Древние флоты оказали большое влияние на современные флоты. Военные изучали результаты сражений между древними флотами, чтобы узнать тактику, которая поможет в их завоеваниях. Корабли, созданные этими цивилизациями, были тем, на чем основывались многие конструкции кораблей, и позволили судам стать лучше. Пунические войны - одна из самых громких войн в истории, а корабли и тактика всех трех войн - важная часть военной истории.
Корабли и лодки были важными часть жизни древнего египтянина. Самые ранние лодки в Египте были сделаны во времена Старого Царства, где они использовались вдоль реки Нил. Из-за отсутствия дерева лодки были сделаны из тростника папируса. Лодки были 25 метров в длину, два-три метра в ширину и шестьдесят сантиметров в глубину, что позволяло разместить 30 гребцов с одним-двумя рулевыми веслами. Корпуса имели форму серпа и часто имели мачты и рубки. Со временем египтяне попытались перевозить более тяжелые грузы, и это вызвало потребность в более мощных лодках. Торговля и война также способствовали желанию иметь более сильные и крепкие суда. Деревянные суда были похожи на корабли из тростника, но основным отличием было то, что в конечном итоге была принята одна квадратная мачта, которая крепилась к планширю. После усиления он мог нести 300-тонные грузы вверх и вниз по реке Нил. Эти суда, несмотря на усиление, не могли использоваться в Средиземном или Красном морях. Использование кораблей в войне с Египтом так же старо, как и конфликт в самом Египте, но было очень мало возможностей для морских путешествий. Когда стало возможным морское путешествие, корабли и войны, в которых они участвовали, были изображены красным на керамике того периода.
Империя Ахеменидов, а также известная как Персидская империя, имела в основном сухопутные военные, но примерно в 5 веке до нашей эры, во времена Камбиза II, Империя начала развивать военный флот, чтобы обеспечить расширение. Свои первые корабли построили финикийцы на своих верфях. Эти корабли были 40 метров в длину и 6 метров в ширину и могли перевозить 300 солдат. Вскоре после постройки этих кораблей были созданы арсеналы для создания новых кораблей, а также для их улучшения и ремонта. Эти корабли использовались для плавания в Черном море, Эгейском море и прибрежных районах. Моряками этих судов были финикийцы, греки, киприоты и египтяне. Однако финикийцы стали главными мореплавателями создаваемых ими судов. У этих кораблей также был металлический клинок спереди, чтобы разрезать вражеские корабли пополам при таране. У них также были крюки, которыми они ловили и останавливали вражеские корабли. У Империи было три различных крупных военно-морских базы. Первый проходил вдоль водного пути Шаат-ай-Араб. Вторая заключалась в защите восточной и южной частей Средиземного моря. Третий находился в Киликии и преследовал цель оказать влияние на греков. Эти базы поддерживались в постоянной боевой готовности на случай, если им придется проявить свою мощь.
До Пунических войн римлян classis или флот был ограничен небольшими прибрежными операциями и поддержкой торговли. До этого периода римляне концентрировались на наземных операциях, чтобы завоевать и укрепить итальянский полуостров. Войны с Карфагеном заставили римлян адаптироваться к военно-морским операциям, чтобы соревноваться и защищаться. Этот флот был построен в нескольких разных местах, таких как побережье Италии и Южная Тоскана.
Во время Первой Пунической войны якобы был построен большой флот. используя в качестве прототипа выброшенный на мель финикийский корабль. Римлянам не хватало навыков других морских держав, таких как греки и карфагеняне, и им приходилось прибегать к технологиям для получения преимуществ. Традиционная военно-морская тактика тарана не была оставлена, но римские корабли были оснащены корвусом, чтобы приспособить их силу в сухопутном бою. Этот передвижной абордажный мост позволил римлянам преобразовать морской бой с тарана и потопления на абордаж с морской пехотой путем захвата и разграбления судов. На начальных этапах этот новый боевой стиль позволил римлянам одержать некоторые подавляющие успехи против карфагенского флота, но дополнительный вес корвуса сделал их суда менее маневренными и мореходными, что привело к большим потерям в суровых погодных условиях. Тактика, которую использовали римляне, заключалась в использовании боевых кораблей и горючих материалов. Горючие материалы были брошены на борт вражеских кораблей, чтобы повредить корабль и его персонал.
Во время Второй Пунической войны Ганнибал оставил некогда грозный карфагенский флот, чтобы сосредоточиться по наземным операциям. Это было вызвано победой, которая вселила уверенность и в конечном итоге привела к вторжению в Северную Африку. Их недавно созданное морское мастерство позволило римским легионам высадиться на побережье Северной Африки и вывести войну из Италии в лоно карфагенян.
С окончательное разрушение Карфагена и конец Третьей Пунической войны в 146 г. до н.э. Рим был хозяином морской мощи в. И во Второй, и во Второй Пунической войнах римская морская мощь была преобладающей, хотя и не проявлялась активно. Это вызвало ограничения для карфагенских коммуникационных сил и вынудило их держать сильные оборонительные гарнизоны в Испании и на своей родной территории. Однако завоевание Карфагена также устранило угрозу морской войны, поскольку больше не оставалось никаких морских сил, чтобы бросить вызов римскому превосходству. В результате флот перешел к логистической роли поддержки легионов и обеспечения сопровождения торговых судов и грузов зерна, что привело к резкому росту пиратства.
Имперский флот после Августа, помимо случайных конфликтов в гражданских войнах, снова был в первую очередь ответственен за защиту судоходства и сдерживание пиратства. Рим поддерживал два больших флота, Classis Praetoria Misenensis и Classis Praetoria Ravennatis, базирующиеся в Средиземном море, с меньшими эскадрильями, действующими в Северном и Черном море, а также вдоль основных рек, протекающих по провинциям. Мизенум, построенный Агриппой в 31 г. до н.э., был главной военно-морской базой Средиземного моря, к которой присоединились Равенна, Алерия на Корсике и другие временные порты. Военная ситуация на Рейне и Дунае потребовала строительства нескольких специализированных флотилий для провинциальных флотов, classis Germanica, Pannonia и Moesica, но большинство из них были присоединены к существующим фортам провинциальных легионов. В проливе Ла-Манш и в Северном море (Oceanus Britannicus и Oceanus Germanicus) Classis Britannica размещалась в Портус-Итиус (Булонь) в Галлии, а позже также использовала в качестве баз саксонские береговые форты Британии.
По мере того, как римское могущество ослабевало в 4-5 веках нашей эры, так же и римский флот. В 429 году нашей эры вандалы сели на корабли из южной Галлии и высадились в Северной Африке, где основали свое королевство. В течение нескольких десятилетий Римская империя состояла из самого города Рима и его первоначальных территорий в Лациуме и Центральной Италии. Мощный флот вандалов способствовал падению Западной империи, когда вандальский пират король Гейзерих не только уничтожил римские корабли в Средиземном море, но и вторгся в сам Рим. К середине V века вандалы были хозяевами на море, а к 476 году нашей эры Рим полностью потерял власть в Западной Европе.