Tomol

редактировать
Томол в море, изображенный в 2015 году. Каждый год община Чумаш пересекает порт Нормандских островов в Лимув (остров Санта-Крус ) в 17,2-мильном путешествии..

A tomol или tomolo (Chumash ) или te'aat или ti'at (Tongva / Киж ), произносится как тиат, это дощатые лодки, исторически и в настоящее время находящиеся в Санта-Барбаре и Лос-Анджелесе площадь. Они заменили или дополнили камышовые лодки. Лодки были от 10–30 футов (3,0–9,1 м) в длину до 3–4 футов (0,91–1,22 м) в ширину. Чумаши называют томол «Домом моря» за их надежность. Двухлопастные байдарочные лопасти используются для продвижения лодки через океан. Некоторые источники предполагают, что лодки могли быть выведены из острова Каталина и использовались тысячи лет. Томол был описан как «самый технологически сложный гидроцикл, построенный в Северной Америке» и уникальный для «Нового Света."

. Лодки до сих пор строятся Чумашем, Тонгва / Киж и Аджачеменом. человек сегодня.

Содержание
  • 1 Строительство
    • 1.1 Значение
  • 2 История
  • 3 Галерея
  • 4 Ссылки
  • 5 Ресурсы
Строительство

Желательно, чтобы томолы строили из красного дерева, которое дрейфует вдоль берега. Когда запасов красного дерева не хватало, использовалась местная местная сосна. При раскалывании древесины китовым усом или клинья из оленьих рогов мастера искали прямые доски без сучков, а затем шлифовали их акульей кожей. Чтобы связать дерево вместе, в досках просверливались небольшие отверстия, чтобы их можно было привязать друг к другу. швы заделали «йоп», смесью твердой смолы и сосновой смолы, которую расплавляли, а затем кипятили. Поперечная планка на миделе укрепляла лодку и служила сиденьем. A второй слой «yop» был использован для водонепроницаемости лодки, затем был нанесен слой красной охры с последующим последним слоем герметиком. Мозаику из ракушек часто добавляли в качестве украшения.

Этот стиль лодок уникален для Америки, хотя исследователь Йорем Мероз отмечает, что более простое растение встречается в Чили и полосах были нашиты на базах землянок в Тихоокеанском Северо-Западе и Карибском бассейне. Строительство лодки могло занять до 500 дней опытным судоводителем. Томолы управляются веслами, похожими на каяк, когда пользователь сидит на корточках, в отличие от каяков, где сидение является нормой. Они очень маневренны.

Значение

Ева Пагалинг, член банды Санта-Инез индейцев Самала-Чумаш, описала процесс гребли в 2018 году следующим образом: " Во время перехода гребцы разделяют глубокое воспоминание о том, что каждое нажатие весла - это молитва. И в этом году я молился за своих близких, а также за всех остальных в этом мире. Я молился о силе и исцелении для всех. людей, где бы они ни находились на своем жизненном пути. Исторически мы - водные люди, и наше лекарство для мира можно найти в священной и поддерживающей жизнь силе воды ».

Лодки были описаны Синди Алвитре (Тонгва), соучредитель Общества Тиат, в 2019 году назвал его «судном, которое позволяет людям подключаться к преисподней». В мировоззрении коренных народов, как описывает Алвитре, «у вас есть подземный мир, который представляет собой водное существование, те божества, которые живут под океаном в своих пещерах, средний мир, это существование людей, для верхний мир, это родовое пространство. Ти'ат похож на точку наблюдения, это как будто вы парите над небесами подземного мира и все еще можете иметь эту связь с этим исконным пространством, со звездами, с Млечный Путь."

История
Художественное исполнение исторического чумашского томола.

Томолы были неотъемлемой частью широко распространенной торговой сети между племенами, которые жили в месте, которое сейчас называется Точка зачатия, залив Санта-Моника и Нормандские острова. Были обозначены маршруты судоходства, и сигнальные огни использовались на суше в качестве вспомогательных средств для навигации. В основном торговля произошло между двумя крупнейшими торговыми портами: Лос-Анджелес и Лонг-Бич, которые как примерно дневная гребля.

Томолы были настолько полезны, что дали начало новому классу в обществе чумашей: гильдии, известной как «Братство каноэ», которая «отвечала за постройка каждого нового томола, его знания о строительстве лодок передавались из поколения в поколение от старшего мастера до ученика. «Только мужчинам из ведущих семей разрешалось владеть томолом. Гризли или шкура черного медведя опознал владельцев. При тщательном уходе лодки могли прослужить десятилетия и передавались из поколения в поколение.

Считается, что к 650 году нашей эры томол или теаат уже имели центральное значение для чумашей и тонгвы. / Киж соответственно. В 1542 году испанский исследователь Хуан Родригес Кабрильо записал, что он видел так много томолов, припаркованных в одной богатой деревне - месте, которое, в конце концов, назовут более поздние поселенцы как Малибу —, что он назвал его пуэбло-де-лас-каноас или «город каноэ». Другой исследователь записал братство, занимавшееся плотницким делом лодок в другой деревне, и назвал его Карпинтерия.

. Некоторые ученые сообщают, что технология сшивания досок могла быть введена ранними полинезийскими мореплавателями в конце первого тысячелетия, который построил сшитые дощатые лодки и, как известно, достиг Южной Америки. Ученые утверждают, что «три местных калифорнийских лодочных термина считаются полинезийскими займами: Chumashan tomol (o) и Gabrielino tarainxa (или taraina) и ti? At». Некоторые современные Чумаш и Тонгва / Киж заявляют, что «это то, о чем мы всегда знали, произошло». Это было дополнительно объяснено в коротком документальном эпизоде, снятом KCET в 2019 году.

В древнем проливе были найдены частично целые томолы Острова отвалы вместе с костями дельфинов, костей тюленей и рыб, а также раковинами морских ушек, моллюсков и блюдечков. Музей естественной истории Санта-Барбары, Морской музей Санта-Барбары и Чумаш Морская ассоциация Калифорнии реконструировала томолы, созданные современником Чумашем.

Галерея
Ссылки
  1. ^ Хельварг, Дэвид (2016). Золотой берег: роман Калифорнии с морем. Библиотека New World. Стр. 20–22. ISBN 9781608684403.
  2. ^ Винер, Джеймс Блейк (26 марта 2013 г.). «Полинезийцы в Калифорнии: свидетельства древнего обмена?». Anci Ent History. Проверено 7 октября 2020 г.
  3. ^ «S2 E1: Переосмысление побережья с помощью общества Тиат». KCETOnline, YouTube. 4 ноября 2019 г. Дата обращения 7 октября 2020 г.
  4. ^ Meroz, Yorem (2011). «Слова для« лодки »в Южной Калифорнии и происхождение каноэ из досок Чумаш». GAIL - через Academia.edu.
  5. ^Пагалинг, Ева (ноябрь 2018 г.). «Путешествие по темной воде: сила воспоминаний направляет гребца на исторический переход». Национальные морские заповедники. Проверено 8 октября 2020 г.
Ресурсы
Последняя правка сделана 2021-06-11 06:31:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте