Окир или окил - термин для прямолинейных и криволинейных растительных орнаментов и народных мотивов которые обычно можно найти среди моро и лумадов народов Южных Филиппин, а также некоторых частей из Сабаха. Это особенно связано с произведениями искусства народов маранао и сама (баджао), хотя в меньшей степени его можно найти и среди соседних магинданао, Иранун, Таусуг, Якан и группы Лумад. Элементы дизайна различаются среди этих этнических групп, но наибольшая изысканность характерна для маранао.
Истоки окира доисламские. Считается, что они произошли от гораздо более ранних традиций декоративной резьбы окил или окил-окил людей сама (баджао), которые часто очень индивидуалистичны и прямолинейны. Сама - мастера резьбы по дереву, они делали щедрые украшения на ритуальных анимистических объектах, надгробиях (как из дерева, так и в камне) и своих плавучих домах. Эти предшествующие формы рисунков окир все еще можно найти в художественных традициях маранао в районах басак (низменность) озера Ланао, и они заметно контрастируют с более поздними плавными рисунками окир.
Маранао кулинтанг ансамбль Деталь резьбы окил на Сама-Баджау винтаПрямолинейные узоры Сама были приняты и усовершенствованы Маранао для украшения торогана дома правящего дато класса. Самая заметная часть торогана - панолонг, резные балки перекрытия, смоделированные по образцу носа лодки аванг. Они выступают в передней части дома и украшены замысловатыми узорами окир, как правило, наги (морской змей или дракон). Они предназначались для изгнания злых духов. Окир также фигурировал в центральном балке дома, тинай а валаи («внутренность дома»), имевшего ритуальное значение.
В отличие от традиций декоративной резьбы Сама, панолонг торогана стал символом власти и статуса. Таким образом, они становились все более и более сложными, развивая текучие характеристики, которыми он обладает сегодня. Он сильно повлиял на другие формы искусства Маранао из-за своей связи с рангом и престижем, стал использоваться в текстиле, музыкальных инструментах, контейнерах, скульптурах, оружии, серебряных вставках и т. Д. betel quid. Эти рисунки стали стандартом для того, что стало известно как окир.
Из Маранао это распространилось в близлежащие регионы в результате миграции иранунского народа (потомков торговцев и изгоев кланы Маранао). Элементы окира были приняты соседними народами Магинданао, Лумадом, Яканом и Таусуги Минданао и архипелаг Сулу ; даже повлияв позже на традиции резьбы Сама. Тем не менее, он имел ограниченное проникновение среди висаян - сильно спустившихся исламизированных таусуг, доминирующей этнической группы сулу. Они считали такие резные фигурки «языческими». Окир у таусугов обычно ограничивается рукоятью и ножнами оружия.
Более старые традиции резьбы по дереву Сама (окил или окил-окил, в малайзийском сама иногда пишется уккил) заметно отличаются от окир маранао, хотя элементы окира были включены в более поздние изображения сама. Сама окил не привязан к правилам, как окир, и, следовательно, имеет тенденцию к изменению. Каждый художник вырезает по своему вкусу. Несмотря на это, до сих пор существуют общие мотивы, объединяющие их всех вместе как Sama.
A Sama lepa плавучий дом с рисунком окил на корме Sama могильные указателиSama окил можно разделить на два вида. Самый древний окил, который до сих пор сохранился у анимистов Сама, обычно это мореходные Сама Дилаут ветви, изображающие такие художественные формы, как человеческие фигуры. Они отсутствуют в окил-версиях Самы, которые обратились в Ислам. Sama okil также имеет рисунки, которые являются реалистичными копиями природных форм, а не стилизованными рисунками, как в okir. Особенно распространены морские темы, в том числе изображения дюгоней (дуён), обычно с человеком, едущим на спине. Три наиболее распространенных мотива окил, используемых мусульманской Самой, - это дауан-дауан (мотивы листьев), калун (завитки и изогнутые линии) и агта-агта или буая (мотивы рыб или крокодилов).
Тем не менее, Сама Окил имеют некоторые общие мотивы с окиром. Считается, что фигура наги Маранао (морской змей) связана с мотивами Сама агта-агта. Они являются особенно распространенным мотивом на красиво вырезанных носах, кормах и планшах различных лодок Сама-Баджау.
Окилы также очень важны среди надгробных памятников Сама (), которые находятся в древних традиционных могильниках народа сама на некоторых (обычно необитаемых) островах Сулу и Тави-Тави. К ним относятся некоторые из самых старых образцов окила, которые обычно вырезаны из кораллов и известняка. Деревянные резные надгробные указатели стали обычным явлением позже, обычно сделанные из лодки, принадлежащей покойному, или вырезанные из нее. Обычно на них вырезаны человеческие фигуры, изображающие умерших. С могилами женщин, опознаваемых по гребням и зеркалам, и могилами мужчин по изображению головных уборов. Могилы детей обычно имеют меньшие фигуры. Распространенной сравнительно недавней традицией является вырезание сложных стилизованных каркасов кроватей в качестве надгробий. Эти могилы часто украшают овсянки и пищевые приношения, что опять же отражает древние традиции поклонения предкам (анито ) в Сама.
Мотивы маранао окир настолько стилизованы, что часто легко чтобы сказать, является ли резьба Маранао или нет. Другие этнические группы обычно вводят другие элементы или мотивы, нетрадиционные для оригинального дизайна окир маранао. В прошлом рисунки окир, особенно для текстиля, были достаточно самобытными, чтобы маранао обычно мог определить, из какого региона кто-то из них, только по узору их малонга и тканых декоративных полос ().
Маранао окир можно разделить на две традиции: преимущественно криволинейный «мужской» окир-адато и преимущественно прямолинейный «женский» окир-а-бай. В отличие от Сама окил, узоры окир намеренно стилизованы при изображении живых существ из-за исламских убеждений, направленных против идолопоклонства. Традиционные существа, представленные в окире, - это наги (морской змей) и сариманок (женский папанок, похожая на петуха птица с рыбой в клюве и другой рыбой в когтях). Наги часто встречаются в орнаментах панолонгов, а сариманок обычно помещаются на шесты во время празднований. Другие мотивы существ, традиционно изображаемые в окире, включают крокодилов, попугаев, головы кузнечиков и ласточкиных хвостов. После контакта с другими культурами окир также изображал неместных животных, в том числе львов, павлинов и слонов.
Наиболее распространенные отдельные элементы окир включают следующее:
Эти элементы можно комбинировать для создания мотивов. Вот некоторые примеры:
Полный дизайн с использованием этих мотивов обычно получает поэтические названия, такие как сапак а мадандинг («ветвь счастья»), раон а кайо («листья дерева») или тринг индава («желтый бамбук»).
Традиции резьбы по окр среди т Маранао известен в городе Тугая, Ланао-дель-Сур. Это традиционный центр ремесленников Маранао и промышленная столица Ланао-дель-Сур.