Пиниси, искусство судостроения в Южном Сулавеси | |
---|---|
Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО | |
Лодки Пиниси в порту Паотере в Макассаре, 1994 | |
Страна | Индонезия |
Ссылка | 1197 |
Регион | Азиатско-Тихоокеанский регион |
История надписей | |
Надпись | 2017 (12-я сессия) |
Список | Представитель |
Буквально слово pinisi относится к типу такелажа (конфигурации мачт, парусов и канатов («строп»)) индонезийского парусные суда. Пиниси несет от семи до восьми парусов на двух мачтах, расположенных как багор - кеч с так называемыми «стоячими баграми» - то есть, в отличие от большинства западных кораблей, использующих такую оснастку, два основных паруса не открываются. поднимая лонжероны, к которым они прикреплены, но паруса «вытягиваются», как занавески, вдоль багров, которые закреплены вокруг центра мачт.
Как и в случае со многими парусными судами Индонезии, слово «пиниси», таким образом, обозначает только тип оснастки и не описывает форму корпуса судна, использующего такие паруса.
Корабли, оснащенные пиниси, в основном строились говорящим на языке конджо народом Ара, деревня в районе Бонтобахари, округ Булукумба, Южный Сулавеси, и широко использовались бугинцами. и макасарские моряки в качестве грузового судна. В годы, предшествовавшие окончательному исчезновению ветроэнергетического транспорта в ходе моторизации традиционного торгового флота Индонезии в 1970-80-х годах, суда, использующие буровую установку пиниси, были крупнейшими индонезийскими парусными судами.
Сегодня слово «пиниси», часто без разбора, используется для обозначения большинства типов деревянных кораблей Индонезии. Популярное написание «финиси» было попыткой имитировать индонезийское произношение слова / pi: nisi /, которое впервые использовалось для названия Phinisi Nusantara, традиционного моторизованного судна с такой оснасткой, которое в 1986 году отправилось из Индонезии в Экспо 86 в Ванкувере, Канада.
Будучи самым известным индонезийским парусным судном, «пиниси» стало слоганом для внесенной в 2017 году записи «« Искусство судостроения в Южном Сулавеси » » в Репрезентативный список ЮНЕСКО Нематериальное культурное наследие человечества.
Самое раннее упоминание, в Как иностранные, так и местные источники, термин «пиниси», который явно относится к типу парусного судна из Сулавеси, встречается в статье 1917 года в голландском периодическом издании Coloniale Studiën: «... небольшая шхуна, оснащенная европейским оборудованием». Действительно, записи об использовании продольных буровых установок европейского типа на кораблях коренных народов Малайского архипелага начинаются только в первой половине XIX века, и только в начале XX века значительное количество лодок из Сулавеси было оборудовано такие паруса. До середины 20 века моряки Сулавеси сами называли свои корабли термином palari, тип корпуса, наиболее подходящий для движущих сил буровой установки pinisi.
ряд местных традиций, заявляющих о гораздо более раннем происхождении как слова «пиниси», так и типа названного таким образом корабля, многие из которых, однако, можно проследить только до последних двух-трех десятилетий. Корабли Ара и Лемо-Лемо, второго центра судостроения в регионе, связывают свое мастерство в области военно-морской архитектуры (и, в зависимости от источника, создания первого пиниси) с Саверигэдингом, одним из главных героев эпоса о Бугисе Сурек Галиго : Чтобы избежать кровосмесительных отношений, которые возникнут, когда он влюбится в свою сестру-близнеца, Саверигадингу дается волшебно построенный корабль, чтобы плыть к месту, где, как говорят, обитает девушка, похожая на нее; когда он нарушает свое обещание никогда не возвращаться, судно тонет; его киль, рамы, доски и мачты, смытые на берегах трех деревень, были собраны местными жителями, которые, таким образом, научились строить и управлять кораблями. Примечательно, что в настоящем эпосе Саверигэйдинг возвращается на свою родину, чтобы вместе со своей недавно обретенной женой в конечном итоге стать правителем подземного мира, и что термин «пиниси» не встречается ни в одной из доступных рукописей. рассказа. Очевидно, что «миф поддерживает народ Бонтобахари в их зависимости от судостроения как образа жизни, [...] оправдывает их монополию» на строительство таких судов.
С 1970-х гг. Было предложено множество других объяснений происхождения слова «пиниси». К ним относится, например, правитель макасанского государства Таллока, И Маниингаранг Д.Г. Маккило, назвавший так одну из своих лодок, предположительно объединив два слова «пикуру» (что означает «хороший пример») и « биниси »(вид маленькой, подвижной и крепкой рыбы, плавающей на поверхности воды и не подверженной течениям и волнам). Другая версия гласит, что название pinisi происходит от слова panisi (слово Bugis, означает вставка) или mappanisi (вставка), которое относится к процессу уплотнения. Утверждают даже, что это слово произошло от названия итальянского города Венеция, где моряки из деревни Бира торговали специями и видели суда с кечем; или где были «изобретены» буровые установки для шхуны, что дало название сулавесской версии. Ни одно из этих утверждений не подтверждается достоверными источниками из первых рук.
Возможный анекдот о происхождении как названия, так и типа корабля основан на отчете Р.С. Росс, в то время хозяин парохода Британской Ост-Индской компании «Флегетон», который во время своего визита в Куала-Теренггану, Малайзия в 1846 году, увидел шхуну, построенную на месте «некоторыми туземцами, [которые] узнали искусство кораблестроения в Сингапуре, и [им] помогали китайские плотники », что, как предполагают, стало архетипом теренггану пераху пинас или пинис. Малайские традиции утверждают, что эта шхуна была построена от имени Багинды Омар, султана Теренггану (годы правления 1839-1876 гг.), Возможно, либо под руководством, либо при значительной помощи немца или француза. пляжный гребец, который «достиг Теренггану через Малакку и Сингапур в поисках« опиума с достоинством », чтобы стать архетипом« малайской шхуны »: The Terengganu pinas / pinis, сегодня несущие китайские паруса с лопатками, до рубежа 20-го века обычно оснастили багром-кечем.
Однако примерно в то же время голландские источники начали отмечать новый тип местных парусных судов, зарегистрированных капитанами порта. в западной части Малайского архипелага как «пенис», «пиниш» или «финис» (!); к концу XIX века использование таких судов, по-видимому, распространилось на Бали, Калимантан и Сулавеси. Само слово возможно, было взято из голландского, немецкого или французского pinasse или peniche, к тому времени название довольно unsp ecified малые и средние парусные суда - английское «pinnace » уже в 18 веке называло одну из лодок, перевозимых на борту военного судна или более крупного торгового корабля.
Буровая установка pinisi состоит из семи-восьми парусов на двух мачтах, т. Е. Трех фок (в Konjo, на языке корабелов Бонтобахари, кокорок) над длинным бушпритом (анджонг), гротом и топселем на гроте (сомбалак бакка и тампасекрек), бизань и марсель на меньшей корме мачты (сомбалак ри боко и тампасекрек ри боко), плюс, в основном, на более старых судов, между мачтами - стаксель-бизань (парасанг). Судно с парусным вооружением выглядит так, как будто в международной парусной терминологии называется багор - (или, менее точно, шхуна-) кеч : 'Шхуна », потому что все его паруса являются« продольными », т. Е. Выровнены вдоль центральной линии корпуса на двух мачтах, причем два самых больших паруса имеют форму трапеции и прикреплены к« баграм »(лонжероны наверху парусов); 'ketch', потому что мачта в корме корабля не такая высокая, как мачта в носу. Однако, когда паруса подняты, видно существенное отличие от большинства «западных» кечей - багор не опускается и не поднимается вместе с парусами, а его клешня в районе перекрестков вешается внутрь. подпорка, которая проходит от крышки мачты к пику багра и через него, обратно к его переднему концу и через него, а затем закрепляется вокруг мачты над поперечинами. Главные и бизань парус, холст с самой большой движущей силой, которые проходят вдоль нижней части этого леер и множество и приняты в, несколько как занавески, с помощью фала, в оттяжках и рядом Стропы.
Нет гика для главного паруса, а легкий лонжерон удерживает бизань. Заглушки контролируются двумя парами выступов, идущих как вниз, так и вперед. На самых старых задокументированных судах с буровой установкой «пиниси» нижняя главная мачта представляет собой треногу с перемычками в виде небольших перекладин между двумя кормовыми опорами; на более новых используются сошки, а стропы заменены деревянными лестницами, привязанными к вант. Мачты обычно ставятся в кущах. Верхние мачты прикреплены к крестовинам и колпакам довольно «западным» способом; бушприт окружен досками, заменяющими спрайт-кожухи, и соединены поперечными балками, на которых закреплены форштаги .
Предназначенная для парусного спорта без двигателя и с ветровым приводом, первоначальная пиниси-риг имела мачты намного выше, чем те, что использовались на последних судах, несущих такие паруса, чартерных и водолазных судах, часто продаваемых как «финиси»: пораженные и, поставив ноги в шатры, крестовины грот-мачт должны опираться на балку, пересекающую кормовую палубу, тимбанг лайарак («весы паруса»), таким образом покрывая примерно две трети LOD судна. ; Чтобы можно было переступить через стеньгу, толкая ее вверх от палубы, она должна быть немного меньше, чем расстояние от палубы до перекрестков.
Есть два основных типы корпуса с использованием буровой установки Pinisi.
Первоначальный корабль с такелажем на пиниси (palari) имеет общую длину около 50–70 футов (15,24-21,34 м) с легкой ватерлинией 34–43 фута (10,36–13,1 м). Меньшие палари составляют всего около 10 м в длину. В 2011 году в Булукумба, Южный Сулавеси был завершен большой PLM на пиниси. Его длина 50 м, ширина 9 м, вместимость около 500 брутто-тонн.
В 19 веке сулавесский моряк начал совмещать традиционную оснастку танжа с носовой оснасткой западных кораблей, плывущих по архипелагу. Pinisi эволюционировал от базового корпуса Padewakang с носовой и кормовой оснасткой до собственной модели корпуса с родной «буровой установкой pinisi». В течение этих эволюционных десятилетий индонезийские моряки и судостроители изменили некоторые особенности оригинальной западной шхуны. Считалось, что первый сулавесский пиниси был построен в 1906 году кораблестроителями Ара и Лемо-Лемо, они построили первый пенисик [так в оригинале] для шкипера Биры.
Вначале на шхунах применяли оснастку для шхуны. padewakang, но в итоге моряк использовал более быстрый корпус Palari. Практически весь корпус - это грузовое отделение, только небольшая каюта на корме служит капитанской рубкой, а экипаж спит на палубе или в грузовом отсеке. Сохранено использование двойного руля направления.
С 1930-х годов на этом парусном корабле был принят новый тип паруса, парус nade, пришедший от катеров и шлюпов, используемых западными искателями жемчуга и мелкими торговцами в Восточной Индонезии. В 1970-е годы все больше автомобилей Pinisi оснащалось двигателями, что способствовало использованию корпуса типа ламбо. Поскольку паруса использовались только как дополнение к двигателю, паруса были сняты, но некоторые суда сохранили мачты. Этот тип судов называется Perahu Layar Motor (PLM) - Motorized Sailing Vessel.
В последующие годы грузоподъемность пиниси увеличилась в среднем до 300 тонн. Паруса Nade использовались на судах среднего размера, а на более крупных судах использовалась установка pinisi. Но поскольку мачты стали короче из-за установленного двигателя в качестве движителя, паруса используются только при попутном ветре.
Некоторые части пиниси упоминаются своими оригинальными бугинскими названиями, такими как:
Сегодня пиниси в основном используется для торговли, служит в качестве межостровного груза, например, для перевозки древесины с Калимантана на Яву в обмен на транспортировку продуктов и товаров с промышленно развитой Явы в более удаленные порты Индонезийского архипелага. Пиниси часто посещает традиционные порты, такие как Сунда Келапа порт в Джакарте, Сурабая, Банджармасин и порт Макассар..
Как и многие традиционные типы кораблей, пиниси оснащались двигателями, в основном, с 1970 года. Это изменило внешний вид кораблей. По сравнению с современными дау, мачты были укорочены или опущены, поскольку палубные краны полностью исчезли, а конструкции на палубе, обычно в кормовой части, были увеличены для экипажа и пассажиров. В начале 1970-х тысячи судов типа «пиниси-палари» грузоподъемностью до 200 тонн, крупнейший в то время торговый флот в мире, связались со всеми уголками Индийского океана и стали опорой торговли людей..
Иностранные инвесторы переделали пиниси в чартерную лодку для дайвинга в туристических целях. Одним из таких примеров является то, что лодка используется в качестве пит-стопа для The Amazing Race.
Ниже приводится распространенное заблуждение о пиниси, которое широко распространено в СМИ, особенно в Интернет.
| dead-url =
()На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Пиниси. |