Всего населения | |
---|---|
c. 121,2 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Индия | 84 026 680 (2011) |
Соединенные Штаты | 207 630 |
Израиль | 60 000 ( Бене Исраэль ) |
Австралия | 20 055 |
Канада | 15 295 |
Пакистан | 1500 |
Языки | |
Маратхи | |
Религия | |
Преимущественно: меньшинства индуизма : |
В маратхи люди, также отображаются как Marathis или Maharashtrian, являются этнолингвистическая группы, которые говорят на маратхи, в индо-арийский язык, как их родной язык. Они населяют штат Махараштра в современной Индии, который был образован как штат, говорящий на языке маратхи, в 1960 году в результате общенациональной лингвистической реорганизации индийских штатов. Термин «маратха» обычно используется историками для обозначения всех народов, говорящих на маратхи, независимо от касты. В настоящее время, однако, это также относится к набору махараштрийских каст, называемых маратхами.
Сообщество маратхов приобрело политическую известность в 17 веке, когда маратхи под руководством Шиваджи Махараджа основали Империю маратхов, которая в значительной степени считается причиной прекращения правления Великих Моголов в Индии.
В древние времена, около 230 г. до н.э., Махараштра находилась под властью династии Сатавахана, правившей регионом 400 лет. Затем династия Вакатака правила Махараштрой с 3-го по 5-й век нашей эры, а династия Чалукья - с 6-го по 8-й век. Двумя выдающимися правителями были Пулакешин II, победивший императора Северной Индии Харша, и Викрамадитья II, победивший арабских захватчиков в 8 веке. Династия Раштракута правила Махараштрой с 8 по 10 века. Персидский торговец и путешественник Сулейман аль-Таджир, писавший о своих многочисленных путешествиях в Индию и Китай в середине IX века нашей эры, называл правителя династии Раштракутов Амогхаваршу «одним из четырех великих царей мира»..
С начала 11 века до 12 века на плато Декан доминировали Западная империя Чалукья и династия Чола.
Династия Сеуна, также известная как династия Ядава Девагири, правила Махараштрой с 13 по 14 века. Ядавы потерпели поражение от Халджи в 1321 году. После поражения Ядав в течение следующих 300 лет этим регионом управляла череда мусульманских правителей, включая (в хронологическом порядке): Халджи, Туглаки, Султанат Бахамани и его преемник. государства назвал Декана султаната, такие как Adilshahi, Nizamshahi, и могольской империи.
В ранний период исламского правления были совершены зверства, такие как введение налога джазия для немусульман, разрушение храмов и насильственное обращение в другую веру. Однако, в основном индуистское население и их исламские правители со временем пришли к соглашению. Большую часть этого периода брамины вели счета, в то время как сбор доходов находился в руках маратхов, которые владели ватанами (наследственные права) Патилки (сбор доходов на уровне деревни) и Дешмукхи (сбор доходов на большей территории). Ряд семей, таких как Bhosale, Shirke, Ghorpade, Jadhav, больше, Mahadik, Ghatge и Nimbalkar верно служил различные султанов в разные периоды времени. Все ватандары считали свой ватан источником экономической мощи и гордости и не хотели с ним расставаться. Ватандары первыми выступили против Шиваджи, потому что это повредило их экономическим интересам. Поскольку большая часть населения была индуистской и говорила на маратхи, даже султаны, такие как Ибрагим Адил Шах I, приняли маратхи в качестве придворного языка для управления и ведения записей.
Исламское правление также привело к тому, что персидский словарь вошел в язык маратхи. Пер Кулкарни, для элиты той эпохи использование персидских слов было символом статуса. Фамилии, полученные во время службы в тот период, такие как Фаднис, Читнис, Мирасдар и т. Д., Используются до сих пор.
Большинство святых поэтов- маратхи- бхакти, которые поклонялись Витталу, принадлежали к периоду между поздним Ядавой и поздней исламской эрой. К ним относятся Dnyaneshwar, Намдев, Eknath, Bahinabai и Тукарама. Другими важными религиозными деятелями этой эпохи были Нарсимха Сарасвати и основатель секты Маханубхава Чакрадхар Свами. Все они использовали язык маратхи, а не санскрит для своих религиозных и философских сочинений.
Упадок исламского правления в Декане начался, когда Шиваджи (1630–1680) основал империю маратхов, аннексировав часть султаната Биджапур. Позже Шиваджи возглавил восстание против правления Великих Моголов, став таким образом символом индуистского сопротивления и самоуправления. Империя маратхов внесла большой вклад в конец правления Великих Моголов и продолжила править огромной империей, простирающейся от Аттока до Каттака.
Оружейная Империи Маратхов Фирменный шлем Maratha Empire с загнутой спинкой. Доспехи маратхов из Эрмитажа, Санкт-Петербург, Россия.В середине 17 века Шиваджи основал Империю Маратхов, завоевав регионы Деш и Конкан у Адилшахов, и установил Хиндави Сварадж («самоуправление индуистов»). Маратхи в значительной степени приписывают прекращение правления Великих Моголов в Индии. После смерти Шиваджи моголы, которые уступили значительные позиции империи маратхов под его властью, вторглись в Махараштру в 1681 году. Сын Шиваджи Самбхаджи, также его преемник как Чхатрапати, доблестно возглавил империю маратхов против гораздо более сильного противника Моголов, но в 1689 г. После предательства Самбхаджи был схвачен, подвергнут пыткам и убит императором Великих Моголов Аурангзебом. Война против Моголов затем во главе с младшим братом и преемником Самбхаджи в Rajaram I. После смерти Раджарама в 1700 году его вдова Тарабай приняла командование силами маратхов и выиграла много сражений с Моголами. В 1707 году, после смерти Аурангзеба, 27-летняя война между сильно ослабленной Империей Великих Моголов и растущей Империей Маратхов подошла к концу.
Территория под контролем маратхов в 1760 году (желтая), без вассаловШаху I, внук Шиваджи, с помощью способных администраторов Империи маратхов и генералов, таких как пешва Баладжи Вишванатх и его потомки, увидел величайшее расширение могущества Империи маратхов. После смерти Шаху в 1749 году пешва Нанасахеб и его преемники стали фактическими правителями Империи маратхов. Маратхи империя была расширена многими вождями, включая пе Баджи Рао Ballal I и его потомок, в Shindes, Gaekwad, Pawar, Bhonsale Нагпура, и Holkars. Империя на пике своего развития простиралась от северного Тамил Наду на юге до Пешавара (современный Хайбер-Пахтунхва ) на севере и до Бенгалии на востоке. Пуна, находившийся под властью пешвы, стал резиденцией империи, куда издалека приезжали посланники, послы и члены королевской семьи. Однако после Третьей битвы при Панипате в 1761 году, в которой маратхи потерпели поражение от афганцев при Ахмед-шахе Абдали, империя маратхов распалась на множество независимых королевств. Благодаря усилиям Махаджи Шинде, он оставался конфедерацией до тех пор, пока Британская Ост-Индская компания не победила Пешву Баджирао II. Тем не менее, несколько государств Империи маратхов оставались вассалами британцев до 1947 года, когда они присоединились к Доминиону Индии.
Акварельная картина Пуны эпохи позднего пешва, вид с слияния рек Мула и Мута, выполненная британским художником Генри Солтом. На снимке хорошо видны постоянные особенности места и кремации. Слияния рек были популярны в индуизме для кремаций, а также для церемониального захоронения пепла.Империя маратхов также создала мощный прибрежный флот примерно в 1660-х годах. На пике своего развития под руководством адмирала Маратха Коли Канходжи Ангре военно-морские силы доминировали в территориальных водах западного побережья Индии от Мумбаи до Савантвади. Он будет атаковать британские, португальские, голландские и военно-морские корабли Сидди и будет контролировать их военно-морские амбиции. Флот маратхов доминировал примерно до 1730-х годов, но к 1770-м годам пришел в упадок и полностью прекратил свое существование к 1818 году.
До британского правления регион Махараштры был разделен на множество доходных подразделений. Средневековым эквивалентом графства или района была паргана. Вождя парганы звали Дешмук, а делопроизводителей - Дешпанде. Самой низкой административной единицей было село. В состав деревенского общества в районах маратхи входили Патил, или глава деревни, сборщик налогов, и Кулкарни, деревенский регистратор. Это были наследственные должности. Патил обычно происходил из касты маратхов. Кулкарни обычно происходили из касты маратхи-браминов или CKP. В деревне также было двенадцать потомственных слуг, которых называли балутэтарами. Система Балутутар оказывала поддержку сельскохозяйственному сектору. Слуги в рамках этой системы оказывали услуги фермерам и экономической системе деревни. Основа этой системы была кастовой. Слуги несли ответственность за задачи, специфичные для их касты. При Баре Балутутаре было двенадцать видов слуг: Джоши (деревенский священник и астролог из касты браминов), Сонар (ювелир из касты Дайвадня), Сутар (плотник), Гурав (храмовый священник), Нхави (цирюльник), Парит (прачка), Тели (прессы для масла), Кумбхар (гончар), Чамбхар (сапожник), Дор, Коли (рыбак или водонос), Чугула (помощник Патил), Ман (изготовитель веревок) и Махар (деревенская охрана). В этом списке Балутутара: Дхор, Манг, Махар и Чамбхар принадлежали к группе неприкасаемых каст.
В обмен на свои услуги балутянам были предоставлены комплексные наследственные права (ватан) на долю в сельском урожае.
Британское правление более века в современном регионе Махараштра принесло маратхи огромные изменения во всех аспектах их жизни. Территории, которые соответствуют современной Махараштре, находились под прямым или косвенным управлением Великобритании, сначала под управлением Ост-Индской торговой компании, а затем под британским владычеством с 1858 года. В эту эпоху люди маратхи проживали в президентстве Бомбея, Бераре, центральных провинциях, Хайдарабаде. штат и в различных княжеских государствах, которые в настоящее время являются частью современной Махараштры. Согласно переписи населения Индии 1951 года, в бывшем штате Хайдарабад 4,5 миллиона человек назвали маратхи своим родным языком. Значительное население маратхов также проживало в княжеских государствах маратхов вдали от Махараштры, таких как Барода, Гвалиор, Индор и Танджор.
Британский колониальный период пилой стандартизации маратхи грамматики благодаря усилиям христианского миссионера Уильяма Кэри. Кэри также опубликовал первый словарь маратхи на языке деванагари. Самый полный маратхи-английский словарь был составлен капитаном Джеймсом Томасом Молсвортом и майором Томасом Кэнди в 1831 году. Книга все еще печатается спустя почти два столетия после ее публикации. Молесворт также работал над стандартизацией маратхи. Он использовал для этой цели брахманов Пуны и принял диалект с преобладанием санскрита, на котором говорит эта каста в городе, в качестве стандартного диалекта для маратхи. Введение книгопечатания, стандартизация маратхи и создание современных школ и колледжей в раннюю колониальную эпоху привело к распространению грамотности и знаний среди многих различных слоев общества, таких как женщины, далиты и классы совершенствующихся.
Община маратхи сыграла важную роль в социальных и религиозных реформах, а также в индийском националистическом движении конца 19 - начала 20 веков. Известные организации гражданского общества, основанные лидерами маратхи в 19 веке, включают Пуна Сарваджаник Сабха, Прартхана Самадж, Арья Махила Самадж и Сатья Шодхак Самадж. Пуне Сарваджаник Сабха принимала активное участие в оказании помощи во время голода 1875–1876 годов. Он считается предшественником Индийского национального конгресса, учрежденного в 1885 году. Самые выдающиеся личности индийского национализма конца 19-го и начала 20-го века, Гопал Кришна Гокхале и Бал Гангадхар Тилак, находившиеся на противоположных сторонах политического спектра, были маратхи. Тилак сыграл важную роль в использовании поклонения Шиваджи и Ганеше в формировании коллективной махараштрийской идентичности для народа маратхи. Среди социальных реформаторов маратхи колониальной эпохи - Махатма Джьотирао Пхуле и его жена Савитрибай Пхуле, Джастис Ранаде, феминистка Тарабай Шинде, Дхондо Кешав Карве, Виттхал Рамджи Шинде и Пандита Рамабай. Джотирао Пхуле был пионером в открытии школ для девочек и каст маратхи далитов.
Индуистские касты небрахманов начали организовываться в начале 20 века с благословения Чхатрапати Шаху, правителя княжеского государства Колхапур. Кампания началась в начале 1920-х годов под руководством Кешаврао Джедхе и Бабурао Джавалкара. Оба принадлежали к небрахманской партии. Их ранней целью было захват фестивалей Ганпати и Шиваджи под властью браминов. В качестве целей партии они объединили национализм с антикастизмом. Позже, в 1930-х годах, Джедхе объединил партию небрахманов с партией Конгресса и изменил эту партию с органа, в котором доминируют высшие касты, на партию с более широкой базой, но также с преобладанием маратхов. В начале 20 века также наблюдался подъем Б. Р. Амбедкара, который возглавил кампанию за права касты далитов, в которую входила и его собственная каста Махар.
Индуистская националистическая организация Rashtriya Swayamsevak Sangh ( RSS ) была основана и возглавлялась махараштрийцами из Нагпура на протяжении многих десятилетий. Винаяк Дамодар Саваркар (1889–1966), махараштриец из района Нашик, сторонник независимости Индии, который в молодости выступал за насилие для свержения британского правления, позже сформулировал индуистскую националистическую философию Хиндутвы. Он был ведущей фигурой в индуистской Махасабхе. Философия Хиндутвы Саваркара остается руководящим принципом для организаций, которые являются частью организаций, связанных с RSS.
Хотя англичане изначально рассматривали Индию как место поставки сырья для заводов Англии, к концу XIX века в городе Мумбаи развивалась современная обрабатывающая промышленность. Основным продуктом был хлопок, и основная часть рабочей силы на этих фабриках была маратхи по происхождению из Западной Махараштры, а точнее из прибрежного региона Конкан. Перепись, проведенная для города в первой половине 20-го века, показала, что почти половина населения города указала маратхи своим родным языком.
В период 1835–1907 гг. Большое количество индейцев, в том числе маратхи, были отправлены на остров Маврикий в качестве наемных рабочих для работы на плантациях сахарного тростника. Маратхи на острове составляют самую старую диаспору маратхи за пределами Индии.
После обретения Индией независимости от Великобритании в 1947 году все княжеские государства, находящиеся в границах президентства Бомбея, присоединились к Индийскому союзу и были интегрированы в недавно созданный штат Бомбей в 1950 году.
Небольшая община евреев-маратхи ( Бене Исраэль - Сыны Израиля) начала эмигрировать в недавно созданную страну Израиль в конце 1940-х - начале 1950-х годов. Число Бене Исраэль, оставшихся в Индии, оценивалось примерно в 4000–5000 человек в 1988 году.
В 1956 году в соответствии с Законом о реорганизации штатов индийские штаты были реорганизованы по лингвистическому принципу, а штат президента Бомбея был расширен за счет добавления преимущественно маратхи-говорящих регионов Маратвада ( округ Аурангабад ) из бывшего штата Хайдарабад и региона Видарбха из Центральной Провинции и Берар. Расширенный штат также включал гуджарати- говорящие области. Самая южная часть штата Бомбей была передана Майсору. С 1954 по 1955 год люди маратхи решительно протестовали против двуязычного Бомбейского государства, и была создана Самьюкта Махараштра Самити, чтобы агитировать за государство, говорящее на маратхи.
В то же время было начато движение Махагуджарата, стремящееся к созданию отдельного штата, говорящего на гуджарати. Ряд лидеров в основном Пуна на основе таких как Кешаврао Джед, С. М. Джоши, Шрайпад Амрит Дандж и Пралхед Кешав Атр сформировал Самьюкт Махараштра движение, наряду с лидерами Видарбхом на основе таких как Gopalrao Khedkar, чтобы бороться за отдельное государство Махараштры с Мумбаями как его столица штата. Массовые протесты, 105 смертей и тяжелые потери правящей Партией Конгресса в маратхи-говорящих регионах на выборах 1957 года заставили правительство во главе с премьер-министром Джавахарлалом Неру изменить свою политику и согласиться с требованиями протестующих. 1 мая 1960 года был образован отдельный штат, говорящий на маратхи, путем разделения ранее существовавшего штата Бомбей на новые штаты Махараштра и Гуджарат. Город Мумбаи был объявлен столицей нового штата. Штат продолжает вести спор с Карнатакой по поводу районов Белгаум и Карвар, в которых проживает большое количество маратхов.
Впервые создание Махараштры объединило большинство людей маратхи под одним государством с преимущественно сельской общиной кунби-маратхов как самой большой социальной группой. Эта группа доминировала в сельской экономике и политике штата с 1960 года. Сообщество составляет 31% населения Махараштры. Они доминируют в кооперативных институтах и, как следствие, в политике контроля экономической власти от уровня деревни до мест в Собрании и Лок Сабха. С 1980-х годов эта группа также активно создавала частные учебные заведения. Основные политические деятели Махараштры в прошлом были из этой группы. Подъем индуистского националиста Шив Сена и партии Бхаратия Джаната в последние годы не повлиял на представительство касты маратхов в Законодательном собрании Махараштры.
После кластера маратха-кунби, зарегистрированная каста (SC) Махаров численно является второй по численности общиной среди маратхи в Махараштре. Большинство из них приняли буддизм в 1956 году вместе со своим лидером, покойным доктором Амбедкаром. Писатели из этой группы в 1950-х и 1960-х годах были пионерами далитовской литературы.
Оккупированный португальцами анклав Гоа был освобожден в 1962 году. Основной политической партией, сформированной сразу после освобождения, была партия Махараштравади Гомантак. Он хотел, чтобы Гоа слился с Махараштрой из-за близости между гоанскими индуистами и народом маратхи. Однако референдум, проведенный по этому вопросу, отклонил слияние. Позже конкани стал официальным языком Гоа, но маратхи также разрешен в любой правительственной переписке.
В 1960-х годах Бал Теккерей основал Шив Сена, популистскую сектантскую партию, защищающую права маратхи в неоднородном городе Мумбаи. Ранние кампании Шив Сена выступали за расширение возможностей для маратхи на государственных должностях. Партия также вела кампанию против населения Южной Индии. К 1980-м годам партия захватила власть в Корпорации Мумбаи, а в 1990-х годах она возглавила правительство коалиции Махараштры с партией Бхаратия Джаната (БДП). Во время этого перехода от основания к власти партия смягчила свою риторику против немаратхи и заняла более индуистскую националистическую позицию.
Маратхи образуют этнолингвистическую группу, которая отличается от других своим языком, историей, культурными и религиозными практиками, социальной структурой, литературой и искусством.
Традиционную кастовую иерархию возглавляли касты брахманов - Сарасваты, Дешастхи, Читпаваны, Кархадесы и Чандрасения Каястха Прабху. В Мумбаи во время британского правления это включало общины Патхаре Прабху и Дайваднина браминов. В мараты 32% в Западной Махараштре и Kunbis составило 7%, в то время как Другое назад Класс население (кроме Kunbi) составило 27%. К другим кастам в промежуточной категории относятся гуджары и раджпуты, которые много веков назад мигрировали в Махараштру из северной Индии и поселились в северной части Махараштры. Население Махаров составляло 8%.
Большинство маратхи индуса принадлежит либо к классу культиватора маратхи одного бывших служащему села ( Бар Balutedar ) касты, которые включают Shimpi (Tailor), Lohar (Iron-кузнец), Suthar (плотник), Мали (цветовод и культиваторы), Gurav, Кумбхар (гончары), Сонар (ювелиры), Тели (прессы для масел), Чамбхар (сапожник), Матанг (изготовители веревок), Коли (рыбаки или водовозы) и Набхик (парикмахеры). Mahar был одним из balutedar, но принял буддизм в 1950 - й год. Некоторые из других каст маратхи:
По мере того как Империя маратхов расширялась по Индии, маратхи начали мигрировать из Махараштры вместе со своими правителями. Лидеры династий пешва, холкарс, шиндия и гэквад взяли с собой значительное количество священников, клерков, военнослужащих, бизнесменов и рабочих, когда они установили новые очаги власти. Большинство этих мигрантов были из образованных классов, таких как различные подкасты браминов и CKP. Эти группы составили основу администрации в новых штатах Империи маратхов во многих местах, таких как Барода, Индор, Гвалиор, Бунделькханд и Танджор. Многие семьи, принадлежащие к этим группам, до сих пор следуют традициям маратхи, даже несмотря на то, что они жили более чем в 1000 километров (620 миль) от Махараштры более 200 лет.
Другие люди мигрировали в наше время в поисках работы за пределами Махараштры. Эти люди также поселились почти во всех частях страны. Они создали общественные организации под названием Махараштра Мандалы во многих городах по всей стране. Центральная организация национального уровня, Брихан Махараштра Мандал, была образована в 1958 году для продвижения культуры маратхи за пределами Махараштры. Несколько сестринских организаций Брихан Махараштра Мандал также были созданы за пределами Индии.
Источник:
Состояние | Спикеры маратхи (2011) | Процент-2011 |
---|---|---|
Индия | 83 026 680 | 6,86% (Третье место по распространенности в Индии) |
Махараштра | 77 461 172 | 69,93% |
Карнатака | 2 064 906 | 5,38% |
Тамил Наду | 85 454 | 0,12% |
Андхра-Прадеш / Телангана | 674 928 | 2,80% |
Чхаттисгарх | 144 035 | 0,56% |
Орисса | 8 617 | 0,02% |
Западная Бенгалия | 14 815 | 0,02% |
Гуджарат | 920 345 | 3,52% |
Пудучерри | 890 | 0,07% |
Керала | 31 642 | 0,09% |
Андаманские и Никобарские острова | 639 | 0,17% |
Джаркханд | 8 481 | 0,03% |
Дели | 27 239 | 0,16% |
Ассам | 11 641 | 0,04% |
Мадхья-Прадеш | 1 231 285 | 2,70% |
Гоа | 158 787 | 12,89% |
Раджастхан | 23 240 | 0,03% |
Пенджаб | 20 392 | 0,07% |
Джамму и Кашмир | 23 006 | 0,18% |
Харьяна | 12 806 | 0,05% |
Трипура | 1,412 | 0,04% |
Уттаракханд | 6 028 | 0,06% |
Аруначал-Прадеш | 2,297 | 0,17% |
Нагаленд | 2 659 | 0,13% |
Чандигарх | 1,252 | 0,12% |
Химачал-Прадеш | 3 438 | 0,05% |
Манипур | 1,583 | 0,06% |
Дадра и Нагар Хавели | 24 105 | 7,01% |
Мегхалая | 20 751 | 0,70% |
Сикким | 1,138 | 0,19% |
Даман и Диу | 11 008 | 4,53% |
Мизорам | 408 | 0,04% |
Лакшадвип | 26 | 0,04% |
Бихар | 1,975 | - |
Уттар-Прадеш | 24 280 | 0,01% |
В начале 1800-х годов большое количество индийцев было отправлено на Маврикий, Фиджи, Южную Африку, Восточную Африку, Малайский полуостров и Карибский бассейн в качестве наемных рабочих для работы на плантациях сахарного тростника. Большинство этих мигрантов были из регионов, говорящих на хиндустани, или из южной Индии, однако значительное число иммигрантов были маратитами.
С момента основания государства Израиль в 1948 году туда эмигрировало около 25 000–30 000 евреев, из которых около 20 000 были из общины Конкан, говорящей на маратхи Бене Исраэль.
Индейцы, в том числе маратхи, мигрировали в Европу и особенно в Великобританию более века. Мандал Махараштры в Лондоне был основан в 1932 году. Небольшое количество маратхи также поселились в Британской Восточной Африке в колониальную эпоху. После Великих африканских озер страны Кения, Уганда и Танганьика получила независимость от Великобритании, большая часть Южной Азии населения, проживающего там, в том числе маратхи людей, переселившихся в Соединенном Королевстве или Индии.
Массовая иммиграция индейцев в Соединенные Штаты началась, когда вступил в силу Закон об иммиграции и гражданстве 1965 года. Большинство иммигрантов-маратхи, прибывших после 1965 года, были профессионалами, такими как врачи, инженеры или ученые. Вторая волна иммиграции произошла во время ИТ-бума 1990-х годов и позже.
С 1990-х годов из-за бума ИТ и из-за общей простоты путешествий люди маратхи теперь встречаются в большем количестве во всех уголках мира, включая США, Австралию, Канаду, страны Персидского залива, страны Европы, Японию и Китай.
После третьей битвы при Панипате люди маратхи поселились в регионах Синд и Белуджистан (современный Пакистан). После раздела Индии многие индусы-маратхи перебрались в Индию. Но 500-1000 маратхи индуистов также живут в городе Карачи провинции Синд.
Большинство маратхи - индуисты. К меньшинствам по вероисповеданию относятся мусульмане, буддисты, джайны, христиане и евреи.
Основные жизненные церемонии в индуистской культуре включают те, которые связаны с рождением, свадьбой, церемониями инициации, а также ритуалами смерти. Другие церемонии для различных случаев в индуистской жизни включают Вастушанти и «Сатьянараян», которые проводятся перед тем, как семья официально обосновывается в новом доме. Сатьянараяна Пуджа - это церемония, проводимая перед началом любого нового начинания или без особой причины. Обращение к фамилии готра и куладаиват - важные аспекты этих церемоний для многих общин.
Храм дома маратхи с Кхандобой на переднем плане.Как и в большинстве других индуистских общин, у маратхи есть домашняя святыня, называемая девагхар, с идолами, символами и изображениями различных божеств для ежедневного поклонения. Ритуальное чтение религиозных текстов, известное как поти, также популярно в некоторых общинах.
В некоторых традиционных семьях пищу сначала предлагают избранному божеству в домашнем святилище, как наиведья, а затем ее съедают члены семьи и гости. Перед этим религиозным подношением не принимаются блюда и закуски. В настоящее время наиведья предлагается семьями только в дни особого религиозного значения.
Многие маратхи прослеживают своих предков по отцовской линии до одного из семи или восьми мудрецов, саптарши. Они причисляют себя к готрам, названным в честь предка риши. До недавнего времени брак внутри готр (Саготра Виваха) был редкостью, его не поощряли, поскольку его сравнивали с инцестом.
У большинства семей маратхи есть собственный семейный покровитель или защитное божество, или куладаиват. Это божество является общим для линии или клана нескольких семейств, связанных друг с другом общим предком. Khandoba из Jejuri является примером Kuladaivat некоторых семей; он является обычным куладаиватом нескольких каст, от браминов и дангаров до далитов. Практика поклонения местным или территориальным божествам как куладаиватам началась в период династии Ядавов. Другие семейные божества народа Махараштры являются Bhavani из Tuljapur, Махалакше из Колхапур, Махалакше из Amravati, Ренук из Махур, Парашуры в Конкане, Saptashringi на Saptashringa холма в Вани в Назике районе и Баладжи. Несмотря на систему поклонения Kuldaivats что маратхи люди поклоняются в соответствующей линии, поклонение Шри Ганеша, Витал и других популярных аватаров из Вишну, таких как Рама или Кришна очень популярны по всему штату. Фестивали Ганешотсав и ежегодное паломничество вари к храму Виттхал в Пандхарпуре имеют большое значение для всех маратхи.
При рождении ребенок ритуально посвящается в семью. Церемония наречения ребенка может произойти много недель или даже месяцев спустя, и она называется барса. Во многих индийских индуистских общинах наименование чаще всего осуществляется путем ознакомления с гороскопом ребенка, который предлагает различные имена в зависимости от лунного знака ребенка (называемого Раши). Однако в семьях индусов маратхи имя, которое ребенок неизбежно использует в светских функциях, определяется их родителями. Если имя выбирается на основе гороскопа, то это держится в секрете, чтобы предотвратить наложение чар на ребенка в течение его жизни. Во время церемонии наречения имя ребенка имеет тетя по отцовской линии. Когда ребенку исполняется 11 месяцев, ему делают первую стрижку. Это тоже важный ритуал, который называется Джаваль (जावळ). В общине маратхов дядя по материнской линии удостаивается чести сделать первый снимок во время церемонии.
В общинах Брахмана, CKP и Гауд Сарасват Брахман, когда мальчик достигает своего восьмого дня рождения, он проходит церемонию инициации нити, известную как Мунджа (отсылка к траве Мунджа, которая является официальной ритуальной спецификацией), Вратабандха или Упанаяна.
Индусы маратхи исторически эндогамны внутри своей касты, но экзогамны со своим кланом. Кросс-кузенские союзы разрешены большинством индусских сообществ маратхи. Индуистские браки чаще всего заключаются путем переговоров. Mangalsutra является символом брака для женщины. Исследования показывают, что традиционные взгляды большинства индейцев на касту, религию и семейное происхождение остались неизменными, когда дело дошло до брака, то есть люди женятся в рамках своих каст, а объявления о браке в газетах по-прежнему классифицируются по кастам и субкастам.
При организации брака, гана, готра, правара, devak все иметь в виду. Гороскопы совпадают. Госал описывает церемонию бракосочетания следующим образом: «Жених вместе с отрядом невесты идет в дом невесты. Выполняется ритуал под названием Акшата, во время которого люди вокруг жениха и невесты бросают в пару рисовые зерна халди (куркума) и кунку (киноварь). После церемонии каньядан невеста и жених обмениваются гирляндами. Затем жених повязывает мангалсутру на шее невесты. Затем следует грантхибандхан, в котором конец сади / сари невесты привязывается к концу дхоти жениха, а на его месте устраивается пир ».
Элементы традиционной свадебной церемонии маратхи индуизма включают в себя пуджан накануне свадьбы. Дхармическая свадьба включает antarpat церемонии следует церемонии ведической которая включает в себя жених и невесту ходить вокруг священного огня семь раз, чтобы закончить брак. Современные городские свадебные церемонии завершаются вечерним приемом. Женщина-маратхи-индуистка становится частью семьи своего мужа после замужества и принимает готры, а также традиции семьи своего мужа.
После свадеб и церемоний нити многие семьи маратхов, дешастха браминов и дхангаров устраивают традиционное религиозное пение группой гондхали.
Десятилетия назад девочки выходили замуж за жениха по выбору своих родителей в раннем подростковом возрасте или раньше. Даже сегодня девочек выдают замуж в подростковом возрасте сельские и православные образованные люди. Городские женщины могут оставаться незамужними до конца 20 или даже до 30 лет.
Наиведья (подношение еды) предкам во время церемонии Питру пакшаИндусы-маратхи избавляются от умерших путем кремации. Сын умершего несет труп к месту кремации на носилках. Старший сын зажигает огонь для трупа у головы у мужчин и у ног у женщин. Пепел собирают в глиняном кувшине и опускают в реку на третий день после смерти. Это 13-дневный ритуал с Пинда, предлагаемых мертвой души на 11 - й и śraddhā (Шрадд'у) церемонии сопровождаемого тризны на 13 - ом. Кремация проводится в соответствии с ведическими обрядами, обычно в течение дня после смерти человека. Как и все другие индуисты, предпочитают погружать пепел в реку. Священные реки, такие как Ганг или Годавари, становятся все более популярными для этого ритуала, поскольку в наше время путешествия стали проще. Шраддха становится ежегодным ритуалом, в ходе которого вспоминают всех умерших предков семьи. Ожидается, что эти ритуалы будут выполняться только потомками мужского пола, предпочтительно старшим сыном умершего. Ежегодная Шраддха для всех предков обычно проводится во время Питру Пакша, темных двух недель индуистского месяца Бхадрапада.
Маратхи, каннада и телугу следуют индуистскому календарю Деккан- Шаливахана, который может иметь небольшие отличия от календарей, которым следуют другие общины в Индии. Календарь следует традиции Аманты, где лунный месяц заканчивается безлунным днем. Маратхи-индуисты отмечают большинство индийских индуистских фестивалей, таких как Дасара, Дивали и Ракша-Бандхан. Однако они отмечаются с некоторыми региональными вариациями Махараштры. Другие фестивали, такие как Ганешотсав, имеют более характерный маратхи. Фестивали, описанные ниже, расположены в хронологическом порядке, поскольку они происходят в течение года Шака, начиная с праздника Нового года Шака в Гудхи Падва.
Во время этого Нававатри девушки и женщины выполняют «Бхондла / Хадга», когда Солнце движется в тринадцатое созвездие зодиака, называемое «Хаста» (Слон). В течение девяти дней Бхондла (также известный как «Бхулабай» в районе Видарбха в Махараштре) празднуется в саду или на террасе в вечерние часы, приглашая в дом подруг дочери. Слона рисуют либо с Ранголи на земле, либо мелом на грифельной доске и держат посередине. Девушки ходят по кругу, держась за руки и распевая песни Бхондлы. Все песни Бхондлы - традиционные песни, передаваемые из поколения в поколение. Последняя песня обычно заканчивается словами «... khirapatila kaay ga?» («Какое сегодня особое блюдо?»). Этот «Хирапат» - особое блюдо или блюда, которые часто кропотливо готовит мама хозяйки. Еда подается только после того, как остальные девушки правильно угадали, что это за накрытое блюдо или блюда. Есть несколько вариантов того, как отмечается праздник Наваратри. Например, во многих семьях браминов празднование включает предложение обеда на девять дней специально приглашенной группе гостей. Среди гостей замужняя женщина (маратхи: सवाष्ण), брамин и Дева (маратхи: कुमारिका). Утром и вечером глава семейства ритуально поклоняется богине Дурге, Лакшми или Сарасвати. На восьмой день в некоторых семьях проводят особый обряд. Статуя богини Махалакшми с лицом в маске из риса готовится и поклоняется молодым девушкам. Вечером того дня женщины дуют в глиняные или металлические горшки в знак поклонения богине. Все члены семьи сопровождают их пением стихов и бхаджанов. Девятидневный фестиваль заканчивается Ядной или чтением индуистской священной книги (маратхи: पारायण).
Праздник длится три дня и заканчивается на Картики Пурнима или Трипурари Пурнима.
Преданные поливают друг друга порошком куркумы (бхандара) в храме Кхандоба в Джеджури во время Чампа Шашти.В прибрежном районе Конкан отмечается праздник Шимга, который не только включает в себя Холи, но также включает в себя другие ритуалы и праздники, которые предшествуют Холи и длится еще несколько дней.
Гонка на телегах Буллока в Джатре в Манчаре, Махараштра14 октября 1956 года в Нагпуре, Махараштра, Индия, доктор Бабасахеб Амбедкар публично принял буддийскую религию и передал Дикшу буддийской религии своим более чем 380 000 последователям. Этот день отмечается как Дхармачакра Правартан Дин. Территория в Нагпуре, на которой проходила церемония обращения, известна как Дикшабхуми. Каждый год более миллиона буддистов, особенно амбедкаритов, со всего мира посещают Дикшабхуми, чтобы отметить Дхамма-чакру Правартан Дин.
Рождество ( маратхи : नाताळ) празднуется в честь дня рождения Иисуса Христа. Как и в других частях Индии, Рождество с усердием празднуется местными католиками-маратхи, такими как индейцы.
Множество сообществ в обществе маратхи приводят к разнообразной кухне. Это разнообразие распространяется и на семейный уровень, потому что каждая семья использует свою уникальную комбинацию специй. Большинство махараштрийцев действительно едят мясо и яйца, но община браминов в основном молочно-вегетарианская. Традиционная основная еда на Деш (плато Декан) - это обычно бхакри, приправленные пряностями приготовленные овощи, дал и рис. Bhakri является пресным хлебом с использованием индийского проса ( Джовар ), Bajra или bajri. Однако жители Северного Махараштра и горожане предпочитают роти, простой хлеб, приготовленный из пшеничной муки. В прибрежном районе Конкан рис - традиционный основной продукт питания. Ароматическое разнообразие ambemohar риса является более популярным среди маратхих людей, чем всемирно известный басмати рис. В приготовлении блюд Мальвани используется больше влажного кокоса и кокосового молока. В регионе Видарбха немного кокоса используется в ежедневных приготовлениях, но сухой кокос, наряду с арахисом, используется в таких блюдах, как острые савджи или блюда из баранины и курицы.
Талипит - это популярная традиционная лепешка для завтрака, которую готовят с использованием бхаджани, смеси множества различных сортов жареной чечевицы.
Индусы маратхи соблюдают разгрузочные дни, когда избегают традиционных основных продуктов питания, таких как рис и чапати. Однако, молочные продукты и неместные продукты, такие как картофель, арахис и sabudana препараты ( sabudana khicdi) допускаются, результат которых в богатых углеводах альтернативного поста кухни.
Некоторые махараштрийские блюда, включая сев бхаджи, мисал пав и патоди, являются региональными блюдами Махараштры.
В мегаполисах, включая Мумбаи и Пуну, темп жизни делает фастфуд очень популярным. Самыми популярными формами быстрого питания среди маратхи в этих областях являются: бхаджи, вада пав, мисал пав и пав бхаджи. Более традиционные блюда - это шабудана кичди, похе, упма, шира и панипури. Большинство фаст-фудов и закусок маратхи являются исключительно лакто-вегетарианскими по своей природе.
В Южном Конкане, недалеко от Мальвана, появилась независимая экзотическая кухня, которая называется Мальванской кухней, которая преимущественно невегетарианская. Здесь более популярны комби-ваде, рыбные и запеченные изделия. Комбди Ваде - это рецепт из региона Конкан. Жареные во фритюре лепешки из острого риса и уридной муки, подаются с куриным карри, а точнее с куриным карри Мальвани.
Десерты являются важной частью маратхи и включают пуран поли, шрикханд, басунди, кхир, гулаб джамун и модак. Традиционно эти десерты ассоциировались с определенным фестивалем, например, модаки готовятся во время фестиваля Ганпати.
Традиционно женщины маратхи обычно носили сари, часто явно разработанные в соответствии с местными культурными обычаями. Большинство женщин среднего возраста и молодых женщин в городской Махараштре одеваются в западные наряды, такие как юбки и брюки или салвар камиз с традиционным наувари или девяти ярдовым сари, исчезают с рынков из-за отсутствия спроса. Пожилые женщины носят пяти ярдовое сари. В городских районах сари с пятью ярдами надевают молодые женщины по особым случаям, таким как свадьбы и религиозные церемонии. Среди мужчин западная одежда пользуется большим спросом. Мужчины также носят традиционные костюмы, такие как дхоти и фета, на культурных мероприятиях. Колпачок Ганди вместе с длинной белой рубашкой и шароварами пижамы стиля является популярным нарядом среди пожилых людей в сельской местности Maharathra. Женщины носят традиционные украшения, пришедшие из династий Маратхов и Пешв. Колхапури саадж, особый тип ожерелья, также носят женщины-маратхи. В городах многие женщины и мужчины носят западную одежду.
Маратхи индуисты следуют системе именования частично отчества. Например, имя отца принято связывать с именем. В случае замужних женщин имя мужа связано с именем. Следовательно, составляющие имени маратхи - это имя / имя, отец / муж, фамилия / фамилия. Например:
Маратхи-индуисты выбирают имена для своих детей из множества источников. Это могут быть персонажи из индуистских мифологических эпосов, таких как Рамаяна или Махабхарат, названия священных рек, таких как Ямуна и Годавари, индуистские исторические персонажи из маратхи или индийской истории, такие как Шиваджи и Ашока, святые маратхи-варкари, такие как Тукарам, Днянешвар, Джанабай, популярные персонажи из современной литературы маратхи, названия ароматных цветов для девочек (например, Бакул, Камал / Камла для лотоса ), чувства, такие как Мадхура для сладости, драгоценные металлы, такие как женское имя Суварна для золота, небесные тела, такие как Солнце и Луна, Васант и Шарад для весны и осени соответственно, имена кинозвезд (например, Амит после Амитабха Баччана ) или спортсменов, и после добродетелей (например, Винай для скромности). Также были популярны такие прозвища, как Банду, Балу, Соня и Пиллу для мужчин и Чхабу и Беби для девочек.
Большое количество махараштрийских фамилий происходит от добавления суффикса кар к деревне, из которой родом родом эта семья. Например, Джуннаркар происходил из города Джуннар, Вагхулкар происходил из города Вагхул. Такие имена, как Kumbhar, Sutar, Кулкарни, Дешпанда, Deshmukh, Патил, Pawar, Десай и Джошите обозначают родовые торговли или профессию семьи.
Семьи исторических вождей маратхов используют название своего клана в качестве фамилии. Некоторые из них являются Jadhav, Bhosale, Chavan, Shinde, Shirke, больше, Nimbalkar, Pawar и Ghatge. Члены самого многочисленного класса культиваторов маратха- кунби среди маратхи также приняли некоторые имена из клана маратхов, либо чтобы указать на верность вождю маратхов, которому они служили, либо в качестве попытки продвижения вверх.
Ученые отметили, что дравидийское влияние на развитие языка маратхи.
Маратхи, также известный в то время как Сеуна, был придворным языком во время правления царей Ядавов. Царь Ядава Сингхания был известен своими щедрыми пожертвованиями. Надписи, записывающие эти пожертвования, найдены на маратхи на каменных плитах в храме в Колхапуре в Махараштре. Также встречаются композиции известных работ таких ученых, как Хемадри. Хемадри также отвечал за введение стиля архитектуры под названием Хемадпант. Среди различных надписей на камнях есть надписи, найденные в Акши в районе Колаба, которые являются первыми известными каменными надписями на языке маратхи. Пример, найденный в нижней части статуи Гоматешвара ( Бахубали ) в Шраванабелаголе в Карнатаке, имеет надпись «Chamundraye karaviyale, Gangaraye suttale karaviyale», которая дает некоторую информацию о скульпторе статуи и царе, который заказал ее создание.
У маратхи есть давние литературные традиции, берущие начало в древние времена. Именно святой XIII века Днянешвар написал первый трактат на маратхи о Гите. Произведение под названием Днянешвари считается шедевром. Наряду с Днянешваром, его современником, Намдев также отвечал за распространение маратхи религиозной литературы бхакти. Намдев также важен для сикхской традиции, поскольку несколько его сочинений были включены в священную книгу сикхов, Гуру Грант Сахиб. Экнат, Сант Тукарам, Муктешвар и Самарт Рамдас были не менее важными фигурами 17 века. В XVIII веке такие писатели, как Ваман Пандит, Рагхунатх Пандит, Шридхар Пандит, Махипати и Моропант, написали несколько хорошо известных произведений. Все вышеперечисленные писатели занимались выпуском религиозной литературы.
Первая английская книга была переведена на маратхи в 1817 году, а первая газета на маратхи появилась в 1841 году. Многие книги о социальной реформе были написаны Бабой Падамджи ( Ямуна Парятана, 1857), Махатмой Джьотибой Пхуле, Лохитавади, судьей Ранаде и Хари Нараяном Апте ( 1864–1919). Газета Локманья Тилак « Кесари» на маратхи была сильным голосом в продвижении Ганешотсав или фестиваля Шиваджи. Газета также выступила с критикой эксцессов колониального правительства. В это время маратхи эффективно помогает маратхи драма. Газета доктора Бабасахеба Амбедкара « Бахишкрут Бхарат», основанная в 1927 году, стала платформой для обмена литературными взглядами.
В середине 1950-х годов набирало силу движение «маленьких журналов». Он публиковал сочинения нонконформистского, радикального и экспериментального характера. Литература Dalit движение также окрепло благодаря небольшому движению журнала. Это радикальное движение находилось под влиянием философии несоответствия и бросало вызов литературному истеблишменту, который в основном состоял из среднего класса, городских жителей и высшей касты. Небольшое журнальное движение было ответственно за появление многих выдающихся писателей, включая известного романиста, критика и поэта Бхалчандру Немаду. Далитский писатель Н.Д. Маханор хорошо известен своими работами, а доктор Шарад Рэйн - известный детский писатель.
Хотя этнические маратхи выполняли военные роли на протяжении многих веков, их боевые качества стали заметными в Индии семнадцатого века под руководством Шиваджи. Он основал империю маратхов, которая к середине 18 века контролировала практически весь Индийский субконтинент. Это было в значительной степени этническое государство маратхи с его вождями и знатью, происходившими из этнической группы маратхи, такими как чхатрапати ( каста маратхов), махараджа холкаров ( каста дхангаров), пешва (1713 г. и далее) ( каста читпаванов), ангры, начальник флота маратхов ( каста Коли) (1698 г.). Империи маратхов в значительной степени приписывают прекращение правления Великих Моголов в Индии. Кроме того, они также считались британцами самой важной местной державой Индии 18 века. Сегодня эта этническая принадлежность представлена в индийской армии с двумя полками, получившими свои названия от общин маратхи - Легкая пехота маратхов и полк Махар.
Люди гхати, буквально означает люди холмов или гатов, - это экзоним, используемый особенно для людей маратхи из деревень в Западных Гатах (хребет Сахьядри) на западном побережье Махараштры. Этот термин был использован некоторыми хорошо известными маратхи, такими как писатель Шобха Де или знаменитый диетолог Руджута Дивекар, когда они называли себя махараштрийцами.