Шиваджи

редактировать

Индийский царь и основатель империи маратхов

Шакакарта (Создатель эпохи)
Шиваджи I
Шакакарта (Создатель эпохи). Хайндава Дхармодхарак. Чхатрапати из Империи маратхов.
Британский музей Шиваджи.jpg Портрет Шиваджи (1680-е годы) в Британской библиотеке
Флаг империи маратхов.svg 1-й <187 г.>Чхатрапати из Империи маратхов
Правление1674–1680
Коронация 6 июня 1674 г. (первое). 24 сентября 1674 г. (второе)
ПреемникСамбхаджи
Родился19 февраля 1630 г.. Форт Шивнери, Шивнери, Султанат Ахмаднагар (современный Махараштра, Индия )
Умер3 апреля 1680 г. (в возрасте 50 лет). Форт Райгад, Райгад, Империя Маратхов (современный Махараштра, Индия)
Супруг
Проблема
Дом Бхонсле
ОтецШахаджи
МатьДжиджабай
РелигияИндуизм

Шиваджи Бхонсале I (Маратхи произношение: ; c. 1627/1630 - 3 апреля 1680 г.) был индийским королем-воином и членом Бхонсле клана маратхов. Шиваджи вырезал анклав из приходящего в упадок султаната Адилшахи в Биджапуре, который сформировал Империю маратхов. В 1674 году он был официально коронован как чхатрапати (император) своего царства в Райгаде.

На протяжении своей жизни Шиваджи участвовал как в союзах, так и в военных действиях с Моголами. Империя, Султанат Голконда и Султанат Биджапур, а также европейские колониальные державы. Военные силы Шиваджи расширили сферу влияния маратхов, захватив и построив форты и сформировав флот маратхов. Шиваджи установил компетентное и прогрессивное гражданское правление с хорошо структурированными административными организациями. Он возродил древние индуистские политические традиции и придворные соглашения и способствовал использованию языка маратхи и санскрита, а не персидского языка, в суде и администрации.

Наследие Шиваджи варьировалось в зависимости от наблюдателя и времени, но почти через два столетия после его смерти он стал приобретать все большее значение с появлением движения за независимость Индии, как и многие индийские националисты. возвеличил его как протонационалиста и героя индусов.

Содержание

  • 1 Предки
  • 2 Ранние годы
    • 2.1 Воспитание
  • 3 Конфликт с Биджапуром
    • 3.1 Бой с Афзал-ханом
    • 3.2 Осада Панхалы
    • 3.3 Битва при Паван Кхинде
  • 4 Конфликт с Моголами
    • 4.1 Нападения на Шайста-хана и Сурат
    • 4.2 Пурандарский договор
    • 4.3 Арест в Агре и побег
    • 4.4 Мир с Моголами
  • 5 Реконкисты
    • 5.1 Битвы при Умрани и Несари
  • 6 Коронация
  • 7 Завоевание в Южной Индии
  • 8 Смерть и наследование
    • 8.1 Маратхи после Шиваджи
  • 9 Управление
    • 9.1 Совет восьми министров (Ашта Прадхан Мандал)
    • 9.2 Продвижение маратхи и санскрита
    • 9.3 Религиозная политика
  • 10 Военные
    • 10.1 Горные форты
    • 10.2 Военно-морской флот
  • 11 Наследие
    • 11.1 Ранние изображения
    • 11.2 Переосмысление
    • 11.3 Вдохновение
    • 11.4 Противоречие
    • 11.5 Памятные даты
  • 12 Примечания
  • 13 Ссылки
  • 14 Библиография
  • 15 Дополнительная литература
  • 16 Внешние ссылки

Предки

Шиваджи родился в семье Бхонсле, клана маратхов. Дед Шиваджи по отцовской линии Малоджи (1552–1597)) был влиятельным генералом султаната Ахмаднагар и был удостоен эпитета «Раджа». Ему были предоставлены дешмукхи права Пуны, Супе, Чакана и Индапура на военные расходы. Ему также дали форт Шивнери для проживания его семьи (ок. 1590).

Ранняя жизнь

Форт Шивнери

Шиваджи родился на холме -Форт Шивнери, недалеко от города Джуннар на территории нынешнего Пунского района. Ученые расходятся во мнениях относительно даты его рождения. Правительство Махараштры называет 19 февраля праздником, посвященным рождению Шиваджи (Шиваджи Джаянти ). Шиваджи был назван в честь местного божества, богини Шиваи. Отец Шиваджи Шахаджи Бхонсле был генералом маратхов, служившим султанатам Декана. Его матерью была Джиджабай, дочь Лакхуджи Джадхаврао из Синдкхеда, сардар, принадлежащая к моголам, , утверждающая происхождение от королевской семьи Ядав Девагири.

На момент рождения Шиваджи власть в Декане была разделена между тремя исламскими султанатами: Биджапур, Ахмеднагар и Голконда. Шахаджи часто менял свою лояльность между Низамшахи Ахмаднагара, Адилшахом Биджапура и Моголами, но всегда сохранял джагир (вотчину) в Пуне. и его небольшая армия.

Статуя юного Шиваджи с Джиджабаем, установленная в форте Шивнери в 1960-х.

Воспитание

Шиваджи был посвящен своей матери Джиджабай, которая была глубоко религиозной. Его исследования индуистских эпосов, Рамаяны и Махабхараты также повлияли на его пожизненную защиту индуистских ценностей. Он глубоко интересовался религиозными учениями и регулярно искал компании индуистских святых. Тем временем Шахаджи женился на второй жене, Туке Бай из семьи мохитов. Заключив мир с Моголами, уступив им шесть фортов, он отправился служить султанату Биджапур. Он перевез Шиваджи и Джиджабая из Шивнери в Пуну и оставил их на попечение своего администратора джагира, Дадоджи Конддео, которому приписывают надзор за образованием и обучением юного Шиваджи.

Многие товарищей Шиваджи, а позже и несколько его солдат, были выходцами из региона Мавал, в том числе Йесаджи Канк, Сурьяджи Какаде, Баджи Пасалкар, Баджи Прабху Дешпанде и Танаджи Малусаре. Шиваджи путешествовал по холмам и лесам хребта Сахьядри со своими друзьями-мавалами, приобретая навыки и знакомство с землей, которые пригодились в его военной карьере. Независимый дух Шиваджи и его связь с молодежью Мавал не устраивали Дадоджи, который безуспешно жаловался Шахаджи.

В 1639 году Шахаджи находился в Бангалоре, который был завоеван Наяки, взявшие контроль после падения Империи Виджаянагара. Его попросили удержать и заселить территорию. Шиваджи был доставлен в Бангалор, где он, его старший брат Самбхаджи и его сводный брат Экодзи I прошли дальнейшее формальное обучение. Он женился на Сайбаи из известной семьи Нимбалкар в 1640 году. Еще в 1645 году юный Шиваджи выразил свою концепцию хиндави свараджья (индийское самоуправление), в письме.

Конфликт с Биджапуром

В 1645 году 15-летний Шиваджи подкупил или убедил Инайят Хана, биджапурского командира форта Торна, передать владение форт ему. Маратха Фирангоджи Нарсала, владевший форт Чакан, заявил о своей лояльности Шиваджи, а форт Кондана был приобретен за счет подкупа губернатора Биджапури. 25 июля 1648 года Шахаджи был заключен в тюрьму Баджи Горпаде по приказу правителя Биджапури Мохаммеда Адилшаха, пытаясь сдержать Шиваджи.

Согласно Саркару, Шахаджи был освобожден в 1649 году после захват Джинджи обеспечил положение Адилшаха в Карнатаке. Во время этих событий с 1649 по 1655 год Шиваджи приостановил свои завоевания и незаметно закрепил свои достижения. После освобождения Шахаджи ушел из общественной жизни и умер примерно в 1664–1665 годах в результате несчастного случая на охоте. После освобождения своего отца Шиваджи возобновил набеги и в 1656 году при спорных обстоятельствах убил Чандрарао Мора, одного из феодатов маратхов из Биджапура, и захватил долину Джавали недалеко от современного Махабалешвара, от него. Помимо семейств Бхонсале и Мор, многие другие, включая Савант из Савантвади, Горпад из Мудхол, Нимбалкар из Фалтан, Ширке, Мане и Мохите также служили Адилшахи из Биджапура, многие из которых имели права Дешмукхи. Шиваджи использовал разные стратегии, чтобы подчинить себе эти могущественные семьи, например, женился на их дочерях, имел дело напрямую с деревней Патил, чтобы обойти Дешмукхов, или сражался с ними.

Бой с Афзал-ханом

Картина начала 20-го века Савларама Халданкара Шиваджи, сражающегося с биджапурским генералом Афзал-ханом

Адилшах был недоволен своими потерями от сил Шиваджи, что его вассал Шахаджи отрицал. Закончив конфликт с Моголами и обладая большей способностью к ответным действиям, в 1657 году Адилшах послал Афзал-хана, генерала-ветерана, чтобы арестовать Шиваджи. Перед тем как вступить в бой с ним, силы биджапури осквернили храм Тулджа Бхавани, священный для семьи Шиваджи, и храм Витхоба в Пандхарпуре, главном месте паломничества индусов..

Преследуемый силами биджапури, Шиваджи отступил в Пратапгад форт, где многие из его коллег заставили его сдаться. Обе силы оказались в тупике, Шиваджи не смог прорвать осаду, а Афзал Хан, имея мощную кавалерию, но не имея осадного оборудования, не смог взять форт. Через два месяца Афзал Хан отправил к Шиваджи посланника с предложением встретиться наедине с двумя лидерами за пределами форта для переговоров.

10 ноября 1659 года они встретились в хижине у подножия форта Пратапгад. что каждый приходит вооружен только мечом и сопровождается одним последователем. Шиваджи, подозревая, что Афзал Хан арестует или нападет на него, или тайно планировал напасть на себя, носил броню под одеждой, спрятал багхнак (металлический «тигровый коготь») на левой руке и имел кинжал в его правой руке.

Существуют разные сведения о том, кто нанес первый удар - Шиваджи или Афзал-хан: хроники маратхов обвиняют Афзал-хана в предательстве, а записи на персидском языке приписывают предательство Шиваджи. В битве кинжал Афзал-хана был остановлен броней Шиваджи, а оружие Шиваджи нанесло генералу смертельные раны; Затем Шиваджи выстрелил из пушки, чтобы дать сигнал своим скрытым войскам атаковать армию Биджапури. В последовавшей за этим битве при Пратапгархе 10 ноября 1659 года войска Шиваджи нанесли решительный удар силам султаната Биджапур. Более 3000 солдат армии Биджапура были убиты, один сардар высокого ранга, два сына Афзал-хана и два вождя маратхов были взяты в плен.

После победы Шиваджи провел грандиозный смотр под Пратапгархом. Пленные враги, как офицеры, так и солдаты, были освобождены и отправлены по домам с деньгами, едой и другими подарками. Маратхи были вознаграждены соответственно.

Пратапгад форт

Осада Панхалы

Победив силы биджапури, посланные против него, армия Шиваджи двинулась к Конкан и Колхапур, захватив форт Панхала и нанесение поражения силам биджапури, посланным против них под командованием Рустама Замана и Фазл-хана в 1659 году. В 1660 году Адилшах послал своего генерала Сидди Джаухара атаковать южную границу Шиваджи в союзе с Моголы, планировавшие атаковать с севера. В то время Шиваджи со своими войсками расположился лагерем в форте Панхала. Армия Сидди Джаухара осадила Панхалу в середине 1660 года, отрезав пути снабжения к форту. Во время бомбардировки Панхалы Сидди Джаухар купил у англичан гранаты в Раджапуре, чтобы повысить свою эффективность, а также нанял нескольких английских артиллеристов для бомбардировки форта, явно развевавшего флаг, используемый англичанами. Это предполагаемое предательство разозлило Шиваджи, который в декабре отомстил, разграбив английскую фабрику в Раджапуре и захватив четыре фактора, заключив их в тюрьму до середины 1663 года.

После месяцев осады Шиваджи провел переговоры с Сидди Джаухаром и сдал форт 22 сентября 1660 года, отступив в Вишалгад; Шиваджи отвоевал Панхалу в 1673 году.

Битва при Паван-Кхинде

Существует некоторый спор относительно обстоятельств ухода Шиваджи (договор или побег) и его пункта назначения (Рагна или Вишалгад), но популярная история подробно описывает его ночное движение в Вишалгад и жертвенный арьергард, чтобы позволить ему бежать. Согласно этим рассказам, Шиваджи ушел из Панхалы под покровом ночи, и когда его преследовала вражеская кавалерия, его маратха сардар Баджи Прабху Дешпанде из Бандала Дешмукх вместе с 300 солдатами, вызвался сражаться насмерть, чтобы сдержать врага в Год Кхинде («конный овраг»), чтобы дать Шиваджи и остальной армии шанс достичь безопасного форта Вишалгад.

В последующем Битва при Паван Кхинде, меньшие силы маратхов сдерживали более крупного врага, чтобы выиграть время для бегства Шиваджи. Баджи Прабху Дешпанде был ранен, но продолжал сражаться, пока вечером 13 июля 1660 года не услышал звук артиллерийского выстрела из Вишалгада, сигнализирующий о том, что Шиваджи благополучно достиг форта. Год Кхинд (хинди означает «узкий горный перевал») был позже переименован в Пааван Кхинд («священный проход») в честь Баджипрабху Дешпанде, Шибосинха Джадхава, Фулоджи и всех других солдат, которые сражались там.

Конфликт с Моголами

Шиваджи и дочь Субедара М.В. Дхурандхар

До 1657 года Шиваджи поддерживал мирные отношения с Империей Великих Моголов. Шиваджи предложил свою помощь Аурангзебу, который тогда был Моголом наместником Декана и сыном Императора Великих Моголов, в завоевании Биджапура в обмен на формальное признание его права на форты Биджапури и деревни под его владением. Недовольный ответом Великих Моголов и получив более выгодное предложение от Биджапура, он начал набег на Могольский Декан. Конфронтация Шиваджи с Моголами началась в марте 1657 года, когда два офицера Шиваджи совершили набег на территорию Великих Моголов около Ахмеднагара. За этим последовали набеги в Джуннар, когда Шиваджи похитил 300000 гун наличными и 200 лошадей. Аурангзеб ответил на набеги, послав Насири-хана, который разбил силы Шиваджи в Ахмеднагаре. Однако контрмеры Аурангзеба против Шиваджи были прерваны сезоном дождей и его битвой за престол Великих Моголов со своими братьями после болезни императора Шаха Джахана.

Нападения на Шайста-хана и Сурата

Шайстекхан удивлен

По просьбе Бади Бегума из Биджапура Аурангзеб, ныне император Великих Моголов, послал своего дядю по материнской линии Шайста-хана с армией численностью более 150 000 человек и мощной артиллерийской дивизией в январе 1660 года, чтобы атаковать Шиваджи в соединение с армией Биджапура во главе с Сидди Джаухаром. Шайста-хан со своей лучше оснащенной и оснащенной армией в 80 000 человек захватил Пуну. Он также взял близлежащий форт Чакан, осаждал его полтора месяца, прежде чем пробить стены. Шайста Хан воспользовался своим преимуществом, имея более крупную, лучше снабженную и хорошо вооруженную армию Моголов, и вторгся на территорию маратхов, захватив город Пуна и основав свою резиденцию во дворце Шиваджи в Лал-Махале.

в апреле В 1663 году Шиваджи вместе с небольшой группой людей совершил внезапное нападение на Шайста-хана в Пуне. Получив доступ к резиденции Хана, налетчики смогли убить некоторых из его жен; Шайста Хан сбежала, потеряв палец в рукопашной. Хан укрылся с силами Великих Моголов за пределами Пуны, и Аурангзеб наказал его за это затруднение переводом в Бенгалию.

в отместку за атаки Шайста-хана и для пополнения его теперь истощенной казны в 1664 году Шиваджи разграбил портовый город Сурат, богатый торговый центр Великих Моголов.

Пурандарский договор

Раджа Джай Сингх Амбер принял Шиваджи за день до заключения Пурандарский договор Изображение Шиваджи на пути в Пурандар, написанное М.В. Дхурандхар

Нападения на Шайста-хана и Сурат взбесили Аурангзеба. В ответ он послал Раджпута Мирзу Раджу Джая Сингха I с армией численностью около 15000 человек, чтобы победить Шиваджи. В течение 1665 года силы Джая Сингха оказывали давление на Шиваджи, их кавалерия разрушала сельскую местность, а их осадные силы окружали форты Шиваджи. Командующему Великих Моголов удалось переманить несколько ключевых командиров Шиваджи и многих его кавалеристов на службу Моголов. К середине 1665 года, когда крепость Пурандар была осаждена и была близка к захвату, Шиваджи был вынужден прийти к соглашению с Джай Сингхом.

В Пурандарском договоре, подписанном между Шиваджи и Джай Сингхом. 11 июня 1665 года Шиваджи согласился отдать 23 своих форта, оставив 12 себе, и выплатить компенсацию в размере 400 000 золотых гун Моголам. Шиваджи согласился стать вассалом империи Великих Моголов и послать своего сына Самбхаджи вместе с 5000 всадников сражаться за Великих Моголов на Декане в качестве мансабдара.

Арест в Агре и побег

Раджа Шиваджи в Дарбаре Аурангзеба - М. В. Дхурандхар

В 1666 году Аурангзеб вызвал Шиваджи в Агру (хотя в некоторых источниках вместо этого указывается Дели) вместе с его девятилетним сыном Самбхаджи. План Аурангзеба состоял в том, чтобы отправить Шиваджи в Кандагар, ныне в Афганистане, чтобы укрепить северо-западную границу империи Великих Моголов. Однако в суде 12 мая 1666 года Аурангзеб заставил Шиваджи стоять за мансабдарами (военачальниками) своего двора. Шиваджи обиделся и ворвался в зал суда, и был незамедлительно помещен под домашний арест под надзором Фаулад Хана, Котвала из Агры.

Положение Шиваджи под домашним арестом было опасным, так как суд Аурангзеба обсуждал, убить его или продолжать использовать его, и Шиваджи использовал свои истощающиеся средства, чтобы подкупить придворных, чтобы поддержать его дело. Император приказал разместить Шиваджи в Кабуле, но Шиваджи отказался. Вместо этого он попросил вернуть его форты и служить моголам в качестве мансабдара; Аурангзеб возразил, что он должен сдать оставшиеся форты, прежде чем вернуться на службу Моголов. Шиваджи удалось сбежать из Агры, вероятно, подкупив охранников, хотя император так и не смог установить, как он сбежал, несмотря на расследование. Популярная легенда гласит, что Шиваджи тайно вывез себя и своего сына из дома в больших корзинах, утверждая, что это сладости для подарка религиозным деятелям в городе.

Мир с Моголами

После того, как Шиваджи пришел к власти. После побега враждебные действия с Моголами пошли на убыль, и могольский сардар Джасвант Сингх выступил в качестве посредника между Шиваджи и Аурангзебом для новых мирных предложений. В период между 1666 и 1668 годами Аурангзеб даровал Шиваджи титул раджи. Самбхаджи был также восстановлен как могольский мансабдар с 5000 лошадьми. Шиваджи в то время послал Самбхаджи с генералом Пратапрао Гуджаром служить с наместником Великих Моголов в Аурангабаде, принцем Муаззамом. Самбхаджи также была предоставлена ​​территория в Бераре для сбора доходов. Аурангзеб также позволил Шиваджи атаковать разлагающегося Адил Шахи; Ослабленный султан Али Адил Шах II подал иск о мире и предоставил права сардешмукхи и чаутаи Шиваджи.

Реконквест

Статуя Шиваджи напротив Ворот Индии в Южном Мумбаи

Мир между Шиваджи и Моголами длился до 1670 года. В то время Аурангзеб с подозрением относился к тесным связям между Шиваджи и Муаззамом, который он думал, что мог бы узурпировать его трон, и, возможно, даже получал взятки от Шиваджи. Также в то время Аурангзеб, занятый борьбой с афганцами, значительно сократил свою армию на Декане; многие из расформированных солдат быстро перешли на службу маратхам. Моголы также забрали джагир Берара у Шиваджи, чтобы вернуть деньги, ссуженные ему несколькими годами ранее. В ответ Шиваджи начал наступление против Моголов и вернул большую часть территорий, сданных им в течение четырех месяцев.

Шиваджи второй раз уволил Сурат в 1670 году; британские и голландские предприятия смогли отразить его атаку, но ему удалось разграбить сам город, в том числе разграбить имущество мусульманского принца из Мавара-ун-Нахра, который возвращался из Мекки. Возмущенные возобновившимися атаками, Моголы возобновили боевые действия с маратхами, послав силы под командованием Дауд-хана, чтобы перехватить Шиваджи по его возвращении из Сурата, но потерпели поражение в битве при Вани-Диндори около нынешнего города Нашик.

В октябре 1670 года Шиваджи послал свои войска, чтобы преследовать англичан в Бомбее; поскольку они отказались продать ему военное снаряжение, его войска блокировали лесозаготовительные группы Бомбея. В сентябре 1671 года Шиваджи отправил посла в Бомбей, снова в поисках материальных средств, на этот раз для борьбы с Данда-Раджпури. Англичане сомневались в преимуществах, которые получит Шиваджи от этого завоевания, но также не хотели упускать шанс получить компенсацию за разграбление им фабрик в Раджапуре. Англичане отправили лейтенанта Стивена Астика на встречу с Шиваджи, но переговоры по вопросу о компенсации Раджапуру провалились. В последующие годы последовали многочисленные обмены посланниками, в результате которых в 1674 году было достигнуто определенное соглашение по вопросам оружия, но Шиваджи так и не выплачивал компенсацию Раджапуру перед своей смертью, и фабрика была распущена в конце 1682 года.

Битвы при Умрани и Несари

В 1674 году Пратапрао Гуджар, главнокомандующий силами маратхов, был послан, чтобы отбросить силы вторжения во главе с генералом биджапури Бахлолом Хан. Силы Пратапрао победили и захватили вражеского генерала в битве, перекрыв им водоснабжение, окружив стратегическое озеро, что побудило Бахлол-хана просить мира. Несмотря на конкретные предупреждения Шиваджи против этого, Пратапрао освободил Бахлол Хана, который начал готовиться к новому вторжению.

Шиваджи послал недовольное письмо Пратапрао, отказывая ему в аудиенции до тех пор, пока Бахлол Хан не был повторно схвачен. Расстроенный упреком своего командира, Пратапрао нашел Бахлол-хана и атаковал его позицию только шестью другими всадниками, оставив позади свои основные силы. Пратапрао был убит в бою; Шиваджи был глубоко опечален, узнав о смерти Пратапрао, и организовал брак своего второго сына, Раджарама, с дочерью Пратапрао. Анандрао Мохите стал Хамбиррао Мохите, новым сарнаубатом (главнокомандующим силами маратхов). Форт Райгад был недавно построен Хиродзи Индулкаром в качестве столицы зарождающегося королевства маратхов.

Коронация

Коронация Дурбар с более чем 100 персонажами, изображенными в присутствии

Шиваджи приобрел обширные земли и богатство благодаря его кампаниям, но, не имея официального титула, он формально оставался моголом заминдаром или сыном биджапури джагирдара, без каких-либо юридических оснований для управления его фактическим владением. Царский титул мог решить эту проблему, а также предотвратить любые вызовы со стороны других лидеров маратхов, которым он был технически равен. это также обеспечило бы индуистским маратхам другого индуистского суверена в регионе, которым иначе правили бы мусульмане.

Среди браминов двора Шиваджи разгорелись споры: они отказались короновать Шиваджи как короля, потому что этот статус был зарезервирован за теми кшатриев (воин) варна в индуистском обществе. Шиваджи был потомком старейшин сельских деревень, и брамины соответственно относили его к шудре (культиватор) варны. Они отметили, что у Шиваджи никогда не было церемонии священного шнура, и он не носил шнур, который носил бы кшатрий. Шиваджи вызвал Гагу Бхатта, пандита из Варанаси, который заявил, что он нашел генеалогию, доказывающую, что Шиваджи произошел от Сисодийских раджпутов, и, таким образом, действительно был кшатрий, хотя и нуждающийся в церемониях, соответствующих его рангу. Чтобы закрепить этот статус, Шиваджи провели церемонию священного шнура, и он снова женился на своих супругах в соответствии с ведическими обрядами, ожидаемыми от кшатрия. Однако, следуя историческим свидетельствам, претензии Шиваджи к Раджпуту, и в частности к происхождению Сисодии, могут быть истолкованы как что-то от незначительного в лучшем случае до изобретательного в более крайнем прочтении.

28 мая Шиваджи совершил покаяние за несоблюдение Кшатрия. обряды его предков и его самого так долго. Затем Гага Бхатта наделила его священной нитью. По настоянию других браминов, Гага Бхатта отказался от ведического пения и инициировал Шиваджи в измененной форме жизни дваждырожденного, вместо того, чтобы поставить его в один ряд с брахманами. На следующий день Шиваджи искупил грехи, которые он совершил при жизни. Двое ученых брахманов указали, что Шиваджи, проводя свои набеги, сжег города, что привело к гибели брахманов, коров, женщин и детей, и теперь может быть очищен от этого греха всего за рупий. 8000, и Шиваджи заплатил эту сумму. Общие расходы на питание собрания, общую раздачу милостыни, трон и украшения приблизились к 5 миллионам рупий.

Шиваджи был коронован королем Маратха Свараджа на пышной церемонии 6 июня 1674 года в форте Райгад. В индуистском календаре это было в 13-й день (трайодаши) первых двух недель месяца Джйештха 1596 года. Гага Бхатт совершал богослужение, держа золотой сосуд, наполненный семь священных вод рек Ямуна, Инд, Ганг, Годавари, Нармада, Кришна и Кавери над головой Шиваджи и пел ведические коронационные мантры. После омовения Шиваджи поклонился Джиджабаю и коснулся ее стоп. На церемонии собрались около пятидесяти тысяч человек. Шиваджи был назван Шакакарта («основатель эпохи») и Чхатрапати («верховный владыка»). Он также принял титул Хайндава Дхармодххарака (защитник индуистской веры).

Мать Шиваджи Джиджабай умерла 18 июня 1674 года. Маратхи призвали бенгальского тантрика госвами Нишала Пури, который заявил, что Первоначальная коронация проходила под неблагоприятными звездами, и требовалась вторая коронация. Это вторая коронация 24 сентября 1674 года имела двойное назначение, смягчив тем, кто до сих пор считал, что Шиваджи не был квалифицирован для ведических обрядов своей первой коронации, выполняя менее состязательную дополнительную церемонию.

Conquest в Южной Индии

Империя маратхов в 1680 г.

Начиная с 1674 г., маратхи предприняли агрессивную кампанию, совершив набег на Хандеш (октябрь), захватив Биджапури Понда (апрель 1675 г.), Карвар (середина года) и Колхапур (июль). В ноябре флот маратхов столкнулся с Сидди из Джанджира, но не смог их выбить. Выздоровев от болезни и воспользовавшись конфликтом между афганцами и Биджапуром, Шиваджи совершил набег на Атани в апреле 1676 года.

В преддверии своей экспедиции Шиваджи обратился к разуму. патриотизма Деккани, Южная Индия была родиной, которую нужно защищать от посторонних. Его апелляция была в некоторой степени успешной, и в 1677 году Шиваджи посетил Хайдарабад на месяц и заключил договор с Кутубшахом султаната Голконда, согласившись отказаться от своего союза с Биджапуром и совместно выступить против Моголов. В 1677 году Шиваджи вторгся в Карнатаку с 30 000 кавалерией и 40 000 пехотинцев при поддержке артиллерии Голконды и финансирования. Двигаясь на юг, Шиваджи захватил форты Веллора и Джинджи ; последний позже станет столицей маратхов во время правления его сына Раджарама I.

Шиваджи намеревался примириться со своим сводным братом Венкоджи (Экодзи I), сыном Шахаджи по его вторая жена, Тукабай (урожденная Мохите ), правившая Танджавуром (Танджором) после Шахаджи. Первоначально многообещающие переговоры не увенчались успехом, поэтому, возвращаясь в Райгад, Шиваджи 26 ноября 1677 г. разбил армию своего сводного брата и захватил большую часть его владений на плато Майсур. Жена Венкоджи Дипа Бай, которую Шиваджи глубоко уважал, начала новые переговоры с Шиваджи, а также убедила своего мужа дистанцироваться от мусульманских советников. В конце концов, Шиваджи согласился передать ей и ее потомкам женского пола большую часть собственности, которую он захватил, при этом Венкоджи согласился на ряд условий для надлежащего управления территориями и поддержания будущего мемориала Шиваджи (самадхи).

Смерть и правопреемство

Самбхаджи, старший сын Шиваджи, сменивший его

Вопрос о наследнике Шиваджи осложнился из-за безответственного поведения его старшего сына Самбхаджи. Не в силах обуздать это, Шиваджи заключил своего сына в Панхалу в 1678 году только для того, чтобы принц сбежал со своей женой и на год перешел к Моголам. Затем Самбхаджи вернулся домой, не раскаявшись, и снова был заключен в Панхалу.

В конце марта 1680 года Шиваджи заболел лихорадкой и дизентерией и умер примерно 3-5 апреля 1680 года в возрасте 52, накануне Хануман Джаянти. Путалабай, бездетная старшая из выживших жен Шиваджи, совершила сати, прыгнув в его погребальный костер. Другой выжившей супруге, Сакварбай, не разрешили последовать их примеру, потому что у нее была маленькая дочь. Были также утверждения, хотя и подвергшиеся сомнению более поздние ученые, что его вторая жена Соярабай отравила его, чтобы посадить на трон своего 10-летнего сына Раджарама.

После смерти Шиваджи Соярабай строила планы с различными министрами администрации короновать ее сына Раджарама, а не пасынка Самбхаджи. 21 апреля 1680 года на трон был возведен десятилетний Раджарам. Однако Самбхаджи овладел фортом Райгад после убийства командира, а 18 июня получил контроль над Райгадом и формально взошел на трон 20 июля. Раджарам, его жена Джанки Бай и мать Сойрабаи были заключены в тюрьму, а Сойрабай казнен по обвинению в заговоре в октябре того же года.

Маратхи после Шиваджи

Империя маратхов достигла своего апогея во время правления Пешвы Баджирао.

Шиваджи оставил после себя государство, всегда враждебное с Моголами. Вскоре после своей смерти, в 1681 году, Аурангзеб начал наступление на юге с целью захвата территорий, удерживаемых маратхами, базирующимся в Биджапуре Адилшахи и Кутб-шахом Голконды соответственно. Ему удалось уничтожить султанаты, но он не смог подчинить маратхов, проведя 27 лет на Декане. В период пленения, пыток и казни Самбхаджи в 1689 году маратхи оказали сильное сопротивление под предводительством преемника Самбхаджи, Раджарам, а затем вдова Раджарама Тарабай. Территории неоднократно переходили из рук в руки между Моголами и маратхами; конфликт закончился поражением Великих Моголов в 1707 году.

Шаху, внук Шиваджи и сын Самбхаджи, был заключен Аурангзебом в течение 27-летнего конфликта. После смерти последнего его преемник освободил Шаху. После непродолжительной борьбы за власть со своей теткой Тарабай Шаху правил империей маратхов с 1707 по 1749 год. В начале своего правления он назначил Баладжи Вишванатха, а затем своих потомков пешва (премьер-министры) Империи маратхов. Империя значительно расширилась под руководством сына Баладжи, Пешвы Баджирао I и внука Пешвы Баладжи Баджирао. На пике своего развития империя маратхов простиралась от Тамил Наду на юге до Пешавара (современный Хайбер-Пахтунхва ) на севере и. В 1761 году армия маратхов проиграла третью битву при Панипате Ахмед-шаху Абдали из афганской империи Дуррани, что остановило их имперскую экспансию на северо-западе Индии. Через десять лет после Панипата маратхи восстановили влияние в Северной Индии во время правления Мадхаврао Пешвы.

Стремясь эффективно управлять большой империей, Шаху и пешва предоставили полуавтономию сильнейшим. рыцарей, создав Конфедерацию маратхов. Они стали известны как Гаеквады из Барода, Холкары из Индора и малва, скиндиев. из Гвалиор и Бхонсалес из Нагпур. В 1775 г. Британская Ост-Индская компания вмешалась в борьбу за престолонаследие в Пуне, которая стала Первой англо-маратской войной. Маратхи оставались доминирующей державой в Индии до их поражения от Британской Ост-Индской компании в Второй и Третьей англо-маратхских войнах (1805–1818 гг.), В результате чего Компания оставалась под контролем большей части Индии.

Управление

Совет восьми министров (Ашта Прадхан Мандал)

Совет восьми министров или Ашта Прадхан Мандал, был административным и консультативным советом созданный Шиваджи. Он состоял из восьми министров, которые регулярно консультировали Шиваджи по политическим и административным вопросам.

Продвижение маратхи и санскрита

В своем дворе Шиваджи заменил персидский, общий придворный язык в регионе, на маратхи и сделал упор на индуистские политические и придворные традиции. Шиваджи продолжил эту санскритскую пропаганду, дав своим фортам такие имена, как Синдхудург, Прачандгарх и Суварндург. Он назвал Ашта Прадхан (совет министров) в соответствии с санскритской терминологией, используя такие термины, как ньяаядхиша и сенаапати, и заказал политический трактат Рааджья Вьявахаара Коша. Его Раджпурохит, Кешав Пандит, сам был санскритологом и поэтом.

Религиозная политика

Саджангад, где Самарт Рамдас был приглашен Шиваджи жить, теперь это место паломничества

Хотя Шиваджи был гордым индуистом и никогда не шел на компромиссы в своей религии, он также известен своей либеральной и терпимой религиозной политикой. В то время как индуисты могли свободно исповедовать свою религию при индуистском правителе, Шиваджи не только позволял мусульманам практиковать без притеснений, но и поддерживал их министерства пожертвованиями. Когда 3 апреля 1679 года Аурангзеб ввел налог джизья для немусульман, Шиваджи написал Аурангзебу строгое письмо, критикуя его налоговую политику. Он писал:

По строгой справедливости джизья вообще незаконна. Если вы представляете себе набожность в притеснении и терроризме индусов, вам следует сначала обложить налогом Джай Сингха I. Но угнетать муравьев и мух - вовсе не доблесть и не дух. Если вы верите в Коран, Бог - владыка всех людей, а не только мусульман. Поистине, ислам и индуизм - это контрасты. Они используются истинным Божественным Художником для смешивания цветов и заполнения контуров. Если это мечеть, призыв к молитве поется в память о Боге. Если это храм, то в колокола звонят из тоски по Богу. Показывать фанатизм по отношению к религии и обычаям любого человека - значит изменять слова Священной Книги.

Отметив, что Шиваджи остановил распространение соседних мусульманских государств, его современник, поэт Кави Бхушан заявил:

Если бы не Шиваджи, Каши потерял бы свою культуру, Матхура превратилась бы в мечеть, и все были бы обрезаны.

В 1667 году португальские христиане начали насильственно обращать индуистов в Бардез.. Шиваджи быстро совершил набег на Бардез, в котором были убиты три португальских католических священника и несколько христиан, и остановил насильственное обращение индусов. Однако во время разграбления Сурата в 1664 году к Шиваджи подошел Амвросий, монах-капуцин, который попросил его пощадить христиан города. Шиваджи оставил христиан нетронутыми, сказав, что «франкские падры - хорошие люди».

Военные

Шиваджи продемонстрировал большое мастерство в создании своей военной организации, которая просуществовала до упадка империи маратхов. Его стратегия основывалась на использовании своих сухопутных войск, военно-морских сил и ряда фортов на своей территории. Морская пехота служила ядром его сухопутных войск (усиленных мушкетерами теланги из Карнатаки), поддерживаемых конницей маратхов. Его артиллерия была относительно неразвита и полагалась на европейских поставщиков, что еще больше склоняло его к очень мобильному виду войны.

Аурангзеб и его генералы презрительно называли Шиваджи «горной крысой» из-за его партизанской тактики нападения на врага. силы, а затем отступают в его горные форты.

Горные форты

Сувела Мачи, вид на южные субплато, как видно из Баллекилла, Раджгад

Горные форты сыграли ключевую роль в стратегии Шиваджи. Он захватил важные форты Мурамбдев (Раджгад ), Торна, Кондхана (Синхагад ) и Пурандар. Он также перестроил или отремонтировал множество фортов в выгодных местах. Вдобавок Шиваджи построил несколько фортов; число "111" указано в некоторых учетных записях, но, вероятно, фактическое число "не превышало 18". Историк Джадунатх Саркар оценил, что Шиваджи владел примерно 240–280 фортами на момент своей смерти. Каждого поместили под три офицера с равным статусом, чтобы ни один предатель не был подкуплен или соблазнен передать его врагу. Офицеры действовали сообща и обеспечивали взаимный контроль и баланс.

Военно-морской флот

Форт Синдудург предоставлял якорные стоянки для ВМФ Шиваджи

Осознавая необходимость военно-морских сил для поддержания контроля на побережье Конкан, Шиваджи начал строить свой флот в 1657 или 1659 году, купив двадцать галиватов с португальских верфей Bassein. Хроники маратхи утверждают, что на пике своего развития его флот насчитывал около 400 военных кораблей, хотя британские хроники утверждают, что это число никогда не превышало 160 кораблей.

Поскольку маратхи привыкли к наземным вооруженным силам, Шиваджи расширил свои поиски квалифицированные экипажи для его кораблей, сражаясь с низшими кастами индусов побережья, давно знакомыми с военно-морскими операциями (знаменитые «Малабарские пираты»), а также с мусульманскими наемниками. Отметив мощь португальского флота, Шиваджи нанял несколько португальских моряков и обращенных в христианство гоа, и назначил Руи Лейтао Виегаса командующим своим флотом. Позже Вьегас вернулся к португальцам, взяв с собой 300 моряков.

Шиваджи укрепил свою береговую линию, захватив прибрежные форты и переоборудовав их, и построил свой первый морской форт в Синдхудурге, который должен был стать штаб-квартирой военно-морского флота маратхов. Сам флот был прибрежным флотом, ориентированным на путешествия и боевые действия в прибрежных районах и не предназначенный для выхода далеко в море.

Наследие

Начало 20 века. картина М. В. Дхурандхар Шиваджи и Баджи Прабху в Паван Кхинде

Шиваджи был хорошо известен своим сильным религиозным и воинским этическим кодексом и образцовым характером. Он был признан великим национальным героем во время движения за независимость Индии. В то время как некоторые рассказы о Шиваджи утверждают, что на него большое влияние оказал гуру-брамин Самарт Рамдас, другие говорят, что роль Рамдаса была чрезмерно подчеркнута более поздними комментаторами браминов, чтобы укрепить свое положение.

Ранние изображения

Шиваджи восхищались его героическими подвигами и умными уловками в современных отчетах английских, французских, голландских, португальских и итальянских писателей. Современные британские писатели сравнивали его с Александром, Ганнибалом и Юлием Цезарем. Моголы изображения Шиваджи были в значительной степени негативными, обращаясь к нему просто как «Шива» без почетного «-джи». Один писатель-моголь в начале 1700-х годов описал смерть Шиваджи как kafir bi jahannum raft («неверный отправился в ад»). Мусульманские писатели того времени обычно описывали его как грабителя и мародера.

Переосмысление

В середине 19 века махараштрийский социальный реформатор Джотирао Пхуле написал свою интерпретацию Легенда о Шиваджи, изображающая его как героя шудр и далитов. Пхуле стремился использовать мифы Шиваджи, чтобы подорвать брахманов, которых он обвинял в присвоении повествования, и поднять низшие классы; его рассказ о Шиваджи в форме баллады 1869 года был встречен с большой враждебностью в СМИ, в которых доминировали брамины. В конце 19 века память о Шиваджи была использована небрахманскими интеллектуалами Бомбея, которые идентифицировали себя как его потомки и через него потребовали кшатрия-варну. В то время как некоторые брамины опровергли эту идентичность, определив их как низшую шудра-варну, другие брамины признали полезность маратхов для движения за независимость Индии и одобрили это наследие кшатриев и значение Шиваджи.

В 1895 году Индия лидер националистов Локманья Тилак организовал ежегодный фестиваль в честь дня рождения Шиваджи. Он изображал Шиваджи как противника угнетателя, что имело значение для британского владычества. Тилак отрицал любые предположения, что его фестиваль был антимусульманским или нелояльным по отношению к правительству, но просто прославил героя. Эти празднования побудили британского комментатора в 1906 году заметить: «Разве анналы индуистской расы не могут указать на единственного героя, которого даже язык клеветы не осмелится назвать главой разбойников...?»

Один из первых комментаторов, оспаривавших негативную точку зрения британцев, был М. Г. Ранаде, чей рост могущества маратхов (1900) объявил достижения Шиваджи началом современного государственного строительства. Ранаде подверг критике более ранние британские изображения государства Шиваджи как «свободно развивающейся державы, процветающей за счет грабежа и приключений, и добившейся успеха только потому, что это было наиболее хитроумным и авантюрным». Это очень распространенное чувство среди читателей, которые черпают свое знание о эти события взяты исключительно из работ английских историков ».

В 1919 году Саркар опубликовал основополагающую книгу« Шиваджи и его времена », признанную самой авторитетной биографией короля со времен Джеймса Гранта Даффа. 1826 г. История махраттов. Уважаемый ученый, Саркар мог читать первоисточники на персидском, маратхи и арабском языках, но его критиковали за «шовинизм» взглядов историков маратхи на Шиваджи. Точно так же, хотя сторонники приветствовали его описание убийства Афзал-хана как оправданного, они осудили Саркара, назвав его «убийством» убийство индуистского раджи Чандрао Мора и его клана.

Вдохновение

Статуя Шиваджи в Форт Райгад

По мере роста политической напряженности в Индии в начале 20-го века некоторые индийские лидеры пересмотрели свои прежние позиции в отношении роли Шиваджи. Джавахарлал Неру в 1934 году отмечал: «Некоторые деяния Шиваджи, такие как вероломное убийство генерала Биджапура, значительно занижают его в нашей оценке». После общественного протеста интеллектуалов Пуны лидер Конгресса Т. Р. Деогирикар отметил, что Неру признал, что был неправ в отношении Шиваджи, и теперь одобрил Шиваджи как великого националиста.

В 1966 году Шив Сена (Армия) Шиваджи), сформированная для продвижения интересов людей, говорящих на маратхи, перед лицом миграции в Махараштру из других частей Индии и связанной с этим потери власти для местных жителей. Его изображение украшает литературу, пропаганду и символы партии.

В наше время Шиваджи считается национальным героем в Индии, особенно в штате Махараштра, где он, возможно, остается величайшей фигурой в истории штата.. Истории его жизни составляют неотъемлемую часть воспитания и идентичности народа маратхи. Кроме того, он также признан легендой воина, посеявшего семена независимости Индии. Шиваджи поддерживают в качестве примера индуистская националистическая Партия Бхаратия Джаната, а также партии Конгресса, в которых доминирует каста маратхов, в Махараштре, такие как Конгресс Индиры и Националистический Конгресс. Партия. Предыдущие партийные лидеры Конгресса штата, такие как Яшвантрао Чаван, считались политическими потомками Шиваджи.

В конце 20 века Бабасахеб Пурандаре стал одним из наиболее значимые художники в изображении Шиваджи в его произведениях, что привело к тому, что в 1964 году он был объявлен Шив-Шахиром («Бард Шиваджи»). Тем не менее, Пурандаре, брамин, также был обвинен в чрезмерном подчеркивании влияния гуру браминов на Шиваджи, и его церемония награждения Махараштра Бхушан в 2015 году вызвала протест со стороны тех, кто утверждал, что он клеветал на Шиваджи. Пурандаре, с другой стороны, обвиняли в коммунистическом и антимусульманском изображении Шиваджи, противоречащем действиям самого короля.

Противоречие

В 1993 году Illustrated Weekly опубликовал статью, предполагающую, что Шиваджи не был противником мусульман как таковых и находился под влиянием их формы правления. Члены партии Конгресса призвали к судебным искам против издателя и писателя, газеты маратхи обвинили их в «имперских предрассудках», а Шив Сена призвал к публичной порке писателя. Махараштра возбудил судебный иск против издателя в соответствии с правилами, запрещающими вражду между религиозными и культурными группами, но Высокий суд постановил, что Illustrated Weekly действовала в рамках свободы слова.

В 2003 году американский ученый Джеймс В. Лайне опубликовал свою книгу «Шиваджи: индуистский король в исламской Индии», которая вызвала резкую критику, в том числе угрозы ареста. В результате этой публикации Институт восточных исследований Бхандаркара в Пуне, где проводил исследования Лайн, подвергся нападению со стороны группы активистов маратхов, называющих себя Бригадой Самбхаджи. Книга была запрещена в Махараштре в январе 2004 г., но запрет был снят Высоким судом Бомбея в 2007 г., а в июле 2010 г. Верховным судом Индии поддержал отмену запрета. Это снятие сопровождалось публичными демонстрациями против автора и решения Верховного суда.

Поминовение

Поминовение Шиваджи можно найти по всей Индии, особенно в Махараштре. Статуи и памятники Шиваджи можно найти почти в каждом городе Махараштры, а также в разных местах по всей Индии. Другие памятные даты включают корабль ВМС Индии INS Shivaji, многочисленные почтовые марки, а также главный аэропорт и железнодорожный штаб в Мумбаи. В Махараштре существует давняя традиция детей строить точную копию форта с игрушечными солдатиками и другими фигурками во время фестиваля Дивали в память о Шиваджи.

Предложение построить гигантский мемориал по имени Шив Смарак был утвержден в 2016 году для размещения недалеко от Мумбаи на небольшом острове в Аравийском море. Ее высота будет 210 метров, что сделает ее самой большой статуей в мире, когда она будет завершена, возможно, в 2021 году.

Примечания

Ссылки

Библиография

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Викицитатная цитата содержит цитаты, связанные с: Шиваджи
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Шиваджи.
Шиваджи Дом Бхонсле Родился: ок. 1627/1630 Умер: 3 апреля 1680 года
Регламентские титулы
Новый титул . образовано новое государствоЧхатрапати из Империи маратхов. 1674–1680Преемник. Самбхаджи
Последняя правка сделана 2021-06-08 06:04:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте