Жан-Франсуа де Галауп, граф де Лаперуз

редактировать

Жан-Франсуа де Галап, граф де Лаперуз
Jean-François de Galaup de La Pérouse jeune.jpg Портрет лейтенанта Лаперуса 1778 года с Орден Святого Луи. Картина Женевьевы Броссар де Больё.
Родилась23 августа 1741 года. около Альби, Франция
Умер1788? (возраст около 47 лет). Не подтверждено Ваникоро, Соломоновы Острова
ПриверженностьКоролевство Франция
Служба / филиалФранцузский флот (La Royale )
Годы службы1756–1788
РангКоммодор
Команды удерживаются
Битвы / войны
НаградыШевалье де Сен-Луи

Жан Франсуа де Галап, граф де Лаперуз (французский: ; вариант написания его имени граф де Ла Перуз; 23 августа 1741 - 1788?) Был французским военно-морским офицером и исследователем чья экспедиция исчезла в Океании.

Содержание
  • 1 Начало карьеры
  • 2 Научная экспедиция вокруг света
    • 2.1 Задачи
    • 2.2 Подготовка
      • 2.2.1 Экипаж
    • 2.3 Чили и Гавайи
    • 2,4 Аляска
    • 2,5 Калифорния
    • 2,6 Восточная Азия
    • 2,7 Япония и Россия
    • 2,8 Южно-Тихоокеанский регион
    • 2,9 Австралия
  • 3 Эпилог
    • 3.1 Миссия по спасению д'Энтрекасто
    • 3.2 Открытие экспедиции
      • 3.2.1 Экспедиция 1826 года
      • 3.2.2 Экспедиция 2005 года
      • 3.2.3 Экспедиция 2008 года
  • 4 Судьба
  • 5 Наследие
    • 5.1 Места, названные в честь Лаперуза
    • 5.2 Корабли, названные в честь Лаперуза
    • 5.3 Лаперуз в литературе и кино
  • 6 Примечания, цитаты и ссылки
Начало карьеры
Лаперуз победно возглавил фрегат Astrée в морское сражение при Луисбурге, 21 июля 1781 года, Огюст-Луи де Россель де Серси.

Жан-Франсуа де Галауп родился около Альби, Франция. Он происходит из альбигойской семьи, дворянство которой восходит к 1558 году.

Лаперуз учился в иезуитском колледже и вступил в военно-морской флот как гвардейский морской пехотинец в <145.>Брест 19 ноября 1756 г. В 1757 г. он был назначен и участвовал в экспедиции снабжения форта Луисбург в Новой Франции. Лаперуз также принял участие во второй экспедиции снабжения в 1758 году в Луисбург, но, поскольку это было в первые годы Семилетней войны, форт находился в осаде, и экспедиция была был вынужден сделать окольный путь вокруг Ньюфаундленда, чтобы избежать британских патрулей.

В 1759 году Лаперуз был ранен в битве при Киберон-Бэй, где он служил на борту Грозного. Он был схвачен и ненадолго заключен в тюрьму, прежде чем был условно освобожден обратно во Францию; формально его обменяли в декабре 1760 года. Он участвовал в попытке французов в 1762 году получить контроль над Ньюфаундлендом, сбежав с флотом, когда британцы прибыли с силой, чтобы изгнать их.

С началом англо-французской войны в 1778 году Лаперузу был отдан командование 32-пушечным фрегатом Amazone. 7 октября 1779 г. он захватил 20-пушечный HMS Ariel. Лаперуз был произведен в капитаны 4 апреля 1780 года и входил в состав Expédition specialulière под командованием адмирала Терне, вышедшего из Бреста 2 мая 1780 года. С октября по ноябрь 1780 года Amazone отплыла из Род-Айленд в Лорьян, а оттуда в Карибское море.

Лаперуз затем перешел в Астре. Летом 1781 года ему предложили командовать 50-пушечным Sagittaire, но, поскольку его команда была больна цингой, он попросил разрешения сохранить командование Астре и был назначен руководить дивизией фрегатов вместе с Гермионой под командованием Латуш-Тревиль.

Лаперуз сопровождал конвой в Вест-Индию в декабре 1781 года, участвовал в атаке на Сент-Китс в феврале 1782 года, а затем сражался в поражении в битве при святых против эскадры адмирала Родни. В августе 1782 года он сделал себе имя (Форт Принца Уэльского и Форт Йорк) на побережье Гудзонова залива, но позволил выжившим, включая губернатора Сэмюэля Херна форта принца Уэльского, отплыть в Англию в обмен на обещание освободить французских пленных, содержащихся в Англии. В следующем году его семья наконец согласилась на его брак с Луизой-Элеонор Бруду, молодой креолкой скромного происхождения, с которой он познакомился на Иль-де-Франс (ныне Маврикий ) восемью годами ранее.

Научная экспедиция вокруг света
Людовик XVI 29 июня 1785 г. давал Лаперузу свои инструкции Николя-Андре Монсьо (1817 г.)). (Версальский дворец )

Цели

Лаперуз был назначен в 1785 году Людовиком XVI и государственным секретарем военно-морского флота, Маркиз де Кастри, возглавивший кругосветную экспедицию. В то время многие страны инициировали научные исследования.

Людовик XVI и его двор были стимулированы предложение от торговца-авантюриста голландского происхождения Уильяма Болтса, который ранее безуспешно пытался заинтересовать зятя Людовика, императора Священной Римской империи Джозеф II (брат королевы Мария-Антуанетта ), в том же путешествии. Французский суд принял концепцию (но не ее автора, Болтса), что привело к отправке экспедиции Лаперуза. Шарль Пьер Кларе де Флериё, директор Порты и Арсеналы, как указано в проекте меморандума об экспедиции, который он представил Людовику XVI: «полезность, которую может принести путешествие с открытием... сделала меня восприимчивым к взгляды, высказанные мне г-ном Болтсом относительно этого предприятия ". Но Флерье объяснил королю: «Однако я вовсе не предлагаю план этого плавания в том виде, в каком он был задуман мистером Болтсом».

Целью экспедиции было завершение Тихого океана открытия Джеймса Кука (которым очень восхищался Лаперуз), исправленные и полные карты местности, установление торговых контактов, открытие новых морских путей и обогащение французской науки и научных коллекций. Его корабли были L'Astrolabe (под Fleuriot de Langle ) и La Boussole, оба по 500 тонн. Это были складские суда, реклассифицированные по этому случаю как фрегаты. Их цели были географическими, научными, этнологическими, экономическими (поиск возможностей для китобойного промысла или торговли мехом) и политическими (возможное создание французских баз или колониальное сотрудничество со своими испанскими союзниками на Филиппинах ). Им предстояло исследовать северную и южную части Тихого океана, включая побережье Дальнего Востока и Австралии, и отправить отчеты через существующие европейские форпосты в Тихом океане.

Бюст Жан-Франсуа де Галауп, граф де Лаперуз, скульптурная мастерская Брестского арсенала. Экспонируется в Брестском военно-морском музее

Подготовка

Еще в марте 1785 года Лаперуз предложил Полю Моннерону, который был выбран главным инженером экспедиции, отправиться в Лондон. узнать о мерах по борьбе с цингой, рекомендованных Куком, и предметах обмена, используемых Куком в его отношениях с коренными народами, а также купить научные инструменты английского производства.

Самый известный персонаж из миссий Кука, Джозеф Бэнкс, вмешался в Королевское Общество, чтобы получить для Моннерона два наклонных компаса, которые принадлежали Куку. Обладая списком, составленным Шарлем Пьером Кларе де Флери, Моннерон также купил научные инструменты у некоторых из крупнейших английских фирм, в частности, Рамсдена. Он даже превзошел директивы Флери, приобретя два секстанта нового типа.

Экипаж

Жан-Франсуа де Галауп, граф де Лаперуз, литография около 1835 года, Антуан Морин, Государственная библиотека Нового Южного Уэльса

Лаперуза очень любили его люди. В его команду из 114 человек входили десять ученых: Жозеф Лепот Дагле (1751–1788), астроном и математик, Роберт де Ламанон, геолог; Ла Мартиньер, ботаник; физик; три натуралиста; и три иллюстратора: Гаспар Дюш де Ванси, а также дядя и племянник по имени Прево. Другим из ученых был Жан-Андре Монжес. Даже оба капеллана имели научное образование.

Одним из мужчин, подавших заявку на рейс, был 16-летний корсиканец по имени Наполеон Бонапарт. Бонапарт, в то время младший лейтенант парижской военной академии, составил предварительный список, но в конечном итоге он не был выбран для списка путешествий и остался во Франции. В то время Бонапарт был заинтересован в службе на флоте, а не в армии, из-за его знаний в математике и артиллерии, которые ценили навыки владения военными кораблями.

Копируя методы работы ученых Кука, ученые в этом путешествии основывали свои вычисления долготы на точности хронометров и расстоянии между луной и солнцем, следуя которому по теодолитовой триангуляции или пеленгам, взятым с корабля, таким же, как те, что были сделаны Куком для создания своих карт островов Тихого океана. Что касается географии, Лаперуз убедительно показал строгость и безопасность методов, проверенных Куком. Из его путешествия стало очевидным решение проблемы долготы, а картографирование приобрело научную точность. Препятствуя (как и Куку) непрекращающийся туман, окутывающий северо-западное побережье Америки, он не преуспел в создании полных карт, хотя ему удалось заполнить некоторые пробелы.

Чили и Гавайи

Остров Пасхи в 1786 году

Лаперуз и его 220 человек покинули Брест 1 августа 1785 года, округлив мыс Горн, исследовал испанское колониальное правительство в Генерал-капитанство Чили. Он прибыл 9 апреля 1786 года на остров Пасхи Затем он отплыл на Сандвичевы острова, современные Гавайские острова, где он стал первым европейцем, ступившим на остров Мауи.

Аляска

залив Литуйя на Аляске, июль 1786 г.

Лаперуз отплыл на Аляску, где он приземлился около горы Сент-Элиас в в конце июня 1786 г. и исследовал окрестности. 13 июля 1786 года баржа и два баркаса, на борту которых находился 21 человек, были потеряны в сильном течении залива, названного Лаперузом Порт-де-Франсэ, но теперь известного как залив Литуйя. Мужчины посетили племя тлинкитов. (Эта встреча была кратко драматизирована в эпизоде ​​13 Карла Сагана Космос: личное путешествие.) Затем он направился на юг, исследуя северо-западное побережье, включая внешние острова настоящего -день Британская Колумбия

Путешествие Лаперуза

Калифорния

Лаперуз плыл с 10 по 30 августа на юг до испанской провинции Лас-Калифорниас, ныне Калифорния. Сообщается, что он наблюдал единственное историческое извержение горы Шаста 7 сентября 1786 года, хотя сейчас это сообщение опровергнуто. Он останавливался в Президио Сан-Франциско достаточно долго, чтобы создать контурную карту Район залива, План дю Порт де Сен-Франсуа, situé sur la côte de la Californie septentrionale («Карта порта Сан-Франциско, расположенного на побережье Северной Калифорнии»), которая была воспроизведена как Карта 33 в книге Л. Обера 1797 г. Атлас путешествия Ла-Перуз. Он прибыл в залив Монтерей и в Президио Монтерея 14 сентября 1786 года. Он обследовал испанские поселения, ранчо и миссии. Он сделал критические замечания по поводу миссионерского отношения к коренным народам Калифорнии с индейскими редукциями во время миссий францисканцев. Ла Перуз сравнил условия на миссии с плантацией рабов. Франция и Испания в это время находились в дружеских отношениях. Лаперуз был первым не испанским посетителем в Калифорнии с Дрейка в 1579 году, и первым, кто приехал в Калифорнию после основания испанских миссий и президиосов (военных форты).

Восточная Азия

Лаперуз снова пересек Тихий океан через 100 дней, прибыв в Макао, где он продал меха, приобретенные в Аляска, разделив прибыль между своими людьми. В следующем году, 9 апреля 1787 года, после визита в Манилу он отправился к побережьям северо-восточной Азии. Он видел остров Квелпарт на Корейском полуострове (современный Чеджу в Южной Корее ), который европейцы посещали только однажды, когда группа голландцев потерпела кораблекрушение там в 1635 году. Он посетил материковые побережья Азии Кореи.

Японии и России

Карта открытий Лаперуза в Японском море и море Охотск

Лаперуз затем отплыл на север в Северо-Восточную Азию и на остров Оку-Есо, ныне остров Сахалин, Россия. народ айнов, жители острова Оку-Есо, нарисовали ему карту, на которой было показано: их второе владение остров Йезо, современный остров Хоккайдо, Япония. ; и побережья Татарии, Россия на материковой части Азии. Лаперуз хотел плыть на север через узкий Татарский пролив между островом Оку-Есо и материковой Азией, но потерпел неудачу. Вместо этого он повернул на юг, а затем поплыл на запад через пролив Ла-Перуз, между островом Оку-Есо (Сахалин) и Йезо (Хоккайдо), где он встретил больше айнов в их третьем владении Курильских островов. Острова, и исследованы.

Лаперуз затем отплыл на север и 7 сентября 1787 года достиг Петропавловска на российском полуострове Камчатка. Здесь они отдыхали после поездки и наслаждались гостеприимством Русские и камчатцы. В письмах, полученных из Парижа, Лаперузу было приказано исследовать поселение, которое британцы основали в Новом Южном Уэльсе, Австралия. Бартелеми де Лессепс, вице-консул Франции в Кронштадте, Россия, который присоединился к экспедиции в качестве переводчика, высадился в Петропавловске, чтобы принести журналы, карты и письма экспедиции Франция, куда он прибыл после годичного эпического путешествия по Сибири и России.

южной части Тихого океана

Лаперуз затем остановился на островах Навигатор. (Самоа ), 6 декабря 1787 года. Незадолго до его отъезда самоанцы напали на группу его людей, убив двенадцать, среди которых были Ламанон и де Лангле, командир L ' Астролябия. Ранены двадцать человек. Экспедиция направилась на Тонга для пополнения запасов и помощи, а затем обнаружила Иль-Плистар и остров Норфолк.

Австралия

Последнее письмо Лаперуза, полученное во Франции.. Документ был доставлен в Европу из Нового Южного Уэльса в 1788 году на британском корабле Александр, который был частью «Первого флота ". День взятия Бастилии 2013 года, отмечаемый в Памятник Лаперуза, Лаперуза, Музей друзей Лаперуза, в форме 18 века.

Экспедиция продолжилась в Австралию, прибыв из Ботанического залива 24 января 1788 г. Там Лаперуз встретил британский конвой (известный позже как «Первый флот ») во главе с капитаном Артуром Филлипом RN, который должен был создать исправительную колонию. из Новый Южный Уэльс. Хотя предполагалось, что колония будет расположена в Ботани-Бей, Филип быстро решил, что это место не подходит, и вместо этого колония будет основана в Сиднее Бухта в Порт-Джексон. Сильный ветер, помешавший кораблям Лаперуза войти в залив Ботани, задержал перемещение до 26 января (позже отмеченного как День Австралии ).

Французы были приняты вежливо и провели шесть недель в британской колонии (их последний зарегистрированный выход на берег). Хотя Лаперуз и Филипп не встретились, французские и британские офицеры официально посетили друг друга по крайней мере 11 раз и предложили друг другу помощь и припасы. Старшим французским офицером, который посетил Сиднейскую бухту и ожидал губернатора Филиппа, был Роберт Саттон де Клонар, капитан «Астролябии», который доставил ему депеши для пересылки французскому послу в Лондоне на возвращающемся транспорте Александра. Клонар был ирландец (из Уэксфорда) на французской службе, «уважаемый за храбрость и любимый за человечность». После того, как де Лангл был убит во время визита экспедиции на Тутуилу, он сменил его на посту командира Астролябии. Во время своего пребывания французы основали обсерваторию и сад, проводили мессы и проводили геологические наблюдения. Лаперуз также воспользовался возможностью, чтобы отправить журналы, схемы и письма обратно в Европу на британском торговом корабле Alexander. Капеллан из Л'Астролябия, отец Луи Ресевер, так и не оправился от травм, полученных им в столкновении с коренными народами на Самоанских островах, и скончался в Ботани-Бей 17 февраля; Receveur был похоронен на берегу в Frenchman's Cove.

10 марта, набрав достаточно древесины и пресной воды, французская экспедиция покинула Новый Южный Уэльс и направилась в Новую Каледонию, Санта Круз, Соломоновы острова, Луизиады, а также западное и южное побережья Австралии. В то время как Лаперуз сообщил в письме из Порт-Джексона, что он рассчитывает вернуться во Францию ​​к июню 1789 года, европейцы больше не видели ни его, ни других членов его экспедиции.

Людовик XVI, как записано, спросил утром в день казни в январе 1793 года: «Есть ли новости о Лаперузе?».

Документы, переданные во Францию ​​из экспедиции Лаперуза, были опубликовано в Париже в 1797 году под названием Voyage de La Pérouse autour du monde («Путешествие Ла-Перуза вокруг света»). В 1825 году другой французский морской офицер, капитан Гиацинт де Бугенвиль, основал памятник Лаперузу в заливе Френчменс, недалеко от могилы Ресевера. Позже бухта стала частью пригорода Лаперуза. Годовщина смерти Речевера, День Лаперуза (в разные дни в феврале / марте) и День взятия Бастилии (14 июля) уже давно отмечаются у памятника (вместе с Бугенвилем).

Эпилог

Спасательная миссия д'Энтрекасто

25 сентября 1791 года контр-адмирал Бруни д'Энтрекасто покинул Брест на поиски Лаперуза. Его экспедиция следовала предложенному Лаперузом пути через острова к северо-западу от Австралии, в то же время делая научные и географические открытия. Экспедиция состояла из двух кораблей: Recherche и Espérance.

. В мае 1793 года Энтрекасто заметил Санта-Крус, ныне часть Соломоновых островов, и еще один, неизведанный остров к юго-востоку; этот остров был Ваникоро. Французы не подошли к Ваникоро, а только записали его на свои карты, прежде чем отправиться дальше исследовать Соломоновы острова. Два месяца спустя Энтрекасто умер. Ботаник Жак Лабийярдиер, прикомандированный к экспедиции, в конце концов вернулся во Францию ​​и опубликовал свой отчет Relation du voyage à la recherche de La Pérouse в 1800 году.

Во время Французской революции франко-британские отношения ухудшились, и во Франции распространились необоснованные слухи, обвинявшие британцев в трагедии, произошедшей в окрестностях новой колонии. Прежде чем загадка была раскрыта, французское правительство опубликовало записи о путешествии до Камчатки: Voyage de La Pérouse autour du monde, 1–4 (Париж, 1797 г.). Эти тома до сих пор используются для картографической и научной информации о Тихом океане. Три перевода на английский язык были опубликованы в 1798–99.

Открытие экспедиции

Посмертный бюст Лаперуза в 1828 году, автор Франсуа Руд.

Экспедиция 1826 г.

Это не было до 1826 года ирландский морской капитан Питер Диллон не нашел достаточно доказательств, чтобы собрать воедино события трагедии. В Тикопии (один из островов Санта-Крус) он купил несколько мечей, которые, как он имел основания полагать, принадлежали Лаперузу или его офицерам. Он наведал справки и обнаружил, что они пришли из близлежащего Ваникоро, где несколько лет назад разбились два больших корабля. Диллону удалось получить корабль в Бенгалии и отплыть к коралловому атоллу Ваникоро, где он нашел пушечные ядра, якоря и другие свидетельства остатков кораблей в воде между коралловыми рифами. Тикопин по имени Пу. Ратия показал Диллону и его команде направление отплыть в Ваникоро. Он также был на борту с европейцем по имени Бушат, который жил в Тикопии перед третьей поездкой Диллона в Тикопию.

Он привез несколько из этих артефактов обратно в Европу, как и Дюмон д'Юрвиль в 1828 году. Лессепс, единственный оставшийся в то время член первоначальной экспедиции, идентифицировал их как всех принадлежащий Астролябии. На основании информации, которую жители Ваникоро предоставили Диллону, можно было сделать грубую реконструкцию катастрофы, поразившей Лаперуза. Реконструкция Диллона была позже подтверждена открытием и последующим исследованием в 1964 году того, что, как предполагалось, было кораблекрушением Бусоля.

Экспедиция 2005 года

В мае 2005 года кораблекрушение, исследованное в 1964 году, было формально идентифицирован как Буссоль. Экспедиция 2005 года села на борт Jacques Cartier, корабля ВМС Франции. Корабль поддерживал многопрофильную научную группу, собранную для расследования «Тайны Лаперуза». Миссия получила название «Операция Ваникоро - Sur les traces des épaves de Lapérouse 2005» (Операция Vanikoro - отслеживание затонувших кораблей Лаперуса, 2005 г.).

Экспедиция 2008 г.

Еще одна аналогичная миссия была проведена в 2008 г.

Экспедиция 2008 г. продемонстрировала приверженность Франции и Новой Каледонской ассоциации Salomon дальнейшему поиску. отвечает о загадочной судьбе Лаперуза. Он получил патронат президента Французской Республики, а также поддержку и сотрудничество Министерства обороны Франции, Министерства высшего образования и науки и Министерства культуры и коммуникаций.

Подготовка к этой восьмой экспедиции, отправленной в Ваникоро, заняла 24 месяца. Он объединил больше технологических ресурсов, чем раньше, и задействовал два корабля, 52 члена экипажа и почти 30 ученых и исследователей. 16 сентября 2008 года два корабля ВМС Франции вышли в Ваникоро из Нумеа (Новая Каледония ) и прибыли 15 октября, воссоздав таким образом часть последнего рейса открытия, предпринятого чем 200 лет назад Лаперузом.

Судьба

Оба корабля потерпели крушение у рифов Ваникоро, сначала в Буссоле. Астролябия была выгружена и разобрана. Группа мужчин, вероятно, выжившие в Буссоле, была убита местными жителями. По словам островитян, некоторые оставшиеся в живых моряки построили двухмачтовое судно из обломков Астролябии и ушли в западном направлении примерно девять месяцев спустя; но что с ними случилось, неизвестно. Кроме того, два человека, один «вождь», а другой его слуга, остались, но покинули Ваникоро за несколько лет до прибытия Диллона.

Свен Уолроос в своей книге 1989 года «Мятеж и романтика в мире» Южных морей, предполагает, что в 1791 году был упущен шанс спасти одного или нескольких выживших.

В ноябре 1790 года капитан Эдвард Эдвардс - командовал HMS Pandora - отплыл из Англии с приказом прочесать Тихий океан в поисках мятежников HMS Bounty. В марте следующего года Пандора прибыла на Таити и подобрала 14 человек Баунти, которые остались на этом острове. Хотя некоторые из 14 не присоединились к мятежу, все они были заключены в тюрьму и закованы в тесную «клетку», построенную на палубе, которую мужчины мрачно прозвали «Ящиком Пандоры». Затем Пандора покинула Таити в поисках Баунти и лидера мятежа, Флетчера Кристиана.

Поиски оставшихся мятежников капитаном Эдвардсом в конечном итоге оказались безрезультатными. Однако, проезжая 13 августа 1791 года над Ваникоро, он заметил дымовые сигналы, поднимающиеся с острова. Эдвардс, целеустремленно ищущий Баунти и убежденный, что мятежники, опасающиеся открытия, не будут сообщать о своем местонахождении, проигнорировал дымовые сигналы и продолжил путь.

Уолроос утверждает, что дымовые сигналы почти наверняка были сообщением о бедствии, отправленным выжившими в экспедиции Лаперуза, которые, как позже выяснилось, были еще живы на Ваникоро в то время - через три года после того, как Бусоль и Астролябия затонули. Уолрус «практически уверен», что капитан Эдвардс, которого он характеризует как одного из самых «безжалостных», «бесчеловечных», «бездушных» и «некомпетентных» морских капитанов, упустил свой шанс стать «одним из героев морской истории». разгадывая тайну пропавшей экспедиции Лаперуза.

Наследие
Мемориал Лаперузу на Ваникоро Мемориал Лаперузу в Петропавловске-Камчатском, Камчатка

Места назван в честь Лаперуза

Места, позже названные в честь Лаперуза, включают:

Корабли назван в честь Лаперуза

Лаперуз в литературе и кино

Судьба Лаперуза, его кораблей и его людей является предметом главы в Двадцать тысяч лье под водой автора Жюль Верн. Лаперуз также упоминается в эпизоде ​​«Поиски» сериала Northern Exposure, где персонаж Джоэл (Роб Морроу ) находит старую карту французского исследователя, которая приведет к легендарному " украшенный драгоценностями город Севера »(Нью-Йорк ).

Роман« Обвал берега ») подробно исследует экспедицию Лаперуза.

Генри Дэвид Торо упоминает его (как Лаперуза) в своей книге Уолден. В первой главе «Экономика», когда он пишет о том, как необходимо развивать привычки бизнесмена в любом деле, Торо описывает эти привычки в очень длинном списке, включая

... результатов всех исследовательских экспедиций с использованием новых проходов и всех улучшений в навигации; - карты, которые необходимо изучить, положение рифов, новых огней и буев, которые необходимо установить, и когда-либо и когда-либо исправлять логарифмические таблицы для по ошибке какого-то вычислителя судно часто разбивается о скалу, которая должна была достигнуть дружественного пирса. вот нерассказанная судьба Лаперуза.
Заметки, цитаты и ссылки

Заметки

Цитаты

Библиография

Внешние ссылки СМИ, связанные с Жаном-Франсуа де Ла Перузом в архиве

Archives

Последняя правка сделана 2021-05-24 04:27:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте