Западная Империя Чалукья

редактировать
Империя 10–12 веков в западном Декане, Южная Индия

Империя Западная Чалукья.
973–1189
Распространение Западной Империи Чалукья, 1121 г. н.э. Степень Империи Чалукья, 1121 г. н.э.
СтатусИмперия. (Подчиненная Раштракуте до 973 г.)
СтолицаМаняхета, Басавакалян
Общие языкиКаннада, Санскрит
РелигияИндуизм. Буддизм. Джайнизм
ПравительствоМонархия
Король
• 957 - 997Тайлапа II
• 1184 - 1189Сомешвара IV
История
• Ранние записи957
• Основание973
• Ликвидация1189
ПредшествующаяДинастия Раштракута
Империя Хойсала
Династия Какатия
Династия Сеуна (Ядава)

Западная Чалукья Империя управляла большей частью западного Декана, Южной Индии между 10 и 12 веками. Эту династию Каннадига иногда называют Каляни Чалукья в ее королевской столице в Каляни, сегодняшнем Басавакаляне в современном Бидарском районе штата Карнатака, и, альтернативно, поздней Чалукья от его теоретического отношения к 6 веку династии Чалукья из Бадами. Династия Западными Чалукьями, чтобы отличать их от современной Восточной Чалукьи из Венги, отдельной династии. До возвышения этих Чалукья Раштракутская империя Маняхета контролировала большую часть Декана и Центральной Индии на протяжении более двух столетий. В 973 году, увидев неразбериху в империи Раштракута после успешного вторжения в их столицу правителя Парамара династии малва, Тайлапа II, феодального государства династия Раштракута, правившая в области из Биджапура, нанесла поражение своим сюзеренам и сделала Маняхету своей столицей. Династия быстро пришла к власти и превратилась в империю под руководством Сомешвары I, который перенес столицу в Каляни.

Более века империи две Южной Индии, Западные Чалукья и династия Чола Танджор величайшее множество ожесточенных войн, чтобы контролировать плодородную область Венги. Во время этих конфликтов восточные халукьи Венги, дальние родственники западных халукьев, но связанные с чолами браком приняли сторону чолов, что еще больше осложнило ситуацию. Во время правления Викрамадитьи VI, в конце XI - начале XII веков, западные чалук убедительно поспорили с чолами и достигли пика правящих территорий, которые распространились по большей части Декана, между Нармадой. Река на севере и река Кавери на юге. Его подвиги не ограничивались югом, потому что даже будучи принцем, во время правления Сомешвары, он провел успешные военные кампании на востоке, вплоть до современного Бихара и Бенгалии. В этот период другие главные правящие семьи Декана, Хойсалас, Сеуна Ядавы из Девагири, династия Какатия и южные Калачури из Кальяни, были подчиненными западных чалукьев и обрели независимость только после того, как во второй половине XII века власть чалукьи ослабла.

Западные Чалукья разработали архитектурный стиль, известный сегодня как переходный стиль, архитектурная связь между стилем ранней династии Чалукья и стилем поздней империи Хойсала. Большинство его памятников находится в районах, граничащих с рекой Тунгабхадра в центральной части Карнатаки. Хорошо известными примерами являются храм Касивисвесвара в Лаккунди, храм Малликарджуна в Куруватти, храм Каллешвара в Багали и Храм Махадевы в Итаги. Это был важный период в развитии изящных искусств в Южной Индии, особенно в области литературы, поскольку цари западных чалукья напали писателей на родном языке каннада и санскрит.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Администрация
  • 3 Экономика
  • 4 Культура
    • 4.1 Религия
    • 4.2 Общество
    • 4.3 Литература
    • 4.4 Архитектура
    • 4.5 Язык
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Источники

История

Надпись на древнем каннаде, датированная 1028 г. н.э., во времена правления царя Джаясимхи II в храме Пранешвара в Талагунде, район Шивамогга Надпись на древнем каннаде, датированная 1057 г. Н.э. короля Сомешвары I в храме Каллешвара, Найр Хадагали в районе Беллари Храм Махадева в Итаги в районе Коппал, Карнатака

Знание истории Чалукьи прошло через изучение пример надписей на языке каннада , оставленных королями (ученые Шелдон Поллок и Ян Хубен заявили, что 90 процентов королевских надписей Чалукьяна написаны на каннаде), а также из исследования важных современных литературных документов в литературе западной чалукья, таких как Гада Юддха (982) на каннаде Ранна и Викраманкадева Чаритам (1120) на санскрите Билхана. Самая ранняя запись осуществляется 957 годом, во время правления Тайлапы II, когда Западные Чалукья все еще находились во владении Раштракутов, а Тайлапа II управлялся из Тардавади в нынешнем районе Биджапура, Карнатака. Генеалогия королей империи до сих пор обсуждается. Одна теория, основанная на современных литературных и письменных свидетельствах, а также на открытии факта, что западные халук использовали титулы и имена, обычно используемые ранними халукьями, предполагает, что западные цари халукья принадлежали той же родословной, что и прославленный Бадами Чалукья династии VI века, в то время как другие письменные свидетельства указывается, что это отдельная связь на то, что это была отдельная линия, не имеющая к ранним Чалукьям.

Записи предполагают возможное восстание местного царя Чалукья, Чаттигадева из Банаваси 12000 провинция (ок. 967), в союзе с местными вождями Кадамба. Это восстание, однако, было безрезультатным, но проложило путь его преемнику Тайлапе II. Несколькими годами позже Тайлапа II восстановил правление Чалукьи и победил Раштракутов во время правления Карки II, выбрав время своего восстания, совпадающее с замешательством, вызванным в столице Раштракуты Маньяхете вторгшимися Парамарами из Центральной Азии. Индия в 973 году. После победы над Раштракутами, Тайлапа II перенес свою столицу в Маньяхету и консолидировал империю Чалукья в западном Декане, поработив Парамару и других агрессивных соперников и расширив свой контроль над землей между реками Нармада и Тунгабхадра. Однако некоторые надписи указывают на то, что Балагамве на территории Майсура, возможно, был центром власти до правления Сомешвары I в 1042 году.

Жесткое соперничество между королевством западного Декана и царством тамилов страна ла на первом плане в XI веке из-за остро оспариваемых плодородных речных долин в доаб региона Кришны и реки Годавари, называемой Венги (современный прибрежный Андхра-Прадеш ). Западные Чалукья и династия Чола великий ожесточенных войн за контроль над этим стратегическим ресурсом. Имперский Чолас получил власть во времена знаменитого короля Раджараджи Чолы I и наследного принца Раджендры Чолы I. Восточные Чалукья Венги были двоюродными братьями Западных Чалукья, но все больше находились под регионом Чола через их брачные узы с Тамильским королевством. Это противоречило интересам западных чалукьев, они, не теряя времени, вовлеклись в политическое и военное вмешательство в Венги. Когда король Сатьяшрая унаследовал трон Тайлапы II, он смог защитить свое королевство от агрессии Чола, а также свои северные территории в Конкан и Гуджарат, хотя его контроль над Венги был шатким. Его преемник, Джаясимха II участвовал во многих битвах с Чолами на юге около c. 1020–21 гг., Когда оба этих могущественных королевства изо всех сил пытались выбрать короля Венги. Вскоре после этого в c. В 1024 году Джаясимха II покорил Парамару в центральной Индии и мятежного царя Ядава Бхиллама.

Из записей известно, что сын Джаясимхи Сомешвара I, историк правления которого Сен считает блестящим периодом в Правление Западного Чалукья, перенесло столицу Чалукьи в Кальяни в ок. 1042. Вражда с Чолами продолжалась, в то время как обе стороны выиграли и проиграли битвы, хотя одна из них не потеряла значительную территорию во время продолжающейся борьбы за установление марионетки на трон Венги. В 1068 году Сомешвара I, страдавший неизлечимой болезнью, утонул в реке Тунгабхадра (Парамайога). Несмотря на многочисленные конфликты с чолами на юге, я сумел сохранить контроль над северными территориями в Конкане, Гуджарате, малва и Калинге во своего правления. Его преемник, его старший сын Сомешвара II, враждовал со своим младшим братом Викрамадитьей VI, амбициозным воином, который использовался губернатором Гангавади на юге Декана. когда Сомешвара II был королем. До 1068 года, даже будучи принцем, Викрамадитья VI вторгся в Бенгалию, ослабив правящую Империю Пала. Эти вторжения приводят к основанию династий Карната, таких как династия Сена и династия Варман в Бенгалии и династия Наянадева в Бихаре. Женился на принцессе Чола (дочери Вира Раджендра Чола) Викрамадитья VI. поддерживал с ними дружеский союз. После смерти короля Чолы в 1070 году Викрамадитья VI вторгся в тамильское королевство и посадил на трон своего зятя, Адхираджендра, создав конфликт с Кулотунга Чола I, могущественный правитель Венги, искавший для себя трон Чола. В то же время Викрамадитья VI подорвал своего брата Сомешвару II, завоевав лояльность феодатов Чалукья: Хойсала, Сеуна и Кадамба Хангала. Предвидя гражданскую войну, Сомешвара II обратился за помощью к врагам Викрамадитьи VI, Кулотунга Чола I и кадамбам Гоа. В последующем конфликте 1076 года Викрамадитья VI одержал победу и провозгласил себя королем империи Чалукья.

Пятидесятилетнее правление Викрамадитьи VI, самого успешного из более поздних правителей Чалукьи, было важным периодом в Карнатаке. истории и регистрируется историками как «эпоха Чалукья Викрама». Он не только успешно управлял своими могущественными феодальными владениями на севере (Кадамба Джаякеси II в Гоа, Силхара Бходжа и царь Ядава) и на юге (Хойсала Вишнувардхана), но и успешно расправился с имперскими Чолами, которые он победил в битве при битве. 1093 г. и снова в 1118 г. Он удерживает эту территорию в течение многих лет, несмотря на продолжающиеся военные действия с Чолами. Эта победа в Венги увеличила влияние Чола в восточном Декане и сделала его императором территорий, простирающихся от реки Кавери на юге до реки Нармада на севере, за что он получил титулы Пермадидева и Трибхуванамалла (владыка трех миров). Ученые того времени воздавали ему должное за его военное руководство, интерес к изящным искусствам и религиозную терпимость. Распространялась литература, и знатоки каннада и санскрита украшали его двор. Поэт Билхана, иммигрировавший издалека Кашмир, восхвалял короля в своем известном произведении Викраманкадева Чарита. Викрамадитья VI был не только способным воином, но и благочестивым царем, о чем свидетельствуют его многочисленные надписи, в которых записаны данные о дарах, сделанных ученым и религиозным центрам.

Западные Чалукьясы Каляны, монета короля Сомесвара I Трайлокьямалла (1043-1068). Фасад храма Изысканный растительный орнамент. Монета халукьев Кальяны (Западные халукьи). Король Сомесвара IV (1181-4 / 1189). Гаруда, с выдачей клювом, бегущий вправо / «Дапага дапаша Мурари (?)» В каннада в три строки, разделенные гранулированными линиями.

Непрерывная война с Чолами истощила обоих. имп, давая своим подчиненным возможность восстать. В течение десятилетий после смерти Викрамадитьи VI в 1126 году империя неуклонно уменьшалась в размерах, поскольку их могущественные феодаты расширялись в автономии и территориальном управлении. Период времени между 1150 и 1200 годами ознаменовался множеством ожесточенных битв между чалукьями и их феодалами, которые также находились в состоянии войны друг с другом. Ко времени Джагадхекамаллы II Чалукья потеряли контроль над Венги, а его преемник, Тайлапа III, был побежден королем Какатий Пролой в 1149 году. Тайлапа III был взят в плен, а позже выпущен, подрывая престижных западных чалукьев. Видя упадок и неопределенность, просачивающиеся в правление Чалукья, Хойсала и Сеуна также вторглись в империю. Хойсала Нарасимха I победил и убил Тайлапу III, но не смог победить Калачури, которые боролись за над тем же регионом. В 1157 г. Калачури из Кальяниса под Биджьяла II захватили Кальяни и заняли его в течение следующих двух лет, вынудив халукьи перенести свою столицу в Аннигери в настоящее время. день Район Дхарвад.

Калачури были иммигрантами в южном Декан из Центральной Индии и называли себя Каланджарапураварадхисаварами. Биджьяла II и его предки правили как командиры чалукья (Махамандалешвар) провинциями Кархад-4000 и Тардавади-1000 (перекрывающиеся регионы в современных Карнатаке и Махараштре) со столицей в Мангалаваде или Аннигери. В записи Чиккалаги Биджалы II от 1157 года его называют Махабхуджабала Чакраварти («император с плечами и руками»), что указывает на то, что он больше не был подчиненным чалукья. Однако преемники Биджьялы II не смогли удержать Каляни, и их правление закончилось в 1183 году, когда последний потомок Чалукья, Сомешвара IV, сделал последнюю попытку вернуть себе империю, вернув Каляни. В этом конфликте царь Калачури Санкама был убит генералом Чалукья Нарасимхой. В это время Хойсала Вира Баллала II становился амбициозным и множеством различных конфликтов с Чалукьями и другими претендентами на их империю. Он победил Чалукья Сомешвару IV и Сеуну Бхилламу V, захватив большие области в долине реки Кришна под владениями Хойсала, но безуспешно против Калачуриса. Сеуны при Бхилламе V тоже находились в стадии империалистической экспансии, когда чалукья вернули Калиани. Их амбиции были временно ограничены их поражением против генерала Чалукья Бармы в 1183 году, но позже они отомстили в 1189 году.

Общие усилия Сомешвары IV по восстановлению империи Чалукья потерпели неудачу, и династия была положена правителями Сеуны который изгнал Сомешвару IV в Банаваси 1189 г. После падения Чалукьи Сеунас и Хойсалас продолжали воевать за регион реки Кришна в 1191 году, каждый из в разные моменты времени наносил поражение другому. В этот период пали две великие империи: Чалукья западного Декана и Чола Тамилакама. На руинах этих двух империй были построены королевства их феодаторий, взаимные антагонизмы которых заполнили анналыистории Декана на протяжении более ста лет. Пандьи взяли под свой контроль некоторые регионы бывшей империи Чола.

Администрация

Группа храмов Малликарджуны в Бадами в районе Багалкот, Карнатака

Царство Регистрации Чалукья было наследственным, переходя к брату царя, если у царя не было наследника мужского пола. Администрация была децентрализована, и феодальные кланы, такие как Алупа, Хойсала, Какатия, Сеуна, южный Калачури и другие, имели право управлять автономными провинциями, платя ежегодную дань императору Чалукья. В раскопанных надписях записаны такие титулы, как Махапрадхана (Главный министр), Сандхивиграхика и Дхармадхикари (главный судья). Некоторые должности, такие как Тадеяданданаяка (командующий резервной армией), были специализированы по функциям, в то время как все министерские должности включают роль Данданаяки (командующего), что члены кабинета прошли подготовку как командующие армией, а также общие административные навыки.

Царство было разделено на провинции, такие как Банаваси-12000, Ноламбавади-32000, Гангавади-96000, каждое название включает количество деревень, находящихся под его юрисдикцией. Большие деревеньки провинции были разделены на более мелкие провинции с меньшим большим деревеньком, как в Белавола-300. Большие провинции назывались Мандала, а под ними находились Наду, разделенные на Кампаны (группы деревень) и, наконец, Бада (деревня). Мандала находилась под началом члена королевской семьи, доверенного феодала или высокопоставленного чиновника. Тайлапа II сам отвечал за провинцию Тардавади во время правления Раштракуты. Вожди мандал мог переводиться в другое место в зависимости от политических событий. Например, чиновник по имени Бамманайя управлял Банаваси-12000 при короле Сомешваре III, но позже был переведен в Халасиге-12000. Женщины из королевской семьи также управляли Надусом и Кампанасом. Командующие армией называли Махамандалешварами, а тех, кто флагл Наду, называли Надугувнда.

Западные Чалукья чеканили золотованные пагоды с каннада и Нагари легендами, которые были обширными, тонкими золотыми монетами с различными отметками на лицевой стороне. Обычно они несли множество символов, таких как стилизованный лев, Шри на каннаде, наконечник копья, титул царя, лотос и другие. Джаясимха II использовал легенду Шри Джая, Сомешвара I выпускал монеты с Шри Тре лока ка малла, Сомешвара II использовал Бхуванека молла, монета Лакшмидевы носила Шри Лашу, а на монетах Джагадхекамаллы II была легенда Шри Джагаде. Феодат Алупа чеканил монеты с каннада и нагари легендой Шри Пандья Дханамджая. Лаккунди в районе Гадага и Суди в Район Дхарвад были главными монетными дворами (Танхашали). Их самая тяжелая золотая монета - Гадьянака весом 96 зерен, Драмма весом 65 зерен, Каланджу 48 зерен, Касу 15 зерен, Манджади 2,5 зерна, Аккам 1,25 зерна и Пана 9,6 зерна.

Экономика

Изысканный мантапа в храме Каллешвара (987 г. н.э.) в Багали, район Даванагере

Сельское хозяйство было основным источником дохода империи за счет налогов на землю и продукты. Большинство людей жили в деревнях и занимались выращиванием основных культур риса, бобовых и хлопка в засушливых районах и сахарного тростника в районах с достаточным количеством осадков., где главными товарными культурами являются арека и бетель. Условия жизни рабочих, которые обрабатывали землю, должны были быть терпимыми, поскольку нет никаких записей о восстаниях безземельных против богатых помещиков. Если крестьяне были недовольны, обычная практика заключалась в том, чтобы мигрировать в больших количествах из-под юрисдикции правителя, который плохо обращался с ними, тем самым лишая его доходов от их труда.

Налоги взимались с горнодобывающей и лесной продукции, и дополнительный доход был получен за счет платы за пользование транспортными средствами. Государство также взимало таможенные сборы, профессиональные лицензии и судебные штрафы. Записи показывают, что налоги облагались лошадьми и солью, а также товарами (золото, ткани, духи) и сельскохозяйственной продукцией (черный перец, рис, специи, листья бетеля, пальмовые листья, кокосы и сахар). Оценка земельного налога основывалась на частых обследованиях, оценивающих качество земли и вид продукции. В записях Чалукья, помимо водно-болотных угодий, засушливых земель и пустошей, при определении ставок налогообложения особо упоминаются черноземы и красноземы.

Ключевыми фигурами, упомянутыми в надписях из сельских районов, были Гавунды (чиновники) или Гауда 376>. Гавунды принадлежали к двум уровням экономических слоев: Праджа Гавунда (народная Гавунда) и Прабху Гавунда (владыка Гавунда). Они служили двойной цели: представлять людей перед правителями, а также выполнять функции государственных служащих для сбора налогов и создания (хлоритового сланца) в качестве основного строительного и скульптурного материала, что очень популярно. в более поздних храмах Хойсала. Они популяризировали использование декоративных Киртимуха (лиц демонов) в своих скульптурах. Среди известных архитекторов королевства Хойсала были архитекторы из Чалукянов, которые были уроженцами таких мест, как Баллигави. Художественный декор стен и общий скульптурный стиль были дравидийской архитектурой. Этот стиль иногда называют Карната дравида, одна из выдающихся традиций в индийской архитектуре.

Язык

Старая каннада надпись, приписываемая королю Викрамадитья VI, датированная 1112 годом н.э. в храме Махадева в Итаги, Карнатака

Местный язык каннада в основном использовался в западных (кальяни) чалукьяских надписях и эпиграфах. Некоторые историки утверждают, что девяносто процентов их надписей написаны на языке каннада, а остальные - на санскрите. Викрамадитье VI приписывают больше надписей на каннаде, чем любому другому царю до XII века, многие из которых были расшифрованы и переведены историками Археологической службы Индии. Надписи обычно делались либо на камне (Шилашасана), либо на медных пластинах (Тамарашасана). В этот период наблюдался рост каннада как языка литературы и поэзии, толчком к которому послужило религиозное движение вирашаев (называемое лингаятизмом ), которые выражали свою близость к своему божеству в форме простых текстов, называемых Vachanas. На административном уровне региональный язык использовался для записи местоположений и прав, связанных с предоставлением земли. Когда писались двуязычные надписи, разделы, в которых указывались титул, генеалогия, мифы о происхождении царя и благословения, обычно выполнялись на санскрите. Каннада использовалась для обозначения условий грантов, включая информацию о земле, ее границах, участии местных властей, правах и обязанностях получателя гранта, налогах и сборах, а также свидетелях. Это обеспечило четкое понимание содержания местными жителями без какой-либо двусмысленности.

В дополнение к надписям были написаны хроники, называемые вамшавали, чтобы предоставить исторические подробности о династиях. Сочинения на санскрите включали поэзию, грамматику, лексику, руководства, риторику, комментарии к более старым произведениям, прозу и драму. В каннаде стали популярными сочинения на светские темы. Некоторые известные произведения - это Чандомбудхи, просодия, и Карнатака Кадамбари, романс, оба написаны Нагавармой I, лексикон Раннаканды Ранна (993), книга по медицине под названием Карнатака-Кальянакарака Джагаддалы Соманатха, самое раннее сочинение по астрологии, названное Шридхарачарьей «Джатакатилака» (1049), сочинение об эротике, названное Чандрараджей Маданакатилака, и энциклопедия под названием «Локапакара» Чавундарая II (1025).>Династия Чола

  • Кулотунга Чола I
  • Раштракутас
  • Викрамадитья VI
  • Примечания

    Ссылки

    Книга

    Интернет

    На Викискладе есть материалы по теме Западная Империя Чалукья.
    Хронология и. культурный периодСеверо-Западная Индия. (Пенджаб - Сапта Синдху )Индо-Гангская равнина Центральная ИндияЮжная Индия
    Верхняя Гангская равнина. (Ганга-Ямуна доаб )Средняя Гангская равнинаНижняя Гангская равнина
    ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
    КультураПоздно Ведический период Поздний Ведический период. (Шраута культура). Культура окрашенной серой керамики Поздний Ведический период. (Шраманская культура ). Северный Черная полированная посуда Предыстория
    VI век до н.э.Гандхара Куру - Панчала Магадха Адиваси (племена) Ассака
    КультураПерсидско-греческое влияние "Вторая урбанизация ". Возникновение движений шраманов. джайнизм - буддизм - адживика - йога Предыстория
    V век до нашей эры(Персидские завоевания )Династия Шайшунага Адиваси (племена) Ассака
    IV век до нашей эры(Греческие завоевания )Империя Нанда
    ИСТОРИЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
    КультураРаспространение буддизма Предыстория
    3 век до н.э.Империя Маурьев Династия Сатавахана. Период Сангама. (300 г. до н.э. - 200 г. н.э.). Ранний Чолас. Ранний Пандийское царство. Черас.
    КультураДоклассический индуизм - «индуистский синтез» (ок. 200 г. до н.э. - 300 г. н.э.). Эпосы - Пураны - Рамаяна - Махабхарата - Бхагавад Гита - Сутры Брахмы - Традиция Смарта. Буддизм Махаяны
    2 век до н.э.Индо-греческое царство Империя Шунга. Династия Маха-Мегхавахана Династия Сатавахана. Период Сангама. (300 г. до н.э. - 200 г. н.э.). Ранняя Чола. Раннее Пандийское царство. Черас.
    1 век до н.э.
    1 век н.э.

    индо-скифы. Индо-парфяне

    Царство Кунинда
    II векКушанское царство
    III векКушано-Сасанидское царство Кушанское царство Западные сатрапы Камарупа царствоадиваси (племена)
    Культура«Золотой век индуизма» (ок. 320-650 гг. н. э.). Пураны. Сосуществование индуизма и буддизм
    4 веккидариты Империя Гупта. Династия Варман Андхра Икшвакус. Династия Калабхра. Династия Кадамба. Династия Западная Ганга
    5 векИмперия эфталитов гунны Алхона Вишнукундина. Династия Калабхра.
    VI векНезак Гунны. Кабул Шахи Майтрака Адиваси (племена) Вишнукундина. Бадами Чалукьяс. Династия Калабхра 512>КультураПоздний классический индуизм (ок. 650-1100 н.э.). Адвайта Веданта - Тантра. Упадок буддизма в Индии
    7 векИндо-Сасаниды Династия Вакатака. Империя Харша Династия Млеччха Адиваси (племена) Бадами Чалукьяс. Восточный Чалукьяс. Пандийское царство (Возрождение). Паллава
    8 векКабул Шахи Империя Пала Восточный Чалукьяс. Королевство Пандия. Калачури
    9 векГурджара-Пратихара Династия Раштракутов. Восточный Чалукьяс. Королевство Пандия. Средневековый Чолас. Чера Перумалс Маккотая
    10 векГазневиды Династия Пала. Династия Камбоджа-Пала Кальяни Чалукьяс. Восточный Чалукьяс. Средневековый Чолас. Чера Перумалс Маккотая. Раштракута 519>Ссылки и источники для таблицы

    Ссылки

    Источники

    Последняя правка сделана 2021-06-20 12:35:36
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте