Кхандоба

редактировать
Индуистский бог
Кхандоба
Khandoba.jpg Кхандоба и Мхалса, убивающие демонов Мани-Малла - популярный олеография, ок. 1880.
санскрит транслитерацияхатоба
каннада ಖಂಡೋಬಾ
деванагариखंडोबा
ПринадлежностьАватар из Шива
ОбительДжеджури
Мантра Ом Шри Мартанд Бхайравай Намах
ОружиеТришула, Меч
Крепление Лошадь
КонсортМахалса и Банай

Кхандоба (IAST : Khaṇḍobā), Мартанда Бхайрава, Малхари, или Малхар - индуистское божество, которому поклоняются как проявлению Шивы в основном на Деканском плато Индии., особенно в штате Махараштра. Он самый популярный Куладаиват (семейное божество) в Махараштре. Он также является божеством-покровителем избранных воинов, земледельческих каст, общины дангаров и браминов (жрецов) каст, а также нескольких племен охотников / собирателей, которые родом из холмов и лесов этого региона. Культ Кхандобы связан с индуистскими и джайнскими традициями, а также ассимилирует все сообщества независимо от касты, включая мусульман. Поклонение Кхандобе превратилось из народного божества в составного бога, обладающего атрибутами Шивы, Бхайравы, Сурьи и Картикеи (Сканда).). Он изображается либо в виде линга, либо в виде воина, едущего на быке или лошади. Главный центр поклонения Кхандобе - Джеджури в Махараштре. Легенды о Кхандобе, содержащиеся в тексте Малхари Махатмья, а также рассказанные в народных песнях, вращаются вокруг его победы над демонами Мани-малла и его браков.

Содержание

  • 1 Этимология и другие имена
  • 2 Иконография
  • 3 Легенды
  • 4 Жены
  • 5 Другие ассоциации и идентификации
  • 6 Поклонение
    • 6.1 Ритуалы и способы поклонения
    • 6.2 Мусульманское почитание
    • 6.3 Храмы
    • 6.4 Фестивали
  • 7 Развитие культа
  • 8 Ссылки
  • 9 Дополнительная литература
  • 10 Внешние ссылки

Этимология и другие названия

Имя «Хандоба» происходит от слов «хадга» (меч), ​​оружия, которое Хандоба использовал для убийства демонов, и «ба» (отец). «Хандерая» означает «царь Хандоба». Другой вариант - «Хандерао», где используется суффикс «рао» (король).

В текстах санскрита, Хандоба известна как Мартанда Бхайрава или Сурья, сочетание солнечного божества Мартанды и свирепой формы Шивы Бхайрава. Имя «Маллари» или «Малхари» делится на «Малла» и «ари» (враг), что означает «враг демона Маллы». Малхари Махатмья записал, что Мартанда Бхайрава, довольный храбростью Маллы, берет имя «Маллари» (враг Маллы). Другие варианты включают Malanna (Mallanna) и Mailara (Mailar).

Кхандоба иногда отождествляется с Мунишварой из Дхармапури Малланной из Телангана, Малликарджуна Свами из Андхрапрадеш и Майлара из Карнатаки. Другие имена включают Ханду Гавда, Мхалса-кант («муж Махалсы») и Джеджурика Вани.

Иконография

Кхандоба, сидящий на белом коне

В популярном олеографическом изображении из Кхандобы, Мхалса сидит перед Кхандобой на своем белом коне. Mhalsa пронзает грудь демона копьем, в то время как собака кусает его за бедро, а лошадь бьет его по голове. Другой демон хватает поводья лошади и атакует Хандобу дубинкой, в то время как Хандоба спешивается с лошади и атакует демона своим мечом. В других изображениях Хандоба изображен сидящим на лошади с головами демонов, протоптанными под копытами лошади, или их головы под коленями Хандобы.

В мурти (иконы), Хандоба или Майлара - это изображен имеющим четыре руки, несущим дамару (барабан), Тришула (трезубец), Бхандара-патра (чаша, наполненная куркумой) и хадга (меч). Изображения Хандобы часто одеваются как маратха сардар или мусульманин патан. Часто Хандоба изображается как воин, сидящий на коне с одной или обеими женами и сопровождаемый одной или несколькими собаками. Ему также поклоняются как аникону линга, символу Шивы. Часто в храмах Кхандобы оба изображения Кхандобы - аниконический лингам и антропоморфная форма коня.

Легенды

Легенды Кхандобы обычно рассказывают о битве между божеством и демонами Малла и Мани. Основным письменным источником легенды является Малхари Махатмья (Маллари Махатмья), который, как утверждается, взят из главы Кшетра-канда санскритского текста Брахманда-пурана, но не включен в стандарт издания Пураны. RC Дере и Сонтхаймер предполагают, что санскритская Махатмья была составлена ​​примерно в 1460–1510 гг. Нашей эры, в основном Дешастха-брамином, для которого Кхандоба является семейным божеством. Версия также доступна на маратхи Сиддхапала Кесасри (1585). Другие источники включают более поздние тексты Джаядри Махатмьи и Мартанды Виджая Гангадхара (1821 г.) и устные рассказы Вагхья, бардов бога.

Мани поклоняется в храме Джеджури в Кхандобе

Легенда гласит о демон Малла и его младший брат Мани, которые получили дар непобедимости от Брахмы, создавая хаос на земле и изводя мудрецов. Когда семь мудрецов обратились к Шиве за защитой после того, как Индра и Вишну признали свою неспособность, Шива принял форму (Аватар ) Мартанды Бхайравы., как Махатмья называет Хандобу, верхом на быке Нанди, возглавляющем армию богов. Мартанда Бхайрава описывается как сияющий как золото и солнце, покрытый куркумой, также известный как Харидра, трехглазый, с полумесяцем на лбу. Армия демонов была уничтожена богами, и в конце концов Кхандоба убил Маллу и Мани. Умирая, Мани предлагает свою белую лошадь Кхандобе в качестве акта раскаяния и просит дара. Благо в том, что он присутствует в каждом святилище Кхандобы, этот человеческий род улучшается и что ему приносят в жертву козье мясо. Дар был дарован, и таким образом он превратился в полубога. Когда божество спрашивает Малла о дарах, он просит уничтожить мир и человеческую плоть. Возмущенный просьбой демона, Кхандоба обезглавил его, и его голова упала на лестницу храма, где она была растоптана стопами преданных. Легенда также описывает, как два Лингаса появились в Премпури, месте, где были убиты демоны.

Устные рассказы продолжают процесс санскритизации Хандобы - его возвышение от народное божество Шивы, божество классического индуистского пантеона, начало которому положили тексты. Жены Кхандобы Мхалса и Банаи также отождествляются с классическими индуистскими женами Шивы Парвати и Гангой. Хегади Прадхан, министр и зять Кхандобы и брат Лингават Вани Махалса, верный пес, который помогает Кхандобе убивать демонов, лошадь, подаренная Мани и братьями-демонами, считаются аватарами Вишну, Кришна, Нанди и демоны Мадху-Кайтабха соответственно. В других вариантах мифа рассказывается, что Хандоба побеждает одного демона по имени Манималла, который предлагает богу своего белого коня, иногда называемого Мани. В других легендах Мхалса (или Парвати) и Банаи или Бану (или Ганга) безуспешно помогают Кхандобе в битве за сбор крови Мани, каждая капля которой создавала нового демона. Наконец, собака Хандобы проглатывает всю кровь. Иногда Мхалса, или редко Банай, описывается сидящим позади Хандобы на коне и сражающимся мечом или копьем.

Легенды изображают Хандобу как царя, который правит из своей крепости Джеджури и занимает двор там, где он раздает золото. Кроме того, король Хандоба отправляется в охотничьи экспедиции, которые часто превращаются в «эротические приключения», и последующие браки.

Жены

Хандоба со своими двумя главными женами: Мхалсой и Банаи.

У Хандобы две жены. которые являются женщинами из разных сообществ, которые служат культурными связями между богом и сообществами. У него две жены, Мхалса и Банаи (Бану, Банубай) - самые важные. В то время как первая жена Кхандобы Мхалса из Лингаят сообщества торговцев (Вани), его вторая жена Банаи - Дхангар (каста пастухов). У Мхалсы был регулярный ритуальный брак с Кхандобой. Банаи, с другой стороны, вступает в любовный брак по захвату с богом. Махалса описывается как ревнивый и хороший повар; Банай эротичен, решителен, но даже не умеет готовить. Часто об их ссорах рассказывают народные песни. Мхалса представляет «культуру», а банай - «природу». Между ними стоит бог-царь Кхандоба.

Мхалса считается объединенным аватаром Мохини и Парвати. Мхалса родилась в семье богатого торговца из Ньюса по имени Тирмаршет. По божественному приказу Хандобы во сне в Тирмаршет она вышла замуж за Хандобу Пауша Пурнима (день полнолуния в индуистском календарном месяце Пауш) на Пали (Пембар). По этому поводу появились два шивлинга. Ежегодный фестиваль, посвященный этому событию, отмечается на Пали каждый Пауш Пурнима.

Банаи считается дочерью Индры, царя богов или воплощением богини Ганги. Банай был найден пастухом Дхангаром, когда рассерженный Индра оставил ее на земле. Когда Банаи выросла, было предсказано, что она получит свой матч в Джеджури. Там она полюбила бога Хандобу. Хандоба тоже полюбила ее. Хандоба принял самоизгнание на 12 лет, намеренно проиграв партию в шахматы (Сарипат) своей жене Мхалсе. Он переоделся пастырем и стал служить отцу Банаи. Однажды Хандоба убил всех овец и козлов отца Банаи и пообещал оживить их, если он будет женат на Банаи. Упорный Банаи был женат на Хандобе, переодетом пастухе из Налдурга. Хандоба показал свою настоящую форму Банаю на обратном пути в Джеджури.

Достигнув Джеджури, Хандоба встретила ярость Мхалсы и ее решительный протест против его второго брака. Чтобы избежать ссор своих жен, Хандоба отдал верхнюю половину холма Мхалсе, а нижнюю - Банаю. Идол Мхалсы помещен вместе с Кхандобой в главном святилище на вершине холма в Джеджури. Отдельная святыня Банаи находится на полпути вниз по склону.

Третья жена Хандобы, Рамбхай Шимпин, была портной, которая была небесной нимфой или деванганой и иногда ее отождествляли с Банаи. Она является прообразом Муралиса - девушки «вышли замуж» за Хандобу. Рамбхаи почитают как богиню, которую посещает Кхандоба после своей охоты. Она тоже местная, как говорят, из деревни Белсаре, недалеко от Джеджури. Четвертая жена Фулай Малин, из садовника или касты Мали, она была особенным Мурали и, таким образом, является обожествленной преданной Кхандобы. Он навещает ее в «Давна Мал» (поле южного леса, травы, которая, по слухам, была дорога Хандобе). Пятая жена, Чандаи Бхагавин, - Телин, член касты маслобойников. Мусульмане признают ее мусульманкой. Помимо этого, Муралис - девушки, предложенные Хандобе, - считаются женами или наложницами бога.

Другие ассоциации и отождествления

Картина изображает Хандобу верхом на белом коне с Мхалсой в сопровождении собаки и сопровождающие, в том числе танцующий перед ним вагхья.

Маллана (Малликаарджуна) из Андхра-Прадеша и Майлара из Карнатаки иногда отождествляются с Кхандобой (Маллари, Малхари, Майрадж). Кхандоба также связан с Бхайравой, который связан с Брахманахатьей (убийством брамина). Преданные подчеркивают, что Кхандоба - это полный аватар Шивы, а не частичный аватар, такой как Бхайрава или Вирабхадра. Он принимает атрибуты короля демонов - его лошадь, оружие и королевские знаки отличия.

Сонтхаймер подчеркивает связь Хандобы с глиной и термитами курганами. Устные легенды рассказывают, что мурти Хандобы находят в термитниках или «сделаны из земли». Согласно Сонтхаймеру, Мартанда Бхайрава (Кхандоба) представляет собой комбинацию бога солнца Сурьи и Шивы, который связан с луной. Мартанда («пылающий шар») - это имя Сурьи, а Бхайрава - форма Шивы. Воскресенье, золото и куркума, которые в культуре связаны с солнцем, составляют важную часть ритуалов Кхандобы. Сонтхаймер связывает поклонение Солнцу как термитников для плодородия и свою роль целителя с ролью Хандобы как дарителя плодородия в браках и с целебными силами куркумы, которой обладает последняя.

Другая теория определяет Картикея (Сканда) с Кхандобой. Гипотезы теории основаны на сходстве между Сканда и Кхандоба, а именно на их ассоциации с горами и войной, схожести их имен и оружия (копье Сканда и меч Кхандобы), и у обоих есть две основные жены. Также праздники обоих божеств, Чампа Сашти и Сканда Сашти соответственно для Кхандобы и Сканда, приходятся на один день. Другими символами, связанными с Кхандобой, являются собака и лошадь.

Поклонение

Кхандобе в домашнем святилище (девгар) в семье Дешастха Брахманов

Хотя Шиве поклоняются в Махараштре в Его изначальная форма, некоторые общины Махараштрицы предпочитают поклоняться ему в форме его аватаров, из которых наиболее популярной является Кхандоба. Он самый популярный Кульдевта (семейное божество) в Махараштре. Один из самых почитаемых богов плато Декан, Кхандоба считается «главным богом Сакама-бхакти (исполняющей желания преданности) и одним из самых могущественных божеств, откликающихся на обеты (нава)». Ему поклоняются подавляющее большинство индуистов-маратхи из всех слоев этого общества. Он - божество-покровитель воина, земледелия, скотоводства, а также некоторых браминов (священников) каст, охотников и собирателей холмов и лесов, торговцев и королей. Культ Хандобы на Декане в основном состоит из крестьянского сословия маратхов и кунабиса, пастыря дангаров, деревенских стражей и сторожей Рамоши - а «Обозначенное племя », бывшие «неприкасаемые » Махары и Манги, рыбаки Колис, балутутар касты садовников (Мали) и портных (шимпи), хотя сюда также входят несколько браминов и даже несколько мусульман. Хотя присутствие браминов в его культе номинально, Дешастха-брамины, а также Коканастха брамины - в Нашике и Сатаре - поклоняются Кхандобе, некоторые из них подражают Дешастха-браминам. Брахманы Дешастха, Чандрасения Каястха Прабху, а также королевские семьи, такие как Гайквад и Холкар, поклоняются Кхандобе как своей Кульдевте. Ему также поклоняются джайны и лингаяты. Его считают «королем» своих последователей.

Ритуалы и способы поклонения

Святилище старого храма Кхандобы Кадепатар, Джеджури. Хандобе поклоняются в трех формах: каменная икона с супругами (вверху), металлическая икона с мхалсой (посередине, покрыта гирляндами) и двумя лингамами, символизирующими его и мхалсу.

Хандоба считается кадак (жестоким) божеством, который причиняет проблемы, если не умилостивлен должным образом по семейным обязанностям Кхандобе поклоняются с куркумой (Бхандар), белом листьями фруктов, луком и другими овощами. Божеству предлагают пуран поли - сладкое или более простое блюдо, называемое бхарит родга из лука и баклажана. В основном в храмах Кхандобе предлагают вегетарианскую наиведью (подношение еды), хотя его преданные считают его невегетарианцем. Козлятина также предлагается божеству, хотя это делается за пределами храма, так как мясо внутри храма запрещено. Важной частью культа Кхандобы является навас, обет служить богу в обмен на благо хорошего урожая, ребенка мужского пола, финансового успеха и т. Д. При выполнении нава Кхандобе предлагались дети или некоторые преданные могли огорчить его. боль при раскачивании крючком или хождении по огню. Этот тип поклонения с использованием нава называется сакама-бхакти - поклонение, совершаемое с ожиданием возвращения, и считается «менее уважаемым». Но самые верные бхакты (преданные) считаются жадными только до общества своего Господа, Кхандоба также называется бхукела - голодными до таких истинных бхактов в Мартанда Виджая.

Вагхья, бард Кхандобы

Мальчики называемые Vāghyā (или Waghya, буквально «тигры»), и девушки по имени Murai раньше были посвящены Кхандобе, но теперь практика выдавать замуж девочек за Khandoba является незаконной. Вагьи действуют как барды Хандобы и идентифицируют себя с собаками Хандобы, в то время как Муралис действуют как его куртизанки (девангана s - нимфы или девадаси ). Вагьясы и их коллеги-женщины Мурали поют и танцуют в честь Хандобы и рассказывают его истории о джагаранах - ночных песенных праздниках, которые иногда проводятся после совершения навы. Другой обычай - ритуальное самоубийство со стороны Вирас (героев) в культе. Согласно легенде, «неприкасаемый» Ман (Матанга) пожертвовал собой ради основания храма в Джеджури, чтобы убедить Хандобу остаться в Джеджури навсегда. Другие практики культа включают веру в то, что Кхандоба обладает телом Вагья или девриси (шамана). Другой ритуал культа - это акт разрыва цепи во исполнение обета или ежегодного семейного обряда; цепь отождествляется со змеей на шее Шивы, которую перерезали демоны в битве. Другой обряд, связанный с семейными обязанностями по доставке удовольствия Кхандобе, - это тали бхарне, который следует совершать каждый день полнолуния. Тали (блюдо) наполнено кокосами, фруктами, орехами бетель, шафраном, куркумой (бхандар) и листьями беля. Затем кокос помещают в горшок, наполненный водой, и этому горшку поклоняются как воплощению Кхандобы. Затем пять человек поднимают тали, трижды ставят ее на горшок, произнося «Элкот» или «Кханде райача Элкот». Затем кокосовый орех в тали разбивают, смешивают с сахаром или пальмовым сахаром и раздают друзьям и родственникам. Гондал исполняется вместе с тали бхарне. Гондал - это ритуальное народное искусство, в котором исполнитель призывает божеств.

Хандоба считается дарителем плодородия. Ожидается, что индусские пары из Махараштры посетят храм Кхандобы, чтобы получить благословение Кхандобы на заключение брака. Традиционные махараштрийские семьи также организуют джагаран как часть свадебной церемонии, приглашая бога на свадьбу. Преданные ежедневно поклоняются медным фигуркам Кхандобы верхом на лошади (иногда с мхалсой) в домашней святыне.

Санскрит Малхари Махатмья предлагает подношения благовоний, огней, бетеля и животных Кхандобе. В версии маратхи упоминаются подношения мяса и поклонение чедапатади - «порезание себя», раскачивание крючком и самоубийство с помощью вирас. Версия маратхи называет эту форму бхакти (преданность) как угра (жестокое, демоническое) бхакти. Мартанда виджая рассказывает о ракшаши бхакти (демоническом поклонении) посредством жертвоприношения животных и самоистязаний. Одержимость Кхандобы в форме ветра - это низшее демоническое поклонение (поклонение пишачи). Саттвическое поклонение, чистейшая форма поклонения, как полагают, питает Хандобу в форме брамина.

Мусульманское почитание

Хандоба также является символом уважения и поклонения к мусульманам, и эта принадлежность видна в стиле его храмов. Мусульманские преданные называют его Маллу или Аджмат Хан (Раутрай), и в этом контексте он много раз изображался как мусульманин. Считается, что последнее было даровано королем-захватчиком Великих Моголов Аурангзебом, который был вынужден бежать из Джеджури силой Кхандобы. Некоторые из этих отличительных мусульманских черт включают его обычную внешность как Патхана верхом на лошади, одна из его жен - мусульманка, а его конный хранитель - мусульманин из Джеджури. Мартана Виджая прямо заявляет, что его преданные в основном мусульмане. Поклонение Хандобе получило царское покровительство Ибрагимом II, которое включало восстановление ежегодной джатры и право паломников совершать ритуалы в храме Налдург. Малхари Махатмья даже называет мусульман (млеччха) бхактами (преданными) бога, которые называют его Маллука Патханом или Маллу Хан. В Джеджури мусульманская семья традиционно заботится о конях бога.

Храмы

Новый храм Хандобы в Джеджури. Обратите внимание на преданных, поливающих друг друга порошком куркумы (бхандара) на храмовом фестивале. Храм Милара Лингешвара в Миларе, округ Беллари, Карнатака

В

Кхандобе посвящено более 600 храмов. 10>Деккан. Его храмы простираются от Насика, Махараштры на севере до Давангере, Карнатака на юге, Конкан, Махараштра на западе до Западной Андхра-Прадеш на востоке. Известны одиннадцать основных центров поклонения Кхандобе или джагрут кшетрас, где божество следует называть бодрствующим или «джагрут»; шесть из них в Махараштре, а остальные в северной Карнатаке. Храмы Кхандобы напоминают форты, столицей его королевства является Джеджури. Священники здесь гуравы, а не брамины. Его самые важные храмы:

  1. Джеджури : главный центр поклонения Кхандобе. Он расположен в 48 км от Пуны, Махараштра. Есть два храма: первый - древний храм, известный как Кадепатар. На Кадепатар сложно подняться. Второй - более новый и более известный храм Гад-кот, на который легко подняться. В этом храме около 450 ступенек, 18 камани (арок) и 350 дипмалов (фонарных столбов). Оба храма представляют собой сооружения, подобные форту.
  2. Пали (Раджапур) или Пали-Пембер, район Сатара, Махараштра.
  3. Ади-Майлар или Ханапур (Пембер или Майлкарпур) около Бидара, Карнатака
  4. Налдург, район Османабад, Махараштра.
  5. Майлара Линга, район Дхарвад, Карнатака
  6. Мангасули, район Белгаум, Карнатака.
  7. Храм Малтеш или Майлара в Деварагудде, Карнатака.
  8. Маннамалар или Майлар (Майлара), Беллари, Карнатака.
  9. Нимгаон Давади, округ Пуна, Махараштра.
  10. Шегуд, округ Ахмеднагар, Махараштра.
  11. Комуравелли, Сиддипет район, Телангана.
  12. Сатаре, Аурангабадский район, Махараштра.
  13. Храм Майларалингешвар в Майлапуре, Ядгирский район, Карнатака.
  14. Храм Джай Малхар в Мангаоне, Шахапур, Тане,, Махараштра.
  15. Храм Кхандобы около Калгаона, Tq. Расст. Хинголи.
  16. Храм Мунишвара (Кхандоба) в районе Дхармапури, Тамил Наду

Фестивали

Кхандоба с Мхалсой, картина в стиле компании из Тиручираппалли. Хандоба изображается с традиционными атрибутами Шивы, такими как Тришула, дамару и олень.

Шестидневный праздник, с первого по шестой лунный день ярких двух недель индуистского месяца Маргаширша, в честь Хандобы отмечается в Джеджури, в ознаменование борьбы с демонами Мани-Малла. Считается, что на шестой день (Чампа-Шашти) Кхандоба убил демонов. Джатра (храмовый фестиваль и ярмарка) проводится в Пембере на Чампа-шастхи, и фестиваль продолжается до дня новолуния. Другой праздник Сомвати Амавасья, день новолуния, приходящийся на понедельник, отмечается в Джеджури. палахи (паланкин) с изображениями Хандобы и Мхалсы несут из храма Гад-кот к реке Карха, где изображения ритуально омываются.

Дешастх Брахманы и маратхи также соблюдают ежегодный фестиваль Чампа-Шашти. Образам Кхандобы и Маллы очищают и поклоняются. Шесть дней соблюдается пост. На седьмой день преданные прерывают свой пост пиршеством, известным как Чампасаштлииче парне. Приглашение на этот праздник рассматривается как приглашение от самого Хандобы, и от него труднее отказаться.

В Пали-Пембер ежегодно проводится ритуал бракосочетания Хандобы с Мхалсой. Куркума предлагается божествам. Два праздника отмечаются в честь Майлары, так как Кхандоба известна в Карнатаке. Это праздник Дасара в Деварагудде и одиннадцатидневный праздник в месяце Магха (февраль – март) в Майларе, округ Беллари. Оба праздника содержат разыгрывания битвы между Майларом и демонами Мани-Малла. Чайтра Пурнима (день полнолуния) также считается благоприятным. В целом, воскресенья, связанные с богом солнца, считаются благоприятными для поклонения Хандобе.

Развитие культа

Хандоба со своими женами в храме Майлар Малланна, Ханапур, недалеко от Бидара, Карнатака <. 380>Культ Кхандобы, народной религии, отражает влияние ведической Рудры, пуранического Шивы, которому поклоняются как Линга в брахманической религии, и сект Натх и Лингаят. Кхандоба может быть продуктом ведического Рудры, который, как и Кхандоба, был связан с грабителями, лошадьми и собаками. Саяна прослеживает имя Малхари до Тайттирия Самхита, Малхари объясняется как враг (ари) Малхи (Праджапати ) - эпитет Рудры, который считается соперником божества Праджапати. Согласно Стэнли, Хандоба возник как бог на вершине горы, солнечное божество и региональный страж, а затем ассимилировал в себя богов различных регионов и сообществ. По словам Стэнли, Хандоба наследует черты как бога солнца Сурьи, так и Шивы, отождествляемого с луной. Стэнли описывает Хандобу как «лунного бога, ставшего богом солнца», подчеркивая, как лунные образы Шивы трансформируются в солнечную иконографию Хандобы в Малхари Махатмья.

Согласно RC Dhere, два камня надписи 1063 г. и 1148 г. н.э., в которых упоминаются народные божества Майлара и его супруга Малавва, что предполагает, что Майлара приобрела популярность в Карнатаке в этот период. Вскоре члены королевской семьи этого региона начали возводить храмы этому народному божеству, что расстроило элитный класс устоявшейся религии, поносивший Майлару. Первоначально восторженный воплощением Шивы, Майлара был осужден Басавой, основателем секты Лингаятов, поклоняющейся Шиве, который позже продвигал это божество. Чакрадхар Свами (ок. 1270, основатель секты Маханубхава ), Видьяраньясвами Шейх Мухаммад также критиковал бога. Варкари поэт-святой Экнат тоже писал «пренебрежительно» о культе Хандобы, но после него прекратилась «открытая» критика Хандобы, но «варварские» практики его культа

Сонтхаймер предполагает, что Кхандоба был в первую очередь богом пастухов и что культ Кхандобы, по крайней мере, старше 12 века, что можно определить по ссылкам в джайнских и лингаятских текстах и ​​надписях. Джайнский писатель 12-го века Брахмашива утверждает, что джайна, который погиб в битве после демонстрации своей доблести, позже был назван Майларой. К 13 веку широкое поклонение Малхари или Майларе соблюдают короли, брамины, простой народ и воины. С возникновением мусульманской империи классические индуистские храмы пришли в упадок, что привело к возникновению народной религии, такой как Кхандоба. Чакрадхар Свами отмечает: «к концу Кали-юги храмы Вишну и Шивы будут разрушены, а храмы Майлары останутся». В надписи 1369 г. н.э. около Варангала рассказывается о Маллари, отличном от Малхари Махатмья - Шива помог эпическому герою Арджуне убить демона Малла, таким образом получив титул Маллари. Майлара был семейным божеством династии Какатия (1083–1323 гг.); текст из их правил записывает ритуалы самоистязания преданных Майлары и описывает божество. На протяжении всего своего развития Майлара рассматривается как низшее проявление Ишвары (Бога) святыми Лингаятом и Махараштрианом бхакти. К 18 веку Кхандоба стала клановым божеством Империи маратхов. В 1752 году вдовствующая королева маратхов Тарабай выбрала храм Джеджури Хандобы, чтобы скрепить свой договор с правителем пешвы, Баладжи Баджирао в присутствии божества.

Малхари Махатмья заявляет, что Кхандоба впервые появился на Чампашасти, что было в воскресенье, в Премапуре, который идентифицирован как Пембер (Адимайлар, Майларапур) около Бидара. Традиции маратхи говорят, что Кхандоба первоначально пришла из Премапури, теперь Пембер в Карнатаке, затем пришла в Налдург, Пали и, наконец, в Джеджури. Зонтхаймер предполагает, что культ Майлары, возможно, зародился в Пембере, а затем распространился на Махараштру, слившись с культом Кхандаки - покровителя якши (полубога) Пайтана, давшего ему свое отличные характеристики Махараштрейна. Махараштры называют бога - Канадья Кхандерая, бог из Карнатаки. Культ, возможно, был распространен Лингаятом, джайном и другими торговцами, связанными с Майлара-Кхандоба, в другие части Декана. Помимо Майлары, Кхандоба отождествляется с другими божествами Карнатаки и Андхра-Прадеша и называется Малланной, Майралой и Маллу Хан. Другие традиции, такие как Шакта, культы народных богинь были ассимилированы в культ Хандобы, отождествляя богинь с женами Хандобы, Мхалсой или Банаи.

Литература маратхи имеет неоднозначную реакцию на культ Хандобы. Наранджанамадхва (1790) в стотре (гимне), посвященном Кхандобе, называет его «прославленным царем в богатой одежде и конем с седлом, усыпанным драгоценностями», который когда-то был «нищим-аскетом, верхом на старом быке и нес дубину, укушенную муравьями (хатванга ) »- юмористический взгляд на Пуранического Шиву. В другом случае (1855 г.) его называют призраком христианин миссионер и брамин Конастха в дебатах против Дешастха брамина. Другой брамин с презрением отмечает нечистоту храма Кхандобы, который посещали шудры и чьи жрецы не были гуравами-браминами. Термин маратхи «кхел-хандоба», который в общем смысле означает «опустошение», относится к одержимости преданного богом в его культе.

Ссылки

Дальнейшее чтение

  • Бурман, Дж. Дж. Рой (14–20 апреля 2001 г.). «Миф Шиваджи и синкретические традиции Махараштры». Economic and Political Weekly. 36(14/15): 1226–1234. JSTOR 4410485.
  • Gupta, Shakti M. (1988). Karttikeya: The Son of Shiva. Bombay: Somaiya Publications Pvt. Ltd. ISBN 81-7039-186-5.
  • Mate, M. S. (1988). Temples and Legends of Maharashtra. Bombay: Bharatiya Vidya Bhavan.
  • Singh, Kumar Suresh; B. V. Bhanu (2004). People of India. Антропологическая служба Индии. ISBN 978-81-7991-101-3.
  • Sontheimer, Günther-Dietz (1989). "Between Ghost and God: Folk Deity of the Deccan". In Alf Hiltebeitel (ed.). Criminal Gods and Demon Devotees: Essays on the Guardians of Popular Hinduism. SUNY Press. ISBN 0-88706-981-9.
  • Sontheimer, Günther-Dietz (1990). M1 "God as King for All: The Sanskrit Malhari Mahatmya and its context" Check |chapterurl=value (). In Hans Bakker (ed.). The History of Sacred Places in India as Reflected in Traditional Literature. БРИЛЛ. ISBN 90-04-09318-4.
  • Sontheimer, Günther-Dietz (1996). M1 "All the God's wives" Check |chapterurl=value (). In Anne Feldhaus (ed.). Images of Women in Maharashtrian Literature and Religion. SUNY Press. ISBN 0-7914-2837-0.
  • Stanley, John M. (Nov 1977). "Special Time, Special Power: The Fluidity of Power in a Popular Hindu Festival". Журнал азиатских исследований. Ассоциация азиатских исследований. 37(1): 27–43. doi :10.2307/2053326. JSTOR 2053326.
  • Stanley, John. M. (1988). "Gods, Ghosts and Possession". In Eleanor Zelliot, Maxine Berntsen (ed.). The Experience of Hinduism.
  • Stanley, John. M. (1989). "The Captulation of Mani: A Conversion Myth in the Cult of Khandoba". In Alf Hiltebeitel (ed.). Criminal Gods and Demon Devotees: Essays on the Guardians of Popular Hinduism. SUNY Press. ISBN 0-88706-981-9.
  • Underhill, Muriel Marion (1991). The Hindu Religious Year. Asian Educational Services. ISBN 81-206-0523-3.

External links

Wikimedia Commons has media related to Khandoba.

Последняя правка сделана 2021-05-25 05:27:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте