НАСА изображение Тикопия | |
Тикопия | |
География | |
---|---|
Местоположение | Тихий океан |
Координаты | 12 ° 17′47,3 ″ ю.ш. 168 ° 49′55,0 ″ в.д. / 12,296472 ° ю.ш. 168,831944 ° в.д. / -12.296472; 168.831944 Координаты : 12 ° 17'47,3 ″ ю.ш. 168 ° 49'55,0 ″ в.д. / 12,296472 ° ю.ш. 168,831944 ° в.д. / -12,296472; 168.831944 |
Архипелаг | Соломоновы Острова |
Площадь | 5 км (1,9 квадратных миль) |
Наивысшая отметка | 380 м (1250 футов) |
Самая высокая точка | Реани |
Администрация | |
Соломоновы Острова | |
Провинция | Темоту |
Демография | |
Этнические группы | Полинезийцы |
Тикопия - высокий остров на юго-западе Тихого океана. Он является частью Соломоновых островов Меланезии, но полинезийским в культурном отношении. Первые европейцы прибыли 22 апреля 1606 года в составе испанской экспедиции Педро Фернандес де Кейрос.
Остров площадью 5 квадратных километров (1,9 квадратных миль) является остатком потухшего вулкана. Его самая высокая точка, Mt. Реани достигает высоты 380 метров (1250 футов) над уровнем моря. Озеро Те Рото покрывает старый вулканический кратер глубиной 80 метров (260 футов).
Местоположение Тикопии относительно удалено. Иногда его группируют с островами Санта-Крус. В административном отношении Тикопия принадлежит провинции Темоту как самый южный из Соломоновых островов. Некоторые дискуссии о тикопском обществе включают его ближайшего соседа, еще более крошечный остров Анута.
Хотя он расположен в Меланезии, жители Тикопии полинезийцы в культурном отношении. Их язык, тикопский, является членом самойской ветви полинезийских языков. Лингвистический анализ показывает, что Тикопия была колонизирована полинезийцами-мореплавателями, в основном с островов Эллис (Тувалу ).
Временные рамки миграции точно не определены, но предполагается, что это время между 10-м и серединой 13-го века. Прибытие путешественников в Ануту могло произойти позже. Полинезийцы расселились по типу поселения с Тонга и других островов в центральной и юго-восточной части Тихого океана. Во времена, предшествовавшие европейским контактам, между островами были частые плавания на каноэ, поскольку признано, что полинезийские навыки мореплавания позволяли совершать преднамеренные путешествия на парусных каноэ с двойным корпусом или каноэ с выносными опорами. Путешественники перебрались на атоллы Тувалу как ступеньку к миграции в полинезийские отдаленные сообщества в Меланезии и Микронезии.
В тикопской мифологии Атуа Фафине и Атуа Я Раропука - боги-творцы, а Атуа I Кафика - верховный бог неба.
Население Тикопии составляет около 1200 человек, оно распределено между более чем 20 деревнями, в основном вдоль побережья. Самая большая деревня - Матауту на западном побережье (не путать с Мата-Уту, столицей Уоллис и Футуна ). Исторически на крошечном острове проживало около тысячи человек с высокой плотностью населения. Строгий общественный контроль над воспроизводством предотвратил дальнейший рост.
Тикопианцы практикуют интенсивную систему земледелия (которую сравнивают с пермакультурой ), в принципе аналогичной лесному садоводству и сады нагорья Новой Гвинеи. Их методы ведения сельского хозяйства сильно и сознательно привязаны к плотности населения. Например, около 1600 года люди согласились зарезать всех свиней на острове и заменить рыбную ловлю, потому что свиньи ели слишком много еды, которую могли съесть люди. Тикопианцы разработали ритуалы и образные конструкции, связанные с их рыболовными практиками.
В отличие от быстро вестернизирующегося общества большей части остальной провинции Темоту, общество Тикопии мало изменилось с древних времен. Его люди очень гордятся своими обычаями и считают, что они твердо придерживаются своих полинезийских традиций, в то время как они считают, что меланезийцы вокруг них потеряли большую часть своих. Остров контролируется четырьмя вождями (арики) Кафика, Тафуа, Таумако и Фангарере, причем Кафика признан первым среди равных.
. Тикопианцы имеют высокоразвитую культуру с сильным полинезийским влиянием, включая сложную социальную структуру.
Новая Зеландия антропологом Раймондом Фёртом, жившим на Тикопии в 1928 и 1929 годах, подробно описали его социальную жизнь. Он показал, как общество географически разделено на две зоны и организовано в четыре клана, возглавляемых вождями кланов. В основе общественной жизни лежал te paito - дом, унаследованный от предков мужского пола (по отцовской линии ), которые были похоронены внутри него. Отношения с семейной группой матери (матрилатеральные отношения) также были очень важны. Отношения между братом матери и его племянником имели сакральное измерение: дядя наблюдал за тем, как племянник проходит по жизни, в частности, совершая его обряды мужского достоинства. Сложные экономические и ритуальные связи между домами паито и почтение к вождям внутри клановой организации были ключевыми аспектами островной жизни.
Раймонд Ферт, проводивший аспирантуру по антропологии под руководством Бронислава Малиновского в 1924 году, размышляет о способах контроля над населением, включая целибат, войны (включая изгнание), детоубийство и морские путешествия (унесшие жизни многих молодых людей). Книга Ферта «Ритуал и вера в Тикопии» (1967, Лондон, Джордж Аллен и Анвин) остается важным источником для изучения культуры Тикопии.
Англиканская Меланезийская миссия впервые вступила в контакт с Тикопией в 1858 году. Учителю миссии не разрешалось селиться на острове до 1907 года. Принятие христианства всего населения не наблюдалось до 1950-х годов. Тикопия является частью англиканской церкви Меланезии.
Введение христианства привело к запрету традиционных методов ограничения рождаемости, что привело к увеличению численности населения на 50%: с 1200 в 1920 году до 1800 в 1950 году. в результате миграции населения в другие места на Соломоновых островах, в том числе в поселение Нукукаиси в Макира.
На Тикопии в 1964 году исследователи обнаружили артефакты от кораблекрушения экспедиции Жан-Франсуа де Галауп, граф де Лаперуз.
Циклон Зои в декабре 2002 года опустошил растительность и человеческие поселения в Тикопии. Несмотря на обширные разрушения, случаев смерти не поступало, поскольку островитяне следовали своим традициям и укрывались в пещерах на возвышенности. Узкий берег, отделяющий пресноводную лагуну от моря, был прорван штормом, что привело к продолжающемуся загрязнению лагуны и угрозе гибели саго пальм, от которых зависят островитяне для выживания. Замечательные международные усилия «друзей» острова, в том числе многих яхтенных экипажей, которые поддерживали контакты с Тикопией на протяжении десятилетий, завершились строительством в 2006 году габионной плотины для герметизации.
В книге Джареда Даймонда Коллапс Тикопия описывается как успешный пример решения проблем устойчивости, в отличие от Острова Пасхи.
В 2009 году двойное каноэ, близкое к оригинальному дизайну традиционных каноэ Тикопии, было подарено острову, а также сестринскому острову Тикопии, Анюта, чтобы дать островам их собственное независимое море. транспорт. Это каноэ под названием «Лапита Тикопия» и его сестринский корабль «Лапита Анута» были построены на Филиппинах в 2008 году и отправились в Тикопию и Ануту за 5 месяцев плавания по древнему маршруту миграции народа лапита в Тихий океан. Это путешествие было названо «Путешествие Лапиты», с более информацией о путешествии здесь. Его первоначальная концепция (от James Wharram Designs) по передаче такого каноэ была впервые опубликована в 2005 году в проекте под названием «Путешествующее каноэ для Тикопии», чтобы собрать деньги для строительство каноэ. Проект снят и доступен на DVD.
В 2013 году норвежцы мать и отец привезли двоих детей и племянника в Тикопию и прожили там 6 месяцев. Съемочная группа пошла вместе, и детский сериал из 13 серий был снят о семейных переживаниях и пребывании, в первую очередь сосредоточив внимание на опыте маленькой дочери норвежской семьи Иви с местными детьми, местной школой, местным вождем Тафуа и его семьей. и др. Сериал был показан на NRK телеканале NRK Super.
В октябре 2018 года король острова Ти Намо впервые посетил западный мир, чтобы поделиться своими тревогами. об изменении климата на его острове. Он отправился в Гренобль во Франции, где представил свой документальный фильм «Nous Tikopia» перед национальным выпуском 7 ноября, и заявил прессе: «Раньше мы страдали от циклона каждые десять лет. Сегодня это происходит каждые два года.. "