Каракоа

редактировать
Тип военного корабля из Нусантары Изображение висайского каракоа 17-го века из Historia de las islas e indios де Бисаяс (1668) Франсиско Игнасио Альсина

Каракоа были большими боевыми кораблями боевыми кораблями из Филиппин. Они использовались коренными филиппинцами, особенно капампанганцами и висайцами, во время сезонных морских набегов. Каракоа отличались от других традиционных филиппинских парусных судов тем, что они были оборудованы платформами для перевозки воинов и ведения боевых действий на море. В мирное время они также использовались как торговые корабли. Большие каракоа, которые могли нести сотни гребцов, воинов и лантака, были известны испанцам как хоангас (также пишется хуангас ).

Пандай Пирай из Пампанги, Филиппины, был также известен тем, что выковывал тяжелую бронзовую лантаку для установки на корабли Лакана (военно-морского флота / командующего), которые назывались «карако», сражаясь с испанскими захватчиками, и пушки были заказаны Раджой Сулейманом для укрепления Майнила.

К концу 16 века испанцы осудили судостроение каракоа и его использование. Позже это привело к полному запрету корабля и закрепленных за ним традиций. В последние годы возрождение судостроения каракоа и его использования продвигается некоторыми учеными из Пампанга.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Описание
  • 3 Морские набеги
  • 4 Примечания
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
Этимология

Каракоа в испанские времена обычно писалось как «каракоа». Название и его варианты (включая caracora, caracore, caracole, corcoa, cora-cora и caracolle) взаимозаменяемы с различными другими подобными военными кораблями из морской Юго-Восточной Азии, такими как кора кора островов Малуку.

Происхождение названий неизвестно. Некоторые авторы предполагают, что это могло быть образовано от арабского qurqur (мн. Qaraqir), означающего «большой торговый корабль», через португальское caracca (carrack ). Однако это маловероятно, поскольку в самых старых португальских и испанских источниках он никогда не упоминается как «каракка», а скорее как «коракора», «каракора» или «каркоа». Испанский историк Антонио де Морга прямо говорит, что название каракоа является древним и коренным для тагальского народа в Сусесос-де-лас-Ислас Филиппин (1609 г.). Есть также несколько родственных названий в названиях других судов австронезийских судов (некоторые из которых не контактировали с арабскими торговцами), например, Ivatan karakuhan, Malay, Ачехцы колай, малуку кора кора, банда колеколе, моту кора и маршалловы. Таким образом, более вероятно, что это настоящее малайо-полинезийское слово, а не заимствованное слово.

Описание

Каракоа были похожи на балангай, а иногда их путали, но их можно различить по тому, что у них были приподнятые палубы (бурулан) на миделе и на выносных опорах. У них также были резко изогнутые нос и корма, придававшие кораблям характерную форму полумесяца. Их конструкция была также изящнее и быстрее, чем у балангаев, хотя каракоа обычно были намного крупнее. Как и балангай, их можно использовать как для торговли, так и для войны. Однако в основном они использовались в качестве военных кораблей и транспортных войск во время традиционных сезонных морских набегов (мангаяо) или пиратства (особенно против европейских торговых судов). По оценкам, они имели скорость от 12 до 15 узлов.

Гравюра каракоа XVIII века из книги «Открытие и завоевание Молукко и Филиппинских островов» (1711 г.), выполненная Бартоломе Леонардо де Аргенсола, перевел на английский Джон Стивенс

Испанский священник Франсиско Комбес очень подробно описал каракоа в 1667 году. Он также был впечатлен скоростью и мастерством кораблей, отмечая:

" Эта забота и внимание, которыми они руководствуются при постройке лодок, заставляют их корабли плыть, как птицы, в то время как наши в этом отношении как свинец. "

Франсиско Комбес, Historia de las islas de Mindanao, Iolo y sus adyacentes (1667)

Как и другие аутригеры, каракоа имели очень мелкую осадку, что позволяло им плавать прямо до береговой линии. Корпус был длинным и узким, изготовлен из легких материалов. Все судно можно вытащить на берег, когда оно не используется, или для защиты от штормов.

Киль по сути представлял собой землянку, сделанную из единого ствола твердых пород дерева вроде туги (Vitex parviflora ) или тиндало (Afzelia rhomboidea ). Стрейки были построены по бокам киля, образуя корпус. Обычно они делались из древесины лавана (Shorea spp.) И плотно прилегали к килю и друг с другом с помощью дюбелей, дополнительно армированных волокнистыми найтовами (обычно из сахарной пальмы ) на резных ушках. Ребра для опоры и сиденья соединяли ремни поперек, которые также были связаны волокном. Использование дюбелей и найтовов вместо гвоздей сделало корпус гибким, способным поглощать столкновения с подводными объектами, которые могли бы разрушить более жесткие корпуса. На обоих концах киля были установлены сильно изогнутые доски, придававшие кораблю полумесяц. Обычно это были искусно вырезанные змеи или драконы (наги ). Здесь также крепились высокие шесты, украшенные разноцветными перьями или знаменами, называемые сомбол (нос) и тонгол (корма). Передне-задняя симметрия позволяла лодке быстро менять направление, просто заставляя гребцов поворачиваться на своих местах.

У Каракоа были бамбуковые мачты-треноги (две или три на больших судах), оснащенные либо клешнями-крабами. паруса или прямоугольные квадратные паруса (lutaw). Паруса традиционно изготавливались из тканых растительных волокон (например, нипа ), но позже были заменены такими материалами, как лен. Помимо парусов у каракоа была команда гребцов (обычно из касты алипинов ) с веслами (багсай) или веслами (гаод или гаор) по обе стороны от корпуса. Между гребцами было открытое пространство, используемое как проход для движения носа и кормы корабля. Различные песнопения и песни выдерживали темп и ритм гребцов. Над гребцами была отличительная приподнятая платформа (бурулан) из бамбука, на которой стояли воины (тимава ) и другие пассажиры, чтобы не мешать гребцам. Эту платформу можно накрыть навесом из плетеных пальмовых листьев (kayang, по-испански: cayanes) в жаркие дни или во время дождя, чтобы защитить команду и груз. У каракоа не было центрального руля, и вместо этого им управляли большие весла, которыми управлял Находа (рулевой ), сидящий в крытой конструкции возле задняя часть корабля. Эти весла можно было поднять в любой момент, чтобы избежать препятствий, таких как мелкие рифы.

Корпус был соединен с конструкцией аутригеров, которая состояла из поперечных лонжеронов (тадик), прикрепленных к поплавкам аутригеров (катиг или катя) на уровне воды. Катиг обеспечивал устойчивость и дополнительную плавучесть, предотвращая опрокидывание лодки даже тогда, когда корпус полностью залит водой. Катиг, как и сам корпус, изгибается вверх с обоих концов, сводя к минимуму сопротивление и предотвращая перекатывание. Катиг обычно изготавливали из больших бамбуковых шестов, традиционно закаленных огнем и согнутых под действием тепла. Между катигом и корпусом находилась еще одна продольная балка, называемая батанганом. Это служило опорой для двух дополнительных буруланов по обе стороны лодки, называемых паггурай, а также дополнительных сидений для гребцов, называемых дарамба.

Каракоа может достигать до 25 метров в длину. Очень большие каракоа могут вместить до сотни гребцов с каждой стороны и десятки воинов на бурулане. Суда такого размера обычно были королевскими флагманами и (неточно) назывались испанцами joangas или juangas (синг. Joanga, с испанского «барахло », коренные дьонг или адьонг).

Морские набеги

каракоа были неотъемлемой частью традиционных морских набегов (мангаяо) филиппинских талассократий. Это были морские экспедиции (обычно сезонные) против вражеских деревень с целью завоевания престижа с помощью боя, грабежа и захвата рабов или заложников (иногда невест).

Перед рейдом, висайцы провели церемонию, называемую пагдага, где нос и киль боевых кораблей каракоа были смазаны кровью захваченного члена целевого вражеского поселения. Каракоа и сопровождающие их небольшие корабли обычно совершают набеги на флот, называемый абай. Быстрый разведывательный корабль, называемый дулаван (букв. «Посетитель») или лампитав, обычно отправляется впереди абая. Если каракоа будет перехвачен защитой вражеских кораблей, он может участвовать в боях между кораблями, которые называются банга. Преследование вражеских кораблей называется бангалом.

Воины на борту каракоа были защищены от снарядов съемными панелями из бамбука или плетения нипа в дополнение к личным щитам каласаг. Обычно они были вооружены различными мечами, такими как калис и копьями с металлическими наконечниками, называемыми бангкау. Кроме того, у каракоа были метательные копья, называемые сугобами, которые в больших количествах метались во вражеские корабли. В отличие от Bangkaw, у них не было металлических наконечников, и они предназначались для одноразового использования. Они были сделаны из заостренного бамбука багакай (), отсеки которого были заполнены песком, чтобы увеличить вес при броске. Иногда у них были деревянные наконечники, пропитанные змеиным ядом. Луки ближнего боя (пана или бусог) также иногда использовались для залпов с близкого расстояния по вражеским кораблям.

Как и другие корабли для торговли и войны в приморской Юго-Восточной Азии, каракоа также обычно были вооружены одной или несколькими бронзовыми или латунные поворотные пистолеты, называемые лантака, а иногда и более крупные пистолеты.

Участие в рейде было большой честью. Подвиги во время набегов были постоянно зафиксированы на татуировках висайских воинов и знати (тимава и тумао ), за что они получили название пинтадо («раскрашенные») от испанского.

Примечания
См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-25 12:03:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте