Капа хака

редактировать
Молодая девушка маори, выступающая с пои

Капа хака - это термин для маори исполнительского искусства и буквально означает «группа» (капа) и «танец» (хака ). Капа-хака - это возможность для маори выразить и продемонстрировать свое наследие и культурную самобытность Полинезии с помощью песен и танцев.

Капа-хака восходит к доевропейским временам, когда он развился из всех традиционных форм игр маори; хака, mau rākau (оружие), poi (шар, прикрепленный к веревке или веревке) и mōteatea (традиционные песни маори). Эти повседневные занятия повлияли на развитие капа хака.

Представление капа-хака включает хоровое пение, танец и движения, связанные с рукопашным боем, практикуемые маори в основном в доколониальные времена, представленные синхронно действия, тайминга, позы, работы ног и звука. Жанр возник из сочетания европейских музыкальных принципов и принципов маори.

Содержание
  • 1 Практика исполнения
  • 2 Музыкальные и танцевальные стили, используемые капа хака
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки
Практика исполнения

Работа капа хака состоит из группового исполнения набора песен и танцев, охватывающих несколько типов музыки и танца маори, объединенных в единое целое. Типы музыки и танцев, которые обычно появляются, - это waiata tira (песня для разминки), whakaeke (вступительная песня), waiata-ā-ringa (боевая песня), haka (вызов), pou или mōteatea (старо- стиль пения), пои (скоординированное покачивание мячей, прикрепленных к шнурам) и whakawātea (заключительная песня). Они также могут включать tītī trea (синхронное манипулирование тонкими палочками). В полном исполнении, которое может длиться до 40 минут, каждый музыкальный или танцевальный тип может появляться более одного раза.

Музыка для капа-хака в основном вокальная. Все типы песен, за заметным исключением mōteatea и haka, построены на гармонии европейского стиля, часто с гитарным аккомпанементом и акустикой. В песни вплетены всплески декламации в стиле хака, танцевальные движения, выражения лица и другие телесные и слуховые сигналы, уникальные для маори. Поэзия песен полностью написана на маори, и постоянно создается новый материал.

Единственными музыкальными инструментами, используемыми в выступлениях капа-хака, являются гитара, путатара раковина, звуки пои и ракау (см. ниже) и удары тела, особенно топот ног.

Капа-хака - это смешанные группы от нескольких до десятков человек, одетые в нео-традиционные платья маори. Эти группы включают людей, связанных каким-либо образом, будь то расширенная семейная группа, иви (племя), школа или какое-либо другое объединение. Исполнители в основном синхронизированы, но мужчины иногда делают одни действия, а женщины - другие. У некоторых исполнителей есть особые роли, например, кайтатаки (лидеры мужчин и женщин), которые часто перемещаются между исполнителями, чтобы подбодрить их. Композиторы, аранжировщики, хореографы и художники по костюмам также играют главные роли.

Каждые два года капа-хака со всех концов Новой Зеландии участвуют в Те Мататини, национальном конкурсе исполнительских искусств маори для взрослых в Новой Зеландии. Еще одно важное соревнование проводится ежегодно на Фестивале культуры маори и культуры маори и тихоокеанских островов в средних школах ASB Bank Auckland, широко известном как, где уровень успеваемости также очень высок.

Музыка и танцевальные стили, используемые капа-хакой
Молодой человек маори с тайахой

Не все типы выступлений маори используются капа-хакой. Ниже приведены краткие описания тех, которые обычно появляются. См. Музыка маори для более широкого обсуждения музыки маори.

  • Вайата тира - хоровые пьесы, используемые для разогрева голосовых связок и представления группы публике. Группа объявляет о своем прибытии посредством ваята-тира, как правило, легким и позитивным тоном.
  • Whakaeke также являются хоровыми произведениями. Они часто используются, чтобы прокомментировать социальную проблему дня или почтить память человека или какого-либо элемента Маоридома. Их также можно просто использовать в качестве вступительной песни, чтобы объявить о прибытии группы.
  • Хака лучше всего описать как вызов. Они используются, чтобы выразить точку зрения, почтить кого-то / что-то, рассказать историю или выразить эмоции. Они выполняются как мужчинами, так и женщинами, с упором на мужчин впереди и поддержки со стороны женщин сзади. Это вокальные выступления, включающие ритмическую декламацию в три метра и агрессивные или вызывающие выражения лица (пукана, буквально «сверкающий»), движения тела и манеры поведения. Мужчины интенсивно топают ногами, бьют по телу и гримасничают, пытаясь выглядеть как можно более угрожающе. Хака часто описываются как традиционные военные танцы, но на самом деле они использовались и в других целях в доколониальном обществе маори, а сегодня имеют много мирных применений.
  • Вайата-а-ринга (буквально «песня рук или рук») являются «песнями-боевиками», что означает, что они отображают типичную полинезийскую практику украшения и усиления спетой поэзии с помощью движений рук. Они исполняются мужчинами и женщинами с женщинами спереди и мужчинами сзади. Некоторые используют мелодии из общепринятых англоязычных песен с новыми текстами на языке маори, в то время как другие сочинены недавно и затрагивают самые разные темы. На них изображены wiri или дрожание рук, указывающее на связь между разумом и телом.
  • Poi - женские танцы, включающие качание мячей размером с теннисный мяч, прикрепленных к веревкам. Истоки Пои лежат в доколониальной практике тренировки с пои для улучшения ловкости в бою, но сегодня пои используется для демонстрации красоты и грациозности женщин. Пои традиционно использовались женщинами во время длительных путешествий по Вака как средство отсчета времени гребцов-мужчин в стиле рулевого. Это причина акцента звука удара пои по руке. Исполнители синхронно размахивают шарами в различных фигурах и ритмах, одновременно исполняя песню (вайата пои) под аккомпанемент гитары. Они демонстрируют большую ловкость и координацию, особенно в «длинных пои» со шнурами длиной до метра, когда каждый исполнитель может манипулировать сразу четырьмя пои. Раньше мячи изготавливались из раупо, а шнуры льна, но сегодня они, как правило, изготавливаются из материала пластиковых пакетов и пряжи. Звук пои, ударяющий по рукам, является важной частью музыкального сопровождения.
  • Тити треа иногда используется капа хака. Tītī tōrea - это пары резных тонких палочек на ширине плеч, которыми управляют с ловкой работой запястья и руки, часто одновременно передаваемые между исполнителями. Как и пои, тити-треа исполняются синхронно и под музыку (и, как и пои, их звуки, особенно удары концов по полу вместе, образуют ударный аккомпанемент); и, как и пои, возникли из доколониальной техники обучения воинов.
  • Поу или mōteatea - песни в унисон, исполняемые в стиле, напоминающем доколониальное пение маори. Они являются важным жанром в рамках маоридома, поскольку рассказывают истории, в которых сохраняется историческая, генеалогическая и культурная информация, и, таким образом, связывают маори с их прошлым. Mōteatea бывают разных форм, включая причитания, колыбельные и песни о мести, гневе и любви.
  • Whakawātea - хоровые пьесы, используемые для прощания с аудиторией или завершения выступления перед уходом со сцены. Они могут уловить темы, затронутые в whakaeke, или прокомментировать предстоящее событие. Артисты часто находятся сбоку или позади сцены.
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Капа хака.
Последняя правка сделана 2021-05-25 11:48:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте