Капа

редактировать
Альфонс Пеллион, Иль Сэндвич; Maisons de Kraïmokou, премьер-министр королевской власти; Fabrication des Étoffes (ок. 1819 г.), изображает верховного вождя Likelike, жену Каланимоку, избивающую ткань капа.

Капа - это ткань изготовлены коренными гавайцами из лубяных волокон определенных видов деревьев и кустарников в отрядах розалес и Мальвалес.

Содержание
  • 1 Описание и использование
  • 2 Методы
  • 3 Процесс
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
Описание и использование
Гавайская капа, 18 век, Коллекция Кука-Фостера в Университете Георга-Августа в Геттингене, Германия

Она похожа на тапу, найденную в других местах Полинезии, но отличается методами, использованными при его создании. Капа основана прежде всего на творческом сочетании линейных элементов, которые пересекаются и сходятся, образуя квадраты, треугольники, шевроны и диагональные формы, дающие ощущение смелости и непосредственности. (гавайская / k / фонема соответствует полинезийской / t /.) Капа использовалась в основном для одежды, такой как мало, которую мужчины носили как набедренную повязку, и pāʻū, которую женщины носят как повязку. Капа также использовалась для кихеи, надеваемой на плечи. Другое использование капы зависело от касты и места человека в древнем гавайском обществе.

Капа моэ (покрывала) предназначались для али или вождей, в то время как мантии капа использовались кахуна или священнической кастой. Капа также использовалась в качестве баннеров, на которых висели леи и напечатаны изображения их богов.

Методы

Культурные антропологи в течение 20-го века определили методы создания капа, уникальные для Гавайских островов. Вауке (Broussonetia papyrifera ) был предпочтительным источником лубяных волокон для капа, но его также делали из улу (Artocarpus altilis ), puhe (Urera spp.), ма'алоа (Neraudia melastomifolia ), мамаки (Pipturus albidus ), ʻākala (Rubus hawaiensis ), ʻākalakala (R. macraei ), и hau (Hibiscus tiliaceus ). В XVIII веке части капы часто делали рифлеными или ребристыми. Это делается путем проталкивания смоченной ткани в пазы специальной доски. Дерево вауке срезают и замачивают в воде. Затем его кладут на куа-куку (полированную каменную плиту) и бьют хохоа (закругленным колотушкой). После первой фазы избиения капа переносится в священный дом, где его бьют второй раз, но религиозным образом.

Процесс

Каждый производитель капа использовал ʻiʻe kūkū, колотушку с четырьмя плоскими сторонами, каждая из которых была вырезана по-своему. Другой способ вырезать капу - это начать с четырехсторонней обработки, при этом грубейшие бороздки на одной стороне используются в первую очередь для измельчения луба или влажной коры. Затем продолжили избиение с двух сторон с более мелкими бороздками. Наконец, завершены работы с оставшейся гладкой стороной битера. Резьба оставила отпечаток на ткани, которая принадлежала только ей. После открытия европейцами Гавайских островов западные торговцы специально приехали на Гавайи за капой.

Процесс изготовления капы в основном выполняли женщины. Молодые девушки будут учиться, помогая своим матерям, со временем выполняя большую часть работы, а когда они будут старше, они смогут сами делать капу.

См. Также
  • ткань тапа, аналогичная ткань, сделанная в других местах в Полинезии.
Ссылки
Дополнительная литература
  • Аркинстолл, Патрисия Лоррейн (1966). Исследование ткани из коры на Гавайях, Самоа, Тонга и Фиджи: исследование регионального развития отличительных стилей ткани из коры и ее связи с другими культурными факторами. Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет.
  • Бригам, Уильям Тафтс (1911). Ка хана капа, изготовление ткани из коры на Гавайях. Гонолулу, Гавайи: Bishop Museum Press.
  • Kaeppler, Adrienne Lois (1975). Ткани Гавайев (ткань из коры). Ли-он-Си, Англия: Ф. Льюис. ISBN 9780853170365.
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Капа.
Последняя правка сделана 2021-05-25 11:47:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте