Tikopia

редактировать
Tikopia
Тикопия ISS002.PNG НАСА изображение Тикопия
Тикопия находится на Соломоновых островах Тикопия Тикопия
География
МестоположениеТихий океан
Координаты12 ° 17′47,3 ″ ю.ш. 168 ° 49′55,0 ″ в.д. / 12,296472 ° ю.ш. 168,831944 ° в.д. / -12.296472; 168.831944 Координаты : 12 ° 17'47,3 ″ ю.ш. 168 ° 49'55,0 ″ в.д. / 12,296472 ° ю.ш. 168,831944 ° в.д. / -12,296472; 168.831944
АрхипелагСоломоновы Острова
Площадь5 км (1,9 квадратных миль)
Наивысшая отметка380 м (1250 футов)
Самая высокая точкаРеани
Администрация
Соломоновы Острова
ПровинцияТемоту
Демография
Этнические группыПолинезийцы

Тикопия - высокий остров на юго-западе Тихого океана. Он является частью Соломоновых островов Меланезии, но полинезийским в культурном отношении. Первые европейцы прибыли 22 апреля 1606 года в составе испанской экспедиции Педро Фернандес де Кейрос.

Содержание
  • 1 Местоположение и география
  • 2 История как полинезийский особняк
  • 3 Население
  • 4 Полевые исследования Тикопии, Реймонд Ферт
  • 5 Христианство
  • 6 Кораблекрушение
  • 7 Циклон Зои
  • 8 Культурное значение
  • 9 Тикопия в СМИ
  • 10 См. Также
  • 11 Ссылки
  • 12 Внешние ссылки
  • 13 Дополнительная литература
Местоположение и география

Остров площадью 5 квадратных километров (1,9 квадратных миль) является остатком потухшего вулкана. Его самая высокая точка, Mt. Реани достигает высоты 380 метров (1250 футов) над уровнем моря. Озеро Те Рото покрывает старый вулканический кратер глубиной 80 метров (260 футов).

Местоположение Тикопии относительно удалено. Иногда его группируют с островами Санта-Крус. В административном отношении Тикопия принадлежит провинции Темоту как самый южный из Соломоновых островов. Некоторые дискуссии о тикопском обществе включают его ближайшего соседа, еще более крошечный остров Анута.

История как полинезийский особняк

Хотя он расположен в Меланезии, жители Тикопии полинезийцы в культурном отношении. Их язык, тикопский, является членом самойской ветви полинезийских языков. Лингвистический анализ показывает, что Тикопия была колонизирована полинезийцами-мореплавателями, в основном с островов Эллис (Тувалу ).

Временные рамки миграции точно не определены, но предполагается, что это время между 10-м и серединой 13-го века. Прибытие путешественников в Ануту могло произойти позже. Полинезийцы расселились по типу поселения с Тонга и других островов в центральной и юго-восточной части Тихого океана. Во времена, предшествовавшие европейским контактам, между островами были частые плавания на каноэ, поскольку признано, что полинезийские навыки мореплавания позволяли совершать преднамеренные путешествия на парусных каноэ с двойным корпусом или каноэ с выносными опорами. Путешественники перебрались на атоллы Тувалу как ступеньку к миграции в полинезийские отдаленные сообщества в Меланезии и Микронезии.

В тикопской мифологии Атуа Фафине и Атуа Я Раропука - боги-творцы, а Атуа I Кафика - верховный бог неба.

Население
Тикопия и врезка, показывающая положение Старая карта Тикопии 1940-х гг.

Население Тикопии составляет около 1200 человек, оно распределено между более чем 20 деревнями, в основном вдоль побережья. Самая большая деревня - Матауту на западном побережье (не путать с Мата-Уту, столицей Уоллис и Футуна ). Исторически на крошечном острове проживало около тысячи человек с высокой плотностью населения. Строгий общественный контроль над воспроизводством предотвратил дальнейший рост.

Тикопианцы практикуют интенсивную систему земледелия (которую сравнивают с пермакультурой ), в принципе аналогичной лесному садоводству и сады нагорья Новой Гвинеи. Их методы ведения сельского хозяйства сильно и сознательно привязаны к плотности населения. Например, около 1600 года люди согласились зарезать всех свиней на острове и заменить рыбную ловлю, потому что свиньи ели слишком много еды, которую могли съесть люди. Тикопианцы разработали ритуалы и образные конструкции, связанные с их рыболовными практиками.

В отличие от быстро вестернизирующегося общества большей части остальной провинции Темоту, общество Тикопии мало изменилось с древних времен. Его люди очень гордятся своими обычаями и считают, что они твердо придерживаются своих полинезийских традиций, в то время как они считают, что меланезийцы вокруг них потеряли большую часть своих. Остров контролируется четырьмя вождями (арики) Кафика, Тафуа, Таумако и Фангарере, причем Кафика признан первым среди равных.

. Тикопианцы имеют высокоразвитую культуру с сильным полинезийским влиянием, включая сложную социальную структуру.

Полевые исследования Тикопии, проведенные Рэймондом Фёртом

Новая Зеландия антропологом Раймондом Фёртом, жившим на Тикопии в 1928 и 1929 годах, подробно описали его социальную жизнь. Он показал, как общество географически разделено на две зоны и организовано в четыре клана, возглавляемых вождями кланов. В основе общественной жизни лежал te paito - дом, унаследованный от предков мужского пола (по отцовской линии ), которые были похоронены внутри него. Отношения с семейной группой матери (матрилатеральные отношения) также были очень важны. Отношения между братом матери и его племянником имели сакральное измерение: дядя наблюдал за тем, как племянник проходит по жизни, в частности, совершая его обряды мужского достоинства. Сложные экономические и ритуальные связи между домами паито и почтение к вождям внутри клановой организации были ключевыми аспектами островной жизни.

Раймонд Ферт, проводивший аспирантуру по антропологии под руководством Бронислава Малиновского в 1924 году, размышляет о способах контроля над населением, включая целибат, войны (включая изгнание), детоубийство и морские путешествия (унесшие жизни многих молодых людей). Книга Ферта «Ритуал и вера в Тикопии» (1967, Лондон, Джордж Аллен и Анвин) остается важным источником для изучения культуры Тикопии.

Христианство

Англиканская Меланезийская миссия впервые вступила в контакт с Тикопией в 1858 году. Учителю миссии не разрешалось селиться на острове до 1907 года. Принятие христианства всего населения не наблюдалось до 1950-х годов. Тикопия является частью англиканской церкви Меланезии.

Введение христианства привело к запрету традиционных методов ограничения рождаемости, что привело к увеличению численности населения на 50%: с 1200 в 1920 году до 1800 в 1950 году. в результате миграции населения в другие места на Соломоновых островах, в том числе в поселение Нукукаиси в Макира.

Кораблекрушение

На Тикопии в 1964 году исследователи обнаружили артефакты от кораблекрушения экспедиции Жан-Франсуа де Галауп, граф де Лаперуз.

Циклон Зои

Циклон Зои в декабре 2002 года опустошил растительность и человеческие поселения в Тикопии. Несмотря на обширные разрушения, случаев смерти не поступало, поскольку островитяне следовали своим традициям и укрывались в пещерах на возвышенности. Узкий берег, отделяющий пресноводную лагуну от моря, был прорван штормом, что привело к продолжающемуся загрязнению лагуны и угрозе гибели саго пальм, от которых зависят островитяне для выживания. Замечательные международные усилия «друзей» острова, в том числе многих яхтенных экипажей, которые поддерживали контакты с Тикопией на протяжении десятилетий, завершились строительством в 2006 году габионной плотины для герметизации.

Культурное значение

В книге Джареда Даймонда Коллапс Тикопия описывается как успешный пример решения проблем устойчивости, в отличие от Острова Пасхи.

Тикопия в СМИ

В 2009 году двойное каноэ, близкое к оригинальному дизайну традиционных каноэ Тикопии, было подарено острову, а также сестринскому острову Тикопии, Анюта, чтобы дать островам их собственное независимое море. транспорт. Это каноэ под названием «Лапита Тикопия» и его сестринский корабль «Лапита Анута» были построены на Филиппинах в 2008 году и отправились в Тикопию и Ануту за 5 месяцев плавания по древнему маршруту миграции народа лапита в Тихий океан. Это путешествие было названо «Путешествие Лапиты», с более информацией о путешествии здесь. Его первоначальная концепция (от James Wharram Designs) по передаче такого каноэ была впервые опубликована в 2005 году в проекте под названием «Путешествующее каноэ для Тикопии», чтобы собрать деньги для строительство каноэ. Проект снят и доступен на DVD.

В 2013 году норвежцы мать и отец привезли двоих детей и племянника в Тикопию и прожили там 6 месяцев. Съемочная группа пошла вместе, и детский сериал из 13 серий был снят о семейных переживаниях и пребывании, в первую очередь сосредоточив внимание на опыте маленькой дочери норвежской семьи Иви с местными детьми, местной школой, местным вождем Тафуа и его семьей. и др. Сериал был показан на NRK телеканале NRK Super.

В октябре 2018 года король острова Ти Намо впервые посетил западный мир, чтобы поделиться своими тревогами. об изменении климата на его острове. Он отправился в Гренобль во Франции, где представил свой документальный фильм «Nous Tikopia» перед национальным выпуском 7 ноября, и заявил прессе: «Раньше мы страдали от циклона каждые десять лет. Сегодня это происходит каждые два года.. "

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Дополнительная литература
  • Болдуин, Джеймс, через острова и океаны, особенно глава 8. Нетронутая Тикопия (Амазонка) Kindle Book)
  • Ферт, Раймонд (2004), We the Tikopia (переиздание), Лондон: Routledge, ISBN 978-0-415-33020-6, получено 18 ноября 2012 г. Впервые опубликовано в 1936 г. компанией George Allen Unwin Ltd. Это классическое исследование до сих пор используется в классах современной антропологии
  • Ферт, Раймонд, Работа богов в Тикопии, Мельбурн: Издательство Мельбурнского университета (1940, 1967)
  • Ферт, Раймонд, СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ТИКОПИИ. Повторное изучение полинезийского сообщества после поколения, Лондон: Аллен и Анвин. 1959, 360 страниц
  • Ферт, Раймонд (2006). Песни Тикопии: Поэтическое и музыкальное искусство полинезийского народа Соломоновых островов. Издательство Кембриджского университета
  • Кирч, Патрик Винтон ; К. Кристенсен (1981), неморские моллюски из археологических раскопок в Тикопии, юго-восток острова Соломон, S. Pacific Science 35: 75-88
  • Кирх, Патрик Винтон; Йен, Д.Э. (1982), Tikopia; Предыстория и экология полинезийского выброса, Гонолулу, Гавайи: Bishop Museum Press, ISBN 9780910240307
  • Кирх, Патрик Винтон (1983), керамика в стиле мангаази из Тикопии и Ваникоро и их значение для восточно-меланезийской предыстории, Бюллетень Индо-Тихоокеанской доисторической ассоциации 3: 67-76
  • Кирх, Патрик Винтон (1986), Тикопия: прослеживая предысторию полинезийской культуры, Археология 39 (2): 53-59
  • Кирх, Патрик Винтон (1986), Системы обмена и межостровные контакты в трансформации островного общества: Случай Тикопии, изд. П.В. Кирч, Островные общества: археологические подходы к эволюции и трансформации, стр. 33-41. Кембридж: Издательство Кембриджского университета
  • Кирч, Патрик Винтон; Д. Стедман и Д. С. Пахлаван (1990), Вымирание, биогеография и эксплуатация птиц человеком на Ануте и Тикопии, Соломоновы острова, Гонолулу, Гавайи: случайные документы из музея епископа 30: 118-153
  • Кирч, Патрик Винтон ( 1996), Повторное посещение социального пространства Tikopia, Дж. Дэвидсон, Дж. Ирвин, Ф. Лич, А. Паули и Д. Браун, ред., История океанической культуры: Очерки в честь Роджера Грина, стр. 257-274. Данидин: Специальная публикация Новозеландского журнала археологии
  • Макдональд, Джудит (1991). Женщины Тикопии (Диссертация). Диссертация (PhD - антропология) Оклендского университета.
  • Макдональд, Джудит (2000). «Глава 6, Тикопия и« что сказал Раймонд »» (PDF). Этнографические артефакты: вызовы рефлексивной антропологии. Гавайский университет Press: под редакцией С. Р. Яарсмы, Марты Рогатинский.
  • Макдональд, Джудит (2003). «Тикопия». Том 2, Энциклопедия пола и пола: мужчины и женщины в мировых культурах. Springer: под редакцией Кэрол Р. Эмбер, Мелвин Эмбер. С. 885–892. DOI : 10.1007 / 0-387-29907-6_92. ISBN 978-0-306-47770-6.
Последняя правка сделана 2021-06-11 12:04:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте