Beeldenstorm

редактировать
Распечатка разрушений в церкви Богоматери в Антверпене, "знаковое событие" Beeldenstorm, 20 августа 1566 г., автор: Франс Хогенберг

Beeldenstorm на голландском языке (примерно «шторм изображений» или «шторм статуй») и Bildersturm на немецком языке («шторм изображений / статуй») - это термины, используемые для обозначения вспышек разрушения религиозных образов, произошедших в Европе в 16 веке, известных на английском языке как Великое иконоборчество или Иконоборческая ярость . Во время этих волн иконоборчества, католическое искусство и многие формы церковного инвентаря и украшения были уничтожены в результате неофициальных действий или действий толпы кальвинистами протестантскими толпами как частью Протестантская Реформация. Большая часть разрушений была нанесена искусством в церквях и общественных местах.

Протестантская полемическая печать, воспевающая разрушения, 1566 год

Голландский термин обычно специально относится к волне беспорядочных нападений летом 1566 года, которые быстро распространились по Низины с юга на север. Подобные вспышки иконоборчества имели место и в других частях Европы, особенно в Швейцарии и Священной Римской империи в период между 1522 и 1566 годами, особенно в Цюрихе (в 1523), Копенгаген (1530), Мюнстер (1534), Женева (1535) и Аугсбург (1537).

В Англии было как спонсируемое правительством удаление изображений, так и спонтанные нападения с 1535 г. и в Шотландии с 1559 г. Во Франции было несколько вспышек в рамках французских войн. of Religion с 1560 г. и далее.

Содержание
  • 1 Предыстория
  • 2 Атаки иконоборцев в Нижних странах в 1566 г.
  • 3 «Stille beeldenstorm» 1581 г. в Антверпене
  • 4 Художественные потери
  • 5 Последствия
  • 6 Изображения
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
Предпосылки

Во Франции неофициальные эпизоды крупномасштабного разрушения искусства в церквях гугенотами кальвинистами началось в 1560 году; в отличие от Нидерландов, они часто сталкивались с физическим сопротивлением и отталкивались римско-католической толпой, но продолжались на протяжении Французских религиозных войн. В англиканской Англии большие разрушения уже имели место организованно по приказу правительства, в то время как в Северной Европе группы кальвинистов маршировали по церквям и удаляли изображения, шаг, который «спровоцировал ответные бунты лютеранской толпы» в Германии и «вызвал недовольство. соседние православные »в Балтийском регионе.

Немецкая гравюра на дереве 1530 года под названием Klagrede der armen verfolgten Götzen und Tempelbilder (английский язык:« Жалоба бедных, преследуемых идолов и храмовые изображения »), Эрхард Шен.

В Германии, Швейцарии и Англии обращение в протестантизм было навязано всем населением на уровне города, княжества или королевства, с различной степенью дискриминации, преследования или изгнания, применяемых к тем, кто настаивал на том, чтобы остаться Римский католик. Нидерланды, Фландрия, Брабант и Голландия были частью наследства Филиппа II Испанского, который был набожным католиком и самопровозглашенным защитником Контрреформация и подавили протестантизм через своего генерал-губернатора или регента Маргарет Пармскую, незаконнорожденную дочь императора Карла V, которая сама была более склонна к компромиссу. Хотя протестанты до сих пор составляли лишь относительно небольшую часть населения Нидерландов, но в том числе непропорционально большое количество представителей дворянства и высшей буржуазии, католическая церковь, очевидно, потеряла лояльность населения, и традиционные католики антиклерикализм теперь преобладал.

Пострадавший регион был, пожалуй, самым богатым в Европе, но все еще кипел экономическим недовольством среди части населения, страдал от неурожая и суровой зимы. Однако недавние историки, как правило, менее склонны считать движение вызванным этими факторами, чем это было несколько десятилетий назад.

Проповедь на открытом воздухе (Проповедь святого Иоанна Крестителя), изображенная Питером Брейгелем Старейшина, по-видимому, в 1565 году, за год до того, как началось движение Вельденской бури.

Веерная буря выросла из поворота в поведении протестантов из Нижних стран, начиная примерно с 1560 года, которые стали все более открытыми в своей религии, несмотря на штрафные санкции. Католических проповедников прерывали проповедями, и были организованы рейды для спасения заключенных-протестантов из тюрьмы, которые затем часто бежали в изгнание во Францию ​​или Англию. Протестантские взгляды распространялись за счет большого движения «полевых проповедей» или проповедей под открытым небом (голландский : hagepreken), проводившихся за пределами городов и, следовательно, вне юрисдикции городских властей. Первый произошел на Клостервельте около Hondschoote, в том, что сейчас является округом Дюнкерк во Французской Фландрии, очень близко к тому месту, где позже начались атаки, и первый, который был вооружен против разрушения, был проведен возле Boeschepe 12 июля 1562 года, через два месяца после того, как религиозная война снова вспыхнула из-за (тогда) французской границы совсем рядом.

Эти Проповеди под открытым небом, в основном анабаптистами или меннонитами проповедниками, распространились по всей стране, привлекая огромные толпы, хотя и не обязательно из тех, кто склонялся к протестантизму, и во многих местах непосредственно предшествовали иконоборческим нападения августа 1566 года. Преследования за ересь продолжались, особенно на юге, хотя и носили непостоянный характер, а в некоторых местах в церкви были назначены священнослужители явно еретических взглядов. К 1565 году власти, похоже, осознали, что преследования - это не ответ, и уровень преследований снизился, а протестанты стали более уверенными в открытости. Письмо местных властей к регенту от 22 июля 1566 г. предупреждало о неизбежности «скандального разграбления церквей, монастырей и аббатств».

Иконоборческие нападения в Нидерландах в 1566 г.
Синий: Распространение Бельденской бури в Нидерландах. Браун: В пределах независимого епископства Льежа (Луик).

10 августа 1566 г., праздник Святого Лаврентия, в конце во время паломничества из Хондсхута в Стеенворде, часовня Синт-Лауренсклостер была осквернена толпой, которая вторглась в здание. Было высказано предположение, что мятежники связали святого особенно с Филиппом II, чей монастырский дворец в Эскориале около Мадрида был посвящен Лоуренсу и только приближался к завершению в 1566 году. Нападения иконоборцев быстро распространились на север и привели к разрушению не только изображений, но и всех видов украшения и оборудования в церквях и другом церковном или духовном имуществе. Однако человеческих жертв было относительно немного, в отличие от аналогичных вспышек во Франции, где часто убивали священнослужителей и некоторых иконоборцев.

20 августа атаки достигли коммерческого центра Нидерландов, Антверпена., и 22 августа в Генте, где были разрушены собор, восемь церквей, двадцать пять монастырей и женских монастырей, десять больниц и семь часовен. Оттуда он распространился дальше на восток и север, достигнув к 23 августа Амстердама, затем гораздо меньшего города, и продолжился на крайнем севере и востоке до октября, хотя основные города были в основном атакованы в августе. Валансьен («Валенсейн» на карте) был самым южным атакованным городом. На востоке Маастрихт 20 сентября и Венло 5 октября подверглись нападениям, но в целом вспышки были ограничены более западными и северными районами. Только во Фландрии было совершено нападение на более 400 церквей.

Очевидец Ричард Клаф, протестантский торговец из Уэльса, тогда живший в Антверпене, увидел: «все церкви, часовни и религиозные дома полностью испорчены., и в них не осталось ничего целого, но сломанного и полностью разрушенного, сделанного по такому приказу и столь немногими людьми, что это вызывает восхищение ". Церковь Богоматери в Антверпене, позже превратившая собор (проиллюстрированный вверху): «выглядела как ад, горело более 10 000 факелов и такой шум, как будто небо и земля сошлись вместе, с падали изображения и разбивали дорогие работы, такого рода, что добыча была настолько велика, что человек не мог пройти через церковь. Так что, короче, я не могу написать вам на x листах бумаги странное зрелище, которое я видел там органы и все уничтожено ».

Николас Сандер, английский католик в изгнании, который был профессором теологии в Лувене, описал разрушение в той же церкви:

..... эти новые последователи этой новой проповеди сбросили [вылепили] и испортили нарисованные изображения не только Богоматери, но и всех остальных в городе. Они рвали занавески, крушили резные изделия из меди и камня, ломали алтари, портили одежду и трупы, вырывали утюги, уносили или ломали чаши и облачения, вытаскивали латунь надгробий, не щадя стекла и сиденья, которые были сделаны вокруг колонн церкви, чтобы люди могли сидеть в них.... Священное Причастие жертвенника... они наступали под ноги и (это ужасно!) пролили на него свою вонючую мочу... эти лжобратья сожгли и разорвали не только церковные книги, но, более того, уничтожили целые библиотеки книг всех наук и языков, да и Священного Писания и древних отцов и разорвал на куски карты и схемы с описанием стран.

Поврежденные рельефные статуи в Соборе Св. Мартина, Утрехт.

Такие подробности подтверждаются многими другими источниками. Рассказы очевидцев о действиях иконоборцев и записи более поздних судебных процессов над многими из них ясно показывают, что в массовых беспорядках часто присутствовал значительный элемент карнавала с большим количеством издевательств над изображениями и приспособлениями. например, шрифты, записанные, когда иконоборцы ходили по своим делам. Алкоголь фигурирует во многих сообщениях, возможно, в некоторых случаях потому, что по законам Нидерландов пьянство могло рассматриваться как смягчающий фактор при вынесении уголовного приговора.

Разрушения часто включали обыск в доме священника, а иногда и в частных домах, в которых подозревали укрытие церковного имущества. Было много разграбления предметов домашнего обихода из домов духовенства и монастырей, а также несколько уличных грабежей женских украшений толпой; после того, как изображения были разбиты и имущество занято, «мужчины кормили свои желудки в карнавальном угощении пивом, хлебом, маслом и сыром, в то время как женщины увозили продукты для кухни или спальни».

Более поздняя книжная иллюстрация разрушения in Антверпен, 1727

Есть много сообщений о ритуалах инверсии, в которых церковь иногда олицетворяла весь общественный строй. Иногда дети участвовали с энтузиазмом, и впоследствии уличные игры превратились в игровые баталии между «папистами » и «нищими ». Один ребенок был убит в Амстердаме камнем, брошенным в такую ​​игру. В других местах иконоборцы, казалось, относились к своим действиям как к работе; в одном городе перед началом работы группа ждала звонка в знак начала рабочего дня. Гробницы и мемориальные надписи патрициата и знати, а в некоторых случаях и королевской семьи были повреждены или разрушены в нескольких местах, хотя светские общественные здания, такие как ратуши и дворцы знати, не подвергались нападениям. В Генте, с одной стороны, памятник в церкви Изабелле, сестре Карла V (и, следовательно, тете Филиппа), осторожно оставили в покое, но статуя на улице Карла V и Девы Марии была разрушена.

Действия протестантов вызвали споры, некоторые из которых неправдоподобно пытались обвинить католиков в провокаторов, поскольку стало ясно, что «наиболее популярные элементы диссидентского движения вышли из-под контроля». Протестантские священники и активисты, вернувшиеся из изгнания в Англии и других странах, сыграли значительную роль, а отдельных богатых протестантов широко подозревали в найме мужчин для работы в некоторых местах, особенно в Антверпене.

В некоторых сельских районах банды иконоборцев передвигался по стране между деревенскими церквями и монастырями в течение нескольких дней. В другом месте были задействованы большие толпы, иногда местные жители, а иногда и иностранцы. В некоторых местах дворянство оказало помощь, приказав расчистить церкви в своих имениях. Местные магистратуры часто сопротивлялись, но не могли остановить разрушения. Во многих городах гильдии лучников, которые контролировали общественный порядок, не предпринимали никаких действий против толпы.

В 1566 году, в отличие от ситуации после Восьмидесятилетней войны и сегодняшнего протестантизма, в Нидерландах была в основном сосредоточена на юге (примерно современная Бельгия ) и намного слабее на севере (примерно сейчас Нидерланды ), а иконоборчество на севере началось позже, после новости о событиях в Антверпене были получены, и в некоторых городах местные власти более успешно сопротивлялись, хотя в большинстве все еще преуспевали. И снова в индивидуальном порядке социально известные миряне часто брали на себя инициативу. Во многих местах были или, как позже было сказано, были ложные заявления официальных комиссий некоторых местных властей о выполнении действий, и к концу вспышки эпидемии некоторые северные города удалили изображения по приказу местных властей, предположительно для предотвращения беспорядок, который сопровождал бы действия мафии.

Анализ протоколов более поздних судебных процессов показывает широкий спектр занятий, включая ремесленников и мелких торговцев, особенно в торговле текстилем, а также различных церковных служащих, на достаточно низком уровне. Там, где регистрируются богатство и собственность, это «в лучшем случае скромно».

«Stille beeldenstorm» 1581 года в Антверпене

После нападений 1566 года на Антверпен был следующий период иконоборчества в 1581 год, после того, как был избран кальвинистский городской совет и очищено городское духовенство и гильдии от католических чиновников. Это известно как «тихая» или «тихая» буря, поскольку удаление изображений производилось учреждениями, которым они принадлежали, самим советом, церквями и гильдиями. Некоторые изображения были проданы, а не уничтожены, но большинство, похоже, потеряно. К лету 1584 года Антверпен был осажден испанской армией герцога Пармы, павший год спустя.

Художественные потери
Разграбление церквей Лиона кальвинистами в 1562 году.

Редко когда думали о художественном наследии этих городов в 1566 году, хотя семьи иногда могли защитить церковные памятники своих предков, а в Дельфте синдики гильдии художников удалось спасти алтарь Маартена ван Хеемскерка, который гильдия заказала всего 15 лет назад.

ван Эйкс 'Гентский алтарь, который тогда был известен как высший образец ранней нидерландской живописи и уже являлся главной туристической достопримечательностью, только что отреставрированной в 1550 году, был спасен, разобрав его и прячем в соборной башне. Первое нападение 19 августа было остановлено небольшим количеством охранников. Когда два дня спустя ночью было совершено более крупное нападение, иконоборцы вооружились стволом дерева в качестве тарана и сумели пробить двери.

Поврежденные барельефы в Санкт-Медардускерке, Вервик 1681 иллюстрация к История Хьюго де Гроота

К тому времени панели были сняты с рамы и спрятаны вместе с охраной на узкой винтовой лестнице вверх по башне с запертой дверью на уровне земли. Их не обнаружили, и толпа уехала, уничтожив все, что они могли найти. Затем панели были перенесены в ратушу и вернулись к виду только в 1569 году, когда сложная рама исчезла. Художественные и литературные потери были подробно описаны Маркусом ван Верневиком в его журнале Van die beroerlicke tijden in die Nederlanden en voornamelick в Ghendt 1566-1568. Оригинальная рукопись его журнала до сих пор хранится в библиотеке Гентского университета.

Несмотря на охрану милиции, две из трех главных церквей в Лейдене подверглись нападению; в Питерскерке сохранились хоровые книги и запрестольный образ Лукаса ван Лейдена. В Ауде Керк в Амстердаме был утерян алтарь с центральной панелью Яна ван Скореля и боковыми панелями, расписанными с обеих сторон Маартеном ван Хеемскерком. Наиболее важные работы нескольких художников, особенно таких, как Питер Аэрцен, работавшие в Антверпене, были уничтожены, что привело к несколько искаженному взгляду на историю искусства того периода. Алтарь в Кулемборге был заказан в 1557 году художником Яном Дей, затем был разрушен в 1566 году и в 1570 году вновь введен в эксплуатацию из Дея, очевидно, как копия первого. Однако новая работа была на месте только пять лет, прежде чем она была удалена, когда город стал официально кальвинистским.

Последствия
Более позднее изображение разрушения придорожного креста в Цюрихе в 1523.

23 августа Маргарет Пармская, Габсбургский регент или генерал-губернатор, чья столица Брюссель не была затронута движением, согласилась на «Соглашение» с группа аристократических протестантских лидеров, известная как «Компромисс» или Гейзен («Нищие»), предоставившая свободу вероисповедания в обмен на разрешение католикам беспрепятственно поклоняться и положить конец насилию. Вместо этого «вспышка ярости иконоборцев положила начало почти непрерывной серии стычек, кампаний, грабежей, пиратских набегов и других актов насилия. Не все районы подверглись насилию одновременно или в одинаковой степени, но практически ни один не остался. невредимым ».

Многие протестанты из элиты были встревожены высвободившимися силами, и некоторые представители знати начали переходить к поддержке правительства. Выполнение несколько расплывчатых условий соглашения привело к дальнейшему напряжению, и Вильгельм Оранский, назначенный Маргарет для разрешения ситуации в Антверпене, попытался, но не смог добиться более широкого урегулирования, с которым могли бы жить все стороны. Вместо этого беспорядки продолжались, и этот эпизод послужил причиной голландского восстания, которое должно было вспыхнуть двумя годами позже.

29 августа 1566 года Маргарет написала Филиппу несколько паническое письмо, в котором говорилось, что что половина населения заражена ересью и что более 200 000 человек ополчились против ее власти ». Филипп решил послать герцога Альбы с армией; он бы сам возглавил их, но его удерживали в Испании другие дела, особенно все более очевидное безумие его наследника, Карлоса, принца Астурийского. Когда Альба прибыл в следующем году и вскоре сменил Маргарет на посту генерал-губернатора, его жестокие репрессии, в том числе казнь многих осужденных за иконоборческие нападения летом ранее, только ухудшили ситуацию.

Антверпен был тогда это был крупнейший финансовый и международный торговый центр Европы, на долю которого приходилось от 75 до 80% английского экспорта тканей, и беспорядки вызвали серьезные и хорошо обоснованные опасения, что его положение как таковое находится под угрозой. Сэр Томас Грешем, английский финансист, организовавший займы Елизаветы I и чьим агентом в Антверпене был Клаф, 23 августа уехал из Лондона в Антверпен, узнав о нападениях в Антверпене только на маршрут; ему нужно было выделить 32 000 фламандских фунтов и занять еще 20 000 для финансирования ее расходов в Ирландии. Обедая с Вильгельмом Оранским по его прибытии, его спросили, «собираются ли англичане покинуть этот город или нет», и он написал Уильяму Сесилу, главному министру Елизаветы, «в тревоге, что ему« ничего не нравится ». о своих действиях », но« осознали большой вред »и настаивали на том, чтобы английское правительство« вовремя сделало все возможное, чтобы рассмотреть некоторые другие области и места »для маркетинга английских продуктов. Это было послание, которое помогло сформировать ход событий».

Англичане обнаружили на антверпенском денежном рынке дефицит средств с начала года и теперь использовали Кельн и Аугсбург в качестве Что ж, но по мере того, как в следующем году разворачивались события и личное положение некоторых ведущих кредиторов стало нестабильным, англичане к своему удивлению обнаружили, что выплаты больше не требуются, вероятно, поскольку кредиторы были счастливы держать свои деньги за границей в ссуде. надежный заемщик. Голландское восстание, которое с 1585 года включало блокаду голландцами реки Шельды, ведущей к городу, должно было окончательно разрушить Антверпен как крупный торговый центр.

Картина «Ураган в Энкерк», 1630 год, автор Дирка ван Делена, через шесть десятилетий после первоначальных действий.

Во многих местах кальвинистские проповедники пытались захватить разграбленные здания. Обычно они отбивались в период после атак. В последующие месяцы во многих городах велись переговоры Вильгельмом Оранским и другими о выделении определенных церквей для размещения местных протестантов, часто разделенных на лютеран и кальвинистов. По большей части они потерпели неудачу в течение нескольких недель, не в последнюю очередь потому, что правительство Маргарет их отвергло; у нее уже была более ранняя попытка компромисса, отвергнутая Филиппом несколькими месяцами ранее, и она была вынуждена отозвать свой указ. Вместо этого была волна строительства или адаптации кальвинистских «храмов», хотя в конце концов ни один из них не должен был оставаться в эксплуатации до следующего года, и их планировка, которая, кажется, перекликалась с ранними швейцарскими и шотландскими кальвинистскими проектами, теперь в значительной степени неизвестно.

После того, как собственно восстание началось, было много новых случаев зачистки церквей, некоторые все еще неофициальные и беспорядочные, но когда города стали официально протестантскими, все чаще проводились по официальному приказу, как Амстердам Alteratie («Переделка») 1578 года. Алтари, против которых кальвинисты, в отличие от лютеран, категорически возражали, обычно полностью удалялись, а в некоторых крупных церквях, таких как Утрехтский собор, большие надгробные памятники помещались там, где они встали, отчасти для того, чтобы затруднить их возвращение в случае изменения политических условий. После окончания Восьмидесятилетней войны в городах и районах, ставших протестантскими, старые католические церкви были полностью или почти полностью переданы новой установленной церкви кальвинистской голландской реформатской церкви, а другие конгрегации предоставлены самим себе.

Пустое и пустое состояние тех церквей, которые остались в руках католиков после того, как военные действия в конечном итоге закончились, вызвали масштабную программу пополнения запасов католического искусства, которая должна была многое сделать с энергией северного маньеризма, а затем живописи фламандского барокко, и многие готические церкви были преобразованы в барокко. На севере, в настоящее время в основном протестантское, религиозное искусство в значительной степени исчезло, и живопись Золотого века Голландии была сосредоточена на широком спектре светских тем, таких как жанровая живопись, пейзажное искусство. и натюрморты с результатами, которые иногда могли удивить протестантских министров, инициировавших движение. По словам одного ученого, это «было не только драматическим изменением функции искусства, это был контекст, в котором наша нынешняя концепция искусства, которую литературный критик М.Х. Абрамс назвал« искусством как таковым », начала формироваться ", заменив" конструктивную модель ", в которой теория искусства занималась тем, как мастера создавали свои работы," созерцательной моделью ", касающейся воздействия законченных работ на" одинокого воспринимающего "или зрителя.

Изображения
См. Также
Примечания
Ссылки
  • Арнаде, Питер Дж., Нищие, иконоборцы и гражданские патриоты: политическая культура голландского восстания, Cornell University Press, 2008, ISBN 0-8014 -7496-5, ISBN 978-0-8014-7496-5
  • Чарни, Ной, Похищение мистического агнца: правдивая история самого желанного шедевра в мире, PublicAffairs, 2010, ISBN 1-58648-800-7, ISBN 978-1-58648-800-0
  • Эйре, Карлос Миннесота, Война против идолов: Реформация поклонения от Эразма до Кальвина, Cambridge University Press, 1989, ISBN 0-521-37984-9, ISBN 978-0-521-37984-7
  • Эллиотт, Дж. Х., Разделенная Европа, 1559–1598, много изданий, ссылки на страницы из классических историй Европы Блэквелла, Wiley-Blackwell, 2 edn. 2000 (1-е издание 1968 г.), ISBN 0-631-21780-0, ISBN 978-0-631-21780-0
  • Дэвид Фридберг, «Живопись и контрреформация», из каталога к «Эпохе Рубенса», 1993, Бостон / Толедо, Огайо, онлайн PDF
  • Лесже, Кле, Рост рынка Амстердама и обмен информацией: купцы, коммерческая экспансия и изменение пространственной экономики Низких стран, c. 1550–1630, Ashgate Publishing, Ltd., 2006, ISBN 0-7546-5220-3, ISBN 978-0-7546-5220- 5
  • Миола, Роберт С., Ранний современный католицизм: антология первоисточников, Oxford University Press, 2007, ISBN 0-19-925985-2, ISBN 978-0-19-925985-4
  • Монтиас, Джон Майкл. Вермеер и его окружение: Сеть социальной истории, Princeton University Press, 1991, ISBN 0-691-00289-4, ISBN 978-0 -691-00289-7
  • Питегри, Эндрю. Эмден и голландское восстание: изгнание и развитие реформированного протестантизма, Oxford University Press, 1992, ISBN 0-19-822739-6, ISBN 978-0-19-822739-7
  • Рамзи, Джордж Даниэль, Торговцы королевы и восстание Нидерландов: конец антверпенского рынка, часть 2 книги «Конец антверпенского рынка», Manchester University Press ND, 1986, ISBN 0-7190-1849-8, ISBN 978-0-7190-1849-7
  • Спайсер, кальвинистские церкви в начале Нового времени. Европа, Manchester University Press, 2007, ISBN 0-7190-5487-7, ISBN 978-0-7190-5487-7
  • Влиге, Х., Фламандское искусство и архитектура, 1585–1700. Yale University Press Pelican history of art, 1998, Yale University Press, ISBN 0-300-07038-1
  • Вагнер, Роджер, "Искусство и вера", гл. 10 в: Харрис, Ричард и Брайерли, Майкл У. (ред.), Общественная жизнь и место церкви: размышления в честь епископа Оксфордского, Ashgate Publishing, Ltd, 2006, ISBN 0-7546-5301-3, ISBN 978-0-7546-5301-1
  • Уэллс, Гай, Вильгельм Оранский и княжеские добродетели, в Mack, Phyllis and Jacob, Margaret C. (eds), Политика и культура в Европе раннего Нового времени: Очерки в честь Х. Г. Кенигсбергера, Cambridge University Press, 1987, ISBN 0- 521-52702-3, ISBN 978-0-521-52702-6
Дополнительная литература
На Викискладе есть материалы, связанные с Beeldenstorm.
  • Freedberg, Давид, Иконоборчество и живопись во время восстания в Нидерландах, 1566–1609, 1988, Гарланд, ISBN 978-0-8240-0087-5
Последняя правка сделана 2021-05-12 09:33:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте