

В Северной Европе традиция изготовления каноэ для долбленых лодок сохранилась в 20 и 21 веках в Эстония, где сезонные наводнения в Соомаа, на территории 390 км² дикой природы, делают невозможным использование обычных транспортных средств. В последние десятилетия новый всплеск интереса к изготовлению землянок (эстонский haabjas) возродил древнюю традицию.

Америка

Коренные американцы делают каноэ землянки, 1590 Современные морские землянки с северо-запада Тихого океана

Байдарки-землянки были построены коренными народами по всей Америке, где имелись подходящие бревна.

Коренные американцы северо-запада Тихого океана были и остаются очень искусными в обработке дерева. Наиболее известные тотемные столбы высотой до 80 футов (24 м), они также строят каноэ длиной более 60 футов (18 м) для повседневного использования и церемониальных целей. В штате Вашингтон байдарки для лодок традиционно изготавливаются из огромных кедровых бревен (таких как тихоокеанский красный кедр ) для путешественников по океану, в то время как местные жители, живущие вокруг небольших рек, используют Еловые бревна, кедровые бревна обладают гораздо большей сопротивляемостью в соленой воде, чем ель.

В 1978 году Джорди Точер и двое его товарищей плыли на лодке-каноэ (Orenda II) по проекту Haida (но с парусами) из Ванкувера, Британская Колумбия, Канада на Гавайи. Землянка была 40 футов (12 м) в длину, сделана из пихты Дугласа и весила 3,5 коротких тонны (3,2 т). Миссия была запущена, чтобы добавить правдоподобия к рассказам о том, что хайда путешествовали на Гавайи в древние времена. В общей сложности группа отважилась преодолеть около 4500 миль (7242 км) после двух месяцев в море.

Океания

Маори вака каноэ в музее

Острова Тихого океана

Тихий океан был рассадником для многих различных видов землянок. Они различаются по плану паруса (т.е. краб-клешня или полукраб-клешня, латинский или треугольный), форматам корпуса (одиночный, двойной, катамаран или проа), отсутствию или наличию балки (мостик для двойного корпус). Формы корпуса и формы торцов сильно различаются. Мачты могут быть «правыми или двухлонжеронными». Корпуса могут быть построены путем сборки досок или выкапывания стволов деревьев. Предполагаемое использование (рыба, война, морское путешествие) и географические особенности (пляж, лагуна, рифы) отражены в дизайне. Важно отметить, что существует важная разделительная черта: некоторые суда используют приспособление для прихватывания ; другие «шунтируют», то есть меняют галс, «переворачивая парус с одного конца корпуса на другой». Тактические снасти аналогичны тем, которые можно увидеть в большинстве стран мира, но маневровые снаряды меняют галс, переворачивая парус с одного конца корпуса на другой и плывя в противоположном направлении («Пушми-пулю "мира парусного спорта).

На островах Тихого океана каноэ очень большие, сделаны из цельных зрелых деревьев и оснащены выносными опорами для повышения устойчивости в море. океана, и когда-то использовались для дальних путешествий.

Новая Зеландия

Очень большой вака используется людьми маори, пришедшими в Новую Зеландию, вероятно, из Восточной Полинезии примерно в 1280 году. Такие корабли перевозили от 40 до 80 воинов в спокойных укрытых прибрежных водах или реках. Считается, что трансокеанские путешествия совершались на полинезийских катамаранах, и один корпус, датированный примерно 1400 годом, был обнаружен в Новой Зеландии в 2011 году. В Новой Зеландии вака меньшего размера делали из цельного бревна, часто Totara из-за своей легкости, прочности и устойчивости к гниению. Большие вака состояли примерно из семи частей, связанных льняной веревкой. Все вака отличаются очень низким надводным бортом. На Гавайях ваа (каноэ) традиционно изготавливают из ствола дерева коа. Обычно они несут экипаж из шести человек: один штурман и пять гребцов.

Австралазия

австралийские аборигены начали использовать землянки примерно с 1640 года в прибрежных районах северной Австралии. Их привезли бугайские ловцы морских огурцов, известные как трепангеры, из Макассара в Южном Сулавеси. В Арнемленде местные народы йолнгу используют землянки, называемые липалипа или липпа-липпа.

жители островов Торресова пролива использовали двойную опору., уникальное для их района и, вероятно, завезенное из папуасских общин, а затем измененное. Он был около 14 метров (46 футов) в длину, с двумя бамбуковыми мачтами и парусами из пандануса -мат. Они могли плыть до 80 километров (50 миль) и перевозить до 12 человек.

PT-109 Джона Ф. Кеннеди

Соломоновы острова использовали и продолжайте использовать каноэ для путешествий между островами. Во время Второй мировой войны они использовались во время японской оккупации - с их небольшими визуальными и шумовыми признаками они были одними из самых маленьких лодок, использовавшихся союзными войсками во Второй мировой войне. После затопления PT-109, Биуку Гаса достигли затонувшего корабля Джон Ф. Кеннеди в землянке.

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

На Викискладе есть материалы, связанные с Моноксилонами.
Последняя правка сделана 2021-05-18 05:44:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте