Каноэ для миграции маори

редактировать

В различных традициях маори рассказывается, как их предки отправились со своей родины на вака-чууа, больших океанских каноэ с двойным корпусом ( вака ). Некоторые из этих традиций называют мифическую родину Хаваики.

Среди них - история Купе, сбежавшего с Курамаротини, женой Хотурапы, владельца большого каноэ Матахоуруа, убитого Купе. Чтобы избежать наказания за убийство, Купе и Кура сбежали в Матахуруа и обнаружили землю, которую он назвал Аотеароа («земля длинного белого облака»). Он исследовал его побережье и убил морского монстра Те Уик-а-Мутуранги, наконец, вернувшись в свой дом, чтобы распространять новости о своей недавно открытой земле.

Другие истории о различных племенах маори сообщают о миграции, чтобы избежать голода, перенаселения и войн. Они были сделаны в легендарных каноэ, наиболее известными из которых являются Aotea, Te Arawa, Kurahaupō, Матаатуа, Tainui, Tākitimu и Tokomaru. Различные традиции называют множество других каноэ. Некоторые, в том числе raiteuru, хорошо известны; другие, включая Kirauta и священного Arahura и Mahangaatuamatua мало известны. Путешествие могло происходить не одним флотом, а на протяжении нескольких столетий.

Содержание
  • 1 Гипотеза «Великого флота»
  • 2 См. Также
  • 3 Примечания
  • 4 ссылки
Гипотеза "Великого флота"
Возможные пути миграции полинезийцев

Перси Смит полагал, что полинезийские традиции, возможно, были ошибочными в деталях, но они сохранили нити истины, которые можно было восстановить с помощью метода, уже хорошо известного для гавайских традиций Авраамом Форнандером ( «Отчет о полинезийской расе», 1878–1885). Метод заключался в поиске общих элементов традиции из разных источников и сопоставлении их с генеалогией, чтобы определить временные рамки событий. Форнандер, Смит и другие использовали этот метод, чтобы реконструировать миграции полинезийцев и проследить их до предполагаемой древней родины в Индии.

Смит использовал метод Форнандера и объединил разрозненные традиции из разных частей Новой Зеландии и других частей Полинезии, чтобы вывести гипотезу «Великого флота». Путем изучения генеалогий различных племен он придумал набор точных дат для Великого Флота и исследователей, которые он и другие постулировали как проложившие путь для флота.

Согласно Те Ара: Энциклопедия Новой Зеландии, «отчет Смита был следующим. В 750 году н. Э. Полинезийский исследователь Купе открыл необитаемую Новую Зеландию. Затем в 1000–1100 гг. Н. Э. Полинезийские исследователи Той и Ватонга посетили Новую Зеландию и обнаружили. она населена примитивными, кочевые люди, известных как мориори Наконец, в 1350 годе н.э. «великий флот» из семи каноэ -. Aotea, Kurahaupō, Матаатуы, Tainui, Tokomaru, Te Арава и Tākitimu - все отошли от таитянского региона на в то же время, привозя в Новую Зеландию людей, ныне известных как маори. Это были передовые, воинственные земледельческие племена, уничтожившие мориори ».

Сценарий «Великий флот» получил всеобщее признание, его приверженцами был уважаемый этнолог маори Те Ранги Хироа (сэр Питер Бак), и его преподавали в школах Новой Зеландии. Однако в 1960-х годах он был фактически снесен этнологом Дэвидом Симмонсом, который показал, что он возник в результате неполного и неизбирательного изучения традиций маори, зафиксированных в XIX веке. Симмонс также предполагает, что некоторые из этих «миграций» на самом деле могли быть путешествиями в пределах Новой Зеландии.

Историк Равири Таонуи, писавший в 2005 году для Те Ара - энциклопедии Новой Зеландии, обвиняет Смита в фальсификации: «Теория Великого флота явилась результатом сотрудничества этнолога XIX века С. Перси Смита и ученого-маори Хоани Те. Джури Ватахоро. Смит получил подробную информацию о местах на Раротонге и Таити во время своего визита в 1897 году, а Юри предоставил информацию о каноэ маори в Новой Зеландии. Затем Смит «вырезал и вставил» свой материал, объединив несколько устных традиций в новые. был опубликован в двух книгах, в которых Юри и Смит ложно приписали большую часть своей информации двум тохунга 19-го века, Моихи Те Матороханга и Непия Пухуху ».

Смотрите также
Примечания
Рекомендации
  • RD Craig, Словарь полинезийской мифологии (Greenwood Press: Нью-Йорк) 1989, 24–26.
  • А. Форнандер, Отчет о полинезийской расе, 3 тома. (Лондон: Кеган Пол), 1878–1885.
  • Т.Р. Хироа (сэр Питер Бак), Приход маори. Второе издание. Впервые опубликовано в 1949 г. Веллингтон: Уиткомб и гробницы) 1974 г.
  • К.Р. Хоу, « Идеи о происхождении маори », Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии, обновленная 3 апреля 2006 г.
  • Г. Ирвин, Доисторическое исследование и колонизация Тихого океана. (Издательство Кембриджского университета: Кембридж) 1992.
  • Д.Р. Симмонс, Великий новозеландский миф: исследование традиций открытия и происхождения маори (Рид: Веллингтон) 1976.
  • С.П. Смит, История и традиции маори Западного побережья, Северный остров, Новая Зеландия (Нью-Плимут: Полинезийское общество) 1910.
  • Таонуи, Равири (8 февраля 2005 г.). «Каноэ традиции». Те Ара - Энциклопедия Новой Зеландии. Проверено 27 июня 2020.
  • Р. Уолтер, Р. Моэка, История и традиции Раротонги, автор Те Арики Тара Аре, (Окленд: Полинезийское общество) 2000, viii.

Последняя правка сделана 2023-04-13 05:33:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте