Литература маратхи

редактировать

Литература маратхи - это совокупность литературы маратхи, индоарийского языка, на котором говорят в основном в индийском штате Махараштра и написаны письмом деванагари и моди.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 История
    • 1.1 Древняя эпоха
    • 1.2 Период Ядавы
    • 1.3 Период Деканских султанатов
    • 1.4 Период маратхов
    • 1.5 Британский период
    • 1.6 Начало журналистики
  • 2 Настоящее время (1947-
    • 2.1 Научная фантастика
    • 2.2 Энциклопедия
    • 2.3 Далитская литература
  • 3 награды
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Библиография
  • 7 Внешние ссылки
История

Древняя эпоха

Махараштри Пракрит был южным пракритом, на котором говорили на берегах Нармады и Годавари. Махараштри был ответвлением ведического санскрита. Самый ранний пример Махараштри как отдельного языка датируется примерно 3 веком до нашей эры: каменная надпись, найденная в пещере в Нанегхате, Джуннар в районе Пуны, была написана в Махараштри с использованием шрифта Брахми. Комитет, назначенный правительством штата Махараштра для получения классического статуса маратхи, заявил, что маратхи существовало по крайней мере 2300 лет назад. Маратхи, производное от Махараштри, вероятно, впервые засвидетельствовано в надписи на медной пластине 739 г. н.э., найденной в Сатаре. Несколько надписей, датируемых второй половиной XI века, содержат маратхи, которые обычно добавляются к санскриту или пракриту в этих надписях. Самые ранние надписи только на маратхи - это те, которые были выпущены во время правления Шилахара, включая ок. Каменная надпись 1012 г. н.э. из Акши талука Райгадского района и надпись 1060 или 1086 г. н.э. на медной пластине из Дайва, в которой записан грант земли (аграхара) брамину. В двухстрочной надписи 1118 г. н.э. на маратхи в Шраванабелаголе записан дар Хойсаласа. Эти надписи предполагают, что маратхи был стандартным письменным языком к XII веку. Однако нет никаких записей о какой-либо реальной литературе, созданной на маратхи до конца 13 века.

Период Ядавы

Днянешвар в представлении прессы Рави Вармы

Эпиграфические данные свидетельствуют о том, что маратхи был стандартным письменным языком к XII веку. Однако самые ранние записи актуальной литературы на маратхи появляются только в конце 13 века. Литература раннего маратхи возникла во время правления Сеуны (Ядавы), из-за чего некоторые ученые предположили, что она была создана при поддержке правителей Ядавов. Ядавы действительно считали маратхи важным языком для общения с широкой публикой, и маратхи заменили каннаду и санскрит в качестве доминирующего языка надписей в течение последней полувека правления Ядавов. Однако нет никаких свидетельств того, что королевский двор Ядавы напрямую поддерживал выпуск литературы на маратхи за счет государственных средств.

Литература раннего маратхи была в основном религиозной и философской по своей природе и была написана святыми поэтами, принадлежащими к сектам Маханубхава и Варкари. Во время правления последних трех царей Ядавов было создано большое количество литературы в стихах и прозе по астрологии, медицине, Пуранам, Веданте, царям и придворным. Nalopakhyana, Rukminiswayamvara и Shripati в Jyotisharatnamala (1039) несколько примеров.

Бхаскарабхатта Борикар из секты Маханубхава - первый известный поэт, сочинивший гимны на маратхи.

Днянешвар (1275–1296) был первым литературным деятелем маратхи, который имел широкую читательскую аудиторию и оказал огромное влияние. Его основные работы - Амрутанубхав и Бхаварт Дипика (широко известный как Днянешвари). Бхаварт Дипика - это длинный комментарий к Бхагавад-гите, состоящий из 9000 двустиший.

Намдев, святой бхакти и современник Днянешвара, является еще одним значительным литературным деятелем этой эпохи. Намдев сочинял религиозные песни как на маратхи, так и на хинди ; некоторые из его сочинений на хинди включены в священную книгу сикхов « Гуру Грантх Сахиб».

Еще одним ранним писателем маратхи был Мукундараджа, который написал Вивекасиндху и Парамамриту. Обе работы посвящены философии Адвайты. Некоторые более ранние ученые датировали его XII веком и считали Вивекасиндху первой литературной книгой на маратхи, датирующей его 1188 годом. Однако большинство лингвистических историков теперь датируют Мукундараджу 14 веком или позже: Вивекасиндху, вероятно, был написан после Лилачариты и Днянешвари.

Период Деканских султанатов

В первые дни существования султаната Бахмани (1347–1527) и султаната Биджапур (1527–1686) активность маратхи была относительно низкой. Warkari Санкт-поэт Eknath (1533-1599), главный преемник Dnyaneshwar, был крупным маратхи литературной фигурой в течение этого периода. Он предоставил подлинную отредактированную версию «Днянешвари», которая была забыта после исламского вторжения в Декан. Он также написал несколько abhangs (молитвенные стихи), рассказы и небольшие произведения, которые имели дело с Бхагавата Пурана Он писал Eknathi Бхагват, Bhavarth Ramayan, Рукмини Swayamwar Hastamalak и Bharud. Дасопант был еще одним второстепенным, но известным поэтом той эпохи. Муктешвар (1574–1645), внук Экнатха, также написал несколько работ на маратхи, включая перевод эпоса « Махабхарата».

Криста Пурана, написанная христианским миссионером из Гоа Томасом Стивенсом, была впервые опубликована в 1616 году. Она написана на смеси языков маратхи и конкани, а первая копия была напечатана римским шрифтом и повествует историю Иисуса Христа..

Период маратхи

Тукарам

В маратхи, маратхи-говорящих уроженцев, сформировали свое собственное королевство в 17 веке. Развитие литературы маратхи ускорилось в этот период. Хотя их лидер, Шиваджи Махарадж, был официально коронован как король в 1674 году, он был фактическим правителем большой территории в Западной Махараштре в течение некоторого времени. Тукарам и Самарт Рамдас, современники Шиваджи, были известными поэтами раннего периода маратхов. Тукарам (1608–1650) был самым выдающимся духовным поэтом маратхи- варкари, отождествленным с движением бхакти, и оказал большое влияние на более позднее общество маратхов. Его современник Самарт Рамдас написал Дасбодх и Маначе Шлок на маратхи.

В XVIII веке было выпущено несколько известных работ, таких как «Ятхартхадипика» (Вамана Пандита ), « Наладамаянти Сваямвара» (« Рагхунатх Пандит» ), « Пандава Пратап», « Харивиджай», « Рамвиджай» (Шридхара Пандита) и « Махабхарата» (перевод Моропанта ). Историческая часть старой маратхи литературы содержала Bakhars и то Katava s. Кришна Даярнава и Шридхар были другими ведущими поэтами во время правления пешвы. Махипати, автор биографий святых бхакти, также принадлежал к этой эпохе.

Британский период

Титульный лист книги Sarvajanik Satya Дхарма Pustak по Jyotiba Пхуле.

Британский колониальный период (также известный как современный период) пила стандартизация маратхи грамматики благодаря усилиям христианского миссионера Уильям Кэри. В словаре Кэри было меньше статей, а слова маратхи были написаны письмом деванагари вместо преобладающего в то время сценария Моди. Кэри также перевел Новый и Ветхий Заветы Библии на маратхи в 1811 и 1820 годах соответственно. Наиболее полные маратхи-английские словари были составлены капитаном Джеймсом Томасом Молсвортом и майором Томасом Кэнди в 1831 году. Книга все еще печатается спустя почти два столетия после ее публикации. Колониальные власти также работали над стандартизацией маратхи под руководством Молсворта. Для этой задачи они использовали брахманов Пуны и приняли диалект с преобладанием санскрита, на котором говорит эта каста в городе, в качестве стандартного диалекта для маратхи. Христианские миссионеры познакомили маратхи с западными формами.

Маратхи в то время эффективно помогала маратхи драма. Здесь тоже был другой жанр - «Сангит Натья» или мюзиклы. Первой пьесой была «Сита Сваямвар» В. А. Бхаве в 1843 году. Позднее Кирлоскар (1843–85) и Г. Б. Деваль (1854–1916) привнесли романтический аромат и социальное наполнение. Но Кришнаджи Прабхакар Хадилкар (1872-1948) с его запрещенной пьесой «Кичака-Вадх» (1910) задал тренд политического драматурга. За ними последовали такие стойкие, как Рам Ганеш Гадкари и Прахлад Кешав Атре.

Современные поэты, такие как Кешавсута, Балакави, Говиндаградж, и поэты Рави Киран Мандал (такие как Мадхав Джулиан ) писали стихи, на которые оказали влияние романтическая и викторианская английская поэзия. Во многом это было сентиментально и лирично. Прахлад Кешав Атре, известный сатирик и политик, написал пародию на такого рода стихи в своем сборнике « Джендучи Пхуле».

Разумный Гуруджи (1899–1950) внес свой вклад в создание детской литературы на языке маратхи. Его основные работы - Шямчи Аай, Астиканд Год Шевата. Он перевел и упростил многие западные классические произведения и опубликовал их в сборнике рассказов под названием « Годе гошти» («Сладкие истории»).

Начало журналистики

6 января 1832 года, Балшастрите Джамбхекар из Elphinstone колледж начал Дарпан, первый маратхи-английский журнал двухнедельный.

24 октября 1841 года Говинд Витал Кунте начал прабхакар. Кунте был первым профессиональным журналистом маратхи. Прабхакар восхвалял индийское искусство и культуру. В 1842 году американские миссионеры основали журнал маратхи под названием « Днянодая», который очернял индуистскую религию, но также имел статьи, связанные с наукой и технологиями. Журнал издается и по сей день. Джнян Пракаш был основан 12 февраля 1849 года в Пуне. В первые годы его редактировал Кришнарадж Тримбак Ранаде. Он выходил еженедельно до 1904 года, когда стал ежедневным. Публикация прекратилась в 1951 г. Журнал пропагандировал образование и социальные реформы. Хари Нараян Апте, популярный писатель-маратхи, также был его редактором. Среди его авторов были Махадев Говинд Ранад и Гопал Кришна Гокхале. В 1862 году в Бомбее был основан двуязычный журнал « Индупракаш». Его отредактировал М.Г. Ранаде. Он критиковал ортодоксальность в индуизме и призывал к социальным реформам. В 1877 году Джотиба Пхуле и Кришнарао Бхаскар основали Динбандху, как часть движения возвышения далитов. Динабандху был органом Сатьяшодхак Самаджа, основанного Пхуле. Другие известные ранние периодические издания маратхи включают Джаганмитра (из Ратнагири ), Шубх Сучак (из Сатары ), Вартаман Дипика и Вартаман Сангра.

Кесари

4 января 1881 года Бал Гангадхар Тилак начал Кесари вместе с Гопалом Ганешем Агаркаром. В 1887 году Агаркар ушел, чтобы вместе с Гопалом Кришной Гокхале основать суджит Судхарак (двуязычный). После смерти Агаркара в 1895 г. публикация прекратилась. В 1889 году К. Навалкар основал еженедельник «Вартахар», посвященный зверствам, совершенным правящими британцами и другими европейцами. В 1890 году Хари Нараян Апте основал Karmanuk, семейную развлекательную газету. В нем были статьи по науке. Также в 1890 году Анандрао Рамачандра Дхарандхар начал издавать Bhoot каждый день новолуния и полнолуния. Это была первая маратхи, в которой были карикатуры на политические и социальные темы. Он был очень популярен, но прекратил публикацию в 1904 году.

Настоящее время (1947-
Смотрите также: Премия Махараштры Бхушан

Вишну Сакхары Хандекар (1889-1976) 's Яяти снискали ему премию Jnanpith за 1975. Он также написал много других романов, рассказы, эссе и т.д. Его основные произведения Дон Dhruv (два полюс), Ulka (метеорит), Krounchavadh, Джалалела Мохар, Амрутвел.

Драма маратхи процветала в 1960-х и 1970-х годах с такими литературными деятелями, как Васант Канеткар, Кусумаградж и Виджай Тендулкар.

Главный сдвиг парадигмы в восприятии литературы маратхи начался в сороковых годах с модернистской поэзии Б.С. Мардхекара. В середине пятидесятых движение небольших журналов набирало обороты. Он публиковал сочинения нонконформистского, радикального и экспериментального характера. Литературное движение далитов также набрало силу благодаря небольшому журнальному движению. Это радикальное движение находилось под влиянием философии Бабасахеба Амбедкара и бросило вызов литературному истеблишменту, который состоял в основном из среднего класса, городских жителей и представителей высшей касты. Небольшое движение журналов подбросило многих известных писателей. Бхалчандра Немадэ - известный писатель, критик и поэт. Шарад Рэйн - известный детский литературный деятель. Среди известных поэтов - Арун Колаткар, Дилип Читре, Намдео Дхасал, Васант Абаджи Дахаке и Дуб Манохар. Бхау Падхе, Вилас Саранг, Шьям Манохар, Сухас Ширвалкар и Вишарм Бедекар - известные писатели-беллетристы.

Еще один важный сдвиг восприятия начался в девяностые годы со стихов и критики Шридхара Тилве и поэзии поэтов, связанных с Сауштхавом, Абхидханантаром и Шабадаведхом. В пост девяностых это «движение новых маленьких журналов» набирало обороты, и поэты, такие как Шридхар Тилве, выступали против постмодернизма и нативизма, а также такие поэты, как Манья Джоши, Хемант Дивате, Сачин Кеткар, Мангеш Нараянрао Кале, Салил Ваг, Мохан Борс, Нитин Кулкарни, Нитин Арун Кулкарни, Варжеш Соланки, Сандип Дешпанде, Васант Гурджар коснулись новых областей постмодернистской жизни. Сборники стихов, публикуемые Абхидханантаром Пракашаном, «Время и пространство», «Популярный Пракашан», «Навта Пракашан», а также регулярные выпуски журнала «Абхидханантар» и НЕРЕГУЛЯРНЫЕ выпуски «Сауштхав», «Шабдведх» выводят поэзию маратхи на мировые стандарты. Еще одна ведущая волна в современной поэзии маратхи - это поэзия поэтов новой волны далитов, таких как Арун Кале, Бхуджанг Мешрам, и поэтов новой волны деши, таких как Правин Бандекар, Шрикант Дешмук и Вирдхавал Параб.

Научная фантастика

Научная фантастика на маратхи имеет богатое наследие и широкий круг читателей. В начале 20 века научная фантастика на маратхи была больше ориентирована на фэнтези. После 1950 года несколько писателей начали переводить классическую английскую научно-фантастическую литературу, а также внесли свой вклад в самостоятельную работу.

Современная научная фантастика на маратхи стала популярной после того, как технологии начали играть важную роль в обеспечении богатого контекста для размышлений о будущем. С 1975 года современная научная фантастика на маратхи регулярно публиковалась в основных журналах, а также в публикациях, посвященных науке и технологиям.

Маратхи Виднян Паришад неизменно находится в авангарде современной научной фантастики маратхи, внося свой вклад через несколько каналов - публикации, переводы, критику, семинары по написанию статей и ежегодный конкурс научной фантастики. Многие современные писатели вышли из этого престижного непрерывного конкурса с 1970 года. Первая волна писателей включает Б. Р. Бхагват, Д. П. Хамбете, Нараян Дхарап, Д. Б. Мокхаши, Гаджанан Кширсагар и Яшавант Ранджанкар. Современные писатели: Джаянт Нарликар, Бал Фонде, Ниранаджан Гхате, Лакшман Лондхе, Субодх Джавдекар, Арун Манде, Мадхури Шанбхаг, Шубхада Гогате, Санджай Дхоле, Д.В. Кулкарни, Арун Саданна, Мегхашри Дальви, Пхрасмит Рис, Судха Рис. Ашиш Махабал, Д.В. Джахагирдар, Яшавант Дешпанде.

Энциклопедия

Примерно за последнее столетие по маратхи было выпущено несколько энциклопедий. Это включает. «Дняанкош » Шридхара Венкатеша Кеткара, «Чаритра кош» Сиддхешваршастри Читрао, « Бхарати Санскрутикош» Махадевшастри Джоши и «Дхармакош» и « Маратхи Виши » Лакшманшастри Джоши.

Литература Далитов

Термин «литература далитов» был впервые использован в 1958 году, когда в Мумбаи прошла первая конференция Махараштры Далит Сахитья Сангха (Литературное общество Махараштры Далит), движение, вдохновленное социальным реформатором 19 века Джотибой Пхуле. и видный лидер далитов д-р Бхимрао Амбедкар.

Бабурао Багул (1930–2008) был пионером писаний далитов на маратхи. Его первый сборник рассказов, Jevha Mi Jat Chorali (जेव्हा मी जात चोरली) (मी जात चोरली), опубликованный в 1963 году, произвел фурор в литературе маратхи своим страстным изображением жестокого общества и, таким образом, придал новый импульс Далиту. литература на маратхи. Постепенно вместе с другими писателями, такими как Намдео Дхасал (который основал Dalit Panther ), эти писания далитов проложили путь к укреплению движения далитов. Известные авторы Далитские пишет в маратхи включают Арун Kamble, Шантабай Камбл, Радж Дхейл, Намдев Dhasal, Дайя Pawar, Аннабо Сат, Laxman Mane, Лаксман Гейквад, Шаранкумар Лимбал, Б Панчбхай, Кишор Шантабай Кейл, Нарендра Jadhav и ермил павар.

Награды

Четыре автора маратхи были удостоены премии Джнанпитх :

Каждый год Sahitya Akademi вручает премию Sahitya Akademi писателям маратхи за их выдающийся вклад в литературу маратхи. См. Список лауреатов премии Сахитья Академи по маратхи.

Смотрите также
Примечания
использованная литература

Библиография

внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-01 07:05:48
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте