Транссахарская торговля

редактировать

Транссахарская торговля требует путешествия через Сахару между южнее Сахары Африка и Северная Африка. Существуя с доисторических времен, пик торговли приходился на период с 8-го века до начала 17-го века. Когда-то в Сахаре была совсем другая среда. В Ливии и Алжире, по крайней мере, с 7000 г. до н.э. существовало скотоводство, выпас овец, коз, большие поселения и гончарные изделия. Крупный рогатый скот был завезен в Центральную Сахару (Ахаггар ) с 4000 по 3500 год до нашей эры. Замечательные наскальные рисунки (датированные 3500-2500 гг. До н.э.) в местах, которые в настоящее время очень сухие, изображают растительность и присутствие животных, что сильно отличается от современных ожиданий.

Как пустыня, Сахара теперь является враждебным пространством, которое разделяет Средиземноморская экономика из экономики бассейна Нигера. Как Фернан Бродель указывает, что пересечение такой зоны (особенно без механизированного транспорта) имеет смысл только тогда, когда исключительные обстоятельства заставляют ожидаемую прибыль перевешивать затраты и опасность.

Торговля, начиная примерно с 300 г. CE, проводились караванами из верблюдов. Согласно Ибн Баттуте, исследователю, сопровождавшему один из караванов, средний размер каравана составлял 1000 верблюдов; некоторые караваны достигали 12 000 человек. Караваны будут сопровождать высокооплачиваемые берберы, которые знали пустыню и могли обеспечить безопасный переход от своих собратьев по пустыне кочевников. Выживание каравана было рискованным и зависело от тщательной координации. Бегунов отправят в оазисы, чтобы воду можно было доставить в караван, когда до него оставалось еще несколько дней, поскольку караваны не могли легко унести с собой достаточно воды, чтобы совершить полный путь. В середине 14 века Ибн Баттута пересек пустыню от Сиджилмаса через соляные шахты в Тагаза до оазиса Уалата. Впереди был отправлен проводник, и вода была доставлена ​​в четырехдневное путешествие из Уалаты, чтобы встретить караван.

На Транссахарском торговом пути также произошел обмен культурой и религией. Эти колонии в конечном итоге приняли язык и религию страны и стали частью мусульманского мира.

Содержание
  • 1 Ранняя транссахарская торговля
  • 2 Появление верблюда
  • 3 Распространение ислама
    • 3.1 Торговля в Сахарском треугольнике
    • 3.2 Распространение ислама
  • 4 Упадок транссахарской торговли
  • 5 Будущее транссахарской торговли
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Далее чтение
Ранняя транссахарская торговля
Здание в Уалате, юго-восток Мавритания Бильма оазис на северо-востоке Нигер, с Кауаром откосом на заднем плане

Древняя торговля охватывала северо-восточный угол Сахары в Накадан эпоху. Додинастические египтяне в период Накада I торговали с Нубией на юге, оазисами Западной пустыни на западе и культуры восточного Средиземноморья на восток. Многие торговые пути переходили от оазиса к оазису для пополнения запасов еды и воды. Эти оазисы были очень важны. Они также импортировали обсидиан из Эфиопии для формования лезвий и других предметов.

Сухопутный маршрут через Вади Хаммамат из Нила до Красного моря был известен еще в додинастические времена; рисунки с изображением египетских тростниковых лодок были найдены на тропе, датируемой 4000 г. до н.э. Древние города, относящиеся к Первой династии Египта, возникли вдоль перекрестков Нила и Красного моря, что свидетельствует о древней популярности маршрута. Он стал основным маршрутом из Фив в порт Красного моря в Элим, откуда путешественники затем двинулись в Азию, Аравию или Африканский Рог. Существуют записи, подтверждающие знание маршрута Сенусретом I, Сети, Рамсесом IV, а также, позднее, Римской империей, особенно для добычи полезных ископаемых.

Дарб-эль-Арбайн торговый путь, проходящий через Харга на юге и Асьют на севере, использовался еще с Старое Королевство для перевозки и торговли золотом, слоновой костью, специями, пшеницей, животными и растениями. Позже Древние римляне защитили путь, выстроив на нем различные форты и небольшие заставы, некоторые из которых охраняли большие поселения вместе с земледелием. Описанный Геродотом как дорога, "пройденная... за сорок дней", к его времени она стала важным сухопутным маршрутом, облегчающим торговлю между Нубией и Египтом, и впоследствии стала известна как Дорога сорока дней. От Коббей, в 40 километрах (25 миль) к северу от аль-Фашира, путь проходил через пустыню к другому оазису и соляной шахте к Вади Ховар прежде чем отправиться в Египет. Дарб-эль-Арбайн торговый путь был самым восточным из центральных маршрутов.

Самым западным из трех центральных маршрутов была дорога Гадамес, которая шла от реки Нигер в Гао на север до Гхат и Гадамес перед остановкой в ​​Триполи. Следующим был самый простой из трех маршрутов: Гарамантинская дорога, названная в честь бывших правителей страны, по которой она проходила, и также называемая Тропой Билма. Гарамантинская дорога проходила к югу от пустыни около Мурзука, затем повернула на север, чтобы пройти между Альхаггар и горами Тибести, прежде чем достичь оазиса в Кавар. Из Кавара караваны проходили через большие песчаные дюны Билма, где каменная соль добывалась в больших количествах для торговли, прежде чем достичь саванны к северу от озера Чад. Это был самый короткий из маршрутов, и в основном его обменивали рабами и слоновой костью с юга на соль.

Западными маршрутами были Валата дорога, идущая от реки Сенегал, и Тагаза тропа, идущая от реки Нигер, северный конец которого находился в большом торговом центре Сиджилмаса, расположенном в Марокко к северу от пустыни. Росту города Аудагхост, основанного в V веке до н. Э., Способствовало его расположение на южном конце транссахарского торгового пути.

На восток три древних маршрута соединил юг со Средиземным морем. Пастухи Феццана из Ливии, известные как гараманты, контролировали эти маршруты еще в 1500 году до нашей эры. Из своей столицы Джерма в Гараманте Империя совершила набег на север к морю и на юг в Сахель. К 4 веку до н.э. независимые города-государства Фиенеции распространили свой контроль на территорию и маршруты, когда-то принадлежавшие гарамантам. Шиллингтон заявляет, что существующие контакты со Средиземным морем получили дополнительный стимул с ростом портового города Карфаген. Основан c. 800 г. до н. Э. Карфаген стал одним из конечных пунктов западноафриканского золота, слоновой кости и рабов. Западная Африка получила соль, ткань, бусы и изделия из металла. Шиллингтон продолжает определять этот торговый маршрут как источник выплавки железа в Западной Африке. Торговля продолжалась и во времена Римской империи. Хотя в классических источниках упоминается прямое путешествие из Средиземного моря в Западную Африку (Дэниелс, стр. 22f), большая часть этой торговли велась через посредников, населявших эту территорию и знающих о проходах через засушливые земли. Легион III Августа впоследствии обеспечил эти маршруты от имени Рима к I веку нашей эры, охраняя южную границу империи в течение двух с половиной веков.

Гараментес также занимался транссахарской работорговлей. Гараментес использовали рабов в своих общинах для строительства и обслуживания подземных ирригационных систем, известных как фоггара. Ранние записи транссахарской работорговли исходят от древнегреческого историка Геродота в V веке до нашей эры, который записывает, что Гарементес поработил пещерных эфиопов. Есть два упоминания о римлянах, сопровождавших гараментов в походах на рабов - первое в 86 г. н.э., а второе несколько лет спустя на озеро Чад. Первоначальными источниками рабов были народ тубу, но к 1 веку н.э. гарменты получали рабов из современного Нигера и Чада.

В начале Римской империи город Лепцис основал невольничий рынок, на котором можно было покупать и продавать рабов из внутренних районов Африки. Империя ввела таможенный налог на торговлю рабами. В V веке нашей эры римский Карфаген торговал черными рабами, переправленными через Сахару. Черные рабы, кажется, ценились в Средиземноморье как домашние рабы за их экзотический внешний вид. Некоторые историки утверждают, что масштабы работорговли в этот период, возможно, были выше, чем в средневековье из-за высокого спроса на рабов в Римской империи.

Введение верблюдов
Современный караван верблюдов около Горы Ахаггар в центральной Сахаре, 2006

Геродот говорил о гарамантах, охотящихся на эфиопских троглодитов на своих колесницах ; этот рассказ был связан с изображениями лошадей, тянущих колесницы в современном наскальном искусстве на юге Марокко и Феццане, что послужило источником теории о том, что гараманты или некоторые другие саранцы проложили маршруты для колесниц, чтобы снабжать Рим и Карфаген золотом и слоновой костью. Однако утверждалось, что скелеты лошадей, датируемые этим ранним периодом в регионе, не были обнаружены, а колесницы вряд ли могли использоваться для торговых целей из-за их небольшой вместимости.

Самые ранние свидетельства существования одомашненных верблюдов в этом регионе датируются III веком. Используемые берберским народом, они обеспечивали более регулярные контакты по всей ширине Сахары, но регулярные торговые пути не развивались до начала исламского обращения Западной Африки в VII и VIII веках. Развились два основных торговых пути. Первый пролегал через западную пустыню от современного Марокко до излучины Нигера, второй - от современного Туниса до района озера Чад. Эти участки были относительно короткими и имели существенную сеть случайных оазисов, которые устанавливали маршрут так же неумолимо, как булавки на карте. Дальше к востоку от Феццана с его торговым маршрутом через долину Кауар к озеру Чад Ливия была непроходимой из-за отсутствия оазисов и жестоких песчаных бурь. Маршрут из излучины Нигера в Египет был заброшен в 10 веке из-за его опасностей.

Распространение ислама

Было установлено несколько торговых путей, возможно, наиболее важные из которых заканчивались в Сиджилмасе. (Марокко ) и Ифрикия к северу. Там и в других городах Северной Африки берберские торговцы усилили контакты с исламом, поощряя обращение в христианство, и к 8 веку мусульмане стали путешествовать в Гану. Многие в Гане обратились в ислам, и вполне вероятно, что в результате торговля Империи получила привилегию. Около 1050 года Гана потеряла Аудагост перед Альморавидами, но новые золотые прииски вокруг Буре сократили торговлю через город, вместо этого принося пользу Малинке с юга, который позже основал Империя Мали.

Торговые пути Сахары около 1400 г., с выделенной современной территорией Нигер

В отличие от Ганы, Мали была мусульманским королевством с момента своего основания, и под ним золото– торговля солью продолжалась. Другими, менее важными торговыми товарами были рабы, орехи кола с юга и бусы рабов и ракушки каури с севера (для использования в качестве валюты). Именно при Мали процветали крупные города Нигера, в том числе Гао и Дженне, и, в частности, Тимбукту по всей Европе за его огромное богатство. Важные торговые центры на юге Западной Африки возникли в переходной зоне между лесом и саванной; примеры включают Бего и Боно Мансо (в современной Гане) и Бондуку (в современном Кот-д'Ивуаре ). Западные торговые пути продолжали играть важную роль: Уадан, Уалата и Чингетти были основными торговыми центрами на территории нынешней Мавритании, в то время как туареги города Ассоде и позже Агадес выросли вокруг более восточного маршрута на территории нынешнего Нигера.

Восточный транссахарский маршрут привел к развитию длинных -жил Империя Канем – Борну, а также империи Гана, Мали и Сонгай, с центром в районе озера Чад. Этот торговый путь был несколько менее эффективным и приобрел большую известность только во время беспорядков на западе, например, во время завоеваний Альмохадом.

Транссахарская работорговля, установленная в античности, продолжалась и в средневековый период. Рабы, привезенные из Сахары, в основном использовались богатыми семьями в качестве домашней прислуги и наложниц. Некоторые служили в вооруженных силах Египта и Марокко. Например, султан 17 века Мавлай Исмаил, сам был сыном раба и полагался на армию черных рабов для поддержки. Государства Западной Африки импортировали хорошо обученных рабов-солдат. Было подсчитано, что с 10-го по 19-й век каждый год на север перемещалось от 6000 до 7000 порабощенных людей. По транссахарскому караванному маршруту было вывезено около девяти миллионов порабощенных людей.

Торговля в Сахарском треугольнике

Возвышение Ганской империи на территории, где сейчас находится Мали, Сенегал и южная Мавритания, одновременно с увеличением транссахарской торговли. Средиземноморским экономикам не хватало золота, но они могли поставлять соль, добытую из таких мест, как африканская соляная шахта Тагаза, в то время как в странах Западной Африки, таких как Вангара, золота было много, но соль требовалась. Тагаза, город, где Ибн Баттута записал, что здания были построены из соли, занял первенство в торговле солью под гегемонией Империи Альморавидов. Соль покупалась на промышленные товары в Сиджилмасе. Шахтеры вырезали тонкие прямоугольные плиты соли прямо из дна пустыни, и торговцы караваном везли их на юг, взимая плату за транспортировку в размере почти 80% стоимости соли. Соль продавалась на рынке Тимбукту почти на вес с золотом. Золото в виде кирпичей, слитков, чистых монет и золотой пыли отправлялось в Сиджилмаса, откуда оно отправлялось в средиземноморские порты и где оно было переведено в динары Альморавидов.

Распространение ислама

Распространение ислама в странах Африки к югу от Сахары было связано с транссахарской торговлей: ислам распространился по торговым путям, и переход африканцев в ислам увеличил торговлю и коммерцию. много причин того, почему распространение ислама способствовало торговле. Ислам установил общие ценности и правила, по которым велась торговля. Он создал сеть верующих, которые доверяют друг другу и поэтому торгуют друг с другом, даже если они лично не знают друг друга. Такие торговые сети существовали и до ислама, но в гораздо меньших масштабах; Распространение ислама увеличило количество узлов в сети и снизило ее уязвимость. Использование арабского языка в качестве общего языка торговли и повышение грамотности в коранических школах также способствовало развитию торговли.

Мусульманские купцы, ведущие торговлю, также постепенно распространяли ислам в своей торговой сети.. Социальное взаимодействие с мусульманскими купцами привело к тому, что многие африканцы обратились в ислам, кроме того, многие торговцы женились на местных женщинах и вырастили своих детей как мусульман. Ислам распространился в Западный Судан в конце 10 века, в Чад в 11 веке и на страны хауса в 12 веке и 13 вв.. К 1200 году многие правящие элиты в Западной Африке обратились в ислам, а в период 1200-1500 годов произошло значительное обращение в ислам в Африке.

Упадок транссахарской торговли

Путешествие португальцев по побережью Западной Африки открыло новые возможности для торговли между Европой и Западной Африкой. К началу 16 века европейские торговые базы, фабрики, основанные на побережье с 1445 года, и торговля с более богатыми европейцами приобрели первостепенное значение для Западной Африки. Северная Африка потеряла политическое и экономическое значение, а переход через Сахару оставался долгим и опасным. Однако главным ударом по транссахарской торговле стала битва при Тондиби 1591–1592 годов. Марокко отправило войска через Сахару и напало на Тимбукту, Гао и некоторые другие важные торговые центры, разрушая здания и имущество и изгоняя видных граждан. Это нарушение торговли привело к резкому снижению важности этих городов, и возникшая в результате враждебность значительно снизила торговлю.

Транссахарская торговля продолжалась, хотя и значительно сократилась. Но торговые пути к западноафриканскому побережью становились все более легкими, особенно после французского вторжения в Сахель в 1890-х годах и последующего строительства железных дорог во внутренние районы. Железнодорожная линия от Дакара до Алжира через излучину Нигера была запланирована, но так и не была построена. С обретением в регионе независимости в 1960-х годах маршруты с севера на юг были разделены национальными границами. Национальные правительства были враждебны туарегскому национализму и поэтому приложили мало усилий для поддержания или поддержки транссахарской торговли, а также восстания туарегов 1990-х годов и гражданской войны в Алжире дальнейшее нарушение маршрутов, закрытие многих дорог.

Азалай соляной караван из Агадеса в Бильма, 1985

Традиционные караванные маршруты практически не содержат верблюдов, но более короткие маршруты Азалая от Агадеса до Билмы и от Тимбукту до Тауденни все еще регулярно - хотя и незначительно - используются. Некоторые члены туарегов до сих пор используют традиционные торговые пути, часто путешествуя на верблюдах по Сахаре на 2400 км (1500 миль) шесть месяцев в году, торгуя солью, которая доставляется из глубин пустыни в общины на ее окраинах.

Будущее транссахарской торговли

Африканский союз и Африканский банк развития поддерживают Транссахарское шоссе с Алжир в Лагос через Таманрассет, цель которого - стимулировать транссахарскую торговлю. Маршрут заасфальтирован, за исключением 200-километрового участка на севере Нигера, но пограничные ограничения по-прежнему затрудняют движение. Лишь несколько грузовиков перевозят транссахарскую торговлю, в частности, топливо и соль. Предлагаются еще три шоссе через Сахару: подробнее см. Трансафриканские шоссе. Строить шоссе сложно из-за песчаных бурь.

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
Последняя правка сделана 2021-06-11 09:36:46
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте