Алипин

редактировать
Доколониальная история Филиппин
Naturales 4.png
Правительство Барангая
Правящий класс (Магину ): Дату (Лакан, Раджа, Султан )
Средний класс : Тимава, Махарлика
Крепостные, простолюдины и рабы (Алипин ): Хорохан, Алипин Намамахай, Алипин са гигилид, Булисик, Булислис
Книга Марагтаса
Государства в Лусоне
Каболоан (Пангасинан)
Ма-и
Раджахнат из Майнилы
Намаян
Тондо
Штаты в Висайях
Кедатуан Маджа-ас
Кедатуан из Дапитан
Королевство Мактан
Раджахнат Себу
Государства Минданао
Раджахнат Бутуанский
Султанат Сулу
Султанат Магинданао
Султанаты Ланао
Ключевые цифры
Религия в доколониальных Филиппинах
История Филиппин
Портал: Филиппины
  • взгляд
  • разговор

алипин относится к самым низким социальным класс среди различных культур Филиппин до прихода испанцев в 16-17 веках. В висайских языках эквивалентные социальные классы были известны как орипун, урипон или улипон .

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Этимология
  • 3 Подкласса
  • 4 Отличия от западной концепции рабства
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература

Обзор

Табличка в Боксерский кодекс, возможно, изображающий алипин на доиспанских Филиппинах

Самый распространенный перевод этого слова - «слуга» или «раб», в отличие от высших классов тимава / махарлика и тумао / магину. Этот перевод, однако, неточен. В древнем филиппинском обществе концепция алипина опиралась на сложную систему обязательств и выплат трудом, а не на фактическую покупку человека, как в западном и исламском рабстве. Действительно, представители класса алипинов, владевшие собственными домами, более точно соответствовали средневековым европейским крепостным и простолюдинам.

Этимология

Алипин происходит от переходной формы архаичного вишайского корневого слова udip («жить»). Оно произошло от слова, означающего «дать жить», в том смысле, что позволить военному пленнику жить или заплатить или выкупить кому-то долг, превышающий ценность его жизни.

Алипин также был известен как киапангдилихан в Древнем мире. Султанат Сулу, где они отличались от арабов и вдохновленных европейцами рабов-движимых вещей (известных как баньяга, бисая, ипун или аммас).

Подклассы

Как социальный класс, алипин имел несколько подклассов в зависимости от характера их обязанностей и зависимости от хозяев:

  • Хоро-хан или хорохан, наследственный класс орипун, уникальный для висайцев и впервые упомянутый в боксерском кодексе. Вместо того, чтобы выполнять обязанности своим трудом, хоро-ханы служили своим хозяевам как воины. В отличие от класса воинов тимава, они не считались дворянством, хотя хоро-ханы с более высоким статусом были практически неотличимы от тимава из низшего класса. Как и тимава, они также могут иногда быть обязаны выполнять совместную работу и платить вассальный сбор, известный как дагупан.
  • Алипинг намамахай (в переводе «слуга, который находится в доме») относится к алипину у них были собственные дома, которые обычно строились на владениях их хозяев. Они также были известны как тухай, мамахай или тумаранпок (испанское написание: тумаранпоке) на висаянском языке, что буквально означает «житель дома» или «крестьянин». Они вовсе не были рабами, так как часто были обязаны платить своим хозяевам только процент от своего заработка или урожая (известный как хэндог на тагальском и бухи в вишайском, соответственно «дань» и «налог») и не более того, таким образом делая их более похожими на средневековых европейских крепостных и простолюдинов. Иногда их хозяева могут вызывать их для уборки урожая, засева полей, строительства новых построек или для помощи в чрезвычайных ситуациях, хотя обычно это не входило в их обязанности. Они также могли свободно откупиться от долгов и жениться без согласия хозяев. В Висайях некоторые тухай также могли служить своим хозяевам на войне, например хохан.
  • Алипин са гигилид (переводится как «Слуга в углах [дома господина]») относится к холостому алипину без дома. и чье существование полностью зависело от милости их хозяев. Они также были известны как томатабан, алалай, хайохай или аюей на вишаянском языке (что означает «слуга», «помощник» или «последователь»). Они могли жениться только с согласия своего хозяина (редко дается для женщин alipin sa gigilid). Выйдя замуж, алипин са гигилид стал алипинг намамахай, так как хозяин не был обязан кормить и размещать семью последнего. Их обязательства (то есть услуги) также могут быть переданы или проданы другому мастеру. Большинство людей, принадлежащих к этому классу, были незамужними детьми алипинга намамахая или выкупленными пленниками, взятыми во время войн или набегов (бихаг).

На более низких уровнях, чем вышеперечисленные, были алипины алипина.. Алипин са гигилид из алипинг намамахай назывался булисик («мерзкий»), а алипин са гигилид из алипин са гигилид был известен еще более уничижительным булислис (буквально означает «приподнятая юбка» - термин, означающий, что эти люди были настолько уязвимы, что казалось, что их гениталии обнажены). Еще более низкий социальный статус, чем у последних двух, были алипины, приобретенные во время войны или пришедшие из других общин. С ними часто обращались как с не-личностями, пока они полностью не интегрировались в местную культуру.

Отличия от западной концепции рабства

Хотя алипин действительно служит другому человеку, историки отмечают что перевод термина как «раб » в западном смысле слова не может быть полностью оправдан. Документированные наблюдения 17 века показывают, что между западной концепцией «раб » и доиспанской филиппинской концепцией «алипин» могут быть значительные различия.. Некоторые ученые предпочитают вместо этого использовать более точные термины «должники», «крепостные», «поручители» или «иждивенцы».

Алипин самого низкого класса, происходящий от военнопленных, продавался как рыночный товар первоначально. Но в отличие от западных рабов, последующая передача алипина новому хозяину оценивалась по стоимости [оставшейся] облигации. Это была трудовая обязанность продаваемого алипина, а не человека. Большинство алипинов обычно приобретали свой статус либо добровольно (обычно из-за материального долга или чести, либо как форма помощи бедным родственникам), унаследовав статус своих родителей, как форму юридического наказания за преступление., или избавившись от казни после того, как попали в плен в войнах или набегах. Алипинцы, получившие статус за счет долга, были известны как тинубо (буквально «выкуплены» или «выкуплены»), и их кредиторы могли продавать свои услуги с целью получения прибыли по цене полученного долга.

Фактическая степень обязательств. алипина может значительно отличаться. Он зависел от денежного эквивалента причитающегося обязательства и обычно был ограничен по продолжительности. Алипин мог заработать свою свободу или получить более высокий статус, заключив брак, будучи освобожденным своими хозяевами (известными как матитимава или тинимава среди висайцев), купив ее на свои заработки, выполнение обязательств или выдающиеся достижения. и храбрость в бою.

Наследование статуса алипина подчинялось сложной системе правил, зависящей от состояния потомства, известной как сая. Например, первый ребенок свободного мужчины и женщины-алипина будет свободен, но их второй ребенок будет алипином, как и мать; и так далее с остальными детьми. Если бы количество детей не было четным, последний ребенок был бы частичным алипином. Хозяин aliping namamahay мог также иногда брать одного ребенка последнего в качестве alipin sa gigilid в случае его смерти. Они могли стать сибином или гиногатан («фаворитами») своих хозяев и быть освобожденными после его смерти.

Алипин, унаследовавший долги своих родителей, был известен как гинтубо (буквально «выросший с»). Дети родителей, которые оба являются алипином, были известны как гинлубос, в то время как дети гинлубос были известны как лубос нга орипун.

Частичный алипин сохраняет обязательства своих предков-алипинов в зависимости от степени родства. Например, частичный алипиновый дочерний элемент тимавы и алипина унаследует половину обязательств своего родителя-алипина, в то время как внук алипина будет должен только четверть. Половина алипина, чьи службы были расписаны поочередно по месяцам, называются булан («луна» или «месяц») или пикас («половина»). Четверть алипина называли тилор или сагипат («четверть»). Они также могли свободно выкупить свой уход из службы, если могли себе это позволить. Часть или все алипиновые обязанности родителей часто берут на себя их дети.

См. Также

Ссылки

Дополнительная литература

  • Леон Ма. Герреро (2007). Первый филиппинец. Издательство Герреро. Манила.
  • Рейнальдо Оливерос (2007). История и правительство Филиппин. Айбон Паблишинг. Манила.
Последняя правка сделана 2021-06-10 23:31:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте