Гарай (корабль)

редактировать
Бангуинги корабли-гараи Рафаэля Монлеона (1890) 1863 г. Тартар, гарай из Сулу, заказанный Томасом Форрестом в его экспедиции 1774 года в Новую Гвинею

Гарай, были традиционными коренными боевыми кораблями Бангуингуи человек на Филиппинах. В XVIII и XIX веках они обычно использовались для пиратства народа Бангуингуи и иранун против невооруженных торговых судов и набегов на прибрежные поселения в регионах, окружающих море Сулу..

Содержание

  • 1 История
  • 2 Описание
  • 3 Роль
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки

История

Иллюстрации Гарая Рафаэля Монлеона (1890)

Большинство гараев были построены на верфях Паранг, Сулу в конце 18 века. В начале 19-го века эскадрильи Бангуингуи гарай регулярно с марта по ноябрь каждый год с марта по ноябрь посещали проливы южного Палавана. Они совершили набег на прибрежные районы северного Борнео в поисках рабов, а также прекратили торговлю с Султанатом Бруней. Эти нападения серьезно повлияли на экономику Брунея, что привело к ее упадку. У бангинги якобы была поговорка: «Трудно поймать рыбу, но легко поймать борнецев».

Описание

Гараи были меньше, быстрее и маневреннее, чем иранун ланонг военные корабли. У них была гораздо более широкая балка и несколько круглый корпус с небольшой осадкой. У них была одна тренога грот-мачта, сделанная из трех бамбуковых шестов, которая была оснащена большим прямоугольным парусом с наклонными верхними углами (лайар танжа ). У них также была фок-мачта, а иногда и бизань-мачта, которые были оснащены меньшими треугольными парусами типа краб-клешня. При сильном ветре грот опускали и устанавливали только фок и паруса-бизань.

Они также приводились в движение веслами. Большой гарай мог иметь от 30 до 60 весел, обычно расположенных в двух банках, расположенных один на другом. Их гнали либо люди, принадлежащие к касте алипинов, либо захваченные рабы. Корпус был частично или полностью палубным. Палуба была сделана из разрезных бамбуковых реек, разделенных на квадратные секции, которые при необходимости можно было снять. Большую часть длины корабля занимала конструкция, напоминающая дом, крытая листьями нипа. Для приготовления пищи использовалась приподнятая площадка над глиняной печью. По бокам корпуса были нависающие мостки шириной от 1 до 2 футов (0,30-0,61 м). Корабль не имел центрального руля, но имел два руля, расположенных рядом с кормой.

Самые большие гаражи были от 70 до 80 футов (от 21 до 24). м) в длину и мог вместить до 80 человек, но большинство гараев в среднем имели длину от 60 до 70 футов (от 18 до 21 м) с примерно 60 мужчинами. Существовал и еще меньший гарай со средней командой (сакай) от 25 до 30 человек. Большой гарай может служить базовым кораблем меньшему салисипану (закрытый банка, защищенный от стрел и копий), на котором могут перевозиться еще 15 человек.

Гараев возглавлял накура или накуда (командир), который, в свою очередь, возглавлял командир отряда панглима. Джулмури (первый помощник ) отвечает за команду, а также управляет рулем (баусан). Другой офицер, julbato, остается на носу корабля и следит за рифами и вражескими кораблями. Джулбато также отвечает за якорь (сао).

Гарай не имел аутригеров (в отличие от ланонга и других каракоа военных кораблей). Несмотря на этот факт, гараи обычно ошибочно упоминались как prahu или proa (оба аутригерные суда ) в исторических записях. Однако выступающие подиумы могут функционировать как своего рода опора в случаях, когда корпус был затоплен, поддерживая корабль на плаву. В источниках малайского, яванского и португальского, гарай также иногда (ошибочно) упоминается как пенджаджап. Этот термин, однако, конкретно относился к пенджаджап (мангаио в Иранун ), очень длинные и узкие военные корабли, которые использовались в основном в Нусантаре. Они отличались от гарая шириной своих лучей (пенджаджап были чрезвычайно узкими) и тем фактом, что у большого пенджаджапа обычно были аутригеры и два лаярских паруса танжа. Гараев также иногда называли panco (bangka).

Роль

Гараи были легко вооружены по сравнению с ланонгами. Обычно у них была только одна большая пушка (lela ). В то время как ланонг специализировался на боях между кораблями, гарай больше подходил для набегов на прибрежные деревни и нападения на невооруженные или легко вооруженные торговые корабли.

См. Также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-21 11:48:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте