Лепа, также известная как липа или лепа-лепа, являются кораблями коренных народов Сама. - народ баджау на Филиппинах, Малайзии и Индонезии. Они традиционно использовались плавучими домами на море Сама Дилаут. Поскольку большинство Сама отказались от эксклюзивной морской жизни, современные лепы вместо этого используются в качестве рыболовных и грузовых судов.
Лепа - это лодки среднего размера, обычно от 30 до 50 футов (от 9,1 до 15,2 м) в длину. и шириной от 5 до 7 футов (от 1,5 до 2,1 м); при средней высоте корпуса 5 футов (1,5 м). Лепа также известен как пидлас среди землевладельцев Сама. Очень большие лепы известны как кумпит . Они могут достигать длины от 50 до 120 футов (от 15 до 37 м) и чаще всего используются в качестве торговых судов. Семья лепа обычно буксирует меньшие дочерние корабли, такие как багго или бирау. Лепа также может использоваться как общий термин для «лодки» в различных группах Сама-Бахау; винта, например, также известна как лепа-лепа. Лепа в настоящее время все чаще заменяется моторными каноэ с выносными опорами, памбот («лодочка-насос»).
Передняя половина лепы из Национального музея Этнология, Осака, ЯпонияКиль лепы сделан из неглубокой землянки, известной как тадас или луны. Он построен по бокам обвязками, которые уже, чем киль. Еще три боковых борта стыкуются боком к краю с самой верхней планкой (планширь ), идущей от кормы. Они известны как (снизу вверх) бенгкол, капи капи и коян коян. Они не доходят до носа, образуя заметную щель в передней части корпуса. Корпус резко сужается на носу и корме. Как и у других коренных филиппинских кораблей, корпус лепы традиционно соединяется дюбелями (тамбуко) и волокнистыми найтовами вместо гвоздей. Съемная конструкция, напоминающая дом (кубу или балуту), часто строится в центре корпуса со съемным настилом, известным как лантай в качестве пола. Крыша (заболоченная) выполнена из плетеных листьев нипа, установленных на съемных Y-образных стойках. Переносной очаг для приготовления пищи (лаппохан) расположен на кормовой палубе вместе с хранящимися продуктами (луту) и кувшинами с водой (кибут).
Лепа имеет одинарный парус (ламак), установленный на мачте, вставленной в гнездо. киль через передний настил. Как и стойки крыши, его можно при необходимости отсоединить. Lepa также может приводиться в движение с помощью лопастей (дайунг) или квантовых шестов. Современные лодки почти всегда оснащены моторными двигателями.
Lepa можно отличить от других местных лодок в этом регионе (например, djenging и vinta, которые также используются как плавучие дома) в том, что лепа не имеет выносных опор. Носовая часть и корма также сделаны из плоских резных деревянных блоков, а не из столбов или изогнутых досок, как у судов типа балангай. Носовая часть (mundaˊ) и корма (buliˊ) расположены низко над водой, чтобы облегчить заброс и сбор сетей, а также облегчить греблю и греблю.
Лепа на фестивале 2015 года в Семпорне, МалайзияЛепа традиционно украшены замысловатыми цветочными узорами, известными как окил (также пишется уккил). На носу особенно часто изображен большой красиво вырезанный бушприт, который называется джунгал или джунгар.
На Филиппинах и в Малайзии обычно не проводятся ритуалы. в создании или запуске лепы, вероятно, в результате более высокого уровня исламизации коренных верований Сама. Однако в восточной Индонезии молитвы и ритуалы связаны с соединением киля с носовой и кормовой блоками и сверлением мачтовой стойки («пупа» корабля). После этого лодка впервые спускается на воду и символически становится ребенком владельца лодки.
В кочевом прошлом Сама Дилаут, до того, как молодой человек должен был жениться, его семья построи или купи ему лепу, чтобы он и его жена могли жить как самостоятельная рыболовная единица. После его смерти его лепа была разобрана и служила его гробом для погребения.
Перед тем, как отправиться в долгое или опасное путешествие, лепа часто благословляется магическими заклинаниями (халигмун) деревенским шаманом. К ним относятся заклинания, которые якобы делают их невидимыми для пиратов или отражают пули. Сама-Баджау также иногда дает клятву (magjanji ') Богу (Tuhan) или духам предков (umboh) в случае кризиса на море или когда лодка не может вернуться домой. Когда лодка находится в безопасности, залог оплачивается праздником благодарения, который называется магмаулуд или магбаджанджи.
Regatta Lepa - это ежегодный праздник лодок в Семпорне, Малайзия, празднует традицию постройки лодок в общинах Сама-Баджау в Сабах.