Студенты из Танцевальная труппа Дату Бантилан в традиционном костюме Якан с послом США Кристи Кенни. | |
Общая численность населения | |
---|---|
202314 (2010 г.): 152912 человек в Басилане, 5563 человека в городе Замбоанга | |
регионах со значительным населением | |
Басилан, Полуостров Замбоанга | |
Языки | |
Якан, Таусуг, Замбоангуэньо Чавакано, Кебуано, Филиппин, Английский | |
Религия | |
Преимущественно Ислам | |
Родственные этнические группы | |
Сама-Баджау, другие Моро, лумад, висайцы,. другие филиппинцы,. другие австронезийские народы |
яканцы входят в число основных коренных филиппинских этнолингвистических групп архипелага Сулу. Также известный как ткач снов, имеющий значительное количество последователей ислама, он считается одной из 13 групп моро на Филиппинах. Яканы в основном проживают в Басилане, но также находятся в городе Замбоанга. Они говорят на языке, известном как Бисса Якан, который имеет характеристики как Сама-Баджау Синама, так и Таусуг (Jundam 1983: 7- 8). Он написан малайским арабским письмом с адаптацией к звукам, отсутствующим в арабском (Шерфан, 1976).
Яканы имеют традиционную конную культуру. Они известны своими традициями ткачества. В культурном отношении это народ сама, который в конечном итоге стал жить на суше, в основном в городе Басилан и Замбоанга. Они включены как часть этнической группы сама, в которую входят баджау, дилаут, калибуган и другие группы сама.
Яканы проживают на архипелаге Сулу, расположенном к западу от Замбоанги в Минданао. Традиционно они носят яркую одежду ручной работы. Женщины носят обтягивающие короткие блузки, а представители обоих полов носят узкие брюки, напоминающие бриджи. Женщины частично покрывают его оберточным материалом, в то время как мужчина обматывает пояс, похожий на пояс, вокруг талии, где он кладет свое оружие - обычно длинный нож. В настоящее время большинство яков носят западную одежду, а традиционную одежду используют только для культурных фестивалей.
Испанцы называли яканов «самеаками» и считали их отчужденными, а иногда и враждебными горными людьми (Вульф 1978: 149; Хайлая 1980: 13).
В начале 1970-х часть яканов поселилась в городе Замбоанга из-за политических волнений, которые привели к вооруженным конфликтам между воинствующими моро и правительственными солдатами. Деревня Якан в Верхнем известна среди местных и иностранных туристов своим ткацким искусством. Традиционно они использовали такие растения, как ананас и абака, преобразованные в волокна, в качестве основного материала для ткачества. Используя экстракты трав из листьев, корней и коры, яканцы окрашивали волокна и создавали красочные комбинации и замысловатые узоры.
Яканская пара в традиционном свадебном танце.Сепутанган - наиболее замысловатый узор, который женщины носят на талии или как головной платок. Палипаттанг выполнен в стиле радуги, а бунга-сама - в цвете питона. Практически каждую ткань Yakan можно охарактеризовать как уникальную, поскольку материалы отделки не совсем идентичны. Различия можно увидеть в узоре, в дизайне или в распределении цветов.
Контакты с поселенцами из Лусона, Висайских островов и Американского корпуса мира привели к изменениям в искусстве и стиле ткачества. Многие прибегли к химическим красителям и стали ткать полозья для столов, салфетки, декор стен, кошельки и другие предметы, которых нет в традиционном яканском доме. Другими словами, местные жители по экономическим причинам обслуживали потребности своих клиентов, которые проявляли их торговую хватку. Были представлены новые конструкции, такие как кенна-кенна, сделанная по образцу рыбы; давен-давен, после листа виноградной лозы; пене мата-мата, по форме глаза или кабанг будди, ромбовидный узор.
Ярды яканской ткани на выставке
Седельная панель из дерева с инкрустацией из ракушек
Другая седельная панель из дерева с инкрустацией из ракушек
Родной оружейный меч яканам называется пира
| journal =
()| journal =
()