Винта

редактировать
Винта для рыбной ловли Сама-Баджау в Замбоанге с характерными разноцветными парусами (около 1923 г.) Маленький тондаан Сама-Баджау с развернутыми парусами (около 1904 г.) Две большие Моро винты из Минданао в конфигурации плавучего дома (палау) ( c.1920) План, мидель и линии винты (Doran, 1972)

vinta - традиционная аутригерная лодка из Филиппин. остров Минданао. Лодки изготавливают Сама-Баджау, Таусуг и Якан, проживающие на Архипелаге Сулу, Замбоанга полуостров и южный Минданао. Винты отличаются красочными прямоугольными парусами с проушинами (букай) и раздвоенными носами и кормами, которые напоминают зияющую пасть крокодила. Винта используются в качестве рыболовных судов, грузовых судов и плавучих домов. Меньшие неукрашенные версии винты, используемые для рыбалки, известны как тондаан.

Название «винта» в основном используется в Замбоанге, Басилане и других частях материкового Минданао. Он также известен как пиланг или пеланг среди Сама-Баджау островов Тави-Тави; дапанг или депанг среди таусуг в Сулу ; и баланда или бинта в Якан в Басилан. В общем это также может называться lepa-lepa, sakayan или bangka, которые являются исконными названиями небольших судов с выносными опорами.

Содержание

  • 1 Описание
  • 2 Резьба
  • 3 Реконструкции
  • 4 Другое использование
  • 5 Галерея
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки

Описание

Детали okil резьба на корме винты (ок. 1920 г.)

Винта имеет глубокий и узкий корпус, образованный из U-образного долбленого киля (барана) с пятью досками с каждой стороны. Обычно он составляет от 4,5 до 10 м (от 15 до 33 футов) в длину. Наиболее отличительной особенностью корпуса винты является нос , который вырезан по подобию зияющей пасти крокодила (буая). Он состоит из двух частей: нижняя часть известна как саплун, а расширяющаяся верхняя часть известна как палансар. Обе части обычно искусно вырезаны с использованием мотивов окил. Корма имеет два верхних удлинения (sangpad-sangpad), которые либо выступают из спины в виде буквы V, либо разделены пространством посередине. Корма может иметь или не иметь окильскую резьбу, такую ​​как нос. Корпуса Vinta традиционно изготавливаются из красного лавана дерева; в то время как дюбели, ребра, а иногда и части выносной опоры сделаны из древесины бакавана (мангрового дерева).

Маленькая моро винта (тондаан) с Филиппин (ок. 1905 г.)) с раздвоенной кормой

Корпус покрыт съемной палубой, сделанной из досок или колотого бамбука. Он имеет центральную домообразную структуру, известную как палау. Это используется как жилое пространство, особенно для винты, которые используются сама-Баджау как плавучие дома. Палау можно снять, чтобы превратить плавучий дом в парусную лодку. Однако обычно это делается только в случае крайней необходимости для винты, которая функционирует как плавучие дома. Во время путешествия на винту обычно ходят гребные лодки или шесты в мелководных и спокойных прибрежных водах, с частыми остановками по пути для припасов. Они плавают только тогда, когда в спешке пересекают моря между островами.

У Винты есть два бамбуковых поплавка (катиг), которые поддерживаются гиками (батанган). На больших лодках может быть до четырех батанганов на каждую опору. Поплавки немного диагональны, передние концы шире, чем задние. Передние концы поплавков также выходят за нос и изгибаются вверх, в то время как задние концы не выходят за корму. Дополнительные стрелы (саам) также выступают из корпуса и основных стрел. Они обеспечивают опору для покрытия из досок (лантай), которые служат продолжением палубы.

Винта обычно оснащаются прямоугольным парусом с проушинами, в местном масштабе известным как букай, на двуногой мачте с прорезями. возле передней секции. Они традиционно украшены красочными вертикальными полосами традиционных цветов Самабаджау: красного, синего, зеленого, желтого и белого. Используемые узоры и цвета обычно специфичны для конкретной семьи или клана.

Меньшие парусные версии винты, используемые для рыбалки, известны как «тондаан». Обычно они не украшены и лишены верхней части носа и кормы. Они постоянно оснащены мачтой и парусом, хотя при необходимости можно установить временный палау на миделе. Современная винта - это обычно тондаан, а не более крупные плавучие дома. Как и другие традиционные лодки на Филиппинах с 1970-х годов, они почти всегда моторизованы и в значительной степени потеряли паруса.

Наряду с balangay легковооруженные винты также использовались в гражданских эскадрильях. Марина Сутил («Легкий флот») в городе Замбоанга и контролируемые испанцами поселения в Минданао и Висайские острова в конце XVIII - начало XIX веков, как оборонительные флотилии против рейдеров моро.

Резьба

Винта обычно высекается с орнаментом окил, похожим на лепа и дженгинг лодки народа Сама. Три наиболее распространенных мотива - это дауан-дауан (рисунки в виде листьев), калун (изогнутые линии) и агта-агта (рисунки рыб). Все три используются при вырезании узора буая на носу. Корпус винты украшен от одной до трех полос криволинейной резьбы, известной как бахан-бахан (что означает «изгиб» или «изгиб»), напоминающих волны. На новых лодках эти конструкции могут быть окрашены в те же цвета, что и паруса, но, как только краска стирается, их обычно не перекрашивают.

Реконструкции

В 1985 году винта Сариманок отплыл с Бали на Мадагаскар, чтобы воспроизвести древние методы мореплавания.

Город Замбоанга также отмечает винты на ежегодной регате Замбоанга во время городского фестиваля Замбоанга Эрмоса каждый октябрь. Обычно участниками являются рыбаки Сама-Баджау из прибрежных районов Замбоанги. Однако многие из этих современных "винта" не являются винтами, а представляют собой другие виды бангки (например, bigiw ), которые используют парус с рисунком винты (часто нефункциональный).

Другие употребления

«Винта» - это также название танца моро, ознаменовывающего переселение филиппинцев на архипелаг. В танце танцоры имитируют движения винты (сосуда), опасно балансируя на шестах. Школы PAREF на Филиппинах приняли винту в качестве своего символа.

Галерея

См. также

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-18 14:10:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте