Мартин Бусер

редактировать
«Бутцер» перенаправляется сюда. Чтобы узнать о других людях с именем Бутцер, см. Бутцер (фамилия). Не путать с Мартином Бузером.

Мартин Бусер
Мартин Бусер от German School.jpg Портрет неизвестного художника, Немецкая школа
Родился 11 ноября 1491 Шлеттштадт, Священная Римская империя (ныне Селеста, Франция)
Умер 28 февраля 1551 г. (59 лет) Кембридж, Англия
Национальность Немецкий
Занятие Пастор
Известная работа De Regno Christi
Богословская работа
Эра Реформация
Язык
  • Немецкий
  • латинский
Традиция или движение Кальвинист
Известные идеи Экуменизм
Подпись
Сигнатур Мартин Бусер.PNG

Мартин Бусер ( ранний немецкий : Martin Butzer ; 11 ноября 1491 - 28 февраля 1551) был немецким протестантским реформатором, жившим в Страсбурге, который оказал влияние на лютеранские, кальвинистские и англиканские доктрины и практики. Изначально Бусер был членом Доминиканского Ордена, но после встречи и под влиянием Мартина Лютера в 1518 году он организовал аннулирование своих монашеских обетов. Затем он начал работать на Реформацию при поддержке Франца фон Зикингена.

Усилия Бусера по реформированию церкви в Виссембурге привели к его отлучению от католической церкви, и он был вынужден бежать в Страсбург. Там он присоединился к команде реформаторов, в которую входили Мэтью Зелл, Вольфганг Капито и Каспар Гедио. Он выступал в качестве посредника между двумя ведущими реформаторами, Мартином Лютером и Халдрихом Цвингли, которые расходились по доктрине Евхаристии. Позже Бусер стремился к соглашению по общим догмам веры, таким как Тетраполитанское исповедание и Виттенбергское согласие, тесно сотрудничая с Филиппом Меланхтоном над последним.

Bucer считал, что католики в Священной Римской империи могли быть убеждены, чтобы присоединиться к Реформации. Посредством серии конференций, организованных Карлом V, он попытался объединить протестантов и католиков, чтобы создать немецкую национальную церковь отдельно от Рима. Он не добился этого, поскольку политические события привели к Шмалькальдийской войне и отступлению протестантизма внутри Империи. В 1548 году Бусера под принуждением уговорили подписать Аугсбургский Временный протокол, который вводил определенные формы католического богослужения. Однако он продолжал продвигать реформы до тех пор, пока город Страсбург не принял Временное решение и не вынудил его уехать.

В 1549 году Бусер был сослан в Англию, где под руководством Томаса Кранмера он смог повлиять на вторую редакцию Книги общей молитвы. Он умер в Кембридже, Англия, в возрасте 59 лет. Хотя его служение не привело к формированию новой деноминации, многие протестантские деноминации провозгласили его одним из своих. Его помнят как пионера экуменизма.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Исторический контекст
  • 2 Ранние годы (1491–1523)
  • 3. Реформатор в Страсбурге (1523–1525)
  • 4 Диалог с Лютером и Цвингли (1524–1530)
  • 5 конкурирующих протестантских конфессий (1530–1533)
  • 6 Организация Страсбургской церкви (1529–1534)
  • 7. Борец за протестантское единство (1534–1538)
  • 8 Советы Филиппу Гессенскому (1538–1539)
  • 9 доктринальных вопросов (1539–1542)
  • 10 Реформа Кельнского электората (1542–1547 гг.)
  • 11 Отказ от временного аугсбургского режима (1547–1549)
  • 12 Изгнание в Англии (1549–1551)
  • 13 Смерть и наследие
  • 14 См. Также
  • 15 заметок
  • 16 Ссылки
  • 17 Источники
  • 18 Дополнительная литература
  • 19 Внешние ссылки

Исторический контекст

Карта, показывающая две части Саксонии в зеленом и розовом цветах. Саксония давно была разделена на два княжества, одно из которых со столицей в Виттенберге было электоратом. Карл V передал электорат и большую часть своей территории Альбертине Саксонии в 1547 году после поражения Шмалькальдской лиги и Иоанна Фридриха I, курфюрста Саксонии. Гессен находился к западу от Саксонии. Важные города, которые посетил Бусер, показаны красным.

В 16 веке Священная Римская империя была централизованным государством только по названию. Империя была разделена на множество княжеств и городов-государств, что сильно сдерживало правление императора Священной Римской империи. Разделение власти между императором и различными государствами сделало возможным Реформацию в Германии, поскольку отдельные государства защищали реформаторов на своих территориях. В Электорат Саксонии, Мартин Лютер был поддержан курфюрста Фридриха III и его преемников Джон и Джон Фредерик. Филипп I, ландграф Гессенский, земли которого находились на полпути между Саксонией и Рейном, также поддерживал Реформацию и сыграл заметную роль в жизни Лютера и Бусера. Император Карл V должен был уравновесить требования своих имперских подданных. При этом его часто отвлекали войны с Францией, Османской империей и Италией. Политическое соперничество между всеми игроками сильно повлияло на церковное развитие в Империи.

Помимо княжеств, по всей Империи были разбросаны вольные имперские города, номинально находившиеся под контролем Императора, но фактически управлявшиеся советами, действовавшими как суверенные правительства. Когда Реформация пустила корни, во многих городах вспыхнули столкновения между местными реформаторами и консервативными городскими магистратами. Мартин Бусер начал свою работу в свободном имперском городе Страсбурге. Расположенный на западной границе Империи, Страсбург был тесно связан со швейцарскими городами, сбросившими имперское иго. Некоторые приняли реформированную религию, отличную от лютеранства, в которой гуманистические социальные концепции и общинная этика играли большую роль. Наряду с группой свободных имперских городов на юге и западе немецких земель Страсбург следовал этому образцу Реформации. Им управляло сложное местное правительство, в значительной степени находившееся под контролем нескольких влиятельных семей и богатых гильдий. Во времена Бусера социальные волнения нарастали, поскольку ремесленники низшего уровня возмущались своей социальной неподвижностью и увеличивающимся разрывом в доходах. Граждане, возможно, не планировали революцию, но они были восприимчивы к новым идеям, которые могли бы изменить их жизнь.

Ранние годы (1491–1523)

Мартин Бусер родился в Селестате (Шлетштадт), Эльзас, вольном имперском городе Священной Римской империи. Его отец и дед, как по имени Клаус Butzer, были Coopers (barrelmakers) по торговле. О матери Бусера почти ничего не известно. Бусер, вероятно, посещал престижную латинскую школу Селеста, куда ремесленники отправляли своих детей. Он закончил учебу летом 1507 года и в качестве послушника вступил в Доминиканский орден. Позже Бусер утверждал, что его дед заставил его принять участие в этом ордене. Через год он был рукоположен в качестве служителя в церкви Страсбурга из Williamites, и он принял его постриг в полном Доминиканскую монахом. В 1510 году он был рукоположен в сан диакона.

К 1515 году Буцер изучал богословие в доминиканском монастыре в Гейдельберге. В следующем году он прошел курс догматики в Майнце, где был рукоположен в священники, вернувшись в Гейдельберг в январе 1517 года, чтобы поступить в университет. Примерно в это же время на него повлиял гуманизм, и он начал покупать книги, изданные Иоганнесом Фробеном, некоторые - великим гуманистом Эразмом. Опись книг Бусера 1518 года включает основные работы Фомы Аквинского, лидера средневековой схоластики в доминиканском ордене.

В апреле 1518 года Йоханнес фон Штаупиц, генеральный викарий августинцев, пригласил реформатора Виттенберга Мартина Лютера для аргументации его теологии на Гейдельбергском диспуте. Здесь Буцер впервые встретил Лютера. В длинном письме своему наставнику Беатусу Ренану Бусер рассказал о том, что он узнал, и прокомментировал несколько из девяноста пяти тезисов Лютера. Он в значительной степени согласился с ними и считал, что идеи Лютера и Эразма совпадают. Поскольку встреча с Лютером была сопряжена с определенным риском, он попросил Ренана проследить, чтобы его письмо не попало в чужие руки. Он также написал завещание, в котором содержится опись его книг. В начале 1519 года Буцер получил степень бакалавра и тем же летом изложил свои богословские взгляды в диспуте перед факультетом в Гейдельберге, показав свой разрыв с Фомой Аквинским и схоластикой.

Франц фон Зикинген был защитником и защитником Мартина Бусера в первые годы его жизни.

События, которые заставили Буцера покинуть доминиканский орден, возникли в результате его принятия новых идей и его растущих контактов с другими гуманистами и реформаторами. Парень доминиканец, Джакоб Ван Хугстраатно, то Великий Инквизитор из Кельна, пытался преследовать Рейхлин, гуманистические ученым. Другие гуманисты, в том числе дворяне Ульрих фон Хуттен и имперский рыцарь Франц фон Зикинген, встали на сторону Рейхлина. Хугстратену помешали, но теперь он планировал нацелить Буцера. 11 ноября 1520 года Буцер сообщил реформатору Вольфгангу Капито в письме, что Хугстратен угрожал сделать из него пример последователя Лютера. Чтобы избежать доминиканской юрисдикции, Бусеру нужно было освободить его от монашеского обета. Капито и другие смогли ускорить отмену его клятв, и 29 апреля 1521 года он был официально освобожден от доминиканского ордена.

В течение следующих двух лет Бусера защищали Зикинген и Хаттен. Он также некоторое время работал при дворе Людвига V, курфюрста Палатина, капелланом младшего брата Людвига Фредерика. Зикинген был высокопоставленной фигурой при дворе Людвига. Это назначение позволило Бусеру жить в Нюрнберге, самом могущественном городе Империи, правящие чиновники которого были решительно реформистами. Там он встретил многих людей, разделяющих его точку зрения, в том числе гуманиста Виллибальда Пиркхаймера и будущего реформатора Нюрнберга Андреаса Осиандера. В сентябре 1521 года Буцер принял предложение Зикингена о должности пастора в Ландштуле, где у Зикингена был замок, и Буцер переехал в город в мае 1522 года. Летом 1522 года он встретил и женился на Элизабет Силберайзен, бывшей монахине.

Зикинген также предложил Бусеру оплатить учебу в Виттенберге. По пути Буцер остановился в городе Виссембург, ведущий реформатор которого Генрих Мотерер попросил его стать его капелланом. Бусер согласился прервать свое путешествие и немедленно приступил к работе, проповедуя ежедневные проповеди, в которых он нападал на традиционные церковные обычаи и монашеские ордена. Основываясь на своей вере в то, что Библия является единственным источником знания для достижения спасения ( sola scriptura ), он проповедовал, что мессу следует рассматривать не как призыв Христа, а как принятие Божьего дара спасения через Христа. Он обвинил монахов в создании дополнительных правил сверх того, что содержится в Библии. Он резюмировал свои убеждения в шести тезисах и призвал к публичному обсуждению. Его противники, местные францисканцы и доминиканцы, игнорировали его, но его проповеди побуждали горожан угрожать городским монастырям. Епископ Шпейера отреагировал отлучением Буцера от церкви, и хотя городской совет продолжал поддерживать его, события за пределами Виссембурга оставили Буцера в опасности. Его главный благодетель, Франц фон Зикинген, был побежден и убит во время восстания рыцарей, а Ульрих фон Хуттен стал беглецом. Совет Виссембурга убедил Бусера и Мотерера уйти, и 13 мая 1523 года они бежали в соседний Страсбург.

Реформатор в Страсбурге (1523–1525)

Бусер, отлученный от церкви и лишенный средств к существованию, был в опасном положении, когда прибыл в Страсбург. Он не был гражданином города, статус, который обеспечивал защиту, и 9 июня 1523 года он написал срочное письмо реформатору Цюриха Хульдриху Цвингли, умоляя открыть безопасный пост в Швейцарии. К счастью для Бусера, Страсбургский собор находился под влиянием реформатора Мэтью Зелла ; в течение первых нескольких месяцев в городе Бусер работал неофициальным капелланом Зелла и мог проводить уроки по книгам Библии. Самая большая гильдия Страсбурга, Гертнер или Садовники, назначила его пастором церкви Святой Аврелии 24 августа 1523 года. Через месяц совет принял его заявление о предоставлении гражданства.

Мэтью Зелл был первым крупным реформатором в Страсбурге и поддержал Бусера по его прибытии в город.

В Страсбурге Бусер присоединился к команде известных реформаторов: Зелл, который взял на себя роль проповедника в массы; Вольфганг Капито, самый влиятельный богослов города; и Каспар Гедио, проповедник собора. Одним из первых действий Бусера в деле реформ был спор с Томасом Мурнером, монахом, который сатирически напал на Лютера. В то время как городской совет колебался по религиозным вопросам, количество людей, поддерживающих Реформацию и враждебно настроенных по отношению к традиционному духовенству, росло.

Враждебность достигла точки кипения, когда Конрад Трегер, то перед провинциальные из августинцев, осудил реформистских проповедников и бюргеры Страсбурга как еретики. 5 сентября 1524 года разъяренная толпа ворвалась в монастыри, грабя и уничтожая религиозные изображения. Многие противники Реформации были арестованы, в том числе Трегер. После того, как собор запросил у реформаторов официальное заявление, Бусер подготовил двенадцать статей, обобщающих учения Реформации, включая оправдание верой ( sola fide). Он отвергал мессу и католические концепции, такие как монашеские обеты, почитание святых и чистилище. Он отказался признать авторитет папы и вместо этого сделал упор на подчинение правительству. Трегер был освобожден 12 октября и покинул Страсбург. С его отъездом в городе закончилось открытое противодействие Реформации.

Первой целью реформаторов было создание нового порядка служения - на этот раз страсбургские реформаторы последовали за литургией Цвингли. Они представили богословам Виттенберга и Цюриха предложения об общем порядке служения для всего реформаторского движения. В книге Буцера Grund und Ursach (Основание и причина), опубликованной в декабре 1524 года, он подверг критике идею мессы как жертвы и отверг литургические одежды, алтарь и некоторые формы ритуалов. Это издание также подтвердило введение в городе общинного пения немецких гимнов. (Только его предисловие к Gesangbuch 1541 года превосходило его с точки зрения музыкального значения.) К маю 1525 года литургические реформы были проведены в приходских церквях Страсбурга, но городской совет решил разрешить мессам продолжать в соборе и в коллегиальных церквях Св. Фома, Молодой Святой Петр и Старый Святой Петр.

Диалог с Лютером и Цвингли (1524–1530)

См. Также: Таинство Тела и Крови Христа - Против фанатиков.

Начиная с 1524 года, Буцер сосредоточился на главном вопросе, разделяющем ведущих реформаторов, - на евхаристии. В этом споре он попытался выступить посредником между Мартином Лютером и Хулдрихом Цвингли. Два богослова расходились во мнениях относительно того, присутствовали ли физически тело и кровь Христа в элементах хлеба и вина во время празднования Вечери Господней. Лютер верил в телесное или физическое реальное присутствие Христа; Цвингли верил, что тело и кровь Христа были подарены Святым Духом. К концу 1524 года Буцер отказался от идеи реального телесного присутствия и после некоторых экзегетических исследований принял интерпретацию Цвингли. Однако он считал, что Реформация зависит не от какой-либо позиции, а от веры во Христа, а другие вопросы второстепенны. В этом отношении он отличался от Цвингли.

Бусер пытался быть посредником между Мартином Лютером (слева) и Халдрихом Цвингли (справа) по доктринальным вопросам.

В марте 1526 года Бусер опубликовал « Апологию», отстаивая свои взгляды. Он предложил формулу, которая, как он надеялся, удовлетворит обе стороны: приемлемо разное понимание Священного Писания, и единство церкви гарантировано, если обе стороны имеют «детскую веру в Бога». Бусер заявил, что его и Цвингли толкование евхаристии было правильным, но, хотя он считал, что богословы Виттенберга заблуждались, он принял их как братьев, поскольку они согласились с основами веры. Он также опубликовал два перевода произведений Лютера и Иоганна Бугенхагена, вставив в текст его собственное толкование Вечери Господней. Это возмутило виттенбергских богословов и испортило их отношения с Буцером. В 1528 году, когда Лютер опубликовал Vom Abendmahl Christi, Bekenntnis [ Исповедь относительно Христовой Вечери ] (на немецком языке), В котором подробно концепцию Лютера о сакраментальном союзе, Bucer ответил трактат его собственного, Vergleichnung Д. Luthers, унд Seins gegentheyls, фом Abendmal Кристи [ примирение между доктором Лютером и его оппонентами Что касается вечери Христа ] (на немецком языке). Он принял форму диалога между двумя купцами, одним из Нюрнберга, который поддерживал Лютера, и другим из Страсбурга, который поддерживал Бусера, причем последний победил своего оппонента. Бусер отметил, что, поскольку Лютер отверг импанацию, идею о том, что Христос «превратился в хлеб», между Лютером и Цвингли не было разногласий; оба верили в духовное присутствие Христа в евхаристии. Лютер резко отверг интерпретацию Буцера.

Все это время Буцер и Цвингли поддерживали тесную связь, обсуждая другие аспекты богословия и практики, такие как использование религиозных образов и литургия. Бусер, не колеблясь, иногда не соглашался с Цвингли, хотя единство между Страсбургом и швейцарской церквями имело приоритет над такими разногласиями. В 1527 году Буцер и Капито присутствовали на диспуте в Берне, чтобы решить, следует ли городу принять реформированные доктрины и практики. Буцер оказал твердую поддержку ведущей роли Цвингли в диспуте, который, наконец, привел к Реформации в Берне.

Последняя встреча Цвингли и Лютера была на Марбургском коллоквиуме в октябре 1529 года, организованном Филиппом Гессенским и на котором присутствовали различные ведущие реформаторы, в том числе Буцер. Лютер и Цвингли согласились по 13 из 14 обсуждаемых тем, но Цвингли не принял доктрину реального присутствия, по которой Лютер не шел на компромисс. После того, как дискуссия между ними прервалась, Бусер попытался спасти ситуацию, но Лютер заметил: «Очевидно, что у нас нет одного и того же духа». Встреча закончилась неудачей. В следующем году Бусер писал о своем разочаровании непоколебимостью доктрины:

Если вы немедленно осуждаете любого, кто не совсем верит в то же, что и вы, как покинутого Духом Христа и считаете врагом истины любого, кто считает ложное истиной, кого, пожалуйста, скажите, можете ли вы все еще считать братом? ? Я, например, никогда не встречал двух людей, которые верили бы в одно и то же. Это справедливо и для богословия.

Конкурирующие протестантские конфессии (1530–1533)

Буассар, Жан-Жак, "Мартин Бюсер", Icones quinquaginta vivorum (портрет) (на латыни)

Масштабы богословского разногласия между реформаторами стали очевидны, когда император Священной Римской империи Карл V попросил их изложить ему свои взгляды в 1530 году на сейме в Аугсбурге. Филипп Меланхтон, главный делегат из Виттенберга, быстро подготовил проект, который в итоге стал Аугсбургским Исповеданием. Виттенбергские богословы отвергли попытки Страсбурга принять его без статьи о Вечере Господней. В ответ Бусер написал новое признание, Confessio Tetrapolitana ( Тетраполитанское исповедание ), названное так потому, что его приняли только четыре города: Страсбург и три других южных немецких города: Констанц, Мемминген и Линдау. Копия черновика Меланхтона была использована в качестве отправной точки, и единственным серьезным изменением стала формулировка статьи о Евхаристии. Согласно Иллсу, в статье о Евхаристии в Тетраполитанском Исповедании говорилось: «В этом таинстве его истинное тело и истинная кровь воистину даны для еды и питья, как пищу для их душ и вечной жизни, чтобы они могли оставаться в нем. а он в них ». Неоднозначное слово «истинно» определено не было.

Карл, однако, издал 22 сентября декрет, согласно которому все реформаторы должны примириться с католической верой, иначе он применит военную силу для их подавления. Это побудило Меланхтона созвать встречу с Бусером, и после долгих дискуссий они согласовали девять тезисов, которые отправили Лютеру и в Страсбург. Магистраты Страсбурга переправили их в Базель и Цюрих. Буцер встретился с Лютером в Кобурге 26–28 сентября. Лютер по-прежнему отвергал тезисы Бусера, но призывал его продолжать поиск единства. Затем Буцер отправился в несколько южных немецких городов, включая Ульм, Исни, Констанц, Мемминген и Линдау, а также в швейцарские города Базель и Цюрих. 12 октября в Цюрихе он представил статьи Цвингли, который не возражал и не соглашался с ним.

В феврале 1531 года евангелические князья и города империи учредили протестантскую Шмалькальдическую лигу для защиты реформированной религии. Якоб Штурм из Страсбурга вел переговоры о включении города в список на основе Тетраполитанской конфессии. К этому времени отношения Буцера с Цвингли ухудшались. Политические связи Страсбурга с курфюрстом Саксонии и частичная богословская поддержка Лютера Бусером стали для Цвингли слишком сильными, и 21 февраля 1531 года он написал Бусеру письмо о прекращении их дружбы. Когда представители южногерманских городов собрались в Ульме 23–24 марта 1532 года, чтобы обсудить свой союз с Шмалькальдской лигой, Бусер посоветовал им подписать Аугсбургское признание, если на них оказали давление. То, что Буцер рекомендовал конкурирующее признание вместо его собственной версии, удивило швейцарские города. Лютер продолжал свои полемические атаки на Бусера, но Бусер был невозмутим: «В любом случае мы должны искать единства и любви в наших отношениях со всеми, - писал он, - независимо от того, как они относятся к нам». В апреле и мае 1533 года он снова совершил поездку по городам южной Германии и Швейцарии. Последний остался неубедительным и не присоединился к протестантскому союзу.

Организация Страсбургской церкви (1529–1534)

Колокольня церкви кающегося Магдалины за фахверковыми домами, сохранившаяся со времен Мартина Бусера.

Пока разворачивались эти события, реформаторы в Страсбурге медленно продвигались вперед. Их давление на совет с целью запретить всем массам наконец удалось. 20 февраля 1529 года Страсбург открыто присоединился к Реформации, когда месса была официально приостановлена. Вместо этого во всех приходских церквях проводились две проповеднические службы ( Predigtgottesdienste) в воскресенье. 5 января 1530 года, когда Страсбург присоединился к союзу швейцарских городов, Christliches Burgrecht [ Христианская конфедерация ] (на немецком языке), совет систематически удалял изображения и боковые алтари из церквей. Поначалу Буцер терпеливо относился к изображениям в местах поклонения до тех пор, пока им не поклонялись. Позже он пришел к выводу, что их следует удалить из-за того, что они потенциально могут стать предметом злоупотреблений, и в трактате выступил за их упорядоченное удаление. Сначала нужно получить авторитет магистратов, а затем наставить людей отказаться от поклонения изображениям.

Приоритетом Буцера в Страсбурге было привить моральную дисциплину в церкви. С этой целью к каждой конгрегации были назначены специальные смотрители ( Kirchenpfleger), выбранные из числа мирян, чтобы контролировать как учение, так и практику. Его опасения были вызваны последствиями быстрого роста числа беженцев, привлеченных толерантной политикой Страсбурга в отношении предоставления убежища. Наплыв беженцев, особенно после 1528 года, привел в Страсбург ряд революционных проповедников. Эти люди были вдохновлены множеством апокалиптических и мистических доктрин, а в некоторых случаях - враждебностью по отношению к социальному порядку и представлению об официальной церкви. Значительное число беженцев были анабаптистами и спиритуалистами, такими как последователи Мельхиора Хоффмана, Каспара Швенкфельда и Клеменса Циглера. Бусер лично взял на себя ответственность за нападения на этих и других популярных проповедников, чтобы минимизировать их влияние и добиться изгнания их и своих последователей. 30 ноября 1532 года пасторы и надзиратели церкви обратились к собору с петицией с просьбой ввести этические стандарты, официально одобрить реформированную веру и опровергнуть «сектантские» доктрины. Правящие власти, позволившие сектантским общинам процветать среди беженцев и низшего сословия, изгонят только очевидных нарушителей спокойствия. Бусер настоял на том, чтобы совет срочно взял под контроль все христианское богослужение в городе для общего блага.

В ответ на петицию совет создал комиссию, предложившую городской синод. Для этого собрания Бусер представил проект документа из шестнадцати статей о церковной доктрине. Синод собрался 3 июня 1533 года в церкви кающейся Магдалины для обсуждения текста Бусера и в конечном итоге принял его полностью. Лидеры сектантов предстали перед синодом и допрошены Бусером. Зиглера уволили и разрешили остаться в Страсбурге; Хоффманн был заключен в тюрьму как опасность для государства; и Швенкфельд покинул Страсбург по собственному желанию.

После синода горсовет тянул пятки несколько месяцев. Комиссия синода, в которую входили Бусер и Капитон, решила проявить инициативу и подготовила проект постановления о регулировании церкви. Он предлагал, чтобы совет взял на себя почти полный контроль над церковью, с ответственностью за надзор за учением, назначение церковных надзирателей и поддержание моральных норм. Однако совет все еще откладывался, что поставило пасторов на грань отставки. Только когда последователи Хоффмана захватили власть в Мюнстере во время Мюнстерского восстания, совет начал действовать, опасаясь аналогичного инцидента в Страсбурге. 4 марта 1534 года совет объявил, что тетраполитическое исповедание Бусера и его шестнадцать статей о церковной доктрине теперь являются официальными церковными заявлениями веры. Все анабаптисты должны либо подписаться на эти документы, либо покинуть город. В соответствии с этим решением в Страсбурге была учреждена новая церковь, в которой Капитон заявил: «Бусер - епископ нашей церкви».

Защитник протестантского единства (1534–1538)

Филипп Меланхтон работал в тесном сотрудничестве с Бусером над многими богословскими документами, чтобы продвинуть дело реформы.

К 1534 году Буцер был ключевой фигурой в немецкой Реформации. Он неоднократно руководил инициативами по достижению доктринального согласия между Виттенбергом, городами южной Германии и Швейцарией. В декабре 1534 года Бусер и Меланхтон провели продуктивные переговоры в Касселе, и затем Бусер составил десять тезисов, которые приняли виттенбергские богословы. В октябре 1535 года Лютер предложил встретиться в Эйзенахе, чтобы заключить полное соглашение между протестантскими фракциями. Буцер убедил южных немцев принять участие, но швейцарцы во главе с преемником Цвингли Генрихом Буллингером скептически отнеслись к его намерениям. Вместо этого они встретились в Базеле 1 февраля 1536 года, чтобы выработать собственное исповедание веры. Бусер и Капитон присутствовали и призвали швейцарцев принять компромиссную формулировку евхаристии, которая не оскорбила бы лютеран. Истинное присутствие Христа было признано, в то время как естественный или локальный союз между Христом и элементами отрицался. Результатом стало Первое Гельветическое Исповедание, успех которого вселил в Буцера надежду на предстоящую встречу с Лютером.

Встреча, перенесенная в Виттенберг из-за болезни Лютера, началась 21 мая 1536 года. К удивлению южных немцев, Лютер начал с нападения на них, требуя, чтобы они отреклись от своего ложного понимания евхаристии. Капито вмешался, чтобы успокоить ситуацию, и Бусер заявил, что Лютер неправильно понял их взгляды на этот вопрос. Лютеране настаивали на том, чтобы неверующие, принимающие евхаристию, действительно получали тело и кровь Христа. Буцер и южные немцы считали, что получают только элементы хлеба и вина. Иоганнес Бугенхаген сформулировал одобренный Лютером компромисс, в котором проводилось различие между недостойными ( indigni) и неверующими ( impii). Южные немцы признали, что недостойные принимают Христа, и вопрос о том, что получают неверующие, остался без ответа. Затем обе стороны плодотворно работали над другими вопросами и 28 мая подписали Виттенбергское соглашение. Страсбург быстро одобрил документ, но потребовалось много уговоров от Буцера, прежде чем ему удалось убедить все города южной Германии. Сопротивлялись швейцарские города, особенно Цюрих. Они отвергли даже мягкое утверждение, предполагающее союз Христа с элементами евхаристии. Бусер посоветовал швейцарцам созвать национальный синод, чтобы решить этот вопрос, надеясь, что он сможет хотя бы убедить Берн и Базель. Синод заседал в Цюрихе с 28 мая по 4 апреля 1538 года, но Буцер не смог победить ни одного города. Швейцарцы никогда не принимали и не отклоняли Виттенбергский договор.

Влияние Буцера на швейцарцев в конечном итоге почувствовалось косвенно. Летом 1538 года он пригласил Жана Кальвина, будущего реформатора Женевы, возглавить собрание французских беженцев в Страсбурге. Бусер и Кальвин имели много общего в богословском плане и поддерживали давнюю дружбу. Степень влияния Буцера на Кальвина является открытым вопросом для современных ученых, но многие реформы, которые Кальвин позже реализовал в Женеве, включая литургию и церковную организацию, были первоначально разработаны в Страсбурге.

Совет Филиппу Гессенскому (1538–1539)

Когда закон Филиппа Гессенского о защите евреев на его территории истек в 1538 году, он поручил Бусеру разработать новую политику. Филипп дал ему проект, который терпимо относился к ведению своих дел. Буцер отверг благоприятные условия и рекомендовал запретить евреям заниматься всеми профессиями, кроме тех, которые обеспечивают минимальное существование. Его Judenratschlag также включал его первое использование негативных стереотипов о евреях. Указ Филиппа 1539 года представлял собой компромисс. Он разрешил евреям заниматься торговлей и коммерцией, но установил строгие правила их связи с христианами. Возможность произвольного применения новой политики была пугающей, и в результате многие евреи решили покинуть Гессен. В этом Бусер должен разделить часть вины.

В ноябре 1539 года, Филипп попросил Bucer произвести богословскую защиту двоеженства, так как он решил заключить контракт с бигамным браком. Бусер неохотно согласился, при условии, что брак будет сохранен в секрете. Бусер проконсультировался с Лютером и Меланхтоном, и три реформатора представили Филиппу заявление с советом ( Wittenberger Ratschlag); позже Бусер представил свои собственные аргументы за и против двоеженства. Хотя в документе указывалось, что двоеженство может быть разрешено только в редких случаях, Филипп воспринял это как одобрение своего брака с фрейлиной своей сестры. Когда слухи о браке распространились, Лютер сказал Филиппу отрицать это, а Бусер посоветовал ему скрыть свою вторую жену и скрыть правду. Некоторые ученые отметили возможную мотивацию этого пресловутого совета: богословы полагали, что они советовали Филиппу, как пастырь своего прихожанина, и что ложь была оправдана, чтобы охранять конфиденциальность их исповедального совета. Скандал, последовавший за браком, привел к тому, что Филипп потерял политическое влияние, и Реформация в Империи была серьезно скомпрометирована.

Доктринальные вопросы (1539–1542)

В конце 1538 года, незадолго до смерти католического герцога Саксонского Георга, в Лейпциге был созван религиозный коллоквиум для обсуждения возможных реформ в герцогстве. Электорат Саксонии послал Меланхтон, и Филипп Гессе послал Bucer. Само герцогство было представлено Георгом Витцелем, бывшим лютеранином, который вновь обратился в католицизм. В ходе обсуждений со 2 по 7 января 1539 года Буцер и Витцель согласились отложить спорные пункты доктрины, но Меланхтон отказался, считая, что единство доктрины было предпосылкой плана реформы. Бусер и Витцель согласовали пятнадцать статей, посвященных различным вопросам церковной жизни. Бусер, однако, не делал никаких уступок в отношении доктрины: он хранил молчание по таким важным вопросам, как месса и папство. Его экуменический подход вызвал резкую критику со стороны других реформаторов.

Карл V попытался вернуть протестантских принцев через серию бесед и имперских диет. Когда примирение не удалось, он попытался подавить протестантское сопротивление в Шмалькальдской войне.

Во Франкфуртском перемирии 1539 года Карл и лидеры Шмалькальдийской лиги договорились о большом коллоквиуме для решения всех религиозных вопросов в Империи. Буцер возлагал большие надежды на эту встречу: он считал, что удастся убедить большинство немецких католиков принять доктрину sola fide в качестве основы для обсуждения всех других вопросов. Под разными псевдонимами он публиковал трактаты, пропагандирующие немецкую национальную церковь. Конференция в Хагенау началась 12 июня 1540 года, но в ходе месячного обсуждения обе стороны не смогли договориться об общей отправной точке. Они решили снова собраться в Вормсе. Меланхтон возглавил протестантов, а Бусер оказал большое влияние за кулисами. Когда разговор снова не продвинулся, имперский канцлер Николас Перрено де Гранвель призвал к секретным переговорам. Bucer затем начал работать с Johannes Гроппер, делегат архиепископа Кёльна, Герман фон Вида. Осознавая опасность такого очевидного сговора, он был полон решимости добиться единства среди немецких церквей. Они согласились по двадцати трем статьям, в которых Бусер допускал некоторые проблемы с католической позицией. К ним относятся оправдание, таинства и организация церкви. Остались нерешенными четыре спорных вопроса: почитание святых, частные мессы, аурикулярное исповедание и пресуществление. Результаты были опубликованы в «Книге червей», которую они конфиденциально представили принцам по обе стороны религиозного разделения: Филиппу Гессенскому и Иоахиму II, курфюрсту Бранденбургского.

Книга Червя заложила основу для окончательных переговоров на Сейме Регенсбурга в 1541 году. Карл создал небольшой комитет, состоящий из Йоханнеса Экка, Гроппера и Юлиуса Пфлуга с католической стороны и Меланхтона, Бусера и Иоганна Писториуса с протестантской стороны. Основой для обсуждения стала «Регенсбург Книга» -essentially Черви Книга с модификациями в папский легат, Гаспаро Контарини, и других католических богословов. Обе стороны сделали многообещающий старт, достигнув согласия по вопросу оправдания верой. Но они не могли согласиться с учительским авторитетом церкви: протестанты настаивали, что это Библия, католики - магистериум - другими словами, папа и его епископы. В статью о мессе и Вечере Господней Контарини вставил концепцию пресуществления, что также было неприемлемо для протестантов. В результате беседа зашла в тупик. Чтобы спасти некоторые из достигнутых соглашений, Чарльз и Гранвель перепечатали Регенсбургскую книгу с дополнительными статьями, в которых протестантам было разрешено изложить свои взгляды. Однако к этому времени Лютер в Виттенберге и папский суд в Риме видели книгу, и оба они публично отвергли статью об оправдании верой. Провал конференции стал для Бусера серьезной неудачей.

После возвращения Бусера из Регенсбурга город Страсбург поразила чума. Сначала от болезни умер друг и коллега Бусера Вольфганг Капито; затем жена Бусера Элизабет умерла 16 ноября 1541 года. Сколько детей родила Элизабет, неизвестно; несколько человек умерли во время родов или в молодом возрасте. Один сын, Нафанаил, хотя и был умственно и физически неполноценным, дожил до взрослой жизни и оставался с семьей Буцер на протяжении всей своей жизни. В последние часы жизни Элизабет она убеждала Бусера жениться на вдове Капито, Вибрандис Розенблатт, после ее смерти. Он женился на Розенблатте 16 апреля 1542 года, став ее четвертым мужем - она ​​пережила Людвига Келлера, Иоганна Эколампадиуса и Вольфганга Капито. Она привела с собой четверых детей от предыдущих браков. У новой пары родилась дочь, которую они назвали Элизабет.

Реформа Кельнского электората (1542–1547 гг.)

5 февраля 1542 года Буцер и Гроппер встретились с Германом фон Видом, архиепископом-курфюрстом Кельна, чтобы обсудить введение церковной реформы в его архиепископии. Как один из семи выборщиков Священной Римской империи, архиепископ Кельна был ключевой политической фигурой как для императора, так и для реформаторов. Посоветовавшись с территориальным сеймом, архиепископ поручил Бусеру возглавить реформу, и 14 декабря Бусер переехал в Бонн, столицу электората. Его выбор вызвал ужас у капитула Кельнского собора, священнослужителей, помогавших архиепископу. Враждебность духовенства вскоре вызвала раскол между Бусером и Гроппером. 19 декабря отделение подало официальный протест против назначения Бусера, но фон Вид поддержал своего нового протеже, и Бусеру разрешили остаться. Он возглавлял небольшую общину в Боннском соборе, где проповедовал три раза в неделю, хотя его главной обязанностью было планирование реформы.

В январе 1543 года Буцер начал работу над важным документом для фон Вида, Einfältiges Bedenken, worauf eine christliche, im Worte Gottes gegründete Reformation... anzurichten sei [ Простое соображение относительно установления христианской реформации, основанной на Слове Бога ] (на немецком языке). Меланхтон присоединился к нему в мае в Бонне, а Каспар Хедио месяц спустя помогал составить проект документа. В начале июля Бусер обсудил проект с архиепископом, который, изучив его, 23 июля внес документ на рассмотрение территориального сейма. Хотя капитул собора категорически отверг это, сейм принял решение в пользу программы реформ. Итоговый документ составлял более трехсот страниц и охватывал ряд вопросов по доктрине, церковному праву и литургии. Некоторые из предложенных принципов включают оправдание верой, принятие крещения и Вечери Господней как единственно действительных таинств, вознесение чаши мирянам, проведение богослужений на родном языке и разрешение священникам вступать в брак.

Эти первые шаги к реформе были остановлены 17 августа 1543 года, когда Карл V и его войска вошли в Бонн. Император вел жестокую кампанию, чтобы отстоять свои права на земли, оспариваемые Вильгельмом, герцогом Юлих-Клевес-Берга. Вскоре после этого Буцер был вынужден вернуться в Страсбург. Когда антиреформистское отделение Кельнского собора и Кельнский университет обратились к императору и папе с просьбой о защите от их архиепископа, Карл встал на их сторону. Бусер написал несколько трактатов в защиту плана реформации фон Вида, в том числе книгу на 600 страницах Beständige Verantwortung (Непоколебимая защита), но он не смог повлиять на ход событий. Фон Вид был отлучен от церкви 16 апреля 1546 года, и он официально отказался от своих избирательных титулов 25 февраля 1547 года. Прихожане Бусера в Бонне написали ему письмо, в ужасе от этого бедствия. Бусер заверил их, что христиане, смиряющие себя перед Богом, в конечном итоге получат его защиту.

Отказ от временного аугсбургского режима (1547–1549 гг.)

С началом Шмалькальдской войны в 1546 году протестанты начали постепенное отступление в пределах Империи. 21 марта 1547 года Страсбург сдался имперской армии, и в следующем месяце решающая победа империи в битве при Мюльберге положила конец большинству протестантского сопротивления. В Страсбурге Бусер и его коллеги, включая Мэтью Зелла, Пола Фагиуса и Йоханнеса Марбаха, продолжали настаивать на том, чтобы совет привел в церковь больше дисциплины и независимости. Карл V отменил их усилия на сейме в Аугсбурге, заседавшем с сентября 1547 года по май 1548 года. Сейм издал императорский указ, временный Аугсбургский временный период, который ввел католические обряды и церемонии по всей Империи с некоторыми уступками Реформации. Чтобы сделать документ приемлемым для протестантов, Чарльзу потребовалась ведущая фигура среди реформаторов, которая его поддержала, и он выбрал Бусера.

Буцер прибыл в Аугсбург 30 марта 1548 года по собственному желанию. 2 апреля, после того как ему показали документ, он заявил о своей готовности ратифицировать его, если будут внесены определенные изменения; но время переговоров прошло, и Чарльз настоял на своей подписи. Когда он отказался, 13 апреля он был помещен под домашний арест, а вскоре после этого - в строгом заключении. 20 апреля он подписал Временный документ и был немедленно освобожден.

Несмотря на эту капитуляцию, Буцер продолжал сражаться. По возвращении в Страсбург он усилил нападки на католические обряды и церемонии и 2 июля опубликовал Ein Summarischer vergriff der Christlichen Lehre und Religion [ Краткое изложение христианской доктрины и религии ] (на немецком языке), исповедальное заявление, призывающее Страсбург к покаянию и защите реформированных принципов, изложенных в двадцати девяти статьях. Чарльз приказал уничтожить все копии. Напряжение в Страсбурге росло, поскольку противники Бусера опасались, что он приведет город к катастрофе. Многие страсбургские купцы уехали, чтобы избежать возможного столкновения с имперскими силами. 30 августа официальные лица гильдии подавляющим большинством проголосовали за начало переговоров о введении Временного периода. Буцер стоял твердо; даже после того, как город Констанц сдался и принял Временное решение, он призвал Страсбург безоговорочно отклонить его. В январе 1549 года, когда в Страсбурге разрабатывались планы реализации Временного закона, Бусер и его коллеги продолжали атаковать его, составив меморандум о том, как сохранить протестантскую веру в соответствии с его директивами. Не имея значительной поддержки, Буцер и Фагиус были окончательно освобождены от занимаемых должностей и уволены 1 марта 1549 года. 5 апреля Буцер покинул Страсбург в качестве беженца, как и прибыл туда двадцатью пятью годами ранее.

Изгнание в Англии (1549–1551)

Томас Кранмер дал Мартину Бусеру убежище в Англии, где он прожил свои последние годы.

Бусер получил несколько предложений убежища, в том числе предложение Меланхтона от Виттенберга и Кальвина из Женевы. Он принял приглашение архиепископа Томаса Кранмера приехать в Англию; Судя по переписке с несколькими известными англичанами, он полагал, что английская Реформация продвигалась с некоторым успехом. 25 апреля 1549 года Бусер, Фэгиус и другие прибыли в Лондон, где Кранмер принял их со всеми почестями. Несколько дней спустя Бусер и Фэгиус были представлены Эдуарду VI и его двору. Жена Бусера Вибрандис и его падчерица Агнес Капито (дочь Вольфганга Капито) присоединились к нему в сентябре. В следующем году Вибрандис организовала переезд в Англию остальных своих детей и престарелую мать.

Бусер занял должность регионального профессора богословия в Кембриджском университете. В июне он вступил в полемику, когда Петр Мученик Вермигли, другой беженец, занявший аналогичную должность Регионального профессора в Оксфордском университете, обсуждал с коллегами-католиками вопрос о Вечере Господней. Мученик попросил Бусера о его поддержке, но Бусер не полностью согласился с позицией Мученика и подумал, что выявление разногласий не поможет делу реформ. Не желая видеть повторение евхаристического конфликта в Англии, он сказал мученику, что не принимает ни католической, ни лютеранской, ни цвинглианской сторон. Он сказал: «Мы должны стремиться с величайшим рвением наставлять как можно больше людей в вере и любви Христа - и никого не обижать».

В 1550 году возник еще один конфликт, когда Джон Хупер, новый епископ Глостера, отказался надеть традиционные облачения для его хиротонии. Облачение споры ямки Кранмер, который поддержал ношение конторских одежды, против Хупера, Мученика и Яна Ласки, пастора Незнакомка церкви в Лондоне. Поскольку было известно, что Бусер реформировал церковные службы в Страсбурге, чтобы подражать простоте ранней церкви, Хупер ожидал поддержки Бусера. Однако Бусер старался держаться подальше от драки, утверждая, что есть более важные проблемы, с которыми нужно иметь дело - отсутствие пастырей и пастырской заботы, необходимость катехизиса и соблюдение церковной дисциплины. Хупер отказался поддаться влиянию и был заключен в лондонский Тауэр, пока не принял требование Кранмера.

Бойвин, Рене, Мартин Бусер в возрасте 53 лет (гравюра).

У Бусера были амбициозные цели по распространению Реформации по всей Англии. Поэтому он был разочарован, когда власть имущие не посоветовались с ним, чтобы добиться перемен. Узнав о обычае дарить королю меморандум каждый новый год, он работал над основным трактатом, который 21 октября 1550 года передал в качестве черновика своему другу Джону Чику. De Regno Christi [ О Царстве Христа ]был кульминацией многолетнего опыта Бусера, кратким изложением его мыслей и теологии, которые он назвал своим наследием. В нем он призвал Эдуарда VI взять под контроль английскую Реформацию и предложил парламенту принять четырнадцать законов о реформе, охватывающих как церковные, так и гражданские вопросы. По его мнению, Реформация касалась не только церкви, но и всех сфер жизни. Отмечая тяжелые социальные условия в Англии, он продвигал роль дьяконов в заботе о бедных и нуждающихся. Он описал брак как общественный договор, а не как причастие, поэтому разрешил развод - современная идея, которая считалась слишком продвинутой для своего времени. Он выступал за реструктуризацию экономической и административной систем с предложениями по улучшению промышленности, сельского хозяйства и образования. Его идеальное общество было отчетливо авторитарным, с упором на христианскую дисциплину. De Regno Кристи никогда не было, чтобы быть в уставе английской Реформации Bucer предназначен: он был, наконец, напечатан не в Англии, но в Базеле, в 1557 году.

Последним крупным вкладом Бусера в английскую Реформацию был трактат об оригинальном издании Книги общей молитвы 1549 года. Кранмер запросил его мнение о том, как следует пересмотреть книгу, и Буцер представил свой ответ 5 января 1551 года. Он призвал к упрощению литургии, отметив несущественные элементы: определенные праздники в литургическом календаре, действия благочестия, такие как коленопреклонения и церемонии, такие как частные мессы. Он сосредоточился на собрании и на том, как люди будут поклоняться и учиться. Насколько критика Бусера повлияла на второе издание Молитвенника 1552 года, неизвестно. Ученые согласны с тем, что, хотя влияние Буцера на Англиканскую церковь не следует переоценивать, наибольшее влияние он оказал на пересмотр Молитвенника.

Смерть и наследие

Время, проведенное Буцером в Англии, было охвачено болезнями, в том числе ревматизмом, кашлем и кишечными недугами. Такие симптомы, как рвота, дрожь и потливость, указывают на тяжелую форму туберкулеза. В феврале 1551 года его здоровье окончательно подорвалось, и 22-го он продиктовал дополнение к своему завещанию. Он назначил Уолтера Хэддона и Мэтью Паркера исполнителями, поблагодарил своих близких Томасу Кранмеру и поблагодарил свою падчерицу Агнес Капито за заботу о нем. 28 февраля, побудив тех, кто был рядом с ним, сделать все возможное для реализации его видения, выраженного в De Regno Christi, он умер в возрасте 59 лет. Он был похоронен в церкви Великой Святой Марии в Кембридже на глазах у большой толпы людей. профессора и студенты университетов.

В письме к Питеру Мученику Джон Чик написал подходящую панегирик:

Мы лишены лидера, которого вряд ли весь мир достиг бы большего, будь то в знании истинной религии или в честности и невинности жизни, или в жажде изучения самых святых вещей, или в изнурительном труде по продвижению благочестия, или в авторитете и полноте учения, или во всем, что достойно похвалы и прославления.

Бусер оставил своей жене Вибрандис значительное наследство, состоящее в основном из домашнего хозяйства и своей большой коллекции книг. В конце концов она вернулась в Базель, где умерла 1 ноября 1564 года в возрасте 60 лет.

Когда Мария I взошла на престол, она заставила Бусера и Фагиуса посмертно судить за ересь в рамках ее усилий по восстановлению католицизма в Англии. Их гробы были извлечены, а останки сожжены вместе с копиями их книг. 22 июля 1560 года Елизавета I официально реабилитировала обоих реформаторов. Медная доска на полу Великой Святой Марии отмечает первоначальное местоположение могилы Буцера.

После смерти Бусера его произведения продолжали переводить, переиздавать и распространять по всей Европе. Однако из его служения не возникло никакой «буцеранской» деноминации, вероятно, потому, что он никогда не развивал систематического богословия, как Меланхтон для лютеранской церкви и Кальвин для реформатских церквей. Несколько групп, включая англиканцев, пуритан, лютеран и кальвинистов, считали его одним из своих. Приспособляемость его богословия к каждой конфессиональной точке зрения также побудила полемистов критиковать его как слишком уступчивое. Его богословие лучше всего можно охарактеризовать как практическое и пастырское, а не теоретическое. Бусер не был так озабочен заявлением о доктринальном утверждении как таковом, он скорее занимал определенную позицию, чтобы обсудить и победить своих оппонентов. В то же время его богословская позиция была обоснована в условиях его времени, когда он представлял идеальное общество таким, которое возглавляет просвещенное, центрированное на Боге правительство со всеми людьми, объединенными христианским братством. Мартина Бусера в основном помнят за его продвижение доктринального единства, или экуменизма, и его пожизненную борьбу за создание всеобъемлющей церкви.

Смотрите также

Примечания

использованная литература

Источники

  • Августин, Корнелис (1994), «Экклезиология Бусера в беседах с католиками, 1540–41», в Райт, Д. Ф. (ред.), Мартин Бусер: Реформирование церкви и общины, Кембридж: Cambridge University Press, стр. 107–21, ISBN   0-521-39144-X.
  • Бейнтон, Роланд Х. (1995), Вот я стою: Жизнь Мартина Лютера, Нью-Йорк: Меридиан, ISBN   0-452-01146-9.
  • Брехт, Мартин (1993), Мартин Лютер: сохранение церкви, 1532–1546, Миннеаполис: Fortress Press, ISBN   0-8006-2704-0.
  • Коллинсон, Патрик (2003), Реформация, Лондон: Феникс, ISBN   0-7538-1863-9.
  • Диккенс, AG (1974), Немецкая нация и Мартин Лютер, Лондон: Эдвард Арнольд, ISBN   0-7131-5700-3.
  • Eells, Hastings (1931), Мартин Бусер, Нью-Хейвен, Коннектикут : Yale University Press, OCLC   639395.
  • Эйре, Карлос М.Н. (1989), Война против идолов: Реформация поклонения от Эразма до Кальвина, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN   0-521-37984-9.
  • Грешат, Мартин (2004), Мартин Бусер: реформатор и его времена, Луисвилл, Кентукки : Вестминстерская пресса Джона Нокса, ISBN   0-664-22690-6. Перевод Мартина Бусера: Ein Reformator und seine Zeit (на немецком языке), Мюнхен: CH Beck, 1990.
  • Холл, Бэзил (1994), «Мартин Бусер в Англии», в Райт, Д.Ф. (ред.), Мартин Бусер: Реформирование церкви и сообщества, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN   0-521-39144-X.
  • Хьюз, Майкл (1992), Ранняя современная Германия, 1477–1806, Лондон: MacMillan, ISBN   0-333-53774-2.
  • Киттельсон, Джеймс (1994), «Мартин Бусер и служение церкви», в Райт, Д. Ф. (редактор), Мартин Бусер: Реформирование церкви и сообщества, Кембридж: Cambridge University Press, ISBN   0-521-39144-X.
  • Маккалок, Диармайд (2003), Реформация: Европейский дом разделен, 1490–1700, Лондон: Аллен-Лейн, ISBN   0-7139-9370-7.
  • Мэтисон, Питер (1994), «Мартин Бусер и старая церковь», в Райт, Д.Ф. (редактор), Мартин Бусер: Реформирование церкви и сообщества, Кембридж: Cambridge University Press, ISBN   0-521-39144-X.
  • Pauck, Вильгельм (1929), "Кальвин и Butzer", Журнал религии, Чикаго: Университет Chicago Press, 9 (2): 237-256, DOI : 10,1086 / 480825, S2CID   170560215.
  • Селдерхейс, HJ (1999), Брак и развод в мысли Мартина Бусера, Кирксвилл, Миссури : издательство Thomas Jefferson University Press, ISBN   0-943549-68-X. Перевод с Huwelijk en Echtscheiding bij Martin Bucer (на голландском), Лейден : Uitgeverij JJ Groen en Zoon BV, 1994.
  • Томпсон, Николас (2004), Евхаристическая жертва и святоотеческая традиция в теологии Мартина Бусера 1534–1546, Лейден, Нидерланды : Koninklijke Brill, ISBN   90-04-14138-3.
  • Ван 'т Спайкер, Виллем (1994), «Влияние Бусера на Кальвина: церковь и сообщество», в Райт, Д.Ф. (ред.), Мартин Бусер: Реформирование церкви и сообщества, Кембридж: Cambridge University Press, ISBN   0-521-39144-X.

дальнейшее чтение

  • Бернетт, Эми Нельсон (1994), Ярмо Христа: Мартин Бусер и христианская дисциплина, Кирксвилл, Миссури : Издатели журнала шестнадцатого века, ISBN   0-940474-28-X.
  • Опрос, Г. Дж. Ван де (1954), Литургические идеи Мартина Бусера, Ассен, Нидерланды : Koninklijke Van Gorcum amp; Comp, OCLC   1068276.
  • ван 'т Спайкер, Виллем (1996), Духовные службы в мысли Мартина Бусера, Лейден, Нидерланды : EJ Brill, ISBN   90-04-10253-1.

внешние ссылки

Академические офисы
Предшественник Джон Мэдью Региональный профессор богословия в Кембридже 1550–1551 гг. Преемник Джон Янг

Последняя правка сделана 2024-01-01 07:42:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте