Ткань тапа

редактировать
Ткань из коры, сделанная в островных культурах Тихого океана

Ткань тапа (или просто тапа) - это ткань из коры, производимая на островах Тихого океана, в основном на Тонга, Самоа и Фиджи, но и далеко за их пределами как Ниуэ, Острова Кука, Футуна, Соломоновы Острова, Ява, Новая Зеландия, Вануату, Папуа-Новая Гвинея и Гавайи (где это называется капа ). В Французской Полинезии он почти исчез, за ​​исключением некоторых деревень на Маркизских островах.

Содержание
  • 1 Общее
  • 2 Изготовление
  • 3 Живопись
  • 4 Галерея
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Общее
Эта ткань тапа была сделана в Папуа-Новой Гвинее. Тапа можно сделать из внутренней коры бумажной шелковицы или хлебного дерева. Свадебный тапа, 19 век, из коллекции Художественного музея округа Лос-Анджелес

Ткань известна под несколькими местными названиями, хотя термин тапа является международным и понимается на всех островах, где используется ткань. Слово тапа происходит от Таити и Островов Кука, где капитан Кук был первым европейцем, собравшим его и представившим остальной мир. На Тонге тапа известен как нгату, и здесь он имеет большое социальное значение для островитян, часто дается в качестве подарка. На Самоа такая же ткань называется сиапо, а на Ниуэ - хиапо . На Гавайях он известен как капа. На Ротума, полинезийском острове в группе Фиджи, он называется ‘uha, а на других островах Фиджи он называется masi . На островах Питкэрн он назывался аху . Он также известен как тапия.

Все эти слова дают ключ к разгадке происхождения. Маси могло означать (кора) красителя-инжира (Ficus tinctoria ), эндемичного для Океании и, вероятно, того, который изначально использовался для изготовления тапа. Где-то в истории во время миграционных путешествий хиапо или сиапо были завезены из Юго-Восточной Азии, бумажная шелковица дерево (Broussonetia papyrifera ). Лучше использовать кору этого дерева и забыть о красителях инжира. На Фиджи осталось только его название. Наконец, тапа имеет значение границы или полосы. Кажется вероятным, что до того, как процесс склеивания стал обычным явлением, для изготовления больших листов (см. Ниже) производились только узкие полосы.

Тапа можно украсить растиранием, тиснением, трафаретом, копчением (Фиджи: «маси Кувуи») или окрашиванием. Узоры тапа Тонга, Самоа и Фиджи обычно образуют сетку квадратов, каждый из которых содержит геометрические узоры с повторяющимися мотивами, такими как рыбы и растения, например, четыре стилизованных листа, образующих диагональный крест. Традиционные красители обычно черные и ржаво-коричневые, хотя известны и другие цвета.

Раньше ткань в основном использовалась для одежды, но теперь ее заменили хлопок и другие ткани. Основная проблема с одеждой тапа состоит в том, что ткань теряет свою прочность при намокании и разваливается. Однако это было лучше, чем травяные юбки, которые обычно либо тяжелее и тверже, либо легко разлетаются на части, но на невысоких коралловых атоллах, где шелковица не растет, у людей не было выбора. Это также трудоемко в изготовлении. Ткань из тапа в древности изготавливали как мужчины, так и женщины. Примером могут служить гавайцы, которые тоже делали собственное оружие.

В наши дни тапа часто носят в официальных случаях, например, на свадьбах. Еще одно применение - как одеяло на ночь или как разделитель комнаты. Он высоко ценится за свою декоративную ценность и часто висит на стенах в качестве украшения. На Тонге семья считается бедной, независимо от того, сколько у нее денег, если у нее нет дома тапа, который можно было бы пожертвовать на жизненные события, такие как свадьба, похороны и т. Д. Если тапа был подарен им вождем или даже королевской семьей, это более ценно. Он использовался в церемониальных масках в Папуа-Новой Гвинее и на островах Кука (манганские маски). Он использовался для обертывания священных предметов, например, «посохов богов» на Островах Кука. Есть также много других применений тапы, которые здесь не упоминаются.

Удаление коры с деревьев в Номука
Производство

Ниже описывается производство ткани тапа в Тонге, где она до сих пор является частью повседневной жизни. Для других мест могут быть небольшие или большие различия.

В Тонга хиапо - это название бумажного тутового дерева. У людей их пучки растут в углу своих плантаций. Их срезают и приносят домой, где первая задача - содрать кору с деревьев. Полоски имеют ширину около ладони и длину человека. Остаток древесины называется мокофуте. Кора состоит из двух слоев; внешняя кора соскабливается или отделяется от внутренней коры. Эта работа называется хаало. Внешняя кора выбрасывается; внутренняя кора, называемая пачкой или лутуту, осталась. Перед замачиванием его сушат на солнце.

Перерыв в избиении тапа в Нукуалофа

После этого на деревянной наковальне балетной пачки бьют кору деревянными молотками, называемыми ике. При измельчении кора становится тоньше и разрастается до ширины примерно 25 см. Этот этап работы называется пачкой (или пачкой). Молотки плоские с одной стороны и имеют грубые и тонкие канавки с другой стороны. Сначала используются грубые стороны, а ближе к концу работы - плоская сторона (tā-tuʻa).

Непрерывные удары молотка тапа - нормальный звук в тонганских деревнях. Если несколько женщин работают вместе, они могут сделать из этого концерт. В этом случае может быть тот, кто тукипоту отбивает конец пачки, чтобы задать ритм.

Готовы натереть коку на фетааки в ʻEua

Когда полоски станут достаточно тонкими, несколько берутся и складываются в большой лист. Некоторое количество крахмала из кумала или маниоке можно натереть в местах, которые не хотят прилипать. Эта часть работы называется опоопо, клей называется тоу, а полученный лист тапы - фетааки. Затем он состоит из двух слоев полос в перпендикулярном направлении: верхнего - лауолунга, а нижнего - лаулало.

Нож или острая оболочка, называемая муту, используется для обрезки краев, а упавшие при этом куски называются папанаки. Когда белый фетааки становится коричневым, это называется сала.

Часто женщины целой деревни вместе работают над огромным листом тапы. Делается пожертвование церкви или ее руководителю по важному случаю. Такие листы имеют ширину около 3 м и длину 15 или 30 м, а иногда и 60 м. 15-метровые части называются лунима (что означает пять листов, потому что лист состоит из пяти квадратов), а 30-метровые части называются лаутефухи.

Ратцель (1896) описал изготовление тапы следующим образом:

«Круговой разрез делается ракушкой в ​​коре над корнем дерева; дерево отломано, а через несколько дней, когда стебель полусухой, от него отделяют кору и луб. Затем луб очищают и мацерируют в воде, после чего бьют ребристой дубинкой по деревянному бруску. Это избиение оживляет деревню на Тонге как происходит обмолот в Европе. Через полчаса кусок изменит форму с полосы почти до квадрата. Края обрезаются ракушками, и большое количество частей вычерчиваются отдельно на полуцилиндрическом деревянном штампе, на котором узор, обработанный из кокосового волокна, растягивается и смазывается жидкостью одновременно с клеем и окрашиванием. На каждый второй и третий слой наносят; и кусок, толщиной в три слоя, окрашивается сильнее в тех частях, которые выступают рельефно из-за неровностей кровати. Другие примыкают к ней как сбоку, так и Конец, пока не будут произведены куски шириной в ярд и длиной от 20 до 25 ярдов. - Фридрих Ратцель, (1896)

Живопись

Фета'аки почти всегда нарисованы. Затем он становится нгату, что на тонганском языке означает конечный продукт. Роспись выполняется по всей длине, но только центральные 2,5 метра по ширине. С обеих сторон есть неокрашенная кайма шириной около 20 см, которая называется тапа (на Тонга). Чтобы раскрасить его, листы кладут на огромный деревянный барабан, покрытый трафаретами или купеси (упети на Самоа). Эти трафареты сделаны из кокосовых передних жилок (или любых других палочек толщиной в несколько миллиметров) и сделаны по шаблону, который будет использоваться. Есть несколько стандартных конструкций купеси, таких как «сосновая дорога» (дорога от дворца к королевскому кладбищу), или «щит Тонга», или «лев» (король), или «голубь». (король как правитель) и более абстрактные фигуры, такие как «Манулуа» (две птицы).

Тонганская женщина, акцентирующая внимание на дизайне купеси

Лист тапа накрывается на барабан, и женщины с силой натирают мазок коричневой краской (сделанной из дерева кока (Bischofia javanica )) над листом. Эта работа называется татаи. Там, где они натирают ребро купеси, больше краски прилипает к этому месту, а совсем немного краски прилипает к другому месту. Таким образом на лист наносится основной узор. Как только деталь сделана, они поднимают лист и переходят к следующей полосе и так далее. Только после предварительной обработки всего листа его можно разложить на земле кистью (сделанной из семян пандануса ). Женщины подчеркнут слабо заметные следы более обильной краской, на этот раз сделанной из тонго, мангрового дерева (Rhizophora mangle ). И кока, и тонго всегда коричневого цвета, но последний намного темнее. Черный цвет не используется в Тонге, хотя он характерен для Фиджи.

Обычно в процессе окраски на нгату рисуют линии шириной через каждые 45 см или более. Купеси тоже делаются по размеру, чтобы они поместились в сделанных таким образом делениях. Такое деление известно как ланганга, и они пронумерованы (на пустом тапе) от одного до необходимого количества по всей длине. Когда требуется меньший кусок нгату, лист разрезают по линии ланганги. Пьеса от 4 до 6 ланганга называется фола'ози. 8 частей - это фатууа, а кусок нгату из 10 ланганга известен как тока хонгофулу. Менее распространены двойные фатууа, называемые фатуфа, или двойные фатувалу.

Это традиционные нгату, о чем свидетельствует их обширный словарный запас (существует еще много терминов). В настоящее время для туристической торговли могут быть изготовлены и другие размеры и конструкции.

Галерея
См. Также
Ссылки
Источники
  • Пуле, Дж. И Томас, Н. «Хиапо», прошлое и настоящее в Ниуэ из коры »Данидин, University of Otago Press, 2005.
  • Аркинстолл, Патрисия Лоррейн, «Исследование ткани из коры с Гавайев, Самоа, Тонги и Фиджи, исследование регионального развития отличительных стилей ткани из коры и ее связи с другими культурными факторами», Итака, NY, 1966.
  • Бригам, Уильям Тафтс, «Ka hana kapa, изготовление ткани из коры на Гавайях», Гонолулу, Bishop Museum Press, 1911.
  • ʻI.F. Helu; Critical очерки: Культурные перспективы Южных морей; 1999
  • Кэппл эр, Адриенн Лоис, «Ткани Гавайев (ткань из коры)», Ли-он-Си, Ф. Льюис, 1975.
  • Леонард, Энн и Террелл, Джон, «Узоры рая» : Стили и значение ткани из коры во всем мире », Полевой музей естественной истории, Чикаго, США, 1980.
  • Нейч, Роджер и Пендерграст, Мик,« Pacific Tapa », Гавайский университет Press, Гонолулу, 1997.
  • Винтер, Джоан Г., «Talking Tapa: Pasifika Bark Cloth в Квинсленде», Keeaira Press, Southport QLD, 2009.
  • Олдридж, Ричард и Хэмсон, Майкл », Art of the Massim Collingwood Bay ", Майкл Хэмсон, Палос-Вердес, Калифорния, 2009.
  • Мейер, Энтони Дж. П.," Les Tapa funéraires des Nakanai de Nouvelle-Bretagne (Погребальные тапа-ткани Наканаи из New Britain) », Серия: Océanie-Oceania No. 11», Galerie Meyer, Париж 1992
  • Койман, Саймон, «Орнаментированная ткань из коры в Индонезии», Серия: Mededelingen van het Rijksmuseum voor Volkenkunde, Лейден, No. 16. Leiden, EJ Brill, 1963.
  • Meurant, Джорджес и Томпсон, Роберт Фаррис, «Дизайн мбути: картины женщин-пигмеев из леса Итури», Thames Hudson, 1996.
  • Райт, Марго, «Ткань коры: аспекты подготовки, использования, износа, сохранения and Display (Хранители этнографических артефактов) », Archetype Books, 2001.
  • Ричардс, Рис,« Не совсем вымершие: меланезийская ткань из коры ('Tapa') с Западных Соломоновых островов », Paremata Press, 2005.
  • Голдман, Ирвинг, «Кубео: индейцы северо-запада Амазонки», University of Illinois Press, 1979.
  • Arbeit, Wendy, «Tapa in Tonga», University of Hawaii Press, Гонолулу, 1995.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-09 09:49:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте