Ганеш Чатуртхи

редактировать
многодневный ежегодный индуистский фестиваль, посвященный богу Ганешу

Ганешу Чатуртхи
Лалбо Ганеша.jpg Лалбаугча Раджа, Мумбаи
Официальное названиеЧатуртхи / Винаяка Чатуртхи / Винаяка Чавити
Также называетсяЧавати, Чути, Ганешотсав
Наблюдаетсяиндуистами
ТипРелигиозные
ПраздникиПение ведических гимнов и индуистских текстов, молитвы, последний день: процессии, погружение в идол
НачалоБхадрапада Шукла Чатуртхи
Завершаетсячерез 11 дней после начала
ДатаБхадрапада (август – сентябрь)
Дата 20192 сентября (пн)
Дата 2020 года22 августа (сб)
ПериодичностьЕжегодно

Ганеш Чатуртхи (ISO : Gaeśa Chaturthī), также известный как Винаяка Чатуртхи (Винаяка Чатуртхи), это индуистский фестиваль, посвященный приходу Ганеша на землю с Кайлаш Парват со своей матерью Богиней Парвати / Гаури. Фестиваль отмечен установкой глиняных идолов Ганеша в частном порядке в домах или публично на сложных пандалях (временные сцены). Наблюдения включают пение ведических гимнов и индуистских текстов, таких как молитвы и брата (пост). Подношения и прасад из ежедневных молитв, которые раздаются от пандала общине, включают сладости, такие как модака, который считается любимым Лорд Ганеш. Фестиваль заканчивается на десятый день после начала, когда идола несут в общественной процессии с музыкой и коллективным пением, а затем погружают в близлежащий водоем, такой как река или море. В одном только Мумбаи ежегодно погружается около 150 000 статуй. После этого глиняный идол растворяется, и считается, что Ганеш возвращается на гору Кайлас к Парвати и Шиве. Фестиваль прославляет Господа Ганеша как Бога Нового Начала и Устранителя препятствий, а также бога мудрости и разума и отмечается по всей Индии, особенно в таких штатах, как Махараштра, Гоа, Карнатака, Раджастан, Мадхья-Прадеш, Андхра-Прадеш, Телангана, Одиша, Западная Бенгалия, Гуджарат и Чхаттисгарх, и отмечается в частном порядке дома в Тамил Наду в 2020 году из-за Covid-19 Пандемия. Ганеша Чатурти также наблюдается в Непале и индуистской диаспоре в других местах, например, в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, Сингапур, Малайзия, Тринидад и Тобаго, Гайана, Суринам, другие части Карибского бассейна, Фиджи, Маврикий, Южная Африка США и Европа. По григорианскому календарю Ганеш Чатурти приходится на период с 22 августа по 20 сентября каждого года.

В общественных местах, наряду с чтением текстов и групповыми пирушками, также проводятся соревнования по спортивным и боевым искусствам.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Ганеш
    • 1.2 Фестиваль
    • 1.3 Висарджан
  • 2 Праздник в Индии
    • 2.1 В известных храмах
    • 2.2 Дома
  • 3 Праздник за пределами Индии
  • 4 Продукты питания
  • 5 Воздействие на окружающую среду
  • 6 Галерея
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
    • 9.1 Библиография

История

Ганеша, миниатюра Басохли, около 1730 г.

Индийский борец за свободу Локманья Тилак отстаивал его как средство обхода запрета колониального правительства Великобритании на проведение индуистских собраний посредством своего законодательства, запрещающего публичные собрания в 1892 году.

Ганеш

Хотя и не ссылаясь на классическую форму Ганапати, самое раннее упоминание о Ганапати находится в Ригведе. Оно встречается дважды в Ригведе, один раз в шлоке 2.23.1, а также в шлоке 10.112.9. Обе эти шлоки подразумевают роль Ганапати как «провидца среди провидцев, безмерно изобилующего пищей, председательствующего среди старейшин и повелителя заклинаний», в то время как шлока в мандале 10 утверждает, что без Ганапати По словам Майкла, «ничто поблизости или вдали не исполняется без тебя». Однако сомнительно, что ведический термин Ганапати, который буквально означает «хранитель множества», относится конкретно к Ганешу более поздней эпохи, а ведические тексты не упоминают Ганеша Чатуртхи. появляется в постведических текстах, таких как Грихья-сутры, а затем в древних санскритских текстах, таких как Ваджасанейи Самхита, Яджнавалкья Смрити и Махабхарата упоминают Ганапати как Ганешвара. и Винаяк. Ганеш появляется в средневековых пуранах в форме «бога успеха, устранителя препятствий». Сканда Пурана, Нарада Пурана и Брахма Вайварта Пурана, в частности, щедро хвалят его. Помимо текстовых интерпретаций, археологические и эпиграфические данные свидетельствуют о том, что Ганеш стал популярным, почитался до 8-го века нашей эры, а многочисленные его изображения относятся к 7-му веку или ранее.

Идол Ганеша в Хайратабаде, Хайдарабад, Индия

Например, резные фигурки в индуистских, буддийских и джайнских храмах, таких как пещеры Эллора, датируемые периодом между 5 и 8 веками, благоговейно показывают Ганеша восседает с главной индуистской богиней (Шакти ).

Фестиваль

Хотя неизвестно, когда (или как) Ганеш Чатурти был впервые отмечен, фестиваль публично отмечается в Пуне с тех пор, как эпоха Шиваджи (1630–1680, основатель Империи маратхов ). После начала британского владычества фестиваль Ганеш утратил государственное покровительство и стал частный семейный праздник в Махараштре до его возрождения индийским борцом за свободу и социальным реформатором Локманья Тилак.

Я с величайшим любопытством следил за толпой, несущей в процессии бесконечное количество идолов бога Ганеша... Каждый маленький квартал города, каждая семья со своими приверженцами, каждый уголок, я могу почти сказать, организует собственное шествие, свое собственное шествие. А самых бедных можно увидеть несущими на простой доске своего маленького идола или из папье-маше... Более или менее многочисленная толпа сопровождает идола, хлопая в ладоши и поднимая крики радости, в то время как маленький оркестр обычно предшествует идолу.. - Анджело де Губернатис, Bombay Gazette (1886)

Согласно другим, таким как Каур, фестиваль стал публичным мероприятием позже, в 1892 году, когда Бхаусахеб Лаксман Джавале (также известный как Бхау Рангари) установил первый сарваджаник ( общественность) Идол Ганеша в Пуне. В 1893 году индийский борец за свободу Локманья Тилак похвалил празднование Сарваджаника Ганеша Утсава в своей газете Кесари и посвятил свои усилия превращению ежегодного домашнего фестиваля в большое, хорошо организованное общественное мероприятие. Тилак признал призыв Ганеша «богом для всех», и, по словам Роберта Брауна, он выбрал Ганеша в качестве бога, который преодолел «разрыв между браминами и небрахманами», тем самым выстроив между ними единство на низовом уровне. противостоять британскому колониальному правлению.

Другие ученые заявляют, что Британская империя после 1870 года из страха перед мятежными собраниями приняла ряд постановлений, запрещавших публичные собрания в социальных и политических целях более чем 20 человек в Британская Индия, но исключила религиозные собрания для пятничных молитв в мечети под давлением индийской мусульманской общины. Тилак считал, что это эффективно блокирует публичные собрания индусов, чья религия не требует ежедневных молитв или еженедельных собраний, и он использовал это религиозное освобождение, чтобы заставить Ганеша Чатурти обойти британский колониальный закон о больших публичных собраниях. Он был первым, кто установил большие публичные изображения Ганеша в павильонах в президентстве Бомбея и на других праздничных мероприятиях на фестивале.

Бог Ганеш: устранение политических препятствий

Почему бы нам не преобразовать большие религиозные праздники. в массовые политические митинги?

—Локманья Тилак, Кесари, 8 сентября 1896 г.

Согласно Ричарду Кэшману, Тилак завербовал и страстно посвятил себя богу Ганешу после межобщинного насилия между индуистами и мусульманами в Бомбее 1893 года и беспорядков на Декане, когда он почувствовал, что британцы Правительство Индии под руководством лорда Харриса неоднократно становилось на чью-то сторону и несправедливо относилось к индуистам, потому что индусы не были хорошо организованы. По оценке Тилака, поклонение Ганеше и шествия уже были популярны в сельских и городских индуистских популяциях, среди социальных каст и классов в Бароде, Гвалиоре, Пуне и большей части региона маратхов в 18 веке. В 1893 году Тилак помог превратить фестиваль Ганеш Чатуртхи в массовое общественное мероприятие и скрытое средство политической активности, интеллектуального дискурса, поэтических концертов, пьес, концертов и народных танцев.

В Гоа Ганеш Чатуртхи предшествовал Кадамба эпоха. Инквизиция Гоа запретила индуистские фестивали, а индуисты, не принявшие христианство, были строго ограничены. Однако индуистские гоанцы продолжали исповедовать свою религию, несмотря на ограничения. Многие семьи поклоняются Ганешу в форме патри (листья, используемые для поклонения Ганешу или другим богам), рисунок рисуется на бумаге или небольших серебряных идолах. В некоторых домах идолы Ганеша спрятаны, что является уникальной особенностью Ганеша Чатурти в Гоа из-за запрета на глиняные идолы Ганеша и фестивалей иезуитами как часть инквизиции.

Мужчина рисует статую Ганеша Художник готовит изображение Ганеша для фестиваль в Маргао, Гоа Лаалбаагча Раджа (самая известная версия Ганеша в Мумбаи) в процессии.

Публичные приготовления к празднику начинаются за несколько месяцев. Местные Mandapa или Pandal обычно финансируются либо за счет пожертвований местных жителей, либо размещаются предприятиями или общественными организациями. Создание Мурти в Махараштре обычно начинается с «Падья пуджи» или поклонения стопам Господа Ганеша. Мурти привозят на «пандалы» за день или за день до начала фестиваля. Пандалы имеют тщательно продуманную отделку и освещение.

В домашних условиях подготовка к фестивалю включает в себя покупки, такие как предметы или аксессуары к пудже, за несколько дней и бронирование мурти Ганеша заранее за месяц. (от местных мастеров). Мурти приносят домой либо за день до, либо в день самого Ганеша Чатуртхи. Перед установкой идола семьи украшают небольшую чистую часть дома цветами и другими яркими предметами. Когда Мурти установлен, он и его алтарь украшаются цветами и другими материалами. В день праздника проводится церемония установки глиняного мурти (идола) вместе с пением священных мантр и пуджи, включая бхаджаны, в течение определенного благоприятного периода дня.

Готовясь к фестивалю, ремесленники создают глиняные модели Ганеша для продажи. Размер Мурти варьируется от 1,9 см (1,9 см) для домов до 21 м (70 футов) для крупных общественных праздников.

Дата фестиваля обычно определяется присутствие Чатурти Титхи. Фестиваль проводится во время «Бхадрапада Мадяхана Пурвабаддха». Если Чатурти Тхити начинается ночью в предыдущий день и заканчивается утром следующего дня, то следующий день считается Винаяка Чатуртхи. В церемонии освящения священник совершает прана пратиштха, чтобы пригласить Ганеша в качестве гостя. Затем следует ритуал шодашопачара, состоящий из 16 шагов (санскрит: шодаш, 16; упачара, процесс), во время которого кокос, джаггери, модакс, дурва трава и красный гибискус (Джасванд) идолу предлагаются цветы. В зависимости от региона и часового пояса церемония начинается с гимнов из Ригведы, Ганапати Атхарваширса, Упанишад и Ганеши стотры (молитва) из Нарада-пураны. В Махараштре, а также в Гоа арти исполняются с друзьями и семьей, обычно утром и вечером.

Висарджан

В последний день фестиваля имеет место традиция Ганеша Висарджана. Заключительный день 10-дневного фестиваля также широко известен как Анант Чатурдаши. Как подразумевает слово «висарджан», в этот день погружение («висарджан» означает погружение) идола Господа Ганапати происходит в реке, море или водоеме. В последний день преданные выходят процессиями, неся идолов своего возлюбленного Бога, и совершают погружение.

За легендой о Ганеше висарджане стоит интересная история. Считается, что Господь Ганеша возвращается на гору Кайлас, чтобы присоединиться к своим родителям Господу Шиве и богине Парвати в последний день фестиваля. Празднование Ганеша Чатуртхи также указывает на значение цикла рождения, жизни и смерти. Ганеша, который также известен как Повелитель Новых Началах, также почитается как Устранитель препятствий. Считается, что когда идол Ганеши вынимается для погружения, он также уносит с собой различные препятствия в доме, и эти препятствия уничтожаются вместе с висарджаном. Каждый год люди с нетерпением ждут празднования праздника Ганеша Чатуртхи.

Праздник в Индии

В Индии Ганеш Чатуртхи в основном отмечается дома и публично местными общественными группами в центральные и западные штаты Махараштра, Мадхья-Прадеш, Гуджарат, Раджастхан и Гоа и южные штаты Карнатака, Андхра-Прадеш, Телангана, Тамил Наду, Керала и восточные штаты Западной Бенгалии и Одиша..

В известных храмах

В Храм Варасидхи Винаяка Свами в Канипакам, Андхра-Прадеш, ежегодные брахмотсавамы будут отмечаться в течение 21 дня, начиная с дня Винаяка Чавитхи. В эти дни процессионное божество Винаяки (Ганеша) будет организовано процессией по разным ваханамам среди большого количества паломников по всей стране.

Дома

Домашнее празднование Ганеша во время Ганеш Чатуртхи в Дом Махараштры

В Махараштре Ганеш Чатурти известен как Ганешотсав. Семьи устанавливают маленькие глиняные статуи для поклонения во время фестиваля. Мурти поклоняются утром и вечером с подношением цветов, дурва (прядей молодой травы), каранджи и модак (пальмовый сахар и кокосовые хлопья, завернутые в клецки из рисовой муки). Поклонение заканчивается пением аарти в честь Ганеша, других богов и святых. В Махараштре поется маратхи аарти "Сукхакарта Дукхахарта ", сочиненный святым 17 века, Самарт Рамдас. Семейные традиции расходятся во мнениях о том, когда закончить праздник. Домашние торжества заканчиваются через 1 ⁄ 2, 3, 5, 7 или 11 дней. В это время Мурти церемониально переносится в водоем (например, в озеро, реку или море) для погружения. В Махараштре Ганешотсав также включает другие праздники, а именно Харталика и фестиваль Гаури, первый соблюдается женщинами во время поста за день до Ганеша Чатуртхи, а второй - установлением праздника статуи Гаурис. В некоторых общинах, таких как Читпаван и CKP, камешки, собранные на берегу реки, устанавливаются как изображения Гаури.

В Гоа Ганеш Чатуртхи известен как Хават в Конкани и Параб или Парва («благоприятный праздник»); он начинается в третий день лунного месяца месяца Бхадрапада. В этот день Парвати и Шива поклоняются женщинам, которые постятся. Во время игры на таких инструментах, как гумотс, тарелки Crash (ताळ (таал) в Конкани) и пахавадж (индийский бочкообразный двуглавый барабан) играют ритуалы. На следующий день отмечается праздник урожая, Navyachi Pancham; свежий урожай риса приносят домой с полей (или из храмов), и проводят пуджу. Сообщества, которые обычно едят морепродукты, воздерживаются от этого во время фестиваля.

В Карнатаке фестиваль Говри предшествует Ганешу Чатуртхи, и люди по всему штату желают друг другу добра. В Андхра-Прадеше Ганешу Мурти'со из глины (Матти Винаякуду) и куркумы (Сиддхи Винаякуду) обычно поклоняются дома с гипсом из Парижа Мурти.

Большая статуя Ганеша на воде в окружении людей Ганешу Висарджану в Мумбаи Голова статуи Ганеша Идол Ганпати в Пуне

Публичные празднования фестиваля популярны и организуются местными молодежными группами, районными ассоциациями или группами торговцев. Средства на публичный фестиваль собирают члены ассоциации, организующей праздник, местные жители и предприятия. Идолы Ганеша и сопровождающие их статуи устанавливаются во временных убежищах, известных как мандапы или пандалы. Фестиваль включает культурные мероприятия, такие как пение, театральные и оркестровые представления, и общественные мероприятия, такие как бесплатные медицинские осмотры, пункты сдачи крови и пожертвования бедным. Ганеш Чатуртхи, помимо религиозных аспектов, является важной экономической деятельностью в Мумбаи, Сурат, Пуна, Хайдарабад, Бангалор, Ченнаи и Курнул. Многие художники, индустрия и предприятия зарабатывают значительную часть своей жизни на фестивале, который является сценой для начинающих художников. В праздновании также участвуют представители других религий.

В Тамил Наду фестиваль, также известный как Винаяка Чатуртхи или Пиллаяр Чатурти, приходится на четвертый день после новолуния месяца. из vai в тамильском календаре. Идолы обычно сделаны из глины или папье-маше, поскольку гипс идолы были запрещены правительством штата, но часто сообщается о нарушениях этого правила. Идолы также делаются из кокосы и другие органические продукты. В течение нескольких дней им поклоняются в пандалах, а в следующее воскресенье погружают в Бенгальский залив. В Керале фестиваль также известен как Ламбудхара Пираналу, который приходится на месяц Чингам. В Тируванантапураме процессия идет от храма Пажавангади Ганапати к пляжу Шанкумугам с высокими статуями Ганеши, сделанными из органических продуктов и молока, погруженного в море.

Праздник снаружи. Индия

Фестиваль Ганеша Чатурти в Антверпене, Бельгия Праздник Ганеша Чатурти, проводимый тамильской общиной Шри-Ланки в Франции

В Пакистане праздники Ганеш Чатурти проводятся проводится Шри Махараштра Панчаят, организацией махараштрийцев в Карачи.

Ганеш Чатурти празднуется в Великобритании среди британских индуистов жить там. Общество индуистской культуры и наследия, основанное в Саутхолле, впервые чествовало Ганеша Чатурти в Лондоне в 2005 году в индуистском храме Вишва; и идол был погружен в реку Темзу на пирсе Патни. Другой праздник, организованный группой гуджарати, отмечался в Саутенд-он-Си и собрал около 18 000 преданных. Ежегодные праздники также проводятся на реке Мерси в Ливерпуле.

Фестиваль Ганеша в Филадельфии - одно из самых популярных праздников Ганеша Чатурти в Северной Америке, и он также отмечается в Канаде (особенно в районе Торонто ), Маврикий, Малайзия и Сингапур. Фестиваль Маврикия восходит к 1896 году, и правительство Маврикия объявило его государственным праздником. В Малайзии и Сингапуре фестиваль более известен как Винаягар Чатуртхи из-за большого числа индусов, говорящих на тамильском языке.

Еда

Модака - это сладкие пельмени, традиционные подношения и прасад в Ганеш-Чатуртхи. Слева: приготовленные на пару с начинкой. Справа: жареные

Основное сладкое блюдо во время фестиваля - модак (модак на маратхи и конкани, модакам или кудуму на телугу, модака или кадубу в каннада, кожакатта или модаккам в малаялам и кожукаттай или модагам в тамильском ). Модак - это клецки из рисовой или пшеничной муки, фаршированные тертым кокосом, [джаггери], сухофруктами и другими приправами, приготовленные на пару или жареные. Еще одно популярное сладкое блюдо - каранджи (karjikai в каннада ), похожее на модак по составу и вкусу, но имеющее полукруглую форму. Это сладкое блюдо называется Неври в Гоа и является синонимом праздника Ганеша у гоанцев и диаспоры конкани.

в Андхра-Прадеше и Телангане модак, ладду, вундраллу (приготовленный на пару крупно измельченный рис- мучные шарики), панакам (напиток со вкусом джаггери, черного перца и кардамона), вадапаппу (пропитанная чечевица луна ) и чаливиди (смесь вареной рисовой муки и джаггери) предлагаются Ганешу. Эти подношения известны как наиведья, и на тарелке модака традиционно помещается 21 кусок сладкого. В Гоа популярны модак и гоанская версия из идли (санна ).

Панчакаджая - это подношение Господу Ганешу во время этого фестиваль в некоторых частях Карнатаки. Это смесь сушеного кокоса, жареного бенгальского порошка, сахара, топленого масла и кунжута. Готовятся разные варианты панчакаджая. Можно использовать жареный бенгальский грамм, зеленый грамм, жареный чана дал (путани) или аваль.

Воздействие на окружающую среду

В 2004 году Высокий суд Мадраса постановил, что погружение идолов Ганеша в воду является незаконным, поскольку оно включает химические вещества, загрязняющие морскую воду. В Гоа продажа гипсовых идолов Ганеши была запрещена правительством штата, и празднующим поощряется покупка традиционных глиняных идолов, сделанных вручную. Недавние инициативы по производству традиционных глиняных идолов Ганеша в Хайдарабаде были спонсированы Советом по контролю за загрязнением штата Андхра-Прадеш. Теперь все больше людей выбирают глину / коровий навоз или других ведических идолов Ганеша.

Из-за проблем с окружающей средой некоторые семьи теперь избегают водоемов и позволяют глиняной статуе разрушаться в бочке с водой дома. Через несколько дней глину выкладывают в саду. В некоторых городах для погружения используется общественный, экологически чистый процесс.

Галерея

См. Также

  • флаг Индийский портал

Примечания

Ссылки

Библиография

  • Граймс, Джон А. (1995), Ганапати: Песня о себе, Серия SUNY по религиоведению, Олбани: State University of New York Press, ISBN 0- 7914-2440-5 CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Майкл, С.М. (1983). «Происхождение культа Ганапати». иан фольклористика. 42 (1): 91–116. doi : 10.2307 / 1178368. JSTOR 1178368. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Ганешем Чатуртхи.
Последняя правка сделана 2021-05-21 11:29:15
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте