Битва при Эгатах

редактировать
Морское сражение между Карфагеном и Римом в 241 г. до н.э.

Битва при Эгатах
Часть Первая Пуническая война
Дата10 марта 241 г. до н.э.
МестоположениеОстрова Эгат, западная Сицилия Координаты : 37 ° 58 ′ 12 ″ с.ш., 12 ° 12′00 ″ в.д. / 37,9700 ° с.ш., 12,2000 ° в.д. / 37,9700; 12.2000
РезультатРешительная победа римлян. Лутатийский договор
Воюющие стороны
Vexilloid of the Roman Empire.svg Римская республика Карфаген standard.svg Карфаген
Командиры и лидеры
Гай Лутаций Катул. Квинтус Валериус Фалто Ханно
Сила
c.200 квинкверем c.250 квинкверем
Потери и потери
30 потопленных квинкверем. 50 поврежденных квинкверем
  • 120 квинкверем
  • 50 потоплено
  • 70 захвачено
  • 10 000 человек захвачено
Острова Эгат находятся на Сицилии Острова Эгат Острова Эгаты Место битвы у западного побережья Сицилии

Битва при Эгатах - морское сражение, которое произошло 10 марта 241 г. до н.э. между флотами Карфагена и Рима во время Первой Пунической войны. Это произошло среди островов Эгат, у западного побережья острова Сицилия. Карфагенянами командовал Ганнон, а римлянами - Гай Лутаций Катул, но Квинт Валерий Фалто командовал во время битвы. Это была последняя и решающая битва в 23-летней Первой Пунической войне.

Римская армия несколько лет блокировала карфагенян в их последних опорных пунктах на западном побережье Сицилии. Почти обанкротившиеся римляне заняли деньги, чтобы построить военно-морской флот, который они использовали, чтобы продлить блокаду до моря. Карфагеняне собрали более крупный флот, который они намеревались использовать для доставки припасов на Сицилию. Затем он погрузил бы большую часть карфагенской армии, расквартированную там, в качестве морской пехоты. Он был перехвачен римским флотом и в упорной битве, лучше обученные римляне победили ослабленный и плохо обученной карфагенский флот, который был еще больше осложняется груженым с поставками и с еще не приступил к его полному комплекту морской пехоты.

В результате Карфаген подал иск о мире и согласился на Лутатийский договор, по которому Карфаген сдал Сицилию Риму и выплатил значительные репарации. С тех пор Рим был ведущей военной державой в западном Средиземноморье и все в большей степени в Средиземноморском регионе в целом.

Содержание
  • 1 Первоисточники
  • 2 Предпосылки
    • 2.1 Операции на Сицилии
    • 2.2 Корабли
    • 2.3 264–250 до н.э.
  • 3 Прелюдия
  • 4 Новый римский флот
  • 5 Битва
  • 6 Последствия
  • 7 Морская археология
  • 8 Примечания, цитаты и источники
    • 8.1 Примечания
    • 8.2 Цитаты
    • 8.3 Источники
  • 9 Дополнительная литература
Первоисточники

Основным источником почти всех аспектов Первой Пунической войны является историк Полибий (c.200 - ок. 118 г. до н.э.), a Грек отправлен в Рим в 167 г. до н.э. в качестве заложника. Его работы включают ныне утерянное руководство по военной тактике, но сегодня он известен благодаря Истории, написанным где-то после 146 г. до н.э. или примерно через столетие после битвы при Эгатах. Работа Полибия считается в целом объективной и в значительной степени нейтральной между карфагенскими и римскими точками зрения.

Карфагенские письменные записи были уничтожены вместе с их столицей, Карфагеном, в 146 г. До н.э., и поэтому рассказ Полибия о Первой Пунической войне основан на нескольких, ныне утерянных, греческих и латинских источниках. Полибий был историком-аналитиком и по возможности лично брал интервью у участников событий, о которых писал. Только первая книга из 40, составляющих «Истории», посвящена Первой Пунической войне. Точность рассказа Полибия вызывала много споров в течение последних 150 лет, но современный консенсус состоит в том, чтобы принять его в основном за чистую монету, а детали битвы в современных источниках почти полностью основаны на интерпретациях рассказа Полибия. Современный историк Эндрю Карри считает, что «Полибий оказался [] достаточно надежным»; в то время как Декстер Хойос описывает его как «удивительно хорошо информированного, трудолюбивого и проницательного историка». Существуют и другие, более поздние истории войны, но в отрывочной или сводной форме, и они обычно охватывают военные операции на суше более подробно, чем на море. Современные историки обычно также принимают во внимание более поздние истории Диодора Сицилийского и Дио Кассия, хотя классицист Адриан Голдсуорси утверждает, что «рассказ Полибия обычно должен быть предпочтительнее, если оно отличается от любого из наших отчетов ".

Другие источники включают надписи, археологические свидетельства и эмпирические свидетельства реконструкций, таких как трирема Олимпиада. С 2010 года на месте сражения был обнаружен ряд артефактов, и их анализ и поиск предметов продолжаются.

История вопроса

Операции на Сицилии

Карта западной части Средиземного моря, показывающая территорию, контролируемую Карфагеном и Римом в начале Первой Пунической войны. Территория, контролируемая Римом и Карфаген в начале Первой Пунической войны

В 264 г. до н.э. государства Карфаген и Рим вступили в войну, начав Первую Пуническую войну. Карфаген был устоявшейся морской державой в западном Средиземноморье; материковая Италия к югу от реки Арно недавно была объединена под контролем римлян. Непосредственной причиной войны стал контроль над сицилийским городом Мессана (современный Мессина ). В более широком смысле обе стороны хотели контролировать Сиракузы, самый могущественный город-государство на Сицилии.

Корабли

. В этот период стандартным средиземноморским военным кораблем был квинкверема, что означает «пятивесельный». Квинкверема представляла собой камбуз, c.длиной 45 метров (150 футов), c. 5 метров (16 футов) шириной на уровне воды, с его палубой, стоящей c. 3 метра (10 футов) над уровнем моря и водоизмещением около 100 тонн (110 коротких тонн ; 100 длинных тонн ). Эксперт по галерам Джон Коутс предположил, что они могут поддерживать скорость 7 узлов (8 миль / ч; 13 км / ч) в течение длительного времени. Современная копия галеры Olympias развивает скорость 8,5 узлов (10 миль / ч; 16 км / ч) и курсирует со скоростью 4 узла (4,6 миль / ч; 7,4 км / ч) часами подряд. Средняя скорость 5–6 узлов (6–7 миль в час; 9–11 км / час) была зафиксирована в современных рейсах продолжительностью до недели.

Суда строились как катафракты, или «защищенные», корабли, с закрытым корпусом и полной палубой для перевозки морской пехоты и катапульты. У них был отдельный «ящик для весла», прикрепленный к основному корпусу, в котором находились гребцы. Эти особенности позволили усилить корпус, увеличить грузоподъемность и улучшить условия для гребцов. Общепринятая теория расположения гребцов в квинкеремах состоит в том, что должны быть группы - или ряды - из трех весел, расположенных одно над другим, с двумя гребцами на каждом из двух самых верхних и одним на нижнем, в сумме пять гребцов на гирю. Это будет повторяться сбоку камбуза, всего по 28 файлов с каждой стороны; Всего 168 весел.

Диаграмма, изображающая положения гребцов трех разных весел в триреме Изображение положений гребцов трех разных весел в греческой триреме

Римляне не имели большого опыта в мореплавании; в тех немногих случаях, когда они раньше ощущали необходимость военно-морского присутствия, они обычно полагались на небольшие эскадрильи, предоставленные их латинскими или греческими союзниками. В 260 г. до н.э. римляне намеревались построить флот и использовали потерпевшую кораблекрушение карфагенскую квинквирему в качестве чертежа для своей собственной. Как начинающие кораблестроители, римляне строили копии, которые были тяжелее карфагенских судов, а значит, медленнее и менее маневренны. Квинкверема была рабочей лошадкой римского и карфагенского флотов на протяжении Пунических войн, хотя гексаремы (шесть гребцов на банку), квадриремы (четыре гребца на банку) изредка упоминаются и триеры (по три гребца на банку). Итак, вездесущ был тип, который Полибий употребляет как сокращение от «военного корабля» в целом. Квинквирема несла команду из 300 человек: 280 гребцов и 20 палубных экипажей и офицеров; он также обычно имел бы 40 морских пехотинцев; если бой считается неизбежным это будет увеличено до целых 120

Получение гребцов в ряд, как единое целое, не говоря уже, чтобы выполнить более сложные боевые маневры, необходимые долог и труден обучение. По крайней мере, половина гребцов должна иметь некоторый опыт, чтобы управлять кораблем эффективно. В результате римляне изначально были в невыгодном положении по сравнению с более опытными карфагенянами. Все боевые корабли были оснащены тараном - тройным комплектом бронзовых лопастей шириной 60 сантиметров (2 фута) и весом до 270 кг (600 фунтов), расположенных по ватерлинии. Они были изготовлены индивидуально методом выплавляемого воска для неподвижной установки на нос камбуза и закреплены бронзовыми шипами. В идеале можно было бы атаковать вражеский корабль с борта или с тыла, избегая, таким образом, возможности быть протараненным. Требовалось умение ударить по противостоящей галере с достаточной силой, чтобы вырвать ее бревна и заставить ее рухнуть, но не настолько сильно, чтобы встроить свою галеру в пораженного врага. Каждое судно в значительной степени полагалось на защиту других кораблей своей эскадры, а тактика заключалась в маневрировании целыми эскадрильями, а не отдельными кораблями; хотя сражения иногда распадались на серию боев кораблей на кораблях, которые были уподоблены воздушным воздушным боям.

264–250 до н.э.

Во многом из-за изобретения римлянами корвуса, устройство, которое позволяло им легче захватывать вражеские суда и садиться на них, карфагеняне потерпели поражение в крупных морских сражениях в Миле (260 г. до н.э.), Сульки (257 г. до н.э.), Экном (256 г. до н.э.) и мыс Хермеум (255 г. до н.э.). Вскоре после последнего из них большая часть римского флота была уничтожена штормом, потеряв около 100 000 человек; нестабильность римских кораблей в тяжелую погоду из-за присутствия корва, возможно, способствовала этой катастрофе. В любом случае, в дальнейшем они не использовали корвус. Римляне быстро восстановили свой флот, но потеряли еще 150 кораблей в результате еще одного шторма в 253 году до нашей эры. Они снова отстроились и в 250 г. до н.э. блокировали главную карфагенскую базу на Сицилии Лилибей с помощью 200 военных кораблей.

Карфагеняне восстановили господство на море в 249 г. до н.э., победив блокирующий римский флот. в Дрепана и Финтиас. Эти поражения настолько деморализовали римлян, что они ограничили свою военно-морскую деятельность мелкими операциями в течение семи лет. Отсутствие римского флота, вероятно, привело Карфаген к постепенному выводу из строя большей части своего флота. Голдсуорси заявляет, что карфагенский флот перестал действовать, и считает вероятным, что несколько кораблей остались в строю. Конечно, они вывели большую часть своих военных кораблей из Сицилии. Карфагенское руководство предпочло расширить свою территорию контроля в Северной Африке за счет коренных нумидийцев. Ганнон Великий был назначен руководителем операций в Африке в 248 г. до н. Э. И завоевал значительные территории к 241 г. до н. Э. Историк Найджел Багналл считает, что в этот период Карфаген рассматривал Сицилию как второстепенный театр.

Прелюдия
Карта Сицилии, показывающая небольшую территорию, контролируемую Карфагеном Позиция Карфагена в западной Сицилии, 248–241 гг. До н.э., в золоте; Территория, контролируемая римлянами, выделена розовым цветом; Сиракузы в зеленом

К 248 году до нашей эры война длилась 15 лет, со многими переменами судьбы. Это переросло в борьбу, в которой римляне пытались решительно победить карфагенян и, как минимум, контролировать всю Сицилию. Карфагеняне придерживались своей традиционной политики ожидания, пока их противники изнашиваются, в ожидании восстановления части или всех своих владений и заключения взаимоприемлемого мирного договора. Рим получил контроль над большей частью Сицилии, а карфагеняне сохранили только два города на острове: Лилибей и Дрепана ; они были хорошо укреплены и располагались на западном побережье, где их можно было снабжать и подкреплять без того, чтобы римляне могли использовать свою превосходящую армию для вмешательства.

Когда Гамилькар Барка принял командование Карфагеняне на Сицилии в 247 г. до н.э. ему дали только небольшую армию, и карфагенский флот постепенно был выведен. Военные действия между римскими и карфагенскими войсками сменились мелкомасштабными наземными операциями, что соответствовало карфагенской стратегии. Гамилькар использовал общевойсковую тактику в стратегии Фабиана со своей базы в Эрикс, к северу от Дрепаны. Эта партизанская война удерживала римские легионы в тесноте и сохраняла плацдарм Карфагена на Сицилии.

В начале блокады Лилибея и Дрепаны 50 карфагенских квинкверем собрались у островов Эгат, лежащих в 15–15 км. 40 километров (9–25 миль) к западу от Сицилии. Когда поднялся сильный западный ветер, они вошли в Лилибей, прежде чем римляне успели отреагировать. Они выгружали подкрепление - по разным древним источникам 4000 или 10000 - и большое количество припасов. Они уклонились от римлян, уйдя ночью, эвакуируя карфагенскую конницу. Римляне перекрыли подход к Лилибею с суши земляными и деревянными лагерями и стенами, а теперь предпринимали неоднократные попытки заблокировать вход в гавань тяжелой деревянной стрелой ; из-за преобладающих морских условий они не увенчались успехом. Два карфагенских гарнизона содержали блокадники. Это были легкие и маневренные квинкверемы с хорошо обученными экипажами и лоцманами, знавшими мелководья и течения сложных вод. Главным среди блокадников была галера под командованием Ганнибала Родосского, который насмехался над римлянами, используя превосходство своего судна и команды. В конце концов, римляне захватили Ганнибала и его хорошо построенную галеру.

К 243 г. до н.э., после более чем 20 лет войны, оба государства были истощены финансово и демографически. Свидетельством финансового положения Карфагена является их просьба о ссуде 2000- талантов от Птолемеевский Египет, которая была отклонена. Рим также был близок к банкротству, и количество взрослых граждан мужского пола, которые предоставили рабочую силу для военно-морского флота и легионов, с начала войны уменьшилось на 17 процентов.

Новый римский флот

В конце 243 г. до н.э., понимая, что они не захватят Дрепану и Лилибей, если не смогут расширить блокаду до моря, римский сенат решил построить новый флот. Когда казна государства была исчерпана, сенат обратился к самым богатым гражданам Рима с просьбой ссуды для финансирования строительства по одному кораблю каждый, возмещаемых за счет репараций, которые будут наложены на Карфаген после победы в войне, а также для передачи рабов в качестве гребцов.. В результате появился флот из примерно 200 квинкверов, построенный, оснащенный и укомплектованный экипажем без государственных расходов. Римляне смоделировали корабли своего нового флота на судне, захваченном у Ганнибала Родосца. К настоящему времени римляне имели опыт судостроения и, взяв за образец проверенное судно, производили высококачественные квинкеремы. Важно отметить, что корвус был оставлен, что улучшило скорость и управляемость кораблей, но вынудило римлян изменить тактику; чтобы победить карфагенян, им понадобятся лучшие моряки, а не лучшие солдаты.

Новый римский флот был укомплектован в 242 г. до н. э. и консулом Гаем Лутацием Катул с помощью прэтора Квинта Валерия Фалто привел его на Сицилию. Прибыв с 200 quinqueremes и 700 транспортами, груженными припасами и легионерским подкреплением, Катул беспрекословно захватил гавань Дрепана и якорные стоянки у Лилибеума, поскольку не было карфагенских кораблей, которые могли бы противостоять римскому флоту. Катул и Фалто держали сильные эскадрильи подальше от каждого города всякий раз, когда позволяла погода, чтобы избежать любой возможности карфагенских припасов, проходящих мимо них, и для тренировки экипажей в маневрах и учениях. Они также позаботились о том, чтобы экипажи получали хорошее обращение, включая адекватное питание, и создали флот с экипажами на пике своих возможностей. Под впечатлением от энергии Катула и Фальто сенат продлил срок их полномочий сверх обычного одного года, и таким образом они стали проконсулом и пропретором соответственно.

гарнизоны Лилибея и Дрепаны - и армия Гамилькара в Эриксе - держались крепко, но без припасов из Карфагена они не могли продержаться бесконечно. Карфаген начал готовить флот, оснащать транспорты, собирать припасы и обучать экипажи и морских пехотинцев, чтобы встретить римский вызов. На подготовку 250 боевых кораблей и от 150 до 350 транспортов ушло девять месяцев. Карфагену не хватало времени, поскольку в его блокированных цитаделях заканчивались припасы. Они изо всех сил пытались найти 100 000 человек, необходимых для полного экипажа только боевых кораблей, и у них не было достаточно времени, чтобы обеспечить расширенное обучение, необходимое экипажам для эффективной совместной работы в командах.

Битва
Карта, показывающая расположение Острова Эгат Острова Эгаты.

Карфагенский флот возглавлял командующий по имени Ханно ; он отличается от других карфагенян по имени Ганнон тем, что известен как сын Ганнибала. Возможно, это тот генерал, который проиграл битвы при Агригенте и Экноме; хотя историк Джон Лэзенби считает вероятным, что он был казнен за свои предыдущие неудачи. Неизвестно, почему победители Дрепаны, Адхербала и Карфалона не командовали. План карфагенян состоял в том, чтобы собрать свой флот из 250 квинкверов и большого, но неизвестного количества транспортов в тайне у Хиеры (Святой остров), самого западного из островов Эгатов. Там они будут ждать следующего ветра и полагаться на неожиданность и численность, чтобы доставить их на 45 км (28 миль) до Лилибеума, прежде чем римляне узнают и сосредоточат свой флот. Это было бы повторением успешного карфагенского подвига с меньшим флотом несколько лет назад. Затем они выгружали свои грузы, в основном зерно, и отправляли большую часть карфагенской армии для использования в качестве морских пехотинцев на своих квинкверемах. Затем они настраивались для сражения и разыскивали римский флот. Непонятно, с учетом большого количества транспортных средств, почему карфагенские военные корабли также были загружены грузом; и почему у них еще не было морской пехоты, взятой из их войск в Африке. Карфагенский флот прибыл у Иеры в начале марта 241 г. до н.э.

Карфагенский флот был замечен римскими разведчиками, и Катул оставил блокаду и взял на борт свои 200 пехотинцев с полным набором морских пехотинцев из солдат осаждающих римлян. армия. Затем римский флот отплыл и бросил якорь у острова Эгуза, в 16 км от Сицилии. На следующее утро, 10 марта, дул сильный западный ветер, и течение шло так же. Ганнон немедленно отправился в Лилибей. Катул измерил риск атаки с ветром в своем луке по сравнению с риском позволить Ханно достичь Сицилии, чтобы освободить Лилибей, Дрепана и армию Гамилькара. Несмотря на неблагоприятные условия, проконсул решил перехватить карфагенян и приказал своему флоту подготовиться к битве. Он приказал римским кораблям лишить мачт, парусов и другого ненужного оборудования, чтобы сделать их более мореходными в суровых условиях. Сам Катул не смог присоединиться к битве из-за ран, полученных в предыдущем сражении, поэтому в битве кораблями командовал его заместитель Фалто.

Древняя монета изображающая камбуз, окруженный венком из дубовых листьев Римская монета 109 г. до н.э., намекающая на победу Катала; на нем изображена галера в венке из дубовых листьев

Противоборствующие флоты встретились к западу от острова Форбанция (современный Леванцо ). Многие фрагменты свинцовых якорей были обнаружены недалеко от острова Леванцо, что заставило археолога Себастьяно Туса предположить, что римский флот остановился здесь и что его корабли затем намеренно перерезали свои якоря. чтобы уменьшить вес, который они несли - каждый якорь весил 270 кг (600 фунтов). Римляне выстроились в одну линию кораблей и плыли против ветра через сильную волну к карфагенянам. Не имея большого выбора, карфагеняне спустили паруса и вступили в бой.

В последовавшей битве римляне пользовались гораздо большей мобильностью, так как их корабли несли только самое необходимое, а карфагеняне были обременены снаряжением, необходимым для выживания. путешествия и продовольствие для сицилийских гарнизонов. Карфагенские экипажи также были поспешно набраны и поэтому были неопытными, а на их кораблях не хватало морской пехоты, так как предполагалось, что они будут пополнены солдатами Гамилькара. Это был второй раз, когда римский флот сражался с карфагенянами без использования корва - впервые, в битве при Дрепане, они были сильно разбиты - но они быстро одержали победу, используя большую маневренность своих кораблей, чтобы протаранить их. Карфагенские сосуды. Римские корабли составляли конкуренцию своим противникам, поскольку они были созданы по образцу одного из лучших кораблей карфагенян, а их экипажи превосходили их. Римляне потопили 50 карфагенских кораблей, 20 из них всеми руками, а 70 были захвачены вместе с 10 000 человек. Однако битва была тяжелой, и римляне потеряли 30 кораблей потопленными и еще 50 поврежденными. Остальной карфагенский флот был спасен только резким изменением направления ветра, позволившим им бежать; поскольку римляне оставили свои мачты, паруса и такелаж на берегу, они не могли преследовать их. Карфагенские остатки вернулись в Карфаген, где их неудачливый командир был распят.

Последствия
Фотография римских руин на современной улице Остатки Храма Ютурны в Ларго ди Торре Аргентина, построенного Гай Лутаций Катул, чтобы отпраздновать свою победу

Катул был удостоен триумфа в честь своей победы, в то время как Фалто был удостоен отдельного и немного младшего триумфа. Чтобы отпраздновать победу, Катулус построил храм Ютурны на Марсовом поле, в районе Рима, в настоящее время известном как Ларго ди Торре, Аргентина.

. Решительная победа над карфагенским флотом, Катул продолжил сухопутные операции на Сицилии против Лилибея, Эрикс и Дрепана; которую продолжал защищать Гамилькар Барка и его армия. Карфагенский сенат не хотел выделять ресурсы, необходимые для постройки и укомплектования еще одного флота. Карфагену потребовалось девять месяцев, чтобы оснастить флот, который потерпел поражение, и если им понадобится еще девять месяцев, чтобы подготовить еще один флот, сицилийские города, все еще держащиеся, исчерпают запасы и запросят условия. Таким образом, со стратегической точки зрения Карфаген должен был построить флот, способный победить римский флот, а затем собрать армию, способную победить римские армии на Сицилии. Вместо этого карфагенский сенат приказал Гамилькару заключить мирный договор с римлянами, который он оставил своему подчиненному командиру Гиско. Лутатийский договор был подписан в том же году, что и Битва при Эгатах, и положил конец Первой Пунической войне; Карфаген эвакуировал Сицилию, передал всех пленных, взятых во время войны, и выплатил контрибуцию в размере 3200 талантов за десять лет.

С тех пор Рим был ведущей военной державой в западном Средиземноморье, и все больше Средиземноморский регион в целом. Во время войны римляне построили более 1000 галер; и этот опыт строительства, комплектования, обучения, снабжения и обслуживания такого количества кораблей заложил основу морского господства Рима на протяжении 600 лет.

Морская археология
Большой обработанный блок из бронзы Карфагенский морской таран, найденный на месте битвы с повреждениями в виде V-образных царапин, приписываемых лобовому столкновению (ям) с римским кораблем - таран против тарана.

С 2010 года одиннадцать бронзовых таранов боевых кораблей были обнаружены археологами в море в пределах 1 квадратного километра ( 0,4 квадратных мили) у побережья Форбантии, вместе с десятью бронзовыми шлемами и сотнями амфор. С тех пор были обнаружены бараны, семь шлемов и шесть целых амфор, а также ряд фрагментов. Надписи позволили определить, что четыре барана были с кораблей, построенных римлянами, один - с карфагенского корабля, а происхождение двух оставшихся неизвестно. Возможно, что некоторые из построенных римлянами судов были захвачены карфагенянами ранее во время войны и были укомплектованы ими, когда были потоплены. Считается, что каждый из этих таранов был прикреплен к затонувшему военному кораблю, когда они были брошены на морское дно. Шесть шлемов были типа Монтефортино, которые обычно использовались легионами, три с одной или обеими бронзовыми щитками на щеках; седьмой, сильно проржавевший, имел другую конструкцию и мог быть карфагенским. Присутствующие археологи заявили, что местонахождение обнаруженных артефактов подтверждает версию Полибия о том, где происходила битва. Основываясь на размерах найденных баранов, исследовавшие их археологи полагают, что все они произошли от триер, в отличие от описания Полибия, что все задействованные боевые корабли были квинкеремами. Однако они считают, что многие идентифицированные амфоры подтверждают, что карфагенские корабли были загружены припасами.

Примечания, цитаты и источники

Примечания

Цитаты

Источники

Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-05-12 07:21:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте