История христианства в Румынии

редактировать

История христианства в Румынии началась в римской провинции Нижняя Мезия, где многие христиане приняли мученическую смерть в конце III века. Свидетельства христианских общин были обнаружены на территории современной Румынии более чем в сотне археологических памятников III и IV веков. Однако источники с 7-го и 10-го веков настолько скудны, что христианство, похоже, уменьшилось за этот период.

Подавляющим большинством румын придерживается Православной церкви, в то время как большинство людей говорящих на романских языках, следует катол Церковь. Основная христианская терминология в румынском имеет латинское происхождение, хотя румыны, известные в средневековых источниках как валахи, заимствовали многочисленные южнославянские сроки в связис принятием литургии совершались на старославянском. Самые ранние румынские переводы религиозных текстов появились в 15 веке, а первый полный перевод Библии был опубликован в 1688 году.

Старейшее доказательство существования православной церковной иерархии среди румын. к северу от реки Дунай находится папская булла 1234 года. На территориих к востоку и югу от Карпатских гор два столичных престола подчиненные Вселенскому Патриарху Константинополя были созданы после основания двух княжеств, Валахии и Молдавии в 14 веке. Рост монашества в Молдавии обеспечил историческую связь между возрождением исихаста XIV века и развитием монашеской традиции в Восточной Европы. Православие на протяжении веков допускалось только в регионах к западу от Карпат, где римско-католические епархии были созданы в пределах Венгерского королевства в 11 веке. На этих территориях, преобразованных в Княжество Трансильвания в XVI веке, четыре «получили религии» - католицизм, кальвинизм, лютеранство и унитаризм. - получили улучшенный статус. После присоединения княжества к империи Габсбургов, часть местного православного духовенства провозгласила унию с Римом в 1698 году.

автокефалия Румынской Православной Церкви была канонически признана в1885 году, годы спустя объединение Валахии и Молдавии в Румынию. Православная церковь и Румынская церковь, объединенная с Римом, были объявлены национальными церквями в 1923 году. Коммунистические власти упразднили последнюю, а первая была подчинена правительству. в 1948 году. униатская церковь была восстановлена, когда коммунистический режим рухнул в 1989 году. Теперь Конституция Румынии подчеркивает автономию церквей отгосударства.

Содержание
  • 1 Дохристианские религии
  • 2 Происхождение христианства румын
  • 3 Римское время
  • 4 Раннее средневековье
    • 4,1 Период Восточной Римской империи
    • 4,2 Внешние Карпаты регионы и Балканы
    • 4.3 Внутрикарпатские регионы
  • 5 Средние века
    • 5.1 Православная церковь во внутрикарпатских регионах
    • 5.2 Православная церковь в Молдавии и Валахии
    • 5.3 Другие конфессии
    • 5.4 Реформация
  • 6 Раннее Новое время и Новое время
    • 6.1Православная церковь в Молдавии, Валахии и Румынии
    • 6.2 Православная церковь в Трансильвании и империи Габсбургов
    • 6.3 Румынская церковь в союзе с Римом
    • 6.4 Другие конфессии
  • 7 Великая Румыния
  • 8 Коммунистический режим
  • 9 Румыния с 1989 года
  • 10 Сноски
  • 11 Ссылки
Дохристианские религии
Карта Дакии и Мезии Римские провинции в современной Румынии (106–117)

Была охарактеризована религия гетов, индоевропейцев, населявших регион НижнегоДуная в древно сти. на пояс Вера в бессмертие души . Другая чертой этой религии был культ Залмоксиса ; последователи Залмоксиса связались с ним человеческими жертвами.

Современная Добруджа - территория между рекой Дунаем и - территория между рекой Дунаем и - была присоединена к римская провинция из Мезия в 46 году нашей эры. Культы греческих богов были распространенными вобласти этой даже после завоевания. Современный Банат, Олтения и Трансильвания были преобразованы в римскую провинцию «Дакия Траяна » в 106 году. В результате массовой колонизации в Дакию проникли культы, происходящие из других провинций империи. Около 73% всех эпиграфических памятников того времени были посвящены греко-римским богам.

Провинция «Дакия Траяна» была распущена в 270-х годах. Современная Добруджа стала отдельной провинцией подназванием Малая Скифия в 297 году.

Происхождение румынского христианства

Древнейшее доказательство существования православной церковной иерархии среди Румынии к северу от реки Дунай - это ская булла 1234 года. На территориях к востоку и югу от Карпат два столичных престола Подчиненные Вселенскому Патриарху Константинополя были созданы после основания двух княжеств, Валахии и Молдавии в 14 веке. Ростмонашества в Молдавии обеспечил историческую связь между возрождением исихаста XIV века и развитием монашеской традиции в Восточной Европы. Православие на протяжении веков допускалось только в регионах к западу от Карпат, где римско-католические епархии были созданы в пределах Венгерского королевства в 11 веке. На этих территориях, преобразованных в Княжество Трансильвания в XVI веке, четыре «получили религии» - кальвинизм, католицизм, лютеранство и унитаризм. - получили улучшенный статус. После присоединения княжества к Габсбургской империи часть местного православного духовенства провозгласила союз с Римом в 1698 году.

Раннесредневековые артефакты, украшенные христианскими символами из Румынии: 1 Барбони (Галац) 3–4 вв., 2 Ругиноаса (Яссы) 6–8 вв., 3 Ботонья (Сучава) 6–8 вв., 4 Борны (Нямц) 6–8 вв., 5 Яссы 9–11 вв.

Основная религиозная лексика румынского языка произошла от латыни. Христианские слова, сохранившиеся от латыни, включая boteza («крестить »), Paște («Пасха»), preot («священник») и cruce («крест»). Некоторые слова, такие как biserică («церковь» от базилика ) и Dumnezeu («Бог» от Domine Deus), не зависят от своих синонимов в других романских языках.

Исключительное присутствие в румынском языке латинской лексики для понятий христианской веры доказывает древность дако-римского христианства; некоторые примеры:

  • алтарь (ium) - алтарь ("алтарь "),
  • ангелус-înger ("ангел "),
  • базилика - biserică («церковь »),
  • baptisare - a boteza («крестить »),
  • cantare, canticum - cântare, cântec ("петь", "песня "),
  • crux, cruce - cruce ("крест"),
  • communare ("общаться") - cumineca ( «Принять или дать Причастие / Евхаристия »),
  • commendare («одобрить, совершить») - comânda («принести в жертву; вспомнить или помолиться за кого-то, кто умер»),
  • credere - crede ("верить"),
  • credentia - credință ("вера, вера"),
  • christianus - кретин (« христианин »),
  • Доминус - Домн, Доамн (« Бог, Господь »),
  • драко - дракон (« зло "," дьявол "),
  • Floralia (« древний праздник ») - Florii (« Вербное воскресенье »),
  • ieiunare - ajuna («поститься »),
  • ieiunus - ajun ("быстрый")
  • ligare:
    • carnem ligare («связать / привязать мясо») - cârnelegi, cârneleagă («предпоследняя неделя адвентского поста, когда можно есть мясо»)
    • caseum ligare (« связать / связать сыр ») - câșlegi,
  • luminaria - lumânare (» свеча "),
  • lex, lege-lege (" закон, вера "),
  • мученик-мученик ("свидетель"),
  • памятник - морман ("гробница "),
  • пресвитер -преут (преот) ("священник "),
  • пеккатум - păcat ("грех"),
  • paganus - păgân ("язычник "),
  • pervigilium, pervigilare - priveghi, priveghea («пробуждение », «бодрствовать / бодрствовать для бодрствования»),
  • rogare, rogatio (ne) - руга, rugăciune (rugă) («молиться», «молиться »),
  • quadragesima - păresimi («Великий пост »),
  • sanctus - sânt (sfânt) ("святой "),
  • скриптура -скриптура («писание, письмо»),
  • * суффлиту с - суфлет («душа, дух»)
  • тимиама - тăмайе («ладан»),
  • турма - турма («стадо») и т. д.

То же самое и с христианскими деноминациями. даты основных христианских праздников: Crăciun («Рождество ») (от латинского calatio (ne) или, скорее, от латинского creatio (ne)) и Paște («Пасха ») (от Латинские пасхеи); а также для воззваний к божеству: per deu (m) - zău! и Domine Deus - Dumnezeu («Бог »).Некоторые архаичные или популярные имена святых, которые иногда встречаются как элементы в географических названиях, также, похоже, соответствуют датинского: Sâmpietru, Sângiordz, Sânicoară, Sânmedru, Sântilie, Sântioan, Sântoader, Sântămărie и Sânvăsii. Сегодня sfânt, имеющий славянское происхождение, является обычным способом обозначения святого.

Румынский язык также принял многие славянские религиозные термины. Например, такие слова, как duh («душа, дух»), iad («ад »), rai(«рай »), grijanie («Святое Причастие»), popă («Священник»), slujbă («церковная служба») и taină («тайна, таинство ») имеют южнославянское происхождение. Даже некоторые термины греческого и латинского, такие как călugar происхождения («монах») и русалии («Whitsuntide »), вошли в румынский через славянский язык. Некоторые термины, относящиеся к церковной иерархии, такие как епископ («епископ»), архиепископ («архиепископ»), иерар («иерарх»), митрополит ( «архиепископ»), пришли из средневекового или византийского греческого языка, иногда частично через южнославянский. промежуточный. Из венгерского языка заимствовано меньшее количество религиозных терминов, например религиозные термины (спасение ) и pildă (притча ).

. Существует несколько теорий происхождения христианства в Румынии. от жителей «Дакия Траяна» предполагаемое распространение христианских идей совпадающими с формированием румынской нации, прямые результатыконтактов между коренными даками и Римские колонисты просовали несколько веков., кто принял христианство среди народов, которые сейчас населяют территорию, граничащие с Румынией. Они приняли славянскую литургию, когда это было Возникла в соседнем Первом Болгарском царстве и Киевской Руси в IX и X веках Согласно совпадающей научной теории, предки румын обратились в христианство в провинциях к югу от Дуная (в современной Болгарии и Сербии) после , когда онобыло узако нено по всей Римской империи в 313. Они приняли славянскую литургию во время Первой Болгарской империи до того, как их переселение на территории современной Румынии началось в 11 или 12 веках.

Римские времена
Склеп в Никулишеле Латинская транслитерация имен греческих мучеников из Никулишель : ЗОТИКОС, АТТАЛОС, КАМАСИС, ФИЛИППОС. Склеп в Никулишеле Гробница четырех мучеников в Никуличеле (4 век)

Христианские общины в Румынии датируются крайней мере 3 веком. Согласно устнойистории, впервые записанной Ипполитом Римским в начале III века, учение Иисуса Христа впервые было распространено в «Скифии» святым Андреем. Если «Скифия» относится к Малой Скифии, а не к Крыму, как утверждала , Русская Православная Церковь, христианство в Румынии может считаться апостольским по происхождению.

Существование христианских общин в Дакии Траяна оспаривается. Некоторые христианские предметы, найденные здесь, датируются 3 веком, доухода римлян из этого региона. Сосуды со знаком креста, рыбой, виноградными стеблями и другими христианскими символами были обнаружены в Ульпиа Траяна, Поролиссум, Потайсса, Апулум, Ромула и Герла, среди других поселений. В Потайссе был найден камень, представляющий Доброго пастыря. На погребальном алтаре в Напоке знак креста вырезан внутри буквы «О» оригинальной языческой надписи памятника, а языческие памятники, которыепозже были обращены в христианство, были также найдены в Ампелуме и Потайссе. Было найдено бирюзово-золотое кольцо с надписью «EGO SVM FLAGELLVM IOVIS CONTRA PERVERSOS CHRISTIANOS» («Я бич Юпитера против распутных христиан»), которое может быть связано также с преследованиями христиан в течение 3-го века..

В Малой Скифии большое количество христиан было замучено во время гонений Диоклетиана на рубеже III и IV веков. Мощи мучеников были обнаружены всклепе в Никулишеле, их имена написаны на греческом языке на четырех внутренней склепа. В основных городах обнаружено тридцать базилик, построенных между 4 и 6 веками. Самая ранняя базилика, построенная к северу от Нижнего Дуная, была возведена в Сучидаве (ныне Целей ), в одном из римских фортов, перестроенных при Юстиниане. I (527–565). Погребальные камеры были построены в Каллатисе (ныне Мангалия ), Капидаве и других городах Малой Скифии в VI веке. Стены были расписаны цитатами из Псалмов.

Жрецы из Малой Скифии участвовали в богословских спорах, обсуждавшихся на первых четырех Вселенских Соборах. Святой Бретаньон защищал православную веру против арианства в 360-е гг. митрополиты провинции, руководившие четырнадцатью епископами к концу V века, имели кафедру в Томисе (ныне Констанца ). Последний митрополит упоминается в VI веке,до того, как Малая Скифия пала от авар и склавенов, разрушивших форты на Нижнем Дунае. Иоанн Кассиан (360) –435), Дионисий Экзигу (470–574) и Иоанн Максентиус (вождь так называемых скифских монахов ) жили в Малой Скифии и способствовали ее развитию. Христианизация.

Раннее Средневековье

Период Восточной Римской империи

Биертан Донариум Биертан Донариум с латинским письмом: «Я, Зеновий, принес это приношение» (4 век)

христианских предметов IV - VI веков, найденных в бывшей провинции Дакия Траяна, были импортированы из Римской империи. Идея о том, что общественные постройки были преобразованы в места христианских культов в Слэвени и Поролиссум, не была единодушно принята археологами. Одним из первых христианских предметов, найденных в Трансильвании, была бронзовая надпись, обнаруженная в Биертане. Несколько могил IV века в Сантана де Муреш-Черняхов некрополях были устроены в христианской ориентации. Здесь также были найдены глиняные светильники с изображениями крестов V и VI веков.

В Дакии Траяна доминировали "Тайфали, Виктуали и Тервинги. " около 350 г. Христианские учения среди тервингов, которые сформировали западных готов, зародились в 3 веке. Например, предки Ульфила, который был рукоположен в «епископа христиан в Гетской земле» в 341 году, попали в плен вКападокии (Турция ) около 250. Во время первого готского преследования христиан в 348 году Ульфила был изгнан в Мезию, где он продолжал проповедовать греческий, латынь и готский языки. Во время второго преследования между 369 и 372 годами многие приняли мученическую смерть, в том числе Савва Гот. Останки двадцати шести готских мучеников были перенесены в Римскую империю после вторжения гуннов в 376.

После падения гуннской империи в 454 году, гепиды « правили как победители над всей Дакией ». Золотое кольцо из могилы V века в Апахиде украшено крестами. На другом кольце из могилы есть надпись «OMHARIVS», вероятно имеющее отношение к Омхарусу, одному из известных царей гепидов. Царство гепидов было уничтожено аварами в 567–568 годах.

Присутствие христианства среди «варваров» хорошо задокументировано. Феофилакт Симокатта писал о гепиде, который «когда-то долго жил». раньшеисповедовал христианскую религию ". Автор Strategikon задокументировал римлян среди склавенов, и некоторые из этих римлян, возможно, также были христианами. Присутствие и прозелитизм этих христиан не доходит до объяснения того, как артефакты с христианской символикой появились на сайтех К югу и востоку от Карпат в 560-х годах. Такие артефакты были найдены в Ботогане и Дульчанке. Отливки для наперсных крестов были обнаружены вокруг гор Восточных и Южных Карпат,начиная с с. VI века.

Прикарпатья и Балканы

Погребальные комплексы, найденные на кладбищах VIII века. К югу и востоку от Карпат, например, в Кастелу, доказывают, что местные общины практиковали кремацию. их мертвые - предмет споров среди историков. К началу XI века кремация сменилась ингумацией.

За период с IX по XI века в регионах востока Карпат известно более 52 открытий христианского происхождения (плесени, плесени и т. кроншт ейны,подвески, земледелие, керамика с христианскими знаками, кольца с христианскими знаками), многие из них местного производства; некоторые из этих открытий, а также содержание и положение могил показывают, что местные жители практиковали христианский обряд захоронения до христианизации булгар и славян.

Территории между Нижним Дунаем и Карпатами были включены в Первая Болгарская империя к первой половине IX века. Борис I (852–889) был первым болгарским правителем,принявшим христианство в 863 году. К тому времени различия между Востоком и Востоком Значительно выросли западные ветви христианства. Борис I разрешил членам восточного духовенства въехать в его страну в 864 году, а Болгарская православная церковь приняла болгарский алфавит в 893 году. Надпись в Мирча Водэ от 943 года - это самый ранний пример использования кириллицы в Румынии.

Первая Болгарская империя была завоевана византийцами приВасилии II (976–1025). Вскоре он возродил митрополит Малой Скифии в Констанце, но это поставило христианских болгар под юрисдикцию архиепископа Охридского. Митрополитский престол Мезии был восстановлен в Дристре (ныне Силистра, Болгария) в 1040-х годах, когда миссия массовой евангелизации была отправлена ​​среди печенегов, поселившихся в Византийской империи. Митрополитский престол Дристры был захвачен епископом Вицины в 1260-хгодах.

Влахи, жившие в Беотии, Греции, были описаны как лжехристиане Вениамином из Туделы в 1165 году. Однако братья Влах Петр и Асен построили церковь, чтобы собрать болгар и пророки Влахов, чтобы объявить, что святой Димитрий Салоник оставил своих врагов, организовав восстание против Византийской империи. Болгары и валахи восстали и создали Вторую болгарскую империю. Глава БолгарскойПравославной Церкви был возведен в ранг «Предстоятеля Болгар и Влахов» в 1204 году.

Католические миссионеры среди половцев, контролировавших территории к северу от в Нижнем Дунае и к востоку от Карпат с 1070-х гг. сначала проводились тевтонскими рыцарями, а затем доминиканцами, после 1225 г. новая католическая епархия был основан в регионе в 1228 году архиепископом Робертом Эстергомским, папским легатом «Кумании и бродниковских земель». В письме, написанном Папой Григорием IX, говорится, что многие жители этой епархии были православными румынами, которые также обратили венгерских и саксонских колонистов в свою веру.

Как мне сообщили, внутри есть определенные люди. Куманское епископство по имени влахи, которые, хотя и называют себя христианами, объединяют различные обряды и обычаи в одну религию и делают вещи, чуждые этому имени. За пренебрежение Римской церковью они получают все таинства не отнашего достопочтенного брата, Куманского епископа, который является епархиальным священником этой территории, а от некоторых псевдо-епископов греческого обряда.

— Письмо Папы Григория IX ноября 14, 1234.

Внутрикарпатские регионы

Христианские предметы исчезли в Трансильвании после VII века. К этому моменту на большинстве местных кладбищ были кремационные могилы, но ингумационные могилы конца 9 или начала 10 века с ориентацией запад-восток были найдены в Чумбруд и Орэштье. Территория была захвачена венграми около 896 года.

Монастырь Эрина Монастырь в Херина (ок. 1200) Средневековая церковь в Стрейзангеоргиу, уезд Хунедоара, построенная в 1313 году над старой деревянной церковью XI века. и с гробницами XI и XII веков

Заместитель главы венгерской племенной федерации, известный как гюла, обратился в христианство в Константинополе около 952 года. Гюлу сопровождал в Венгрию грек Иерофей, который был епископомТуркии (Венгрия), назначенным Вселенским Патриархом. Пекторальные кресты византийского происхождения этого периода были найдены в место слияния рек Муре и Тиса. В Трансильвании были найдены бронзовый крест из Алба Юлия и византийский наперсный крест из Дэбаца X века. Кроме того, греческий монастырь был основан в Сенаде вождем по имени Ахтум, который был крещен согласно греческому обряду около 1002 года.

Дьюла территория России была включена с территорией Ахтума в Венгерское королевство при Стефане I, который был крещен по латинскому обряду. Стефан I ввел десятину, церковный налог, взимаемый с сельскохозяйственных продуктов. Римско-католическая архиепархия Алба-Юлия, Римско-католическая епархия Сегед-Чанад и Римско-католическая епархия Орадя-Маре были первыми тремя римско-католическими епархиями в Румынии, и все они стали суффраганами архиепископа Калочского в Венгрии. Провостство в Сибиу было передано по просьбе местных саксов в юрисдикцию архиепископа Эстергомского (Венгрия) в 1212 году.

Большие кладбища возникли вокруг церквей после того, как церковные чиновники настаивали на погребении на кладбище. Первый бенедиктинский монастырь в Трансильвании был основан в Клуж-Манэстур во второй половине XI века. Новые монастырибыли основаны в течение следующих нескольких столетий в Алмацу, Герина, Мэнэстирени и Месе. Когда цистерцианское аббатство в Карде было основано в начале 13 века, его владения были созданы на землях, принадлежащих валахам. Вражда между Восточной и Западной Церквами также усилилась в течение 11 века.

Средние века

Православная Церковь во внутрикарпатских регионах

Церковь в Дэнсу церковь в Денсу (13 век)

Хотя Будайский собор запретил восточному расколу возводить церкви в 1279 году, многочисленные православные церкви были построены в период, начиная с конца 13 века. Эти церкви в основном были деревянными, хотя некоторые землевладельцы возводили в своих имениях каменные церкви. Большинство этих церквей построены по плану греческого креста. Некоторые церкви также демонстрируют элементы романской или готической архитектуры. Многие церкви были расписаны вотивными портретами, изображающими основателей церкви.

Средневековая церковь в Гурасаде, уезд Хунедоара, XIII века, со стенами XI века

Местные православные иерархии часто находились под властью юрисдикция митрополитов Валахии и Молдавии к концу 14 в. Например, митрополит Валахии в 1401 году называл себя «экзархом всей Венгрии и окраин». Православные монастыри в Румынии, включая Șcheii Braovului, были центрами славянской письменности. Впервые Библия былапереведена на румынский монахами в Марамуре в 15 веке.

Отношение к православным христианам ухудшилось при Людовике I Венгерском, который приказал арестовать Восточные православные священники в Кувене и Караде в 1366 году. Он также постановил, что только те, кто «верно следует вере Римской церкви, могут владеть и владеть имуществом» в Хацеге, Карансебе и Мехадии. Однако конверсия в этот период была нечастой; францисканец ВарфоломейАльвернский жаловался в 1379 году, что «некоторые глупые и равнодушные люди» не одобряют обращения «славян и румын». И румыны, и землевладельцы-католики возражали против этого приказа. Румынские часовни и каменные церкви, построенные в поместьях католических дворян и епископов, часто упоминались в документах конца 14 века.

Особый инквизитор, посланный против гуситов Папа также принял насильственные меры против «раскольников» в 1436 году. После объединенияРимско-католической и Православной церквей на Флорентийском соборе в 1439 году местная Румынская церковь считалась объединенной с Римом. Те, кто выступал против церковного союза, например, Иоанн Каффский, были заключены в тюрьму.

Хотя монархи настаивали только на обращении румын, живущих в южных окраинах, многие румыны дворяне перешли в католицизм в 15 веке. Трансильванские власти предпринимали систематические усилия по обращению румын в кальвинизм вовторой половине 16 века, а в 1566 году было приказано изгнать священников, не принявших «истинную веру». Православная иерархия была восстановлена ​​только при Стефане Батори в конце XVI века.

Православная церковь в Молдавии и Валахии

Собор Куртя-де-Ардже Собор в Куртя-де-Арже построен в 1517 г.

Неизвестный итальянец географ ошибочно охарактеризовал «румын и валахов» как язычников в начале 14 века. Например, Басараб I (ок. 1310–1352), румынскийправитель, добившийся независимости Валахии на территориях между Карпатами и Нижним Дунаем, был упомянут как «раскольник». "королевской грамотой 1332 г., относящейся к Православной церкви. Митрополит Валахии был основан в 1359 году, когда Вселенский Патриарх поручил Гиакинфу, последнему митрополиту Вичины, возглавить поместную Православную Церковь. Хотя второй митрополит с юрисдикцией в Олтении был основан в Северине (ныне Дробета-Турну Северин ) в 1370году, примерно после 1403 года в княжестве снова был только один митрополит. Поместная Церковь была реорганизована при Раду IV Великом (1496–1508) Патриархом Константинополя Нефоном II, бывшим Вселенским Патриархом, который основал два суфраганских епархии.

Второе княжество, Молдавия, добилось независимости на территориях к востоку от Карпат при Богдане I (1359 - ок. 1365), но все еще оставалось под юрисдикцией православный иерарх Галича (Украина ). Хотя в 1386 году митрополит Галицкий посвятил Молдавии двух епископов, Вселенский Патриарх возражал против это го. Патриарх учредил отдельный митрополичий престол для Молдавии в 1394 г., но в его назначении отказался Стефан I Молдавский (1394–1399). Конфликт был разрешен, когда патриарх признал члена княжеской семьи митрополитом в 1401 году. В Молдавии два суфраганских епископства в Римском и Рэдэуци впервые были зарегистрированы в 1408 и1471 годах.

Воронежский монастырь Воронежский монастырь, с его внешним видом фрески написанные в 1547 году

Со второй половины 14 века румынские князья спонсировали монастыри горы Афон (Греция). Сначала монастырь Кутлумоусиу получил пожертвования от Николая Александра Валахского (1352–1364). В Валахии монастырь в Водине был основан в 1372 году монахом Никодимом из Сербии, который принял монашескую жизнь в Хиландаре на горе Афон.Монахи, бежавшие от османов, основали самый ранний монастырь в Молдавии в Нямц в 1407 году. С 15 века четыре восточных патриарха и несколько монастырских учреждений в Османская империя также получила земельную собственность и другие источники дохода, такие как мельницы в двух княжествах.

Многие монастыри, такие как Cozia в Валахия и Бистрица в Молдавии стали важными центрами славянской литературы. Самые ранниеместные летописи, такие как «Хроника Путны», также были написаны монахами. Религиозные книги на старославянском языке печатались в Тырговиште под покровительством монаха Макария из Черногории после 1508 года. Валахия, в частности, стала ведущим центром православного мира, что было продемонстрировано освящением собор Куртя-де-Арже в 1517 году в присутствии Вселенского Патриарха и Протоса с горы Афон. расписные монастыри Молдавия до сих пор остается важным символом культурного наследия.

Обширные земли, принадлежащие монастырям, сделали монастыри значительной политической и экономической силой. Многие из этих монастырей также владели цыганами и татарскими рабами. Монашеские учреждения пользовались фискальными привилегиями, включая освобождение от налогов, хотя монархи XVI века иногда пытались захватить монастырское имущество.

Валахия и Молдавия сохранили свой автономный статус нас, хотя князья были обязаны платить султанам ежегодный налог начиная с 15 века. Добруджа была аннексирована в 1417 году Османской империей, и османы также оккупировали части южной Молдавии в 1484 году и Пройлавию (ныне Брэила ) в 1540 году. Эти территории находились под юрисдикцией митрополиты Дристры и Проилавии в течение нескольких столетий после аннексии.

Другие конфессии

Готическая церковь в Клуж Церковь Святого Михаила в Клуж (14 век)

Куманская епархия была разрушена во время монгольского нашествия 1241–1242 гг.. После этого католические миссии на Восток выполняли францисканцы. Например, Папа Николай IV в 1288 году отправил францисканских миссионеров в «страну влахов». В XIV и XV веках новые католические епархии были созданы на территориях к востоку и югу от Карпат, в основном из-за присутствия венгерских и саксонских колонистов. Местные румыны тоже прислали ком plaint to the Holy See in 1374 demanding a Romanian-speaking bishop.Alexander the Good of Moldavia (1400–1432) also founded an Armenian bishopric in Suceava in 1401. In Moldavia, however, many Catholic believers were forced to convert to Orthodoxy under Ștefan VI Rareș (1551–1552) and Alexandru Lăpușneanu (1552–1561).

In the Kingdom of Hungary parish organization became fully developed in the 14th to 15th centuries. In the 1330s,согласно папскому регистру десятины, среднее соотношение деревень с католическими приходами составляло около сорока процентов во всем королевстве, но на территории современной Румынии католическая церковь была в 954 поселениях из 2100 и 2200 поселений. Институциональная и экономическая власть католической церкви в Трансильвании систематически демонтировалась властями во второй половине 16 века. Обширные земли епископства Трансильвании были конфискованы в 1542 году. Католическая церковь вскоре лишилась своей собственной более высокой местной иерархии и стала подчиняться государству, управляемому протестантскими монархами и сословиями. Некоторые из местных дворян, в том числе ветвь могущественной семьи Батори и многие Секели, остались католиками.

Реформация

Иоанн II Сигизмунд Венгерский Иоанн II Сигизмунд, первый принц Трансильвании (1570–1571)

Впервые гуситское движение за религиозную реформу началось в Трансильвании в 1430-х годах. Многие гуситы м. переехали в Молдавию, единственное государство в Европе за пределами Богемии, где они оставались свободными от преследований.

Самым ранним свидетельством того, что лютеранские учения «знали и следовали» в Трансильвании, является королевское письмо, написанное городской совет Сибиу в ​​1524 году. Ассамблея трансильванских саксов постановила принять лютеранское вероучение всеми саксонскими городами в 1544 году. Муниципальные власти также пытались повлиять на ритуал православных служб. Румынский катехизис был опубликован издан в 1543 году, а четыре Евангелия переведены на румынский язык в 1560 году.

Кальвинистские проповедники впервые стали активными в Орадее в начале 1550-х годов. Сейм признал существование двух различных протестантских церквей в 1564 году после того, как саксонское и венгерское духовенство не смогли прийти к согласию по спорным вопросам теологии, таким как характер церковных служб. Правительство также оказывало давление на румын, чтобы изменить их веру. Сейм 1566 г. постановил, что Romanian Calvinist bishop be their sole religious leader.

Группа венгерских проповедников вызвала сомнения относительно доктрины Троицы в 1560-х годах. За десятилетие Клуж стал центром унитарного движения. Четыре «принятые религии» были признаны в 1568 году Сеймом Турды, который также дал служителям право учить в соответствии с их собственным пониманием христианства. Хотя в 1572 году был введен запрет на дальнейшие религиозные нововведения, многие Секелиобратились к саббатарианству в 1580-х годах.

Процесс отказа от традиций до Реформации шел в Трансильвании чрезвычайно медленно. Хотя все или некоторые изображения были уничтожены в церквях, священные сосуды сохранились. Протестантские конфессии также строго соблюдали праздники и периоды поста.

Раннее Новое и Новое время

Православная Церковь в Молдавии, Валахии и Румынии

Митрополит Дософтер Митрополит Дософтей Молдавский (1670–1686)

Использование румынского языка в церковной службе впервые было введено в Валахии при Матей Басарабе ( 1632–1654), а в Молдавии под Василе Лупу (1634–1652). Во время правления Василе Лупу всеправославный синод принял «Православное исповедание веры» в Яссах в 1642 году, чтобы отвергнуть любое влияние кальвинистов на православную иерархию. Первая полная «Молитвенная книга» на румынском языке была издана в 1679 г. митрополитом Молдавским Дософтеем ( 1670–1686). Группа ученых также завершила перевод Библии на румынский в 1688 году.

Два княжества пострадали от наивысшей степени османской эксплуатации в течение «фанариотского века » ( 1711–1821), когда в них обоих правили князья, назначенные султанами. Вторая половина 18 века принесла духовное возрождение, начатое Паисием Величковским. Его влияние привело к возрождению исихастической молитвы в монастырях Молдавии. В этот период румынская богословскаякультура получила новые переводы из святоотеческой литературы. В первые десятилетия XIX века духовные семинарии были созданы в обоих княжествах, например, в монастыре Сокола в 1803 году и в Бухаресте в 1836 году.

A Новое архиепископство, подчиненное Синоду Русской Православной Церкви, было создано в Кишиневе, когда Российская Империя присоединила Бессарабию в 1812 году. Вскоре власти запретили своему архиепископуиметь какие-либо связи с Православной Церковью в румынских княжествах.

Румынское общество начало быстрое развитие после переустройства местных князей в 1821 году. Например, цыганские рабы, принадлежавшие монастырям. были освобождены в Молдавии в 1844 году и в Валахии в 1847 году. Два княжества были объединены под властью Александру Иоана Куза (1859–1866), и новое государство приняло название Румыния в 1862 году. были национализированы усадьбы монастырей. Он также одобрилиспользование румынского языка в литургии и заменил кириллицу на румынский алфавит. В 1860 г. был основан первый факультет православного богословия в Яссском университете.

Кафедральный собор в Яссах Кафедральный собор в Яссах (1833–1887)

Православные церкви бывших княжеств, митрополит Унгро-Валахии и Митрополит Молдавии, объединились в Румынскую Православную Церковь. В 1864 году Румынская Православная Церковь была провозглашена независимой, но ВселенскийПатриарх объявил новый церковный режим противоречащим священным канонам. Отныне все церковные назначения и решения подлежали утверждению государством. Митрополит Валахский, получивший титул Предстоятеля Митрополита в 1865 году, стал главой Генерального Синода Румынской Православной Церкви. Конституция Румынии 1866 г. признала православную церковь в качестве доминирующей религии в королевстве. Закон, принятый в 1872 году, объявил церковь «автокефальной». Последолгих переговоров с Константинопольским Патриархатом последний наконец признал митрополию Румынии в 1885 году.

После Румынской войны за независимость Добруджа была присужден Румынии в 1878 году. В то время большинство населения Добруджи составляли мусульмане, но вскоре начались масштабные колонизирующие усилия. С конца 17 века этот регион был населен группой русских старообрядцев, называемых липованами.

. Великие державы признали независимость Румынии в 1880 году после принятия конституции Румынии. был изменен, чтобы разрешить натурализацию нехристиан. Чтобы торжественно отметить независимость Румынии, в 1882 году православные иерархи совершили церемонию освящения священного масла, привилегия, которая была предоставлена ​​вселенским патриархам. Новый конфликт с патриархом отсрочил каноническое признание автокефалии Румынской Православной Церкви на три года, до 1885 года.

Православная Церковь в Трансильвании и империи Габсбургов

Андрей Жагуна Андрей Лагуна, первый митрополит восстановленной Румынской Православной Церкви в Трансильвании (1864–1875)

Кальвинистские князья Трансильвании XVI века настаивали на безоговорочном подчинении православного духовенства кальвинистским суперинтендантам. Например, когда православный синод принял меры по регулированию церковной жизни Гавриил Бетлен (1613–1630) сместил местного митрополита. Вынуждаяиспользовать румынский язык вместо старославянского в литургии, власти также способствовали развитию национального самосознания румын. Местные православные верующие остались без своего религиозного лидера после присоединения Трансильвании к Габсбургской империи, когда синод во главе с митрополитом объявил унию с Римом в 1698 году.

Первое движение за восстановление православной церкви. был инициирован в 1744 году сербским монахом Висарионом Сараем. Монах Софроние организовалрумынских крестьян, чтобы они потребовали сербского православного епископа в 1759–1760 годах. В 1761 году правительство дало согласие на учреждение православной епархии в Сибиу под юрисдикцией сербского митрополита Сремских Карловцов. В 1781 году сербскому митрополиту была предоставлена ​​власть над Черновицкой епархией (ныне Черновцы, Украина) на Буковине, которая была присоединена к Молдавии Габсбургской империей.

В 1848 году Андрей Лагуна стал епископом Сибиу и добился освобождения поместной православной церкви от контроля сербского митрополита. Ему это удалось в 1864 году, когда с согласия правительства была создана отдельная православная церковь со своим митрополитским престолом в Сибиу. Во второй половине XIX века местная Румынская православная церковь контролировала деятельность четырех средних школ и более 2700 начальных школ. Православная церковь на Буковине также стала независимой от сербского митрополита в 1873 году.Факультет православного богословия был основан в Черновицком университете в 1875 году. Однако многие румынские священники были депортированы или заключены в тюрьму за пропаганду унии земли, населенные румынами после того, как Румыния объявила войну Австро-Венгрии в 1916 году.

Румынская церковь объединилась с Римом

Атанаси Ангел Атанаси Ангел, первый епископ греко-католических румын в Трансильвании (1701–1713)

После того, как Княжество Трансильвания былоаннексировано империей Габсбургов, новые католические правители пытались заручиться поддержкой румын, чтобы усилить свой контроль над княжеством, управляемым преимущественно протестантскими сословиями. Для румын Церковная уния, предложенная императорским двором, вселяла надежду на то, что центральное правительство поможет им в их конфликтах с местными властями.

Уния местной Румынской Православной церкви с Римом была объявлена ​​в Алба-Юлии. после долгих лет переговоров в 1698 годумитрополитом Атанасием Ангелом и тридцатью восемью архиереями. Этот союз был основан на четырех пунктах, принятых Флорентийским собором, включая признание папского первенства. Атанаси Ангел утратил титул митрополита и был повторно рукоположен в епископа в подчинении архиепископа Эстергомского в 1701 году.

Православный мир считал унию с Римом отступничеством. Митрополит Валахский Феодосий назвал Атанасия Ангела «новым Иудой ». Поскольку многие местные румынывыступали против церковного союза, это также вызвало разногласия между ними.

Румыны-униаты взяли на себя ведущую роль в борьбе за политическое освобождение румын в Трансильвании в следующем столетии. Епископ Иносенсиу Мику-Клейн в десятках меморандумов требовал их признания четвертой «политической нацией » в провинции. Униатское епископство в Трансильвании было возведено в ранг митрополита и стало независимым от архиепископа Эстергома в 1855 году.

Другие конфессии

Кальвинизм был популярен в Трансильвании. в течение 17 века. Более шестидесяти священников-унитариев были изгнаны из своих приходов в Земле Секели в 1620-х годах из-за влияния лидеров кальвинистской церкви. Хотя диеты Трансилании также принимали антисаббарные декреты, субботние общины выжили в некоторых деревнях Секели, таких как Безид.

Унитарианскаяцерковь, Клуж Унитарианская церковь в Клуж (1791–1796)

Религиозная жизнь саксонских общин характеризовалась как дифференциациейот кальвинизма и увеличением количества богослужений. Традиционный лютеранство, заботясь об индивидуальных духовных потребностях, всегда оставалось более популярным, чем криптокальвинизм. Имущество местной католической церкви находилось в ведении "католических сословий", государственного органа, состоящего как из мирян, так и священников. Отчет о посещениях церквей, проведенных около 1638 года, показал, что в земле Секели было множество католическихдеревень без священнослужителей. Католицизм также почти исчез в Молдавии в XVII веке.

Княжество Трансильвания после его интеграции в империю Габсбургов управлялось в соответствии с принципами, установленными Леопольдинской грамотой 1690 года, подтверждающей привилегированный статус государства. четыре «принятые религии». На практике новый режим отдал предпочтение Римско-католической церкви. Между 1711 и 1750 годами, апогеем Контрреформации, правительство гарантировало, чтокатоликам будет отдано предпочтение при назначении на высокие посты. Выдающийся статус Римско-католической церкви не был ослаблен при Иосифе II (1780–1790), несмотря на то, что он издал Эдикт терпимости 1781 года. Католики, желающие принять любую из трех других «принятых религий», по-прежнему должны были пройти инструктаж. Равный статус церквей не был провозглашен до объединения Трансильвании с Венгерским королевством в 1868 году.

В Королевстве Румыния в 1883 году было организованоновое римско-католическое архиепископство с кафедрой в Бухаресте. Среди новых протестантских движений первая баптистская община была образована в 1856 году, а адвентисты седьмого дня впервые появились в Питешти в 1870 году.

Великая Румыния
Патриарх Мирон Кристя Мирон Кристя, первый Патриарх Всея Румынии (1925–1939), вместе с королем Каролем II (1930–1940)

После Первой мировой войны этнические румыны в Банате, Бессарабии, Буковине иТрансильвании проголосовали за союз с Королевством Румыния. Новые границы были признаны международными договорами 1919–1920 гг.. Таким образом, Румыния, которая раньше была относительно однородным государством, теперь включала смешанное религиозное и этническое население. Согласно переписи 1930 года, 72 процента его граждан были православными, 7,9 процента - греко-католиками, 6,8 процента - лютеранами, 3,9 процента - католиками и 2 процента - реформатами.

Конституция,принятая в 1923 году заявили, что «различия религиозных убеждений и конфессий» не являются «препятствием ни для приобретения политических прав, ни для их свободного осуществления». Он также признал две национальные церкви, объявив румынскую православную церковь доминирующей деноминацией и указав, что Румынская церковь, объединенная с Римом, «имеет приоритет над другими деноминациями». Закон о культах 1928 года предоставил полностью признанный статус еще семи конфессиям, среди которыхРимско-католическая, Армянская, Реформатская, Лютеранская и Унитарианская церкви.

Все православные иерархи в расширенном царстве стали его членами. Священного Синода Румынской Православной Церкви в 1919 году. Новые православные епархии были созданы, например, в Орадя, Клуж, Хотин (ныне Хотин, Украина) и Тимишоара. Глава церкви был возведен в сан патриарха в 1925 году. Православное церковное искусство процветало в этот период благодаря возведению новых православныхцерквей, особенно в городах Трансильвании. В 1920-е годы возникли также православные движения возрождения, в том числе «Армия Господа», основанная в 1923 году Иосифом Трифа. Консервативные православные группы, которые отказались использовать григорианский календарь, принятый Румынской православной церковью в 1925 году, образовали отдельную старостильную Румынскую православную церковь.

. В этот период сохранение этнических меньшинств 'культурноенаследие стало основной обязанностью традиционных протестантских конфессий. Реформатская церковь стала тесно отождествляться с большой частью местной венгерской общины, а лютеранская церковь воспринимала себя как носительницу трансильванской саксонской культуры. Среди новых протестантских конфессий пятидесятническое движение было объявлено незаконным в 1923 году. Сильная враждебность между баптистскими и православными общинами также достигла высшей точки вовременном закрытии всех баптистских церквей в 1938 году.

Коммунисты. режим

Согласно перемирию, подписанному между Румынией и союзными державами в 1944 году, Румыния уступила Бессарабию и Северную Буковину Советскому Союзу. Следовательно, православные епархии на этих территориях подчинялись патриарху Русской православной церкви. В Румынии Коммунистическая партия использовала ту же тактику, что и в других восточноевропейских странах.Коммунистическая партия поддержала коалиционное правительство, но за короткое время вытеснила от власти все другие партии.

Патриарх Юстиниан Юстиниан Марина, Патриарх всея Румынии (1948–1977)

Закон 1948 года о религиозных конфессиях формально поддерживал свободу вероисповедания, но двусмысленные положения обязывали как священников, так и верующих соблюдать конституцию, национальную безопасность, общественный порядок и общепринятые нормы морали. Например, священники,высказывавшие антикоммунистические настроения, могли быть лишены государственной зарплаты. Новый закон признал четырнадцать деноминаций, в том числе старообрядческую христианскую, баптистскую, адвентистскую и пятидесятническую церкви, но румынская церковь, объединенная с Римом, была упразднена.

Хотя православная церковь была полностью подчинена государству через После назначения патриархов, симпатизирующих коммунистам, более 1700 православных священников из 9000 православныхсвященников в Румынии были арестованы в период с 1945 по 1964 год. Православный богослов Думитру Стэнилоаэ, трехтомный догматическое богословие которого представляет собой синтез святоотеческого и современного Темы был заключен в тюрьму между 1958 и 1964 годами. Первые румынские святые также были канонизированы между 1950 и 1955 годами. Среди них Сава Бранкович 17-го века был канонизирован за свои отношения с Россией.

Некоторые другие конфессии встретили еще большеетрагическая судьба. Например, четверо из пяти арестованных униатских епископов скончались в тюрьме. Религиозные диссидентские движения стали особенно активными в период с 1975 по 1983 год. Например, православный священник Георгий Кальчиу-Думитреаса провел шестнадцать лет в тюрьме, а позже был приговорен к десяти годам из-за его проповедей. взаимосвязь атеизма, веры и марксизма. кризис, который привел к падению режима в 1989 году также начал ссопротивлением стойкого реформатского пастора Ласло Токеш, которого власть хотела тишину.

Румынии так 1989

Коммунистический режим внезапно оборвался 22 декабря 1989 года. Поэт Мирча Динеску, который первым выступил на освобожденном румынском телевидении, начал свой заявление со словами: «Бог снова обратил свое лицо к Румынии». Новая конституция Румынии, принятая в 1992 году, гарантирует свободу мысли, мнений и религиозных убеждений, когда онапроявляется в духе терпимости и взаимного уважения. В настоящее время в стране признаны религиозными конфессиями 18 групп. Было зарегистрировано более 350 других религиозных объединений, но они не имеют права строить молельные дома или совершать обряды крещения, заключения брака или погребения.

После падения коммунизма около четырнадцати новых православных Были открыты богословские факультеты и семинарии, вновь открылись православные монастыри, и даже были основаны новые монастыри,например, в Реча. Священный Синод канонизировал новых святых, в том числе Стефан Великий Молдавский (1457–1504), и объявил второе воскресенье после Пятидесятницы «Воскресением румынских святых». 500>

Греко-католическая иерархия была полностью восстановлена ​​в 1990 году. Четыре римско-католических епархии в Трансильвании, состоящие в основном из венгероязычных жителей, надеялись объединиться в отдельную церковную провинцию, но только Алба-Юлия была возведена вархиепископство. и передан непосредственно под юрисдикцию Святого Престола в 1992 году. После исхода трансильванских саксов в Германию к концу 1991 года в Румынии осталось только 30 000 членов Немецкой лютеранской церкви. Согласно переписи 2002 года, 86,7 процента от общей численности населения Румынии были православными, 4,7 процента - католиками, 3,2 процента - реформатами, 1,5 процента - пятидесятниками, 0,9 процента - греко-католиками и 0,6 процента - баптистами.

Сноски
Ссылки
  • Беренд, Нора ; Ласловски, Йожеф; Сакач, Бела Жольт (2007). Королевство Венгрия. В: Беренд, Нора (2007); Христианизация и рост христианской монархии: Скандинавия, Центральная Европа и Русь, ок. 900–1200; Издательство Кембриджского университета; ISBN 978-0-521-87616-2.
  • Биннс, Джон (2002). Введение в христианские православные церкви. Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-66140-4.
  • Бойя, Люциан (2001). История и миф в румынскомсознании. Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 978-963-9116-96-2.
  • Кроу, Дэвид М. (2007). История цыган Восточной Европы и России. Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-1-4039-8009-0.
  • Каннингем, Мэри Б. (1999). Православная церковь в Византии. В: Гастингс, Адриан (1999); Всемирная история христианства; Кассель; ISBN 978-0-8028-4875-8.
  • Курта, Флорин (2005). До Кирилла и Мефодия: христианство и варвары за дунайскимирубежами шестого и седьмого веков. В: Курта, Флорин (2005); Восток, Центральная и Восточная Европа в раннем средневековье; Издательство Мичиганского университета; ISBN 978-0-472-11498-6.
  • Курта, Флорин (2006). Юго-Восточная Европа в средние века, 500–1250 гг. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-89452-4.
  • Добре, Клаудиа Флорентина (2009). Нищие в Молдавии: миссия на православной земле. AUREL Verlag. ISBN 978-3-938759-12-7.
  • Фидлер, Уве (2008). Булгары в Нижнем Дунае: обзор археологических свидетельств и состояния текущих исследований. В: Курта, Флорин; Ковалев, Роман (2008); Другая Европа в средние века: авары, булгары, хазары и половцы; Брилл; ISBN 978-90-04-16389-8.
  • Хорошо, Джон В. А. младший (1991). Ранние средневековые Балканы: критический обзор с шестого до конца двенадцатого века. Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-08149-3.
  • Джорджеску, Влад (1991). Румыны: История. Издательство государственного университета Огайо. ISBN 978-0-8142-0511-2.
  • Кеул, Иштван (2009). Религиозные общины раннего Нового времени в Восточно-Центральной Европе: этническое разнообразие, конфессиональное многообразие и корпоративная политика в Княжестве Трансильвания (1526–1691). Брилл. ISBN 978-90-04-17652-2.
  • Китромилидес, Пашалис М. (2006). Наследие Французской революции: православие инационализм. В: Ангольд, Майкл (2006); Кембриджская история христианства: восточное христианство; Издательство Кембриджского университета; ISBN 978-0-521-81113-2.
  • Кристо, Дьюла (2003). Ранняя Трансильвания (895–1324). Люцидус Киадо. ISBN 978-963-9465-12-1.
  • МакКендрик, Пол (1975). Говорят дакийские камни. Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-0-8078-1226-6.
  • Маджеру, Александру (2004). «Распространение христианствав сельских районах постримской Дакии (4–7 вв.)» В Archaeus (2004), VIII, стр. 41–59.
  • Madgearu, Alexandru (2005). Румыны в анонимном Gesta Hungarorum: правда и вымысел. Румынский институт культуры. ISBN 978-973-7784-01-8.
  • Magocsi, Пол Роберт (2002). Исторический атлас Центральной Европы. Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-98146-8.
  • Мартинац, Думитру (1999). Истоки Чанго. Центр румынских исследований. ISBN 978-973-98391-4-3.
  • Мердок, Грэм (2000). Кальвинизм на границе, 1600–1660: международный кальвинизм и реформатская церковь в Венгрии и Трансильвании. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-820859-4.
  • Никулеску, Георгий Александру (2007). Археология и национализм в истории румын. В: Kohl, Philip L.; Козельский, Мара; Бен-Иегуда, Нахман (2007); Избранные воспоминания: археология в строительстве, поминовении и освящении национального прошлого; ИздательствоЧикагского университета; ISBN 978-0-226-45058-2.
  • Пакурариу, Мирча (2007). Румынское христианство. В: Парри, Кен (2007); Блэквелл, сподвижник восточного христианства; Blackwell Publishing; ISBN 978-0-631-23423-4.
  • Пападакис, Аристеидес; Мейендорф, Джон (1994). Христианский Восток и рост папства: Церковь 1071–1453 гг. Н. Э. Издательство Св. Владимирской семинарии. ISBN 978-0-88141-058-7.
  • Поп, Иоан-Аурел; Нэглер, Томас; Бэрбулеску,Михай; Дёрнер, Антон Э.; Глодариу, Иоанн; Поп, Григор П.; Ротеа, Михай; Сэлэгейн, Тюдор; Васильев, Валентин; Алдеа, Богдан; Проктор, Ричард (2005). История Трансильвании, Vol. I. (до 1541 г.). Румынский культурный институт. ISBN 978-973-7784-00-1.
  • Поп, Иоан-Аурел; Болован, Иоан (2006). История Румынии: Компендиум. Румынский институт культуры (Центр трансильванских исследований). ISBN 978-973-7784-12-4.
  • Поп, Иоан Аурел (1996) "Românii și maghiarii însecolele IX-XIV. Geneza statului средневековый в Трансильвании". Centrul de studii transilvane. Fundațiaulturală română, Клуж-Напока.
  • Поп, Иоан-Аурел; Нэглер, Томас; Мадьяри, Андраш; Андея, Сусана; Костя, Ионух; Дёрнер, Антон; Фелезеу, Кэлин; Гитта, Овидиу; Ковач, Андраш; Дору, Радослав; Рюс Фогараси, Enikő; Сегеди, Edit (2009). История Трансильвании, Vol. II. (С 1541 по 1711 год). Румынская академия, Центр трансильванских исследований. ISBN 978-973-7784-04-9.
  • Папа, Эрл А. (1992). Протестантизм в Румынии. В: Рамет, Сабрина Петра (1992); Протестантизм и политика в Восточной Европе и России: коммунистическая и посткоммунистическая эпохи; Издательство Duke University Press; ISBN 978-0-8223-1241-3.
  • Pozsony, Ferenc (2002). Церковная жизнь в молдавско-венгерских общинах. В: Диосеги, Ласло (2002); Венгерский Чангош в Молдавии: Очерки прошлого и настоящего Венгерского Чангоша в Молдавии; Фонд Телеки Ласло - Фонд Pro Minoritate; ISBN 978-963-85774-4-3.
  • Шрамм, Готфрид (1997). Ein Damm bricht. Die römische Donaugrenze und die Invasionen des 5.–7. Ярхундертс в Lichte der Namen und Wörter (Прорыв дамбы: римская граница Дуная и вторжения V – VII веков в свете имен и слов). R. Oldenbourg Verlag. ISBN 978-3-486-56262-0.
  • Седлар, Жан В. (1994). Восточно-Центральная Европа в средние века, 1000–1500 гг. Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0-295-97290-9.
  • Шепард,Джонатан (2006). Византийское Содружество 1000–1500 гг. В: Ангольд, Майкл (2006); Кембриджская история христианства: восточное христианство; Издательство Кембриджского университета; ISBN 978-0-521-81113-2.
  • Спинеи, Виктор (2009). Румыны и тюркские кочевники к северу от дельты Дуная с десятого до середины тринадцатого века. Брилл. ISBN 978-90-04-17536-5.
  • Стивенсон, Пол (2000). Балканские границы Византии: политическое исследование Северных Балкан,900–1204 гг. Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-02756-4.
  • Стэн, Лавиния; Турческу, Лучиан (2007). Религия и политика в посткоммунистической Румынии. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530853-2.
  • Теодор, Ойген С. (2005). Тень границы: Валашская равнина в эпоху Юстиниана. В: Курта, Флорин (2005); Границы, барьеры и этногенез: рубежи поздней античности и средневековья; Издатели Brepols; ISBN 978-2-503-51529-8.
  • Тодд, Малкольм (1992). Ранние немцы. Blackwell Publishing. ISBN 978-1-4051-1714-2.
  • Treptow, Kurt W.; Болован, Иоанн; Константиниу, Флорин; Михельсон, Пол Э.; Поп, Иоан-Аурел; Попа, Кристиан; Попа, Марсель; Скурту, Иоан; Vultur, Marcela; Уоттс, Ларри Л. (1997). История Румынии. Центр румынских исследований. ISBN 978-973-98091-0-8.
  • Treptow, Kurt W.; Попа, Марсель (1996). Исторический словарь Румынии. Пресса Чучела. ISBN 978-0-8108-3179-7.
  • Вольфрам, Хервиг (1988). История готов. Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-06983-1.
  • Зуграву, Нелу (1995–1996). "Cu privire la jurisdicția creștinilor nord-dunăreni în secolele II-VIII" в Понтике (1995–1996), XXVIII-XXIX, стр. 163–181.
Последняя правка сделана 2021-05-23 13:39:03
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте